Методические рекомендации для экспертов




НазваниеМетодические рекомендации для экспертов
страница1/7
Дата публикации12.06.2013
Размер0.88 Mb.
ТипМетодические рекомендации
exam-ans.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Методические рекомендации для экспертов

территориальных предметных комиссий

по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений

Государственная (итоговая) аттестация

выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме)

2010 год
РУССКИЙ ЯЗЫК


Москва

2010 год

Научный руководитель: к.п.н., Ковалева Г.С.
Авторы-составители: Л. С. Степанова, И. П. Цыбулько


Повышение объективности результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) во многом определяется качеством экспертной проверки территориальными предметными комиссиями выполнения заданий с развернутым ответом. Рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий (подкомиссий) территориальной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, создаваемых для организации оценивания экзаменационных работ в рамках государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (Приложение 3 к письму Рособрнадзора от 29.02.2008 № 01-96/08-01) содержат положение о том, что «Территориальные предметные комиссии в своей работе руководствуются… рекомендациями и инструкциями уполномоченной организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора разработку экзаменационных заданий по проверке и оцениванию экзаменационных работ обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования». На практике это означает необходимость ознакомления экспертов территориальных предметных комиссий с общими подходами к проверке и оценке экзаменационных работ, а также определенной тренировки для обучения их приемам работы с системой оценивания экзаменационной работы по предмету. Это позволит обеспечить «соблюдение процедуры проверки экзаменационных работ обучающихся» и повысить надежность результатов.

С этой целью специалистами Федерального института педагогических измерений подготовлены методические пособия для организации подготовки экспертов территориальных предметных комиссий, подкомиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом в 2010 г. Пособие по предмету включает в себя описание экзаменационной работы 2010 года, научно-методические подходы к проверке и оценке выполнения заданий с развернутым ответом, примеры ответов учащихся с комментариями к оценке этих ответов, а также материалы для самостоятельной работы эксперта.

Авторы будут благодарны за предложения по совершенствованию пособия.

©. Л. С. Степанова, И. П. Цыбулько. 2010.

©. Федеральный институт педагогических измерений.2010
Содержание








стр

1

Особенности экзаменационной работы по русскому языку 2010 года

4

2

Изменения в модели экзамена 2010 года


5

3

Основные подходы к проверке сжатого изложения

7

4

Основные подходы к проверке и оценке сочинения-рассуждения

21




С2.1 Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

28




С22. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста


32




Оценка грамотности и фактической точности речи (С1; С2.1 или С2.2)


38

5

Материалы для самостоятельной работы экспертов по проверке и оценке заданий с развернутым ответом

47




Изложение С1

47




Сочинения С2.1

58




Сочинение С2.2

63

6

Памятка для эксперта

69

7

Эталоны оценивания развернутых ответов

70



^ 1. Особенности экзаменационной работы 2010 года по русскому языку

Экзаменационные материалы для государственной итоговой аттестации за курс основной школы постоянно совершенствуются с учётом требований модернизации российского образования, а также с учётом достижений современной психологической и лингвистической наук.

Концептуальные подходы к формированию контрольных измерительных материалов в 2010 году определялись в соответствии с государственным образовательным стандартом основного общего образования по русскому языку. Кроме того, учитывалась необходимость практической направленности экзамена.

Вследствие всего вышеизложенного новая форма экзамена является инструментом, позволяющим решать важнейшие проблемы, связанные с особой ролью экзамена в 9 классе в системе школьного образования.
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые связаны между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщённо-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на живом, жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Иными словами, тексты подобраны так, чтобы соблюдался принцип «от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».

^ Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученную информацию.

Заметим, что, какой бы программой ни руководствовался учитель, комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Нельзя забывать и о том, что многие из этих умений формируются как общеучебные при изучении других предметов (литературы, иностранного языка, истории, биологии, географии и пр.). Однако недопустимо пренебрегать и работой по формированию таких специфически предметных умений, как, например, умение правильно использовать различные языковые приёмы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение).

Таким образом, чтобы подготовить детей к первой части экзамена, учителю прежде всего необходимо правильно организовать работу с текстом, обратив внимание на особенности сжатого изложения как формы содержательной и языковой обработки текста.

^ Вторая и третья части работы выполняются на основе одного и того же прочитанного текста, который, как уже упоминалось, тематически связан с прослушанным, но представляет общую тему несколько иначе.

^ Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А6) и задания с кратким ответом (В1 – В14). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения: в заданиях с выбором ответа (А) необходимо, как и в едином государственном экзамене, выбрать один ответ из четырёх предложенных, в заданиях с кратким ответом (В) – записать найденный ответ цифрами или словами.

Шесть заданий с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания содержания, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий текста: понимание его основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.

Такой анализ соотносится с основными приёмами и аспектами анализа содержания, которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, иностранного языка и других предметов в школе с 5 по 11 класс.

Четырнадцать заданий с кратким ответом (В) проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Содержание заданий не выходит за пределы содержания любого из принятых в основной школе учебников для 5 – 9 классов и не требует дополнительных тренировочных материалов при подготовке к экзамену.

Эта группа заданий представляет собой определённую ступень к экзамену в 11 классе, а не аналог такого же типа заданий в ЕГЭ.

^ Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно. Заметим, что оба задания этой части КИМ для 9 классов одинаковы по уровню сложности. И то и другое задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей всей системы современного образования.

Показательно, что умение аргументировать собственные высказывания оказывается недостаточно сформированным у выпускников 11 классов. Новая форма экзаменационной работы для выпускников 9 классов будет способствовать более активной работе учителя в данном направлении уже в основной школе.
^ 2. Изменения в модели экзамена 2010 года по сравнению с 2009 годом
Все основные характеристики экзаменационной работы сохраняются. В экзаменационную работу 2010 года внесены следующие изменения.

1. Сокращено количество заданий с выбором ответа. В 2010 году будет 6 заданий с выбором ответа (А1-А6): изъято задание А6, проверяющее умение проводить лексический анализ слова (задание о форме наименования одного из персонажей).

2. В задании А2, при сохранении в целом прежнего содержания, изменена форма подачи материала и иначе расставлены смысловые акценты. Теперь в этом задании требуется выбрать предложения, в которых есть информация, необходимая для обоснования ответа на заданный по содержанию текста вопрос. Тем самым задание методически поддерживает у школьников комплекс умений, связанных с аргументацией.

3. Уменьшен объём задания А5. В 2010 году выпускникам предлагается среди четырёх выписанных предложений текста найти такое, которое противопоставлено по содержанию помещённой в задании фразе.

4. Диапазон языковых явлений, проверяемых в заданиях В2, В3, В4, скорректирован с учётом, с одной стороны, частотных ошибок девятиклассников, с другой – содержания, общего для всех принятых в школе учебников и программ.

5. Существенные уточнения внесены в систему оценивания сжатого изложения (задание С1).

Во-первых, снято примечание, которое в 2009 году предписывало строго соблюдать совпадение количества микротем прослушанного текста и абзацев выпускного изложения. Важно, чтобы в сжатом изложении сохранялось количество микротем исходного текста, а абзацное членение должно соответствовать замыслу выпускника, который может, например, объединить две авторские микротемы в один абзац.

Во-вторых, дополнена формулировка первого критерия оценки изложения (ИК1). Теперь она следующая: «Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы…» Слово «точно» акцентирует внимание на адекватности передачи информации исходного текста экзаменуемым. Таким образом, критерий ИК1 оценивает полноту и адекватность передачи экзаменуемым информации прослушанного текста.

В-третьих, критерий ИК2 («сжатие исходного текста») изменён в связи с трудностями учёта всех его параметров при проверке. В 2010 году этот критерий разработан с опорой на объём исходного текста, по отношению к которому экзаменуемый сумел применить один или несколько приёмов сжатия: чем большее количество микротем исходного текста подвергнуто сжатию в изложении, тем выше оценка по данному параметру.

7. Изменилось максимальное общее количество баллов, которое экзаменуемый может получить за всю аттестационную работу: в 2010 году оно составляет 44 балла.

^ 3. Основные подходы к проверке и оценке сжатого изложения
Сжатое изложение проверяет:

  1. умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

  2. умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

  3. умение письменно передавать обработанную информацию.

Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

^

Критерии оценивания задания С1


Таблица 1



Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения (см. таблицу 2)







Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2

Сжатие исходного текста







Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста.

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

1

Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста,

или

экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения







Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

^ Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1ИК3

7



Задание С1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
^ Текст для прослушивания.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты.

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

А вот мечта – это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем-то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается.

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.
(По материалам периодической печати)

(251 слово)
Для экспертов по каждому тексту для прослушивания даётся информация, которая отражает количество микротем исходного текста, а также основное содержание этих микротем. Эта информация не является моделью изложения, а только указывает на то основное содержание, которое должно стать ядром экзаменационной работы при выполнении экзаменуемым задания С1.

Так, например, к помещённому выше тексту дана следующая информация, оформленная в виде таблицы:

Таблица 2

^ Информация о тексте для сжатого изложения

абзаца

Микротема

1

Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты.

2

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

3

Мечта – это что-то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет верить в лучшее.

4

Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт условия для того, чтобы приблизиться к желаемому, невзирая на возможные препятствия.

5

Стремление к осуществлению мечты наполняет нашу жизнь смыслом на много лет и делает нас добрее и лучше.



Внимание!

При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

Читая экзаменационную работу, эксперт, справляясь с этой информацией, устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.


ИК1

^ АДЕКВАТНОСТЬ И ПОЛНОТА ПЕРЕДАЧИ ЭКЗАМЕНУЕМЫМ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОСЛУШАННОГО ТЕКСТА

По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её без искажений. Необходимо учитывать при этом, что основное содержание (или главная информация) текста – это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.
^ ИК1 2 балла по этому критерию экзаменуемый получает в том случае, если он передал основное содержание прослушанного текста, верно отразив все перечисленные в таблице 2 важные для его восприятия микротемы.

Рассмотрим примеры.

Пример №1.1

«Может показаться парадоксальным, что людям нужны не только рациональные цели, но и мечты.

^ Цель всегда конкретна, измерима и достижима.

А вот мечта – другое дело. Это что-то волшебное. Она связана с чем-то добрым и прекрасным, не способна родиться у того, кто не различает добро и зло. Мечта позволяет людям надеяться на лучшее.

И это работает! Психологи тоже признают и обосновывают эту точку зрения. Вере в мечту даже жизненные препятствия не могут помешать, они лишь откладывают исполнение желаний.

Например, человек мечтает съездить в далёкую страну, огорчается, что не может сделать это сейчас. Но время идёт, он всё больше узнаёт о желаемом, решает связать с этой страной свою профессию. Когда же мечта исполняется, он понимает, что она наполнила его жизнь, сделала его лучше».

(120 слов)

В приведённой работе есть все микротемы исходного текста, основное содержание прослушанного текста передано верно.
Пример №2.

«Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и не рациональные мечты.

^ Цель всегда конкретна, измеряема. Например, целью может быть поступление в институт или покупка мотоцикла.

А вот мечта совсем другое дело, это что-то волшебное. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. Мечта позволяет человеку верить в лучшее.

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют, что человек, мечтая, сам создаёт условия для действий, которые призывают его к желаемому. Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем это сделать прямо сейчас. Когда мечта осуществляется, то мы понимаем, что она наполнила нашу жизнь смыслом на много лет. Благодаря мечте мы стали добрее и лучше».

(118 слов)

В последнем абзаце работы объединены две микротемы исходного текста, однако обе они отражены верно, поэтому причин для снижения оценки по критерию ИК1 нет.


!

Нередко экзаменуемые передают все важные для восприятия исходного текста микротемы, однако при этом нарушают абзацное членение текста. Это не должно вести к снижению количества баллов по критерию ИК1.



Пример №3.

«Может показаться порадоксальным, но людям нужны рациональные цели, но и нерациональные мечты.

^ У каждого человека есть цель и она практически всегда получается. Человек её продумывает, строит планы по достижению цели.

Мечта это уже совсем другое дело. Даже что-то волшебное. Мечта не может появиться у людей, которые не могут отличать добро от зла. Мечта позволяет человеку верить в лучшее. И как не странно мечты сбываются.

Психологи обьесняют это тем, что если у людей есть мечта, то они невольно стремятся осуществить её и даже преодоливают припятствия. Но для этого надо набраться терпения.

Например, мечта посетить какуени-будь страну заставляет связать свою будущию профессию с путишествиями. Так мечта наполняет нашу жизнь содержанием и мыслью на много лет».

(113 слов)
Работа производит не самое благоприятное впечатление из-за множества орфографических, пунктуационных, речевых и грамматических ошибок. Однако все микротемы прослушанного текста экзаменуемым переданы верно, в соответствии с замыслом автора, причин для снижения оценки по критерию ИК1 нет.


!

Уровень правописной и речевой грамотности работы не должен влиять на выставление оценки по критерию ИК1.


ИК1 1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

Экзаменуемый может совсем пропустить одну из важных для понимания исходного текста микротем, не обратив на неё внимания, или может упустить микротему, неточно поняв её.

Рассмотрим примеры.
Пример №4.

«Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные, но и совсем не рациональные мечты.

Цель – конкретна, измерима, достижима. Целью может стать покупка машины, компьютера. Нужно просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь своей цели.

А вот мечта – это волшебное. Мечта связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов будет хорошо…»



Первая микротема экзаменуемым понята только частично, упущена важная для восприятия исходного текста составляющая смысла начального предложения – упоминание о целях. В результате возник случайный и необъяснимый оксюморон «рациональные мечты», а кроме того, исчезло важное противопоставление: «цели» – «мечты», которое логически, содержательно и композиционно организует весь авторский текст.


!

Неточно понятая микротема свидетельствует о том, что часть главного содержания исходного текста осталась для экзаменуемого недоступной, следовательно, оценка по критерию ИК1 должна быть снижена.



Стоит обратить внимание на то, что фактические ошибки в примере №4 (слова «покупка машины, компьютера» вместо слов «поступление в вуз или покупка мотоцикла») не связаны с неточным или неправильным пониманием прослушанного текста или одной из его микротем. Также эти ошибки не добавляют к тексту не существующую в нём микротему, а потому не учитываются при выставлении оценки по критерию ИК1 (подобные ошибки оцениваются критерием ФК1).


!

Фактические ошибки, не ведущие к искажению основного содержания и смысла исходного текста или какой-либо его микротемы, не учитываются при выставлении оценки по критерию ИК1.



Пример №5.

«Может показаться странным, что человеку нужны не только рациональные цели, но и иррациональные мечты. Человек с целью, стремиться к осуществлению задуманного.

Цели бывают разные, например, поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае, для достижения цели, человек может продумать или расчитать свои поступки, чтобы достичь её, и это хорошо.

А мечта – это другое…»
Второе предложение первого абзаца работы, а также конец последнего предложения второго абзаца («и это хорошо») – это не существующая в исходном тексте микротема. Хотя эти слова логически связаны с содержанием прослушанного текста, тем не менее они добавляют к исходному тексту микротему, которая в нём отсутствует: иметь рациональную цель и стремиться к её достижению хорошо. Это утверждение смещает акценты и искажает смысл всего исходного текста. Особенно явно деформируется при этом авторская точка зрения, что свидетельствует о неточности её понимания экзаменуемым.


!

В работе возможно некоторое расширение информации исходного текста за счёт прибавления экзаменуемым не содержащейся в прослушанном тексте микротемы, которая может быть как связана, так и не связана по смыслу с исходным текстом. Такое прибавление микротемы часто ведёт к искажению авторского замысла всего текста в целом. В любом случае количество баллов по критерию ИК1 снижается.



^ ИК1 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый, передавая основное содержание прослушанного текста, упустил или добавил более 1 микротемы.

Рассмотрим пример.

Пример №6.

«Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Люди радуются, добреют, когда добиваются своей цели. Чтобы этого достичь, нужно хорошо просчитать свои действия. Цели могут быть разными. Это поступление в институт, покупка нового мотоцикла, путешествие.

А вот мечта – это другое волшебство. Сама мечта не способна исполниться. В мечту люди вкладывают воображение и много радужных мыслей.

Мы огорчаемся, когда не можем прямо сейчас отправиться в путешествие. Но эта отсрочка может быть полезной: мы можем выучить язык этой страны, узнать её историю.

И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что нас наполняет радость. Жизнь становится прекраснее и веселее. И мы становимся лучше».

(101 слово)
В приведённой работе первая микротема отражена верно, однако сразу же к ней добавлена не существующая в исходном тексте микротема, подменяющая вторую авторскую: «Люди радуются, добреют, когда добиваются своей цели».

Поскольку вторая микротема исходного текста отсутствует, то смысловые акценты изменяются. Дальнейшее рассуждение о целях, хотя формально соответствует прослушанному тексту, изложено совершенно под иным углом зрения.

Во втором абзаце экзаменационной работы происходит подмена третьей микротемы. Здесь уже полностью отождествляются цель и мечта и говорится о том, что «сама мечта не способна исполниться».

Четвёртая микротема исходного текста также отсутствует. Вместо неё в работе продолжается тема путешествия.

Пятая микротема (и вместе с ней авторская мысль) подменяется утверждением, что исполнение желаний делает человека лучше.

Таким образом, можно заметить, что в работе подмена авторских микротем иными, лишь формально связанными с исходными, происходит практически на всём текстовом пространстве и ведёт к кардинальному искажению авторского замысла. Другими словами, экзаменуемый продемонстрировал неумение понять текст и правильно передать его основное содержание.


!

В работе экзаменуемого возможно сочетание пропусков микротем и прибавления к тексту не содержащейся в нём информации, которая может быть тематически связана или не связана с текстом. Однако в любом случае это не компенсирует недостатков в понимании прослушанного текста и не может служить поводом для повышения оценки по критерию ИК1.



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для экспертов iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине «финансовая математика»
Общие организационно-методические указания по изучению дисциплины «Финансовая мате-матика», методические рекомендации для преподавателей,...

Методические рекомендации для экспертов iconМетодические рекомендации к выполнению и защите выпускных квалификационных...
Методические рекомендации предназначены для облегчения работы в процессе написания и оформления студентом выпускной квалификационной...

Методические рекомендации для экспертов iconМетодические рекомендации по организации спортивной подготовки в...
Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности органами государственной власти субъектов Российской...

Методические рекомендации для экспертов iconМетодические рекомендации по написанию эссе Данные методические рекомендации...
Российской Федерации по высшему образованию. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению...

Методические рекомендации для экспертов iconМетодические рекомендации по написанию эссе Данные методические рекомендации...
Российской Федерации по высшему образованию. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению...

Методические рекомендации для экспертов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов предназначены...
Федосеев А. И. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте: Методические рекомендации по изучению дисциплины...

Методические рекомендации для экспертов iconМетодические рекомендации по написанию
Методические рекомендации предназначены для слушателей всех специальностей заочной формы обучения

Методические рекомендации для экспертов iconМетодические рекомендации по оценке действия и потенциальной опасности...
Методические рекомендации предназначены для государственных научно-исследовательских ветеринарных учреждений, занимающихся вопросами...

Методические рекомендации для экспертов iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию Иваново 2012
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей Ивановского фармацевтического колледжа

Методические рекомендации для экспертов iconМетодические рекомендации Утверждаю
Методические рекомендации предназначены для сотрудников гпн мвд россии. Они могут представлять интерес для инженерно-технических...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную