А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие)




НазваниеА. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие)
страница1/16
Дата публикации14.06.2013
Размер1.54 Mb.
ТипУчебное пособие
exam-ans.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



А. А. Чубур




Основы

антропологии


(учебное пособие)



ББК 22.3

Ч-81

Содержание

А. А. Чубур 1

Основы 1

антропологии 1

1

Рецензенты – С. В. Чернышов - канд. ист. наук, доцент кафедры Истории Отечества в 2

древности и средневековье, Брянский гос. университет им.И.Г.Петровского, 2

ISBN 5-94-228-00-3В  - Чубур А.А., 2005 3

Введение. Место антропологии в системе наук 4

Тема 1. История развития антропологического знания 5

Тема 2. История взглядов на антропогенез 11

Тема 3. Приматология. Эволюция приматов 18

Тема 4. Ранние гоминиды. Древнейший палеолит 24

Тема 5. Архантропы и палеоантропы. Ранний палеолит 30

Тема 6. Неоантропы. Верхний палеолит 38

Тема 7. Палеолит Подесенья (для дополнительного изучения) 44

Тема 8. Онтогенез человека 51

Тема 9. Морфология и конституциология человека 57

Тема 10. Расоведение (этническая антропология) 64

Тема 11. Культурная и социокультурная антропология 72

Тема 12. Социальная антропология: потребности человека 80

Тема 13. Социальная антропология: деятельность человека 87

Тема 14. Философская антропология 92

Вопросы к зачету: 98

Примерная тематика контрольных работ и рефератов 98

Рекомендуемая и использованная литература 99

- Пользователь ПК (Windows XP, MS Office (Word, Excel), Internet) 102

- Компьютерный дизайн и графика 102

- 1С: Бухгалтерия 102

- 1С: Зарплата и кадры 102

- 1С: Торговля и склад 102

На 1 с. обложки, слева-направо: – древнейшая женская статуэтка из Тан-Тан (250.000 л.н.), Виллендорфская «Венера» (25000 л.н.), Венера Милосская (II в. до н. э.)
^

Рецензенты – С. В. Чернышов - канд. ист. наук, доцент кафедры Истории Отечества в

древности и средневековье, Брянский гос. университет им.И.Г.Петровского,


Ч-81^ Чубур Артур Артурови

О с н о в ы а н т р о п о л о г и и (учебное пособие)

Брянск, Центр компьютерного обучения: 2005. – 96 с., илл.

Для студентов гуманитарных специальностей, изучающих курсы антропологии, социальной антропологии и Человек и его потребности, а также студентов-историков, изучающих археологию и историю первобытного общества и для интересующимися проблемами антропогенеза и места и роли человека в мире.

ББК 22.3
^

ISBN 5-94-228-00-3В - Чубур А.А., 2005


Светлой памяти моего первого учителя в археологии -

Марианны Давыдовны Гвоздовер (1917-2004)
^

Введение. Место антропологии в системе наук


Где, как и когда появился человек? Как образовались человеческие расы? Каково место, какова роль человека на нашей планете и во Вселенной? Как начинала формироваться человеческая культура? Для чего мы живем? Почему мы любим и дружим? Зачем нам игра? Почему мы такие разные и в то же время столь похожи? Эти и другие подобные вопросы изучает наука, которая называется «антропология». Название это происходит от греческих слов «антропос» - человек и «логос» - знание, учение. Антропология – наука о человеке. Точнее – речь о целом комплексе естественных и гуманитарных наук

Антропологические исследования ведутся в следующих направлениях:

  1. Физическая антропология (морфология человека), которая предполагает исследование антропогенеза и палеоантропологии;

  2. Этническая антропология (расоведение), познающая расы человека;

  3. Культурная и социальная антропология, изучающие формирование и развитие человеческой культуры, условия и формы социализации человека, его социальные институты;

  4. ^ Философская антропология, помогающая на глобальном уровне понять сущность человека и смысл его существования.

По мнению большинства исследователей, антропология все-таки наука, использующая в первую очередь биологические методы изучения человека с учетом социальной (общественной) сущности людей. Таким образом, она занимает пограничное положение между науками естественного и гуманитарного цикла.

Итак, главный объект изучения антропологии – сам человек. Это, с одной стороны, продукт онтогенетического развития, носитель биологических видовых черт, а с другой – отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной ограниченности существо, т.е. социальное существо, использующее знания и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Наиболее общие характеристики индивида (конкретного человека) – это целостность и своеобразие психофизической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающей средой, активность. Отличительная черта человека – дуализм в единстве: тело и душа – две составляющих, образующих единое целое. Поэтому каждый человек – не только индивид, но и личность. Это означает, что он является индивидом, занимающим определённое место в обществе, выполняющим конкретную общественно-полезную деятельность и отличающимся от других своими, только ему присущими, индивидуальными и социально-психологическими характеристиками. Исходя из этого, каждый человек является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования действительности. Сама деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя. Человек – это продукт развития общества и его истории, но с другой стороны и он сам – творец истории. Знание человека, опыт, активность познают историю общества и творят историю общества.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов и соответствует госстандартам высшего профессионального образования ОПД.Ф.01: Антропология и Человек и его потребности (понятие антропологии; ее место в системе наук и практике; антропогенез: эволюция человека; человек - личность - индиивидуальность; основные потребности, интересы и ценности человека; проблемы девиантности развития человека; антропологические основания социальной работы, комплексный подход исследования человека как целостности; представление о человеке как социально-природном существе; общности и различия его социальной сущности и биологической природы; психофизиологические возможности человека и их связь с социальной активностью; классические научные идеи духовно-культурной деятельности – философского, религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека; индивидуальные психические физиологические особенности человека – основа запросов и потребностей человека; социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания; структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов; оценка социальной значимости потребностей; методы удовлетворения потребностей сферой сервиса; обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов). Возможно использование книги студентами исторических специальностей, может она оказаться полезной и для читателей, интересующихся проблемами происхождения и развития человека, его места в обществе и во Вселенной.

Часть материала в предлагаемом пособии ориентирована на местные реалии, что делает его для студентов Брянска более живым, интересным и доступным и задействует в учебном процессе региональный компонент.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что является основным объектом исследования антропологии?

  2. Какие Вы знаете разделы антропологического знания?

  3. В чем проявляется дуализм сущности человека?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие) iconУчебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...

А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие) iconУчебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики»
Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,...

А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие) iconУчебное пособие в 2-х частях Часть 2
Физиологические основы психической деятельности: Учебное пособие в 2-х частях. – Н. Новгород: вгипу, 2008. – Часть 2: Физиология...

А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие) iconОсновы управленческой деятельности учебное пособие Москва
Учебное пособие рассчитано на студентов технических вузов, обучающихся по специальностям направления «Информационная безопасность»,...

А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие) iconУчебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л....
Книга написана в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 022200...

А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие) iconЕ. Б. Алексеев Алексеев Е. Б. Основы проектирования и технической...
Учебное пособие предназначено для слушателей Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов при изучении...

А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие) iconБреус Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на...
Основы теории и практики перевода с русского языка на английский: Учебное пособие. 2-е изд., испр и доп. — М.: Изд-во урао, 2000....

А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие) iconУчебное пособие. Уфа, рио багсу, 1999. 128 с. Рекомендовано к изданию...
Абдуллин а. Р. Основы глобалистики: Учебное пособие. Уфа, рио багсу, 1999. – 128 с

А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие) iconI. Понятийная и философская основы квалификации преступлений 3
Савельева B. С. Основы квалификации преступлений: учебное пособие. 2-е изд., перераб и доп. – М.: "Проспект", 2011 г. – 61 с

А. А. Чубур Основы антропологии (учебное пособие) iconЛазарев В. В. Основы права. Гриф мо РФ
Меньшов В. Л. Основы права. Учебное пособие (Серия: «Профессиональное образование» ) (Гриф) Инфра-М, М.: Форум, 2008

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную