1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4




Скачать 14.77 Mb.
Название1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4
страница1/134
Дата публикации12.06.2013
Размер14.77 Mb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   134





ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Кировский филиал


Учебно-методические

материалы

для категорий повышения квалификации

«Специалисты тыловых служб»


КИРОВ 2012
Учебно-методические материалы для категорий повышения квалификации «Специалисты тыловых служб подразделений ФСИН России» / Сост. Загарских В.В., Разумова И.В.Издание 12-е переработанное.– Киров: Кировский филиал Академии ФСИН России, 2012. – 489 с.

Составители:

Загарских Вера Валерьевна, преподаватель кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

Разумова Ирина Васильевна, начальник кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин,к.э.н.;

Учебно-методические материалы предназначены для слушателей, обучающихся по программам повышения квалификации специалистов тыловых служб подразделений ФСИН России. Учебно-методические материалы содержат основные нормативно-правовые акты по дисциплинам, включенным в учебные программы повышения квалификации специалистов тыловых служб. Нормативные документы представлены в разрезе тем, изучаемых в рамках дисциплин. Учебно-методические материалы содержат выдержки из основных федеральных законов, постановлений правительства РФ, ведомственных приказов. Нормативная база, представленная в учебно-методических материалах, отражает действующее законодательство на 01 января2012года.

СОДЕРЖАНИЕ


^ 1. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УИС 4

ТЕМА 1 «ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТЫЛОВЫХ СЛУЖБ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ» 4

^ ТЕМА 2 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕЩЕВЫМ ИМУЩЕСТВОМ СОТРУДНИКОВПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УИС» 28

ТЕМА 3 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ И РЕМОНТА ВЕЩЕВОГО ИМУЩЕСТВА СПЕЦКОНТИНГЕНТА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УИС» 44

^ ТЕМА 4 «ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УИС» 59

ТЕМА 6 «КОММУНАЛЬНО-БЫТОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УИС» 118

ПРОЧИЕ ДОКУМЕНТЫ К «МТО» 151

^ 2. Правовое регулирование хозяйственной деятельности 212

3.ВЕДОМСТВЕННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 323

4. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 449

5. ЗАКУПОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 476





^

1. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УИС

ТЕМА 1 «ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТЫЛОВЫХ СЛУЖБ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»




^

1.1.1. ПРИКАЗ МЮ РФ ОТ 31 ДЕКАБРЯ 2003 ГОДА № 331

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ УИС МЮ РФ»


1. Общие положения

1.1. Настоящее «Положение о материально-техническом обеспечении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (далее - Положение) регламентирует отношения, возникающие при обеспечении учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - учреждения УИС) материально-техническими ресурсами, необходимыми для её функционирования.

Порядок снабжения территориальных органов, научных и образовательных учреждений УИС Минюста России боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами к нему, специальными средствами, средствами связи и инженерно-техническими средствами охраны и надзора регламентируется иными нормативными актами.

Порядок обеспечения учреждений УИС ресурсами определяется ГУИН Минюста России на основании законодательства Российской Федерации и правовых актов Правительства Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации.

Обеспечение ресурсами осуществляется в пределах расходов, устанавливаемых федеральным бюджетом на эти цели.

1.2. Поставки ресурсов производятся на основе ежегодно разрабатываемых планов снабжения, которые утверждаются руководством ГУИН Минюста России и территориальных органов УИС.

Извещения о плане снабжения доводятся до учреждений и органов УИС после его утверждения.

Планы снабжения территориальных органов УИС ресурсами разрабатываются на основе заявок учреждений, а планы снабжения ГУИН Минюста России - территориальных органов. Также учитываются объемы выпуска промышленной и сельскохозяйственной продукции учреждениями и органами УИС для собственных нужд.

^ 1.3. Основными принципами организации обеспечения ресурсами являются:

- принцип эффективности и экономии использования бюджетных средств;

- ответственность старших начальников за своевременное и полное обеспечение ресурсами подчиненных подразделений;

- первоочередное обеспечение ресурсами подразделений УИС, действующих в особых условиях;

- своевременное и полное создание установленных запасов в учреждениях и органах УИС для выполнения оперативно-служебных задач в условиях чрезвычайных обстоятельств и в военное время;

- создание запасов в соответствии с ожидаемой потребностью учреждений и органов УИС для организации их бесперебойного обеспечения;

- учёт объёмов собственного производства ресурсов непосредственно в учреждениях УИС.

^ 1.4. Основные задачи обеспечения ресурсами:

- определение и обоснование потребности в ресурсах и возможностей по обеспечению ими территориальных органов (учреждений, подразделений) УИС;

- своевременное планирование и заключение контрактов (для центрального и территориальных органов УИС);

- истребование, получение ресурсов, правильное их эшелонирование (для территориального органа УИС);

- хранение, транспортировка, распределение, выдача и подвоз ресурсов в учреждения (подразделения) УИС, пополнение запасов;

- согласование порядка подвоза и подачи ресурсов с центральным и территориальными органами УИС, поставщиками и соответствующими учреждениями (подразделениями) УИС;

- определение порядка и эффективное использование всех источников снабжения;

- учет, отчетность и контроль за правильным использованием ресурсов.

^ 1.5. Источниками обеспечения учреждений УИС ресурсами являются:

- заблаговременно созданные в учреждениях УИС установленные запасы;

- централизованные закупки и поставки материальных ценностей довольствующими органами;

- децентрализованные закупки в пределах выделенных для этого денежный средств;

- промышленное и сельскохозяйственное производство уголовно-исполнительной системы;

- внебюджетная деятельность;

- выявление и перераспределение сверхнормативных ресурсов.
^ 2. Организация снабжения ресурсами

2.1. Снабжение учреждений УИС положенными по штатам, табелям и нормам довольствия ресурсами с учётом ежегодно разрабатываемых программ производства и поставок продукции для внутрисистемных нужд осуществляется на конкурсной основе, как централизованно (ГУИН Минюста России), так и децентрализованно (территориальными органами и учреждениями УИС) в соответствии с потребностью и утверждёнными лимитами бюджетного финансирования.

2.2. Территориальные органы УИС ежегодно представляют в службы ГУИН Минюста России заявки с обоснованием потребности в поставках ресурсов, в том числе централизованных, на планируемый год в следующие сроки:

- на вещевое имущество - до 15 октября года, предшествующего планируемому;

- на продовольствие - до 20 ноября года, предшествующего планируемому;

- на имущество продовольственной службы - до 10 ноября года, предшествующего планируемому;

- на коммунально-бытовое оборудование - до 30; октября года, предшествующего планируемому;

- на котельно-печное топливо - до 1 сентября года, предшествующего планируемому;

- на моющие средства - до 20 ноября года, предшествующего планируемому;

- на персональные электронно-вычислительные машины и периферийные устройства, средства защиты информации, вычислительные комплексы на базе мини- и микропроцессоров, комплектующие и другие изделия - до 1 сентября года, предшествующего планируемому;

- на электро- и теплоэнергию, природный газ, автомобили и другие транспортные средства - до 15 мая года, предшествующего планируемому.

Формы заявок определяются ГУИН Минюста России.

С учетом заявок территориальных органов УИС ГУИН Минюста России заключает с поставщиками-победителями конкурсного отбора государственные контракты (договоры) на поставку ресурсов по номенклатуре УИС. Территориальные органы УИС, имеющие производства по выпуску ресурсов для собственных нужд, в рамках действующего законодательства заключают договоры с подведомственными предприятиями на конкурсной основе.

В соответствии с программами производства и поставок продукции для собственных нужд управления ГУИН Минюста России осуществляют подготовку поквартальных разнарядок на поставку ресурсов.

После получения разнарядки потребитель обязан в 10-дневный срок сообщить поставщику отгрузочные реквизиты.

Централизованная поставка ресурсов производится после заключения государственного контракта (договора) в соответствии с согласованной сторонами поквартальной разбивкой на основании разнарядок ГУИН Минюста России.

В трехдневный срок после получения ресурсов потребитель информирует об этом ГУИН Минюста России. В случае, если поставщиком ресурсов является учреждение УИС, то поставщик после доставки ресурсов по месту назначения ставит в известность соответствующие управления ГУИН Минюста России об отгруженной по разнарядкам продукции и представляет счета, накладные, копии доверенностей, путевые листы на отгруженные ресурсы и подтверждение потребителей о его получении. При изменении банковских реквизитов поставщик в срочном порядке письменно информирует об этом ГУИН Минюста России.

2.3. ГУИН Минюста России централизованно распределяет следующие ресурсы (2): средства защиты информации, персональные электронно-вычислительные машины, автомобили (в том числе пожарные), мотоциклы, плавсредства, железнодорожный подвижной состав, топливно-энергетические ресурсы, пожарно-техническую продукцию.

Остальные ресурсы могут поставляться как в централизованном, так и децентрализованном порядке.

Оснащение компьютерной техникой учреждений УИС осуществляется исходя из анализа данных о наличии компьютерной техники, состоящей на балансе потребителя, в том числе:

- центральный аппарат ГУИН Минюста России из расчета 100 % от общей численности начальствующего состава;

- территориальные органы УИС из расчёта 50 % от общей численности среднего и старшего начальствующего состава, а оперативные службы - 100 %;

- образовательные учреждения из расчёта до 15 % от общего количества, ежегодно закупаемой компьютерной техники;

- учреждения УИС, в рамках программы автоматизированного карточного учёта спецконтингента, из расчёта не менее 10 % от общего количества ежегодно закупаемой компьютерной техники.

Централизованные поставки медицинского имущества осуществляются через центральные аптечные базы (медицинские склады) территориальных органов УИС, которые наряду с распределительными функциями собирают и обобщают потребность учреждений региона в медицинском имуществе.

2.4. Децентрализованное снабжение осуществляется путём заключения территориальными органами УИС прямых договоров с поставщиками ресурсов, в том числе ассортимент которых не входит в номенклатуру продукции, выпускаемой учреждениями УИС.

2.5. Учреждениями УИС решаются, в основном самостоятельно, вопросы поставок (приобретения):

- сельскохозяйственной техники, запасных частей к тракторам и сельскохозяйственным машинам, ремонтно-технологическрго и гаражного оборудования;

- сортовых семян и посадочного материала;

- добываемых и производимых в местных условиях строительных материалов, природного газа и электроэнергии для коммунально-бытовых нужд и капитального строительства;

- электроустановочных изделий бытового и общепромышленного назначения, изделий электронной промышленности широкого применения, химико-лабораторной посуды и малоценного фотоимущества;

_________________________

(2) Заявки на указанные виды ресурсов подразделения УИС представляют в соответствующие управления ГУИН Минюста России, которым дано право их распределения.

- не поставляемых централизованно нефтепродуктов (моторных масел, дизельных масел, масел трансмиссионных, индустриальных, смазок и др.), а для хозрасчетных учреждений УИС (для производственной деятельности) всех видов горюче-смазочных материалов.

2.6. Обеспечение учреждений УИС вещевым имуществом, моющими средствами, продовольствием, имуществом продовольственной и коммунально-бытовой служб осуществляется с учетом разрабатываемых ежегодно ГУИН Минюста России на уровне УИС в целом и территориальных органов УИС программ производства и поставок продукции для собственных нужд.

Указанные программы утверждаются до следующего числа года, предшествующего планируемому:

- начальниками территориальных органов УИС до 1 декабря;

-руководством ГУИН Минюста России-до 15 декабря;

- руководством Минюста России - до 20 декабря.

2.7. Особенности обеспечения ресурсами, входящими в номенклатуру государственного оборонного заказа Минюста России, определяются ежегодно издаваемыми приказами ГУИН Минюста России.
^ 3. Порядок отпуска и приемки ресурсов

3.1. Порядок отпуска ресурсов в соответствии с планом поставки (разнарядками) от государственного учреждения Центральная база материально-технического и военного снабжения (ГУ ЦБ МТВС) при ГУИН Минюста России и специально назначенных территориальных органов УИС определяет ГУИН Минюста России.

3.2. Доставка ресурсов в территориальные органы, научные и образовательные учреждения УИС может осуществляться транспортными средствами поставщика или потребителя, а также арендованным транспортом. Выбор вида транспорта (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный) определяется с учетом экономической целесообразности.

3.3. Для приемки поступивших в территориальные органы УИС ресурсов приказом начальника подразделения назначается комиссия, в состав которой включаются материально-ответственное лицо, приемщик, представители финансовой, оперативной и юридической служб, а также представитель общественности.

Комиссией проверяется фактическое наличие, комплектность, качество или техническое состояние принимаемого имущества и составляется акт приемки ресурсов.

3.4. Передача ресурсов из одного территориального органа УИС в другой производится по согласованию с ГУИН Минюста России.

Передача производится комиссией, назначенной приказом начальника территориального органа УИС, передающего ресурсы, при участии представителей принимающей стороны. Приемка и передача ресурсов оформляется актом приемки-передачи, а накладные подписываются начальником и главным бухгалтером территориального органа УИС.
^ 4. Приоритетность при выборе поставщиков ресурсов

4.1. Заключение государственных контрактов (договоров) на поставку продукции осуществляется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами по ценам, рекомендуемым (утвержденным) ГУИН Минюста России, а также не превышающим среднесложившиеся в регионе.

4.2. Конкурсные комиссии для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд создаются в ГУИН Минюста России, управлениях УИС по федеральным округам(3), территориальных органах УИС, в следственных изоляторах, исправительных, образовательных и других учреждениях УИС. Конкурсные комиссии назначаются приказами руководителей соответствующих подразделений. В состав комиссий включаются представители всех заинтересованных служб указанных учреждений и органов.
^ 5. Финансирование поставок ресурсов для учреждений УИС

5.1. Финансирование расходов УИС за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с законодательством о федеральном бюджете на соответствующий год и производится в размерах, предусмотренных по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

5.2. Финансирование поставок ресурсов для учреждений УИС, в том числе для капитального и текущего ремонта зданий и сооружений, в соответствии с выделенными на эти цели ассигнованиями по смете УИС производится по схеме: ГУИН Минюста России - территориальные органы УИС (ГУИН, УИН, УЛИУ), управления: УИС по федеральным округам, учреждения, непосредственно подчиненные ГУИН Минюста России - исправительные и воспитательные колонии, следственные изоляторы, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения и другие подразделения, входящие в УИС.

5.3. Выделяемые из федерального бюджета ассигнования распределяются соответствующими управлениями ГУИН Минюста России согласно действующим нормативам с учетом предложений управлений УИС по федеральным округам, территориальных органов УИС и подразделений, непосредственно подчиненных ГУИН Минюста России, и после утверждения

начальником ГУИН Минюста России в установленном порядке доводятся до бюджетополучателей финансово-экономическим управлением ГУИН Минюста России.

5.4. Финансовые ресурсы расходуются в течение бюджетного года, на который они отпущены, и только в пределах годовых назначений по каждой в отдельности статье сметы УИС.

5.5. Все расчеты с поставщиками по централизованному снабжению за отгруженные по разнарядкам ресурсы производятся ГУИН Минюста России по согласованию с территориальными органами (учреждениями) УИС посредством снятия с текущего финансирования потребителей соответствующих сумм при представлении подтверждений о получении ресурсов в соответствии с заключенными договорами.

______________________

(3) Создаются с целью закупки для нужд аппарата управления по федеральному округу.

5.6. Государственные контракты подписываются начальником ГУИН Минюста России после проверки надежности поставщиков(4), соответствия формы контрактов правовым нормам и визирования руководителями заинтересованных структурных подразделений.

5.7. Закупка ресурсов, осуществляемая децентрализованно, финансируется в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств на основе заключенных прямых договоров, а также за счет внебюджетных источников финансирования.
^ 6. Создание нормативных переходящих запасов ресурсов

6.1. В учреждениях и органах УИС Минюста России создаются переходящие запасы продовольствия, вещевого имущества, моющих средств, предметов первой необходимости и котельно-печного топлива.

6.2. Переходящие запасы продовольствия создаются и поддерживаются на базах снабжения территориальных органов УИС и складах подразделений в общем объеме не менее 30-суточной потребности.(5)

6.3. Переходящие запасы предметов вещевого имущества для обеспечения сотрудников учреждений УИС, имеющих специальные звания, устанавливаются в размере до 50 процентов годового расхода этого имущества, а неснижаемые запасы предметов вещевого имущества в образовательных учреждениях УИС - до 10 процентов годовой потребности в них.

6.4. Переходящие запасы предметов вещевого имущества для обеспечения спецконтингента УИС устанавливаются в размере до 30 процентов годового расхода указанного имущества.(5)

6.5. Переходящие запасы моющих средств и предметов первой необходимости создаются в объеме 30-суточной потребности.(5)

6.6. Запасы котельно-печного топлива для эксплуатации энергоустановок создаются в местах потребления на срок: по углю - не менее 40 суток, по мазуту и другим видам топлива - не менее 30 суток. К началу отопительного периода создаются запасы угля и мазута на срок не менее 90 суток. При отсутствии емкостей и площадок для хранения указанного количества топлива заключаются договоры на его поставку в объеме потребности четвертого квартала соответствующего года и создается нормативный запас в местах потребления (40 суток по углю и 30 суток по мазуту). В труднодоступных местах потребления при получении топлива от единственного источника допускается создание запасов до конца отопительного периода.

6.7. В учреждениях, имеющих только водное сообщение с ограниченными сроками навигации, создаются запасы вышеуказанных ресурсов на период до начала следующей навигации.

_____________________________

(4) Оперативные службы УИС осуществляют проверку поставщиков в установленные законодательством сроки.

(5) Размеры, создаваемые на базах снабжения территориальных органов УИС и складах подразделений, определяются начальниками территориальных органов УИС.

6.8. На Центральной базе материально-технического и военного снабжения при ГУИН Минюста России создаются оперативные запасы ресурсов, размеры которых определяются руководством ГУИН Минюста России с учетом текущей потребности.
^ 7. Отчётность по произведенным поставкам ресурсов

7.1. Управления ГУИН Минюста России контролируют отгрузку ресурсов согласно разнарядкам, получают от поставщиков счета, накладные, копии доверенностей и подтверждение потребителей об их получении. На основании приёмных актов территориальных органов УИС управления ГУИН Минюста России представляют отчеты о произведенных поставках в главную бухгалтерию с указанием сумм, подлежащих зачету в текущее финансирование регионов. Материальные ценности отражаются по их фактической стоимости, которая определяется исходя из затрат, включая расходы их на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые поставщиками.

Главная бухгалтерия на основании представленных отчетов включает произведенные поставки в финансирование территориальных органов и учреждений УИС с отражением в бухгалтерской отчетности и представляет в заказывающие управления ГУИН Минюста России сведения об оплате централизованно поставленной продукции.

Подтверждение о получении ресурсов от поставщика по плану снабжения территориальный орган УИС высылает в ГУИН Минюста России.

7.2. Отчеты о проведении конкурсов территориальные органы УИС и управления ГУИН Минюста России представляют в отдел обработки информации по тыловому обеспечению УИС Центральной нормативно-технической лаборатории ГУИН Минюста России.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   134

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4 iconРоль и значение материально-технического снабжения
Целью работы является изучение управления производственным снабжением предприятия. Для поставленной цели необходимо: изучить цели,...

1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4 icon1 Специалист Сектора подчиняется Заместителю Генерального директора...
Инструкция предназначена для Специалиста Сектора по организации труда и кадровой работе (далее Сектора), и определяет его задачи,...

1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4 iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой, иными информационными ресурсами и и материально-техническим...

1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4 iconЭкзаменационные вопросы по статистике эо-10
Структура и функции органов государственной статистики. Основные задачи, права и функции Росстата

1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4 iconОбщим собранием акционеров
Ревизионная комиссия является органом, осуществляющим функции внутреннего финансово хозяйственного контроля за деятельностью Банка,...

1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4 iconУтверждаю директор мкоу «Башлыкентская сош» Кадиева М. А
Настоящей инструкцией определяются функции, устанавливаются квалификационные требования, обязанности и ответственность заместителя...

1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4 iconЭлектроники и математики (технический университет)
Имеется 4 процесса и 4 ресурса. Процессы с номерами 1-3 могут пользоваться только двумя ресурсами, расположенными рядом с процессами....

1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4 iconТеоретико-методологические основы управления земельными ресурсами
Теоретические основы управления земельными ресурсами и системы его осуществляющей 7

1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4 iconЗакон кыргызской республики о полиции
Настоящий Закон определяет место и роль полиции в системе исполнительной власти, устанавливает основные задачи, права и ответственность,...

1 «задачи и функции тыловых служб по обеспечению материально-техническими ресурсами» 4 iconОбщества управления человеческими ресурсами США
Многие из этих данных легли в основу его книги «Рентабельность инвестиций в персонал», завоевавшей в 2001 году Книжную премию Общества...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную