Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101)




Скачать 134.38 Kb.
НазваниеПрограмма по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101)
Дата публикации26.06.2013
Размер134.38 Kb.
ТипПрограмма
exam-ans.ru > Биология > Программа
Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета

и факультета спортивной медицины

(для специальности: Лечебное дело, 060101)
Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

277

Аудиторные занятия, в том числе:

185

Лекции

74

Практические занятия

111

Самостоятельная работа

92

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен


1. Цели и задачи учебной дисциплины
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Теоретическая подготовка, а также практические навыки по микробиологии, вирусологии и иммунологии ориентированы на конечную цель подготовки врачей в соответствии с квалификационными характеристиками. Современные достижения микробиологии, вирусологии и иммунологии, их роль и значение в клинической и профилактической медицине обосновывают важность знаний по этим дисциплинам, которыми должны овладеть студенты на первом этапе обучения, независимо от того, на каком медицинском факультете они обучаются. Преподавание микробиологии интегрировано с программами смежных кафедр профильных факультетов.

^ 1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе

Современные представления о патогенезе заболеваний делают очевидным микробную природу большинства видов патологии человека и роль иммунной системы в реализации любого патологического процесса. Кроме того, в поддержании жизни и здоровья людей важную роль играет микрофлора окружающей среды, организма человека и животных. В связи с этим значительно возросла актуальность изучения микроорганизмов и системы иммунитета. Особое внимание уделяется изучению механизмов взаимодействия паразита и хозяина, приводящих к возникновению болезней, изучению свойств антимикробных препаратов и схем их использования, а также современных подходов к диагностике. Изучение свойств микроорганизмов и механизмов реализации патологического процесса с учетом роли иммунной системы позволит практикующим врачам-педиатрам обоснованно прогнозировать характер течения болезни. Рациональное использование существующих методов лабораторной диагностики необходимо для своевременной постановки и уточнения этиологического диагноза и выбора рациональной и эффективной этиотропной терапии. Выявление микроорганизмов как причины соматических заболеваний увеличивает значение профилактических мероприятий, в т.ч. иммунопрофилактики (с использованием вакцин, специфических иммуноглобулинов и др.).

Т.о. основные разделы курса включает изучение значимых с медицинской точки зрения свойств микроорганизмов, особенностей их взаимодействия с организмом хозяина и иммунной системой, а также вопросы диагностики, профилактики и антимикробной терапии.
^ 1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Кафедра общей биологии:

  • Общая цитология: строение клетки эукариот; ультраструктура и молекулярная биология клетки эукариот; строение, состав, свойства и назначение ультраструктурных компонентов клетки.

  • Основы иммунологии: строение иммунной системы у животных разного уровня организации.

  • Паразитология: свойства протистов и гельминтов – возбудителей болезней человека: классификация и номенклатура, строение и свойства, жизненный цикл, экология, пути и способы передачи, патогенность и особенности взаимодействия с организмом хозяина; взаимодействие протистов и гельминтов с микроорганизмами (бактерии и вирусами) и их роль как резервуара патогенных микроорганизмов.


Кафедра гистологии:

  • Цитология: функциональная морфология клетки. Общие принципы структурно-функциональной организации клетки и ее компонентов. Клеточный цикл и его регуляция. Регуляция пролиферации и дифференцировки клеток. Регуляция жизнедеятельности клетки: рецепторный аппарат и принципы передачи внутриклеточных сигналов. Старение и гибель клеток.

  • Общие принципы организации тканей; состав и функции межклеточного вещества.

  • Особенности морфологии, ультраструктура и функции эпителиальных клеток, клеток соединительной и нервной тканей, клеток ретикуло-эндотелиальной системы.

  • Строение центральных и периферических органов иммунной системы. Классификация, количественный состав, образование, созревание, функции клеток иммунной системы. Структурные основы иммунных реакций. Методы цитологических и гистологических исследований, гистологические методы окраски, цитохимические и гистохимические, иммуноцитохимические и иммуногистохимические методы исследования. Методы культивирования клеток и тканей вне организма.


Кафедра биохимии:

  • Строение и свойства биополимеров: белков, полисахаридов, нуклеиновых кислот.

  • Учение о ферментах

  • Основные процессы анаболизма и катаболизма в клетке.

  • Процессы биосинтеза белка, нуклеиновых кислот и др. биополимеров и принципы их регуляции.

  • Репликация, транскрипция и трансляция генетической информации

  • Принципы организации биологических мембран. Транспорт через мембраны.

  • Химический состав основных биологических жидкостей.

  • Белки крови: система комплемента; иммуноглобулины (антитела): строение и функции.


Кафедра нормальной физиологии:

  • Физиологические процессы, являющиеся мишенями действия микроорганизмов и их токсинов (терморегуляция и регуляция сосудистого тонуса, пищеварение, секреция, проведение нервного импульса и др.).

  • Учение о стрессе


^ 1.4. Связь с последующими дисциплинами

    • Кафедра фармакологии: основы антимикробного действия антибиотиков и их свойства, механизмы микробной устойчивости.

    • Кафедра патологической анатомии и Кафедра патологической физиологии: учение об инфекции, механизмы взаимодействия паразита и хозяина, прямые и опосредованные механизмы повреждения.

    • Все клинические дисциплины: роль микроорганизмов как возбудителей болезней человека: источники, пути и способы заражения, механизмы взаимодействия паразита и хозяина, прямые и опосредованные механизмы повреждения, принципы и методы диагностики, профилактики и выбора антимикробных препаратов для этиотропной терапии.


^ 2. Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании изучения курса микробиологии, вирусологии и иммунологии студент должен:

А. Овладеть следующими профессиональными знаниями:

  • Знать правила противоэпидемического режима и техники безопасности при работе в с патогенными микроорганизмами

  • Знать правила сбора, хранения и транспортировки материала для микробиологических (бактериологических, микологических), вирусологических, иммунологических, молекулярно-биологических исследований.

  • Знать состав и свойства микробов нормальной микрофлоры организма человека.

  • Знать особенности состава и свойств микробов нормальной микрофлоры организма ребенка.

  • Знать номенклатуру и таксономию микроорганизмов – возбудителей болезней человека.

  • Знать клинически значимые биологические свойства микроорганизмов- возбудителей болезней человека: их морфологию и ультраструктуру, условия существования и принципы культивирования, устойчивость к действию факторов внешней среды.

  • Знать экологию клинически значимых микроорганизмов, природные резервуары и источники инфекции.

  • Знать пути распространения микроорганизмов и способы заражения человека.

  • Знать факторы вирулентности микроорганизмов- возбудителей болезней человека и их роль во взаимодействии паразита и хозяина, прямые и опосредованные механизмы повреждения.

  • Знать о роль системы иммунитета в защите и повреждении организма при инфекции.

  • Знать особенности системы иммунитета у детей

  • Знать ведущие факторы и механизмы защитного иммунитета при заболеваниях, вызванных данным микроорганизмом.

  • Знать методы, используемые для диагностики заболеваний, вызванных данным микроорганизмом.

  • Знать методы профилактики, заболеваний, вызванных данным микроорганизмом.

  • Знать названия и механизмы действия препаратов (вакцин и антител), используемые для активной и пассивной иммунизации против данного микроорганизма.

  • Знать названия, механизмы действия и конечный эффект антибиотиков, активных в отношении данного микроорганизма.

  • Знать механизмы лекарственной устойчивости микроорганизма, пути ее приобретения и способы распространения.

  • Знать правила рационального выбора антибиотиков и их комбинации для предупреждения возникновения распространения лекарственной устойчивости.

  • Знать ведущие факторы и механизмы противоопухолевого иммунитета.

  • Знать ведущие факторы и механизмы иммунопатологических реакций (гиперчувствительности, аутоиммунных реакций).

  • Иметь представление о причинах иммунодефицитов, принципах их диагностики и лечения.


Б. Приобрести следующие профессиональные умения:

  • Уметь составить план диагностики и выбрать материал для лабораторных исследований.

  • Уметь заполнить бланк направления материала на лабораторное исследование.

  • Уметь оценить морфологические и тинкториальные свойства микроорганизмов при микроскопическом исследовании и провести их ориентировочную идентификацию.

  • Уметь анализировать результаты лабораторных исследований, оценивать их клиническую значимость и достоверность.

  • Уметь оценить роль условно-патогенных микроорганизмов при их обнаружении в исследуемом материале.

  • Уметь обосновать выбор антимикробных препаратов для эмпирической терапии до получения результатов лабораторного исследования.

  • Уметь анализировать результаты определения чувствительности микроорганизма к антибиотикам и использовать их для рационального выбора антимикробных препаратов.

  • Уметь выбрать методы и препараты для иммунопрофилактики и иммунотерапии.


В. Приобрести следующие профессиональные навыки:

  • Микроскопия с иммерсионной системой.

  • Приготовление препаратов для микроскопии (нативных препаратов и фиксированных мазков)

  • Окраска фиксированных мазков простыми и сложными (по Граму) методами.



^ 3. Тематический план дисциплины
3-й семестр

  1. Морфология бактерий, грибов и простейших

  2. Физиология бактерий, грибов и простейших

  3. Морфология и физиология вирусов

  4. Генетика микроорганизмов

  5. Экология микроорганизмов

  6. Антимикробные препараты

  7. Учение об инфекции

  8. Основы иммунологии


4-ый семестр

  1. Аэробные бактерии - возбудители гнойно-воспалительных заболеваний у детей

  2. Анаэробные бактерии - возбудители гнойных и раневых инфекций у детей

  3. Возбудители респираторных инфекций у детей

  4. Возбудители кишечных инфекций у детей

  5. Возбудители урогенитальных инфекций у детей

  6. Грибы – возбудители болезней человека

  7. Возбудители зоонозных инфекций

  8. Возбудители трансмиссивных инфекций

  9. Вирусы - возбудители болезней человека



^ 4. Содержание дисциплины
3-й семестр

Раздел 1. Общая медицинская микробиология

Тема 1.1. История микробиологии, вирусологии и иммунологии.

Открытие микробов и вирусов. Основные работы Л. Пастера и Р.Коха, Д.И.Ивановского. Основные этапы развития микробиологии, вирусологии и иммунологии. Развитие микробиологии и вирусологии в России.

Открытие антимикробных препаратов. Формирование иммунологии как самостоятельной науки. Основные этапы развития иммунологии. Современный этап развития микробиологии, вирусологии и иммунологии.

Тема 1.2. ^ Систематика и номенклатура микроорганизмов.

Основные таксономические категории: царство, отдел, класс, семейство, вид. Внутривидовые категории (биовары): морфовар, серовар, фаговар, патовар и др..

Популяции микробов, штамм, клон, культура. Номенклатура бактерий. Методы классификации микроорганизмов: нумерическая таксономия. Молекулярные методы выявления родственных связей между микроорганизмами, филогенетическая классификация.

Тема 1.3. ^ Морфология, ультраструктура и химический состав микроорганизмов и их сообществ.

Основные структуры микробной клетки и их функции: нуклеоид, цитоплазма, рибосомы, включения, цитоплазматическая мембрана. Клеточная стенка грамположительных и грамотри-цательных бактерий, периплазматическое пространство и зоны Байера.

Капсула и капсулоподобные оболочки, реснички (пили) и ресничкоподобные структуры, жгутики. Секретируемые компоненты микробных клеток. L-формы бактерий, протопласты, сферопласты. Споры бактерий.

Особенности строения микобактерий, актиномицетов, спирохет, микоплазм, риккетсий и хламидий.

Морфология и ультраструктура грибов.

Морфология и ультраструктура простейших.

Морфология и ультраструктура колоний и биопленок: контакты между клетками, дифференциация клеток, дополнительные структуры.

Тема 1.4. ^ Физиология микроорганизмов.

Метаболизм и питание бактерий. Источники энергии, углерода, азота, минеральных веществ. Автотрофы и гетеротрофы (прото- трофы и ауксотрофы). Анаболические и катаболические процессы. Механизмы и типы питания бактерий. Транспорт веществ в микробную клетку и из нее (пассивная диффузия, активный транспорт, фосфотрансферазный путь, котрансляционная секреция, транспорт в мембранных пузырьках). Основные источники энергии (макроэргические соединения, трансмембранный электрохимический потенциал). Особенности биохимических процессов у аэробных и анаэробных бактерий. Отношение микроорганизмов к температуре (психрофилы, мезофиллы и термофилы).

Подвижность микроорганизмов: роль жгутиков, фибрилл, механизм движения жгутиков, источники энергии, хемотаксис микроорганизмов. Рост и размножение бактерий. Пигменты бактерий. Конститутивные и индуцибельные процессы в микробных клетках. Морфогенез бактерий (образование цитоплазматической мембраны, клеточной стенки, капсулы и капсулоподобных оболочек, ресничек и жгутиков). Регуляция метаболизма микроорганизмов: регуляция синтеза ДНК, транскрипции, трансляции, транспорта и морфогенеза клетки. Роль внешних факторов в регуляции свойств микроорганизмов (питательные вещества, температура и др.).

Особенности метаболизма риккетсий, хламидий, микоплазм.

Особенности метаболизма грибов и простейших

Особенности развития микробных популяций и сообществ.

Методы культивирования микроорганизмов.
^ 4-й семестр

Раздел 4. Частная медицинская микробиология

Унифицированная схема изучения патогенных и условно-патогенных бактерий:

Положение в систематике. Номенклатура, классификации. Роль в патологии.

Морфология, ультраструктура, химический состав, тинкториальные свойства.

Физиология, чувствительность к внешним факторам. Антигены. Генетика.

Экология. Эпидемиологические особенности. Пути и способы заражения.

Факторы патогенности и их роль во взаимодействии паразита и хозяина. Иммунитет.

Лабораторная диагностика: Исследуемый материал (выбор, взятие и направление материала в бактериологическую лабораторию). Микроскопические методы. Бактериологические методы (принципы выделения чистой культуры возбудителя, ее идентификации и внутривидового типирования). Определение чувствительности выделенной культуры к антибиотикам. Определение специфических антигенов и генетических маркеров в исследуемом материале и другие экспресс-методы лабораторной диагностики. Серологические методы. Обнаружение антител в сыворотке крови больного. Диагностические титры антител. Определение динамики нарастания антител в парных сыворотках. Кожно-аллергические пробы.

Значение количественных методов при лабораторной диагностике заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами. Оценка результатов клинико-диагностических исследований. Критерии для оценки роли условно-патогенных бактерий в патологии.

Оформление документации.

Антибиотики и химиотерапевтические препараты. Особенности лекарственной резистентности. Специфическая профилактика и лечение: вакцины, иммунные сыворотки и иммуноглобулины. Препараты бактериофаговфагов.
Тема 4.1. Аэробные бактерии-возбудители гнойно-воспалительных заболеваний у детей.

Грамположительные кокки и палочки.

Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии.

Тема 4.2. Анаэробные бактерии – возбудители гнойных и раневых инфекций у детей.

Неспорообразующие грамположительные и грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии.

Спорообразующие грамположительные палочки

Тема 4.3. Бактерии – возбудители респираторных инфекций у детей.

Грамположительные кокки и палочки.

Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии.

Микоплазмы, хламидии и риккетсии

Актиномицеты. Микобактерии.

Тема 2.4. Возбудители кишечных инфекций у детей

Грамположительные кокки и палочки.

Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии.

Тема 4.5. Возбудители урогенитальных инфекций у детей

Грамположительные кокки и палочки.

Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии.

Микоплазмы, хламидии и риккетсии

Тема 4.6. Грибы – возбудители болезней человека:

Возбудители системных (или глубоких) микозов у детей

Возбудители подкожных (субкутанных) микозов у детей

Возбудители эпидермомикозов (дерматомикозов) у детей

Возбудители поверхностных микозов (кератомикозов) у детей

Условно-патогенные грибы – возбудители оппортунистических микозов.

Тема 4.7. Бактерии - возбудители зоонозных инфекций

Тема 4.8. Бактерии - возбудители трансмиссивных инфекций

Тема 4.9. Вирусы - возбудители болезней человека

РНК-содержащие вирусы (ортомиксовирусы, парамиксовирусы, пикорнавирусы, рабдовирусы, реовирусы, флавивирусы и др.)

ДНК-содержащие вирусы (аденовирусы, герпесвирусы, вирусы папилломы и др.).

Вирусы гепатита. Вирусы иммунодефицита. Онкогенные вирусы. Эндогенные ретровирусы (ретротранспозоны).

Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература:

  1. Поздеев О.К. Медицинская микробиология. Учебное пособие для вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 768 с.

  2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. В.В. Теца. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: Медицина, 2002. – 352 с.


Дополнительная литература:

  1. Зверев В.В., Бойченко М.Н. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология (в 2-х томах). - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 448 с.

  2. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. - М.: Медицинское информационное агентство, 2005.- 736 с.

  3. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология / Под ред. А.А. Воробьева. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 691с.

  4. Тец В.В. Клиническая микробиология. Микроорганизмы и антибиотики. Заболевания дыхательной системы. – СПб: "Эскулап», 2002, - 180 с.

  5. Тец В.В. Клиническая Микробиология. Микроорганизмы и антибиотики. Сепсис. - СПб: "Эскулап», 2003. - 154 с.

  6. Тец В.В. Клиническая микробиология. Микроорганизмы и антибиотики. Заболевания, передающиеся половым путём. - СПб: "Эскулап», 2004. – 230 с.

  7. Тец В.В. Клиническая микробиология. Микроорганизмы и антибиотики. Заболевания мочевыводящих путей. - СПб: Кле-Т, 2005. - 164 с.

  8. Тец В.В. Клиническая Микробиология. Микроорганизмы и антибиотики. Инфекции кожи, мягких тканей костей и cуставов. СПб: Кле-Т, 2006. - 125 с.

  9. Тец В.В. Клиническая Микробиология. Микроорганизмы и антибиотики Нозокомиальные инфекции. СПб: Кле-Т, 2007. - 132 с.

  10. Тец В.В. Клиническая Микробиология. Микроорганизмы и Антибиотики. Инфекции в оториноларингологии. СПб: Кле-Т, 2009. - 165 с.

  11. Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина. 1999. 608 с.

  12. Мейл Д., Бростофф Дж., Рот Д.Б., Ройт А. Иммунология. Пер. с англ. - М.: Логосфера, 2007. - 568 с.

  13. Essential Procedures for Clinical Microbiology / Ed. H.D. Isenberg – ASM PRESS – Washington D.C., 1998. – 838 p.

  14. Jawetz, Melnick and Adelberg’s Medical Microbiology (25d edition) - McGraw-Hill Medical Publishing, 2010. – 814 р.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconПрограмма ига по специальности 060101. 52 «Лечебное дело»
Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму...

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconПрограмма ига по специальности 060101. 52 «Лечебное дело»
Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму...

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconПрограмма по микробиологии для обучения студентов педиатрического факультета
Преподавание микробиологии интегрировано с программами смежных кафедр профильных факультетов

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconПрограмма по микробиологии для обучения студентов стоматологического...
Преподавание микробиологии интегрировано с программами смежных кафедр профильных факультетов

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconРабочая программа производственной практики для специальности 060101. 52 “Лечебное дело”
ПМ. 01. Диагностическая деятельность. Мдк. 01. 01. Пропедевтика клинических дисциплин

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconМетодические указания предназначены для студентов факультета заочного...

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconПеречень вопросов для экзамена по госпитальной терапии для студентов...

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconМетодические указания и контрольные задания для слушателей факультета...
Методические указания и контрольные задания для слушателей факультета заочного обучения по специальности 280104. 65 – Пожарная безопасность...

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconОчная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconУправление производством
Рабочая программа и тематика контрольных работ для студентов экономической специальности заочной формы обучения: 0608 – факультета...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную