Антропология тема 1




НазваниеАнтропология тема 1
страница1/14
Дата публикации13.06.2013
Размер1.79 Mb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14






В. А. Бачинин,

доктор социологических наук,

профессор



АНТРОПОЛОГИЯ

ТЕМА 1

ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ АНТРОПОЛОГИИ. ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК И ПРАКТИКЕ
Структура антропологического знания
Антропология (от греч. antropos – человек и logos – учение) – комплексная научная дисциплина, изучающая человека во всех аспектах его существования в природе, обществе и культуре. Вся система антропологических знаний подразделяется на две крупные области – секулярную и христианскую.

В состав антропологии входят знания, добываемые такими науками, как биология, анатомия, генетика, психофизиология, этнография, археология, социальная география, лингвистика, а также философскими, историческими, социологическими, культурологическими и др. дисциплинами. Так, естественнонаучная антропология исследует эволюционные и генетические аспекты его существования, морфологию, физиологию, половые и возрастные особенности человеческого организма, влияния на него естественной среды и т. п. Центральная идея этого направления формулируется следующим образом: человек соотносится с остальным органическим миром на началах частичного сходства (физиологического) и качественного отличия (психического и духовного).

Важное место в системе антропологических знаний занимает философская антропология, ищущая ответы на вопросы, связанные с постижением человека как целостности и проникновением в сущностные глубины его природы. Отдельные философско-антропологические идеи зародились в античности и связаны с именами греческих философов – Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура и др. Значительный вклад в развитие секулярной философской антропологии внесли светские мыслители Возрождения, нового и новейшего времени.

^ Социальная антропология, в отличие от философской, имеет более локальный предмет и исследует динамику взаимодействий человека с окружающей его социальной реальностью. Ее интересует все, что связано с ролью человека в образовании и функционировании социальной реальности, в том числе те конструктивные и деструктивные формы человеческой активности, которые позволяют людям созидать и разрушать социальную реальность.

К концу XIX в. сложилась такое направление, как культурная антропология. Она исследует проблемы влияния различных культурных форм, в том числе обычаев, ритуалов, традиций, на человеческое поведение. Ее интересуют религиозные, этнические, социально-экономические, половозрастные и др. различия между индивидами, принадлежащими к разным культурным сообществам.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

^

Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика гуманитарного знания.

  2. Метод интерпретации. Герменевтика и антропология.

  3. Наука о человеке, ее задачи и перспективы.

  4. Соотношение научного и религиозного взглядов на человека.

  5. ^

    Современная российская антропология.

Литература1:

  1. Фуко М. Гуманитарные науки. – В кн.: Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М. 1977.

  2. ^

    Кузнецов В. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления (Интернет-текст).

  3. Гумбрехт Х.-У. Должны ли гуманитарные науки быть научными. – Неприкосновенный запас. 2004, №3(35).

  4. ^

    Иванов Вяч. Вс. Задачи и перспективы наук о человеке. Публичная лекция.

  5. Гайденко П. Наука и христианство: противостояние или союз? – Континент. 2002, №112.

  6. ^

    Соколовский С. Российская антропология: иллюзия благополучия. – Неприкосновенный запас. 2009, №1(67).


ТЕМА 2

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
^ Двойственный характер антропологического знания
Мир культуры, науки, образования складывается из двух сфер – христианской и секулярной. Первая представляет собой христоцентрически организованную систему знаний, смыслов, ценностей и норм. Вторая имеет вид россыпи всевозможных сведений о разных сторонах бытия и не располагает единым смысловым центром.

Одновременная погруженность сознания в обе эти духовные сферы порождает множество сложных проблем ориентационного характера. Это относится и к знаниям о человеке, о его психической и нравственной жизни. Человек, стремящийся приобщиться к огромному массиву антропологических знаний, появившихся в последние полтора столетия, неизменно обнаруживает, что большая часть из них имеют явно выраженную секулярную, антихристианскую направленность. Совершенно отвергнуть их, пренебречь ими невозможно в силу того, что они буквально пропитали всю современную духовную и практическую жизнь – школьное и вузовское образование, радиоэфир и телевидение, газеты и журналы, кинофильмы и спектакли, научные и политические дискуссии и многое другое.

Мы сегодня продолжаем иметь дело с двумя типами информации о человеке, об его духовной, душевной и телесной жизни – христианской и секулярной.

Кажущиеся иной раз несовместимыми в силу противоположных мировоззренческих установок, они, между тем, освещают разные стороны и грани целостной и вместе с тем крайне противоречивой реалии, каковой является человеческое существо.

Привлекая оба корпуса идей, христианских и секулярных, мы, однако, не должны упускать из виду главного – отношений истинной иерархии между ними. Множественность антропологических и психологических идей, их разнообразие и содержательная пестрота – эмпирическая реальность, с которой имеет дело современный человек. Это разнообразие нормально и не должно никого смущать. Однако, эта множественность не отменяет иерархического характера их взаимодействия, при котором христианские идеи обладают более высоким ценностным статусом, более высокой степенью истинности, чем идеи сугубо секулярные. Это приоритетное положение обусловлено тем, что они самой своей сутью ориентированы на высшую, сакральную реальность и не исключают из своих определений памятования о Творце всего сущего. В итоге получается, что они содержательнее, богаче, продуктивнее, чем секулярные идеи, усеченные в самой сути своего содержания.
^ Библейская антропология
Базовым основанием христианской антропологии является библейская антропология, т.е. все те знания о человеке, которые сосредоточены в текстах Ветхого и Нового Заветов.

В центре библейской антропологии не человек а Бог – бесконечное, вездесущее, всеблагое первоначало бытия, творящая сила, создавшая все сущее, правящая миром и контролирующая вселенский порядок.

Он пребывает вне времени и пространства, и человек может су­дить о нем лишь на основании созерцания следствий Его благих, творящих усилий.

В отличие от античной мысли (Платон, Аристотель, нео­платоники), где Бог фигурировал в виде внеличного, , в христианском сознании Он предстает не как абстрактное первоначало, но как мудрый и благой Отец, как лич­ный, живой Бог, позволяющий человеку обращаться к Нему.

Бог, подобно дирижеру, руководит мировым оркестром, в ко­тором собраны мириады инструментов, и заставляет их звучать сообразно со своим замыслом. Он же выступает в роли воспитателя человеческого рода

Бог обладает правом воздавать каждому человеку по его заслугам, как при жизни, так и посмертно.

Библия запрещает человеку выказывать непочтительное отношение к Богу в форме сквернословия, непристойных шуток и насмешек над предметами культа.

Согласно российскому дореволюционному законодательству, богохульство в церкви каралось наказанием в виде каторжных работ сроком от 12 до 15 лет. Богохульство в публичном месте наказывалось каторгой от 6 до 8 лет. За богохульство при свидетелях полагалась ссылка в Сибирь.

Бог является источником всякой жизни. Он «дарует всем жизнь и дыхание все» (Деян. 17, 25). Человек, как и все живое, также обязан своим существованием Творцу: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Таким образом, Бог дал человеку тело и душу, живущие физической и психической жизнью и составляющие единое целое в пределах его существа. Нуждаясь в каждодневном пропитании, человек, однако, жив не только хлебом единым. Важнейшим условием его бытия является послушание слову, исходящему из уст Божиих (Мф. 4, 4). Если же человек отстраняется от Бога и пытается жить сам по себе, т. е. самозакодательствуя, то он впадает в грех гордыни, утрачивает представление о своем истинном предназначении и тем самым лишает себя возможности спасения и вечной жизни. И напротив, пребывая в единстве с Богом, он обретает возможность перехода из земной жизни в жизнь вечную.

Человек в Библии – наиболее совершенное из творений Бога, созданное Им по Своему образу и подобию. Это существо, в котором сосредоточена вся полнота замысла Бога относительно Своего творения. Человек, в отличие от животных, открыт для всего высокого, духовного, связанного с творчеством.

У человека исключительно высокое предназначение. Для того, чтобы его реализовать, Бог дал ему все необходимое. Однако, грехопадение осквернило и существенно усложнило земную жизнь людей.
^ Христианская антропология
Каждая крупная религиозная система, буддистская, конфуцианская, исламская и т. д., имеет свои представления о человеке и его природе. В современном мире христианской антропологией называют христианское учение о человеке. Основания этого учения содержатся в Священном Писании, свидетельствующем о том, что Бог, сотворив человека по Своему образу и подобию, изначально вознес его над всеми другими живыми существами. Человек не просто выше других существ, но и неизмеримо сложнее их. В силу этой чрезвычайной сложности он сам для себя загадка и тайна. Однако, Бог, заложивший в него стремление к разгадыванию загадок и тайн, дал ему в руки путеводитель по лабиринтам неведомого - Священное Писание. Это самое ценное руководство по разгадыванию антропологических загадок, с которым не может сравниться ни один философский или научный трактат по антропологии, психологии или этике. Его ценность заключается в том, что в нем человек представлен не таким, каким он сам видит себя, а таким, каким его видит Бог.

Развитие христианскими богословами библейского учения о человеке привело к появлению христианской антропологии. В разъяснении положений учения о человеке как творении Божием принимали непосредственное участие Тертуллиан, Григорий Нисский, Августин, Ансельм Кентерберийский, Бернард Клервосский, Бонавентура, Экхарт, Фома Аквинский, Паскаль и др.

В центре внимания христианской антропологии находится тот путь, которым человек движется к осознанию своего богоподобия, те ступени, по которым он должен восходить, а также те препятствия его собственной греховной природы, которые ему мешают и которые приходится преодолевать на этом пути.
^ Сущность секуляризации. Секулярная антропология
Секуляризация (от лат. saecularis -- светский, мирской) — это процесс выхода общественного и индивидуального сознания из-под влияния религии и церкви.

Секуляризация является противоположностью другого процесса, также характерного для развития культуры и цивилизации – сакрализации. Оба они, секуляризация и сакрализация - полюса живой, динамичной культурно-исторической антитезы, между которыми располагается культурное пространство цивилизованного общежития народов и государств. Между ними колеблется исторический маятник, устремляющийся то в одну, то в другую сторону и его движения свидетельствуют либо о волне сакрализации, либо о волне секуляризации. Состояние нормативно-ценностных систем, социальных механизмов моральной и правовой регуляции прямо зависит от этих процессов.

Одно из самых характерных проявлений сущности секулярного мышления мы находим в диалоге между Наполеоном и Лапласом. Когда полководец спросил ученого, почему, в его трудах, в отличие от Ньютона, не упоминается Имя Божье, тот ответил, что не нуждался в этой гипотезе.

Обладатели секулярного мышления могли бы отвечать подобным же образом, т. е. говорить о том, что, во-первых для них существование Бога – не аксиома, а всего лишь гипотеза, а во-вторых, им в их собственных размышлениях и мотивационных обоснованиях поступков эта гипотеза представляется излишней. То есть субъекты секулярного мышления считают свою позицию несравнимо более выигрышной, чем позиции тех, кто пребывает в плену «религиозных предрассудков».

Суть секуляризации хорошо передает и живописная символика нидерландского художника И. Босха. В его картинах мир, покинутый Богом, оставлен на произвол судьбы и пребывает во власти темных сил. Нечисть, прежде страшившаяся Божьего гнева, теперь осмелела и начала выползать из расщелин и укрытий. Мир наполнился омерзительными и злобными чудовищами. Изображая их, Босх как бы предупреждает: обезбоженный мир станет напоминать кошмар безумца, и человеку жить в нем будет по-настоящему страшно, поскольку он окажется бессилен перед распоясавшимися силами тьмы и зла.

Кроме массового секуляризма, как идеологии, существует секуляризм индивидуальный. П. А. Флоренский указывал на три его разновидности. Он называл прямое и открытое восстание против Бога острой духовной инфекцией, которая в одних случаях ведет к быстрой гибели, а в других, напротив, быстро проходит, оставляя в душе чувство глубокого недоумения, как могло случиться столь безумное восстание. Но существует и третий вариант, напоминающий хроническое заболевание, вызванное тяжелым отравлением. В этом случае человек может даже самому себе не признаваться в своем отпадении от Бога. Он даже способен изображать из себя защитника религии, но при этом стремиться к изъятию из религиозного контекста интересующие его области науки, культуры, искусства, придавая им сугубо светский характер. (См.: Флоренский П. А. Записка о христианстве и культуре. – Соч. в 4-х тт. Т. 2. С. 547 – 559).

Мы не будем изымать антропологию из религиозного контекста, а станем рассматривать ее в двойном ракурсе – одновременно и в секулярном, и в христианском, сравнивая их.

Так, например, ренессансное умозрение, сохраняя высокие оценки духовных потенций человеческого существа, возвело разумную, духовно свободную личность, наделенную творческими способностями, в ранг «красы вселенной, венца всего живущего» (Шекспир). Однако, в новых социально-исторических условиях начавшегося процесса секуляризации это способствовало формированию «я-центрической» картины мира, смене теоцентризма антропоцентризмом. А это содержало возможность дезинтеграции не только картины мироздания, но и христианской антропологических моделей.

Заметное место в эволюции представлений о человеке заняла концепция И. Канта, который с предельной отчетливостью сформулировал идею ее духовно-нравственной автономии. Согласно Канту, личность не может быть средством ни для индивидуумов, ни для сообществ, ни для государства, ибо ее свобода и достоинство важнее всего сущего. Когда свобода безусловна и не зависит от внешних принудительных законов, личность выказывает истинно нравственные побуждения в служении долгу, в выполнении своих гражданских обязанностей. Для свободной личности неприемлемы никакие формы насилия над ней, никакие вмешательства в ее частную и внутреннюю жизнь.

В ХХ в. большое влияние имела психоаналитическая антропология. Ее основатель Зигмунд Фрейд (1856--1939) окончил медицинский факультет Венского университета. Занимался клинической практикой, вел активную научно-исследовательскую работу. По своим воззрениям Фрейд был атеистом и рационалистом. По его собственному признанию, он знал только одного бога, имя которому Разум. На протяжении почти всего ХХ в. он занимал в глазах западных интеллектуалов-атеистов место кумира. Современное секулярное сознание ставит его в один ряд с Коперником и Эйнштейном, считает ученым-революционером, совершившим дерзкий интеллектуальный прорыв в глубинные сферы человеческой психики, куда до него наука почти не проникала.

Сам Фрейд видел свою главную заслугу не столько в открытии существования психических процессов, пребывающих за порогом сознания, сколько в разработке метода объяснений психологии взрослого человека событиями его детства, связанными с сексуальным развитием. Этот метод, получивший название психоаналитического, представил собой систему познавательных средств, позволяющих обнаруживать в поведении личности, кроме рациональных, осознаваемых побудительных мотивов, еще и глубинные, бессознательные установки, оказывающие существенное, а зачастую и определяющее воздействие на ее жизненные ориентации и поступки.

Создатель психоанализа отвергал идею Ж.-Ж. Руссо о том, что человек по своей природе исключительно добр, от рождения благороден, лишен агрессивности и не склонен к порокам и преступлениям. Своим учением о подсознании как средоточии темных, порочных вожделений Фрейд фактически противопоставил теории Руссо библейскую истину об изначальной греховности человека, переведя ее при этом на язык психоаналитических категорий. «Мечты о благородном человеке, затуманившие головы людей с тех пор, как они перестали воспринимать догмат о первородном грехе, развеялись в немалой степени под влиянием Фрейда» (К. Г. Юнг).

Согласно Фрейду, бессознательное и прежде всего темные сексуальные вожделения пронизывают все виды и формы человеческой жизнедеятельности, от элементарных жизненных актов до самых возвышенных форм научно-художественного и духовно-религиозного творчества. На их основе формируются ментальные, ценностные и нормативные структуры человеческого сознания.

Люди способны страдать от необходимости подавлять свои естественные, в первую очередь сексуальные, влечения. Диктатура социальной нормативности, тяжела для человека. Подавленные, нереализованные сексуальные влечения способны порождать неврозы, состояния фрустрации с характерной для них ненавистью к деспотизму общества и принудительным морально-правовым нормам, не позволяющим естественным импульсам свободно реализовываться. Подавление агрессивных влечений может приводить к возникновению чувств вины и страха. Поэтому главная практическая задача психоаналитика состоит в том, чтобы помогать пациенту сглаживать остроту столкновений бессознательного с нормативными ограничениями цивилизованной социальности, разрешать болезненные противоречия между желаемым и запретным.

Фрейд не только разработал для этого ряд специальных методик, но и обращал внимание на существующий метод сублимации, понимая под ним трансформацию инстинктивно-сексуальной энергии в социальную энергию практически-преобразовательной, познавательной, художественной, религиозной деятельности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Антропология тема 1 icon1. Антропология наука о человеке Антропология составная часть естествознания,...
...

Антропология тема 1 iconУчебный курс по дисциплине «Антропология» ориентирован с
Г. Текст лекций

Антропология тема 1 iconНиколай Александрович Бердяев Алексей Степанович Хомяков
Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема – Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной...

Антропология тема 1 iconКультурная антропология, язык и коммуникация в контексте культуры
Лауреат – I место Сергеева Ольга Вячеславовна «Домашний телевизор: экранная культура в пространстве повседневности»

Антропология тема 1 iconПеречень вопросов к вступительному экзамену по специальности 09. 00. 13 Философская антропология
Основные этапы развития Философско-антропологического знания. Образ человека в античной философии

Антропология тема 1 iconВ. С. Степин Выходные данные
Степин В. С. Философская антропология и философия науки. – М.: Высшая школа, 1992. 191 с. – с. 97-112

Антропология тема 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальная антропология»
Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»

Антропология тема 1 iconФилософская антропология очерки истории и теории
В связи с этими дискуссиями представляется целесообразным описать способы проблематизации че­ловека и попытаться в их многообразии...

Антропология тема 1 iconЕстественнонаучная проблематика
Тема выбирается по принципу: 1 человек – 1 тема. Тему можно выбрать самостоятельно, пока её не занял кто-то другой. Староста группы...

Антропология тема 1 iconТема №1. Происхождение и сущность денег 4 тема №2. Функции денег 9
Тема №16. Международный кредит и его воздействие на экономическое развитие государства 59

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную