Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр




НазваниеПрограмма и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр
страница1/12
Дата публикации17.06.2013
Размер1.41 Mb.
ТипПрограмма
exam-ans.ru > Информатика > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Поговорим о здоровье


ПРОГРАММА и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению факультативов

и классных часов для старших школьников
Нижний Новгород

Нижегородский гуманитарный центр

2006

ББК 51.204.0 П43
Научный руководитель и ответственный редактор

д-р биол. наук, зав. лабораторией проблем здоровья в образовании О. С. Гладышева

Автор основной идеи программы и программы классных часов ^ О. С. Гладышева
Авторы и составители разделов методических рекомендаций:

Абросимова Ирина Юрьевна — ст. научный сотрудник лаборато­рии проблем здоровья в образовании (4—8);

^ Алексеева Елена Владимировна — зав. кафедрой естественно­научного образования (3);

Гладышева Ольга Семеновна — д-р биол. наук, профессор, зав. ла­бораторией проблем здоровья в образовании НИРО (1—6, 8);

^ Грудзинская Елена Юрьевна — канд. хим. наук, доцент ННГУ (7);

Камин Андрей Александрович — психотерапевт городского консуль­тационно-диагностического центра охраны психического здоровья (2);

^ Кузоватова Елена Ефимовна — канд. мед. наук, сотрудник При­волжского регионального центра по борьбе и профилактике СПИДа (6);

Марико Валерия Валерьевна — сотрудник ННГУ (7);

Носов Николай Николаевич — канд. мед. наук, руководитель При­волжского регионального центра по борьбе и профилактике СПИДа (6);

^ Швец Ирина Михайловна — д-р пед. наук, профессор ННГУ (7)

Поговорим о здоровье: программа и методические П43 рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников / Нижегор. ин-т разви­тия образования. — Н. Новгород: Нижегородский гума­нитарный центр, 2006. — 126 с.

18ВК 5-7565-0274-2

Программа и методические рекомендации «Поговорим о здоровье» адресованы классным руководителям, социальным педагогам, психо­логам, организующим учебно-воспитательную деятельность учащих­ся старших классов средней школы, ПУ, детских домов и др. по изу­чению и усвоению принципов ЗОЖ. В пособии предложены кон­кретные разработки уроков, которые могут быть использованы при подготовке и проведении классных часов или факультативных занятий.

Программа рекомендована к печати областным экспертным со­ветом гтри департаменте образования Нижегородской области.

ББК 51.204.0

I8ВN 5-7565-0274-2

Нижегородский институт развития образования,

2006

Нижегородский гуманитарный центр, 2006

Пояснительная записка
Методические рекомендации «Поговорим о здоровье» адресованы классным руководителям, воспитателям, соци­альным педагогам и психологам для работы со школьни­ками старших классов (8—11), учащимися ПТУ, воспитан­никами детских домов и приютов. Они содержат учебно-воспитательную программу из восьми отдельных модулей, посвященных различным аспектам здоровья человека и здоровому образу жизни. Эти модули могут изучаться как отдельно, так и последовательно, потому что объединены сквозной идеей формирования у подростков нравственно-ценностных ориентиров на здоровье и здоровый образ жиз­ни. Каждый раздел программы сопровождается методичес­кими рекомендациями по проведению занятий.

Актуальность владения такими знаниями для современ­ного подростка совершенно очевидна в связи с серьезным обострением в обществе проблем социальной дезадапта­ции детей и молодежи, результатом которой является еже­годный рост правонарушений, совершаемых детьми и под­ростками. Употребление несовершеннолетними и моло­дежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью нации. За период 1999—2001 годов появились директивные документы федерального уровня (Федераль­ная целевая программа «Комплексные меры противодей­ствия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обо­роту. 1999—2001», «Концепция профилактики злоупотреб­ления психоактивными веществами в образовательной среде»), рекомендующие и обязывающие педагогических работников формировать у школьников установки на ЗОЖ и первичную профилактику вредных привычек, таких, как табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.

В основу программы и методических рекомендаций по­ложены наиболее удачные идеи из программы «Педагоги­ка здоровья» (под ред. С. Шапиро). Эта программа начала действовать в Нижнем Новгороде с сентября 1994 года после ее перевода на русский язык в рамках проекта, который поддерживался международным фондом «Культурная ини­циатива». Поначалу программа апробировалась в США, а затем в странах Центральной и Восточной Европы. Одна­ко в том виде, в котором она дошла до нас, ее использова­ние в российских общеобразовательных учреждениях было малореальным. Во-первых, для этого необходимо было вы­делить определенное время в учебном плане, так как она чрезвычайно громоздка по содержанию. Во-вторых, многие занятия требовали адаптации к условиям российской дей­ствительности. Но главное заключалось в том, что основное направление, которое она предлагала реализовать, — это знаниевое, просвещенческое, ибо, по мнению ее авторов, толь­ко знание необходимо для выбора правильной стратегии поведения подростком. Согласно нашим представлениям, в основе подобной программы должны быть заложены нрав­ственно-ценностные ориентиры. Они и только они способ­ны при прочих условиях, например необходимых знаниях о здоровом образе жизни, определить вектор выбираемых линий поведения в ситуациях жизненного риска. В этой основной позиции наша программа коренным образом от­личается от тех идей, на которых базируется «Педагогика здоровья». Следует отметить, что при разработке хода и сюжетов занятий были заимствованы только наиболее удач­ные идеи этой программы. Например, как провести заня­тие по овладению навыками принятия решений или неко­торые ударные приемы из раздела «Курение». При этом содержание самих занятий не является заимствованным, а разработано авторами данных рекомендаций, исходя из сле­дования основной нравственно-ценностной идее. Кроме не­значительной части, идеи и содержание остальных занятий являются абсолютно оригинальными.

Основная цель предлагаемой программы и методичес­ких рекомендаций — передача в руки педагогических работников знаний и эффективных методических приемов для проведения с учащимися подросткового возраста занятий по пропаганде здорового образа жизни, которые они могли бы осуществить во время учебы.

Данная программа и методические рекомендации при их использовании позволяют системно решать проблемы первичной профилактической работы среди учащихся, по­нимаемые как заблаговременно предпринимаемые педаго­гом действия, направленные на формирование знаний, уме­ний и потребности в здоровом образе жизни и позволяю­щие впоследствии учащимся самостоятельно справляться с проблемами реального бытия.

Предлагаемая программа базируется на принципах ва­риативности, модульности и личностно-деятельностного подхода. Принцип вариативности диктуется самой органи­зацией содержания программы «Поговорим о здоровье». Каждый из разделов является самостоятельной тематиче­ской частью, содержащей различные занятия и виды ра­бот. Учителя могут включать дополнительно в свои поуроч­ные планы, добавлять к ним дидактические материалы, уве­личивать объем справочной информации и обновлять ее, а также вносить свои предложения по работе с родителями и общественностью.

Самостоятельность разделов программы определяет мо­дульный подход в отборе содержания обучения. Этот прин­цип позволяет не только изучать каждый раздел независи­мо от другого, но и глобально простраивать общую страте­гию знакомства с содержанием программы. Так решаются мировоззренческие и воспитательные задачи по формиро­ванию у ученика представлений о своем единстве с приро­дой и другими людьми и о своем здоровье как о мере вза­имодействия с этими «средами». Таким образом, знаком­ство с образовательным содержанием программы выступает не как цель, а как средство, организующее деятельность обу­чаемого по формированию у него мировоззренческих уста­новок на здоровый образ жизни. Обучающие занятия по­строены таким образом, что все надлежащие выводы и выбор стратегии поведения каждый сделает самостоятельно. Сле­дование принципам личностно-деятельностного подхода вэтой программе определяет ее методологический и методи­ческий аспекты.

Теоретической основой данного курса являются:

— философская концепция здоровья человека как еди­ного целого;

— экологический принцип гармоничной взаимосвязи здоровья человека с природой и социумом;

— теория познания;

— принципы возрастной физиологии и психологии;

— теория эффективного общения и основы конфликто­логии;

— принцип ответственности;

— теория принятия решений.

Ведущие теоретические идеи, на которых базируется программа, определяют ее содержательный, технологический и методический аспекты.
Содержательный аспект
Данный курс основан на центральной идее, которую легко можно разъяснить детям. Стержневым понятием является понятие «единого целого», то есть здоровье следует пони­мать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых час­тей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно вли­яет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в целом». Следующим важным принципом, используемым для обучения школьников, является представление об экологи­ческом единстве человека с природой и социумом, о гармо­низации этих взаимоотношений как основы здоровья.

Программа «Поговорим о здоровье» построена на ре­зультатах изучения возрастных закономерностей развития ребенка. Поэтому основное внимание педагогов направля­ется на овладение построением таких занятий и видов ра­бот, которые способствуют этому процессу. На занятиях пе­дагоги должны следить за прогрессом в развитии детей, а также уделять особое внимание таким общепризнанным ценностям, как умение видеть цель, принимать решения и умение сказать «нет» в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников.

При обучении по данной программе предполагается не только дать знания о принципах ЗОЖ, но и помочь четко определить свои нравственные принципы. В то же время в программе подчеркивается важность активного способа познания, то есть метода, который побуждает обучаемых принимать на себя ответственность за знания. Эмпиричес­кий путь познания предполагает, что знанию предшествует опыт. Инициатива в познании на основе собственного опы­та исходит от познающего. Никто не в состоянии указать кому-либо, какие знания приобретать или что вынести из работы на занятиях. Определить ценность приобретенного опыта должен сам обучаемый. Обязанность преподавате­ля — уметь создавать на уроке благоприятную атмосферу, которая бы способствовала усвоению материала учениками и помогала им правильно выбрать жизненную стратегию поведения. Это предполагается осуществлять с помощью разнообразия методов обучения, что делает образователь­ный процесс более творческим и позволяет воздействовать на обучаемого многопланово.

В программе, естественно, широко реализуются и другие идеи. Например, идея уважения и сотрудничества, которая оговаривается через правила эффективного общения на проводимых занятиях как для обучающего, так и обучае­мого. Эти принципы эффективного взаимодействия педагог предлагает учащимся освоить на практических занятиях раздела «Общение и конфликты» и в различных вариантах групповой деятельности с тем, чтобы они могли затем это использовать на других занятиях.

Модель данной образовательной программы базируется на принципе ответственности личности за себя как инди­вида и члена общества. Ответственное поведение по отно­шению к себе и другим является важной составной частью процесса формирования члена общества. Программа и ме­тодические рекомендации содержат занятия и виды работ, рассчитанные на то, чтобы помочь обучаемым осознать, что они являются важной частью общества и что социаль­но ответственное поведение означает для них отказ от упо­требления наркотиков, отказ от курения и алкоголя, выражается в стремлении достичь высокого уровня здоровья, как своего, так и общества в целом. В контексте такой мо­дели обучения используются занятия, в основе которых ле­жат принципы теории принятия решений на основе дихо­томического подхода и прогнозирования ожидаемого резуль­тата поведения либо в пользу своего здоровья, либо во вред ему.
Технологический аспект
Содержание программы диктует широкое использова­ние интерактивных технологий обучения, основанных на режиме диалога и сотрудничества обучаемого и обучающе­го. Такой принцип построения обучения позволяет решать также задачу формирования у обучаемого модельного эм­пирического опыта по различным аспектам здорового об­раза жизни, без использования неэффективной системы запугивания для формирования устойчивых аверсивных ус­тановок на ситуации, связанные с различными здоровье-разрушающими формами поведения.
Методический аспект
При работе с программой основной акцент делается на владение педагогами различными методическими приема­ми. Наиболее адекватными в реализации данного курса яв­ляются так называемые активные формы обучения, кото­рые позволяют обучаемому включаться в процесс освоения знаний. Конечно, этот подход не исключает использования традиционных форм усвоения содержания программы, та­ких, как лекция и чтение текстов. Однако их использова­ние сведено к минимальному объему, так как эти приемы ставят обучаемого в положение пассивного слушателя, что не формирует активные навыки и умения в плане ЗОЖ. Предпочтение отдается различным формам групповой ра­боты. Обсуждение в группах — устный обмен мнениями между обучаемыми и педагогами — позволяет каждому по­делиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями по определенной теме. Обсуждение углубляет понимание ма­териала и предоставляет возможность практического использования полученных знаний. «Мозговой штурм» — рас­пространенный способ обучения, он предполагает свобод­ный обмен мнениями по определенной проблеме. Такой способ обучения, как показывает практика, повышает усво­ение знаний до 50 % .

Важным элементом является обучение практикой дей­ствия (70 % усвоения). При проведении ролевых игр или проигрывании ситуаций обучаемым предлагается предста­вить себя в той или иной роли в разные жизненных ситуа­циях. Ролевые игры или обучение практикой действия рас­считаны на то, чтобы помочь обучаемому проанализировать свои чувства, мысли и поступки в обстановке, близкой к реальности. Эти игры могут давать обильный материал для обсуждения и должны быть увлекательными. Наиболее вы­сокоэффективным признается выступление в роли обуча­ющего (90 % усвоения). Обучаемый, который преподает материал другим, сам закрепляет 90 % преподаваемого ма­териала. Этот способ обучения предлагается использовать педагогам для опережающих заданий, в настоящее время его широко применяют для подготовки добровольных по­мощников или школьных волонтеров. Подготовленный пе­дагогом консультант одноклассников или ученик, который обучает своих сверстников, — это один из самых эффек­тивных способов привлечь внимание обучаемых и заста­вить их изменить свое поведение. Этот способ меняет пове­дение ученика-обучающего в той мере, в какой влияет на его сверстников. В подростковом возрасте влияние сверст­ников, пожалуй, наиболее сильно, чем любой другой пери­од жизни. Обучение с помощью сверстников признано од­ним из наиболее эффективных способов влияния на пове­дение подростков и их отношение к Окружающему миру. Такой подход очень важен при обучении и формировании навыков и установок на ЗОЖ. При обучении педагоги не должны забывать, что их занятия будут интереснее при ис­пользовании аудиовизуальных средств наглядных пособий. Поощряется изготовление наглядных Пособий на уроках.

В качестве прогнозируемого результата обучения по программе можно ожидать:

— изменение целевых и ценностных установок учащих­ся с ориентацией на здоровье и здоровый образ жизни, а также здоровье планеты;

— получение теоретических знаний о здоровье и здоро­вом образе жизни и практических навыков его сохране­ния, которые они будут использовать в своей жизни;

— овладение учениками умениями принимать решения в сложных жизненных ситуациях, руководствуясь здоровь­ем как одной из высших ценностей человеческого бытия;

— овладение учащимися навыками эффективного об­щения, умениями выходить из конфликта;

— формирование и развитие у учащихся навыков са­мостоятельной деятельности, самостоятельного познания и мышления.

Результативность обучения оценивается различными способами. В программе и методических рекомендациях широко представлены различные виды анкетирования, позволяющего оценить как усвоение содержания програм­мы, так и уровень изменения ценностных установок обуча­емого. Другие навыки и умения контролируются при ре­шении проблемных ситуаций, а также выполнении само­стоятельных работ, связанных с разработкой различных проектов при проведении занятий.
ПРОГРАММА «Поговорим о здоровье»

Классные часы для старшеклассников

(8—11 классы)

(40 часов)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр iconМетодические рекомендации Нижний Новгород 2006 Печатается по решению...
История философии: Методические рекомендации. 2-е изд. Н. Новгород: нгпу. 2003. 34 с

Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр iconМетодические рекомендации по учебной практике студентов 1 курса Нижний Новгород
Методические рекомендации предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения факультета психологии и педагогики, обучающихся...

Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр iconМетодические рекомендации по педагогической практике для студентов...
Грибова Л. Н. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования...

Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр iconО конкурсе исследовательских работ учащихся
Нижегородский областной конкурс исследовательских работ учащихся «Экология и здоровье человека», 2 ноября 2010 г., Нижний Новгород:...

Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам...

Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины: 9 Методические...
Лекционный курс рассчитан на 20 часов, практические занятия 12 часов (отводятся для анализа внутриличностных, межличностных и групповых...

Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр iconМетодические рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр iconМетодические рекомендации по написанию эссе Данные методические рекомендации...
Российской Федерации по высшему образованию. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению...

Программа и методические рекомендации по проведению факультативов и классных часов для старших школьников Нижний Новгород Нижегородский гуманитарный центр iconМетодические рекомендации по написанию эссе Данные методические рекомендации...
Российской Федерации по высшему образованию. Методические рекомендации составлены в целях унификации требований к содержанию, оформлению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную