Творческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа»




НазваниеТворческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа»
страница1/6
Дата публикации14.06.2013
Размер0.75 Mb.
ТипТворческая работа
exam-ans.ru > История > Творческая работа
  1   2   3   4   5   6


ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«Экологическое воспитание младших школьников»

Автор работы:

Сапронова Людмила Анатольевна,

учитель начальных классов МОУ

«Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края


Трусово - 2009

СОДЕРЖАНИЕ


Введение ………………………………………………………………… 3

Глава I. Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания. …………………………………………………………………… 4

1.1. Экология как наука, ее становление и развитие ……………… 4

1.2. Вклад отечественных и зарубежных педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспитания …………………………… 5

Глава II. Теория экологического воспитания. ……………………….. 7

2.1. Сущность экологического образования и воспитания ……...… 7

2.2. Цель и задачи воспитания у младших школьников экологической культуры …………………………………………………………………… 8

Глава III. Обобщение опыта…………………………………………….. 9

3.1. Из опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников …………………………………………………… ………. 9

3.2. Результативность ……………………………………………………. 21

Заключение……………………………………………………………….. 25

Библиография ………………………………………................................. 26

Приложение:

  1. Обобщение опыта «Экологическое воспитание младших школьников через интегрированные уроки» с разработками уроков и внеклассных мероприятий.

  2. Социальный проект «Школьная экологическая тропа».

  3. Программа кружка «Юный натуралист».


ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы: История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Я считаю, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

^ Цель работы: изучение проблемы экологического воспитания и определение путей по решению данной проблемы.

Задачи работы:

  • Провести анализ литературных источников по проблеме;

  • Обобщить и систематизировать информацию;

  • Обобщить и сформулировать выводы;

  • Обобщить опыт работы по проблеме.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы по экологическому воспитанию младших школьников, изучение нормативных, методических документов, изучение и анализ школьной документации;

  • изучение передового педагогического опыта;

  • педагогическое наблюдение;

  • беседы с детьми, учителями, родителями;

  • анкетирование, тестирование;

  • педагогический эксперимент;

  • методы статистической обработки данных.

Структура работы:

  • введение

  • основная часть

  • обобщение опыта

  • заключение

  • список литературы

  • приложение

Прогнозируемый результат:

  • определение практических путей по изучению и решению проблемы экологического воспитания младших школьников;

  • определение возможностей внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников;

^ ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

1.1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУКА, ЕЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ.

Как известно, существует более 120 определений экологии.

Вот некоторые из них.

"Экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизационных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы"- Биологический Энциклопедический Словарь, 1986 год.

"Экология - наука о сообществах" - Ф. Клементс, 1920 год.

"Экология - научная естественная история, имеющая дело с социологией и экономикой животных" - английский эколог Ч. Элтон, 1937 год.

"Экология - изучение структуры и функции природы" - американский ученый Х. Одум, 1959 год.

"Экология - наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в естественной среде обитания" - советский эколог С. Шварц, 1972 год.

Что же такое "экология"?

Классическая формула, приводимая во всех научных и популярных изданиях: "Экология - наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания". И это подтверждается этимологией данного слова. "Экос" - переводится с греческого как "жилище", "логос" наука. Т. е. экология- наука о "жилищных условиях" обитания организмов. В идеале экология стремится раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями и средой их обитания. Но до этого идеала еще далеко.

Данная наука относительно молодая, и возникла она из потребности сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно широки. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.
^ 1.2. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ ПРОШЛОГО В РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год) , Г. Песталоцци (1781-1787 гг.) , Ф. Дистерверг (1832 г.) . Впервые швейцарский педагог- демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж. -Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Ж. -Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.

Г. Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.

Против формального изучения и бездушного отношения к природе выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.), А. И. Герцен (1844 г.), Н. А. Добролюбов (1858 г.), Д. И. Писарев (1861 г.), Н. Г. Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). он отмечал, что изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".

Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности общения ребенка с природой развили и обобщили русский педагог А. Я. Герд, геолог, основоположник московской научной школы А. П. Павлови многие другие педагоги - натуралисты. Они создали ряд оригинальных пособий по методике естествознания в которых обосновывалась организация учебной деятельности школьников с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.

Например, в 1902 году была введена программа по природоведению составленная профессором Лесного института Д. Н. Кайгородовым.

Последователь Д. Н. Кайгородова - русский педагог-естественник В. В. Половцев в работе "Основы общей методики естествознания. "(1907 год) предложил ввести "биологический метод" изучения естествознания. Внедрение в школьное естествознание "биологического метода" можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся.

Несмотря на данные достижения в дореволюционной школе формировалось у учеников созерцательное отношение к природе.

И в первые годы советской власти учителям пришлось преодолевать этот недостаток воспитания и образования. В советской школе передовые учителя старались использовать то лучшее, что создали классики педагогики.

Процессу изучения природы и общению учащихся с нею придается новый деятельностный характер. Советский педагог Н. К. Крупская подчеркивала, что формирование отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде, протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране.

В советской школе природоохранительное образование развивалось по двум направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на уроках и экскурсиях, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.

С 1945 года по 1962 год природоведение велось методом объяснительного чтения: дети просто отрабатывали технику чтения, читая статьи о природе и ее охрану. Такой подход привел к тому, что несколько поколений было воспитано в духе потребительского отношения к природе, равнодушия к природе.

Но и в то время были педагоги, строящие воспитание на принципе связи обучения с природой.

Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка.

И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами.

Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А. А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы".

В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы.
^ ГЛАВА II. ТЕОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
2.1. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Я считаю, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. И поэтому его надо заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего. Прежде чем стать государственным и общественным деятелем, человеку надо экологизироваться - то есть приобщиться к природе, к ее логике и тем началам, из которых человечество когда-то произошло. Из этих начал произошли и наша духовность, и наш психологический и физиологический опыт приспособляемости к природе и к самому себе, и оттуда мы возьмем силы, чтобы выжить.

Процесс формирования экологической культуры рассматривается как единство трех проблем: - широкое разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания; - приобретение экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества; - формирование экологического сознания.

Экологическая культура включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство "Гражданина планеты Земля".

В экологическом воспитании две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Формирование экологического сознания происходит в основном на уроках. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроках, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

Таким образом, определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность; во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
^ 2.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» iconПлан работы мо учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №5»
Заседание мо по утверждению тематических планов и обсуждение результатов входных контрольных работ

Творческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа это нормативный документ, оп­ределяющий...
Содержание Образовательной программы моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края

Творческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный отчетный доклад
Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края

Творческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» iconЛопатина Маргарита Алексеевна Учитель начальных классов моу «Средняя...
Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует (И. Гёте)

Творческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» iconАнализ работы шмо учителей начальных классов мбоу «Основная общеобразовательная...
Работа школьного методического объединения учителей начальных классов строилась в соответствии с планом работы на 2012-2013 учебный...

Творческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» iconКраснодар столица Кубани
В 61 Автор-составитель Ворожко Ольга Николаевна, учитель начальных классов высшей категории моу-сош №15

Творческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» iconУчебный план личностное обучение и воспитание младших школьников...
...

Творческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» iconИспользование результатов независимого оценивания учебных достижений...
Из опыта работы по подготовке к егэ по географии учителя моу «Северная средняя школа» Атнаевой Л. Н

Творческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» iconУрок: математика- информатика
Учитель: Тарасова Т. И. Моу «Средняя общеобразовательная школа №9 п. Известковый»

Творческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор работы: Сапронова Людмила Анатольевна, учитель начальных классов моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» iconОписание передового педагогического опыта Описание передового педагогического...
Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную