1. Программа курса физики (астрономии)




Скачать 488.38 Kb.
Название1. Программа курса физики (астрономии)
страница1/5
Дата публикации10.07.2013
Размер488.38 Kb.
ТипПрограмма курса
exam-ans.ru > Физика > Программа курса
  1   2   3   4   5
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ФИЗИКИ

Дидактические требования к современному уроку

- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, формирование умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся.

^ ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

Перед началом учебного года учитель готовит для каждого класса (параллели) следующий пакет документов:

1. Программа курса физики (астрономии).

Если вы пользуетесь одной из рекомендованных Федеральным экспертным советом программ, полностью сохраняя ее содержание. И количество часов на отдельные темы, то пишется лишь на звание программы с указанием источника, где она опубликована. Соответствующий сборник программ должен храниться в кабинете физики.

Если вы вносите какие-либо изменения в содержание программы или в отведенные нормы учебного времени, то необходимо написать объяснительную записку. В ней следует указать, какие изменения вносятся, и дать обоснование этому.

Если вы создаете авторскую программу, то она должна пройти соответствующую экспертизу и получить разрешение методических служб к использованию в экспериментальном режиме.

• Календарное тематическое планирование, в котором указываются названия основных тем курса, количество часов, отведенных на каждую тему, и календарные сроки ее изучения.

• График контрольных мероприятий, т. е. даты проведения контрольных работ, зачетов, практикумов и т. д. с точностью до недели. График может быть объединен с календарным тематическим планированием.

• Список учебно-методического обеспечения, в котором указаны названия учебника, задачника, рабочих тетрадей и основных дидактических и методических материалов, используемых при преподавании выбранного курса.

Перечисленные выше документы обычно сдаются заместителю директора по учебной работе.

• Нормы оценок, т. е. краткое описание выбранной вами системы оценивания знаний учащихся (см. раздел 4 «Контроль знаний учащихся по физиков).

• Поурочное планирование курса. Составлять поурочное планирование принято в виде таблицы, типовая форма которой приведена ниже.

• План-конспект урока, который можно составлять для параллели, указывая особенности конкретных классов.

Типовая таблица для разработки поурочного планирования

№ урока

Название темы урока в поурочном планировании, тип урока

Основное содержание урока


Эксперимент, ТСО наглядные пособия


Межпредметные связи и повторение


Контроль знаний

учащихся


Домашнее задание


I

II

III

IV

V

VI

VII































































































































В колонках таблицы размещается следующая информация:

I — записывается номер урока в соответствии с поурочным

планированием;

II — кроме названия темы урока указывается его тип: комбинированный, практическая работа, зачет, повторительно-обобщающий урок, урок проверки знаний, урок решения задач и пр.;

III — кратко записываются основные вопросы, изучаемые на уроке, по этой колонке планируются образовательные задачи урока;

IV — приводится перечень демонстраций, оборудования, плакатов, к которым обращаются во время урока;

V — указываются межпредметные связи в содержании мате риала, а также имеющиеся у учащихся опорные знания из других предметов;

VI — указываются формы проверки и контроля знаний на Уроке, примерное количество учащихся, участвующих в каждой из

форм контроля;

VII — записываются номера параграфов и упражнений для домашнего задания.

^ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА - КОНСПЕКТА УРОКА

План-конспект урока, как правило, состоит из следующих рубрик:

ТЕМА: название темы берется из сборника учебных программ, из типового или разработанного вами поурочного планирования.

УРОК № ..: порядковый номер урока и его название выписываются из вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА: определяется, исходя из целей и задач урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

ЗАДАЧИ УРОКА: кратко перечисляется содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

1. Образовательная задача:

• знания (понятий, явлений, величин, формул, законов, теорий и т. п.);

• умения

а) специальные (решение задач, проведение измерении и т. п.);

б) общеучебные: владение приемами письменной и устной, монологической и диалогической речи; различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем); владение основными видами ответов

(пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад); умение строить определение понятий, сравнения, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы; владение способами контроля и взаимоконтроля, само- и взаимооценки; умение коллективно работать; управлять работой коллектива и т. п.;

—- навыки (умения, доведенные до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено).

2. Воспитательная задача:

— нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы;

— потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение (формирование знаний о строении материи, веществе как виде материи,

о динамических и статистических закономерностях, о влиянии условий на характер протекания физических процессов и т. п.).

3. Развивающая задача:

• развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешне го мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностно-мотивационной областей;

• умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента).

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: перечисляются оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов. Сюда же включается список технических средств обучения (ТСО), которые будут использоваться на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамера и т. д.). Целесообразно включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным этапам урока; рекомендуется план представлять в конспектах в виде таблиц следующего содержания:



Этап уроки

Приемы и методы

Время (мин)

1










2










Под таблицей указывается домашнее задание, которое учащиеся получат на следующий урок.

ХОД УРОКА — основная часть вашего плана-конспекта. Здесь в развернутом виде излагается последовательность действий по про ведению урока. Как правило, этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы:

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1







2







Если вы готовите план-конспект открытого урока, то в тексте конспекта необходимо сделать ссылки на используемую литера туру, а в конце текста приложить ее список.

^ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ

• Урок изучения нового. Это может быть традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

• Урок закрепления знаний. Это может быть практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

• Урок комплексного применения знаний. Это может быть практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

• Урок обобщения и систематизации знаний. Это может быть семинар, конференция, круглый стол и т. Д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

• Урок контроля, оценки и коррекция знаний. Это может быть контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. д.

Имеет целью определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм

2. Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задании всеми учащимися, выявление пробе лов и их коррекция

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов

3. Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Продолжение табл.

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи










4.Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий

5. Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся

6. Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменен ной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации

7. Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; в отделение мировоззренческих идей

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутри-предметных и межкурсовых связей

8. Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения

9. Подведение итогов занятий

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работ.

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информация о реальных результатах учения

10. Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, обучения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Окончание табл.

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи










11. Информация

Обеспечение понимания о домашнем задании.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания.

Цели, содержания и способов выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с данными условиями.

Проверка соответствующих записей актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока:

• организация начала урока;

• проверка выполнения домашнего задания;

• всесторонняя проверка знаний;

• подготовка к усвоению нового учебного материала;

• усвоение новых знаний;

• первичная проверка понимания учащимися нового материала;

• закрепление новых знаний;

• подведение итогов урока;

• информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

Другие типы уроков включают как обязательные следующие этапы:

• организация начала урока;

• подготовка к активному усвоению нового учебного материала;

• информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.

В качестве главного выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Программа курса физики (астрономии) iconТематическое планирование по астрономии на 2012- 2013 учебный год 11 класс
Вселенной и Вселенную в целом. История развития астрономии. Разделы астрономии. Связь астрономии с другими науками. Астрономия и...

1. Программа курса физики (астрономии) iconФизика
Вузов и для самостоятельного изучения физики. Содержание «Открытой Физики 0» примерно соответствует программе курса физики для общеобразовательных...

1. Программа курса физики (астрономии) iconКалендарное планирование учебного материала по физики и астрономии за 7-й класс. №урока
Календарное планирование учебного материала по физики и астрономии за 7-й класс

1. Программа курса физики (астрономии) iconОтчет о проведении в мбоу сош №6 краевой тематической Недели физики и астрономии

1. Программа курса физики (астрономии) iconУчебники для 10 и 11 класса
Цель методических рекомендаций определяется необходимостью предъявления для учителя физики рекомендательного тематического планирования...

1. Программа курса физики (астрономии) iconУроков. Формирование основных видов знаний учащихся по теме
Любая тема школьного курса физики в процессе изучения методики ее преподавания может быть проанализирована с позиции будущего учителя...

1. Программа курса физики (астрономии) iconЛекция №1 по учебной дисциплине «физика»
Предмет физики. Значение физики для лётчика. Роль физики в военно-технических

1. Программа курса физики (астрономии) iconМоделирование целостной картины мира у обучающихся на основе интеграции...
Ные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя...

1. Программа курса физики (астрономии) iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к олимиаде по астрономии
Привлечение к участию в олимпиаде учащихся 8-9 классов имеет важное значение, поскольку способствует развитию познавательного интереса...

1. Программа курса физики (астрономии) iconТемы курсовых работ для студентов 3 курса
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики в общеобразовательной школе

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную