Тема урока: «Наши пернатые друзья»




Скачать 130.8 Kb.
НазваниеТема урока: «Наши пернатые друзья»
Дата публикации14.06.2013
Размер130.8 Kb.
ТипУрок
exam-ans.ru > География > Урок
Учитель: Нурмагамбетова А.Д., учитель 2 категории.
Предмет:
Познание мира.

Тема урока: «Наши пернатые друзья».

Класс: 4 «А».

Цель урока:

  1. закрепить знания учащихся о пернатых, акцентировать внимание на особенностях их жизни, происхождении некоторых названий;

  2. развивать исследовательские навыки, умело, подключая память и внимание, доказательную речь;

  3. воспитывать бережное отношение к природе, основанное на любви ко всему живому.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний уч-ся по изученному материалу.

^ Форма урока: заседание кафедры естественных наук.

Оборудование: ТСО, иллюстрации птиц, картины о природе, живые птицы в клетках.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:
- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, сегодня у нас состоится заседание кафедры естественных наук.

- Тему нашего заседания вы попробуете определить сами, но чуть попозже. Сегодня мы с вами отправимся за чудесами!

Что не шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «Почему» меж деревьями мчится,

Летят по попятам за неведомой птицей,

Другое пчелою забралось в цветок,

А третье лягушкою скок в ручеёк,

Пойдём–ка, дружок по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

^ II. Подготовка учащихся к предстоящей работе.

  • Послушайте отрывок из песни, и постарайтесь определить какова же тема нашего урока?

- О чём мы будем говорить на уроке?
Ученики: О природе.

  • Какие бы вы слова выбрали для эпиграфа нашего урока?

(звучит песня «У природы нет плохой погоды»)

Ученики: «Всё что создано природой, надо благодарно принимать».

Учитель:
- О ком именно мы будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку!
^

Снится ночью пауку


Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла

Прилетит, плохи дела.

А кого паук боится? Угадали?
Это… (птица)

  • ^ Тему нашего урока мы выбрали не случайно.

Марина Валентиновна, зав.кафедрой:
- К нам на кафедру поступило живое письмо от учащихся 4 класса.

(все слушают содержание письма, используется видео).
Письмо.

Пожелал 4 класс вызвать интерес у вас

И сред школьных корифеев

Рассказать, что мы умеем.

Посудите сами вы,

Мы с пернатыми дружны,

Можем смело рассказать,

Что о них хотите знать:

Кто и где проводить осень,

Почему их манит просень

Из которой даль небес,

Чем их манит хвойный лес,

Что они едят и пьют

И о чем весной поют,

Кто живет здесь, в Костанае,

Кто, собравшись летом в стае,

Улетел, чтоб прилетать,

С нами зиму коротать…

Словом кафедра наук,

Мы пришли сюда не вдруг.

Принимайте нас, а мы

Подвести вас не должны.

- В этом письме учащиеся 4 класса изъявляют желание стать достойными членами кафедры естественных наук и получить лицензию на право ведения исследовательской работы в рамках НОУ центра.

- Поэтому на наше заседание приглашены учащиеся 4 класса и рецензионная комиссия в составе:

  1. Работник музея

  2. Работник центра охраны природы

  3. Зав. кафедрой естественных наук - Марина Валентиновна.

III. Всесторонняя проверка знаний, понимание учащегося пройденного материала.
Учитель:
Итак, какова же ваша цель?

Дети: Наша цель: защитить и доказать, что мы истинные знатоки мира птиц.

Учитель: А делать это будут:
1 группа «Знатоки»
2 группа «Краеведы»

3 группа «Любители природы»

Все группы представляются в стихотворной форме.
«Знатоки»



Мы природу изучаем

Много тайн ее мы знаем

Все секреты мы откроем
Ничего от вас не скроем

Ведь девиз у нас таков

Мы - команда «Знатоков»

«Краеведы»



Мы изучаем край родной

Природу летом и зимой

Повадки казахстанских птиц

Хоть у пернатых нет границ

Мы любопытны, непоседы

Зовемся просто – «Краеведы»


«Любители природы»

Ты встретишь нас и там и тут

«Любители природы нас зовут»

Задача наша – охранять природу

И красоту ее нести народу

Хотим мы всем на свете показать

Как важно нам природу уважать.





Учитель: Слово предоставляется группе «Знатоков». Рассказ учащихся о

    • видах пернатых

    • разновидностях птиц

    • их строении, среде обитания, питания, образе жизни

    • происхождении названий некоторых птиц из программного материала

      1-ый ученик. Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке и в горах. Птиц в природе очень много. Только в Казахстане их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц целой жизни не хватит. Но мы считаем, что тех птиц, которые живут в лесу или в парке неподалёку от нашего дома, надо знать. И мы решили провести исследовательскую работу по изучению жизни и происхождению этих птиц.

- Первое, что мы сделали – мы отправились в гости к нашим друзьям.

  • Как же они нас встретили? (слышится пенье птиц)

^ 2-ой ученик. Да. Разные подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц. Имя Зарянка подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори. Сойка или Горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет. Поэтому сойку и назвали Горихвостка.

3 ученик. Когда я был маленьким, я всегда себя спрашивал «Куда это птицы улетают каждую осень?».

Проводя исследовательскую работу, я узнал, что в прошлом, птичьи перелёты не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Добираются туда будто- бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды.

Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Слабые же и маленькие путешествуют, пристроившись на спинах больших.

Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они самостоятельно, полагаясь на собственные крылья.

^ 1-ый ученик: – Куда же летят птицы?

Ученые выяснили, что маленькие наши пташки – ласточка, стриж, горихвостка, мухоловка и другие – улетают в тропическую Африку. Утки, грачи, скворцы летят на юго-запад, например во Францию.

В общем, птицы, гнездятся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Самые дальние перелёты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка. Эта птица зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают более 30 тысяч километров!

  • Все это мы узнали от ученых, исследующих жизнь пернатых.
Марина Валентиновна:
- А знаете ли вы ребята, как называется наука, изучающая жизнь птиц? Вы будете отгадывать загадки про птиц, а в выделенной графе получите искомое слово. Будьте внимательны! (выполняют все учащиеся).
Кроссворд.

1.У нее глаза большие, 2. Гнездо свое он в поле вьет

Хищный клюв всегда крючком. Где тянутся растения.

По ночам она летает, Его и песни, и полет

Спит на дереве лишь днём. Вошли в стихотворения!

(Сова) Хочет прямо полетит,

3.Окраска- сероватая, Хочет в воздухе висит

Повадка –вороватая. Камнем падает с высот

Крикунья хрипловатая - И в полях поет, поет. (жаворонок)

Известная персона.
4. Спинка зеленоватая,

Это… (Ворона)

Животиком желтоватая,

Черненькая шапочка

И полоска галстучка (синица)

5. Кто там прыгает, шуршит, 6. Он прилетает каждый год

Клювом шишки потрошит? Туда, где домик его ждет.

Кле! Кле! Кле!- поёт со свистом. (клест) Чужие песни петь умеет,

А в сеже голос свой имеет.

7. Весь день рыбак в воде стоял 8. Прилетел к нам, наконец

Мешок рыбёшкой набивал. Лучший наш певец.

Закончив лов, забрал улов, Дни и ночи напролёт

Поднялся в высь и был таков. (пеликан) Он поёт, поёт, поёт. (соловей)

9. Сероспиный, красногрудый 10. Серенькая птичка,

В зимних рощах обитает, Птичка невеличка,

Не боится он простуды, Шеей вертишь ты всегда:

С первым снегом прилетает (снегирь) Разве в этом есть нужда? (вертишейка)

11.

Кто в берете ярко - красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (дятел)

Учитель: Прочитаем слова в выделенной графе.

  • Это слово «Орнитология». ^ Орнитология - это наука, изучающая жизнь птиц.

Учитель: Слово предоставляется группе «Краеведов» (рас. о птицах Казахстана)





1-ый ученик.
– Интересуясь жизнью птиц, мы решили остановиться на птицах, живущих в Казахстане.

^ 2-ой ученик. На каникулах я поехал в гости к дяде в Аулиеколь. Мы с ним отправились в лес - царство пернатых. Звонкий скрип снега под ногами рассыпался по лесу эхом и замирал где-то в дали. Я остановился и прислушался, была такая тишина, казалось, что лес мертв. Но тут я увидел птиц, которые прятались от ветра, увидев нас сороки зашевелились, раскололась тишина птичьими голосами. Сороки поднялись вверх и полетели к поселку. Я задумался? И тут мне стало интересно, почему одни птицы улетают в теплые края, другие остаются жить здесь круглый год, а третьи птицы передвигаются с места на место в поисках корма.

^ 3-ий ученик. Оказывается, птичья осень начинается довольно рано, ещё в августе. Раньше всех от нас улетает от нас чечевица красногрудая птичка, ростом с воробья. А затем нас покидают стрижи и ласточки. В октябре отбывают дрозды, зарянки, грачи. Пролетают с севера стаи гусей и уток. К концу октября покидают нас перелётные птицы.

^ 4-ий ученик. Но не все птицы покидают нас. Остаются синицы, сороки, вороны, голуби, воробьи. А в ноябре появляются гости с севера – снегири, свиристели.

5-ый ученик. Все эти птицы кочующие. Закончив гнездовые дела, они собираются в небольшие стайки и в путь, корм искать. Найдут птицы богатое место кормом, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. Синицы, сойки, снегири могут и н6е кочевать, а жизнь оседло, если корма хватит.

^ 6-ой ученик. Итак, птиц можно разделить на три группы: оседлые, кочующие, перелетные.

  • Перелётные птицы - прилетают к нам из южных стран, высиживают летом птенцов,
    а осенью оправляются зимовать на юг, например: жаворонки, грачи.

  • Осёдлые птицы - живут у нас круглый год, например воробьи, вороны, сороки.

  • ^ Кочующие птицы - передвигаются с места на место в поисках корма, например
    сойки, поползни.

Учитель: - Молодцы, ребята, что вы так много узнали о птицах, почерпнули новые знания, раскрыли тайны птичьих чудес! А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку? Соедините стрелками признаки и названия птиц.

Птица - плотник

Соловей

Птица - строитель

Ласточка
^

Птица - акробат


Поползень

Пернатый солист

Кукушка

Ночной хищник

Дятел

Легкомысленная мамаша

Сова

Учитель: Слово предоставляется группе «Любители природы».

Ученики:
-
Птицы!

  • Кто же такие птицы? Исследуя жизнь птиц мы поняли.

  • Птицы – это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.

  • Птицы - это дети воздуха.

  • Птицы – это тайна и красота.

  • Птицы – это друзья нашего детства. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

  • Птицы – это верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

  • Интересуясь жизнью птиц, мы хотим представить материал о пользе птиц для человека. Огромное значение имеют птицы в с/хозяйстве.

  • Вычислили, что сова в течение 50 дней съедает не менее 265 грызунов. За одно лето 3 тысячи грачей истребили 25 миллионов червей-личинок. Мухоловка уничтожает за 2 месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи наши злейшие враги, которые переносят возбудителей дизентерии.

  • Скворцы поедают огромное число гусениц, майских жуков, бабочек и других вредных насекомых.

Учащиеся:
- А что же мы можем сделать для наших помощников друзей?

  • Чем мы им можем помочь?

- Над этим вопросом я задумалась, услышав разговор Скворца с Синицей.

^ Сценка учащихся (ученики в костюмах птиц).

Синица: «Здравствуй, дорогой Скворец! Поздравляю вас с благополучным возвращением на родину».

Скворец: «Спасибо! Я сам очень рад».

Синица: «Довольны ли вы новой квартирой?»

Скворец: «Сейчас я её осмотрю. Хорошо, что ребята не стругали ту сторону доски, которая обращена вовнутрь. Птицам по шершавой доске удобнее выбираться из гнезда. Приятно, что дом снаружи выкрашен темной краской».

^ Синица: «Проверьте, крепко ли забиты гвозди, хорошо ли проконопачены щели».

Скворец: «Вы правы! Ужасно, когда квартира качается из стороны в сторону, но на этот раз всё в порядке».

^ Синица: «Вас не огорчает отсутствие жердей?»

Скворец: «Да что вы! Они нужны только кошкам»

Синица: «Где и когда вы дадите свой первый концерт?»

Скворец: «Сегодня на крыше скворечни».

Ученики:
- Наша группа предлагает чертежи домиков для птиц, и мы надеемся, что каждый из вас поможет нам в том, чтобы ни одна птица не осталась без домика. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Чтобы создать хорошее условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас принять активное участие в озеленении нашего города. Мы должны сделать все, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Ученик: - Птицы украшают землю. Их весёлая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяются в нас бодрость и радость. Но нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им в это время добывать корм.

Давайте послушаем последние новости, которые принесла сорока, и узнаем, какие жалобы пишут зимой лапками, носиком, хвостиком птицы на снегу.

Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную, с самообслуживанием – устроили, а они, неблагодарны, на соседнем сугробе на них жалобы пишут! Привередничают и капризничают.

Чечетка: Семечки в столовой недавленые! Клюв свихнешь, пока их раскусишь! У нас от такой пищи мозоли на языке!

^ Большая синица: Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несолёное, у нас от солёного животы болят!

Воробей: безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера корм раскапывал. Хоть бы начес сделали, что ли!

Овсянка: Осталась голодная, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь: Где семена сорняков? Где рябина, калина и бузина? Где арбузные и дынные семена?

Учитель: Вы, ребята, наверное, уже догадались, что каждый из нас должен стать настоящим верным другом птиц. А как это сделать, мы сейчас узнаем.

Ученик: Я повелитель птиц! Захочу – и птицы сами ко мне прилетят. Захочу – прилетят голуби и воробьи. Захочу – синцы. Захочу – явятся красногрудые снегири и хохлатые свиристели. Все явятся – стоит лишь захотеть. Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.

На вид полочка очень проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Надо только сделать ее, а потом выставить за окно, насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. На нее сразу же прилетят голуби и воробьи.

А если вы положите на полочку кусочек не соленого сала или кожуру от него, к вам прилетят синицы. А положите кисти рябины – слетятся свиристели и снегири.

Ученик: Как вы поняли, мы должны помочь птицам. Каждый из нас может сделать для птиц кормушку. Очень хорошо сделать грибок – навес, чтобы корм не заносило снегом. Каких только птиц не увидишь в таких столовых!

Учитель: Задание вашей команде. За 3 минуты найти и зачеркнуть название птиц. Карточки с названиями птиц стоят на табло: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь. Оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате.



С

К

В

О

Л

К

У

К

О

Р

Е

Р

Ц

А

С

У

Я

Т

Л

Е

А

П

Л

Ш

Д

Е

Л

Ц

Е

Й

Я

К

С

О

Л

О

В

Т

Г

А

П

А

В

Г

У

С

Р

К

П

О

Л

И

Н

Ь

А

Ч

О

П

У

Г

А

Й

Ч

А
^


IV. Подведение итогов. Рефлексия.


Учитель: - Итак, проведя огромную исследовательскую работу о жизни птиц, вы подвели итог нашей проделанной работе. Каков он, судить рецензионной комиссии. И нашим гостям.

  • Ребята, как вы думаете, актуальна ли на сегодняшний день тема, выбранная на заседании кафедры естественных наук?

  • Нужно ли продолжать работу?

Ученик: Да! Ответ один – Кто, если не мы!

V. Оценивание.
Учитель:

- Слово предоставляется рецензентам для оценивания вашей работы:

  1. Работнику музея
    (вручает благодарственное письмо от Краеведческого музея классу).

  2. Работнику центра охраны природы (вручает удостоверение «Любители природы»).

  3. Зав. кафедрой естественных наук - Марине Валентиновне (вручает Дипломы «Почетные члены кафедры естественных наук»).

Учитель:
- Заседание кафедры объявляем закрытым.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Наши пернатые друзья» iconТема: «птицы пернатые друзья»
Цель: Познакомить детей с многообразием птиц, научить выделять их существенные отличительные признаки, воспитывать доброе отношение...

Тема урока: «Наши пернатые друзья» iconУрока по окружающему миру во 2 «В» классе (3 четверть) Тема урока: «Наши ближайшие соседи»
Цель урока: Сформировать представления детей о государствах – ближайших соседях России

Тема урока: «Наши пернатые друзья» iconУрока: объяснение нового материала. Цели урока
Тема урока: Информационные технологии: создание диаграмм в текстовом редакторе Word

Тема урока: «Наши пернатые друзья» iconУрок 17. Тема: Родители, учителя и книги
Кем являются наши родители? (Родители – это наши первые помощники и учителя; поэтому мы их любим и уважаем.) 4

Тема урока: «Наши пернатые друзья» iconРазработка урока музыки в 1 классе, 3 четверть Тема урока: «Музыкальные портреты»
...

Тема урока: «Наши пернатые друзья» iconКонспект урока Тема урока
План урока: Организационный момент – 2 мин. Устные упражнения – 5 мин. Проверка домашнего задания – 3 мин. Объяснение нового материала...

Тема урока: «Наши пернатые друзья» iconУрока дата Тема урока Тип урока

Тема урока: «Наши пернатые друзья» iconУрок математики в 8 «Б» классе мпл №2 уч. Гаджимурадова а. Г
Слово учителя: объявляется тема и цель урока; тип урока; знакомство с капитанами команд и экспертами – учащимися из 10 класса; объявляется...

Тема урока: «Наши пернатые друзья» iconУрока Тема урока Грамматика
Личная информация, положительные и отрицательные черты характера. Выражение желания

Тема урока: «Наши пернатые друзья» iconУрока Тема урока Количество часов
Чертежные инструменты и принадлежности, рациональные приемы работы чертежными инструментами

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную