«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии»




Скачать 187.84 Kb.
Название«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии»
Дата публикации17.06.2013
Размер187.84 Kb.
ТипУрок
exam-ans.ru > Информатика > Урок



«Использование метода проектов

при формировании ключевых компетенций на уроках химии»

Мирошниченко Валентина

Петровна, специалист высшей

квалификационной категории,

учитель – методист Воинской

общеобразовательной

школы I-III ступеней

Красноперекопского района АР Крым


с. Воинка - 2012


Актуальность темы.

Происходящие в современном обществе изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационном поле, формированием у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для преодоления возникающих в жизни проблем. Модернизация образования ориентирует учителя школы на формирование ключевых компетенций у каждого ученика. Компетентностное образование предполагает использование педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

^ Содержание инновации.

Теоретическая составляющая.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования ключевых компетенций учащихся посредством внедрения в учебный процесс интерактивных технологий, которые позволяют учащимся получить возможность самореализации.

Компетенция – это готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости. Компетенции подразделяются на ключевые и профессиональные. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности, это важные компетенции, которые используются в повседневной жизни. Ключевые компетенции – это все виды деятельности, включая будущую профессиональную.

Ключевые компетенции складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:

1. Информационная компетенция – готовность к работе с информацией.

2. Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной.

3. Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих.

4. Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих.

Ключевые компетенции предполагают готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Поэтому в основу обновлённого содержания образования обязательно должны быть положены «ключевые компетенции».

Ключевые компетентности подразделяются на:

- ценностно – смысловые;

- общекультурные;

- учебно – познавательные;

- информационные;

- коммуникативные;

- социально – трудовые;

- личностного совершенствования.

Одной из образовательных технологий, которая дает возможность реализовать проблему формирования ключевых компетенций у учащихся является проектная технология. Она личностно ориентирована, в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве. Использование проектной технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения с одной стороны, а с другой предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. У учащихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: проблематизация; целеполагание; планирование; исследовательские умения; коммуникативные умения; презентационные умения. Личностно ориентированное образование — это образование учащихся, направленное на воспитание каждого ученика как развитой самостоя­тельной личности. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство ее достижения. Образованный человек в современном обществе — это не только человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. А школа должна создавать условия для формирования такой личности.

Для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельностные, групповые, практико ориентированные, проблемные методы обучения. Среди подобных направлений современных методик лидирующее место занимает технология проектного обучения или метод проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20-е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В. Х. Килпат-риком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.

В настоящее время метод проектов востребован и популярен. Главная идея метода заключается в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный по­знавательный творческий процесс. При этом считается необходимым, что­бы познавательная деятельность организовывалась на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе общения, коммуникации. Таким образом, метод проектов как способ познавательной деятельности позво­ляет учащимся овладеть умением осуществлять самостоятельную поисковую деятельность, выработать ценностное отношение к общению со сверстниками и учителем. Обязательным компо­нентом метода проектов  является наличие проблемы, требующей исследования, что обуславливает организацию поисковой, исследо­вательской деятельности учащихся, индивидуальной или групповой, кото­рая предусматривает не только достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата. Проектная деятельность — как индивидуальная, так и групповая — должна иметь целью познавательных действий учащихся не просто усвое­ние содержания, но и решение определенной проблемы на основе этого содержания, т. е. активное применение полученных знаний либо для полу­чения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания. Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного времени. Технология проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов и ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.
^ Практическая составляющая.

Активное применение проектной технологии в педагогической деятельности убедило меня в следующем. Метод проектов имеет преимущест-ва перед традиционными методами обучения и многими педагогическими технологиями.

Во-первых, он дает возможность организовать учебную деятельность учащегося, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Во-вторых, реализуется идея профессиональной ориентации на всех уровнях обучения, так как создание системы проектов в средней школе инициируется желанием найти такие формы организации учебного процесса, которые позволяли бы погрузить учащихся в учебно-профессиональную деятельность с первых дней обучения, повышая тем самым уровень мотивации учащихся к процессу обучения и эффективность учебного процесса, создавая возможности реализации личностно ориентированного, проблемно ориентированного подхода в обучении. По замыслу проект должен моделировать обстановку реальной профессиональной деятельности: ставится проблема и ее надо решить в заданный срок. Учащиеся с интересом работают над проектами, ответственно относятся к их защите и с энтузиазмом соревнуются в конкурсе на лучшие проекты. Учителю также интересна новая форма занятий.

В-третьих, проектный метод — один из тех, что относятся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс. В процессе его реализации возникает тесное взаимодействие с методическими структурами, специалистами в различных образовательных отраслях, проведены установочные семинары и итоговые конференции для педагогов.

Положительные результаты дает использование следующих типов проектов:

  1. Исследовательский.

  2. Творческий.

  3. Ознакомительно – ориентированный.

  4. Практико ориентированный.

Организуя работу по формированию ключевых компетенций на уроках химии, я выделила цикл определенных ключевых понятий:

  • Химия - неотъемлемая составляющая единой естественнонаучной картины мира.

  • Химия – центральная наука о природе, тесно взаимодействующая с другими естественными науками.

  • Окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определенной структурой и способны к взаимным превращениям. Существует связь между структурой, свойствами и применением веществ.

  • Химическое мышление - это умение анализировать явления окружающего мира в химических понятиях, способность говорить и думать на химическом языке.

  • Понимание роли химии в повседневной жизни, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической, очень актуально в современном мире.

  • Использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов значительно помогают учителю в реализации личностно ориентированного подхода в обучении.

  • Навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни и практической деятельности, а также умение управлять химическими процессами- это компетенция, необходимая в жизни.


В соответствии с типом проекта обязательно планирую основной вид деятельности учащихся, определяю место проекта в учебном процессе, количество учащихся, необходимых для осуществления проекта, время и форму презентации проекта.

^ Работа над проектом включает в себя несколько этапов:

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

1.Выбор темы

2.Определение количества участников проекта, состава группы.

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, формулируют цели проекта.

Планирование работы

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата);

Продукт:

— отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов);

— издание сборника, фильма, макета;

— организация конференции.

4. Выбор процедуры и  определение критериев оценки процесса работы, результатов.

5. Распределение обязанностей среди членов команды.

Формулируют задачи.

Вырабатывают план действий.


Исследовательская деятельность

1.Сбор информации, решение промежуточных задач.

2.Основные формы работы:

- изучение литературных источников;

- проведение эксперимента.

На основе полученных знаний проводят исследования, решая промежуточные задачи.

Результаты или выводы

1.Анализ информации. 2.Формулировка выводов. 3.Оформление результата.

Анализируют информацию.

Формируют выводы.

Оформляют результаты.

1.Презентация результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Релаксация

1. Оценка результатов путем коллективного обсуждения и самооценок.

Учитель оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета. Учащиеся активно участвуют в этом процессе.



Тематика проектов соответствуют курсу химии

общеобразовательной школы.

1. 7 класс. Я познаю мир.

2. 9 класс. Исследование качества хлеба.

3. 9 класс. Исследование качества сливочного масла.

4. 9 класс. Применение здоровьесберегающих технологий.

5. 9 класс. Введение в органическую химию. Понятие об органических веществах. Природные и синтетические материалы.

6. 10 класс. Решение задач.

7. 11 класс. Получение эфирных масел в условиях школьной лаборатории.

8. 11 класс. Аналитическая химия - интересная наука.

9. 11 класс. Получение бензина из синтетического сырья.

10. 11 класс. Исследования в химии.

11. 11 класс. Химия питания.

12. 11 класс. Химия в быту.

13. 11 класс. Анализ синтетических и моющих средств.

Формирование ключевых компетенций в рамках реализации

проектов, разработанных учащимися школы



п/п

Тема проекта

Ключевые компетенции

1.

7 класс

«Я познаю мир»

Познавательные:

- знания об историческом периоде в химии - алхимии;

- представление о химии – как составляющей единой естественнонаучной картины мира,

как науке о веществах;

- определение роли химии в повседневной жизни.


Цель: Узнать о происхождении наиболее важных химических элементов и их названий, о легендах, которые с ними связаны, об открытии известных ученых – химиков.

2.

9 класс

«Введение в органическую химию. Понятие об органических веществах. Природные и синтетические материалы».


^ Учебно – познавательные:

-умение распознавать элементы – органогены;

- умение находить общие и отличительные признаки неорганических и органических веществ;

- участие в решении глобальных проблем человечества: энергетической, экологической.

Исследовательские:

- представление об общности неорганических и органических веществ.

Цель: Расширить знания учащихся об органических соединениях, выявить особенности сходства и отличия неорганических и органических веществ.

Показать созидательную роль органической химии.

3.

11 класс

«Получение эфирных масел в условиях школьной лаборатории».

^ Учебно - познавательные:

-представление о структуре органических веществ;

- умение проводить реакцию этерификации, определять

связь между структурой, свойствами веществ и их применением.

Исследовательские:

- знание условий протекания реакции;

- умение управлять химическими процессами.

Цель: Проделать реакцию этерификации, получить эфирное масло из листьев мяты. Научить производить очистку масла.

4.

11 класс

«Аналитическая химия - интересная наука».

^ Проект посвящен знаменитому сыщику Шерлоку Холмсу.


Общеучебные:

- знание теоретических основ современных методов анализа;

- выведение важнейших формул, используемых для расчетов;

- статистическая обработка результатов эксперимента;

- графический способ представления результатов эксперимента.

Исследовательские:

- проведение качественных реакций на ионы;

- владение приемами химического эксперимента, определение типов химических реакций;

-оценка достоверности результата.




Цель: Познакомиться с аналитической химией как экспериментальной наукой.

Научиться решать типовые задачи.

5.

11 класс

«Получение бензина из синтетического сырья».


Общеучебные:

- понимание роли химии в повседневной жизни, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической;

- осознание проблем нехватки энергетических ресурсов;

- поиск путей получения дополнительных порций бензина из других источников;

Исследовательские:

-составление схемы производства бензина;

- изучение химизма процесса;

- определение энергетической ценности избранного метода.




Цель: Расширить знания о разных источниках, из которых можно получить бензин.

6.

11 класс

«Исследования в химии»



Информационные:

-использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов.

^ Мыслительные, интеллектуальные:

- умение эффективно работать с информацией, самостоятельно мыслить;

- умение моделировать, проектировать объекты и процессы;

- умение принимать решения и действовать в непредвиденных ситуациях;

- умение вычленять проблему и конкретизировать ее;

- умение применять технологию проектирования для поиска решения проблемы;

-оценивание качества и эффективности найденного решения.




Цель: Создание мультимедийного проекта, формирование ключевых компетенций учащихся с применением интерактивных методов обучения. Использование элементов учебного и ученического проектирования в классно-урочной системе для повышения мотивации познавательной деятельности учащихся.

7.

10 класс

«Решение типовых задач»

^ Специальные компетенции:

- определение типа задачи;

- поиск пути решения, составление алгоритма решения задачи;

- составление схемы, рисунка задачи, логической цепочки;

- составление уравнений реакции;

- выполнение расчетов;

- составление отчета.




Цель: Развитие логического мышления учащихся.




Результат совместной работы учащихся - составление таблицы

«Методика определения типа задачи и поиск пути ее решения»



Текст

задачи.


Рисунок

(схема)

задачи



Анализ текста задачи

по условию, определение типа задачи

Старт

в решении задачи

1.

Расчеты по уравнениям реакций, связанных с массовой (объемной) долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.


ПРАКТИЧ.

ωВ = ---------• 100 %

ТЕОРЕТИЧ.


2.

Вычисление количества (массы) продукта реакции по массе исходного вещества, содержащего примеси.

m ( примесей)=;

m ( чистого вещества)=;

расчет по уравнению реакции, вычисления.

3.

Определение формулы неизвестного вещества.

Сх Ну Оz

х : у : z =

4.

Расчет по уравнению реакции, если

дана – m и найти- m


Используются молярные массы для решения задачи.

5.

Расчет по уравнению реакции, если

дана m, а найти V.

Применяется Закон Авогадро.

1 моль - 22,4 л

6.

Расчет по уравнению реакции, если

дан V и найти V.

Объемные отношения газов, Закон объемных отношений газов

(при решении используются коэффициенты из уравнений реакций)

7.

Расчет по уравнению реакции, если

m1 и m2 и одно вещество дано в избытке,

а найти необходимо третье вещество

масса переводится в моли, расчет ведется по недостатку (меньшему количеству молей).

8.


Задачи на смеси веществ

Составляются два уравнения, если происходят обе реакции, то задача решается с двумя неизвестными, если по одному – с одним неизвестным

9.

Расчет по уравнению реакции с использованием растворов определенной массовой долей растворенного вещества.


масса вещества

ω = ------------•100 %

м асса раствора
Молярная концентрация -

υ( моль)

М= ---------

V (л)
m ( р-ра) = V • p

10.

Плотность газа по газу

(используется для установления истинной формулы)

М ( г) =

Д (г/Н2) • М( Н 2)

11.



Отличительные особенности газов:

- самый легкий - водород,

- горючий газ - кислород,

- с резким запахом - аммиак,

- с неприятным запахом - сероводород,

- бурый газ - оксид азота ( IV),

- не поддерживает жизни – азот,

- желто-зеленый, тяжелый - хлор.

12.



Моль – мера количества вещества.

m - υ - N

N= Na• 6, 02 •1023 атомов, молекул, ионов

m

υ = -------

М
m = υ • M

8.

9 класс

«Применение здоровьесберегающих технологий».

Образовательные:

– знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания;

- понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость;




Цель: Оказать помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к стойкому нарушению здоровья.


Психологические;

– коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления алкоголя, наркотиков;

- создание благоприятного климата в коллективе;

- психологическая адаптация подростков “группы риска”.

Социальные:

– помощь в социальной адаптации подростка;

- овладение навыками общения.

9.

11 класс

«Анализ синтетических и моющих средств»


Общеучебные:

- знание формул, строения, свойств, применения сложных эфиров;

особенностей моющего действия СМС;

- умение сравнивать действия мыла и СМС;

- получение СМС;




Цель: Проанализировать состав синтетических и моющих средств по данным, отраженным на упаковке.

Специфические:

- определение влияния СМС на здоровье человека;

- соблюдение мер предосторожности при работе с СМС;

- умение различать знаки «Экологической чистоты»;

- умение руководствоваться инструкцией по применению СМС.

Практические:

-владение навыками безопасного обращения с веществами, материалами в повседневной жизни и практической деятельности;

- умение управлять химическими процессами.


ВЫВОД: Предполагаемый результат внедрения проектной методики — повышение уровня активности школьников и качества знаний учащихся.
Результаты использования проектной деятельности в школе.

1. Вырос интерес к урокам химии (приложение № 1).

2. Повысилась познавательная мотивация учащихся к использованию данной технологии.

3. Учащиеся научились составлять схемы, таблицы (приложение № 2).

4. Возросло качество знаний учащихся по химии (приложение № 3).

5. Учащиеся приобрели навыки разработки мультимедийных презентаций, опыт участия в конкурсных программах, опыт публичного выступления перед учащимися школы (приложения № 4, 5).

6. В рамках реализации проекта
organization chart 3


Умение учителя разбираться в типологии проектов помогает учащимся выбирать темы проектов, увлекаться выбранными темами, составлять критерии оценки результатов работы над проектами.

Литература

1.Алиев Г. О. О применении педагогической технологии «метод проектов» при обучении химии в средней школе «Химия в школе», 2006, № 4.

2. Буринська Н. М. Розробка експериментального підручника хімії для 7-го класу // Проблеми сучасного підручника: Зб. наук. праць / Ред. кол. – К. : Педагогічна думка. – Вип. 5. – 2004. – С. 1–15.
3. Грабовий А. Розвиток навчального хімічного експерименту в сучасних підручниках з хімії: методичні проблеми / А. Грабовий // Рідна школа. – 2008. – № 6. – С. 41–46.

4. Гузеев В. В. Групповая деятельность учащихся в образовательном процессе «Химия в школе», 2003, № 2.

5. Естественно – научные проекты. М., «Школьная пресса», 2005. - 77 .

6. Интернет – ресурсы http://www.historydata.ru, http://www.friendship.com.

7. Хімія харчування /Упоряд. О. Каретникова, Г. Мальченко- К.:

Ред.загальнопед. газ., 2005.-128 с- («Б-ка «Шк. Світу»).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии» icon«Основы прочной семьи»
Описание опыта работы по теме «Использование икт для формирования ключевых компетенций обучающихся»

«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии» iconТ. А. Малыхина учитель высшей категории
«Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и мировой литературы в системе диалогового обучения в условиях перехода...

«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии» iconАнализ работы мо учителей химии, биологии, экологии За 2008/2009 уч год
Никитина Т. Г., Отарова Е. Х., Чекина И. Ю. Методическая проблема, решаемая учителями, была следующей: «Личностно-ориентированный...

«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии» iconПлан учебно-методической работы на 2012-2013 учебный год
«Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы участников образовательного процесса»

«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии» icon«Творческие задания как средство развития иноязычной письменной речи»
Использование творческих заданий при обучении письму на уроках английского языка. (из опыта работы)

«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии» icon«Организация самостоятельной работы на уроках истории обществознания...
Организация самостоятельной работы на уроках истории и обществознания как средство развития ключевых компетентностей учащихся

«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии» iconИспользование информационных технологий при обучении химии. Учитель...
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос,...

«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии» iconТесты для экзамена по курсу «национальная экономика» Тема Предмет...
Использование метода научной абстракции при изучении модели национальной экономики

«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии» iconСтраница Паспорт Программы развития школы. 3-5
Целевая комплексная программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 «Школа...

«Использование метода проектов при формировании ключевых компетенций на уроках химии» iconОтчет Проведение предметных экскурсий, поездо
Формирование социальных компетенций у учащихся на уроках по предмету и во внеучебное время

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную