Российской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю»




НазваниеРоссийской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю»
страница1/20
Дата публикации11.06.2013
Размер2.59 Mb.
ТипУчебное пособие
exam-ans.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Министерство внутренних дел Российской Федерации

Московский университет

Кафедра философии

«Утверждаю»

Начальник кафедры философии

доктор философских наук, профессор

Д.И. Грядовой

«_____» ___________________ 2008 г.

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ:

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


Обсуждено и одобрено на заседании кафедры

протокол № «12» от «30» июня 2008 г.

Москва 2008

Прикладные аспекты философского знания: Учебное пособие / Д.И. Грядовой, Н.В. Балябин, П.П. Марченя, Н.Ф. Медушевская, А.М. Чугунов; [под ред. Д.И. Грядового, П.П. Марченя]. – М.: Московский университет МВД России.
Учебное пособие содержит краткое изложение лекционных материалов по значимым прикладным проблемам курса «Философия» по специальностям 030501.65 «Юриспруденция», 030502.65 «Судебная экспертиза», 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 030505.65 «Правоохранительная деятельность», 090103.65 «Организация и технология защиты информации», 030301.65 «Психология». По всем основным вопросам подобраны списки актуальных источников, новейшей литературы и электронных ресурсов, позволяющие использовать современные информационные технологии. Для курсантов и слушателей системы МВД, адъюнктов, преподавателей и всех интересующихся прикладными аспектами философского знания.
Рекомендовано к печати кафедрой философии Московского университета МВД России
Рецензенты:

Липский В.Н. - начальник кафедры философии Академии Противопожарной службы МЧС России, доктор философских наук, профессор;

Малахов В.П. – начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор
^ Сведения об авторах:

Заслуженный работник Высшей школы, д-р филос. наук, проф. Грядовой Д.И.,

канд. истор. наук, доц. Балябин Н.В.,

канд. истор. наук, доц. Марченя П.П.,

канд. филос. наук, доц. Медушевская Н.Ф.,

канд. филос. наук, доц. Чугунов А.М.
© Московский университет МВД России

© кафедра философии
СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………………5

Глава 1.^ Философия образования: специализация и профессионализ

как основные установки работника правоохранительных органов……..……………...7

Введение к главе 1………………………………………………………………….……………….7

1.1. Философия и ее отношение к образованию………………………………………………....10

1.2. Проблема качества непрерывного образования. Специализация и профессионализм

работника правоохранительных органов в современном обществе………………………15

1.3. Образование как деятельность……………………………………………………………….21

1.4. Гуманизация и гуманитаризация образования……………………………………………...23

Заключение к главе 1………………………………………………………………………………33

Литература, источники и информационные ресурсы по теме 1……………….……………….34

Глава 2. ^ Философия хозяйства как стратегическое осмысление

экономической деятельности общества. Человек в системе хозяйствования……….36

Введение к главе 2………………………………………………………………………………....36

2.1. Сущность философского подхода к пониманию хозяйства………………………………..38

2.2. Основные этапы философско-хозяйственной мысли……….……………………………...47

2.3. Стратегии философского осмысления экономической деятельности…………………….54

2.4. Проблема человека в философии хозяйства………………………………………………...60

2.5. Экономический менталитет: цивилизационные аспекты………………….……………….66

Заключение к главе 2………………………………………………………………………………72

Литература, источники и информационные ресурсы по теме 2 ……………………………….75

Глава 3. Философия техники: природа технического знания………………………...77

Введение к главе 3………………………………………………………………….……………...77

3.1. Предмет философии техники…………………….……….………………………………….78

3.2. Краткий обзор истории развития техники и технического знания………………………..82

3.3. Концепции философии техники……………………………………………………………...89

3.4. Феномен техники, ее назначение и сущность………………………………………………97

3.5. Природа и специфика технического знания. Техника и техническое знание

в системе МВД………………………………………………………………………………...99

Заключение к главе 3……………………………………………………………………………..104

Литература, источники и информационные ресурсы по теме 3………………………………105
Глава 4. Коммуникационные и информационные процессы

в правоохранительной деятельности…………………………………………………..107

Введение к главе 4………………………………………………………………….…………….107

4.1. Коммуникация и информация как предмет философии…………………………………..108

4.2. Социальные коммуникации и диалог в истории философии……………………………..125

4.3. Интернет как метафора глобального мозга..………………………………………………134

4.4. Эпистемологическое содержание компьютерной революции……………………………141

4.5. Философские дискуссии вокруг понятия информационного общества…………………143

4.6. Правоохранительная деятельность и информационные технологии.

Борьба с преступностью в информационном обществе …….………………………………...151

Заключение к главе 4……………………………………………………………………………..158

Литература, источники и информационные ресурсы по теме 4………………………………160

Глава 5. Роль философии в криминологии и значение

философской культуры в профилактической деятельности…………………………163

Введение к главе 5………………………………………………………………………………163

5.1. Периодизация истории философско-криминологических взглядов……………………164

5.2. Философско-криминологические принципы классической школы……….…………….168

5.3. Позитивизм в криминологии. Современная криминология……………………………..172

5.4. Философское осмысление механизмов детерминации преступного поведения

и роль философской культуры в профилактике преступлений………………………………185

Заключение к главе 5……………………………………………………………………………..192

Литература, источники и информационные ресурсы по теме 5………………………………193
ПОСЛЕСЛОВИЕ……………………………………………………………………...195

ПРИЛОЖЕНИЯ. Информационные ресурсы по курсу…………………………...196
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Справочные издания…………………………………………………...196
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Интернет-ресурсы……………………………………………………..197

^ Пояснительная записка…………………………………………………………………………197

Коллекция интернет-ресурсов кафедры философии…………………………………………198

ПРЕДИСЛОВИЕ
Данное учебное пособие подготовлено профессорско-преподавательским составом кафедры философии Московского университета МВД России и призвано помочь курсантам (слушателям, студентам) Университета в изучении завершающей части дисциплины «Философия» (Раздел III. Прикладные аспекты философского знания).

Для обеспечения качества и эффективности подготовки, к материалам этого раздела следует обращаться после того, как в достаточной степени освоены материалы предыдущих разделов программы курса (Раздел I. Природа и сущность философского знания; Раздел II. Философские проблемы социально-гуманитарного знания).

Место и роль данного раздела в образовательной программе обусловлены необходимостью реализации основной задачи Университета - подготовки специалиста правоохранительных органов и гражданина, обладающего чувством социальной ответственности, разбирающегося в сложных философских, правовых, экономических, политических, нравственных и иных проблемах современности. Изучение прикладных аспектов философского знания является одним из важнейших факторов становления этих гражданских и профессиональных качеств, фундаментальной предпосылкой для формирования всесторонне развитой личности и имеет особую теоретическую и практическую значимость для подготовки квалифицированного специалиста в любой области.

Пособие содержит краткое изложение лекционных материалов по значимым прикладным проблемам курса «Философия» для специальностей:

  • 030501.65 «Юриспруденция»,

  • 030502.65 «Судебная экспертиза»,

  • 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

  • 030505.65 «Правоохранительная деятельность»,

  • 090103.65 «Организация и технология защиты информации»,

  • 030301.65 «Психология».

При изучении материалов пособия (как для подготовки к семинарскому занятию по данной теме, так и в ходе экзаменационной сессии), следует учесть, что все используемые термины и выводы необходимо уметь грамотно пояснить, аргументировать и проиллюстрировать конкретными примерами (при этом особое внимание следует уделять выделенным в тексте пособия наиболее значимым тезисам, терминам и персоналиям).

Главным критерием оценки (в том числе и самооценки) степени готовности к ответам на вопросы (семинара, зачета, экзамена) по каждой конкретной теме является не количество запомненного материала, а способность грамотно и творчески использовать его в диалоге на уровне высшего профессионального образования.

^ Для этого курсанты (слушатели, студенты) должны, прежде всего, научиться:

  • находить и самостоятельно строить причинно-следственные связи и их теоретические модели и концепции (системы взглядов, выражающие определенное понимание явлений; способы понимания, трактовки каких-либо явлений; основные точки зрения, руководящие идеи для их освещения; определяющие (ведущие) замыслы в исследовании),

  • выявлять смысл тех или иных философско-прикладных парадигм (концептуальных моделей, служащих образцом постановки и решения научно-исследовательских проблем; исходных базовых схем; совокупностей убеждений, ценностей и средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции);

  • представлять (и квалифицированно защищать) итоги аудиторной и самостоятельной деятельности по изучению конкретных тем курса в виде докладов, рефератов, контрольных и квалификационных работ, оформленных в соответствии с принятыми в Университете требованиями.

Для информационно-ресурсного обеспечения образовательных компетенций по каждой теме подобраны списки рекомендованных кафедрой философии источников, новейшей специальной литературы и электронных ресурсов, позволяющих использовать современные информационные технологии.

Также к пособию прилагается списки актуальной справочной литературы, электронных изданий и интернет-ресурсов, которые рекомендуется к изучению курса в целом (по всем темам).

Описание всех рекомендуемых к использованию ресурсов приведено в соответствие новым библиографическим стандартам РФ и может служить образцом для выполнения и оформления курсантами (студентами, слушателями) Университета предусмотренных рефератов, курсовых, дипломных и конкурсных научных работ.

Глава 1

^ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ОСНОВНЫЕ УСТАНОВКИ РАБОТНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Введение к главе 1
В последние годы значительно вырос интерес исследователей к философской проблематике образовательной деятельности. Это вызвано, прежде всего, объективной и теперь уже осознаваемой обществом ролью образования в решении глобальных проблем. В конце ХХ – начале XXI вв. образование все чаще начинает рассматриваться как стратегически важная сфера жизни общества. Являясь фундаментальным условием осуществления человеком своих гражданских, политических, экономических и культурных прав, образование признается как важнейший фактор развития и усиления интеллектуального потенциала нации, гаранта ее самостоятельности и международной конкурентоспособности. Качественное образование способствует развитию демократии и общественной солидарности – за счет того, что оно формируется и воспитывает хорошо осведомленных граждан, которыми нелегко манипулировать с помощью демагогии и лозунгов.

Образование как социальный институт имеет многовековую историю и в настоящее время включает в себя огромное количество учреждений – от детсада и школы до аспирантуры и докторантуры, - в которых занята огромная армия профессиональных работников. Цель образовательного процесса – троякая. Это передача ученикам знаний, затем – социального опыта и, наконец, умения пользоваться полученными знаниями и опытом. Другими словами, речь идет об образовании, в узком смысле слова, воспитании и обучении ученика навыкам практических умений. В процессе образования решается много различных задач, но в самой главной части оно связано с трансляцией, передачей духовной продукции от тех, кто ее производит, к тем, кто ее, условно говоря, потребляет. Усвоение учащимися знаний в ходе получения ими образования для общества не менее значимо, чем его производство. Образование выступает главнейшим условием воспроизводства общественной жизни во всем ее многообразии.

Сложность ситуации в современном образовании во всем мире состоит в том, что существующая система образования готовила и продолжает готовить не столько личность, сколько специалиста. Процесс дробления науки на множество специальностей, который с все возрастающей активностью продолжается и до сего времени, внес свои коррективы в образование. Если учесть к тому же, что просветительский взгляд на образование сводился к тому, чтобы посредством разума, главным образом научного знания, просветить людей и тем самым покончить с невежеством и обманом, то получалась довольно стройная система подготовки специалистов. Проблема подготовки специалиста есть главным образом задача информационного характера - передачи конкретного знания от преподавателя к ученику.

Воспитание личности связано с формированием у нее своей точки зрения, самостоятельной позиции в отношении смысла своего собственного существования, значимости тех знаний, которые он получает в процессе образования. Учиться означает – учиться стать человеком, то есть личностью, способной понимать цели и задачи общества, в котором он живет, находить в этой жизни свое место, видеть пути и возможности своего сознательного участия в жизни своей страны. Утилитарный и функциональный подход к ученику, взгляд на него только как на будущего специалиста во многом способствует атомизации личности, отчуждению человека, его обособлению от других во всем, что выходит за рамки профессиональной подготовки.

Важнейшую роль в формировании внутреннего мира будущего специалиста, в том числе сотрудника правоохранительных органов, играет философия, этика, искусство, а также изучение культур других народов и цивилизаций, в том числе и иностранных языков. Особую роль в становлении духовных ориентиров играет философия, выполняющая интегративную роль в отношении всех видов знания, которые осваивает ученик, с которыми он сталкивается в процессе обучения. Поэтому гуманитаризация образования сегодня, или расширение спектра гуманитарных дисциплин, преподаваемых в школе и в высших учебных заведениях, дело абсолютно назревшее и своевременное. Усвоение содержания различных дисциплин, в первую очередь, гуманитарных, конечно, расширяет кругозор человека. Но для воспитания полноценной личности этого явно недостаточно. Нередко о человеке с несколькими дипломами говорят – знания есть, а убеждений нет.

Воспитание личности – это, прежде всего, пробуждение интереса к целям и смыслам своего существования, бытия других людей, человеческого общества. Формирование самостоятельной духовно-ценностной позиции, то есть ясных представлений об «абсолютных», высших ценностях – процесс длительный, который требует постоянного диалога учителя с учеником. Преподаватель не просто сообщает ученику материал, он учит его жизни и через свое отношение к жизни, и своим собственным поведением и взглядами. Диалог выступает важнейшей частью воспитания современного человека. Одинаково малопригодно и даже опасно знание без смысла и смысл без знания, иными словами, специалист без твердых нравственных убеждений и социальной позиции и фанатически убежденный последователь какой-то, может быть, и возвышенной идеи, но без знаний – конкретных и философско-этических.

По мере становления личности к воспитанию добавляется еще и процессы самовоспитания, самообразования. Самостоятельная, углубленная работа над своими взглядами, над уровнем своих знаний делают доступными для личности сложнейшие творения человеческого духа, открывают перед ней ясную дорогу творчества в избранной ею сфере деятельности – научной, практической, организационной, у которой нет пределов для совершенства.

^ Целью изучения темы является рассмотрение наиболее актуальных проблем философии образования, значимость которых осознается сегодня в контексте анализа глобальных проблем современности, социокультурного развития, понимания важности междисциплинарных исследований. Современные глобальные кризисы требуют от человечества решения таких задач, ответы на которые может дать только наука, в том числе и наука об образовании. Философская рефлексия теории образования становится тем новым направлением философии, на которое все более обращают внимание при поиске выхода из системного кризиса общества. Будущие специалисты правоохранительных органов не должны оказаться вне этих важных процессов.
^ 1.1.Философия и ее отношение к образованию

В самом общем смысле, философия образования есть прикладная философская дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности и зависимости образовательных процессов в историческом и социальном контексте (экономическом, политическом, технологическом, педагогическом, психологическом, нравственном). По вопросам об определении понятия «философия образования» и выделении предмета философии образования в научном сообществе нет единой общепринятой точки зрения. Можно выделить как минимум три наиболее популярные точки зрения1:

1) Под философией образования понимается
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю» iconВысшего профессионального образования «московский университет министерства...
О конкурсе на замещение должностей научно-педагогических работников в федеральном государственном казенном образовательном учреждении...

Российской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю» iconВысшего профессионального образования «Московский университет Министерства...
Соответствие содержания и процедуры реализации основных образовательных программ требованиям государственных образовательных стандартов...

Российской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю» iconМосква Издательство "Республика"
К. О. Апель (Франкфуртский университет, Германия), Б. Н. Бессонов (Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации),...

Российской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю» iconМосковский финансово-юридический университет
Саакян Рубен Арменакович, доктор экономических наук, доцент, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики...

Российской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю» iconСтатистическое измерение и оценка результатов деятельности органов...
Диссертационная работа выполнена на кафедре финансов и экономического анализа фгкоу впо «Московский университет Министерства внутренних...

Российской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю» iconМинистерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации...
Пособие печатается в соответствии с решением Ученого Совета Факультета социальной работы и менеджмента и высшего сестринского образования,...

Российской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю» iconУчреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный...
«б гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть» фгос впо по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация...

Российской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю» iconВысшего профессионального образования центросоюза российской федерации...

Российской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю» iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский...
Мероприятие 2 Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической базы учебного процесса

Российской Федерации Московский университет Кафедра философии «Утверждаю» iconКурсовой работы по дисциплине «электроника» Московский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную