Современная наука о появлении Израиля в Палестине




Скачать 98.29 Kb.
НазваниеСовременная наука о появлении Израиля в Палестине
Дата публикации14.06.2013
Размер98.29 Kb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > История > Документы

Современная наука о появлении Израиля в Палестине




A. Касвальдер в статье «Археология и происхождение Израиля»110 называет проблему происхождения Израиля и его появления в Палестине «все более темной загадкой».

Так называемая «американская школа» (к которой в 50-е годы присоединилась «израильская») устанавливала прямую связь между описанным в Нав. 1-11 военным захватом Ханаана и результатами некоторых раскопок. К последним относятся: Телль-Бейт-Мирзим, отождествлявшийся с Давиром; Бейтин, отождествлявшийся с Вефилем; Эт-Телль, отождествлявшийся с Гаем; Дан; Асор. Так, в Телль-Бейт-Мирзиме археологическая экспедиция Американской школы в Иерусалиме в 1926-28 гг. обнаружила остатки города, погребенные под глубоким слоем золы, древесного угля и извести, с признаками сильного обожжения. Город был идентифицирован как Давир. Экспедиция под руководством Олбрайта обнаружила в 1934 году при раскопках Бейтинского кургана остатки древнего города, разрушение которого пришлось на эпоху поздней бронзы и сопровождалось сильнейшим пожаром. Обнаружены были массивные фрагменты городской кирпичной стены, толщина которой составляла 2 м, огромное количество золы, перегоревшей земли, обгорелых предметов. Олбрайт говорил, что нигде в других местах Палестины он не видел следов столь сильного пожарища и разрушения. Бейтинский курган был идентифицирован как Вефиль.

Когда в начале 30-х годов Гарстанг, директор Британской Археологической школы в Иерусалиме раскопал Иерихон, он определил эти раскопки как веское доказательство разрушения города Иисусом Навином, с ранней – кон. XV века – датировкой этого разрушения. Двойные стены города обрушились, упав плашмя; устояла, сильно накренившись, только дворцовая стена. Внешняя стена сильно пострадала от огня. Под золой и павшими стенами Гарстанг открыл кладовые с запасами пшеницы, ячменя, чечевицы, фиников, от сильного жара превратившихся в уголь. Кроме того, были обнаружены кладовые дворца XVII-XVI вв., гончарные обломки из которых были отнесены ко времени не позднее 1380 года111.

Совместная британо-американская экспедиция 1952-53 гг. оспаривала выводы Гарстанга и датировала павшие стены Иерихона III-м тысячелетием. Согласно заключениям К. Кенион, руководителя этой экспедиции, все укрепления и сооружения были разрушены не позднее 2000 года112. Однако, выводы Кенион тоже не остаются бесспорными. Так, немецкий ученый Э. Церен все же относит катастрофу Иерихона к XV-XIII вв.113 Это тем более замечательно, что Церен – марксист: кому уж как не марксистам, казалось бы, на руку выводы Кенион.

Но все же большинство представителей «американской школы», бывшей до конца 60-х годов, без сомнения, лидером библейской археологии, усматривали в результатах своих раскопок яркие доказательства насильственного захвата Палестины, соотнося свои находки с тем, что описано в 1-11 главах книги Иисуса Навина114. Их открытия, действительно, демонстрируют, что крупные палестинские центры претерпели в эпоху поздней бронзы одно или более мощных разрушений.

В 20-30 годы берет начало так называемая «немецкая школа» историков Израиля. Ее главные представители, А. Альт и М. Нот, беря за отправную точку своих научных построений Суд. 1:1-36, выдвинули теорию мирного заселения израильтянами Ханаана («die Landnahme»), подобно часто имевшим место мирным миграциям кочевников-арамеев115. Но эта теория не была принята в широких научных кругах, так как не нашла археологических подтверждений, а также потому, что Альт не дал достаточно убедительного объяснения этого «мирного проникновения» кочевников-израильтян. Социологи упрекают Альта за недостаточное знание законов, регулирующих развитие примитивных обществ. Действительно, гипотеза «мирного проникновения» не только не объясняет, почему многие палестинские города были в эпоху поздней бронзы до основания разрушены, но и не позволяет увидеть процесс эволюции ханаанского общества от поздней бронзы к новым реалиям раннего железа. Оппонирующий гипотезе «мирного проникновения» Н. Лемке, в противоположность Альту и Ноту, предпочитает говорить об эволюции от предгосударственного общества к государственному, предполагающему централизацию культа, политики и администрирования116.

Однако, отдельные взгляды этих оппозиционеров теории «военного захвата» были приняты. Например, вслед за Альтом и Нотом большинство сегодняшних археологов, историков и социологов Ветхого Завета отдают предпочтение в достоверности 1-й главе книги Судей перед книгой Иисуса Навина, считая последнюю непреемлемой с исторической точки зрения. В 60-70-е гг. французский историк Израиля Р. Вё, базируясь на теории немецкой школы, писал о постепенном проникновении иммигрантов из Египта, о смешанном характере заселения Палестины, носившем иногда мирный, иногда военный характер117.

До конца 60-х годов теория «военного захвата» являлась доминирующей в историческом мире. Удар последовал со стороны все тех же социологов, выдвинувших новую гипотезу. Согласно этой гипотезе появление Израиля в Палестине объясняется как социальная революция подчиненных классов против правителей ханаанских городов-государств. Первым наброском новой гипотезы явилась небольшая публикация Дж. Менденхалля, вышедшая в свет в 1962 году118. Распространение и широкое применение теории «социальной революции» связано с именем Н. Готвальда119, придавшего ей научный характер. Готвальд взял много для обоснования этой теории из источников телль-Амарны, в памятниках которой представлено общество, дифференцированное на различные социальные классы, некоторые из которых интегрированы в общество, тогда как другие являются маргиналами политико-социальной системы. Среди последних главная роль принадлежит хабиру, которые своим присутствием в Палестине поздней бронзы причиняли большое беспокойство египетским административным центрам, таким как Мегиддо, Вефсан и др. Готвальд идентифицирует хабиру телль-амарнских рапортов с некоторыми израильскими коленами. Согласно Готвальду, одна группа израильтян, познакомившись с яхвизмом на Синае, принесла новую религию другим группам, обитавшим в Палестине, затем на основании новой религии был заключен союз, конфедерация «колен». Яхвистский культ, с его провозглашением социального равенства и свободы, стал вдохновением для израильтян, подвигая их к восстанию против деспотизма, характеризовавшего социальное устройство городов-государств Ханаана.

В эволюционном характере яхвизма заключается главная отличительная от предыдущих двух черта этой теории. Касвальдер120 утверждает, что последние археологические открытия демонстрируют достоверность теории «социальной революции», предложенной Готвальдом. Касвальдер говорит, что, «возможно, только “дом Иосифа” спускался в Египет и сделал исход в то время как другие колена находились в Палестине, где позднее приняли яхвизм, который принесли им “сыны Иосифа”»121.

Такие построения, носят, конечно, чисто гипотетический характер122. Однако тому, что Израиль, согласно Готвальду, сформировался из двух составляющих – выходцев из Египта и тех, кто обитал в Ханаане – можно, как ни странно, найти соответствие в иудейском предании. Талмуд содержит предание , касающееся истории Ефрема, сына Иосифа. Согласно этому преданию, сыны Ефрема пытались преждевременно захватить Ханаан, но все они погибли в сражении123. Как бы ни было, большинство современных историков Израиля полагает, что Израиль был сформирован как свободная конфедерация семитских племен, скрепленных религиозным союзом-заветом. Последние археологические открытия показывают переход от поздней бронзы к раннему железу как постепенный, очень сложный процесс социальных, экономических, политических изменений, с локальными вариациями. Поскольку новые элементы материальной культуры, появляющиеся в Палестине вместе с Израилем, не находят себе аналогов вне Ханаана, это также позволяет сторонникам теории «социальной революции» утверждать, что археология находится в большем согласии с их гипотезой, чем с двумя другими124. Теория «социальной революции» остается господствующей по сегодняшний день.
Раскопки, проводившиеся в 80-90-е годы, не дали результатов, которые могли бы окончательно утвердить одну из трех теорий. Так что все три находят сегодня приверженцев среди ученых. В 1981 году А. Мазар представил результаты раскопок Гило, поселения на Иудейском нагорье. Он датировал поселение эпохой раннего железа. Относительно идентификации обитателей Гило и проблемы происхождения Израиля, Мазар отвергает возможность того, что Гило могло быть основано кочевниками, ставшими оседлыми: «Археология может дать положительное свидетельство о периоде заселения новых мест, до того безлюдных, но не может предъявить свидетельств заселения кочевниками уже обитаемых мест; указывает на разрушение некоторых важных хананейских городов в результате вооруженных конфликтов между израильтянами и хананеями, но не может доказать тотального завоевания»125. Итак, Мазар отвергает теорию «военного захвата» и предлагает видеть в поселениях эпохи раннего железа доказательство всего лишь «заселения».

В. Фриц, последовательный продолжатель «немецкой школы», на основании раскопок в пустыне Негев пришел к заключению, что они подтверждают основной тезис Альта о «мирном проникновении» полукочевых племен в зоны более сухие и менее обитаемые. Однако, хотя раскопки в Негеве и могут подтверждать такую модель заселения израильтянами Палестины, раскопки в долине Изреель и в Галилее не могут в нее укладываться. Фритц предпочитает говорить не о единовременном заселении Палестины израильтянами, а о долгом процессе перехода от хананейской цивилизации поздней бронзы, предназначенной к исчезновению, к новой, израильской, культуре раннего железa126. Только так, согласно Фрицу, можно объяснить то, что старые, хананейские, элементы культуры очень долго сосуществуют вместе с новыми, привносимыми пришельцами, идентифицируемыми как «израильтяне». Кроме этого, продолжается развитие старых форм: керамические изделия и культовые предметы эпохи раннего железа оказываются более развитыми формами таких же предметов эпохи средней и поздней бронзы. Фриц объясняет это так: «Несмотря на то, что израильские племена были изначально полукочевыми и этнически отличными от хананеев, явная ассимиляция и продолжение развития культуры поздней бронзы предполагает интенсивные контакты с ними. Эти отношения могли являться результатом сосуществования разных экономических форм в течение долгого времени»127.

Еще один современный библейский археолог, отвергающий теорию «военного захвата» – израильтянин И. Финкельштейн. В его тезисах, как считается, дается наиболее исчерпывающее на сегодня обоснование позиции противников теории «военного захвата»128. Исследования Финкельштейна сконцентрированы прежде всего на регионе, идентифицируемом с «горой Ефремовой», то есть там, где происходят многие события книги Иисуса Навина и эпохи Судей (Гай, Вефиль, Сихем, Шило – ср. Нав. 7-8. 1Цар. 1-3). Он выделяет некоторые характеристики заселения земли израильтянами. Раскопки не показали следов военного конфликта, но дали свидетельства постепенного взятия земли во владении. Сначала возникли израильские поселения в центральной части нагорья Ефрема-Манассии. Постепенно география поселений расширяется до территорий более отдаленных и труднодоступных, вплоть до Негева и Галилеи.

Из современных приверженцев традиционного взгляда на проблему появления Израиля в Палестине (теория «военного захвата») можно отметить В. Дэвера, ученика Райта. Относя себя к последователям старых археологов «американской школы» во взглядах на взаимоотношение Библии и археологии, он, впрочем, считает возможным подвергнуть ревизии многие идеи и заключения Райта, объясняя это тем, что за последние десятилетия библейская археология проделала немалый путь. Дэвер, отдавая историческое предпочтение книге Судей перед книгой Иисуса Навина, полагает, что захват Палестины представлял из себя очень долгий процесс и имел различные формы в зависимости от времени, региона и того или иного колена или группы колен. Различные формы заселения земли, согласно Дэверу, можно проиллюстрировать, сравнив, к примеру, Суд. 4-5 и войну против хананеев на севере с Суд. 17-18 и миграцией данитян129. В немалой степени благодаря Дэверу в последние два десятилетия наблюдается процесс примирения библейской археологии с исторической наукой Ветхого Завета.

Итак, современная библейская археология в лице самых известных своих представителей отказывает повествованию книги Иисуса Навина в какой-либо исторической ценности. Следует заметить, что поздняя датировка появления Израиля в Палестине не позволяет ученым доверять библейскому повествованию. Так, по статистике Дэвера только три поселения, названные в книге Иисуса Навина (Лахиш, Вефиль, Хазор), имеют уровни разрушения ок. 1200 года. А Касвальдер, ввиду дискуссионного характера раскопок в этих трех городах, вообще говорит, что археология не дает ни одного подтверждения разрушения палестинских городов около 1200 г.130 Но почему бы в этом случае не усомниться в поздней датировке исхода и появления Израиля в Палестине, не отодвинуть период завоевания на 200-300 лет назад и не вернуться к тому, что утверждала «американская школа» в 30-50-е годы? Но, кажется, сегодня вопрос датировки уже и не обсуждается нигде, кроме как только в фундаменталистских семинариях США131.

110 Kaswalder A. L’archeologia e le origini di Israele. “Rivista Biblica”, XLI (1993). P. 171-188.

111 Подробный обзор работы экспедиции Гарстанга дает в своем труде диакон Г. Дзичковский. Ibid. C. 43-48.

112 Wright J.E. Biblical Archaeology. Philadelphia, 1967. P. 78-79.

113 Церен Э. Библейские холмы. Москва, 1966. С. 288.

114 Albright W.F. The Archeology of Palestine. London, 1954. Wright J.E. Ibid. Yadin Y. Hazor. London, 1970. Yadin Y. Excavations at Hazor (1955-1958). “The Biblical Archaeologist Reader, №2 (1977). P. 191-224.

115 См. принципиальные работы: Alt A. Die Landnahme der Israeliten in Palästina. In “Reformationsprogramm der Universität Leipzig”. Leipzig, 1925. P. 134-169. Noth M. Geschichte Israels. Göttingen, 1950. Noth M. Das Buch Iosua. Tübingen, 1953.

116 Lemche N.P. Early Israel. Anthropological and Historical Studies on the Israelite Society Before the Monarchy. Leiden, 1985.

117 Vaux R. Histoire ancienne d’Israël. Des origines à l’installation en Canaan. Paris, 1971.

118 Mendenhall G.E. The Israelite Conquest of Palestine. “BA”, №25 (1962). P. 66-87.

119 Gottwald N.K. The Tribes of Yahweh. A Sociology of the Religion of Liberated Israel. New York, 1979.

120 Kaswalder A. Ibid.

121 Kaswalder A. Ibid. P. 187.

122 См. также: Steiberg. Out of the Desert? Archaeology and the Exodus/Conquest Narratives. Buffalo-New York, 1989. Автор утверждает, что по крайней мере одна группа израильтян совершила исход из Египта и принесла яхвизм другим группам, жившим в Ханаане, объединившись затем с ними в религиозный союз на основе новой веры.

123 Sanhedrin, 92b. Также: Targum des Chroniques 7:21 in “Analecta Biblica”, №51 (1971). Сантала Р. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. Санкт-Петербург, 1995. С. 160.

124 См. напр. статью все того же Касвальдера: Kaswalder A. L’archeologia e le origini di Israele. “Rivista Biblica”, XLI (1993). P. 171-188.

125 Mazar A. Gilo. Цит. по: Kaswalder A. L’archeologia e le origini di Israele. “Rivista Biblica”, XLI (1993). P. 171-188.

126 Fritz V. Introduzione all’Archeologia biblica. Brescia, 1991.

127 Fritz V. Ibid. P. 153.

128 Finkelstein I. The Archaeology of the Israelite Settlement. Jerusalem, 1988.

129 Dever W.G. Recent Archaeological Discoveries and Biblical Research. Seattle-London, 1990.

130 Kaswalder A. L’archeologia e le origini di Israele. “Rivista Biblica”, XLI (1993). P. 185.

131 Многое во взглядах и оценках современных ученых зависит от идеологии. К примеру, тот факт, что Иерихон, Гай, Девон в конце XIII – начале XII века были необитаемы, свидетельствует, скорее, о том, что они были ранее разрушены израильтянами, нежели о том, что не было никакого военного захвата Палестины, а была какая-то ползучая «социальная революция» евреев-хабиру.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современная наука о появлении Израиля в Палестине iconСознание и современная наука Введение
Количество явлений, которые не в состоянии объяснить современная материалистическая наука все возрастает, при этом все большее людей...

Современная наука о появлении Израиля в Палестине iconЛекция 25. (28. 02. 06) Месяц Адар
«Бог создал мир десятью высказываниями». О появлении слова «дибер». Отличие заповедей, данных Ноаху и народу Израиля. Новый параметр...

Современная наука о появлении Израиля в Палестине icon| |--архиепископ Михаил (Мудьюгин) Православное почитание икон
Целомудрие и телегония. Православная церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий

Современная наука о появлении Израиля в Палестине iconДревняя и современная наука
Братья! Предмет, о котором я буду беседовать с вами сегодня и в трех следующих лекциях, весьма сложный и трудный

Современная наука о появлении Израиля в Палестине iconЧто есть Земля Израиля?- если все впадины, и горы Израиля выпрямить, он есть- весь Мир
Эрец Исраэль иудеям, Он назвал их избранным народом, возложив тем самым огромную ответственность на этот Народ. Он заповедовал учить...

Современная наука о появлении Израиля в Палестине iconБ оги нового тысячелетия
Тем не менее, происхождение человека по-прежнему остается одной из многих тайн, которые не может объяснить современная наука. Читателей,...

Современная наука о появлении Израиля в Палестине icon41. Сциентизм и антисциентизм в современной научной рефлексии
А так как современная наука – это не только продукт европейской цивилизации, но и ее источник, движущая сила, то вопрос о судьбе...

Современная наука о появлении Израиля в Палестине iconТесты, социометрия и др I. Современная психология
Современная психология – это широко разветвлённая область человеческих знаний о закономерности развития и функционирования психики,...

Современная наука о появлении Израиля в Палестине iconСовременная наука 2012
С-с связи в ароматических соединениях разработан метод инженерного расчета динамики термической деструкции углерода и получены расчетные...

Современная наука о появлении Израиля в Палестине icon«Особенности употребления концепта Любовь в английской паремиологии»
На современном этапе развития языкознания современная лингвистическая наука все большее внимание уделяет сопоставительному изучению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную