Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки»




НазваниеУчебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки»
страница1/6
Дата публикации18.06.2013
Размер0.73 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
exam-ans.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6





Министерство здравоохранения и социального развития

Казанский государственный медицинский университет

Кафедра истории, философии, социологии и политологии

Кафедра биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины




«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям
медицинские науки - 14.00.00

фармацевтические науки - 15.00.00

Казань 2009 г.

ББК 87 + 5г

УДК 11/12 + 61 (091)

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

Составители:
докт. филос. наук, проф. А.П.Федяев

канд. филос. наук, доц. С.Ф.Нагуманова

докт. мед. наук, проф. М.Ю.Абросимова

докт. мед. наук, проф. А.С.Созинов


Рецензенты:

докт. филос. наук, проф. М.Д. Щелкунов

доц. каф. медицинской и общей психологии

с курсом педагогики Н.З. Иванова

История и философия науки: Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по специальностям «медицинские науки» и «фармацевтические науки» /А.П.Федяев, С.Ф.Нагуманова, М.Ю.Абросимова, А.С.Созинов. - Казань: КГМУ, 2009. –  

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки», составлено в соответствии с Государственной программой, содержит учебный план, рабочую программу, планы семинаров, примерные вопросы к экзамену, требования к реферату и словарь терминов по общим проблемам философии науки, философии медицины и биомедицинской этики.

© Казанский государственный медицинский университет, 2009.

ВВЕДЕНИЕ

Кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки» введен в действие с 1 июля 2005 года решением Правительства Российской Федерации вместо ранее принимавшегося кандидатского экзамена по философии. Успешная сдача указанного экзамена (наряду с экзаменами по иностранному языку и специальности) является обязательным условием представления к защите кандидатской диссертации аспирантом (соискателем).

Кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки» сдается по программам, утвержденным приказом Минобразования России от 17 февраля 2004 г. № 697, по соответствующей отрасли науки согласно действующей номенклатуре специальностей научных работников и включает в себя 3 раздела:

1. История соответствующей отрасли науки.

2. Общие проблемы философии науки.

3. Современные философские проблемы отраслей научного знания.

Раздел 2 является общим для аспирантов (соискателей) любых специальностей. Что касается разделов 1 и 3, то они дифференцируются в соответствии с отраслью науки, по которой аспирант (соискатель) выполняет квалификационную работу. Для аспирантов и соискателей медицинских и фармацевтических специальностей таковыми являются раздел 1 - «История медицины» или «История фармации» и раздел 3- «Современные философские проблемы медицины (фармации).

Подготовка к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки включает в себя следующие элементы:

1. ^ Освоение курса «Философия науки и медицины». Курс читается специалистами кафедры истории, философии, социологии и политологии и кафедры биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины согласно установленному тематическому плану (см. стр. 4) в течение учебного года (как правило, с ноября по март).

2. ^ Написание реферата по истории медицины. Тема реферата выбирается аспирантом (соискателем) по согласованию со своим научным руководителем и уполномоченным преподавателем кафедры биомедэтики и медицинского права с курсом истории медицины. Подготовленный реферат визируется научным руководителем и сдается на указанную кафедру, где он рецензируется специалистами в области истории медицины и оценивается по пятибалльной системе. В случае получения зачета, аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по курсу «История и философия науки». Требования к оформлению реферата см. на стр. 18.

Экзамен принимает назначенная приказом ректора комиссия. Сдача экзамена происходит по билетам, каждый из которых включает три вопроса соответственно из раздела 1 - «Общие проблемы философии науки», раздела 2 - «Современные философские проблемы отраслей научного знания», и раздела 3 – «Биомедицинская этика». В преддверии экзамена проводится консультация.

Оценка, полученная на экзамене, считается оценкой кандидатского экзамена по всей дисциплине «История и философия науки».
^ Место дисциплины в системе образования

Дисциплина «История и философия науки» относится к системе дисциплин послевузовского уровня высшего профессионального образования. Ее освоение обязательно для аспирантов и соискателей, готовящихся к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки». Она рекомендована также для слушателей , проходящих подготовку по образовательной программе «Преподаватель высшей школы» для учреждений высшего профессионального образования.

^ Цель дисциплины

Освоение современных знаний в области истории и философии науки.
Задачи дисциплины

  • ознакомление с общей проблематикой философии науки в целом и медицины в частности;

  • постижение науки, включая медицину, в широких социально-культурных контекстах и историческом развитии;

  • анализ основных мировоззренческих, методологических и этических проблем, возникающих на современном этапе развития медицины;

  • получение представлений о тенденциях и особенностях исторического развития медицины (фармации).


^ Требования к уровню подготовки слушателя, завершившего изучение дисциплины

Слушатели, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

  • владеть основами современных знаний в области философии науки;

  • понимать основные философско-методологические и этические проблемы медицины и фармации;

  • иметь навыки междисциплинарного, поликультурного мировоззрения, основанного на глубоком осмыслении философии науки вообще и медицины в частности как части общечеловеческой культуры;

  • представлять основные этапы и общие закономерности становления и развития медицины и фармации;


^ Форма аттестации

Форма итоговой аттестации - экзамен кандидатского минимума.
Учебный план курса подготовки к сдаче кандидатского минимума

по истории и философии науки




п/п

Название дисциплины

Виды аудиторных занятий




Лекции

Семинары

Рефераты

Итого

^ ИСТОРИЯ НАУКИ

1

История науки

(медицины и фармации)







16

16

^ ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Раздел 1. Общие проблемы философии науки

1

Предмет и основные концепции современной философии науки

4

2




6

2

Наука в культуре современной цивилизации

4

2




6

3

Возникновение науки и основные этапы ее развития

4

2




6

4

Структура научного знания

4

2




6

5

Динамика науки как процесс порождения нового знания

2

2




4

6

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

2

-




2

7

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научного прогресса

4

2




6

8

Наука как социальный институт

2

2




6




Всего

26

14




40

Раздел 2. Философские проблемы медицины

1

Медицина как наука

2

2




4

2

Теоретические проблемы медицины

4

4




8

3

Логико-методологические проблемы медицины

4

4




8

4

Социальные проблемы медицины

2

-




2




Всего

12

10




22




Раздел 3. Биомедицинская этика

1

Правила проведения этической экспертизы биомедицинского исследования

4

2




6

2

Пропедевтическая биоэтика

4

4




8

3

Частная (клиническая) биоэтика

4

4




8

Всего

12

10




22

Итого по всем разделам

50

34

16

100



^ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Общие проблемы философии науки
Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки:

Основные аспекты бытия науки: наука как познавательная деятельность, как объективированная система знаний, как социальный институт, как особый этос и как специфическая область культуры. Философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в меняющемся социокультурном контексте.

Основные подходы к исследованию проблем науки: неотомизм, неокантианство и неопозитивизм. Позитивистская традиция в философии науки (О. Конт, Э. Мах, Венский кружок и т.д.). Постпозитивистские концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, Ф. Фейерабенда, М. Полани.
^ Тема 2. Наука в контексте современной цивилизации

Техногенный характер современного общества. Роль науки в современном мире.

Научное знание как система, его особенности и структура. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Вненаучное знание, его специфика и основные Формы. Наука и паранаука. Основные критерии научности: наблюдаемость явления, его фиксация научными методами, повторяемость, воспроизводимость.
^ Тема 3. Возникновение науки и основные этапы ее развития

Преднаука и наука. Древневосточная наука (Египет, Шумеры и др.) и ее особенности. Античная наука и становление первых форм теоретического знания (модели, логика, математика). Средневековые университеты и средневековая наука (схоластика).

Становление науки как особой профессиональной деятельности в новоевропейской культуре XVII в. (идеалы математизированного знания Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р. Декарта). Возникновение социальных, гуманитарных и технических наук в XVIII-XIX вв.

Философские основания и сущностные черты классического, неклассического и постнеклассического этапов развития научного знания.
^ 4. Структура научного знания

Научное знание как развивающаяся система «факт» - «теория» - «метатеория». Эмпирический, теоретический и метатеоретический (философский) уровни научного знания, их специфика и относительная самостоятельность. Понятие, роль и способ образования абстрактных и идеальных объектов в науке. Структура эмпирического знания (физический объект, научный факт, эмпирическая закономерность, феноменологическая теория). Структура теоретического знания как совокупности идеальных объектов (аксиомы, законы универсальные и частные, отдельные теоретические высказывания, гипотезы и др.).

Методы эмпирического уровня познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, методы моделирования и индуктивного анализа). Методы теоретического уровня познания (идеализация, формализация, математическое моделирование, интерпретация, воображение).

Рефлексия как основной метод метатеоретического анализа научных результатов, средств и процедур исследования, социокультурной среды.

Основания научного знания (идеалы и нормы науки, научная картина мира, философские основания науки).
Тема 5. ^ Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Проблемные ситуации в науке. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Включение новых теоретических представлений в культуру.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» iconМетодические рекомендации для подготовки и сдачи кандидатского экзамена...
Философские вопросы математики: методические рекомендации для подготовки и сдачи кандидатского экзамена по курсу «История и философия...

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» iconРабочая программа по «Истории и философии науки» предназначена для...
Значение дисциплины «История и философия науки» заключается в том, чтобы сформировать у аспирантов и соискателей необходимые представления...

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» iconМетодические рекомендации по подготовке к сдаче междисциплинарного...
Методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче междисциплинарного экзамена по курсу «Финансы предприятий» студентами заочной...

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» iconРеферат по разделу «история экономической науки» это самостоятельная...
Учебный курс по истории экономических учений представляет собой первый раздел общего курса «История и философия науки», предназначенного...

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» iconУчебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П....
Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» магистерских...

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 министерство образования...
Учебно-методическое пособие предназначено для курсового проектирования по специальности 061000 дисциплине «Основы транспортно-экспедиционного...

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 министерство образования...
Учебно-методическое пособие предназначено для курсового проектирования по специальности 061000 дисциплине «Основы транспортно-экспедиционного...

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» iconОчная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...

Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче кандидатского экзамена «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая...
Общая педагогика, история педагогики и образования: Программа кандидатского экзамена для аспирантов: Направление подготовки 44. 06....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную