1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика




Название1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика
страница1/11
Дата публикации12.06.2013
Размер1.42 Mb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
Педагогика – 1) особая сфера человеческой деятельности, связанная с передачей молодому поколению всего человеческого опыта, сохранение преемственности поколений подготовкой к самостоятельной жизни и деятельности 2) система Педагогические категории:

  1. Воспитание – 1) (в широком смысле) передача опыта общечеловеческой культуры след поколению 2) (в узком смысле) целенаправленный процесс формирования у человека определенных качеств личности (нравственных, эстетических, физических, правовых)

  2. Обучение – двусторонний процесс, складывающийся из преподавания и учения.

  3. Образование – процессии результат обучения, то, что создает интеллект

  4. Развитие


Воспитание – это деятельность по передачи новым поколениям общественного исторического опыта, высокой морали, творческого отношения к действительности, научного мировоззрения. (научное мировоззрение складывается из двух ответов на два важных вопроса:

-Что есть ч-к и зачем он живет? – в зависимости от мировоззрения ч-ка складываются ответы. На эти вопросы дают ответы либо религия, либо философия, но только не наука) В широком смысле – это многогранный процесс постоянного духовного обновления и обогащения, это воздействие на личность общества в целом. В узком смысле воспитание – это целенаправленная деятельность призванная сформировать систему качеств, взглядов и убеждений.

Т.о. в-е – это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира. 2) формирование мировоззрения 3) формирование поведения

Несколько видов воспитание:- Умственное - Нравственное - Физическое - Трудовое - Эстетическое
Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил ч-ка. Развитие личности осуществляется по следующим параметрам: - внешние и внутренние

социальные и природные управляемые и неуправляемые Можно выделить физическое, социальное, духовное развитие.
Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Ядром образования является обучение.
Обучение – это процесс передачи опыта во взаимодействие педагога и учащегося. Как процесс обучение имеет две стороны – преподавание (передача информации) и учение (усвоение информации). Основными факторами развития ч-ка является –само-обучение, само-воспитание, само-развитие и само-образование. Осуществляя обучение люди вступают в воспитательные отношения – это микроклеточка, где внешние факторы сходятся с внутренними факторами человека, и в результате такого взаимодействия и формируется личность.
2. Объект и предмет педагогики и ее задачи.
П-ка изучает закономерности, принципы, методы, содержание, формы образования, и обучения. (По теме образования нет единой концепции и определния. У разных авторов свои трактовки)

^ Объект п-ки - человек, развивающийся в результате воспитательных отношений. Предмет п-ки – это воспитательные отношения обеспечивающие развитие ч-ка.
П изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.

3 осн.задачи поколения: 1) освоить опыт предыдущего поколения 2) обогатить и накопить 3) передать последующим поколениям. 1,2 – происходит развитие и воспитание.

! передача знаний = развитие общества

!необходимость в людях со спец. подготовкой для передачи знаний - возникло целенаправленная передача опыта от поколения к поколению. ! выделение спец. ф-и воспитательных учреждений (позд.период рабовладельческого строя)

Начало педагогической д-ти.

П – от греч. «пайдогогос» - дитя + вести. (в древней Греции – был спец раб, кт сопровождал ребенка по дороге к учителю.)

На Руси первых учителей называли мастерами. (обучение на дому – чтение, письмо, молитва)

! П – как особая наука – выделена в из системы философ знаний в 17 в.

П и как наука, и как искусство.

Теор. аспект явл. предметом научно-педагогического исследования, хар-ся совокупностью методологических, теор и методич.положений по проблемам воспитания и обучения.

^ П – наука о закономерностях, принципах, формах и методах воспитания и образования людей.

Педагогический процесс – это целенаправленная и организованная деятельность людей (педагог и ученик, воспитатель и воспитанник) с целью формирования необходимых знаний, навыков и умений.

Теории: Т элементарного образования Иоганна Песталоцци, Т воспитывающего обучения И.Гербарта, Общая Т развития личности Ушинского, Т детского воспитательного коллектива Макаренко, Т развивающего обучения Эльконина, Давыдова.

^ Практич аспект – практич. воспит.д-ть ! надо владеть воспит. умениями и навыками, проф-н.опыт педагога.

3 КОНЦЕПЦИИ: 1) П – как междисциплинарная область чел.знания. в П представляются сложные аспекты д-ти (культура, политика)

2) П как прикладная наука ф-я – использование знаний из др.наук(психология)

3) П - наука, кт. имеет свой собств. предмет и О изучения.

ОБЪЕКТ – (шире по содержанию) – человек, кт.развив-ся в рез.воспитательных отношений. Объект познания в П – чел, развивающийся в рез воспитательных отношений.

^ ПРЕДМЕТ – сами воспитательные отношения.

Предметом П явл – иссл-е сущности форм-я и развития чел личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного пед процесса.

П иногда рассматривается как наука и как искусство. Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь в виду, что оно имеет 2 аспекта – теор и практич. Теор аспект воспитания – явл предметом научно-пед исследования. В этом смысле П выступает как наука и представляет собой совокупность теор и метод идей по вопросам воспитания.

Задачи:

1. изучение и обобщение практического опыта

2. познание закономерности воспитания

3. орг-я прикладных и практико-ориентированных исследований

4. разработка и сов-ние содержания, форм, методов воспитания и обучения

5. внедрение результатов в практику

6. разработка теор.основ и новационных процессов

7. рациональные связи теории и практики.

Функции педагогики:

1.     Изучать структуру, функции, содержание педагогического процесса; 2.     Находить закономерности, основные принципы, методы учебно-воспитательной работы;

3.     Разрабатывать новые модели обучения и воспитания с учетом социально-политического и экономического развития общества.

4.     Разрабатывать методику подготовки педагогов и воспитателей.
3. Характеристика современной системы образования РФ.

Современные проблемы образования.

И зарубежные, и отечественные ученые отмечают, что система образования не удовлетворяет современным требованиям и вследствие этого находится в состоянии кризиса.

Суть мирового кризиса образования видится прежде всего в обращенности сложившейся системы образования (так называемое «поддерживающее обучение») в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее.

Современное развитие общества требует новой системы образования — «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и в свои профессиональные способности влиять на это будущее.

В нашей стране кризис образования имеет двойную природу. Во-первых, он является проявлением глобального кризиса образования. Во-вторых, он происходит в обстановке и под мощным воздействием кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы. Система российского образования, особенно высшего, имеет свои достоинства и недостатки.

^ Положительные «наработки»:

— способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства;

— по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимает одно из ведущих мест в мире;

— отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам;

— традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой;

Недостатки:

— в современных условиях стране требуются такие специалисты, которые не только не выпускаются на сегодняшний день, но для которых наша образовательная система еще не подготовила научно-методическую базу;

— бесплатная подготовка специалистов и несоизмеримо низкая оплата их труда девальвировали ценность высшего образования, его элитарность в плане развития интеллектуального уровня личности, снизился социальный статус специалистов, долженствующий обеспечить личности определенную социальную роль и материальное обеспечение;

— чрезмерное увлечение профессиональной подготовкой шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности;

— усредненный подход к личности, валовой выпуск «инженерной продукции», невостребованность десятилетиями интеллекта, таланта, нравственности, профессионализма привела к деградации нравственных ценностей, к деинтеллектуализации общества, падению престижа высокообразованного человека.

— тоталитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований подавляли инициативу и ответственность преподавательского корпуса;

— вследствие милитаризации общества, экономики и образования сформировалось технократическое представление о социальной роли специалистов, неуважение к природе и человеку;

— изолированность от мирового сообщества — с одной стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные закупки целых заводов и технологий — с другой, исказили главную функцию инженера — творческую разработку принципиально новой техники и технологии;

— экономический застой, кризис переходного периода повлекли за собой резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности.

^ Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой же начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России и Украины.

^ Основные цели Болонского процесса

  • построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

  • формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

  • обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

  • повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.


^ Проблема гуманизации и гуманитаризации образования

Новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре. Необходимо гуманизировать деятельность профессионалов. А для этого необходимо:

—пересмотреть смысл понятия «фундаментализация образования», вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В России — это далеко не простая проблема;

—формирование системного мышления, единого видения мира без разделения на «физиков» и «лириков», потребует встречного движения и сближения сторон. Техническую деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей и знаний, накопленных в научно-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, к экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете — к снижению потенциала науки и производства. Сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван выпустить специалиста, готового к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук.

При этом российская программа развития образования должна содержать механизмы, гарантирующие:

— единство федерального образовательного пространства;

— открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурно-исторического и образовательного опыта;

— приоритет фундаментальных прав и свобод личности;

— восстановление первичных духовно-нравственных идеалов, присущих преподаванию и исследованию.

^ Национальный проект «Образование» — программа по повышению качества образования, объявленная Президентом России В. Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов.

Основные направления проекта

  • Стимулирование инноваций в сфере образования

  • Подключение школ к интернету

  • Поддержка талантливой молодёжи

  • Организация начального профессионального образования для военнослужащих

  • Организация сети национальных университетов и бизнес-школ

  • Дополнительные выплаты за классное руководство

  • Поощрение лучших учителей (ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают 100 тыс. рублей.)

  • Поставка школьных автобусов в сельскую местность

  • Укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием


4. Содержание образования. Функции учебного процесса и их реализация.

В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. Оно представляет собой особый разрез образования, абстрагированный от технологии.

Содержание образования - совокупность систематизированных ЗУН, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика iconПедагогика как наука. Объект педагогики. Взаимосвязь педагогики с...
Педагогика – наука о воспитании и обучении человека, его формировании как личности. Педагогика изучает сущность, закономерности,...

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика iconСоциальная педагогика
Семинар «Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Структура и основные категории социальной педагогики»

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика icon[1] Возникновение и основные этапы развития педагогики как науки
Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение»

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика iconПрограмма кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая...
Общая педагогика, история педагогики и образования: Программа кандидатского экзамена для аспирантов: Направление подготовки 44. 06....

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
В соответствии с приказом ректора мгпу а. М. Сергеева к сдаче государственного экзамена был допущен 21 студент очной формы обучения...

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
В соответствии с приказом ректора мгпу а. М. Сергеева к сдаче государственного экзамена был допущен 21 студент очной формы обучения...

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050700...
Программа предназначена для подготовки к вступительному экзамену в магистратуру факультета психологии по направлению «Педагогика»...

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика iconРейтинг-план по дисциплине «История педагогики и образования»
Направление 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование». Профиль подготовки «Психология и педагогика социальной педагогики»....

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика iconРабочая программа по дисциплине Методика преподавания педагогики...
Цель курса: формировать знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности и ценностных отношений, необходимые для успешного преподавания...

1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика iconРабочая программа по дисциплине «Социальная педагогика» принята на...
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональной компетентности студентов на основе освоения методологических, теоретических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную