Скачать 1.41 Mb.
|
![]() ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Поговорим о здоровье ПРОГРАММА и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр 2006 ББК 51.204.0 П43 Научный руководитель и ответственный редактор д-р биол. наук, зав. лабораторией проблем здоровья в образовании О. С. Гладышева Автор основной идеи программы и программы классных часов ^ С. Гладышева Авторы и составители разделов методических рекомендаций: Абросимова Ирина Юрьевна — ст. научный сотрудник лаборатории проблем здоровья в образовании (4—8); ^ — зав. кафедрой естественнонаучного образования (3); Гладышева Ольга Семеновна — д-р биол. наук, профессор, зав. лабораторией проблем здоровья в образовании НИРО (1—6, 8); ^ канд. хим. наук, доцент ННГУ (7); Камин Андрей Александрович — психотерапевт городского консультационно-диагностического центра охраны психического здоровья (2); ^ — канд. мед. наук, сотрудник Приволжского регионального центра по борьбе и профилактике СПИДа (6); Марико Валерия Валерьевна — сотрудник ННГУ (7); Носов Николай Николаевич — канд. мед. наук, руководитель Приволжского регионального центра по борьбе и профилактике СПИДа (6); ^ д-р пед. наук, профессор ННГУ (7) Поговорим о здоровье: программа и методические П43 рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников / Нижегор. ин-т развития образования. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2006. — 126 с. 18ВК 5-7565-0274-2 Программа и методические рекомендации «Поговорим о здоровье» адресованы классным руководителям, социальным педагогам, психологам, организующим учебно-воспитательную деятельность учащихся старших классов средней школы, ПУ, детских домов и др. по изучению и усвоению принципов ЗОЖ. В пособии предложены конкретные разработки уроков, которые могут быть использованы при подготовке и проведении классных часов или факультативных занятий. Программа рекомендована к печати областным экспертным советом гтри департаменте образования Нижегородской области. ББК 51.204.0 I8ВN 5-7565-0274-2 Нижегородский институт развития образования, 2006 Нижегородский гуманитарный центр, 2006 Пояснительная записка Методические рекомендации «Поговорим о здоровье» адресованы классным руководителям, воспитателям, социальным педагогам и психологам для работы со школьниками старших классов (8—11), учащимися ПТУ, воспитанниками детских домов и приютов. Они содержат учебно-воспитательную программу из восьми отдельных модулей, посвященных различным аспектам здоровья человека и здоровому образу жизни. Эти модули могут изучаться как отдельно, так и последовательно, потому что объединены сквозной идеей формирования у подростков нравственно-ценностных ориентиров на здоровье и здоровый образ жизни. Каждый раздел программы сопровождается методическими рекомендациями по проведению занятий. Актуальность владения такими знаниями для современного подростка совершенно очевидна в связи с серьезным обострением в обществе проблем социальной дезадаптации детей и молодежи, результатом которой является ежегодный рост правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью нации. За период 1999—2001 годов появились директивные документы федерального уровня (Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. 1999—2001», «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»), рекомендующие и обязывающие педагогических работников формировать у школьников установки на ЗОЖ и первичную профилактику вредных привычек, таких, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков. В основу программы и методических рекомендаций положены наиболее удачные идеи из программы «Педагогика здоровья» (под ред. С. Шапиро). Эта программа начала действовать в Нижнем Новгороде с сентября 1994 года после ее перевода на русский язык в рамках проекта, который поддерживался международным фондом «Культурная инициатива». Поначалу программа апробировалась в США, а затем в странах Центральной и Восточной Европы. Однако в том виде, в котором она дошла до нас, ее использование в российских общеобразовательных учреждениях было малореальным. Во-первых, для этого необходимо было выделить определенное время в учебном плане, так как она чрезвычайно громоздка по содержанию. Во-вторых, многие занятия требовали адаптации к условиям российской действительности. Но главное заключалось в том, что основное направление, которое она предлагала реализовать, — это знаниевое, просвещенческое, ибо, по мнению ее авторов, только знание необходимо для выбора правильной стратегии поведения подростком. Согласно нашим представлениям, в основе подобной программы должны быть заложены нравственно-ценностные ориентиры. Они и только они способны при прочих условиях, например необходимых знаниях о здоровом образе жизни, определить вектор выбираемых линий поведения в ситуациях жизненного риска. В этой основной позиции наша программа коренным образом отличается от тех идей, на которых базируется «Педагогика здоровья». Следует отметить, что при разработке хода и сюжетов занятий были заимствованы только наиболее удачные идеи этой программы. Например, как провести занятие по овладению навыками принятия решений или некоторые ударные приемы из раздела «Курение». При этом содержание самих занятий не является заимствованным, а разработано авторами данных рекомендаций, исходя из следования основной нравственно-ценностной идее. Кроме незначительной части, идеи и содержание остальных занятий являются абсолютно оригинальными. Основная цель предлагаемой программы и методических рекомендаций — передача в руки педагогических работников знаний и эффективных методических приемов для проведения с учащимися подросткового возраста занятий по пропаганде здорового образа жизни, которые они могли бы осуществить во время учебы. Данная программа и методические рекомендации при их использовании позволяют системно решать проблемы первичной профилактической работы среди учащихся, понимаемые как заблаговременно предпринимаемые педагогом действия, направленные на формирование знаний, умений и потребности в здоровом образе жизни и позволяющие впоследствии учащимся самостоятельно справляться с проблемами реального бытия. Предлагаемая программа базируется на принципах вариативности, модульности и личностно-деятельностного подхода. Принцип вариативности диктуется самой организацией содержания программы «Поговорим о здоровье». Каждый из разделов является самостоятельной тематической частью, содержащей различные занятия и виды работ. Учителя могут включать дополнительно в свои поурочные планы, добавлять к ним дидактические материалы, увеличивать объем справочной информации и обновлять ее, а также вносить свои предложения по работе с родителями и общественностью. Самостоятельность разделов программы определяет модульный подход в отборе содержания обучения. Этот принцип позволяет не только изучать каждый раздел независимо от другого, но и глобально простраивать общую стратегию знакомства с содержанием программы. Так решаются мировоззренческие и воспитательные задачи по формированию у ученика представлений о своем единстве с природой и другими людьми и о своем здоровье как о мере взаимодействия с этими «средами». Таким образом, знакомство с образовательным содержанием программы выступает не как цель, а как средство, организующее деятельность обучаемого по формированию у него мировоззренческих установок на здоровый образ жизни. Обучающие занятия построены таким образом, что все надлежащие выводы и выбор стратегии поведения каждый сделает самостоятельно. Следование принципам личностно-деятельностного подхода вэтой программе определяет ее методологический и методический аспекты. Теоретической основой данного курса являются: — философская концепция здоровья человека как единого целого; — экологический принцип гармоничной взаимосвязи здоровья человека с природой и социумом; — теория познания; — принципы возрастной физиологии и психологии; — теория эффективного общения и основы конфликтологии; — принцип ответственности; — теория принятия решений. Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа, определяют ее содержательный, технологический и методический аспекты. Содержательный аспект Данный курс основан на центральной идее, которую легко можно разъяснить детям. Стержневым понятием является понятие «единого целого», то есть здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в целом». Следующим важным принципом, используемым для обучения школьников, является представление об экологическом единстве человека с природой и социумом, о гармонизации этих взаимоотношений как основы здоровья. Программа «Поговорим о здоровье» построена на результатах изучения возрастных закономерностей развития ребенка. Поэтому основное внимание педагогов направляется на овладение построением таких занятий и видов работ, которые способствуют этому процессу. На занятиях педагоги должны следить за прогрессом в развитии детей, а также уделять особое внимание таким общепризнанным ценностям, как умение видеть цель, принимать решения и умение сказать «нет» в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников. При обучении по данной программе предполагается не только дать знания о принципах ЗОЖ, но и помочь четко определить свои нравственные принципы. В то же время в программе подчеркивается важность активного способа познания, то есть метода, который побуждает обучаемых принимать на себя ответственность за знания. Эмпирический путь познания предполагает, что знанию предшествует опыт. Инициатива в познании на основе собственного опыта исходит от познающего. Никто не в состоянии указать кому-либо, какие знания приобретать или что вынести из работы на занятиях. Определить ценность приобретенного опыта должен сам обучаемый. Обязанность преподавателя — уметь создавать на уроке благоприятную атмосферу, которая бы способствовала усвоению материала учениками и помогала им правильно выбрать жизненную стратегию поведения. Это предполагается осуществлять с помощью разнообразия методов обучения, что делает образовательный процесс более творческим и позволяет воздействовать на обучаемого многопланово. В программе, естественно, широко реализуются и другие идеи. Например, идея уважения и сотрудничества, которая оговаривается через правила эффективного общения на проводимых занятиях как для обучающего, так и обучаемого. Эти принципы эффективного взаимодействия педагог предлагает учащимся освоить на практических занятиях раздела «Общение и конфликты» и в различных вариантах групповой деятельности с тем, чтобы они могли затем это использовать на других занятиях. Модель данной образовательной программы базируется на принципе ответственности личности за себя как индивида и члена общества. Ответственное поведение по отношению к себе и другим является важной составной частью процесса формирования члена общества. Программа и методические рекомендации содержат занятия и виды работ, рассчитанные на то, чтобы помочь обучаемым осознать, что они являются важной частью общества и что социально ответственное поведение означает для них отказ от употребления наркотиков, отказ от курения и алкоголя, выражается в стремлении достичь высокого уровня здоровья, как своего, так и общества в целом. В контексте такой модели обучения используются занятия, в основе которых лежат принципы теории принятия решений на основе дихотомического подхода и прогнозирования ожидаемого результата поведения либо в пользу своего здоровья, либо во вред ему. Технологический аспект Содержание программы диктует широкое использование интерактивных технологий обучения, основанных на режиме диалога и сотрудничества обучаемого и обучающего. Такой принцип построения обучения позволяет решать также задачу формирования у обучаемого модельного эмпирического опыта по различным аспектам здорового образа жизни, без использования неэффективной системы запугивания для формирования устойчивых аверсивных установок на ситуации, связанные с различными здоровье-разрушающими формами поведения. Методический аспект При работе с программой основной акцент делается на владение педагогами различными методическими приемами. Наиболее адекватными в реализации данного курса являются так называемые активные формы обучения, которые позволяют обучаемому включаться в процесс освоения знаний. Конечно, этот подход не исключает использования традиционных форм усвоения содержания программы, таких, как лекция и чтение текстов. Однако их использование сведено к минимальному объему, так как эти приемы ставят обучаемого в положение пассивного слушателя, что не формирует активные навыки и умения в плане ЗОЖ. Предпочтение отдается различным формам групповой работы. Обсуждение в группах — устный обмен мнениями между обучаемыми и педагогами — позволяет каждому поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями по определенной теме. Обсуждение углубляет понимание материала и предоставляет возможность практического использования полученных знаний. «Мозговой штурм» — распространенный способ обучения, он предполагает свободный обмен мнениями по определенной проблеме. Такой способ обучения, как показывает практика, повышает усвоение знаний до 50 % . Важным элементом является обучение практикой действия (70 % усвоения). При проведении ролевых игр или проигрывании ситуаций обучаемым предлагается представить себя в той или иной роли в разные жизненных ситуациях. Ролевые игры или обучение практикой действия рассчитаны на то, чтобы помочь обучаемому проанализировать свои чувства, мысли и поступки в обстановке, близкой к реальности. Эти игры могут давать обильный материал для обсуждения и должны быть увлекательными. Наиболее высокоэффективным признается выступление в роли обучающего (90 % усвоения). Обучаемый, который преподает материал другим, сам закрепляет 90 % преподаваемого материала. Этот способ обучения предлагается использовать педагогам для опережающих заданий, в настоящее время его широко применяют для подготовки добровольных помощников или школьных волонтеров. Подготовленный педагогом консультант одноклассников или ученик, который обучает своих сверстников, — это один из самых эффективных способов привлечь внимание обучаемых и заставить их изменить свое поведение. Этот способ меняет поведение ученика-обучающего в той мере, в какой влияет на его сверстников. В подростковом возрасте влияние сверстников, пожалуй, наиболее сильно, чем любой другой период жизни. Обучение с помощью сверстников признано одним из наиболее эффективных способов влияния на поведение подростков и их отношение к Окружающему миру. Такой подход очень важен при обучении и формировании навыков и установок на ЗОЖ. При обучении педагоги не должны забывать, что их занятия будут интереснее при использовании аудиовизуальных средств наглядных пособий. Поощряется изготовление наглядных Пособий на уроках. В качестве прогнозируемого результата обучения по программе можно ожидать: — изменение целевых и ценностных установок учащихся с ориентацией на здоровье и здоровый образ жизни, а также здоровье планеты; — получение теоретических знаний о здоровье и здоровом образе жизни и практических навыков его сохранения, которые они будут использовать в своей жизни; — овладение учениками умениями принимать решения в сложных жизненных ситуациях, руководствуясь здоровьем как одной из высших ценностей человеческого бытия; — овладение учащимися навыками эффективного общения, умениями выходить из конфликта; — формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельной деятельности, самостоятельного познания и мышления. Результативность обучения оценивается различными способами. В программе и методических рекомендациях широко представлены различные виды анкетирования, позволяющего оценить как усвоение содержания программы, так и уровень изменения ценностных установок обучаемого. Другие навыки и умения контролируются при решении проблемных ситуаций, а также выполнении самостоятельных работ, связанных с разработкой различных проектов при проведении занятий. ПРОГРАММА «Поговорим о здоровье» Классные часы для старшеклассников (8—11 классы) (40 часов) |
![]() | История философии: Методические рекомендации. 2-е изд. Н. Новгород: нгпу. 2003. 34 с | ![]() | Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных... |
![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения факультета психологии и педагогики, обучающихся... | ![]() | Грибова Л. Н. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования... |
![]() | Нижегородский областной конкурс исследовательских работ учащихся «Экология и здоровье человека», 2 ноября 2010 г., Нижний Новгород:... | ![]() | Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам... |
![]() | Лекционный курс рассчитан на 20 часов, практические занятия 12 часов (отводятся для анализа внутриличностных, межличностных и групповых... | ![]() | Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования |
![]() | Российской Федерации по высшему образованию. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению... | ![]() | Российской Федерации по высшему образованию. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению... |