Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях




Скачать 306.23 Kb.
НазваниеМетодическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях
страница1/2
Дата публикации24.08.2013
Размер306.23 Kb.
ТипМетодическое письмо
exam-ans.ru > География > Методическое письмо
  1   2
Методическое письмо

Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях

С 2006 года в регионах Российской Федерации в рамках создания общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов в новой форме (ГИА). Создание новой модели экзамена приобретает особую актуальность в связи с переходом общеобразовательных учреждений на профильное обучение, позволяющее полнее учитывать интересы, склонности и способности учащихся, точнее определять уровень образовательных достижений учащегося при решении вопроса о его зачислении в различные по профилю классы.

Несмотря на то, что экзамен в новой форме проводится на добровольной основе, число регионов, выбирающих данную форму итогового контроля, неуклонно растет.

Экзамен по географии в новой форме в 2008 году проводился впервые. Его сдавали выпускники IX классов из 10 регионов РФ.

При разработке экзаменационных материалов, предназначенных для объективной оценки общеобразовательной подготовки по географии творчески использовался опыт, накопленный за годы проведения эксперимента по введению ЕГЭ по географии.

Анализ результатов ГИА позволяет получить информацию о сильных и слабых сторонах подготовки учащихся по предмету, определить уровни усвоения знаний и умений отдельными группами выпускников, т.е. предоставляет данные, являющиеся необходимым условием реализации обратной связи в процессе обучения географии.

Анализ результатов ГИА по географии. позволяет сформулировать рекомендации по совершенствованию процесса обучения в целях обеспечения более полного соответствия уровня подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
^ Описание экзаменационной модели

Содержание экзаменационной работы разрабатывалось в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).

Отбор содержания, подлежащего проверке, осуществлялся на основе стандарта основного общего образования и представлялся в виде операционализированных умений, чтобы обеспечить проверку их сформированности с учетом всех разделов обязательного минимума содержания основного общего образования по географии.

В каждый вариант экзаменационной работы по географии включались 30 заданий, на выполнение которых отводилось 120 минут. С их помощью проверялась освоенность содержания основных разделов курсов школьной географии 8 – 9 классов:

- источники географической информации (5 заданий);

- природа Земли и человек (5 заданий);

- материки, океаны, народы и страны (5 заданий);

- природопользование и экология(1 задание);

- география России (14заданий).
При разработке документов, регламентирующих разработку и проведение экзаменационной работы, наряду с проверкой традиционных географических знаний и умений особый акцент был сделан на проверку сформированности географических предметных компетенций – умений анализировать и обобщать географическую информацию, интегрировать знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания и умения в ситуациях, близких к реальным жизненным.

Распределение заданий экзаменационной работы по видам деятельности свидетельствует о том, что бòльшая часть заданий экзаменационной работы была нацелена на применение географических знаний и умений в знакомой, измененной или новых ситуациях: воспроизведение знаний и умений –10 заданий; применение знаний и умений в знакомой ситуации – 16 заданий; применение знаний и умений в измененной или новой ситуации –10 заданий.
В ходе экзамена проверялись пять групп умений, составляющих предметную географическую компетентность.

^ Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать географические вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «где?», «почему именно здесь?», «почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

^ Владение языком географии (понимание географических терминов и понятий, умение «читать» географические карты и другие специфические источники географической информации). Без владения языком географии невозможно ни полноценное понимание ситуации, ни определение проблем, ни поиск путей их решения.

^ Умение «привязать» событие к конкретному месту в пространстве. Пространство в географии представляет собой не просто оболочку происходящих в нем процессов, а активный фактор, влияющий на характер самих этих объектов – природных, экономических, общественных. Размещение объекта (явления) в пространстве само является таким же важнейшим его качеством, как и другие свойства. Без умения «поместить» событие в конкретную точку на географической карте часто невозможно распознать суть той или иной проблемы.

^ Умение выделить географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы. От выпускников требовалось припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации.

^ Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа информации. Экзаменуемый анализировал как имеющуюся информацию, так и дополнительно собранную.

Включение в экзаменационную работу заданий, проверяющих сформированность предметных географических компетенций определило важную особенность условий проведения экзамена: учащиеся обеспечивались линейками, калькуляторам и школьными географическими атласами для 7 класса, которыми разрешалось пользоваться при выполнении всех заданий экзаменационной работы.

В работе использовались задания различного уровня сложности: 16 заданий базового уровня (запланированный процент выполнения 60% - 90%1), 10 заданий повышенного уровня (40% - 60%), и 4 задания высокого уровня сложности (менее 40%).

Задания базового уровня проверяют умения называть основные факты и закономерности, признаки географических объектов и явлений, описывать положение на карте географических объектов и ареалы распространения географических явлений, умения определять расстояния и географические координаты на картах и планах местности; умение извлекать из различных источников (карты, статистические данные) географическую информацию, представленную в явном виде.

К заданиям повышенного уровня относятся те задания, с которыми должны успешно справляться 50% – 75% выпускников с хорошей подготовкой и 60% - 90% выпускников с отличной подготовкой. В этих заданиях проверяются умения определять показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления на основе предъявляемой в разном виде информации, сравнивать географические объекты и явления, степень проявления географических процессов на разных территориях по указанным признакам, выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений.

В заданиях высокого уровня проверяются умения применять географические знания и умения в новых ситуациях для объяснения географических явлений и свойств географических объектов.
Ниже приводятся типичные примеры заданий разных уровней сложности.
Пример 1 (базовый уровень сложности):

С каким из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?

1)

Финляндия

2)

Армения

3)

Швеция

4)

Турция

Пример 2 (базовый уровень сложности):

Как называется самое глубокое в мире озеро?

Пример 3 (повышенный уровень сложности):

^ Над каким из перечисленных островов 22 июня в полдень по местному времени Солнце находится выше всего над горизонтом?


1)

Мадагаскар

2)

Куба

3)

Новая Гвинея

4)

Шри-Ланка


Пример 4 (повышенный уровень сложности):

Определите страну по ее краткому описанию.

Территория этого государства состоит из более, чем 10 тысяч больших и малых островов. Характерной особенностью природы страны является повышенная сейсмичность территории и интенсивный вулканизм (более двух сотен действующих вулканов). Среднемесячные температуры воздуха января и июля практически не отличаются. Страна богата такими полезными ископаемыми как нефть, природный газ и каменный уголь, рудами различных металлов.

^ Пример 5 (высокий уровень сложности):

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.
«Европейский центр технологий и инвестиционных исследований Etirc планирует вложить в 2008 − 2010 годах в строительство в Иркутской области двух заводов по производству водородного топлива 300 млн долларов. Стоимость строительства заводов составит около 220 млн долларов. Остальные средства пойдут на обеспечение производств электроэнергией.

Компания выбрала две площадки под строительство: в районе поселка Листвянка и в районе Ангарска. Etirc намерен производить топливный водород путем его электролиза из воды, сжижать и поставлять железнодорожным транспортом в Японию».

^ Какие особенности природно-ресурсной базы промышленности Иркутской области обусловили ее выбор для строительства заводов по производству водородного топлива?

Укажите одну особенность природно-ресурсной базы и одну особенность промышленности.

Как видно из приведенных выше примеров в экзаменационной работе используются три разных типа заданий: 17 заданий с выбором верного ответа из четырех предложенных вариантов; 10 заданий с кратким ответом (ответ записывается в виде числа или одного - двух слов); 3 задания с развернутым ответом, в которых требовалось записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Выполнение заданий с выбором ответа и заданий с кратким ответом оценивалось в 1 балл. За выполнение заданий с развернутым ответом в зависимости от полноты ответа присваивалось до 2 баллов. Максимальный балл за выполнение всех заданий работы составлял 33 балла.

Отличительной особенностью структуры экзаменационной работы ГИА по географии по сравнению с экзаменационной работой ЕГЭ является отсутствие разделения на отдельные части в соответствии с типами заданий: задания разных типов имеют общую нумерацию и не маркированы буквенными обозначениями. Такая структура объясняется тем, что во многих случаях задания разных типов составляют единый блок, все задания которого выполняются с использованием одного общего источника информации – географической карты, статистической таблицы или текста.

Пример 6:

Задания 1 – 4 выполняются с использованием приведенного ниже текста.

«12 сентября у берегов Индонезии в точке с координатами 3°с.ш. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последовала серия повторных подземных толчков. В результате стихии погибли по меньшей мере 17 человек. Трехметровая волна обрушилась на рыбацкий поселок на острове Суматра, волна разрушила сотни жилых домов, пострадали около 90 человек».

^ 1. Как называется волна, разрушившая поселок?
2. Карту какого из материка необходимо выбрать для того, чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия?


1)

Африки

2)

Евразии

3)

Северной Америки

4)

Южной Америки


3. На дне какого океана произошло землетрясение?
^ 4. Почему в этом районе часто происходят землетрясения?
Корректировка модели экзамена в 2009 году
Изменения экзаменационной работы 2009 г. прежде всего будут определяться повышением внимания к проверке сформированности предметной географической компетенции. В этой связи число заданий на воспроизведение знаний и умений сокращается до 6, число заданий на применение знаний и умений в знакомой или в новой ситуации увеличивается до 24

Все элементы содержания, отобранные для экзамена 2008 года, сохраняются и для 2009 года. В экзаменационную работу добавляются два задания, проверяющие понимание карт погоды, публикуемых в СМИ. Кроме того, в задании на определение географические объектов и явлений по их признакам с использованием географических карт будет расширен перечень объектов – это будут не только страны, но и субъекты РФ, крупные природные комплексы и др.

При сохранении общего количества заданий (30) увеличивается с 17 до 19 число заданий с выбором ответа и сокращается с 10 до 8 число заданий с кратким ответом.

Важным отличием условий проведения экзамена в 2009 году является то, что при выполнении всех заданий экзаменационной работы учащимся разрешается пользоваться не только географическими атласами для 7 класса, но и атласами для 8 и 9 классов.

С документами, регламентирующие разработку экзамена в новой форме 2009 г. можно на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).

^ Основные результаты экзамена по географии в 2008 году

Экзамен по географии в новой форме проводился впервые, поэтому сравнительные исследования можно реально проводить лишь в следующем году. К тому же количество тестируемых учащихся и регионов (по которым есть достоверная информация) относительно невелико.

Получена достаточно полная информация о результатах экзамена 6079 учащихся. Распределение тестируемых учащихся по типам образовательных учреждений имело следующую структуру: подавляющую часть составили учащиеся средних общеобразовательных школ – 83%; около 9 % пришлось на учащихся лицеев и примерно по 4 % – на учащихся гимназий и основных общеобразовательных школ.

^ Общие итоги выполнения экзаменационной работы оказались следующими:

Отметка «2» - 782 (13 % выпускников)

Отметка «3» - 2552 (42%)

Отметка «4» - 1656 (27%)

Отметка «5» - 1089 (18%)
Отметки по пятибалльной шкале рекомендовалось выставлять в зависимости от общего количества баллов (первичный балл), полученного выпускниками за выполнение всех заданий экзаменационной работы.

При пересчете первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале использовались следующие параметры:


Отметка по 5 бальной шкале

2

3

4

5

Первичный балл

менее 12

12-20

21-25

26-33


Для того чтобы набрать 12 баллов (нижняя граница отметки «3») учащемуся было необходимо выполнить 75% заданий базового уровня сложности. При этом учитывалось, что невыполнение одного или нескольких заданий базового уровня может компенсироваться за счет выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности, в том числе оцениваемых политомически.

В отдельных случаях, с учетом специфики того или иного региона (новизна и непривычность формы экзаменационной работы для учащихся, особенности прохождения программы и пр.) была возможность выставления отметки «3» при первичном балле ниже 12, но не менее 10.

Отметка «4» выставлялась, если экзаменуемый набрал не менее 21 балла, то есть выполнил все задания базового уровня и половину заданий повышенного уровня сложности.

Отметка «5» выставлялась, если выпускник набрал не менее 26 баллов, то есть выполнил все задания базового уровня и все задания повышенного уровня сложности. Невыполнение одного или нескольких заданий повышенного уровня могло компенсироваться частичным или полным выполнением заданий высокого уровня сложности.

Анализ результататов экзамена по основным разделам содержания школьной географии позволяет сформулировать ряд выводов.
^ Раздел «Источники географической информации»

Задания по данному разделу были сгруппированы в блоки по четыре задания. Перед каждым таким блоком размещался фрагмент топографической карты, на основе которого выполнялись все четыре задания. В этих заданиях проверялись умения определять направления по карте, измерять расстояния при помощи масштаба, а также умение «читать» карту: представить облик показанной на карте территории (определить рисунок, на котором правильно построен профиль рельефа местности) и решить с помощью карты задачи, возникающие в повседневной жизни (например, выбрать место для организации спортивной площадки, тренировок горнолыжной секции и т. п.)

Результаты выполнения заданий на определение по карте и плане местности расстояний при помощи масштаба не позволяет говорить об удовлетворительном уровне сформированности у выпускников данного умения: с ними справляются 40%-45% выпускников (здесь и далее указан интервал, в который попадают результаты выполнения большинства заданий, проверяющих соответствующий элемент). Фактически соответствующее требование образовательного стандарта достигнуто только теми выпускниками, которые получили на экзамене хорошие и отличные отметки. Для формирования этого важного требования недостаточно ограничиваться одной практической работой, предусмотренной примерной программой по географии для 6 класса.

Умение определять направления на картах и плане местности сформировано лучше; его демонстрируют 60%-65% выпускников. Вместе с тем почти 1/3 учащихся не знает сторон горизонта, путает запад с востоком, т. е. не умеет правильно воспринять и понять любой географический текст, что приводит к механическому запоминанию географической информации. Несформированность этого элементарного умения свидетельствует о сохранении репродуктивного стиля обучения географии, при котором от учащихся не требуется понимания материала, иллюстрации своих ответов при помощи географической карты.

Недостаточно сформировано также умение представлять географическую информацию в графической форме, читать изображение рельефа на топографических картах (с соответствующими заданиями справляются 45% -50% экзаменуемых). Менее половины выпускников способны представить, как выглядит местность, рельеф которой показан на карте местности при помощи горизонталей. Около 55% учащихся не могут определить направление спуска или подъема склона, не могут на карте отличить холм от впадины. В значительной степени несформированность этого умения может быть объяснена сокращением времени, отводимого базисным учебным планом на изучение географии в 6 классе. Кроме того, в большинстве региональных программ по изучению своей местности (республики, области, края) не предусматриваются работы с крупномасштабными картами.

^ Умение распознавать в жизненных ситуациях проблемы, которые могут быть решены средствами географии, проверялось заданиями с развернутым ответом, в которых требовалось, пользуясь условными знаками, приведенными в легенде карты, выявить наиболее подходящий участок местности для той или иной цели и обосновать свой ответ, т. е. описать преимущества указанного участка или недостатки других участков. Полные правильные ответы на подобные задания смогли дать 35%-40% выпускников. Они продемонстрировали умение не только читать условные знаки, обозначающие характер поверхности, но и сравнивать крутизну склонов по расстоянию между горизонталями. Такой результат может быть расценен как хороший. Однако до 20% выпускников даже не приступали к выполнению задания, что свидетельствует об отсутствии у них представлений, о том, как имеющиеся знания и умения могут быть использованы для решения поставленной задачи.
^ Раздел «Природа Земля и человек»

Задания, проверявшие усвоение содержание данного раздела составляли пятую часть всех заданий экзаменационной работы.

Заданиями базового уровня трудности проверялось знание основных географических фактов, составляющих основу общей географической грамотности, ареалов распространения природных зон и представителей их растительного и животного мира; сформированность представления о положении на карте мира наиболее значимых географических объектов. Результаты выполнения заданий, проверявших содержание данного раздела представлены в приведенной ниже таблице.

Проверяемые элементы содержании раздела

Результат выполнения2

Знания




- основных географических фактов,

65%-85%

  • ареалов распространения природных зон и представителей их растительного и животного мира;

75%-90%

  • положения на карте мира наиболее значимых географических объектов.

75%-85%

Умения




- узнавать географические объекты и явления по их признакам

89%-94%

- распознавать в реальных ситуациях вопросы, которые могут быть решены средствами географии (выбор необходимого источника знаний)

65% - 75%

- выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений

50%-55%


- сравнивать продолжительность дня и высоту Солнца над горизонтом на разных территориях в разное время года

45%-50%

-объяснять события в контексте реальных ситуаций с использованием имеющихся географических знаний

15%-20% 3



Необходимо отметить, что при выполнении этих заданий, как и всех остальных заданий экзаменационной работы, разрешалось пользоваться школьным географическим атласом. Например, ответить на вопросы «На каком материке расположена река Конго?» или «На каком материке обитает уссурийский тигр?» можно было как по памяти, так и воспользовавшись, при необходимости, соответствующими картами атласа.

Результаты выполнения этих заданий показывают, что в целом проверявшееся ими содержание усвоено, так как с ними успешно справились от 65% до 90% выпускников.

Однако те же самые цифры свидетельствуют также и о том, что существует значительная доля выпускников (в основном это те, кто получил на экзамене отметку «2»), которые не могут ответить на вопросы, подобные приведенным выше в качестве примера, даже имея под рукой географический атлас.

Нельзя не отметить, что результаты выполнения заданий, ответ, на который можно найти в атласах, существенно выше, чем те, на которые требовалось отвечать по памяти.

Так, например, на вопрос «Кто совершил первое кругосветное путешествие?» правильно ответили всего 57% выпускников, при этом 10% учащихся вообще пропустили это задание, стоявшее первым в одном из вариантов.

Сформированность основных географических компетенций на материале данного раздела проверялась блоком из пяти заданий, выполнявшихся с использованием текста, моделирующего ситуацию, с которой учащиеся сталкиваются в жизни при анализе сообщений СМИ, информирующих о стихийных бедствиях и других уникальных природных явлениях.

В целом можно считать, что выпускники владеют языком географии - понимание основной географической терминологии, умения выбрать и читать карты различного содержания продемонстрировали 65% - 85% учащихся. Однако дать полное правильное объяснение географическим явлениям могут менее половины выпускников – только те, которые получили отметку «5» («двоечники» не смогли даже «привязать» событие к конкретному месту в пространстве – выбрать карту материка, на котором происходило то или иное явление).

Заметно ниже результаты выполнения заданий, проверяющих такое требование стандарта к подготовке выпускников, как умение выявлять эмпирические зависимости на основе данных, полученных в результате наблюдений. С такими заданиями справилось не более 55% учащихся, что не позволяет говорить о его сформированности у выпускников.

Затруднения вызвали и задания на сравнение продолжительности дня и высоту Солнца над горизонтом на разных территориях в разное время года (40% - 45% выполнения). При этом данное умение является ключевым для понимания географических различий территорий, связанных с географической зональностью. Напомним, что географическая зональность является той закономерностью, без глубокого понимания которой невозможно говорить о полноценном усвоении курсов школьной географии.
^ Раздел «Материки, океаны, народы и страны»

Особо следует остановиться на анализе заданий повышенного уровня, требующих определения страны по ее краткому описанию (выполняя задание, выпускник должен выбрать нужные карты атласа). С этими заданиями успешно справились 35% - 40% экзаменуемых.

Повышенная трудность подобных заданий, по-видимому, определяется двумя факторами. С одной стороны, проверяемым содержанием, с другой – контролируемым учебным умением. Следует включать в учебный процесс задания, помогающие учащимся научиться видеть "частное в общем"; соотносить конкретное географическое явление или процесс с общим понятием. Особое внимание следует уделить различным видам работ с тематическими географическими картами.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях iconМетодическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной...
В 2009 году в ряде общеобразовательных учреждений России государственная (итоговая) аттестация (гиа) по обществознанию выпускников...

Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях iconМетодические рекомендации «Об использовании результатов государственной...
Об использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений...

Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях iconИнструкция по проведению государственной (итоговой) аттестации в...
Об утверждении организационно-территориальной схемы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой...

Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях iconИнструкция по проведению государственной (итоговой) аттестации в...
Настоящая инструкция разработана с целью регламентации процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников...

Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях iconО направлении рекомендаций фипи
Вам для использования в работе рекомендации Федерального института педагогических измерений по использованию и интерпретации результатов...

Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях iconРекомендации по проведению в 2011 году государственной (итоговой)...
Рекомендации по проведению в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике выпускников IX классов...

Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях iconРекомендации по проведению в 2011 году устной части государственной...
Рекомендации по проведению в 2011 году устной части государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по иностранным языкам выпускников...

Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях iconОтчет о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Основные результаты государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников IX классов Брянской области в 2013 году 5

Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях iconОтчет о результатах государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Основные результаты государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников IX классов Брянской области в 2012 году 4

Методическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании географии в общеобразовательных учреждениях iconКрасногорского муниципального района московской области управление образования
«Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов 2012 года», информирует, что к проведению государственной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную