Модернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема




Скачать 70.25 Kb.
НазваниеМодернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема
Дата публикации16.06.2013
Размер70.25 Kb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > Экономика > Документы
Корепанов В.К.

преподаватель финансово-экономических дисциплин

Альметьевского государственного института муниципальной службы

в г. Альметьевске, Российская Федерация

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАЛОМ ГОРОДЕ КАК СОЦИО-ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Вопросы модернизации высшего финансово-экономического образования в социо-философском дискурсе приобретают особую актуальность применительно к их разрешению в малом городе. В современной общепринятой российской классификации городов к малым городам относятся те населенные пункты, численность жителей которых составляет до 50 тыс. чел., используя следующую классификацию городов: малые (до 50 тысяч жителей), средние (50—100 тысяч), большие (100—250 тысяч), крупные (250—500 тысяч), крупнейшие (500 тысяч — 1 миллион) и города-миллионеры (свыше 1 миллиона жителей).

Разрыв между теорией и практикой научных разработок в контексте релевантности социальных исследований, их учета в образовательной деятельности в рамках вуза, а также бизнесом и вузом России, - очевиден [1]. Ситуация усугубляется во многих регионах и муниципалитетах по сравнению с федеральным центром (под федеральным центром здесь имеются в виду в первую очередь города федерального значения Москва и С.-Петербург). Малые города (в России это населенные пункты с численностью жителей от 12 до 50 тыс. чел. и рядом специфических признаков) – обычно как наиболее уязвимые и наименее развитые в социально-экономическом, политическом и культурном плане – особенно нуждаются в развитии. Относится это и к сфере образования (в том числе и финансово-экономического), его модернизации и умеренного конструктивного преобразования в соответствии с запросами рыночных отношений [5], с потребностями профессиональной специализации высшего образования к условиям бизнеса и ведения предпринимательской деятельности. Уменьшить этот гэп (разрыв, лаг) может только последовательное и всестороннее социальное взаимодействие вуза и бизнеса в современном социуме малого города.

Именно бизнес и социальное предпринимательство должны определять предпочтения в образовании молодых специалистов [1]. Что же предстоит сделать в современном пространстве взаимоотношения науки, образования и предпринимательского начала в малом городе в философском спектре?

К вопросам междисциплинарного научного синтеза в соответствии с потребностями профессиональной специализации обращается ныне ряд исследователей в контексте системно-практического экономического знания. Автор данной статьи также признает в перспективе ведущую роль междисциплинарного знания в контексте социально-философского взаимодействия наук, предлагая «синтезировать» новые научные направления (например философия предпринимательства, читаемая, на английском языке (здесь «синтез», или взаимодействие в системном сочетании соответствующих трех сфер (дисциплин): философия+основы предпринимательства+ин. (англ.) язык). Междисциплинарный научный синтез хотя и сужает тематику предлагаемого для изучения материала в рамках конкретной дисциплины (например философии), возможно при этом расширяя его в целом, угрожая системности его восприятия, но в то же время обеспечивает более качественное его усвоение - через призму практического обучения - в деятельности будущего дипломированного экономиста.

К проблеме реального педагогического воплощения данной научно-образовательной идеи относится прежде всего сложность подбора (собственной подготовки, приглашения из ближайших (соседних) крупных научных центров, организации программы обмена преподавательскими кадрами и изыскания финансирования данных проектов и т.п.) в малом городе квалифицированного профессорско-преподавательского состава и компетентных специалистов-практиков, релевантно относящихся к нашему предложению (здесь – к философии предпринимательства). С другой стороны, проблемной представляется и возможность отбора соответствующей категории учащихся, способных адекватно воспринимать тематику предлагаемого для изучения междисциплинарного курса и способ (метод) его преподнесения (англ. яз., активные (в том числе и игровые) методы обучения и др.). Касательно же способа подачи лекционных и семинарских занятий, отметим о необходимости комплексного внедрения инновационных методик в обучении иностранным языкам (сочетание методов Шехтера, Васильевых, Ильи Франка и др.). Подход к обучению языкам может быть ориентирован на конечный творческий результат с учетом индивидуальных личностных черт студента, его толерантных качеств, совершенствования коммуникативного подхода. В этом случае мы можем говорить о синергийности аспектов обучения как согласованности взаимодействия структурных элементов системы образования как единого целого [10].

В то же время «в рамках модернизации финансово-экономического образования» в качестве важного фактора образованности выступает вопрос о формировании хороших лингвокультурных компетенций будущего и настоящего специалиста» [2]. Относится это и к специалистам малого города, поскольку предполагаемая в будущем интенсификация профессионального межкультурного и межтерриториального социально-экономического взаимодействия, межгосударственного общения и финансово-экономическая интеграция предъявляют новые требования к профессиональной мобильности (во всех аспектах данного понятия) и овладению релевантными в конкретных условиях иностранными языками. Повсеместная неуклонная (хотя и разноскоростная) тенденция к глобализации межхозяйственных связей ведет к стиранию границ, в том числе и межтерриториальных. Городские агломерации разрастаются во все более упорядоченную систему развивающейся инфраструктуры (транспортной, коммунальной, энергетической и т.д.) и вот глядишь: прежде малый город входит в состав нового мегаполиса. Конечно, это дискуссионный вопрос, а тенденции демографии в России, особенно в малом городе, сейчас весьма неустойчивы (в целом с негативным трендом), препятствуя росту малых городов и их включению в формирование новых агломераций. Однако неотъемлемым компонентом современной глобальной инфраструктуры является, на наш взгляд, и язык (речь идет в первую очередь о мировых и международных языках), связывая народы и объединяя пространства (особенно виртуально, в сети Интернет) – назовем это «лингвистической инфраструктурой». «Современное социокультурное понимание творческих аспектов языка осмысливается в виде разнообразных лингвокоммуникативных ритуалов, «конструирующих» социокультурные реальности» (Багаутдинов А.А. [7:с.7]). Развитие сетевой Интернет-индустрии муниципального, регионального, национального и мирового образования (e-learning, off-campus education [1]) приводит в частности и к слиянию малых городов в единое целое, называемое иногда дистанционным образованием. За ним – одна из ведущих ролей в ближайшем будущем науки и образования.

Процесс модернизации финансово-экономического образования в конкретной социокультурной ситуации малого города предполагает осуществление трансформации отечественной научной и образовательной традиции: разработку и претворение в жизнь новых методик переосмысленного содержания учебных дисциплин, смену педагогического менталитета [2]. «Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса», - пишет И.Р. Салахов [3:с.6-12]. В условиях данного процесса много говорят и о «развитии креативности студентов в образовательном пространстве вуза» (Щеглова С.Н. [4:с.158-161]), «формировании образного мышления студентов» (Спицин И.С. [4:с.130-131]), «формировании инновационного мышления выпускника вуза» (Родионова И.В., [4:с.106-109]) и т.п., фактически по-новому представляя содержание и структуру понятия «профессиональная компетентность» студентов вуза и выпускников (Маршуба О.А., [4:с.83-85]) в будущей системе модернизированного образования. Проблемы высшего финансово-экономического образования предстают в свете «социокультурной адаптации студентов к рыночным отношениям» (И.Р. Салахов) [5], как «интегративного, личностно и социально значимого качества специалиста нового типа, представляющего собой совокупность свойств личности, обеспечивающих ее внутреннюю готовность активно включаться в рыночные отношения на социокультурной основе». Салахов И.Р. разработал в своей монографии модель содержания формирования социокультурной адаптации студентов к рыночным отношениям применительно к образованию в ссузах, с учетом опыта их деятельности в малых и средних городах (Елабуга), но мы предполагаем успешную применимость данной модели и в отношении модернизации высшего финансово-экономического образования и развития способности к адаптивности у будущих экономистов.

В этой ситуации модернизация (если не принимать во внимание филиалы) собственной высшей финансово-экономической школы выступает фактором роста конкурентных преимуществ малого города. Новые компоненты: методология, подход к обучению, педагогический менталитет, - и их внедрение в практику преподавания в социальных условиях малого города, - все это определит перспективы образования, в том числе и в области подготовки специалистов финансово-экономического профиля для малого города.

Список литературы


  1. Корепанов В.К. Бизнес и образование: аспекты взаимодействия (перевод)// Международная научно-практическая конференция "Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ". Саратов. 2010. Публикация на англ.яз.: Korepanov V.K. Business and education: aspects of interaction (Eng.)// International scientific-practical conference "Socio-economic development of modern society in terms of reforms". Saratov. - 2010.С. 3-4.

  2. Корепанов В.К. Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы// Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса». Оренбургский государственный университет. Оренбург, 2011. (в печати).

  3. И.Р. Салахов. Образование и наука в современном мире: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2008. – 384 с.

  4. Традиции и новации гуманитарного образования в формировании общекультурных компетенций: Материалы межвузовской научно-практической конференции (Москва, 26 ноября 2009г.).–М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина,2009.–169с.

  5. И.Р. Салахов. Социокультурная адаптация студентов к рыночным отношениям: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 184 с.

  6. Высшее образование и наука. Сборник научных трудов// НОУ ВПО Академия управления «ТИСБИ». – Альметьевск. 2008.

  7. Багаутдинов А.А. Язык как метатеоретический концепт и конструктор социокультурной реальности// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Казань, 2006.

  8. Воспитательная работа в современном вузе: концепция, программы, технологии. Казань. 2003

  9. Ситуационные исследования. Выпуск 1: Ситуационный подход. По материалам всероссийского семинара/Под общей ред. проф. Н.М. Солодухо. Казань: Изд-во КГТУ, 2005. 188 с.

  10. Корепанов В.К. Системный творческий подход к толерантности и индивидуальности обучения//VII Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы методики обучения русскому языку как иностранному в условиях модернизации образования".МПГУ.М.:2011.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема iconНовороссийский филиал государственного образовательного учреждения...
Введение Проблемы воспитания и социо культурного развития подростков Влияние сми на социо- культурное развитие подростков Эмпирическое...

Модернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема iconСоциокультурная ситуация и вопросы модернизации финансово-экономического образования
Й выдвигает в качестве основной задачи воспитание и образование человека, могущего мобильно и квалифицированного откликаться на сложные...

Модернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема iconПоложение о конкурсе молодежных туристских проектов «О малом городе большому миру»
Арзамаса, Арзамасской городской Думой и Арзамасским филиалом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...

Модернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема iconТезисы доклада «Стратегия и тактика как философская и практическая проблема»
Сохраняем также, как правило, орфографию и пунктуацию участников дискуссии в Интернете

Модернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема iconОтчет о деятельности Управления образования администрации муниципального района «Сосногорск»
В 2011- 2012 учебном году в отрасли «Образование» реализовывались два основных проекта: модернизация общего образования и модернизация...

Модернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема iconАнализ социо-эколого-экономической устойчивости развития региона
Кудрявцева О. В., д э н., доцент, кафедра экономики природопользования экономического факультета мгу имени М. В. Ломоносова

Модернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема iconРымарева А. С. значение и особенности деятельности специалистов финансово-экономического...
В то время как обязанности казначея прописаны в Уставе об управлении рпц в разрезе работы ревизионной комиссии, деятельность таких...

Модернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема iconМосковский финансово-промышленный университет Синергия
Астраханского филиала Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Модернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема iconКурсовая работа
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования – Всероссийский заочный финансово-экономический...

Модернизация высшего финансово-экономического образования в малом городе как социо-философская проблема iconМодернизация кабинета музыки в XXI веке
В XXI веке человек должен быть ориентирован на знания и использование новых технологий. Именно такого выпускника готовит современная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную