Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу




Скачать 374.14 Kb.
НазваниеМатериалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу
страница1/3
Дата публикации15.06.2013
Размер374.14 Kb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > Финансы > Документы
  1   2   3


Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу этих материалов составляют исследования, проведённые канадскими и австралийскими учёными, и результаты этих исследований были опубликованы в книге: Tim Loreman, Joanne Deppeler, David Harvey “Inclusive Education. A practical guide to supporting diversity in the classroom1”.

Прежде всего, эти материалы написаны специалистами с большим опытом работы по развитию инклюзии в школах, преподавателями университетов провинции Альберта, Канада, и университета Монэш, Австралия. Адресованы эти материалы студентам педагогических колледжей этих университетов и слушателям курсов повышения квалификации, поэтому структура материалов, композиция и способ подачи информации имеет ясно выраженную практическую направленность. И это особенно ценно для нас, поскольку позволяет «заглянуть» внутрь и попытаться рассмотреть детали непосредственного педагогического процесса в инклюзивных классах в школах Австралии и Канады, прочесть конкретные советы и рекомендации о том, как же действовать учителю, если в его классе обучаются вместе очень разные и нетипичные дети. Конечно, формулы «как делать инклюзию» не существует, и не может существовать, но есть конкретный педагогический опыт учителей, специалистов в области инклюзивного образования, изложенный в этой книге, который может оказать существенную помощь в обдумывании нашей собственной стратегии включения ребёнка с особенностями развития в общеобразовательный класс.

Стратегии включения, предлагаемые авторами этой книги, не являются чем-либо абсолютно новым в педагогической практике. Удачей этой книги является, скорее, хороший уровень обобщения и предложение неких «кристаллизованных» форм работы, которые может использовать любой учитель с любым опытом работы.

Знакомясь с материалами этой книги, нам, российским педагогам, можно увидеть, что траектория развития инклюзивных подходов, описанная авторами данной книги не является для отечественной педагогики чем-либо абсолютно чуждым и неприемлемым. Теория и практика проблемного обучения (а именно этот подход рекомендуется в качестве одного из основных при обучении в инклюзивной образовательной среде) разработана в российской педагогике достаточно широко. Концепция этого направления

в отечественной педагогике основывается на исследованиях С.Я. Рубинштейна, теория и практика проблемного обучения изложены в работах А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, М.Н. Скаткина. Практика проблемного обучения в начальной школе очень интересно изложена в работах С. И. Брызгаловой и других авторов. Конечно, этот подход не является единственным в обучении детей, в том числе, учащихся с особенностями развития. Формирование базовых школьных навыков и умений, таких как умение читать и понимать прочитанное, грамотно и красиво писать, считать, слушать, пересказывать, держать внимание на рутинной работе, не перебивать, и т.д. чрезвычайно важно и актуально, поскольку это тот фундамент, на котором можно построить и развить прекрасное творческое начало в каждом ученике, в том числе и ученике с особенностями развития. А вот способы и подходы к формированию таких базовых умений и навыков в инклюзивном классе будут несколько иными. Это, прежде всего, подход, центрированный на ребёнке, а не на взрослом, где самыми важными будут потребности и нужды каждого конкретного ребёнка, с особенностями или без них, а не профессиональные установки и стереотипы учителя. Это использование индивидуальных программ обучения, сотрудничество и работа в команде, как для учителей, так и для учеников. Вот об этом и стоит поразмышлять педагогам, которые хотели бы развить практику включения в образовательный процесс разных и нетипичных детей. Надеемся, что материалы этого сборника помогут им в этом.

_________________________________________________________________________

  1. ^ ИНКЛЮЗИЯ В ОБРАЗОВАНИИ


В этой главе сообщается информация об основных теоретических и практических подходах к включению детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс в общеобразовательном классе, или процессу инклюзии, что делает возможным использовать данную книгу в качестве определённого информационного ресурса. Это не означает, конечно, что данная книга является абсолютно исчерпывающим обзором теоретических основ процесса по достижению образовательной инклюзии, скорее, эта книга не более чем намерение очертить «портрет» этого явления: что такое инклюзия, почему это важно, и что учителя и школы могут сделать в этом направлении уже сегодня.
Ключевые идеи этой главы

  • Определение инклюзии

  • Составляющие инклюзии

  • профессиональная подготовка учителей

  • учебный план

  • ресурсы

  • организация учебного процесса в школе

  • Преимущества инклюзии для детей с различными возможностями

  • Преимущества инклюзии для детей, не имеющих особенностей развития

  • Деятельность одной школы в направлении инклюзии (кейс стади)



^ Что такое инклюзия?

Учёные, преподаватели университетов, специалисты в области подготовки учителей проявляют постоянный интерес к проблеме обучения детей с различными возможностями (термин, который авторы данной книги постоянно используют для описания групп детей, имеющих специальные образовательные потребности, особенности развития или инвалидность - прим. перев.) , нам также часто приходилось обсуждать проблемы инклюзии с группами специалистов и администраторов в области образования. Приходится констатировать тот факт, что взгляды и представления некоторых специалистов об инклюзии в образовании страдают от определённого недостатка информированности. Что же такое инклюзия и почему это так важно? Значительная часть проблемы понимания этого термина заключается в нём самом. Мы убеждены, что инклюзия, будучи по своей природе очень естественным процессом, не может существовать в среде, где некоторые дети полностью или частично отделены в обучении от своих сверстников. Возможно, легче описать, что такое не-инклюзия. Обучение детей частично в специальной школе, а частично в общеобразовательной – это не инклюзия. Обучение детей в общеобразовательной школе в сегрегационных, специализированных условиях – это не инклюзия. Обучение особого ребёнка в обычном классе по программам и содержанию образовательной среды кардинально отличающихся от того, над чем работают его сверстники в этом классе – это не инклюзия. Мы знаем также, что специалисты, считающие ранее подобные формы обучения инклюзивными, позже приходили к пониманию ошибочности подобных определений. [Loreman and Deppler 2001].

Инклюзия означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации школьного пространства к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия. Это не означает, что инклюзия не требует оказания детям с различными возможностями специальной помощи и поддержки на уроках или обучения за пределами класса, если это требуется. Но это всё является разнообразными возможными вариантами, и, честно говоря, периодически бывает необходимым буквально для всех учеников в классе[Loreman and Deppler 2001].

«Интеграция» и «инклюзия» - это два термина, которые часто используются один вместо другого, поскольку многие учителя и школы считают их синонимами. Некоторые учителя рассматривают свои интеграционные программы как инклюзивные, в то время как другие школы, работая инклюзивно, определяют свою работу как интеграцию. Между тем, различия между этими терминами достаточно существенные. Основное различие заключается в том, что интеграция имеет «внешние» источники. Интеграцонные программы имеют своей целью вовлечь детей с разными возможностями в уже сложившуюся школьную жизнь и школьную структуру. Цель этих интеграционных программ – «нормализация», или помощь детям в том, чтобы вписаться в уже существующую модель обучения.

Инклюзия отличается от интеграции тем, что с самого начала рассматривает всех детей без исключения частью общеобразовательной системы. Таким образом, для детей с особенностями отсутствует необходимость в какой-либо специальной адаптации, поскольку они с самого начала являются частью школьной системы. Одна из целей инклюзии состоит в том, чтобы любая школа могла быть готовой в будущем принять детей с различными возможностями. Это может повлечь не только изменения в структуре и работе школы, но и изменения во взглядах учителей общего и специального образования, привыкших рассматривать свою работу как обучение только определённых групп детей. Большинство школ в своей деятельности придерживаются подхода, в центре которого стоит ребёнок, его нужды и потребности, и этот подход требует, чтобы все учителя были готовы соответствовать потребностям всех детей [Loreman 1999].



    1. 1.1: Элементы инклюзии

  • Включение всех детей с различными возможностями в такую школу, которую они могли бы посещать, если бы у них не было инвалидности

  • Количество детей с различными возможностями, обучающихся в школе, находится в естественной пропорции в отношении всей детской популяции этого округа в целом.

  • Отсутствие «сортировки» и отбраковывания детей, обучение в смешанных группах

  • Дети с особенностями находятся в классах, соответствующих их возрасту

  • Ситуационно обусловленное взаимодействие и координация ресурсов и методов обучения

  • Эффективность как стиль работы школы, децентрализованные модели обучения

______________________________________________________________________________

[Sailor and Skrtic, 1995.P.423].
Любой учитель, имеющий опыт обучения детей с различными возможностями в обычном классе, скажет, что включение таких детей - это комплексный и сложный процесс. Чтобы добиться успеха, учителя должны быть высококвалифицированными и мотивированными специалистами. Но это не является аргументом против инклюзии. Высокая квалификация и мотивация учителей необходимы, поскольку инклюзия имеет своей целью эффективное обучение, что, безусловно, очень важно для любой школы. Повышение качества образования через развитие инновационных образовательных практик является основной целью в деятельности каждого учителя и каждой школы [Loreman and Deppeler 2001].

В процессе нашего консультирования и обучения педагогов инклюзивным подходам в образовании выявились два основных, наиболее часто обсуждаемых вопроса:

-действительно ли инклюзия работает

- как построить работу по инклюзии в их школах.

Ответы на оба этих вопроса комплексные и могут разочаровать тех, кто ищет на них быстрого и прямого ответа.

Инклюзия в школах не всегда работает. Такие случаи достаточно подробно описаны в литературе [Kauffman and Hallahan 1995b; Fox and Ysselduke 1997]. Существует, также, достаточное количество исследований, в которых делается предположение, что включение детей даже с тяжелыми и множественными нарушениями развития может быть успешным, если в школе существует культура общих ценностей и искреннее стремление к улучшению практики обучения [Giangreco et al.2001; Farmer 1996; Yasutake and Lerner 1997; Grenor-Schreyer et al.2001; Loreman 2001]. И если кто-то из учителей не всегда стремится разделить эти общие ценности школы, вы всегда можете улучшить работу в собственном классе, и тем самым способствовать продвижению инклюзии, и это будет положительным примером возможных действий для других. Мы надеемся, что эта книга поможет вам в этом.
______________________________________________________________________________


^ 1.2: Причины, по которым школьная инклюзия не работает


  • Логическое обоснование Преимущества инклюзии не обсуждаются с теми, кто включён в осуществление этого процесса

  • Сфера действия Изменения, которые производятся в школе, чрезмерны, или, наоборот, ограниченны или недостаточны

  • Скорость введения Необходимые изменения вводятся слишком быстро или слишком медленно, что приводит к уменьшению энтузиазма

  • Ресурсы Адекватность ресурсов не всегда является гарантией, что инклюзия будет работать; ресурсы могут использоваться нерационально

  • Приверженность идее Отсутствует постоянные стимулы для формирования приверженности идее инклюзии, которая зачастую воспринимается только как «прихоть» некоторой социальной группы

  • ^ Ключевые фигуры Ключевые сотрудники, определяющие успех инклюзии, недостаточно привержены этой идее, или, наоборот, имеют слишком большой объём работы. Это способствует отчуждению других сотрудников от реализации инклюзивных подходов в школе

  • Родители Родители, как партнёры, не включены в школьную жизнь

  • Руководство Руководители школы либо осуществляют чрезмерный контроль, либо их стиль руководства недостаточно эффективный, или они не поддерживают коллектив в достижении более высоких целей.

  • ^ Отношение к другим школьным инициативам Инклюзия является чем-то изолированным по отношению к другим школьным инициативам.


______________________________________________________________________________

[Hargreaves, 1997].
Второй вопрос, который часто задавался на наших занятиях «Как мне осуществлять работу по включению детей с разными возможностями в моей школе?» тоже не имеет простого ответа. Инклюзия во многом зависит от контекста, и одной формулы одинаково успешного включения особых детей во всех школах не существует. Инклюзия успешно работает там, где учителя понимают и демонстрируют эффективную практику обучения в условиях сотрудничества и поддержки всего школьного сообщества. Но даже один учитель может многое сделать в своём классе для продвижения инклюзии.

Для того чтобы успешно продвигаться в направлении инклюзии, вам следует научиться успешно решать проблемы. Конечно, речь не идёт только о проблемах какого-либо одного ребёнка. Речь идёт о проблемах всей школы, о том, как школе соответствовать потребностям всех её учеников. Успешное решение проблем по мере их возникновения, основанное на ясной педагогической платформе, общие ценности и позитивное лидерство представляет собой наилучший путь для продвижения школы и класса к большей инклюзивности. Решение многочисленных проблем часто является вполне естественным состоянием для учителей, которые постоянно взаимодействуют с учениками и взрослыми в течение всего дня.

^ 1.3: Ресурсы для успешной школьной инклюзии


  • Логическое обоснование Весь школьный коллектив вовлекается в рациональное осмысление инклюзии и тех преимуществ, которые она даёт для всех учеников школы. Обсуждение этих тем ясное и открытое.

  • Сфера действия работа по включению начинается с одним-двумя учениками, внимательно отслеживаются их успехи и неудачи, постепенно количество включаемых детей возрастает.

  • ^ Скорость введения Скорость реализации инклюзивных подходов сильно варьируется в зависимости от школы. Постоянное сотрудничество всех участников процесса и регулярное отслеживание скорости изменений поможет добиться успеха.

  • Ресурсы При появлении дополнительных ресурсов, их следует обязательно использовать. Необходим нестандартный подход в использовании ресурсов, предназначенных для поддержки инклюзии. Адекватное финансирование инклюзии поможет обеспечить заинтересованность в ней тех, кто её внедряет.

  • ^ Приверженность идее Сотрудничество тех, кто вовлечён в процесс школьной инклюзии, поможет укрепить постоянную приверженность этой идее всех участников. Возможность проявления собственной инициативы также формирует у участников постоянную приверженность идее и заинтересованность в её успешной реализации
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу iconГ. Симферополь ар крым 95017 ул. Фрунзе, 32, оф. 202, 2 этаж
Для оптимизации нашей работы предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми основными нюансами, с которыми приходится сталкиваться при...

Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу iconТехнология использования массовой рассылки электронных материалов...
Причина, на наш взгляд, заключается в том, что текстовые материалы, картинки, видео материалы, простейшие тесты, то есть практически...

Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу iconСодержание
Предприятия как коммерческие организации прежде всего характеризует деятельность, направленная на минимизацию издержек и максимизацию...

Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу iconМетодические рекомендации по вопросам разработки программы объединения по интересам Клецова О. А
У-практику затруднительным. Надеемся, что наш материал, в основу которого легли разработки республиканской научно-методической секции,...

Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу iconБиография
Философия космизма — это по­пытка дать ответ на глобальные проблемы (прежде всего, проблемы внут­ренние), с которыми столкнулась...

Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу iconУ нас живет очень красивый, рыжий персидский кот «Классической» породы....
Принц очень быстро прибегает на кухню и начинает просить мясо и прыгать на стол. Персы любопытны от природы, и любят обследовать...

Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу iconПрограмма элективного предмета для учащихся 9 классов
Советом по оснащению содержания регионального образования квалифицированными авторскими программами при институте усовершенствования...

Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу iconПрограмма элективного предмета для учащихся 9 классов "информационные ресурсы по химии"
Советом по оснащению содержания регионального образования квалифицированными авторскими программами при институте усовершенствования...

Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу iconПрограмма элективного предмета для учащихся 11 классов "молекулы жизни" (34 часа)
Советом по оснащению содержания регионального образования квалифицированными авторскими программами при институте усовершенствования...

Материалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут очень полезными, прежде всего, для учителей и специалистов в области образования. Основу iconОлдос Леонард Хаксли Остров
Книги, литература в этой среде были частью существования, и для людей этого круга вполне естественным представлялось самим браться...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную