2. Картезианский принцип cogito: к проблеме




Название2. Картезианский принцип cogito: к проблеме
страница1/35
Дата публикации13.06.2013
Размер4.61 Mb.
ТипУчебное пособие
exam-ans.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35





МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Экономический факультет

Кафедра философии
А.А.Исаев
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие

для студентов заочного отделения

экономического факультета всех

специальностей
Сургут 1997

Ответственный редактор: д.филос.н., профессор В.В.Мархинин
Рецензент: д.филос. н., профессор В.И.Полищук
Утверждено на заседании кафедры философии Сургутского

государственного университета.
Исаев А.А. Философия: Учебное пособие. - Сургут:

Информационно-издательский центр СурГУ, 1997.
В пособии определены методические аспекты изучения вузовского

курса философии, рассмотрено содержание основных фрагментов

историко-философского процесса и проблем теоретической философии.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями

обязательного теоретического минимума по курсу "Философия" для

специальностей экономического факультета.

Для студентов, обучающихся по негуманитарным специальностям.

СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Часть I: Методические рекомендации
Цель изучения философии (к вопросу о мотивации)
Задачи предмета
Последовательность изучения курса философии
Обязательный минимум профессиональной образовательной

программы по философии для специальностей экономического

факультета
Тематический план
Вопросы к зачету
Вопросы к экзамену
Темы реферативных сообщений
Учебная и справочная литература
Часть II: Материалы к лекциям. Аннотированный тематический

план практических занятий
Раздел I: Феномен философии. Особенности философского познания
Тема 1. Философия как жизнь в познании
Тема 2. Картезианский принцип cogito: к проблеме

конституирующих оснований философского познания
Раздел II: Исторические формы философского знания
Тема 3. История философии: традиция, история, наука
Тема 4. Античная философия: генезис, природа, основные

проблемы
Тема 5. Историко-культурные основания античной философии
Тема 6. Феномен Сократа: "антропологический поворот" античной

традиции
Тема 7. Платон и Аристотель: мифопоэтический образ философии

и протонаучная систематика знания
Тема 8. Средневековая философия: противостояние разума и веры
Тема 9. Философская мысль эпохи Гуманизма и Возрождения
Тема 10. Европейская философия в период научной революции

(сер. XVI - кон. XVII вв.)
Тема 11. Просвещение: философия или идеология?
Тема 12. Критическая философия И.Канта
Тема 13. Г.В.Ф.Гегель: тотальность философии
Тема 14. XIX век: судьбы европейской философии
Тема 15. Религиозно-философский Ренессанс в России (нач. XX в.)
Раздел III: Теоретические формы философского знания
Тема 16. Философия: понятие, предмет, функции
Тема 17. Философия как познание познания (эпистемология):

средства, уровни, специфика познания
Тема 18. Философия и наука. Основные черты научного познания

Тема 19. Основные измерения предметно-проблемного поля

философии: история, общество, политика
Тема 20. Философское учение о бытии (онтология): основные черты
Тема 21. Диалектико-материалистическая онтология: общая

характеристика содержания и принципов
Раздел IV: Проблема будущего философии
Тема 22. Кризис классической парадигмы: философские альтернативы XX века
Раздел V: Философия экономики: проблемы и перспективы
Тема 23. Философия экономики как общеметодологическое

основание социально-экономической мотивации
Заключение: экзистенциальность философии
Приложение

ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие предлагает одну из версий вузовского

курса философии, изучаемого представителями негуманитарных

специальностей. В пособии предпринята попытка своеобразного обобщения

тех концепций курса философии, которые нашли выражение, в частности,

и в современных учебниках философии.

О СТРУКТУРЕ ПОСОБИЯ: Пособие состоит из трех частей: методической,

теоретической и приложения.

Методическая часть содержит: общие рекомендации по изучению курса

"Философия" для студентов, обучающихся по негуманитарным

специальностям; список дидактических единиц обязательного

теоретического минимума по философии для специальностей экономического

факультета (данный минимум, заданный программой, в определенной

степени является универсальным для негуманитарных специальностей);

тематический план; вопросы к зачету и экзамену; рекомендации по

учебной и справочной литературе; факультативное задание, с перечнем

тем реферативных сообщений; ряд примечаний.

Теоретическая часть пособия включает: материалы к лекциям;

аннотированные планы практических занятий; рекомендации по литературе.

В приложение входят справочные данные об избранных

представителях историко-философской традиции; краткая характеристика

предметно-проблемных областей философии.

Теоретическая часть пособия, следуя логике тематического плана,

определяющего структуру курса философии, предполагает

дифференцированное (аудиторное и самостоятельное) изучение

соответствующих тем (дидактических единиц) курса. При этом,

предполагается использование различной литературы:

учебно-методической, справочной, научной, оригинальных философских

текстов.
О СОДЕРЖАНИИ ПОСОБИЯ: Содержание определено учебно-методическими

задачами, что предполагает не столько оригинальность интерпретации тех

или иных тем, сколько отражение сложившихся подходов в преподавании

вузовского курса философии, который как правило состоит из двух

частей: историко-философской и теоретической. Содержание данных частей

определяется, соответственно, историей философии и "теоретической

философией".

Известные сложности связаны именно со второй частью курса. Дело в

том, что в определении проблемно-предметного содержания "теоретической

философии" в качестве элемента вузовского курса философии

в настоящее время не сложилось приемлемой парадигмы, что ставит нас

перед необходимостью определить содержание теоретической части в

соответствии с собственным представлением.

Впрочем, в данном пособии самостоятельность автора ограничена

фиксацией общего представления о предмете философии и частными

аспектами отдельных тем. В этом смысле, необходимо отметить, что

предлагаемое понимание философии как жизни в познании определено по

преимуществу философией М.К.Мамардашвили. В целом же, в

историко-философской и теоретической частях пособия, порой

конспективно, изложены как взгляды зарубежных и отечественных

философов прошлого: Г.В.Ф.Гегеля, В.Виндельбанда, В.В.Зеньковского и

др.; так и позиции современных зарубежных и российских философов,

придерживающихся различных подходов в решении тех или иных проблем

философского познания: Б.Рассела, Дж.Реале, Д.Антисери, К.Хюбнера;

П.В.Алексеева, А.И.Алешина, К.С.Гаджиева, Л.С.Гребнева, А.Ф.Грязнова,

В.Д.Губина, П.С.Гуревича, Б.В.Емельянова, Н.Н.Козловой, Г.Г.Майорова,

А.В.Панина, А.В.Пименова, В.И.Полищука, С.И.Попова, В.В.Сербиненко,

В.В.Соколова, В.И.Стрелкова, В.П.Филатова, В.А.Шапинского,

Ю.А.Шичалина и др.

Хотелось бы особо оговорить возможность использования текстов

философских учебников в контексте компиляции учебно-методических

материалов: дело в том, что настоящее время в преподавании философии

не существует некоего общепринятого учебника; современный учебник -

это скорее сборник материалов авторских концепций, раскрывающих те или

иные аспекты предметного содержания философии; более или менее

"общепринятым", при этом, является лишь спектр философских проблем, но

никак не содержание их интерпретации.

Альтернативные подходы в решении различных проблем философского

познания представлены, в частности, в двух вузовских учебниках, во

многом определивших структуру и содержание данного учебного пособия:

это, с одной стороны, учебник под редакцией В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной

и В.П.Филатова (См.: Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина,

Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1996) и, с другой

стороны, учебник П.В.Алексеева и А.В.Панина (см.: Алексеев П.В., Панин

А.В. Философия: Учебник для вузов. М.: ТЕИС, 1996).

Однако, если в издании П.В.Алексеева и А.В.Панина предпринимается

попытка реанимации подхода, содержание которого определено

диалектико-материалистической онтологией, то в издании, подготовленном

под эгидой философского факультета РГГУ (См.: Философия: Учебник / Под

ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово,

1996), напротив, представлен подход, концептуализирующий современную

практику преподавания философии, доминантой которой является

философский плюрализм.
^ ЧАСТЬ I: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ (К ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ): Поскольку данное

пособие предназначено для слушателей заочного отделения, обучающихся по

негуманитарным специальностям, то это сообщает изучению предмета

определенную специфику. Поясним это на примере специальностей

экономического факультета.

Специфичность подхода к изучению предмета "Философия" нашла

выражение уже в самом принципе подбора основных тем (дидактических

единиц) обязательного минимума профессиональной образовательной

программы для специальностей экономического факультета. Данная

специфика обусловлена несколькими обстоятельствами:

1. Специальности экономического факультета не относятся к

гуманитарной предметной сфере, что определяет предельно общий

("мировоззренческий") характер содержания всех дисциплин гуманитарного

спектра, который включает и философию;

2. Однако, и в локализованной гуманитарной сфере философия

занимает ведущее место: во-первых, как предмет, конституирующий

мировоззрение современного человека, во-вторых, как предельно общее

методологическое основание естественнонаучного познания и составляющих

его дисциплин;

Данные обстоятельства "уравновешивают" друг друга и препятствуют

оформлению представления о философии как "лишнем предмете". Думается,

что философия необходима человеку, с одной стороны, как субъекту

культуры и социально-политической жизни, с другой, как

специалисту-профессионалу, стремящемуся определить степень

состоятельности собственных познавательных претензий и как следствие -

свой статус в плоскости дифференцированной профессиональной практики.

Стремление человека быть специалистом или, скажем более

патетически - профессионалом, зачастую ведет к такой узкой

включенности в корпоративную деятельность, что его как субъекта

профессиональной карьеры можно просто не учитывать - он a priori

согласен выполнять глубоко специализированную роль "винтика"

корпоративной или социально-государственной машины. Специалист - это

функционер, лишенный свободы воли и, тем самым,- возможности сделать

ее волей (целесообразной деятельностью) других людей. Он, как правило,

асоциален, не чувствителен к требованиям социальной коммуникации, что

лишает его надежд на успех в обществе и в профессиональной среде.

Работу делают специалисты, карьеру - люди. Профессионала можно

заменить, человека - нет. Предназначение философии в том и состоит,

что она создает человека как незаменимую личность или по крайней мере

- индивидуальность, способную быть чем-то большим, чем воплощенная

функция; философия создает человека, способного не чувствовать себя

лишним в этом мире. В этом смысле, философия действительно необходима,

поскольку иной автономной техники исполнения себя как человека не

существует.

3. Приведенные выше обстоятельства, обусловившие специфику

изучения философии в вузе, можно дополнить еще одним, имеющим

непосредственное отношение к самой форме такого обучения как

"заочное".

Обучение происходит всегда "здесь и сейчас", в настоящем,

поскольку оно невозможно без усилий понимания со стороны обучающегося,

а наши усилия "очные" по своей природе. Тем самым, итог обучения, а

значит познания и понимания, по преимуществу есть результат наших

собственных усилий и в этом смысле форма обучения особого значения не

имеет. Она, конечно, сказывается на результатах изучения того или

иного предмета, но далеко не определяющим образом.
ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА: К задачам изучения курса "Философия" мы можем

отнести достижение рассмотренных выше целей предмета.

Однако, данные цели могут быть реализованы по-разному: как в в

практике обучения, так и в опыте самостоятельной работы с

оригинальными философскими текстами.

Отсюда, к примеру, задача мировоззренческого воспитания, которая

ставится в том или ином виде перед любым гуманитарным предметом,

решается, одновременно, в двух аспектах:

1. Формирование определенного мировоззренческого уровня

обучающегося: данный аспект, конечно, не является выражением

стремления сформировать мировоззрение человека от начала и до конца в

процессе изучения философии. Каждый человек обладает определенным

опытом анализа происходящего в различных сферах жизни: в политической,

экономической, общественной, культурной. Тем самым, человек и вне

философии располагает неким уровнем мировоззрения.

Задача курса философии несколько иная; она состоит в том, чтобы

изменить наличное мировосприятие, скорректировать его с учетом

требований современной общенаучной парадигмы. Другими словами,

философия должна привести наличное восприятие мира в соответствие с

требованиями принятой в настоящее время системы научных

представлений, которая дает научному сообществу современную модель

постановки проблем и методологию их решений (Более подробно, см.:

Кун Т. Структура научных революций. 2-е изд. М., 1977). Таким образом,

перед курсом философии стоит задача формализации и структурирования

наличных знаний и интеллектуального опыта субъекта на основе

современной мировоззренческой мотивации;

2. Второй аспект задачи мировоззренческого воспитания,

осуществляемого курсом философии, можно условно определить как

"очищение сознания". Данный аспект непосредственно связан с

предыдущим, а точнее, является его дополнением; его содержание можно

определить собственно философским языком: это - редукция повседневного

бытия субъекта с помощью очищения сознания и мышления как

фундаментальных измерений человеческого существования от случайных, не

развивающихся эмпирических включений.

Поясним актуальность данной процедуры: наше мировоззрение

динамично, оно не представляет компендиума раз и навсегда данных

правил восприятия и объяснения мира. И мы, подчиняясь

логике мировоззрения, также должны находиться в обоюдном движении с

миром. Мы и мир должны двигаться синхронно. Это единственный способ

сделать происходящее с миром наблюдаемым для человека.

Однако, опыт повседневности практически не стыкуется с внешне

непротиворечивыми рассуждениями, претендующими на вскрытие глубин

человеческого существования, определяемых неким инвариантным смыслом.

И как только мы выходим из-под влияния подобных рассуждений,

вербальная картина должного человеческого бытия, ранее созданная в

терминах, распадается. Мы вновь не успеваем за ускользающим миром и не

можем идентифицировать быстротекущие изменения, сопровождающиеся

глубинными изменениями самой структуры мироустройства. И в наших

попытках принять, к примеру, философию в качестве науки, объясняющей

жизнь, способной остановить этот мир и дать нам возможность

его рассмотреть, вновь наступает разлад.

Сколько бы мы ни пытались привести в соответствие высокие понятия

науки (философии) и обыденный язык повседневности, требования Бытия и

здравого смысла, все вновь заканчивается на уровне физиологии - мы

чувствуем раздражение. И вместо философской редукции повседневности,

претендующей на определение самого главного, смыслонесущего в нашем

существовании, происходит редукция познания и обучения: мы вновь

учимся для того, чтобы затем это забыть. И так будет до тех пор, пока

мы не изменимся,- как говорит философ (М.К.Мамардашвили): пока мы не

сотрем все записи прошлого опыта. Мы не должны, если хотим что-то

понять в постоянно меняющемся мире, "тащить" прошлое с собой. А

прошлое - это прежде всего наши мыслительные привычки; это то, что

лишает нас способности быть самими собой, быть равными себе. Человек

не должен хотеть другого возраста, другой внешности, другой жизни,

наконец, но он должен стремится к "другому" мышлению. Только в мысли

можно успевать за миром, оставаясь самим собой. Длящееся, не выпавшее

из содвижения с миром и не сложившееся в привычку, мышление - это даже

не "второе рождение", а просто жизнь, которая продолжается, несмотря

на то, что тело уже смирилось.

Последовательная процедура редукции очищает сознание от многого и,

в частности, от привычки думать, что философия должна быть предметом,

излагающим предельно общие сведения об устройстве мироздания или

набором сентенций, полезных для повседневной жизни. В замысле, итогом

редукции, выполненной в контексте изучения философии, должно быть

сознание экзистенциальной (бытийственной и, быть может, жизненной,

даже "житейской") состоятельности человека.

Редукция сознания - это эксперимент, представляющий попытку

сделать философию пригодной для жизни и тем самым заслуживающей

изучения. Условием всякого эксперимента является точный

инструментарий. В философии, это - формальная логика, строгость

мышления, возведенная в принцип. Однако, достижение редукции сознания

средствами традиционной логики невозможно: логика, в формальном ее

выражении, имманентна сфере человеческой психики - это,

действительно, привычка думать определенным образом. В пределах

психики нельзя четко квалифицировать психическое (физиологическое) и

экзистенциальное (онтологическое). Для успешного эксперимента в

философии необходима не формальная, а содержательная -

экзистенциальная логика, индуцированная самим человеческим

существованием. Полагаясь на данную логику, мы реально можем прийти к

сознанию необходимости мышления в повседневной жизни - в картезианском

смысле: я мыслю, следовательно, я есть. Следуя требованиям

экзистенциальной логики, мы можем прийти к признанию полномочий

философии и в пределах нашей повседневной жизни.

В результате последовательного опыта очищения сознания, человек

без ущерба для мышления отказывается от построения внешне логически

непротиворечивых моделей сосуществования мира и человека. Он

обращается прежде всего к своему собственному существованию, его

проблемам, расширяя при этом возможности дискурсивного мышления

средствами экзистенциальной логики.

В опыте редукции повседневности философия доказывает собственную

пригодность для жизни, разделяя способность к мышлению и чувствованию.

Философия утверждает себя не в качестве рационалистической спекуляции,

а как своеобразная технология наращивания бытийственной

состоятельности человека. При этом, философия дает человеку

инструментарий, необходимый для существования в культуре. Основным

элементом данного инструментария является мысль. Мысль, одновременно,

конституирует основания индивидуального и интерсубъективного бытия

человека и является критерием его собственно человеческой

состоятельности. Таким образом, философия представляет своеобразную

практику "извлечения" мысли путем редукции повседневного существования

человека.

Данные размышления дают нам возможность определить задачи

философии (не только в пределах преподавания, но и в целом, в пределах

существования человека) следующим образом: философия призвана научить

человека жить в культуре, опираясь на мысль, а не чувства, при этом,

сообщая мышлению высокий пафос человеческого призвания. Именно этой

своей способностью, а не монотонностью и скукой наукообразных

рассуждений, философия привлекает человека уже две с половиной тысячи

лет - практически, целую вечность.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА: Цели и задачи изучения

предмета, как можно думать, разрешимы в процессе усвоения, по крайней

мере, двух разделов курса: историко-философского и теоретического.

Придерживаясь традиционного подхода, сложившегося в контексте

преподавания философии в вузе для представителей негуманитарных

специальностей, мы изучаем предмет в двух ракурсах, соответственно,

рассматривая его историю и современное состояние, выраженное в

теоретической форме.

При этом, сообразуясь с особым пафосом философского дела, мы в нашем

изложении несколько дифференцируем традиционный подход, что найдет

выражение также и в определении разделов курса. Это способствует

восстановлению той неординарной мотивации, которая присуща изучению

философии уже на уровне простой передачи философского знания.

Особо необходимо оговорить "обучающий", пропедевтический характер

курса философии. Мы отдаем себе отчет в том, насколько трудно

совместить реальное отношение к предмету и уровень освоения материала,

предполагаемый программой. Если добавить к этому недостаток времени,

когда за несколько десятков часов необходимо получить представление не

только об истории философии в целом, но еще и о современном состоянии

философского знания, то можно лишь представить себе, как усложняется

задача. В связи с чем, существенно возрастает важность самостоятельной

работы, а если точнее, то результат изучения предмета определяется в

конечном счете именно самостоятельными усилиями.

С этой целью, предлагается наиболее эффективный способ корреляции

программы и фактических возможностей: одни и те же позиции

(дидактические единицы) теоретического минимума, предписанного

программой, рассматриваются весьма кратко, но в различных аспектах и

темах, предназначенных для аудиторной и самостоятельной работы. Данный

подход дает возможность реконструировать достаточно полное

представление о предмете и позволяет решить задачу профессиональной

образовательной программы.


^ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ

профессиональной образовательной программы

по философии для специальностей экономического факультета
NN Основные дидактические единицы
1 Роль философии в жизни человека и общества;

2 Исторические типы философии;

3 Человек во Вселенной;

4 Философская, религиозная и научная картина мира;

5 Природа человека и смысл его существования;

6 Познание, его возможности и границы;

7 Знание и вера;

8 Общество;

9 Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта;

10 Человек в мире культуры;

11 Мораль и право;

12 Запад, Восток, Россия в диалоге культур;

13 Личность;

14 Проблемы свободы и ответственности;

15 Человек в информационно-техническом мире;

16 Основы логики;

17 Роль научной рациональности в развитии общества;

18 Проблемы и перспективы современной цивилизации;

19 Человечество перед лицом глобальных проблем.
Примечание: темы, соответствующие дидактическим единицам: 9; 10;

12; 18; 19,- целесообразно рекомендовать для самостоятельного изучения как

содержательно близкие курсу культурологии; этико-правовая тематика,

соответствующая дидактическим единицам: 11; 13; 14,- также может быть

рекомендована для самостоятельного изучения.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
NN Темы Форма Кол-во

разделов, лекций, семинаров, занятия часов
I ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ 10
1 Философия как жизнь в познании лекция 4

2 Картезианский принцип cogito:

к проблеме конституирующих оснований

философского познания лекция 6
^ II ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ 54
3 История философии:

традиция, история, наука лекция 2

4 Античная философия:

генезис, природа, основные проблемы лекция 6(А)

5 Историко-культурные основания

античной философии семинар 4

6 Феномен Сократа: "антропологический

поворот" античной традиции семинар 4(А)

7 Платон и Аристотель:

мифопоэтический образ философии

и протонаучная систематика знания семинар 4

8 Средневековая философия:

противостояние разума и веры лекция 4(А)

9 Философская мысль эпохи

Гуманизма и Возрождения лекция 4

10 Европейская философия в период научной

революции (сер. XVI - кон. XVII вв.) лекция 4(А)

11 Просвещение: философия или идеология? лекция 4

12 Критическая философия И.Канта семинар 6(А)

13 Г.В.Ф.Гегель: тотальность философии семинар 4

14 XIX век: судьбы европейской философии лекция 4(А)

15 Религиозно-философский Ренессанс

в России (нач. XX в.) лекция 4
^ III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ 26
16 Философия: понятие, предмет, функции лекция 4(А)

17 Философия как познание познания

(эпистемология): средства, уровни,

специфика познания лекция 4(А)

18 Философия и наука. Основные черты

научного познания семинар 4(А)

19 Основные измерения предметно-проблемного

поля философии: история, общество,

политика лекция 6

20 Философское учение о бытии (онтология):

основные черты лекция 4(А)

21 Диалектико-материалистическая онтология:

общая характеристика содержания и

принципов семинар 4(А)
^ IV XX ВЕК: ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО ФИЛОСОФИИ 8
22 Кризис классической парадигмы:

философские альтернативы XX века лекция 8(А)
V ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 6
23 Философия экономики как

общеметодологическое основание

социально-экономической мотивации семинар 6(А)
Примечание: предлагаемый план включает пять разделов; заданное

программой время изучения курса - 104 часа. В конкретном случае, для

для заочного отделения всех специальностей ЭКФ: аудиторные занятия

(соответствующие им темы в плане отмечены индексом "А") - 26 часов (в

том числе: лекции - 16; практические занятия - 10); самостоятельные

занятия - 78 часов. В части самостоятельных занятий, условное

деление курса на лекции и семинары сохраняется; но при этом, когда

речь идет о теме семинарского занятия, имеется ввиду прежде всего

самостоятельная работа с оригинальными философскими текстами, в

которых рассматривается данная тема "семинарского занятия".

Проведение зачета предполагается после окончания изучения II

раздела, экзамена - после завершения изучения V раздела, то есть после

выполнения тематического плана.

При этом, вопросы для зачета охватывают по преимуществу

историко-философский материал; вопросы для экзамена - материал

теоретической философии. Причем, как вопросы зачета, так и вопросы

экзамена включают дидактические единицы, вынесенные в тематическом

плане для самостоятельного изучения.

Необходимо отметить и особенности тех тем предлагаемого плана,

которые предназначены для внеаудиторной (самостоятельной) работы.

Данные темы представляют, по сути, тематические блоки - в пределах их

содержания рассматриваются, одновременно, несколько локальных тем. При

этом, время, отведенное планом для изучения каждого тематического

блока, весьма относительно - оно отражает скорее важность той или иной

темы, чем фактическое количество часов, необходимое для ее изучения.


^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:
NN Темы разделов; содержание вопросов
I ФЕНОМЕН ФИЛОСОФИИ. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ
1 Философия: особенности предмета и философского познания;

2 История философии как наука. Специфика историко-философского

знания;
^ II ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
3 Древнегреческая философия как феномен историко-философской

традиции: общая характеристика;

4 Роль доктрины орфизма в формировании античной философской

традиции;

5 Социокультурные предпосылки и метафизические основания античной

философии;

6 Понятие, цель и метод античной философии. Фундаментальные проблемы

античной философии;

7 Философия "arche" (философия природы): основные школы и

направления;

8 Движение софистов: общая характеристика. Протагор: основные идеи;

9 Сократ: основные философские открытия. Особенности философского

метода;

10 Метафизика Платона: основные черты;

11 Метафизика Аристотеля: основные черты;

12 Особенности раннехристианской философии и философии европейского

Средневековья;

13 Философская доктрина Фомы Аквината как выражение особенностей

средневековой схоластики;

14 Особенности средневекового способа философствования;

15 Основные культурно-философские феномены эпохи Возрождения;

16 Понятие Возрождения и Гуманизма в культуре и философии;

17 Европейская философия в период научной революции (XYI-XYII вв.):

общая характеристика;

18 Научная революция: основные персоналии и содержательные черты;

19 Философское значение идей Николая Коперника;

20 Философия Нового времени: общая характеристика;

21 Философский метод Рене Декарта (Картезия): основные черты и

особенности;

22 Философия Просвещения (XYIII век): основные черты;

23 XIX век: специфика философского познания;

24 Особенности современной западной философии;

25 Специфика русской религиозно-философской мысли;

26 Отечественная философия советского периода: общая характеристика.
Примечание: зачет проводится в форме собеседования по одному из

вопросов. При этом, вопрос, предлагаемый к зачету, необходимо понимать

как тему для обсуждения, которая становится известна непосредственно

во время зачета.

Вместо вопроса, предлагаемого к зачету, можно подготовить

реферативное сообщение, соответствующее по содержанию темам I и II

разделов тематического плана (список тем реферативных сообщений

приведен ниже); особенностью данного варианта ответа является то, что

в этом случае тема собеседования становится известна заранее, тем

самым, есть основание воспользоваться во время зачета предварительно

подготовленными тезисами. При этом, в конце ответа необходимо сделать

выводы, определяющие собственное видение темы.
^ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ:
NN Тема раздела; содержание вопросов
III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
1 Философия: общая характеристика предмета;

2 Мировоззренческие и методологические функции философии: общая

характеристика;

3 Основные проблемы философии: общая характеристика;

4 Философия и наука: особенности взаимоопределения;

5 Философия и идеология: основные аспекты взаимовлияния;

6 Философия и культура: общая характеристика значения философии как

феномена культуры;

7 Философия и знание: основные аспекты философского подхода к

познанию;

8 Эпистемология как философское учение о познании: основные черты;

9 Теория истины: понятие, общая характеристика основных форм;

10 Проблема сознания в философии: феномен и основные элементы

структуры;

11 Понятие "субъект познания" и проблема сознания;

12 Познавательные способности человека: общая характеристика;

13 Проблема творчества и философские варианты ее решения;

15 Философская теория ценностей (аксиология) и процесс познания: точки

соприкосновения;

16 Научное познание: общая характеристика основных измерений;

17 Понятие "Бытие" как основополагающая философская категория;

18 Генезис проблемы бытия в контексте историко-философской традиции;

19 Дух и материя: конфликт интерпретаций философской проблемы бытия;

20 Философская проблема бытия и принцип системности;

21 Принцип системности как основание современной организации

философского знания: общая характеристика;

22 Принцип детерминизма и философская проблема бытия;

23 Понятие закона и объективная реальность: алгоритм соответствия;

24 Проблема человека в философии: исторический и аналитический аспект;

25 Проблема свободы: основные философские решения;

26 Философия религии: общая характеристика основных положений;

27 Понятие развития в философии: общая характеристика;

28 Понятие развития и картина мира: основные аспекты и особенности

построения;

29 Основные модели развития и их понимание в философии;

30 Понятие развития и объективные законы: точки соответствия;

31 Понятие закона: общая характеристика диалектической триады;

32 Закон диалектического синтеза: общая характеристика;

33 Закон перехода количества в качество: общая характеристика;

34 Закон и принцип диалектического противоречия;

35 Философское понятие противоречия и феномен познания;

36 Феномен личности: основные философские измерения;

37 Особенности философского познания общества;

38 Генезис культуры: общие черты. Особенности философского анализа

проблемы;

39 Культура и цивилизация: к вопросу о философском понимании

прогресса;

40 Человек и противоречия постиндустриального общества: основные

аспекты взаимодействий;
^ IV XX ВЕК: ПРОБЛЕМА БУДУЩЕГО ФИЛОСОФИИ
41 Человек и философия: перспективы "сосуществования";

42 Философия XX века: общая характеристика особенностей;

43 Феномен аналитической философии: общая характеристика;

44 Философская антропология: основные черты философского познания

человека;

45 Экзистенциализм XX века: философия человеческого существования;

46 Психоанализ в XX веке: общая характеристика;

47 Постмодернизм как выражение кризиса философского познания;
^ V ФИЛОСОФИЯ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
48 Философия экономики как отрасль философского знания: общая

характеристика;

49 Экономика и мировоззрение: основные черты взаимоопределения;

50 Философия экономики как предельно общее теоретическое обоснование

глобального экономического процесса.
Примечание: экзамен проводится в форме собеседования, что дает

возможность пользоваться при подготовке ответа различной литературой,

исключая учебную (учебники и учебные пособия по философии); впрочем,

данное обстоятельство предполагает достаточно свободную ориентацию в

содержании предмета в целом.

Экзаменационный билет содержит два вопроса. Вместо ответа на один

из вопросов, можно подготовить одну тему реферативного сообщения

(список тем реферативных сообщений приведен ниже), соответствующую по

содержанию одному из III-V разделов. В этом случае, по аналогии с

условиями зачета, есть возможность использовать во время ответа

предварительно подготовленными тезисами. При этом, необходимо сделать

выводы, определяющие собственное видение избранной темы.


^ ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ СООБЩЕНИЙ:
NN Тема дидакт/ед
1 Философия в культуре; (1;4;10)

2 История философии:

традиция в философии и в культуре; (2;10)

3 Мировоззренческий феномен Древнего Востока; (2)

4 Мудрость и философия:

точки соприкосновения (Конфуцианство. Буддизм); (2)

5 Античность: "философия arche" и arche философии; (2)

6 Античная философия в контексте

"научных" и вненаучных форм знания; (2;4;6)

7 Открытие философской антропологии.

Феномен Сократа; (2;5)

8 Проблема человека в античной философии; (2;3;5)

9 Платон: философия, традиция, миф; (2)

10 Государство Платона

в контексте социально-экономического прогноза; (2;8;14)

11 Аристотель: опыт системного мировоззрения; (2;16)

12 Этико-политическая доктрина Аристотеля; (2;8;11)

13 Основы Аристотелевой логики; (16;17)

14 Философский спектр эллинизма: характеристика

основных течений эллино-римского периода; (2)

15 Плотин: завершение античной философской традиции; (2;7)

16 Библия в философии и культуре; (2;7;17)

17 Противостояние разума и веры: генезис, развитие

и распад средневековой схоластики; (2;7;17)

18 Философская доктрина Фомы Аквината:

"возвращение" к Аристотелю; (2;6;7)

19 Философская мысль эпохи Гуманизма и Возрождения:

к проблеме культурно-философских понятий; (2)

20 "Опыты" М.Монтеня как "философия повседневности"; (2;5;11)

21 Европейская философия и наука в период

научной революции (сер. XVI - кон. XVII вв.); (2;3)

22 Николай Коперник: философское значение

"коперниканской революции"; (2;3;17)

23 Картезианская философия и современная мысль; (2;17)

24 Р.Декарт: этическая ценность философии; (1;2;5;6)

25 Б.Спиноза: "философия под знаком вечности"; (2)

26 Скептическая философия Д.Юма; (2)

27 Блез Паскаль: верующий разум; (2;7;17)

28 Зрелость разума: философские идеи Просвещения; (2;4;6;7)

29 Жизнь и философия И.Канта; (1;2;13)

30 Г.В.Ф.Гегель: жизнь в философии (2)

31 Социально-экономическое учение К.Маркса:

миф и реальность; (2;8;9)

32 Жизнь Ф.Ницше и "философия жизни":

антиномии сосуществования; (2)

33 Отечественная философская мысль:

проблема веры и разума на рубеже XIX - XX вв.; (2;4;7;12)

34 Философия XX века:

отчуждение предмета и принципов познания; (2;17)

35 Философия XX века:

рациональность или иррационализм? (2;5;6;17)

36 Введение в социологию знания: философия, религия

наука как социокультурные трансформации "мифа"; (4;6)

37 Общество как объект философского познания:

опыт социальной философии; (8)

38 Общество и культура

как предмет философского анализа; (8;10;18)

39 Современные решения проблемы человека:

философская антропология и экзистенциализм; (5)

40 Философские проблемы

экономической жизни общества. (1;15;19)
Примечание: реферативное сообщение является факультативным

(необязательным) заданием.

Темы предлагаемого задания имеют непосредственное отношение к

программе предмета. В списке, напротив каждой темы, указаны порядковые

номера соответствующих дидактических единиц обязательного

теоретического минимума по философии, заданного программой и

приведенного выше.

Подготовка реферативного сообщения является альтернативной формой

ответа на зачете или экзамене. Тема факультативного задания выбирается

в зависимости от того, к какой из форм отчетности относится ее

содержание: так, историко-философские темы могут быть защищены на

зачете; теоретические - на экзамене.

Оформление реферативного сообщения осуществляется в форме тезисов,

то есть основных положений избранной темы, сформулированных

самостоятельно. Каждый из тезисов должен иметь свой порядковый номер.

При этом, тезисы могут быть непосредственно не связаны друг с другом

единой логикой изложения, но должны иметь отношение к тем или иным

аспектам избранной темы. В конце тезисов необходимо сделать выводы,

отражающие собственное видение темы. Тезисы могут быть использованы во

время собеседования на зачете или экзамене.


^ УЧЕБНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ":
Хрестоматии:

1. Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. Исходные философские

проблемы, понятия и принципы. М., 1991; Ч. 2. Человек. Общество.

Культура. М., 1991;

2. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в

трудах мыслителей Запада: Учеб. хрестоматия. 2-е изд. М., 1996;

3. Хрестоматия по философии: Учеб. пос. / Сост.: П.В.Алексеев,

А.В.Панин. М., 1996;
Справочная литература:

1. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995;

2. Мифологический словарь. М., 1991;

3. Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали. Киев,

1996;

4. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995;

5. Словарь античности. М., 1993;

6. Современная западная социология: Словарь. М., 1990;

7. Современная западная философия: Словарь. М., 1991;

8. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989;

9. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е.Ф.Губский,

Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. М., 1997;

10. Философы России XIX-XX столетий: Биографии, идеи, труды. 2-е

изд. М., 1995;

11. Хюбшер А. Мыслители нашего времени (62 портрета): Справочник

по философии Запада XX века. М., 1994.
Учебники и учебные пособия:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1996;

2. Асмус В.Ф. Античная философия: Уч. пос. 2-е изд. М., 1976;

3. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. В 2 чч. М., 1993;

4. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 частях / Под общ.

ред. И.Т.Фролова. - М., 1989;

5. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в

зеркале рефлексии. М., 1993;

6. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга первая. Философия

древности и средневековья). М., 1996;

7. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., 1995;

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших

дней. Т. 1. Античность. СПб., 1994; Т. 2. Средневековье. СПб.,

1995; Т. 3. Новое время. СПб., 1996;

9. Сербиненко В.В. История русской философии XI-XIX вв.: Курс лекций.

М., 1996;

10. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII веков: Учебник. 2-е

изд. М., 1996;

11. Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пос. для вузов. М., 1988;

12. Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной,

В.П.Филатова. М., 1996;

13. Философия и методология науки: Учеб. пос. для вузов / Под ред.

В.И.Купцова. М., 1996;

14. Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пос. / Под ред.

М.С.Кагана. СПб., 1995;

15. Философия. Часть 1. История философии: Учеб. пос. для вузов / Под

ред. В.И.Кириллова, С.И.Попова, А.Н.Чумакова. М., 1996;

16. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981;

17. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Уч.

пос. для вузов. М., 1991.

^ ЧАСТЬ II: МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ.

АННОТИРОВАННЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. Картезианский принцип cogito: к проблеме iconВ собственное мнение по сформулированной проблеме
Предложенный для анализа текст (кого?) Иванова посвящён (какой?) проблеме(чего?)

2. Картезианский принцип cogito: к проблеме iconCogito ergo sum я мыслю, значит я существую

2. Картезианский принцип cogito: к проблеме iconЭкспериментальная работа по изучению влияния дидактических игр на...
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования какой проблеме???????????

2. Картезианский принцип cogito: к проблеме iconТуркменский ковер: выставка одного предмета. К проблеме интерпретации
К проблеме интерпретации древнего тюркского мировоззрения в условиях малых музеев

2. Картезианский принцип cogito: к проблеме iconРождественский Д. С. Принцип зеркала
Принцип зеркала подразумевает создание условий взаимодействия, в которых пациент видит в психоаналитике лишь собственное отражение,...

2. Картезианский принцип cogito: к проблеме iconРоль античной философии в становлении научной рациональности
...

2. Картезианский принцип cogito: к проблеме iconВ этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания
Сегодняшнее собрание посвящено актуальной проблеме работы школы проблеме организации домашней учебной работы школьника. Домашнее...

2. Картезианский принцип cogito: к проблеме iconЛитература об Атлантиде
Проблема Атлантиды! Какой заманчивой и интересной кажется загадка этой легендарной земли. Уже со времен античности ведутся незатухающие...

2. Картезианский принцип cogito: к проблеме iconМонография крупного советского историка посвящена проблеме, имеющей...
С. А. Токарев, доктор исторических наук, X. Ч. Момджян, доктор философских наук, Л. И. Анцыферова, кандидат философских наук

2. Картезианский принцип cogito: к проблеме iconПлан работы творческой группы учителей русского языка по проблеме...
За 2007-2011 учебные годы по проблеме: «Внедрение инновационных процессов в систему работы учителей русского языка и литературы»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную