Новороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка




НазваниеНовороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка
страница1/5
Дата публикации17.07.2013
Размер0.68 Mb.
ТипРеферат
exam-ans.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОРОССИЙСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ »

Факультет английского языка

Кафедра социально- гуманитарных психолого- педагогических дисциплин

Средства массовой информации как фактор социо- культурнго развития подростка
Курсовая работа по психологии


Выполнил: Тимина Анастасия Алексеевна

Заочное отделение, курс 4 группа 402

Проверил: Научный руководитель кандидат

педагогических наук, доцент

Писаревская Маргарита Анатольевна
Новороссийск- 2009

Содержание
Введение……………………………………………………………….3 1.Проблемы воспитания и социо - культурного развития подростков……………………………………………………………..52. Влияние СМИ на социо- культурное развитие подростков…….12 3.Эмпирическое исследование влияния СМИ на социо - культурное развитие подростков………………………………………….………24

Заключение……………………………………………………………41

Список литературы…………………………………………….……..45

Приложение…………………………………………………………...47

Введение

В XXI веке стремительное развитие телекоммуникаций, радиовещания, широкий выбор СМИ для распространения любых данных, революционные изменения информационных и коммуникационных технологий оказывают огромное влияние на все стороны жизни человека, особенно играя большую роль в жизни современного подростка. Свободный доступ к неограниченным информационным ресурсам, в первую очередь, большому числу телевизионных каналов, разнообразным печатным изданиям, а также открытый доступ к Интернету (в т. ч с помощью мобильного телефона) помогает ребёнку найти ответ на любой возникающий вопрос. Если раньше таким источником служили школа, семья, родители, то сейчас их заменяют СМИ. Но психика ребёнка в подростковом возрасте достаточно уязвима, и формирование его личности как раз таки происходит под воздействием средств массовой информации, которые меняют представления молодого человека о различных предметах, явлениях, событиях. Существует большое количество полезных и познавательных программ, радиопередач и т.д., так необходимых для ребёнка, но наряду с этим на подростка обрушивается мощный поток отрицательной информации, с экранов телевизора, с интернет-сайтов, рекламы, музыки, молодёжных журналов и т.д. Конечно, многие родители могут просто запретить смотреть, читать, слушать то, что, по их мнению, не подходит их ребёнку, но ведь давно известно, «что то, что плохо и запрещено, то интересно». Поэтому возникает необходимость помочь подростку задуматься над тем, сколько времени в день, месяц, год он проводит в «общении» с телевизором, компьютером, какую он получает информацию, чтобы он понял, что всё то, что нам преподносят СМИ, необходимо анализировать, оценивать.

Через средства массовой информации современный человек получает возможность:

  • расширить кругозор,повысить уровень культуры;

  • быть в курсе происходящих событий во всех уголках земного шара;

  • быть информированным в сфере политике, экономики, культуры и т.д.;

  • познакомиться с различными точками зрения на проблемы общественного развития.

Следовательно, СМИ сегодня могут рассматриваться как один из факторов, способствующих социо-культурному развитию подростка, а также нравственному становлению личности. Именно поэтому нами была выбрана тема: «Средства массовой информации как фактор социально-культурного развития подростка ».

^ Цель исследования: выявить влияние СМИ на социо-культурное развитие подростка

Задачи: 1) Рассмотреть проблемы воспитания и социо- культурного

развития подростков;

2) Определить влияние СМИ на социо- культурное развитие

подростков;

3) Провести эмпирическое исследование влияния СМИ на

социо- культурное развитие подростков;

4) Разработать памятку для подростков и их родителей;

^ Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по теме

исследования, анализ, анкетирование, наблюдение, синтез, сопоставление, беседа, эксперимент, статистические и математические методы обработки полученных опытно-эксперименых данных исследования, анализ результатов исследования, обобщение полу­ченных данных.

^ 1. Проблемы воспитания и социо-культурного развития подростка.
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества [2].

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Важно учитывать все факторы влияния на развития личности, в то числе и факторы влияния средств массовой информации.

Подросток постоянно включен в те или иные формы общественной практики и если отсутствует ее специальная организация, если отсутствует планомерное положительное влияние со стороны факторов воздействия, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми и подростками из окружающих их факторов воздействия, из СМИ определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания, роль воспитательного воздействия средств массовой информации при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку [11].

Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. в своей работе «Молодежная субкультура и наркотики: социо- культурные и социо- психологические проблемы» под воспитанием социо-культурной ориентации определяют целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность [8].

Только в социальной среде в процессе целенаправленного формирования социо-культурной ориентации происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Здесь приобретает особое значение повышение интерактивности СМИ (от печатных средств массовой информации, от радио, телевидения, до интернета).

Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя [10].

По мнению Бокарева Н.Н., целенаправленное формирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности[5].

Рост круга потребностей, закон возвышения потребностей, развитие потребностно-мотивационной сферы определяют характер формирования конкретных черт и качеств личности. К таким конкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания, относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственного достоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость; готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность и убежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта и строгость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) понимать других людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять, взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти на определенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. И на воспитание всех этих сторон личности так или иначе могут воздействовать не только семья, окружающие ребенка люди, педагоги, но и средства массовой информации [11].

Названный ряд качеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств "абсолютных". Самое лучшее качество должно уравновешивать противоположное. Каждый человек обычно стремится найти социально приемлемую и лично для него оптимальную меру соотношения этих качеств в своей личности. Только при таких условиях, найдя себя, сложившись и сформировавшись как целостная личность, он способен стать полноценным и полезным членом общества.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке. И здесь опять таки огромную роль имеют средства массовой информации. Именно они, чаще всего в художественной, наглядной форме, способны порой донести до ребенка те идеалы гуманизма, которые очень сложно объяснить не только семье, но и опытному педагогу [7].

Другая важнейшая задача, которая описывается Журиным А.А. в сборнике «Образование и информационная культура», развития подростков – это воспитание их устойчивых учебно-познавательных интересов. Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность. Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений. Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой. Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов – естественнонаучному, гуманитарному и т.д.). И здесь большую значимость имеют средства массовой информации, обладающие высоким и до сих пор полностью не раскрытым потенциалом наглядности, имеющие возможности сделать изучение того или иного, даже, на первый взгляд, «сухого» теоретического вопроса, занимательным и увлекательным [9].

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания, составляющей частью которой сегодня, несомненно, являются и средства массовой информации [11].

Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.

Кон И.С. характеризуя "личность" имеет в виду "целостность", но такую "целостность", которая рождается в обществе, под воздействием окружающих факторов. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, в основе созревания которого лежат в основном адаптивные приспособительные процессы [11].

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д. При этом ребенок воспринимает те или иные роли не только из окружающей его жизни, но и из средств массовой информации. И здесь важно насколько точно и правильно будут донесены до подростка те или иные ролевые ориентиры.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм [2]. Именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей, когда на него начинают оказывать особое воздействие материалы СМИ, предназначенные для взрослой аудитории и тем самым привлекательные для подростка, возрасте роль средств массовой информации в социализации личности [10].

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности, в человеке формируется важнейшая, определяющая его, как развитую личность .

Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности. Точно также и средства массовой информации при восприятии подростком могут дать совершенно разные ориентиры развития, в зависимости от, заложенного в ребенке с самого раннего детства, воспитания.

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие[8]. Но эти качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе. А сегодня, в 2009 году, нельзя отрицать и безусловное влияние на развитие этих качеств, средств массовой информации.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка iconФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

Новороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка iconПриложение №1 к приказу № д-443
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Новороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка iconПриложение №1 к приказу № д-442
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Новороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка iconПриложение №1 к приказу №Д-203
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Новороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка iconИзвещение о проведении открытого аукциона
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Новороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка icon1 Средства малой механизации для выполнения
Тихорецким техникум железнодорожного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего...

Новороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка iconИзвещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №12
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Новороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка iconК Приказу №Д-504 от 03. 11. 2009 г. «Утверждаю» Зам директора по ахр /М. С. Канчер/ (подпись)
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Новороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка icon2. Цена и общая сумма контракта
Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский...

Новороссийский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «пятигорский государственный лингвистический университет» Факультет английского языка icon1 Железнодорожный путь Для специальности 190629 Техническая эксплуатация...
Тихорецким техникум железнодорожного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную