Методические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия»




Скачать 395.37 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия»
страница1/5
Дата публикации13.06.2013
Размер395.37 Kb.
ТипМетодические указания
exam-ans.ru > Философия > Методические указания
  1   2   3   4   5

Тематика контрольных работ


по философии

(Часть 1)

Методические указания по выполнению контрольной работы



При изучении дисциплины «Философия» студентам необходимо выполнить две контрольные работы соответственно по 1-ой и 2-ой частям курса в течение двух семестров. Контрольная работа является важнейшим видом самостоятельного изучения студентами системы философского знания.

Выбор темы контрольной работы осуществляется по начальной букве фамилии студента:


А-1,28

З-8,21

П-15,2

Ц-22,9

Б-2,27

И-9,20

Р-16,3

Ч-23,10

В-3,26

К-10,19

С-17,4

Ш,Щ-24,11

Г-4,25

Л-11,18

Т-18,5

Э-25,12

Д-5,24

М-12,17

У-19,6

Ю-26,13

Е-6,23

Н-13,26

Ф-20,7

Я-27,14

Ж-7,22

О-14,1

Х-21,8





Студент выбирает по своему усмотрению любую из двух указанных тем. Определившись с номером темы, студенту необходимо внимательно ознакомиться с вопросами темы, обстоятельно изучить всю рекомендованную к теме литературу, материалы лекций и КОПРы. В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать знание основных теоретических вопросов темы, умение оперировать понятиями и категориями философии, а также применять их в процессе теоретических рассуждения и обосновании своих мировоззренческих позиций. В ходе раскрытия содержания вопросов темы студенту важно обнаружить умение творчески мыслить, решать разнообразные философские проблемы и показать достаточно высокий уровень философской культуры.

Тему контрольной работы необходимо раскрывать в соответствии с планом, который приводится на первой странице контрольной работы. Ответы на вопросы темы должны быть, по возможности, полными, носить развернутый характер. Контрольная работа предполагает наличие введения, основной части и заключения. Изложение темы должно носить самостоятельный характер. Работа, переписанная из учебника или заимствованная из Интернета, приниматься не будет.

Обратите внимание на правильное оформление текста контрольной работы. Его рекомендуется представлять в печатном виде. Если это по каким-либо причинам невозможно, то текст контрольной работы должен быть написан аккуратно, четким, разборчивым подчерком. Для заметок преподавателя следует оставлять поля на каждой странице. Если в тексте приводятся цитаты, они должны содержать ссылки на источники.

При выполнении практического задания (3-ий вопрос темы) студенту необходимо показать умение систематизировать и анализировать материал изученной темы и творчески применять его при решении вопросов, содержащихся в практическом задании.

В конце текста контрольной работы необходимо привести список использованной литературы, поставить дату написания работы и свою подпись.

Объем контрольной работы не должен превышать 15 страниц печатного текста.

По итогам выполнения контрольной работы, проводится собеседование и проставляется зачет.

Студент, не выполнивший контрольную работу и не получивший по ней зачета, к сдаче экзаменационного зачета или экзамена не допускается.

^ ТЕМЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

(1 – я часть: разделы I – III)

Раздел I. Предмет и специфика философского знания.
Тема 1. Предмет и специфика философского знания
1. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания.

2. Основные вопросы философии.

3. По каким основаниям можно классифицировать концепции следующих философов: Конфуций, Лао-цзы, Фалес, Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, Вл. Соловьев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, М. Хайдеггер.
1. Следует дать определение философии, раскрыть социальные и культурно-исторические предпосылки ее возникновения и объяснить основные элементы системы философского знания (онтология, гносеология, логика, социальная философия, философская антропология).

2. Необходимо объяснить основные вопросы, которые изучает философия: материализм и идеализм; диалектика и метафизика; эмпиризм и рационализм; вопрос о познаваемости мира.

3. При выполнении задания следует иметь в виду, что имеется множество оснований для классификации названных философов: философы Востока и Запада; Индии, Китая, России, Англии, Франции, Германии; материалисты и идеалисты; диалектики и метафизики и т.д. От студента в данном случае требуется творческий подход и необходимая эрудиция.

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004

  2. Философия в вопросах и ответах/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

  3. Джеймс У. Введение в философию. – М.: Республика, 2000

  4. Дильтей В. Сущность философии. – М.: Интрада, 2001

  5. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001

  6. Философия. Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003

  7. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004


Тема 2. Диалектика и метафизика
1. Диалектика и метафизика.

2. Историческое развитие диалектики как метода познания.

3. Покажите отличие диалектики марксизма от диалектики Г. Гегеля.
1. Необходимо раскрыть понятия диалектики и метафизики. Но главная задача заключается в том, чтобы на конкретных примерах, взятых из истории философии, показать эти методы познания «в действии». Например, диалектику как метод можно показать на примерах философии Гераклита, Гегеля и других философов. Метафизика как метод познания отчетливо проявляется в философии Нового времени.

2. Ответ на этот вопрос предполагает раскрытие и объяснение основных этапов развития диалектики: античность, немецкая классическая философия, марксизм.

Необходимо раскрыть основные черты диалектики Гегеля и диалектики марксизма. При объяснении различия между ними необходимо прежде всего иметь в виду, что одна из них является идеалистической диалектикой, вторая – материалистической диалектикой.

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004

  2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 2. – М.: 1974

  3. История диалектики – М.: Мысль, 1978

  4. Материалистическая диалектика. – М.: 1979

  5. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001

  6. Философия. Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003

  7. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004


Тема 3. Материализм и идеализм
1. Материализм и идеализм.

2. Исторические формы материализма.

3. Покажите различие между метафизическим и диалектическим материализмом, используя знания из истории философии.
1. Прежде всего, необходимо раскрыть понятия «материализм» и «идеализм». Далее на конкретных примерах, взятых из истории философии, показать различие между ними.

2. Необходимо остановиться на основных формах материализма в историческом развитии философской мысли: античный материализм, метафизический материализм Нового времени, диалектический материализм.

3. При ответе на вопрос следует обратиться к учениям конкретных философов материалистического направления. Такими философами могут быть, с одной стороны, представители философии Нового времени, с другой – марксистской философии.

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004

  2. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. – М.: 1971

  3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2001

  4. Философия. Университетский курс. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003

  5. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики, 2004

  6. Философский энциклопедический словарь . – М.: 1986 (Статьи: идеализм, материализм)


Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли.
Тема 4. Восточная философия
1. Основные направления и школы древнеиндийской философии.

2. Основные школы и направления древнекитайской философии.

3. Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия.
1. Следует раскрыть содержание основных школ и направлений древнеиндийской философии: брахманизм, философия эпического периода, неортодоксальные и ортодоксальные школы в Древней Индии.

2. Необходимо раскрыть содержание основных школ философии Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа сторонников Инь и Ян.

3. При выполнении задания следует прежде всего иметь в виду противоречия между: материалистами и идеалистами в философии Древнего Востока; ортодоксальным и неортодоксальным направлениями в Древней Индии; представителями конфуцианства и легизма в Древнем Китае. Задача студента состоит в том, чтобы раскрыть эти противоречия и объяснить их роль и значение.

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004

  2. История китайской философии. – М.: Прогресс, 1989

  3. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). М.: 1996

  4. Китайская философия и современная цивилизация. – М.: 1997

  5. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.I, СПб «Стикс», 1994

  6. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.: Высшая школа, 2003

  7. Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. – М.: 1955

  8. Философия: Энциклопедический словарь – М.: 2004. (Статьи: индийская философия, китайская философия)


Тема 5. Общая характеристика античной философии
1. Основные формы материализма и идеализма в философии античности.

2. Развитие диалектических идей в античной философии.

3. Дайте сравнительную характеристику философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций). В чем состоят их различия и сходство?
1. Прежде всего следует вспомнить, что такое материализм и идеализм. Далее необходимо на конкретных примерах показать основные формы материализма и идеализма античности.

2. Развитие диалектических идей в античной философии можно показать на примере таких философов, как Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. При этом важно объяснить различие между объективной и субъективной диалектикой и то, каким образом это различие отразилось в философии античности.

3. Различия меду восточной и западноевропейской философскими традициями следует искать на путях сравнения различных типов познания (медитация и рационализм); различных типов отношений между человеком и окружающей его социальной и природной средой (установка на адаптацию, приспособление к среде и установка на ее изменение, преобразование). Следует вспомнить характеристику восточной философии К. Юнгом в качестве «интровертивной» философии. Будет полезно подумать, почему Гегель писал, что «философия в собственном смысле начинается на Западе». Кроме того, студенту следует рассмотреть восточную и западную философские традиции с точки зрения утверждения в них таких принципов как коллективизм и индивидуализм.

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.

  2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: 1976.

  3. Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.

  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1986

  5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.

  6. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: 1996.

  7. Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск. 1997.

  8. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004


Тема 6. Проблема первоначала в античной философии
1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности.

2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности.

3. Изложите учение о первоначале в философии античных атомистов? Какое значение имело это учение в истории развития философии и науки?
1. Прежде всего необходимо дать понятие материализма. После этого следует на конкретных примерах рассмотреть, как решался вопрос о первоначале всего сущего у основных представителей античного материализма.

2. Вначале необходимо дать понятие идеализма и показать специфику идеализма объективного и идеализма субъективного. Далее на конкретных примерах надо показать решение вопроса первоначала у основных представителей античного идеализма.

3. При выполнении этого задания следует иметь в виду тот факт, что учение об атоме как предельной, далее неделимой элементарной частице продерждалось вплоть до конца 19 века. И только открытие в 1897 г. Джозефом Томсоном электрона показало сложную структуру самого атома.

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.

  2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: 1976.

  3. Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.

  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1986

  5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.

  6. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: 1996.

  7. Концепции современного естествознания/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: 2003

  8. Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск. 1997.

  9. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004


Тема 7. Философия Платона
1. Онтологические и гносеологические взгляды Платона.

2. Основные положения учения Платона о государстве и человеке.

3. Раскройте сходство и различие в понимании диалектики у Гераклита, с одной стороны, и Сократа и Платона, с другой. Дайте развернутый ответ.
1. Прежде всего объясните смысл таких философских понятий, как «онтология» и «гносеология». После этого необходимо раскрыть основные положения учения Платона о бытии и познании. В первом случае важно показать характер и роль «идей» («эйдосов»). Во втором – необходимо раскрыть роль «припоминания» в теории познания Платона.

2. В этом вопросе необходимо иметь в виду, что все формы государственного правления у Платона делятся на «правильные» и «неправильные». Необходимо показать, в чем состоит критерий «правильности» формы правления и формы государства, почему тирания является самой неправильной, а аристократия – самой правильной формой государственного устройства. Объясните, почему у руля государства, по Платону, должны стоять философы (или «такие правители, которые хорошо философствуют»).

3. При выполнении задания необходимо объяснить такие понятия, как «объективная диалектика» и «субъективная диалектика». Следует проанализировать, в какой степени каждый из названных философов (Гераклит, Сократ, Платон) развивал «диалектику вещей» и «диалектику понятий».

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.

  2. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: 1976.

  3. Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.

  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1986

  5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.

  6. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: 1996.

  7. Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск. 1997

  8. Философия. Энциклопедический словарь. – М.: 2004

  9. Платон. Сочинения в т.3. – М.: Мысль, 1968-1972

  10. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. – М.: 1992


Тема 8. Философия Аристотеля
1. Основные онтологические и гносеологические положения философии Аристотеля.

2. Учение Аристотеля о человеке и государстве.

3. В чем состоят сходство и различие учений Платона и Аристотеля о человеке и государстве?
1. Необходимо прежде всего объяснить смысл таких философских понятий как «онтология» и «гносеология». После этого надо раскрыть основные положения учения Аристотеля о бытии. В этом вопросе важно не забывать о диалектике (взаимопереходах) формы и материи в учении философа. Следует также раскрыть его концепцию о причинах и движении. При рассмотрении учения о познании необходимо раскрыть основные формы познания по Аристотелю, его концепцию соотношения первой и второй сущностей.

2. Необходимо прежде всего объяснить, в чем выражается, по Аристотелю, сущность человека, потому что именно здесь Аристотель делает глубокие выводы и поныне не утратившие свое значение. Раскрывая вопрос о государстве, следует обратить внимание на то, что лежит в основе учения о государстве в философии Аристотеля, какие формы государственного правления и по какому принципу выделяет Аристотель, какая философия государственного устройства является наихудшей, а какая наилучшей.

3. При выполнении задания, необходимо вспомнить, в чем состоит коренное отличие между методами Платона и Аристотеля; каково соотношение государства и человека в их учениях? В этой связи желательно объяснить, почему наихудшая форма государства у Платона и Аристотеля одна (тирания), а наилучшие – различные (в первом случае – аристократическая, во втором – полития). При рассмотрении вопроса о сходстве и различии учений рассматриваемых философов о человеке следует вспомнить определения сущности человека у Платона (человек – существо «восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях») и Аристотеля (человек: а) общественное (политическое) животное; б) существо, способное к умственной деятельности, разумное).

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.

  2. Аристотель. Сочинения в 4 т. – М.: Мысль, 1975-1981

  3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: 1976.

  4. Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.

  5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: 1986

  6. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: 1996.

  7. Концепции современного естествознания/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.

  8. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. – М., 1993.

  9. Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск. 1997.

  10. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004


Тема 9. Средневековая философия
1. Концепции мира и человека в философии средневековья.

2. Проблема соотношения знания и веры. Сущность и значение спора об универсалиях в средневековой философии.

3. Покажите преемственность в развитии философии: античная философия – томизм – неотомизм.
1. По данному вопросу следует обратить внимание прежде всего на то, что важнейшей особенностью средневековой философии является теоцентризм (от греч. theos – бог), который оказал сильнейшее влияние на все мировоззрение средневековых философов, в том числе и на их представления о мире и человеке. Более конкретно этот вопрос следует раскрыть на примере учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

2. Проблема соотношения знания и веры занимала важное место в философии средневековья. Поставленный вопрос можно раскрыть на примере Августина Блаженного и Фомы Аквинского. При раскрытии сущности «спора об универсалиях» важно рассмотреть не только содержание этого спора, но и объяснить, почему он возник и принял такую острую форму. Покажите, какая из сторон спора примыкает ближе к материализму, а какая – к идеализму.

3. При выполнении задания необходимо показать:

а) влияние античной философии на философию томизма (от лат. Thomas- Фома) – направление в схоластической философии и теологии католицизма, порожденное влиянием Фомы Аквинского. При этом следует иметь в виду, что томизм ориентировался более всего на Аристотеля, на использование его учения при доказательстве своих выводов. Это наглядно проявилось, например, в учении о человеке как единстве души и тела, которому душа дает «субстанциональную форму». В этой связи заметим, что подобно Аристотелю Фома Аквинский во всем сущем различает «субстанцию» (сущность) и «акциденции» (то, что не имеет самодовлеющего существования, то что является случайным).

б) Необходимо показать связь томизма и неотомизма. Здесь следует иметь в виду, что неотомизм в своей сущности является обновленным томизмом, в котором возрождаются основные категории философии Фомы Аквинского, такие как «бытие», «сущее», «существование», «форма» и «материя» и др.

Литература

  1. Философия; Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-3 изд. – М.: 1998-2004

  2. Боргош Ю. Фома Аквинский – М.: 1974

  3. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая) – М.: 1996

  4. Котарбиньский Т. Спор об универсалиях в средние века//Избр. произв. – М.: 1963

  5. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997

  6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: 2003

  7. Спиркин А.Г. Философия. – М.: 2001

  8. Философия. Университетский курс. – М.: 2003

  9. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004


Тема 10. Философия эпохи Возрождения
1. Гуманистическая направленность и социально–философское содержание философии Возрождения.

2. Натурфилософия эпохи Возрождения.

3. С возрождением каких идей античной философии связана эпоха Ренессанса?
1. Прежде всего необходимо показать общий социо-культурный фон, на котором развивалась философия эпохи Возрождения. При рассмотрении конкретных вопросов и положений представителей гуманистической мысли Ренессанса следует не упускать из вида, что гуманизм данной эпохи, провозглашая достоинство личности, вместе с тем идет рука об руку с индивидуализмом и эгоизмом. При рассмотрении социально-философской мысли этого периода необходимо обратиться к таким мыслителям, как Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла.

2. Натурфилософия эпохи Возрождения связана с именами Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Н. Кузанского, Дж. Бруно. При изложении вопроса важно показать не только сущность естественнонаучных взглядов философов, но также их вклад в развитие философии. В частности, это ярко проявилось в развитии диалектики Н. Кузанским на основе новых идей в естествознании. Следует также показать, в чем состоит пантеизм мыслителей этого времени.

3. При выполнении задания следует вспомнить основные идеи античной философии и сравнить их с наиболее существенными положениями философии Возрождения. Речь идет, в частности, о таких понятиях, как «материализм», «диалектика», «гуманизм», «движение» и т.д.

Литература

  1. Философия; Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-3 изд. – М.: 1998-2004

  2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М.: 1980

  3. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая) – М.: 1996

  4. Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса. – М.: 1978

  5. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997

  6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: 2003

  7. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004

Тема 11. Философия Нового времени
1. Эмпиризм философии Нового времени.

2. Рационализм философии Нового времени.

3. Назовите основные социально–политические концепции в философии Нового времени? В чем состоят сходство и различие концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности?
1. Ответ на вопрос следует начать с осмысления того, как развитие естествознания, связанное с научной революцией Нового времени, повлияло на философскую мысль этого периода; почему вопросы гносеологии выдвинулись здесь на передний план. Далее надо объяснить само понятие «эмпиризм» и рассмотреть его актуальность для философии Нового времени. Это можно сделать на примере Ф. Бэкона. Хотя на позиции эмпиризма в этот период стояли также Т. Гоббс и Дж. Локк.

2. Рационализм философии Нового времени можно показать на примере философских взглядов Р. Декарта. При этом следует иметь в виду его учение о врожденных и приобретенных идеях, об интеллектуальной интуиции. Покажите, как связан рационализм Декарта с его дуализмом. Не забудьте, что на позиции рационализма в этот период стояли также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц.

3. Основные социально-политические концепции в философии Нового времени представлены именами Т. Гоббса и Дж. Локка. Оба они разрабатывают теорию общественного договора, оба отталкиваются от естественного состояния общества. Однако между их концепциями имеются существенные различия по вопросу о государстве, о правах и свободах личности. Надо не только показать эти различия, но и объяснить различные социально-политические последствия реализации их теорий: одна из них расчищает путь к тоталитаризму, другая – к демократии.

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред.проф.В.Н.Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.

  2. Гоббс Т. Избранные произведения. – М.: 1964. Т.1-2.

  3. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая). – М.: 1996.

  4. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. – М.: 1985-1988.

  5. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997.

  6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М.: Высшая школа, 2003.

  7. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004


Тема 12. Философия эпохи Просвещения
1. Философия Французского Просвещения: общая характеристика и основные пробелы.

2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения.

3. Раскройте социально–философское значение Французского Просвещения.
1. Прежде всего необходимо дать общую характеристику философии Французского Просвещения. Покажите в чем состоит антиклерикальная направленность этой философии и что понимали французские просветители под «естественной религией». Особое внимание при изложении взглядов философов данной эпохи следует обратить на раскрытие концепции механистического материализма.

2. Ответ на второй вопрос необходимо начать с концепции человека в философии Просвещения. Вопросы его прав и свобод в этот период занимают умы таких мыслителей, как Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах. Объясните, что общего по вопросу о природе человека и его сущности содержится во взглядах философов просветителей и каким образом выразился механистический материализм этих философов применительно к пониманию сущности человека. Раскройте основные социально-философские воззрения философов Просвещения.

3. При выполнении задания необходимо обратить особое внимание на то, что значение Французского Просвещения прежде всего определяется следующими моментами:

- разработкой идеи гражданского общества;

- разработкой идеи суверенной личности и обоснования естественных прав человека;

- подготовкой духовной основы Французской буржуазной революции с ее знаменитыми лозунгами;

- утверждением преобразования мира на основе разума (практический рационализм).

Студенту необходимо раскрыть по крайней мере все названные моменты, показывающие социально-философское значение Французского Просвещения.

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2004.

  2. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая, книга вторая). – М.: 1996.

  3. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. – М.: Мысль, 1991.

  4. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. –М.: 1998.

  5. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004

  6. Французское просвещение и революция. – М.: 1989

  7. Хоркхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика Просвещения. – М.: СПб, 1997



^
Тема 13. Философия И. Канта


1. Теория познания И. Канта.

2. Этическая концепция И. Канта.

3. В философии И. Канта выделяют два периода: «докритический» и «критический». Объясните, каково различие между ними.

1. При рассмотрении теории познания И. Канта необходимо прежде всего обратиться к его работе «Критика чистого разума». В связи с этим важно объяснить, что такое, по Канту, априорное знание и почему оно не может быть получено из опыта. Далее следует раскрыть учение философа о чувственности (и ее всеобщих формах – пространстве и времени), о рассудке и чистом разуме. При рассмотрении этих вопросов не обойтись без объяснения таких категорий гносеологии Канта, как «явление», «вещь в себе» («вещь сама по себе»), «антиномии» и другие.

2. Ответ на вопрос предполагает, изложение основных положений этической концепции И. Канта. Необходимо иметь в виду, что здесь главная задача философа состоит в обосновании свободы, ценности и автономии личности. Но вместе с тем, эта индивидуальная свобода предполагает у него равную меру свободы других людей. Эта мысль выражена с наибольшей силой в категорическом императиве Канта, на который следует обратить особое внимание. Отметим также, что этическую концепцию философа нельзя полноценно раскрыть, не затронув проблему Бога.

3. Выполнение задания предполагает объяснение специфики периодов в творчестве И. Канта. В связи с этим при рассмотрении первого («докритического») периода необходимо обратиться к работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.). При объяснении специфики второго («критического») периода следует обратиться по крайней мере к таким работам как «Критика чистого разума» и «Критика практического разума».
Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: 1998-2004

  2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.: 1973

  3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986

  4. Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII в. – М.: 1997

  5. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая). – М.: 1996

  6. Кант И. Сочинения в шести томах. Т.3. Критика чистого разума. – М., 1964

  7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.: 1989

  8. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997

  9. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004



^
Тема 14. Философия Г. Гегеля


1. Принцип тождества мышления и бытия в философии Г. Гегеля.

2. Диалектика Гегеля.

3. Раскройте соотношение между методом и системой философии Гегеля.
1. Прежде всего важно объяснить, что такое «тождество» мышления и бытия. У Гегеля это означает единство мышления и бытия, при ведущей роли мышления. В этом тождестве все предопределено и обусловлено мышлением, которое выступает как демиург, творец бытия. Студенту следует раскрыть это тождество на конкретных примерах.

2. Необходимо объяснить, что такое диалектика и каков вклад в ее развитие и утверждение внес Гегель. Важно остановиться на основных категориях и законах гегелевской диалектики. Обратите внимание на то, что отличает идеалистическую диалектику (Гегеля) от материалистической диалектики (марксизма).

3. При выполнении задания необходимо начать с характеристики гегелевского метода и гегелевской философской системы. Важно постоянно иметь в виду, что они между собой неразрывно взаимосвязаны: философский метод Гегеля проявляется через его философскую систему, а самым главным основанием последней является именно диалектический метод Гегеля. Обратите внимание прежде всего на гегелевскую «триаду», включающую в себя: 1) тезис – 2) антитезис – 3) синтез. В конечном счете студент должен показать, в чем проявляется главное противоречие между диалектическим методом Гегеля и его замкнутой системой.

Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. 1-3 изд. М.: 1998-2004

  2. Быкова М.Ф. Мистерии логики и тайна субъективности. – М.: 1996

  3. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Т. 3. – М.: 1987

  4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986

  5. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая). – М.: 1996

  6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. – М.: 1989

  7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.3.

  8. Рассел Б. История западной философии. – Новосибирск, 1997

  9. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: 2004


Тема 15. Марксистская философия
1. Теоретические предпосылки философии марксизма.

2. Основные положения диалектического материализма.

3. Объясните различие между материализмом Л. Фейербаха и материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса.
1. К теоретическим предпосылкам марксисткой философии относятся прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха. Следует охарактеризовать обе названные предпосылки, отметив при этом их сильные и слабые стороны. Только в этом случае будет ясно, что философия марксизма возникла не как простое объединение диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, а как принципиально новая философская концепция – диалектический материализм.

2. Философией марксизма является диалектический материализм, представляющей собой новый исторический этап развития философской мысли. При ответе на вопрос необходимо показать, в чем состоит специфика и новизна философии диалектического материализма в онтологии, гносеологии, в философском осмыслении наиболее общих принципов развития и функционирования общества и человека.

3. При выполнении задания прежде всего следует вычленить основные черты материализма Л. Фейербаха, его достоинства и недостатки. С критикой этих недостатков и связано отличие марксистского материализма (диалектического материализма) от фейербаховского материализма.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия» iconТемы контрольных работ. Методические указания по выполнению контрольной...
При изучении дисциплины «Правоведение» студентам необходимо выполнить одну контрольную работу. Контрольная работа является важнейшим...

Методические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Самостоятельная работа студента – это не пожелание вуза, кафедры или отдельного преподавателя, это обязательный вид подготовки специалиста....

Методические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания к выполнению контрольной работы

Методические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия» iconКурс «Экономика предприятия» Методические указания по выполнению...
Для выполнения контрольной работы студенту предлагается ознакомиться с теоретическим материалом по соответствующей теме дисциплины,...

Методические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «статистика»
Методические указания предназначены для выполнения контрольной работы студентами специальностей 080100. 62 «Экономика», 080200. 62...

Методические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия» iconМетодические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению...
Методические указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Логика» ивыполнения контрольной работы по ней студентами...

Методические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия» iconМетодические указания и задания по выполнению контрольной работы...
Методические указания и задания по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения

Методические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия» iconМетодические указания по выполнению расчетных заданий и по анализу их результатов приложения
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экология» для студентов-заочников специальности...

Методические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия» iconМетодические указания по выполнению расчетных заданий и по анализу их результатов приложения
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Экология» для студентов-заочников специальности...

Методические указания по выполнению контрольной работы При изучении дисциплины «Философия» iconМетодические указания к изучению дисциплины Методические указания...
Поэтому современные специалисты в области транспорта должны знать роль, место, функции, принципы работы экспедитора, иметь полное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную