Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?»




Скачать 105.51 Kb.
НазваниеШаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?»
Дата публикации19.01.2014
Размер105.51 Kb.
ТипСочинение
exam-ans.ru > Философия > Сочинение

Составление текстов. Краткий курс – пошаговая инструкция

Составление Текстов

Краткий курс – пошаговая инструкция

Краткий – на то он и краткий, этот обучающий курс, чтобы научить, но как-то покороче. Тем не менее, он по-настоящему научит составлять самые разные тексты – от любовных до деловых. Все, что требуется от ученика или ученицы, отыскавших среди забот или безделья стандартные школьные сорок пять минут, так это следовать инструкции шаг за шагом. Можете даже для прикола завести будильник на эти сорок пять минут, но только не отвлекайтесь, не болтайте и не смотрите в окно. Я обещаю, что к тому моменту, когда зазвенит долгожданный звонок, Вы уже будете готовы писать любые тексты и, захлопнув учебник, (в смысле файл) испытаете огромное чувство удовольствия, а ко мне – легкое чувство благодарности.

А для того, чтобы еще лучше воссоздать атмосферу школьной поры (есть мнение, что со школьным детством улетучились остатки нашей способности учиться), для обучения я выбрал самую, что ни на есть школьную тему, запускающую каждый новый учебный год – сочинение:

Как я провел лето1

Вы ведь как-то провели его? Вот и вспомните. Затихните на минутку, прикройте глаза. Прокрутите видеоролик Вашего лета. Отреагируйте на воспоминания мимикой. Не увлекайтесь! Не больше минуты!

Приступайте! Это уже первый шаг инструкции. Выполняйте!

Шаг 1-й: Вспомните лето!

Параллельно с Вами и я буду делать это. Я вспоминаю свое лето - первое лето на пенсии, дача, грядки, яблоки и груши, сломанную ураганом сливу, путешествие в маленький городок на Волге, друзей и учеников, любимую жену, родных и приемных детей, дорогих родителей… Стоп! Время истекло! Задача решена – есть впечатление!

Вспомнили? Нам ведь не нужны детали – нужны общие впечатления. А впечатления нам нужны для того, чтобы произвести впечатление. Теперь самое время определиться:

  1. На кого Вы хотите произвести впечатление?

  2. Для чего Вам нужно это впечатление?

  3. И какое именно впечатление Вам нужно произвести на того (или ту – переводите), чтобы получить то, что Вам нужно?

Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы:

  1. «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?»

Пишите прямо здесь, в этом тексте (я оставил место):

Подсказки: жена, муж, любимый, любимая, любимый начальник, любимая учительница… мама или папа, Ваши дети, друзья, читатели Вашего блога, читатели Ваших книг, все люди планеты и так далее. Выбирайте адресата самого разного масштаба – от одного человека до всего Человечества.

  1. «Для чего мне нужно произвести впечатление своим сочинением на выбранного мной человека?»

Запишите ответ здесь:

Подсказки: чтобы пожалели, чтобы позавидовали, чтобы восхитились, чтобы любили сильнее, чтобы поставили «пятерку», чтобы повысили в должности или повысили зарплату, чтобы дали денег на пиво или на булавки, чтобы считали крутым, взрослым, умным, красивым, влиятельным, оригинальным – не таким, как все и так далее. Выбирайте любое, но помните, что есть разница между распылением и сосредоточением, и есть «время разбрасывать камни и время собирать камни».

  1. «Какое впечатление я хочу произвести на выбранного человека для того, чтобы получить от него то, что я выбрал?»

Подсказки: меня нужно пожалеть, мне можно позавидовать, я достоин восхищения, меня нужно любить крепче, я заслужил «пятерку», самое время дать мне повышение или зарплату и так далее. Вы заметили связь второго и третьего вопросов? Хорошо! Но не обязательно третий ответ выводить из второго. Можно и так: Цель – зарплата. Средство достижения – любовь начальника ко мне. Цель – восхищение. Средство достижения – зависть завистников. Цель – деньги на пиво. Средство достижения – «Отстань! Возьми сотню и отстань!».

Хорошо идем! По расписанию! Передохните минутку: помечтайте. Чувствуете, как Ваши мечты начинают сбываться? Именно это и происходит в действительности. Я бы рассказал Вам о Теории целей или о Трансерфинге реальности, но это для старшеклассников. Ясно одно – Вы определились с целями, их исполнителями и средствами исполнения. Средства просты – письменная речь и рукописное слово (печатное, если на компьютере).

Передохнули и вдохнули в себя вдохновение.

Продолжаем!

Теперь должно произойти самое главное – Вы должны определиться с главной мыслью, которую нужно вложить в текст, в сочинение. Эту мысль Вы и будете доносить до читателя. Всего одну, и она главная.

Авторский пример:

^ Первое: Я хочу произвести впечатление на свою жену.

Второе: Я хочу, чтобы она любила меня сильнее.

Третье: Моя жена должна считать меня достойным мужем, несмотря на то, что я пенсионер (она переживает, как мы проживем на мою пенсию).

Главная мысль, которую я должен донести до своей жены: Этим летом, в отпуске, я понял, что нас ждет счастливая старость!

Варианты: обеспеченная старость, спокойная старость, драйв путешествий, радость бытия и прочее, но ближе мне счастье – лучший вариант жизни из возможных для меня и моей жены, для нас.

Частный случай счастья – мысль: Я тебя люблю! Эту мысль я и должен донести.

Если бы я хотел позлить свою жену (в этом тоже может быть определенный кайф), то главной мыслью я выбрал бы: В отпуске я все делал назло тебе!

Шаг 3-й: определите главную мысль, которую будете доносить выбранному читателю своим сочинением.

Запишите формулу главной мысли здесь:

Подсказки: формула – значит, как-то примерно выразите главную мысль словами. Художественную формулировку для текста сочинения отточите потом, в самом тексте. Не теряйте времени (кстати, гляньте на будильник). Время бежит!

^ Примеры главных мыслей: Я провел лето хорошо (круто, прикольно, полезно, романтически, экстремально, ужасно, скучно, в хлопотах…).

Идем дальше! Теперь нужно найти доказательства главной идеи. Их должно быть несколько (иначе не поверят!). Лучше всего, и всем привычно, когда вы представите на суд читателя три доказательства. Это в нашей сказочной крови: и три девицы под окном, и было у старика три сына, и камень на три стороны. А еще это любимый принцип всемирно известной компании Мак Кинзи, у которой я подсмотрел секрет составления текстов2.

Главная мысль должна быть подтверждена тремя доказательствами, которые убедят читателя в том, что все именно так и есть, то есть лето прошло хорошо.

Примеры:

Я провел лето круто: был на престижном курорте, жил в дорогом отеле, общался с богатыми людьми (это если в крутость вкладывать такой вот аспект).

Я провел лето круто: был в глухой тайге, жил в охотничьей избушке, общался с аборигенами леса (это если вкладывать в крутость другой вот аспект).

Я провел лето круто: был на своей даче, жил в тесноватой времянке, общался с хорошими соседями (это если вкладывать в крутость третий аспект).

Обратите внимание на отдельную крутость, не имеющую отношения к нашему уроку: я так буковки рассчитал, чтобы предложения сделать одинаково длинными. Это так – для красоты. Этого повторять не нужно. Уроки о мелких красивостях письменной речи, ее графике, ритмике и прочих хитростях еще впереди.

Доказательства могут отличаться не только по контексту главной мысли, но и по набору доказательств.

Примеры:

Я провел лето хорошо: погода была удовлетворительной, самочувствие было хорошим, настрой был отличным.

Я провел лето хорошо: погода была удовлетворительной, солнце было ярким, климат был приятным.

Я провел лето хорошо: погода была удовлетворительной, компания была дружной, клев рыбы был обалденным.

Шаг 4-й: подберите три доказательства выбранной главной мысли; не торопитесь, поиграйте вариантами – Вам нужен самый доказательный набор.

Запишите свои варианты прямо здесь, ниже.

Выберите наилучший и выделите как-нибудь.

Теперь необычное. Нужно нарисовать схему отношений главной мысли и доказательств. Это нужно, чтобы Вы видели, как доказательства, стекаясь к главной мысли или подпирая ее, подтверждают ее.

^ Вот пример:

В верхнем прямоугольничке – главная мысль. В нижних прямоугольничках – ее доказательства. Видите, как они убедительны? Теперь главная мысль, как будто на подпорках доказательств. Твердо покоится, как Земля на трех китах или на трех черепахах.

Такое рисование очень полезно. Мысли вообще полезно рисовать, поскольку мысли – это всего лишь картинки в голове. Поможем голове рисованием картин.



Шаг 5-й: нарисуйте схемку с главной мыслью и ее доказательствами.

Не расстраивайтесь, если у Вас не получится так же красиво. Для облегчения задачи просто нарисуйте схемку на обычном листе бумаги или даже на салфетке3.

Нарисовали? Отложите в сторону. Движемся дальше – к светлому будущему умению писать сочинения и любые тексты.

Быть убедительным – это еще не все. А вдруг, читатель не дочитает до конца всех этих Ваших доказательств? Нужно захватить его внимание и не отпускать его, пока не прочтет все.

Для этого нужна захватывающая вводная часть. Поступим, как древние охотники – выроем яму и заманим в нее читателя.

1) Главное в заманивании – сообщить какую-нибудь обычную мысль, с которой читатель легко согласится. Например: летом все на каникулах или в отпусках; летом всем хорошо и комфортно; летом принято отдыхать, а не работать. Все что угодно, с чем не поспоришь. Это как покашлять, привлекая внимание, как поднять руку перед ответом, как свистнуть приятелю. Только не спугните ничем громким – ничего из ряда вон выходящего. Наша задача добиться обычной в таких случаях реакции читателя: «Ну, и что?». Этого-то нам и надо. Он, пока не узнает от нас ответ на свое «Ну, и что?», не успокоится и будет ждать. А тут и мы

2) Подкинем ему какую-нибудь необычность, новостишку, неожиданный взгляд на наше простое сообщение. Например: Летом принято отдыхать, а не работать. Только я отдыхал по-другому… Чувствуете? У читателя неизбежно возникает интерес и вопрос для утоления интереса. Например: «Как это ты отдыхал?». Все! Читатель на крючке!

3) Он хочет ответов? Их есть у меня! И я выкладываю читателю свою главную мысль. Например: Я провел лето круто! С крючка уже не сорваться! У него еще вопрос: «Как это – круто?».

4) Снисходительно улыбаясь улыбкой бывалого рыбака, мы небрежно бросаем ему: престижный курорт, дорогой отель, богатые люди.

Захват закончен! Читатель никуда не денется, не отведет глаз от текста, пока не найдет в нем ответа на каскад своих вопросов: какой такой престижный курорт, во сколько звездочек отель, и что за богатые люди?

Шаг 6-й: соорудите ловушку для заманивания читателя.

Запишите ниже под цифрами весь ход мыслей:

1)

2)

3)

4)

Попробуйте разные варианты, чтобы ловушка была с одной стороны, незаметной, с другой стороны, надежной.

Движемся дальше – скоро конец урока! Напряжение растет! Терпите!

Каждое доказательство нужно подтвердить фактами или примерами.

На каждое доказательство по три факта и примера.

Например:

Престижный курорт: посещают известные голливудские звезды, необычайно популярен среди богатых, побывать там – значит, попасть в число счастливчиков. Это были факты.

Добавим примеров: посещают известные голливудские звезды, например, в этом году Джим Кэрри провел там все лето, Мел Гибсон играл с ним в теннис, а Джулия Робертс подносила им мячи.

Уловили идею?

Теперь вернитесь к нарисованной схемке и дорисуйте ее фактами и примерами к каждому доказательству.



Шаг 7-й: дорисуйте свою схемку до конца, наполняя фактами и примерами, жонглируя ими и выбирая наилучшие.

Все подготовка завершена! Можно писать текст сочинения…

^ Сочинение на тему: «Как я провел лето».

Люди работают целый год, чтобы дождаться лета и отдохнуть. Мы ждем этой поры, как спасительный оазис в нескончаемой пустыне изнурительной работы. Дождавшись же лета, проводим его до уныния однообразно. Я провел лето не так, как все.

^ Это был самый крутой отпуск в мой жизни! Я уехал в тайгу, где жил в бревенчатой избушке и охотился вместе с аборигенами леса.

Меня отговаривали все, кто только мог. Но я твердо знал, что тайга – это источник здоровья, проверка характера и закалка воли. Я и действительно сразу почувствовал себя лучше, вдыхая звонкий лесной кислород, насыщенный хвойными фитонцидами – и куда только делись скачки моего артериального давления и городские мигрени? Характер подвергался проверке на каждом шагу: буквально шагая по тайге, приходилось ловить себя на слабости, что я больше не смогу сделать ни шагу, но я шел и шел вслед за стариком-следопытом. Я узнал пределы своей воли и восхитился тем, что она, оказывается, у меня есть! Не знаю, как там со здоровьем, но уж волю я закалил определенно. Вы только представьте себе: идти по следу раненного медведя, преодолевая страх! Это для настоящих мужчин!

Быт лесного жителя заставляет задуматься: не слишком ли мы привередливы к условиям проживания. Простая избушка в лесу. Маленькие окна. Печь без трубы – по-черному. Топчаны с какими-то шкурами. Грубо сколоченный стол и чурбаки вместо стульев. Нет телевизора – этого вора времени жизни. Мобильник «вне зоны доступа». Ранний отбой и ранний подъем. Удобства на улице. Умываться из ковша… Это задело какие-то древние струны первобытных инстинктов. Это дало мне силы какой-то странной, непривычной природы. Жить вот так – просто и незамысловато – можно!

Аборигены… Совершенно необычные люди! Огромной силищи. Выносливые, как волки. Они поражали меня такой глубокой мудростью, изрекая ее в нужный момент и так просто, что я испытал неловкость от того, что я в погоне за научными степенями и учеными званиями так и остался дураком. А эти простые люди с восьмилеткой за плечами знают о секретах мироздания больше любого городского мудреца. А как они деликатны! Они терпеливо растолковывали мне, что в тайге можно заблудиться даже, отойдя от жилья всего на пару шагов. И вот я отошел буквально за куст… и все! Развернувшись в сторону избушки, я стал возвращаться и не нашел ее! Она пропала, как сквозь землю провалилась! Кричать мне было стыдно, но все-таки пришлось… А охотники (Вот хитрецы!) слышали меня, но откликнулись не сразу – дали мне возможность зарубить себе на носу простую лесную истину – запоминай не направления, а приметы!

^ Ну, как тут не запомнить такой отпуск? Это был самый крутой отпуск в моей жизни. Вот так я провел лето…

Так или примерно так должно получиться и у Вас. Заметили заключительную хитрость и фишку? В последнем абзаце я повторил главную идею.

Вот и звонок с урока

Если Вы не ленились и старались, то теперь Вы можете писать так же как я или даже лучше меня Хотя для этого понадобится некоторое время. Просто пишите то, что Вы обычно пишите, по-новому. Книги, статьи, посты в блогах, деловые документы, письма любимым…

Желаю Вам удачи на этом поприще!

И еще несколько слов на прощание…

Я буду рад, если Вы напишите мне и пришлете письмо со своим сочинением о том, как Вы провели свое лето, а я порадуюсь за Вас, что Вы усвоили урок. Ну, или поправлю Вас, а также поправлю сам урок, чтобы он стал более понятным для других учеников и учениц

Пишете: rusakovschool@gmail.com

Я планирую продолжить создание таких обучающих курсов. Кстати, до этого краткого курса я создал полный – на двенадцать уроков, на месяц обучения по три урока в неделю – я предложу его позже. Будут обучающие курсы – и сокращенные, и полные – по переговорам, конфликтам, управлению, семейным отношениям и прочим полезным вещам.

Заходите на сайт Школы Полезных Навыков «Шмель»:

https://sites.google.com/site/skolapoleznyhnavykov/

или в мою авторскую библиотеку:

https://sites.google.com/site/akademyrusakov/

Почитывайте мои статьи в блогах – их адреса на сайтах. Статьи я пишу именно так, как только что научил Вас.

И еще… Вдруг Вас посетит мысль, что я сделал для Вас что-то полезное и важное, и что меня можно было бы как-то отблагодарить. Напишите, и я скажу как rusakovschool@gmail.com

До новых встреч…

1 Сразу и однозначно признаюсь в том, что я уважаю и люблю женщин, и никто не виноват, что наши отличия есть еще и в таких особенностях русского языка, как род – мужской и женский. Мне удобнее писать от имени всего мужского рода по понятной причине. Иногда я пишу и так, и так: «Как я провел или провела лето», но, согласитесь, это сбивает с ритма читателей, а во мне пробуждает странное чувство раздвоенности. По всем этим причинам я прошу у женщин прощения и разрешения формулировать мысли в мужском роде, в надежде, что внутренние женские переводчики переведут на свой язык так, как надо.

2 Барбара Минто – американка, первая женщина-консультант McKinsey&Company, разработала методику структурирования смыслов в текстах, назвав ее «Принцип Пирамиды». Живет в Лондоне, преподает свою методику. В обучающем курсе, в числе других и наряду с авторскими, использованы подходы Барбары Минто. В России вышла книга Барбары Минто «Золотые правила Гарварда и McKinsey».

3 Однажды к Пабло Пикассо в кафе пристала его поклонница – дескать, нарисуй что-нибудь. Художник нарисовал не салфетке ее портрет. «Я куплю у вас это» - заявляет женщина. «1000!» - отвечает он. «За что так дорого – ведь рисовали-то всего три минуты!». «Я учился этому всю жизнь!».

_____________________________________________________________________

Школа Полезных Навыков «Шмель». Русаков Сергей Александрович.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?» iconВадим Зеланд Яблоки падают в небо Трансерфинг реальности
События идут своим чередом, не обращая внимания на ваши «хочу» или «не хочу». Казалось бы, эту фатальную неизбежность преодолеть...

Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?» iconЗатем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы
Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо определить своё мнение

Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?» iconСочинение надо было написать по жестко намеченному плану как выглядели...
В выходные мы с сыном провозились с сочинением на эту тему. В школе конкурс. Каждый класс взял себе какую-то тему и должен ее отстаивать...

Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?» iconЖирным вопросы Обычным ответы переводчика
Продолжить тему аномальных явлений и наиболее спорные вопросы для людей в настоящее время. Заранее благодарю вас за многие ответы....

Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?» icon5. Где моя зарплата? Если я знаю ответы на все вопросы, зачем мне думать?
Прочтя книгу, все что я увидел и прочувствовал в своей рабочей жизни, откликнулось наконец-то! Роберт дал мне надежду и пробудил...

Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?» icon5. Где моя зарплата? Если я знаю ответы на все вопросы, зачем мне думать?
Прочтя книгу, все что я увидел и прочувствовал в своей рабочей жизни, откликнулось наконец-то! Роберт дал мне надежду и пробудил...

Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?» iconЦентральный комитет трудовое законодательство и законодательство об образовании вопросы и ответы
В настоящий сборник включены ответы на вопросы, часто возникающие у педагогических работников в связи с применением трудового законодательства...

Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?» iconКраткосрочного анализа. Мы искали ответы на вопросы: Может ли капиталистическая...
До настоящего момента мы рассматривали макроэкономику (а также макроэкономическую политику) с точки зрения краткосрочного анализа....

Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?» iconОтветы на экзаменационные вопросы по истории России 9 класс. Источники
Ответы на вопросы/билеты по истории России 9 кл. – 48 вопросов (24 билета) – размещены на множестве сайтов в Интернете (обычно скачать...

Шаг 2-й: Запишите ответы на вопросы: «На кого я хочу произвести впечатление своим сочинением?» iconПервая
Я предпринимаю дело беспримерное, которое не найдет подражателя. Я хочу показать своим собратьям одного человека во всей правде его...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную