Лекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия»,




Скачать 491.6 Kb.
НазваниеЛекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия»,
страница1/4
Дата публикации14.06.2013
Размер491.6 Kb.
ТипЛекция
exam-ans.ru > Философия > Лекция
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра _философии_

(название кафедры)
Утверждаю

Начальник кафедры философии_

(название кафедры)

. Д.И. Грядовой

(подпись)
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность)
Фондовая лекция

по __________________ФИЛОСОФИИ_______________________

(название учебной дисциплины)
Тема _№ 7 «УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ»_

(название темы)

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии

протокол №_9_

от «9» _апреля_2007 г.

Москва 2007
ТЕМА № 7
^ УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ
ПЛАН


Введение

..…………………………………………….

с. 3

Вопрос 1

Предмет и функции социальной философии…………….…………………...


с. 5

Вопрос 2

Специфика социального познания общества. Исторические типы философских учений об обществе. Философский и социологический подход к изучению общества…..…………………

с. 20

Вопрос 3

Общество как подсистема объективной реальности. Аспекты и уровни системного рассмотрения общества...…...



с. 40

Вопрос 4

Понятие общественных отношений. Общественные отношения и системность общества……………………………….......



с. 47

Заключение

..…………………………………………….

с. 50

Список литературы


..…………………………………………….


с. 51


ВВЕДЕНИЕ

Лекция по ТЕМЕ № 7 «УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ» принадлежит к РАЗДЕЛУ II. «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского университета МВД России и предназначена для курсантов и слушателей всех специальностей.

Таким образом, эта тема начинает новый раздел курса, посвященный социальной философии, ее месту и роли в системе философского знания.

Актуальность темы заключается в определении философского взгляда на общество для понимания наиболее общих закономерностей и тенденций его развития. Это поможет выстроить правильную стратегию развития России в контексте глобальных проблем мирового развития, найти оптимальное соотношение и согласованность различных сфер жизни общества, лучше понять место государства и правоохранительных органов на современном этапе истории.

Теоретическая значимость лекции заключается в построении наиболее общей теоретической концепции анализа общества, определением разных методологических подходов его анализа, формационного, цивилизационного, социокультурного выяснения его структуры и функционирования, соотношения общественных и надстроечных элементов материальной и духовной жизни.

Практическая значимость лекции заключается в выделении специфики анализа общества разными общественными и философскими науками, координации их усилений, определение связей между различными сферами общественной жизни и методологическими подходами анализа общества, в формировании методологической культуры, способности анализировать различные социальные процессы.

Предметом лекции является определение объекта и предмета социальной философии, основных методологических подходов анализа общества, категориального аппарата.

Целью лекции является формирование целостного представления о современном уровне философского осмысления общества и возможностях категориального аппарата философии в анализе сложных общественных явлений.

Задачи лекции:

  1. Определение объекта, предмета и структуры социально-философского знания.

  2. Раскрытие специфики социального познания.

  3. Выделение основных системных уровней и аспектов анализа общественной жизни.

  4. Раскрытие специфики социальной деятельности, характерных черт в деятельности правоохранительных органов.

Взаимосвязь лекции с ранее изученным материалом.

При определении специфики социального познания общества и его бытия мы опираемся на общие положения онтологии, гносеологии и методологии, выделяя особенности познания общества и встраивая представления о социальной реальности в философскую картину мира.

Взаимосвязь лекции с последующими темами обусловлена тем, что в данной теме определяются наиболее общие социально-философские подходы, а в последующих темах они будут пополняться конкретно-историческим содержанием.

Вопрос 1.

^ ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

В настоящее время в российских вузах встречается пренебрежительное отношение к социальной философии, которую часто подменяют историей социальной философии, социологии или политологии. Главной причиной такого отношения к социальной философии является то незавидное положение, которое социальная философия занимала ранее в советских вузах, когда она попала в зависимое положение от господствующей идеологии. В качестве единственно правильной студентам навязывалась концепция Маркса, которая преподносилась абсолютно отвлеченно от реалий того времени.

Но одновременно следует отметить, что в последнее время среди учащейся в вузах молодежи наметился стойкий интерес к философии истории. Конечно, прежде всего, студентов интересуют проблемы истории философии России: что произошло, что происходит и что произойдет с нашей страной. Студенты хотят знать, была ли случайной большевистская власть или она появилась генетически. Как могло случиться, что в век передовых технологий страна с богатейшими ресурсами была не в состоянии прокормить свое население. Нас интересует вопрос, было ли в истории нечто подобное нашему обществу, или оно является самобытным изобретением именно российской действительности. Случайны ли сходства в социально-экономической организации советского общества и восточных цивилизаций с их государственной собственностью и государственной регламентацией общественной жизни?

Применимы ли к России модели западной цивилизации с рыночной организацией экономики, представительной демократией и «суверенизацией» индивида или же в качестве «евразийской» державы, синтезирующей традиции Запада и Востока, мы должны искать свой особый путь общественного развития?

Серьезные ответы на эти и другие вопросы невозможны без обращения к социальной философии.

Нам нужно будет понять, что представляет собой «общество вообще», ответить на вопрос, как функционируют социальные системы, понять, что такое культура и как она складывается в обществе, как соотносится с национальными интересами. Нам придется рассмотреть вопрос о возможностях объективных закономерностей в истории, рассмотреть формы исторической типологии обществ, направленность исторического развития, гипотезы прогресса и смысла истории. Нам придется изучать не только общество, но и «человека вообще», осмыслить систему его потребностей и интересов, стимулирующих социальную активность, постичь значение свободной человеческой воли и т.д.

Мы попытаемся ответить на эти вопросы с различных точек зрения, существовавших и существующих в социальной философии. Следует отметить, что социальная философия не обладает большим числом бесспорных истин, которые нуждались бы не только в обсуждении, сколько в усвоении и запоминании. Эта область знания представляет собой сферу острейших идейных споров. Эта особенность теоретического обществознания нравится далеко не всем. Но здесь надо иметь в виду, что при изучения социальной философия наилучшим является проблемный способ изучения, который требует особой умственной активности.

Из истории общественной мысли мы знаем, что немалое число оригинальных умов было убеждено в том, что социокультурная реальность недоступна научному познанию, закрыта для категориального мышления. Другие не были столь пессимистичны и полагали, что общество недоступно не познанию вообще, а познанию «классического» естественнонаучного типа и допускает изучение особыми «идеографическими» методами (В. Виндельбанд), методами герменевтики (В. Дильтей) и т.д. Наконец оптимисты, как, например П.Сорокин, исходили из убеждения в том, что обществознание есть «нормальная» отрасль и единой и неделимой науки.

Социальная философия, определяя общественную обусловленность развития различных типов разделения и кооперирования человеческой деятельности, перспективы ее изменений, решает не только методологическую, но и мировоззренческую задачу. Она задает систему координат, рисует картины социальной реальности, намечает ориентиры, благодаря которым человеческая личность может определять траектории своего жизненного поведения, создавать условия для своих начинаний.

В традиционной философии четко выделялась область размышлений об обществе, человеке и его культуре. Иногда ее прямо называли социальной философией. Социально-философская проблематика чаше всего существовала в составе философии истории, философии права, политико-социологических исследований. Но в целом традиционная философия была равнодушна к опыту конкретной деятельности людей.

Социальная философия всегда стремилась описать, объяснить, понять совместную жизнь людей другой вопрос в том, как она это осуществляла практически.

Типичной была установка на выявление наиболее общих свойств бытия людей, на характеристику наиболее устойчивых зависимостей между ними, связей, норм, стандартов, которые можно было бы рассматривать как своего рода мерки определения социальных качеств их жизни. «Социальное» рассматривалось как особая структура, проявляющаяся в жизни людей, как особая сила, воздействующая на людей и существующая как бы независимо от них. Социальная философия пыталась объяснить общественно-исторический процесс действием особых социальных форм или структур, функций, определяющих поведение людей. Постепенно структурное видение реальности становиться самоцелью, а структуры трансформировались в самостоятельные сущности. Вопрос о зависимости структур от деятельности людей отодвигается на задний план.

Появляется ряд методологических установок, среди которых особенно следует отметить концепции о роли отдельной личности в истории.

Какие же вопросы общественной жизни интересовали и интересуют философов? Какой вклад социальная философия может и должна внести в научное обществознание?

Если взять за отправную точку рассуждения С.Л. Франка («Духовные основы общества»), который проблему социальной философии характеризовал как выяснение понимания, что есть собственно общественная жизнь и какое место она занимает в жизни человека, то главной задачей социальной философии станет попытка выяснить, что такое общество в его действительном бытии, в единстве его сущности.

Вопрос о предмете социальной философии является сложным. Обладать предметной определенностью может лишь теория, соответствующая строгим канонам научности. Но философия не обладает строгим научным статусом. У многих философов вызывает сомнение и сам вопрос о правомерности социальной философии и ее научности вообще. Возможно ли научное познание общества?

Дело в том, что человеческое общество представляет собой один их наиболее сложных объектов, с которым приходится иметь дело науке. Попытки научного познания сопровождаются долгими и мучительными сомнениями в его возможности и адекватности.

Многие критики научного познания общества исходят из убеждения в том, что подлинно научным является лишь такое знание, которое способно открывать законы изучаемой действительности.

Говоря о законах, имеются в виду не те правовые акты, которые устанавливаются органами государственной власти. Речь идет об объективных законах окружающего нас мира, которые воспроизводятся сознанием людей, но не зависят от их воли, представляют собой существенные устойчиво воспроизводимые связи между различными явлениями.

Практически подтверждаемое существование устойчивых, воспроизводимых зависимостей мира, присущих ему законов, позволяет человеку объяснять конкретные явления, предполагать, как и почему они возникли, развиваются, каким может быть их ожидаемое поведение в будущем.

Поиск подобных законов и объявляется некоторыми философами целью и определяющим признаком научного познания. Противники научного обществознания задают себе главный вопрос: а существуют ли в области общественной жизни такие объективные законы, которые могли бы стать основой для строго научных рассуждений о ней? Отрицательный ответ на этот вопрос и служит причиной сомнения в научности общественного познания.

Главной причиной таких сомнений является специфика повторяемости социальных явлений. Но в общественных процессах повторяемость не лежит на поверхности вещей, не видна невооруженным глазом. Спрашивается, о каких законах может идти речь, если живая история людей представляет собой поток вечно новых, уникальных событий? Их начало, развитие и исход, полагают противники научного обществознания, зависят от множества непрогнозируемых факторов, которые не контролируются и не могут контролироваться никакими законами. История отторгает их по самой своей природе, она есть царство случайного. Закономерность в истории, полагают противники общественной науки, невозможна в принципе, поскольку ею движут люди, находящиеся под влиянием постоянно сменяющихся желаний стремлений страстей способные действовать по прихоти непрогнозируемых настроений, капризов.

Однако и в общественной жизни мы имеем случаи правильной периодической повторяемости: ежегодно отмечаемые праздники, регулярно собираемые съезды и т.д. Но такой повторяемости присущ договорной характер.

А есть ли объективная повторяемость в общественной жизни людей

Отвечая на этот вопрос, необходимо учитывать тот факт, что исторические ситуации невозможно воспроизвести в принципе. История, рассмотренная с точки зрения ее персонажей, событий, свершений, представляет собой реку нельзя войти дважды. Тщетны любые надежды вернуть прошлое, воссоздать его таким, как оно сохранилось в нашей памяти.

Но означает ли это, что любое явление общественной жизни абсолютно уникально, не содержит в себе важных черт повторяющихся в другое время и в другом месте? Многие философы, отвечая на этот вопрос, полагают, что только самое поверхностное рассмотрение не видит повторений в истории, ссылаясь на невоспроизводимость ее конкретных проявлений, не обнаружив в истории ничего такого, что напоминало бы регулярность.

Как в природе, так и в обществе встречаются уникальные явления. Но уникальность явлений отнюдь не абсолютна. Уникальное в общественной жизни не исключает повторяющегося в ней. Любое единичное событие содержит в себе типические признаки, обладающие разной степенью общности. Это зависит от взятого аспекта рассмотрения.

Можно сделать вывод, что конкретная жизнь людей во времени и пространстве осуществляется в неповторимых, уникальных формах. Но было бы ошибочным пола гать эту форму самодостаточной, не видеть стоящего за ней содержания.

В этом смысле любое экстраординарное событие - к примеру, заговор против Цезаря и его убийство заговорщиками - при всей неповторимости его конкретных обстоятельств вполне может быть рассмотрено как типическая коллизия, возникающая при смене политических режимов. В принципе его участники вели себя так, как обычно ведут себя радикальные противники деспотизма.

Поэтому можно сделать вывод, что в общественной жизни встречаются единичные события истории и стоящие за ними, появляющиеся в них структуры человеческого поведения, в которых воплощены его устойчивые, повторяющиеся характеристики.

Социальная философия изучает воспроизводимые структуры социального поведения, реально существующие в истории, социальные законы, которые детерминируют деятельность людей на всем протяжении человеческой истории.

Итак, законы общественного развития, как и природы, носят объективный характер. Они возникают, действуют независимо от человека, его сознания и его воли. Следовательно, существует единство законов общественного развития и законов природы, которое заключается в их объективном характере. Мы не можем отменить закон Ньютона так же, как не можем отменить закон определяющей роли производительных сил в отношении производственных отношений. Но в механизме реализации законы общественного развития и законы природы существенно отличаются друг от друга.

Так, законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек. С развития дело обстоит иначе. С одной стороны они возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. Учитывая эти особенности законов природы и общественного развития, Маркс характеризовал общественное развитие как естественноисторический процесс. С одной стороны, это процесс естественный, т.е. столь же закономерный, необходимый и объективный, как и природные процессы. С другой же стороны это процесс исторический, поскольку он представляет собой результат деятельности самих людей. Люди выступают одновременно и авторами и актерами всемирно-исторической драмы под названием история.

В связи с характеристикой законов общественного развития возникает необходимость различать объективные условия, без которых данное историческое событие не может произойти, и субъективный фактор.

Объективные условия - это независящие от воли и сознания обстоятельства, которые необходимы для порождения данного исторического явления.

Субъективный фактор - это сознательная, целеустремленная деятельность масс, социальных групп, партий, отдельных личностей, направленная на изменение или сохранение объективных условий общественного развития. Субъективный фактор может быть как прогрессивным, так и консервативным и реакционным. Историю творят люди, но не по своему произволу, а будучи вписанными в определенные объективные условия. Свобода есть познанная необходимость: чем лучше познал человек законы природы и общественного развития, тем свободнее он в своей деятельности.

Волюнтаризм отрицает объективный характер законов общественного развития. Возводится в абсолют свобода воли субъекта, отрицается необходимость. Например, народники, анархисты.

Фатализм исключает свободный выбор и активную деятельность субъекта. Абсолютизируются объективные законы общественного развития, а активная деятельность человека сводится к нулю. Например, Л.Н. Толстой считал бесплодной деятельность выдающейся личности. В истории нет свободы.

Но возможна ли единая философия общества? Ведь различные мыслители по-разному решали вопрос о сходствах и различиях в образе жизни стран и народов, существовавших и существующих в истории. Неважно, что один мыслитель считал первоисточником таких сходств систему религиозных верований, другой - особенности экономической организации, третий - формы политического правления или единство всех социокультурных признаков, взятых в их координационной, а не субординационной связи.

Важно то, что никто из философов, размышлявших над историей, не проходил мимо проблем исторической типологии, проблем единства форм социокультурной организации человечества, обсуждая ее с разных позиций.

Но определить предмет социальной философии мы сможем лишь тогда, когда поймем ее место в общенаучном разделении труда. С одной стороны, мы должны установить ее связь с другими философскими науками, с другой стороны, мы должны рассмотреть связь социальной философии с конкретным обществознанием, установить ту грань, которая отделяет философское мышление об обществе от мышления нефилософского. Особо важно понять связи социальной философии с социологией и историческим познанием.

Главной задачей социальной философии является стремление понять, что такое общество в его действительном бытии, в единстве его сущности и существования. Именно социальная философия призвана ответить на вопрос: что мы называем обществом, чем оно является и чем оно не является, почему и как оно существует в мире, каковы его условия, механизмы и формы его реального исторического бытия.

С.Л. Франк считает, что социальная философия должна в связи с этим решить следующие задачи:

1. Установить место общественной жизни в «мировом космическом бытии», ее отношения к «всеобщим началам» мира.

2. Обнаружить исторические инварианты социального устройства, общие любым социальным системам - «от орды древних кочевников и до современных государств».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №10 «наука и методология» принадлежит к разделу II....
Автор Барсегян Сурен Григорьевич, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии

Лекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №8 «философия человека. Личность и правоохранительная...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №13 «природа и сущность права» принадлежит к разделу...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №9 «ценности в структуре человеческой деятельности»...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №14 «основные категории философии права» принадлежит...
Автор Медушевская Наталья Федоровна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №17 «философская культура юриста» принадлежит к разделу...
Адные философские аспекты юридического знания» рабочей программы по курсу «Философия», разработанной кафедрой философии Московского...

Лекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «человек в системе хозяйствования» принадлежит...
Трудовая деятельность как основополагающий фактор в философии хозяйства

Лекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «философия гражданского общества» принадлежит...
Автор Гончаров Николай Петрович, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Лекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №15 «философия российской государственности и права»...
Возникновение и развитие государственности и права: системно-философский анализ

Лекция по теме №7 «учение об обществе» принадлежит к разделу II. «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» рабочей программы по курсу «Философия», iconЛекция по теме №16 «философия самосознания: роль самосознания в процессе...
Автор Золкин Андрей Львович, доктор философских наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную