Библиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой




НазваниеБиблиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой
Дата публикации31.01.2014
Размер75.9 Kb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > Информатика > Документы
Библиотека образовательного учреждения

как инструмент реализации ФГОС

Заведующий библиотекой Мамонова Нина Ивановна

Наименование образовательного учреждения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Инты, Республики Коми
С 1 января 2010 года вступил в силу новый стандарт начального общего образования, приняты стандарты основного среднего и полного среднего общего образования. В стандарте нового поколения содержание работы школьной библиотеки детально не прописано, но обозначены требования к условиям, ресурсам и результатам, которые сегодня должны быть в каждой современной школьной библиотеке. Что сегодня характеризует эффективно работающую школьную библиотеку с учетом требований ФГОС?

1. Действия, ориентированные на создание условий:

  • формирование фондов качественными и разнообразными источниками информации на разных носителях;

  • создание привлекательной, комфортной и современной библиотечной среды;

  • непрерывное повышение квалификации библиотечных кадров, которые будут соответствовать требованиям новых образовательных стандартов.

Основная цель – преобразование библиотек в библиотечно-информационные центры.
2. Действия, ориентированные на результат:


  • ориентация на компетентностный и системно-деятельностный подходы;

  • изучение и включение в практику работы библиотеки эффективных техник и технологий;

  • сотрудничество с педагогами.

Основная цель – формирование универсальных учебных способов и действий.

*СЛАЙД* Таким образом, сегодня новая миссия библиотеки: «создание среды развития детей, отвечающей их возрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям через чтение, печатные, аудиовизуальные и электронные документы».

Рассмотрим группу требований ФГОС, ориентированную на результат, которые определяют контуры обновления содержания библиотечной практики. *СЛАЙД* В данной схеме под символами 1R…Rn обозначены планируемые результаты, на которые направлены ФГОС, а ниже – основные виды деятельности, организованные в классе или библиотеке, которые будут работать на тот или иной результат. На схеме показано, что на первом месте прописана организация работы с книгой (с текстом, с информацией), именно этот вид деятельности влияет и на другие виды деятельности, обозначенные в схеме: работу над проектом, включение учащегося в учебную деятельность и даже на организацию работы с учебно-лабораторным оборудованием. Таким образом, сегодня формирование универсальных способов действий учащихся, один из которых – умение работать с информацией, является приоритетной деятельностью школьного библиотекаря.

*СЛАЙД* При организация работы современ­ной школьной библиотеки «необходимо учитывать два момента. Первый: теперь эта деятельность лежит в плоскости внедрения в практику работы библиотеки ФГОС и учета требований стандарта. Второй момент – в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход». В связи с этим заказ на библиотечные услуги читателей будет меняться, и этот заказ будет лежать в плоскости ФГОС. Отсюда следует, что меняться должна библиотечная среда, стать более комфортной и привлекательной, с разнообразными источниками информации на разных носителях. Должны быть пересмотрены традиции би­блиотеки, лучшие и эффективно работающие практики останутся, от других придется отказаться. Должна изучаться и апробироваться новая деятельность (уроки информационной культуры школьника, метод проектов), в нее придется включать ранее неиспользуемые средства и механизмы. Все это в итоге должно сработать на общешкольную цель - формирование универсальных учебных действий обучающихся.

Модернизация, инновационные подходы в работе, трансформация библиотечных процессов изменили учебный процесс и его библиотечно-информационное обслуживание, сегодня мы рассматриваем нашу школьную библиотеку как библиотечно-информационный центр, которым пользуются 567 обучающихся (100%), 42 учителя и 10 родителей.

*СЛАЙД* Сегодня для достижения целей образования, обозначенных в стандартах нового поколения, школьная библиотека имеет библиотечный фонд, обеспечивающий инновационные образовательные процессы: книжный фонд библиотеки – 3953 экз. книг, учебный – 11129 экз., 147 видеофильмов, ЭОР -1913 экз. Библиотека оснащена современной техникой и новыми информационными технологиями, она имеет: 2 компьютера, установлена программа «MARK-SQL», обеспечивающая автоматизацию библиотечных процессов, телевизор с DVD – плеером, МФУ, мультимедиапроектор, сканер, принтер, выход в Интернет, локальная сеть. Сегодня достижение качественно нового уровня библиотечно-информационного обслуживания в библиотеке мы связываем с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), Интернета, включением в фонды библиотеки нетрадиционных носителей информации.

*СЛАЙД* Сегодня деятельность библиотеки концентрируется на предоставлении быстрого и наиболее полного доступа к информации. Комплектование фонда библиотеки разнообразными мультимедийными средствами и организация нового типа услуг по работе с информацией позволяют библиотекарю предоставить пользователям информационные ресурсы на различных носителях. Обучающиеся могут не только читать книги, периодику, но и получать доступ к обучающим и образовательным программам, электронным изданиям на компакт-дисках (CD-ROM), используя подбор информации для написания докладов, сочинений, рефератов, для подготовки к урокам, олимпиадам, для проектной и исследовательской деятельности. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения ИКТ стало одним из приоритетных направлений в обновлённой деятельности библиотеки.

Применение новых информационных технологий в нашей библиотеке расширяет поля её инновационной деятельности: в первую очередь это связано с получением информации, с созданием собственной информации, с распространением и обменом информационных ресурсов. В связи с этим увеличивается роль цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как средства интеграции. Информационная продукция школьной библиотеки – это малые формы библиографической продукции - закладки, буклеты, списки литературы, коллекции Интернет – ссылок и т.д. Возможности использования мультимедийных презентаций в библиотеке поистине неисчерпаемы. Они оживляют и украшают любое мероприятие: обзор книжной выставки, урок информационной грамотности, премьеру книги, рекламу услуг, отчет о работе и т.д. Названия презентаций говорят сами за себя: «История информационных ресурсов», «С любовью об Инте», «Социальные и образовательные проекты», «Портфолио профессионального библиотекаря» и др. Эта информация, дополненная сценариями уроков и выступлений, записывается на диски, затем тиражируется и распространяется среди школьных библиотекарей и педагогов. Таким образом, использование мультимедийных средств в образовательном процессе позволяет библиотеке быть современной, интересной и востребованной.

*СЛАЙД* Одной из функций школьной библиотеки была и остаётся образовательная. Сегодня происходит осмысление педагогического потенциала и возможностей школьной библиотеки как информационно-библиотечной среды, как надпредметного кабинета в школе, где развивается системное мышление школьников. Освоение современных технологий педагогической деятельности стало реальным. Без этого невозможно эффективное формирование информационной культуры учащихся, развитие критического мышления, обучение их навыкам независимого библиотечного пользователя.

*СЛАЙД* Современная школьная библиотека – это место, где происходит интеграция всех ресурсов, где информация превращается в знания, где рождаются новые идеи. Сегодня формирование у обучающихся информационной культуры является условием реализации ФГОС. Предоставляя доступ к информации, обучая школьников ее поиску, организации критической оценки, школьный библиотекарь формирует ключевые компетенции учащихся, определяющие современное качество образования. Сегодня главным в учебном процессе становится умение работать с информацией на различных носителях. В связи с этим библиотека разработала и апробировала на практике программу курса для общеобразовательных учреждений «Уроки информационной грамотности» 2-9 классы.

Программа удостоена сертификата Республиканской выставки «Школа - 2011», сертификата «Первого Всероссийского конкурса авторских программ».

*СЛАЙД* Сегодня школьная библиотека продуктивно осваивает технологию проектной деятельности, используя при этом ИКТ. Разработка и реализация библиотечных проектов – одна из составляющих в практике школьного библиотекаря, где соединены воедино процесс получения информации, чтения книги, развития деятельностных компетенций и организация творческой деятельности обучающихся. В нашей библиотеке метод проектов наиболее успешно реализуется через деятельность интеллектуального клуба «Почемучка», члены которого учащиеся 3-4 классов. Юные «Почемучки» пишут электронные книги об Инте, ведут летопись пионерской организации, составляют компьютерный вариант каталога редких и исчезающих видов животных Республики Коми. Сегодня опыт реализации библиотечных проектов школьной библиотекой признан в городе и республике. Конкурсная работа «Книгу сделаем мы сами» отправлена на конкурс «VII Всероссийский форум школьных библиотекарей России «Михайловское-2013».

*СЛАЙД* В рамках реализации модернизации образования школьный библиотекарь сегодня – это активный участник инновационного преобразования образовательного процесса. В связи с этим он постоянно повышает свою квалификацию и активно участвует в конкурсах разного уровня, что является показателем эффективности библиотечной деятельности. Сегодня инновационный опыт библиотеки представлен на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, о нём рассказывает школьная газета «Зеркало». В электронном виде опыт работы библиотеки представлен на компакт – дисках, в сети Интернет, на сайте школы.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что школьная библиотека в том виде, как она есть сегодня, во многом реализует требования, заложенные во ФГОС второго поколения. И главное заключается в том, что стерты границы между основным и дополнительным образованием, внеучебной деятельностью. Они являются единым процессом образования в школе нового типа.

^ Использованная литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Вестник образования. 2009. № 3.

Дейнеко И.В. Новая библиотека для новой школы: позиция методиста. - Информационный бюллетень РБА, № 61.

Дейнеко И.В. Современная школьная библиотека: организация деятельности в условиях ФГОС: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 72 с.

Дейнеко И.В. Современная школьная библиотека: организация деятельности в условиях ФГОС: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 58 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Библиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой iconПриказ № от 31. 05. 13 План-график введения фгос ООО в Муниципальном...
Цель: управление процессом подготовки образовательного учреждения к реализации фгос ООО и создание условий для его введения

Библиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой iconПрограмма развития Муниципального образовательного учреждения Новотимерсянской...
Создать потенци­ально мощный и действенный инструмент, обеспечи­вающий результативный и экономичный переход школьного сообщества...

Библиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного...

Библиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой iconТ. В. Старикова (подпись) (Ф. И. О.)
Заведующий муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №30 «Зоренька»

Библиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой iconО проведении городского конкурса методических разработок педагогов...
В целях активизации исследовательского, творческого, профессионального потенциала педагогов, поддержки и распространения инновационного...

Библиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой iconМетодология системного планирования и прогнозирования как сопутствующий...

Библиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой icon«Проектирование и реализация системы оценки качества образования...
Гос к условиям обеспечения образовательного процесса как предмет общественной экспертизы управляющих советов общеобразовательных...

Библиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой iconПлан график мероприятий по обеспечению введения фгос ООО в мбоу «сош №50» г. Грозного
Цель: обеспечение условий для введения и реализации фгос ООО в рамках муниципальной экспериментальной площадки «Разработка организационно-педагогических...

Библиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой iconИнформационная карта готовности образовательного учреждения к введению...

Библиотека образовательного учреждения как инструмент реализации фгос заведующий библиотекой iconПоложение об основной образовательной программе высшего профессионального...
Ооп впо) государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Осетинский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную