«Язык будущего»




Название«Язык будущего»
страница1/4
Дата публикации12.06.2013
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4
Открытый университет Сколково

(ОтУС)
Санкт-Петербургская

Региональная общественная организация

работников науки и культуры

«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»
Исследовательская группа «Конструирование Будущего»

Будущее Открытого университета «Сколково»

в образовательном пространстве РФ

Экспресс-форсайт

Москва, 23 – 27 февраля 2012 г.

Москва

2012

Список участников:



С. Переслегин

Н. Ютанов

Е. Переслегина

Е. Ютанова

А. Желтов

Т. Ахмедгареев,

Г. Барышев

Е. Бушков

В. Васильев

М. Герасимов

Е. Дирюгина

Д. Евграфов

С. Жаров,

Д. Ломакин

О. Мансуров

К. Мельник

Я. Меньшенин

Е. Паренькова

А. Радаев

Д. Рудченко

А. Воронин

А. Старикова

И. Столяров

К. Фролова

Т. Чернова

М. Шарипова
Группа сборки
С. Переслегин

Е. Переслегина

Н. Ютанов

Е. Ютанова

А. Желтов

Г. Барышев

Е. Бушков

Е. Дирюгина

А. Старикова

Игротехники
В. Шадрин

Ю. Бурилина

Вольные слушатели:
Е. Савина

А. Стаценко



Использованы модели и разработки Исследовательских групп «Конструирование Будущего», «Санкт-Петербургская школа сценирования», ООО «Знаниевый реактор». Использованы материалы, полученные в ходе учебных занятий и проектной сессии в Открытом университете «Сколково» (курс «Форсайтное мышление: инженерия будущего»).
© Исследовательская группа «Конструирование Будущего», 2012

© СПбРООРНиК «Энциклопедия», 2012

© Открытый университет «Сколково», 2012


Содержание
Раздел 1. Прогностическая задача
Процедура прогнозирования

Субъект прогнозирования

Объект прогнозирования

Аналоги и прототип ОтУС

Особенности ОтУС

Большой ОтУС

Горизонт сценирования

Собственное время ОтУС

Базовые противоречия

Контекст погнозирования

Семантическая оболочка

Актуальные метафоры на тему «Язык будущего»:

что актуально в языке описания ОтУС?

Схемы О. Генисаретского и Д. Пескова как метафоры для ОтУС

Особенности современной системы образования

Инструменты прогнозирования


^ Раздел 2. Сценарное пространство. Выбор актуальных сценариев
Формат сценарного пространства

Особенности ОтУС как объекта сценирования: «дикая карта третьего рода»

Сценарии

Тени и угрозы

Сценарные эффекты для ОтУС

Раздел 3. Управленческие рекомендации
Раздел 4. Приложения
Приложение 1. Сценарное пространство в студенческих сценариях
Приложение 2. Технологический пакет «Образование»

Раздел 1. Прогностическая задача

Процедура прогнозирования
Современное прогнозирование представляет собой одну из постиндустриальных техник управления. К целям прогнозирования относятся:


  • Понимание значимых для Заказчика вызовов и угроз

  • Фиксация значимых особенностей объекта управления

  • Определение Неизбежного Будущего, как общего ядра всех возможных сценариев развития

  • Уяснение границ Возможного Будущего, как системы ограничений развития

  • Построение сценарного пространства, выбор Базового Сценария, как целевой рамки развития

  • Переход к индустриальной логике управления, то есть, во-первых, проектное наполнение Базового Сценария и, во-вторых, создание стратегии его реализации

  • Создание «элементов» или «локусов» Будущего, необходимых или желательных в Базовом Сценарии (Сценарное конструирование);

  • Хеджирование рисков Базового Сценария

  • Прописывание Базового Сценария на территории (прогрессорская деятельность)

  • Сопровождение Базового Сценария, что подразумевает, как правило, оргпроектные решения

  • Прогностическая реклама и, при необходимости, прогностический троллинг


Прогнозирование, как управленческая деятельность, включает в себя создание согласованного видения Будущего (обычно, в форме Образа Будущего или системы таких Образов) и принятие ответственности за его практическую реализацию. Иными словами, прогнозирование – это единство мышления (исследования), коммуникации (согласования) и деятельности. Прогнозирование подразумевает самоопределение отдельного человека или группы людей по отношению к Будущему, то есть заключает в себе волевой акт.

Если такого самоопределения не происходит, прогнозирование лишено смысла и деятельностью не является.

Формально, прогнозирование предполагает коммуникацию Заказчика, занимающего управленческую позицию, Исполнителя, способного применить технологию прогнозирования, и населения, то есть представителей объекта управления, как правило – носителей определенных компетенций или проектностей. Именно эта коммуникация и создает субъект прогнозирования.

Технологически, прогнозирование есть единство:


  • Субъекта прогнозирования;

  • Объекта прогнозирования, который представляет собой результат трансформации объекта управления (как правило, заданного в административной логике) Субъектом прогнозирования;

  • Контекста прогнозирования, определяемого системой связей между Субъектом и Объектом прогнозирования;

  • ^ Инструментов прогнозирования.


Инструменты прогнозирования с необходимостью включают аналитические техники, позволяющие выявить значимые для прогноза особенности системы, проблемы, угрозы, вызовы, противоречия, тренды, локусы Будущего, а также неаналитические приемы, необходимые для уяснения неопределенностей развития («диких карт»).

Аналитические и неаналитические подходы сочетаются в сценарном конструировании, ролевых играх, прогностической рекламе.
^ Субъект сценирования
Проведённый анализ показал, что в настоящий момент в силу небольшой известности ОтУСа и его сравнительно малого вовлечения в процессы внешних компаний (АСИ, Microsoft и т.п.), заказчики из внешней среды отсутствуют.

Фонд «Сколково» полагает целесообразным деятельность ОтУС лишь постольку, поскольку его функционал будет соответствовать основной деятельности Фонда – коммерциализации инноваций – и тот выполняет первоначально поставленные задачи: обеспечение проектов Сколково предпринимательскими кадрами и абитуриентами СколТеха. Таким образом, Фонд «Сколково» может быть заинтересован в форсайте, как в предмете договорённостей о будущем, лишь опосредовано.

Деятельностно заинтересованными в будущем ОтУС являются его активные студенты из первого набора, в особенности – те, кто принял участие в процессе сценирования (далее – Клуб ОтУС). Субъектами являются также Сергей и Елена Переслегины, Николай и Екатерина Ютановы как преподаватели курса форсайтного мышления.
В качестве субъекта могут выступить администрация ОтУС, в частности, его исполнительный директор Андрей Егоров и вице-президент Фонда «Сколково» по образованию и науке Олег Алексеев, но лишь в том случае, если произойдёт принятие прогноза.

Такая ситуация является совершенно нестандартной. Как правило, при сценировании Субъект самоопределяется ДО начала процедуры прогнозирования. Объект, контекст и инструменты прогнозирования выявляются при непосредственном участии Субъекта. Далее, Субъект может принять или не принять результаты прогнозирования, это не меняет его позицию. В данном же случае вся процедура выворачивается наизнанку: изначально задан Объект прогнозирования (ОтУС), этот объект определяет контекст и метод прогнозирования и, собственно, пространство прогноза. Если определенные акторы принимают это пространство и начинают действовать в его рамках, эти акторы образуют Субъект прогнозирования. Такая инверсия «прогностической фразы» указывает на нетривиальность ситуации и заставляют сделать вывод, что в данном случае первичен Объект. Это возможно только тогда, если этот объект представляет собой «дикую карту» (джокер) – крайне маловероятное, но значимое изменение текущей Реальности.
Потенциальным субъектом может также выступить директор направления «Молодые профессионалы» в АСИ Дмитрий Песков как один из потенциальных полюсов связности Клуба ОтУС (объекта сценирования). В настоящий момент его позиция не заявлена, но намерения стать таким полюсом угадываются.
^ Объект сценирования
Объектом сценирования является то, что было названо Клубом (или же можно назвать Орденом ОтУС) – группа студентов из первого набора, имеющих определённую связность и цель её развивать, преподаватели, а также иные представители Сколково (в частности, администрация ОтУС), имеющие ту же цель и связность. Они объединены общей формируемой идентичностью. А связность не зависит от физического местонахождения ОтУС, здания, формы и т.п. Такой Клуб может оказаться устойчивым к бюрократическому и социальному давлению внешней среды. С другой стороны, деятельность Клуба является катализатором процессов, изменяющих существующие среды. Необходимы усилия для формирования более чёткой общей идентичности, ее транслируемости и усиления связности.

^ Аналоги и прототипы ОТуС
Экспресс-анализ поисковых запросов открытых университетов показывает, что основная масса учреждений с таким наименованием стала формироваться на стыке тысячелетий. Создание этих учреждений может происходит по инициативе (на уровне) вуза, государства, международных организаций и д.р.

Важно отметить, что большинство существующих открытых университетов в мире представляются собой структуры стандартного дистанционного образования и/или Интернет-образования.

^ Singularity University
Singularity University – проект Американского аэрокосмического агентства (NASA) по созданию нового междисциплинарного университета будущего осуществленный при поддержке Google, E-planet Ventures, Autodesk, Cisco, Kauffman Foundation и Nokia.

Миссия университета состоит в обучении и вдохновлении лидеров, которые стремятся содействовать экспоненциальному развитию технологий в целях ответа на новые вызовы человечества.

Основная 10-недельная междисциплинарная летняя программа рассчитана на лучших студентов, аспирантов и предпринимателей в мире, и проводится при поддержке широкого круга ведущих специалистов науки, бизнеса и правительства. Средний возраст студентов участвующих в программе GSP – 31 год; только 27% обучающихся набраны из США; остальные представители из 35 стран.

Основные направления подготовки:


  1. Исследование будущего и форсайт

  2. Политика, право и этика

  3. Финансы и бизнес

  4. Сети и вычислительные системы

  5. Биотехнологии и биоинформатика

  6. Нанотехнологии

  7. Медицина, неврология

  8. Искусственный интеллект, робототехника и когнитивные технологии

  9. Энергетика и экологические системы

  10. Космос и естественные науки


Участие в программах Singularity University позволяет участникам:


  1. Учиться у визионеров, лидеров и руководителей в индустриях экспоненциально растущих технологий;

  2. Понимать основные понятия и точки прорыва в области искусственного интеллекта и робототехники, биотехнологии и биоинформатики, энергетики и экологических систем, медицины и нейробиологии, нанотехнологий, а также сетей и вычислительных систем;

  3. Дает понимание основных факторов, приводящих к экспоненциальным изменениям;

  4. Посещение компаний Силиконовой Долины, реализующих эти прорывы;

  5. Исследование решений, основанных на инновациях и разработки стратегий, имеющих ценность для вашей компании и индустрии в целом;

  6. Расширение сети личных контактов и связи с сообществом через возможности Singularity University



^ MIT OPEN COURSEWARE

(США, 2001, http://ocw.mit.edu/index.htm)
Этот сайт представляет собой сборник курсов, которые читают преподаватели MIT для своих студентов. На выбор представлены чуть ли не все академические курсы MIT, есть мультимедийные и текстовые лекции, домашние задания и примеры решений, экзаменационные билеты, галереи изображений и онлайн-учебники. Большая часть курсов существует так же в переводе на китайский, тайский, турецкий, испанский, португальский и персидский (Иран). Небольшое количество материалов есть на французском, немецком, вьетнамском и украинском.

Этот открытый сборник курсов не требует регистрации и оплаты, так же не выдает сертификаты и дипломы.

Существует исключительно при университете и на его средства. Не создает конкретное сообщество. Знание – как основная ценность.

^ Open Training Platform

(ЮНЕСКО, 2007, http://opentraining.unesco-ci.org/cgi-bin/page.cgi?d=1)
Интернет-платформа Open Training Platform, созданная ЮНЕСКО в 2007, свободно предоставляет учебные материалы (а у нее их 3470, разбитых по 293 категориям) своим участникам, число зарегистрированных из которых приближается к 6000, более чем из 200 стран.

Одной из основных целей платформы является помощь в получении образования развивающимся странам.

OTP нацелена на специалистов по треннингам, преподавателей и студентов, политиков, предпринимателей, ученых, артистов, медиков, социальных работников и многих других. Работает как с индивидуальными лицами, так и с организациями, предоставляя возможность настраивать платформу в соответствии с собственными нуждами.

OTP обеспечивает своих участников информацией об учебных ресурсах, тренировочных модулях, о том, как достать нужную информацию и с кем контактировать. Широкий выбор курсов позволяет подобрать именно то, что нужно конкретному человеку. А если нужного курса так и не нашлось, то он может его заказать.

Дает возможность контактировать участникам на форумах.

^ Открытый Университет Китая

(Китай, 1979, http://en.crtvu.edu.cn/)
В Китае существует система открытых университетов, созданная в 1979 году. Открытые университеты в Китае – это учебные заведения, которые обучают людей с помощью печатных материалов, аудио, видео, мультимедийных и онлайн курсов. Открытые университеты представляют, формы обучения с аттестатом, сертификатом, дипломом. Обучаться могут люди любого возраста.

Эта система состоит из 1 центрального, 44 провинциальных, 1000 муниципальных университетов. Главная задача этой системы в получении недостающих для общества компетенций. Большое количество муниципальных университетов создает возможности для решения образовательных задач в рамках целой страны.

Весьма вероятно, что в этом университете ведется активная пропаганда с целью "формирования ценностей". Пожалуй, основное сообщество, которое формирует ОУК - это сообщество преподавателей и учителей.

^ Open University Malasya

(Малайзия, 2000, oum.edu.my)
Открытый университет Малайзии создан для того, чтобы обеспечить доступ к образованию широким слоям населения. Изначально он базировался на основе 11 лучших университетов страны, но быстро стал самостоятельным.

В этом университете создана система открытого дистанционного обучения (24-часовой доступ к "виртуальной аудитории"), которое предоставляется на платной основе. По окончанию обучения выдается диплом гос. образца. Предлагаются различные степени бакалавр/магистр, но в основном по гуманитарным направлениям. В ходе обучения создается сообщество (онлайн обсуждение курсов и заданий).

^ Connexions (США, 1999, http://cnx.org)
Connexions – своеобразный прототип сайта Интуит.ру

На нем собраны различные материалы из всех областей знаний в виде модулей, модули складываются в коллекции. Такое деление обосновывается тем, что информация мозгом воспринимается нелинейно, а привязывается к уже известной информации. Любой пользователь может просматривать материалы онлайн, скачать в формате ПДФ или заказать себе книгу/журнал (платно). Контент на сайте есть разный: от книг до интерактивных обучающих игр.

Проект имеет поддержку как со стороны различных Университетов США, со стороны правительства (President's Office), так и тремя основными фондами, четырьмя индивидуальными спонсорами, и несколькими крупными компаниями в числе которых HP и IBM.

Существует некое сообщество, ведущее обсуждение наболевших научных вопросов в Google-группе.

^ National repositary of online courses

(США, http://courserepository.org/)
Сайт представляет собой библиотеку академических курсов, созданную «Monterey Institute for Technology and Education» на средства «The William and Flora Hewlett Foundation». Материалы представлены в виде видео, анимации, текстовых и аудио файлов. Разработана система онлайн-коммуникации между студентами, что позволяет предположить наличие сообщества. Складывается впечатления, что материалы выложены в основном для студентов MITE, а не для сторонних пользователей, хотя доступ к ним не ограничен.

^ Интернет Университет Информационных Технологий

(Россия, 2003, intuit.ru)
Интернет Университет Информационных Технологий основал Анатолий Шкред в 2003 году. В то время интернет образование еще не получило широкого распространения в России. Кроме того подготовка IT специалистов была на низком уровне. Так появился первый Российский интернет университет.

Основная компетенция, которую дает ИУИТ (Интернет Университет Информационных Технологий) – знания в области информационных технологий. Структурной единицей знаний является курс, составленный преподавателями из других ВУЗов. На данный момент предлагается порядка 550 курсов. По итогам прохождения курса выдается сертификат. Дипломы гос. образца выдаются учащимся на платной основе.

^ Особенности ОтУС
Открытый университет Сколково – университет, открытый будущему. Открытый университет Сколково (ОтУС) – система распространения современных научно-технологических знаний и компетенций и развития креативности, а также механизм поддержки сети активных и талантливых молодых людей в орбите Центра инноваций Сколково.

Миссия ОтУС – позволить студентам независимо от картины мира или метода видеть проблемы и ставить задачи во всей их сложности и выбирать наиболее подходящие подходы и инструменты их решения. Ведущие мировые исследователи и практики позволят слушателям ОтУС заглянуть за технологические фронтиры, поставят наиболее важные вопросы, на которые пока не существует ответов.

Образовательная программа ОтУС развивает передовые знания в приоритетных направлениях исследований и разработок «Сколково» (энергетика, биомедицина, космос, информационные технологии, ядерные технологии), академические и инновационные компетенции (форсайт, прогнозирование, мышление, проектирование), предпринимательские компетенции,  опыт командной работы по проектированию и решению междисциплинарных проблем.

Открытый университет Сколково начал свою работу 21 апреля 2011 года.

Первыми слушателями Открытого университета Сколково стали 105 студентов, аспирантов и молодых ученых, отобранных из 500 финалистов из шести московских вузов — партнеров «Сколково» (ВШЭ, МИСиС, МФТИ, МИФИ, МГУ, МГТУ). Одним из критериев отбора было хорошее знание английского языка. Важно отметить, что студентами ОтУС стали ребята из многих регионов России, не только москвичи. В первом наборе ОтУС примерно 20% девушек. Студентами Университета стали обучаемые разных возрастов: от 1 курса ВУЗа до последнего курса аспирантуры.

Большинство курсов, читаемых в ОтУС, снимаются на видео и являются общедоступными в сети Интернет. Кроме того, Университет периодически организует открытые лекции ведущих мировых ученых и предпринимателей. ОтУС выступает соорганизатором некоторых значимых научно-популярных мероприятий.

Символично, что занятия Открытого Университета проходят в Политехническом музее. Важно отметить, что администрация ОтУС оторвана от места обучения.

Большая часть коммуникации между студентами, преподавателями и администрацией происходит в Интернет: собственный электронный ресурс, специальные группы в социальных сетях.

^ Большой ОтУС
Расширение ОтУС по стране. В начале 2012 года ОтУС начал действовать в Санкт-Петербурге и Томске. Томск стал вторым регионом присутствия ОтУС и здесь в течение года проходили отдельные мероприятия ОтУС, в декабре 2011 года начался конкурсный отбор постоянной группы студентов ОтУС в Томске и запуск учебно-просветительской программы.

В ходе обсуждения с представителем администрации объекта сценирования были согласованы следующие основные принципы развития Объекта прогнозирования, под которым будет пониматься Большой ОтУС:


  • Москва – основная площадка

  • Расширение ОтУС планируется только по России, в крупных образовательных центрах(ещё 2-3 города).


Важно отметить, что в отборе новых студентов ОтУС 2012 г. принимали действующие студенты (первый набор).

Существенным является тот факт, что все студенты Большого ОтУС коммуницируют на единой электронной площадке Сколково.

^ Горизонт сценирования
Значимым моментом будет первый «выпуск» студентов.

Принят горизонт сценирования: 2012 – 2020 год, 3-4 выпуска студентов ОтУС.

Продолжать сценирование после 2020 года преждевременно из-за высокой неопределенности внешней ситуации.
^ Собственное время ОТуС
Результаты проведенных исследований и опросов показывают, что ОтУС относится к время-ориентированным сообществам. Его важной структурной особенностью является чрезвычайно быстрое собственное время. С прогностической точки зрения это означает, что в ближнем горизонте прогнозирования возможны существенные развилки. Кроме того, выявить Неизбежное Будущее не представляется возможным на данном этапе.

^ Базовые противоречия
На первом такте Игр для ОтУС выявились следующие значимые противоречия:


  • Образовательное учреждение – Исследовательский центр – Предпринимательский (инкубатор)

  • Москва – Регионы

  • Подготовка «свободных» предпринимателей – Подготовка «наемных» работников

  • Подразделение Фонда Сколково – Самостоятельный проект

  • Предпринимательство – Инженерия

  • Студенты - Молодежь

  • Закрытый ОтУС (ОтУС для Сколково: резидент, участник резидента команды, СИНТ) – Государственный ОтУС (ОтУС для России) – Открытый ОтУС (для мира и мировых рынков)


^ Контекст прогнозирования

Семантическая оболочка
«Сколково»

Важной особенностью ОтУС является наличие в названии слова «Сколково». Данный бренд воспринимается весьма неоднозначно, как в российском обществе, так и в осведомленном мировом. Отношение российского сообщества можно определить как нейтрально-отрицательное (нейтральное, если вообще не слышали, и чаще отрицательное если что-то читали). Отношение мировой общественности к Сколково в основном отрицательное либо равнодушное, а про ОтУС практически никто не знает, кроме Фонда, Партнеров Фонда, семей и друзей студентов, представителей кластеров. Представители кластеров не понимают, зачем им студенты из ОтУС, и зачастую относятся к ним отрицательно, воспринимают как бесполезных нахлебников, которые кроме того самоуверенно хотят войти в управление проектами.
Открытый – является ли ОтУС открытым?

Большая часть лекций транслируется и выкладывается в сети интернет. Что позволяет бороться с тенденцией к элитарному образованию. Но это – трансляция знаний, а не компетенций.
Университет

Согласно официальной позиции руководства, ОтУС не является образовательным учреждением, и наличие в названии «университет» дезориентирует. ОтУС в системе российского и мирового образования является неопределенным объектом. Форма не определена в НПА. Но можно вспомнить значение корня слова «университет» – Вселенная.
Образование – образ, образец, образовываться, новообразование.
Симптоматично появление подобных организованностей в других местах (Центр корпоративного предпринимательства Владивостока (ЦКП-В), Проектная группа МЕТАВЕР, группа Analitics, и т.д.)

Необходимость перемен в образовании остро ощущается, поэтому повсюду совершаются попытки создать новые учреждения и программы, направленные на «передачу компетенций, а не знаний». В основном понимаются предпринимательские компетенции. В частности в России это новая кафедра технологического предпринимательства РОСНАНО, Центр Корпоративного Предпринимательства, курсы по Технологическому предпринимательству С.Б.Чернышева в МФТИ.


^ Актуальные метафоры на тему «Язык будущего»: что актуально в языке описания ОТУС?
Для описания сложного или нового объекта эффективно использовать технологию Знаниевый реактор (смотри раздел ^ Инструменты прогнозирования), в частности снятие метафор со СВЭЛ (смысловыделяющих элементов) и далее рейтинговать эти метафоры и/или анализировать, наполнять смыслами предыдущего такта работы или последующим видением

В процессе работы с учащимися были предложены следующие метафоры:


  • Мультивидео – без комментариев, очевидно, что в ОтУС будут использованы новые и новейшие технологии упаковки смыслов с использованием современных технологий и клише

  • Музыка мышления – значимая метафора к теме «Новый дизайн нового мышления», отчасти это реплика к разработкам «команды Ирландии» по расширенному восприятию мира, как технологии

  • ^ Падение в себя – имеет отношение к возрасту молодых участников ОтУС, которые оказываются на разрыве: «мир более интересен чем я, но про себя я ничего не знаю, и зачем тогда этот мир»; если не найти баланса, то есть – третьего в треугольнике противоречий: интерес к миру – интерес к себе – <неизвестная позиция>, то мы получим бесконечные качели противоречия, так на очень простом примере возникает истовая потребность в трансценденции, в которой есть и «мое» и всеобщее неутилитарное, клише

  • ^ Корпускулярно-волновой дуализм или спутанные состояния в группе - попытка воспроизвести в естественном языке новые свойства связности людей провалилась, и отусовцы используют язык физики, как метафору новой коммуникации

  • Доступность - отусовцы тяготеют к открытости в ущерб замкнутости и/или утилитарности, под доступностью понимается доступ в ОтУС и доступность курсов ОтУС для самих отусовцев, совершенно неочевидные выводы основанные на иллюзиях и лени, клише

  • ^ Разноцветные воротнички – одна из лучших метафор ОтУС и вообще всего когнитивного мира альтернатива «цветовой дифференциации штанов»

  • Принцип камня – интегрированный нераспакованный смысл, на который нет пояснений

  • Со-ответственность – в смысле взаимная ответственность за что-то и соответствие, например, преподавателя студенту и наоборот, смысл, породивший много споров о гармонии в ОТуС, требует дальнейшего осмысления, потому что возможно является описанием следующего контура человеческого сознания в единстве свободы и ответственности

  • Психология – привет от собственного Я и от темы: использование психической энергии, это тоже про сказки перехода к нейрогенетическому человеку, клише

  • Способы трансляции – хорошо, что всплыли, потому что ОтУС отличается от других образовательных форматов трансляцией, идущей от группы преподавателей к группе студентов

  • Танец – привет от значимой и разобранной темы о необходимости невербальной коммуникации, начатой Ирландией, клише

  • Вера – неоформленная необходимость в новой трансцеденции в том числе вера в будущее, вера в другого, что уже есть в содержательном общении отусовцев

  • Синтез знаний – попытка решить противоречие быстрое/медленное образование через концентрацию

  • Концентрация – как компетенция из предыдущего пункта, концентрация – сосредоточение энергии, как способ влияния на реальность, концентрация знаний и информации на решающем участке в стратегической операции

  • Взросление – в двух смыслах, содержательном и функциональном, в содержательном - это новое взросление - умение прогнозировать и конструировать свое будущее со своей командой и держать позицию, в функциональном – в ОтУС должны взрослеть по факту обучения

  • Осознанность – ценность понимания и развитого сознания, поступков и действий на основании выбранной онтологии и видимого образа будущего

  • Цветение – важный смысл для темы Образа Жизни, необходимость расцвести на зависть или радость тем, кто за пределами ОтУС; цветение, как зрелый процесс для себя

  • Откровение – понимается в смысле техники получения откровения и его использования наряду с умозаключениями основанными на логике

  • Мораль – слово используемое много раз в неясной коннотации

  • Принятие – многозначное в ОтУС понятие: от принятия прогноза до принятия человека в группе

  • Сосредоточенность в смысле среды – понимается как необходимость помещать любой объект и субъект исследования в среду, понимать контекст не вырезать из языка, а плыть в языке...

  • Река – глобальный смысл, аналог американского «Заплати вперед!», когда, вкладывая, ты получаешь от других из верховьев в течении реки, второй смысл – спиральная река питающая на нескольких уровнях способы легкого информационного взлета из доклада Т. Черновой


^ Схемы О. Генисаретского и Д. Пескова как метафоры для ОтУС
В схеме О. Генисаретского: прошлое естественно проходит в будущее, через тренды, но тогда будущее это и есть настоящее. В этом смысле ОтУС – будущее, которое сбежало из будущего в настоящее, куда пришло активное прошлое – это вытесненный прошлым из будущего артефакт в настоящем.

В схеме Д. Пескова встречаются два вихревых потока: поток знаний из прошлого в будущее и поток навыков из будущего в настоящее, в «центрифуге настоящего» они смешиваются и либо образуют объект, либо нет. ОтУС представляет собой центр вихревого потока, культурный рынок продаж единства знаний и навыков, которые встретились с базаром сплетен о том, что бывает в будущем, или легенд от полезности отдельных знаний.

В этом смысле ОтУС объект со своей собственной периферией, но он окружен не облаком смыслов, а их средневековым базаром.

Здесь важно то, что пока «стиральная машина» Д. Пескова крутится – есть домыслы о будущем продукте или надежды на то, что ОтУС спасет мир. Как только она закончит вращение – получится чисто условный продукт: люди со знаниями и навыками и, вероятно, еще с командой и онтологией, но очищающую присадку – преподавателей и организованности – вторично использовать будет нельзя, она будет слита. Это к вопросу о том, будет ли еще такой курс прогнозирования с таким сильным командообразованием и экономическим знанием?


^ Особенности современной системы образования
Общепризнано, что современная система образования переживает постиндустриальный кризис. Он проявляется в следующем:
1. Современное образование не обеспечивает карьерного роста и потому недостаточно востребовано

2. Все образовательные цепочки готовят специалистов среднего уровня, в то время как рынок рабочей силы нуждается, преимущественно, в неквалифицированном труде и в услугах профессионалов высшего класса. В условиях, когда ситуация на рынке труда быстро меняется, высшее образование позволяет легче переходить из одной кадровой позиции на другую, так как человек с хорошим высшим образованием легче перестраивается

3. Социальные функции высшего образования в последней четверти ХХ века сменились. Оно стало минимумом, необходимым для профессиональной и социальной карьеры, допуска в значимые общественные коммуникации. При этом часть функций образования, как системы, интегрирующей личность в социум, перешли к телевидению, рекламе, таблоидам

4. Эффективность образования, как системы воспроизводства информации, неуклонно падает, что обусловлено, в частности, снижением возраста потери познавательной активности.

5. Инфляция квалификаций, когда полученной профессии или специальности хватает на 5–10 лет, а потом человек вынужден просто переучиваться, потому что профессия, востребованная на момент, его поступления в ВУЗ, уходит с рынка.

Проблемы современного образования связаны с тем, что оно представляет собой воспитание детей. Речь идет не только о возрасте, но и об определенном позиционировании. Учащийся в смысле Э. Берна, в том числе, студент-старшекурсник – занимает позицию «ребенка», преподаватель же всегда находится по отношению к нему в позиции «родитель».
Тем не менее, нельзя не отметить появление трендов, указывающих на возможность когнитивного перехода. К таким трендам относятся:


  • Вытеснение дисциплинарного целостным системным образованием

  • Снижение возраста начала самообразования

  • Сокращение длительности образования:




  • возможность начала трудовой деятельности до завершения формального образования

  • возможность получения короткого модульного образования




  • Совмещение образования с производительной деятельностью

  • Переход к повторному образованию взрослых и смешанному (гетеровозрастному) образованию


К сожалению, перечисленные выше тренды встречаются только порознь и представляют собой, скорее, исключение, нежели правило.
Наука очень тесно связана с образованием в том смысле, что кризис одного, обычно, порождает кризис другого, но связь эта глубоко нелинейна и носит, скорее, онтологический, чем праксиологический характер. Иными словами, вложение денег в образование не способствует росту научной активности, но в некоторых случаях может придать этой активности некоторую осмысленность.

Если вплоть до середины XIX-го, а в некоторых странах, таких как СССР, до конца XX-го века основанием и базой для подготовки была наука, то сейчас сама практическая деятельность становится чрезвычайно высокой по емкости вложенных знаний.

Вообще предпринимательские университеты – сейчас ведущий тренд в мире.

Инструменты прогнозирования
При прогнозировании использовались следующие инструменты:


  • Интервью представителей Заказчика

  • Сложные формы групповой работы:

  • Мозговой штурм

  • Знаниевый Реактор (поиск смысловых конструкций для ТП «Образование» в метафорическом протоколе коммуникации)

  • Расстановочная игра (поиск вариантов развития отношений ОтУС с другими акторами политических и общественных сред)

  • Элементы организационно-деятельностной игры

  • Игра-тренинг «Деньги» (определение вариантов средств обмена и измерения ценностей в будущем)

  • Сценирование

  • Литературная метафоризация

  • Социопиктографический анализ


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Язык будущего» iconРеферат Язык как система знаков особого рода
Язык – это также любая знаковая система (звуков, сигналов), передающих информацию. К этому понятию Ожегов относит язык животных,...

«Язык будущего» iconC сказка, степь, сгореть
Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,...

«Язык будущего» iconПроект иито и Ассоциированных школ юнеско «Обучение для будущего» (одб)
...

«Язык будущего» iconАпокалипсис и где будут самые безопасные места для жизни. Кто узнает...
Анна Марианис – 9 признаков Апокалипсиса осуществились. Что нас ждет дальше? Ванга, Э. Кейси и другие пророки о событиях скорого...

«Язык будущего» iconПлан Язык основа культуры. Язык и писменность древней Греции. 2 Язык...
Становление письменности на родных языках в западноевропейском культурном ареале. 12

«Язык будущего» iconКонтрольная работа. Языковая тема № «Словосочетание. Предложение. Виды предложений»
Язык – важнейшее средство общения, познания, воздействия. Язык и речь. Русский язык в Интернете

«Язык будущего» icon«Основной (английский) язык»
Пререквизиты курса: Основной (английский) язык(второй год обучения), Кыргызский язык, Русский язык, Введение в специальность, Введение...

«Язык будущего» iconИнтернет-экзамен в сфере профессионального образования Специальность
Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования. Язык как основа социального взаимодействия. Понятия и методы...

«Язык будущего» iconТематическое планирование по русскому языку для 10 класс
Русский язык среди языков мира, русский литературный язык, язык межнационального общения

«Язык будущего» iconАкадемия права, бизнеса и образования силлабус (программа дисциплины)
Введение в специальность, введение в языкознание, современный русский язык, латинский язык, основной иностранный язык, домашнее чтение,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную