Урок-квн по теме «Углерод и его соединения»




Скачать 120.65 Kb.
НазваниеУрок-квн по теме «Углерод и его соединения»
Дата публикации18.06.2013
Размер120.65 Kb.
ТипУрок
exam-ans.ru > География > Урок
Урок-КВН по теме «Углерод и его соединения».

Подготовила учитель химии МБОУСОШ №7

Петрунёк Анна Викторовна.

Урок-КВН по теме «Углерод и его соединения».

Тип урока – обобщающий.

Цель: обобщить знания обучающихся о свойствах углерода и его соединений, их роли в природе и жизни человека

Задачи.

I. Образовательные.

  1. Выявление, корректировка и обобщение знаний обучающихся об углероде как об элементе и простых веществах, их нахождении в природе, физических и химических свойствах, способах получения и применения.

  2. Закрепление и расширение знаний о связи химии с практической жизнью.

II. Воспитательные.

  1. Воспитание чувства коллективизма, ответственности перед коллективом за выполняемую работу.

  2. Формирование у обучающихся научного мировоззрения.

III. Развивающие.

  1. Развитие познавательного интереса к химии.

  2. Развитие логического мышления обучающихся на примерах сравнения, анализа, умений находить и исправлять ошибки, обобщать, делать выводы.

  3. Развитие речи, памяти, внимания, воображения.

Межпредметные связи:

  1. С географией – нахождение углерода и его соединений в природе.

  2. С биологией – биологическая роль соединений углерода

  3. С историей – история открытия и применения углерода и его соединений.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КВНа

План вывешивается на листе ватмана или пишется на доске для отражения хода КВНа - выставления количества баллов, набранных командами.

  1. Домашнее задание – конкурс стенгазет.

  2. Разминка – кроссворд.

  3. Исторический конкурс.

  4. Конкурс капитанов.

  5. Юные исследователи.

  6. Подведение итогов.

ХОД КВНа

1. Объявление темы, цели и задач КВНа. Знакомство с жюри ( учащиеся старших классов). Представление команд, оценивание их домашнего задания.

2. Разминка

Каждая команда получает листы-сетки кроссворда и вопросы к нему. На отгадывание кроссворда выделяется 3 или 5 минут. Число баллов равно числу разгаданных слов.

Кроссворд по теме « Углерод и его соединения».

Вопросы: 1. Самый большой из всех известных алмазов.

2. Одна из аллотропных модификаций углерода.

3. Ученый, впервые получивший углекислый газ.

4. Основная составная часть природного горючего газа (w = 60 – 99%).

5. Соединение углерода с кремнием.

6. Процесс поглощения углекислого газа растениями при освещении.

7. Соединение углерода с металлами.

8. Элемент IV группы, главной подгруппы возглавляющий ее, имеет относительную атомную массу 12,011, порядковый номер 6.




















8

























1













к

у

л

и

н

а

н










2
















г

р

а

ф

и

т










3
















л

а

в

у

а

з

ь

е




4













м

е

т

а

н
















5










к

а

р

б

о

р

у

н

д







6













ф

о

т

о

с

и

н

т

е

з

7

к

а

р

б

и

д

























3.Исторический конкурс «Своя игра»

1.В 1778 году К. Шееле, нагревая это вещество с селитрой, обнаружил, что при этом, как и при нагревании угля с селитрой, выделяется углекислый газ (ответ графит).

2. Это вещество известно с глубокой древности. Одна из его форм служила для восстановления металлов из руд, другая - как драгоценный камень. Значительно позднее стали применять ещё одну модификацию этого вещества для изготовления тиглей. Назовите вещества в той последовательности, в которой о них говориться в тексте ( Ответ углерод, древесный уголь, алмаз, графит)

3.Название этого вещества происходит от греческого слова, означающего «писать», предложено А.Вернером в 1789. Среди других названий этого же вещества известны «черный свинец», «карбидное железо», «серебристый свинец». В 1779 К.Шееле установил, что это вещество можно окислить воздухом  Что это за вещество ( графит)

4. это вещество - ведущая причина отравлений и вызванных ими смертей в США. Даже если отбросить пожары, то ежегодно на долю этого отравления приходится более 2000 смертей (обычно — самоубийств) О каком веществе идет речь?(СО)

5.вещество было впервые получено французским химиком Жаком де Лассоном в 1776  г., но первоначально его ошибочно приняли за водород, так как оно сгорало синим пламенем. Качественный состав этого вещества, выяснил в 1800 английский химик Вильям Крукшэнк. Вне атмосферы Земли, впервые, вещество было обнаружено бельгийским ученым М. Мижотом (M. Migeotte) в 1949 году по наличию основной колебательно-вращательной полосы в ИК спектре Солнца (ответ: оксид углерода (II))

6.До XX века в Европе он был одним из важнейших промышленных химических реагентов. Его получали путём водной экстракции из растительной золы, с дальнейшей очисткой до необходимого уровня. Производство было сосредоточено в местах, богатых лесом — кое-где в Европе, но в основном в России и Северной Америке.

На производство этого вещества ещё Петр I в 1721 году установил монополию: «Нигде никому отнюдь ……. не делать и никому не продавать под страхом ссылки в вечную каторжную работу» Назовите вещество и запишите его формулу (поташ К2СО3)

7. Властитель индийского города Лахора по имени Ранжит-Сингх в 1811 г. хвастался перед другими владыками Индии, Персии и Афганистана, что его голубой алмаз не подвержен действию никаких жидких веществ. Афганский шах Шуджа сказал, что готов поспорить (а ставка в споре – сам голубой алмаз), что его придворный факир-алхимик может за сутки уменьшить массу алмаза, погрузив его в жидкость «алкагест» (мифический универсальный растворитель). Предложение было принято, и придворные двух властителей уселись вокруг сосуда с «алкогестом», куда был погружен алмаз. Вскоре стало заметно, что камень покрылся пузырьками, а жидкость стала желтой. По истечении суток алмаз снова взвесили, и оказалось, что он потерял в весе около 1 карата (0,2 г). К огорчению Ранжит-Сингха, алмаз пришлось отдать шаху Шудже. Правда, через два года силой оружия алмаз был возвращен в Лахор, но это уже другая история… какой состав имел «алкагест»?

(Доска: на алмаз разрушительно действует концентрированная азотная кислота, при этом алмаз медленно превращается в диоксид углерода, желтый цвет жидкости («алкогесту») придает диоксид азота:

С + 4HNО3 → CО2 + 4NО2 + 2Н2О ОВР)

8. Среди всех твердых веществ алмаз обладает наибольшей твердостью. Философы древности Тит Лукреций Кар (99 – 53 гг. до н.э.) и Плиний Старший (23 – 79 гг. н.э.) считали, что алмаз не только не горит, но его также нельзя расколоть ударом молота. Само слово «алмаз» означало «тот, который не разбивается». В 1476 г. во время сражения солдаты Людовика XI ворвались в пустую палату бургундского герцога Карла Смелого и увидели множество бриллиантов (ограненных алмазов). Невежественные вояки решили проверить, подлинные ли это драгоценности, и начали крушить их молотком. Видя, как бриллианты превращаются в порошок, солдаты приняли их за фальшивки. В чем разгадка этой истории? (Алмаз тверд, но хрупок. Он не раскалывается только при воздействии на него постепенно возрастающего давления. Если давление постепенно довести до 60 атм, то алмаз входит в самую твердую сталь как в масло.)

^ 4. Конкурс капитанов заполнить схему, пользуясь информационной картой.

Ф.И.________________________________________________________________________________

Задание №2 Время на выполнение здания – 3 минуты. Информационная карта.

Нахождение углерода в природе .

Содержание углерода в земной коре 0,1 % по массе. Свободный углерод находится в природе в виде алмаза и графита. Основная масса углерода в виде природных карбонатов (известняки и доломиты), горючих ископаемых — антрацит (94—97 % С), бурые угли (64—80 % С), каменные угли (76—95 % С), горючие сланцы (56—78 % С), нефть (82—87 % С), горючих природных газов (до 99 % метана), торф (53—56 % С), а также битумы и др. В атмосфере и гидросфере находится в виде диоксида углерода СО2, в воздухе 0,046 % СО2 по массе, в водах рек, морей и океанов в ~60 раз больше. Углерод входит в состав растений и животных (~18 %).


?

?
Заполните схему:




диоксида углерода СО2

графит





?



?





?







животные

?



Горючие ископаемые



?

?



известняк

?


Дополнительные вопросы:

  1. Подземное животное голый землекоп отличается терпимостью к большим (смертельным для других животных) концентрациям данного вещества. Бо́льшая, по сравнению с человеком, чувствительность других животных к изменениям концентрации этого вещества использовалась в качестве естественного детектора опасных концентраций этого вещества. Повышенная чувствительность  канареек использовалась шахтерами для определения начала скопления этого вещества под землей. О каком веществе идет речь? (углекислый газ)

  2. Вспомните (из курса географии) основные месторождения в России: Алмаза, каменного угля

  3. Вспомните (из курса биологии) сущность процесса фотосинтеза.

  4. Как доказать, что данное вещество является солью угольной кислоты?

  5. На каком свойстве основано применение питьевой соды в медицине для снижения кислотности желудочного сока? (из курса биологии, анатомии)

  6. Почему известняк (в размолотом виде) применяют для уменьшения кислотности почвы (известкование почвы)? (из курса географии, биологии)

^ 5.Юные исследователи

Командам необходимо выполнить лабораторные опыты на распознавание карбонатов, какая из команд быстрее и грамотнее справится с заданием, получает максимальное количество баллов.

Задание: В четырех пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. На основе выполненных опытов сделайте вывод, что является характерной реакцией на карбонат-ион. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращённом ионном виде.

^ 6.Затем подводятся итоги, определяется команда победитель.

Самому активному участнику осуществить « Танец бабочек».

Танец бабочек

Для опыта заранее делают «бабочки». Крылья вырезают из разноцветной папиросной бумаги и приклеивают к тельцу (обломки спички) для большей устойчивости в полете. Приготовляют широкогорлую банку, герметически закрытую пробкой, в которую вставлена воронка. Диаметр воронки вверху должен быть не больше 10 см. В банку наливают уксусной кислоты CH3COOH столько, чтобы нижний конец воронки не доставал до поверхности кислоты примерно на 1 см. Затем через воронку в банку с кислотой бросают несколько таблеток гидрокарбоната натрия NaHCO3, а «бабочек» помещают в воронку. Они начинают «танцевать» в воздухе. «Бабочек» удерживает в воздухе струя углекислого газа, образующегося в результате реакции между гидрокарбонатом натрия и уксусной кислотой:

  • NaHCO3+CH3COOH=CH3COONa+CO2+H2O.

Используемые интернет-ресурсы и литература:

1.http://www.alhimikov.net/op/Page-13.html

2 . http://www.kazedu.kz/referat/54573

3. http://chem100.ru/elem.php?n=6#m0

4.http://www.practica.ru/Books/preview/toxicology/toxicology_120.pdf

5.http://ru.wikipedia.org/wiki)

6.http://festival.1september.ru/articles/587856/

7.http://galinaorlova.blog.ru/114858499.html

8. Габриелян О.С. «Химия 9 класс»

9. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 9 класс»

10. Хомченко Г.П. Сборник задач по хими

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconМетодическая разработка урока геометрии в 7 классе по теме: «Решение...
Урок по теме «Сумма углов треугольника»проводился в традиционной школе. Это урок закрепления ранее изученного материала содержание...

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок по теме: Учитель географии
Урок “Внутренние воды Северной Америки” является пятым в теме “Северная Америка”. Это один из уроков в системе комплексного изучения...

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок: физика + химия по теме: Строение атома и его электронных оболочек
Интегрированный урок: физика + химия по теме: Строение атома и его электронных оболочек

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрока: урок освоения новых знаний. Цели урока
Место урока в изучаемой теме: 2-ой урок в теме «Употребление и правописание слов с приставками»

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconПрограмма финала квн финальный этап квн состоит из четырех конкурсных...
Первый и второй этапы проходят заочно на основании оценки видеозаписей выступлений команд: «Домашнее задание» и «Музыкальный конкурс»...

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок по теме «cinema»
Цели урока: систематизировать знания чащихся по теме “Кино”; совершенсвовать знания, умения, навыкиучащихся в области устной речи,...

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconКонтрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические соединения»
Укажите их тип, условия осуществления и назовите исходные вещества и продукты реакций

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок 3(заключительный урок по теме)
Личностный результат: формирование способности к самооценке (саморефлексии) и взаимооценке

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок квн
Развивать образное мышление, речь, память, умение интонацией передавать настроение

Урок-квн по теме «Углерод и его соединения» iconУрок по теме «Звуковые волны»: «Колокольный звон
Этот урок…» «На уроке я убедился(ась) в том, что…»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную