План урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить»




Скачать 74.41 Kb.
НазваниеПлан урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить»
Дата публикации20.07.2013
Размер74.41 Kb.
ТипПлан урока
exam-ans.ru > История > План урока
Уроки 1-3. Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

Лепка и роспись собственной модели игрушки.
Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 5.

Тема: «Связь времён в народном искусстве».

Уроки №1-3.

Дата: 17.10.2011 г.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели:


  1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.

  2. Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре, своей Родине и её истории.

  3. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.

  4. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.


Оборудование и материалы:


  1. Видеофильмы «Народные промыслы», «Чуден град на Онеге», «Тайна птицы Сирин».

  2. Таблицы-схемы с изображением порядка изготовления игрушек.

  3. Таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек.

  4. Глиняные и пластилиновые модели игрушек.

  5. Таблицы-иллюстрации с изображением Дымковской, Филимоновской, Каргопольской глиняных игрушек.

  6. Литературный ряд.

  7. Музыкальный ряд: русские народные песни.

  8. Художественные материалы.


^ ПЛАН УРОКА 1


  1. Беседа об истории, отличительных особенностях и традиционных орнаментах Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушек.

  2. Просмотр фрагментов видеофильма.

  3. Постановка художественной задачи (выполнение эскиза выбранной модели игрушки).

  4. Практическое выполнение задания.

  5. Анализ работ и домашнее задание.


^ ПЛАН УРОКА 2


  1. Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица.

  2. Постановка художественной задачи (вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» для последующей росписи).

  3. Практическое выполнение задания.

  4. Анализ работ и домашнее задание.


^ ПЛАН УРОКА 3


  1. Беседа о традиционных орнаментах Дымковской, Филимоновской и Каргопольской игрушек.

  2. Постановка практической задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи модели игрушки).

  3. Практическое выполнение задания. Выставка работ.


Ход урока 1
Беседа
Учитель. Ребята! С самого раннего детства вас окружают игрушки. Вспомните, какие? Из чего сделаны? Где? Вот мячик. Все фабричные детские мячики похожи – один от другого не отличишь. А вот игрушки, которые у меня в руках (или изображены на плакатах на доске), все разные, второй такой нет, потому что сделаны они вручную.

В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только ни мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы … Ну а там, где жили гончары, лепили из глины. Из всех русских глиняных игрушек, пожалуй, наибольшей популярностью пользуются Дымковские. Вот эти игрушки, посмотрите!

(Демонстрация игрушек.)
Дымковская игрушка
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками.

Ласково и нежно называют эту игрушку «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
ДЫМКОВО
Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости.

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично,

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах.

Синейте охра с суриком

По всей земле в домах.
В. Фафанов
Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька…

Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

Но мы-то, ребята, уже знаем их глубокий символический смысл?!

Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.) Один цвет словно соперничает с другим. И потому пёстро, весело от такого хоровода красок! Это, пожалуй, самая нарядная игрушка.

Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

В настоящее время в центре города Вятки работаю художественные мастерские Дымковской игрушки.
^ Филимоновская игрушка
Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни – всех не перечесть – образуют весёлый, яркий хоровод. Барыни с тонкими талиями щеголяют в колоколообразных юбках и кокетливых шляпках; грациозно вытянул необычно длинную шею олень с могучими рогами; лихо скачет в горделивой позе всадник. И каждая фигурка к тому же свистит.

Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники народ выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных.

Делают игрушки из иссиня-чёрной местной глины, которая после обжига становится светлой.

Жёлтый, красный, зелёный – основные цвета, используемые в росписи. Они в сочетании со светлым тоном обожжённой глины создают неподражаемый «наряд» Филимоновской игрушки.

В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляются свой характер, своя поступь, свой голос.

Филимоновские игрушки стоят в одном ряду с лучшими произведениями русского народного искусства. Они экспонируются в музеях нашей страны и за рубежом.
^ Каргопольская игрушка
Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень.

Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству здешнему насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится.

Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов-лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы.

А вот Полкан – сказочное чудище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня.

В давние времена люди называли зверей своими братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

Ведь и у вас, ребята, есть любимые игрушки-зверята?!

Посмотрите, какие узоры на этих игрушках!

Где мастера подглядели эти узоры? Может, в поле, у полного зёрен колоса, у цветка на лугу, у ёлки в лесу, может, в небе у летящей снежинки, у Солнца, у вечерней звезды…

В наше время Каргопольские игрушки можно увидеть и в магазине сувениров, и на выставке, и в музее. Они не только радуют глаз, но могут без слов рассказать о многом.

Посмотрите, какие сюжеты выбрали мастера!
^ Постановка задачи
Учитель. А теперь выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы выполните её эскиз, а на следующих уроках слепите её и распишете. Приступайте.

^ Практическое выполнение задания.
Ход урока 2
Беседа о приёмах работы с пластилином
Учитель. Игрушки, о которых мы говорили на прошлом уроке, делают из глины, лепят. И здесь существуют свои законы и правила.

Для производства Дымковской и Каргопольской игрушек используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свёртывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комьев. Отдельные детали собирают и долепливают, используют жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведённым на молоке).

В Филимоново местные глины жирные, высокопластичные. При сушке на поверхности изделий образуются трещины. Их приходится разглаживать пальцами, а форма игрушки удлиняется, фигурки получаются вытянутыми, высокими. Это особенно заметно при лепке коней, коров, у которых получаются очень длинные шеи.

Но у нас с вами, ребята, в руках пластилин, его не нужно обжигать в печи. А вот форму выбранной игрушки мы постараемся сохранить.

Вспомним методы лепки:

  1. Вытяжка. Основной кусок пластилина формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела – шею, руки, ноги – до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, украшают игрушку накладными деталями. Посмотрите на схемы-таблицы. Например, так лепят куклу-барышню.

  2. Лепка из пласта. Раскатывают пласт толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.

Вы можете выбрать и комбинированный метод, то есть соединить 1 и 2 способы.

^ Практическое выполнение задания
Учитель. А теперь можете приступать к работе.

В конце урока все игрушки выбеливаются. (Хорошо использовать белую гуашь или клеевую побелку).
Ход урока 3
Постановка задачи
Учитель. Ребята! Сегодня мы будем расписывать свои игрушки.

Внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для той игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте и о цветовой гамме.

Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки? Какие? А для Филимоновской? Каргопольской? (см. урок 1).

Учитель. Хорошо. Приступайте к работе.
Выполнение задания.
Подведение итогов.
В конце урока хорошо бы провести выставку детских работ. Можно сгруппировать работы по промыслам «Вы откуда, мастера?!» или собрать все работы вместе, рассмотреть и проанализировать, чем отличаются друг от друга «барышни», «кавалеры», кони, птицы и т. д.

Выполненные работы используются для проведения и оформления итогового урока-праздника «Красота земли родной».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» iconУрока технологии в 6 классе. Тема урока «Птица Счастья»
На рабочих столах – наборы для работы с соленым тестом, технологическая карта и инструкция по технике безопасности

План урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» iconПлан – конспект дистанционного урока по Мировой художественной культуре...
Тема урока: «Образ простого человека – крестьянина в творчестве художников передвижников»

План урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» iconСимвол дифференциального оператора. Эллиптический дифференциальный...
Символ дифференциального оператора. Эллиптический дифференциальный оператор n-го порядка. Постановка основных краевых задач. Корректность...

План урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» iconМатематические модели cae систем
Описание и постановка прикладной задачи, реализованной в качестве дипломной работы. 33

План урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» iconМетодические указания по оформлению контрольной работЫ по дисциплине «Электротехника»
По общей электротехнике выполняется 1 контрольная работ, которая содержит 4 задачи. Номер варианта определяется последней цифрой...

План урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» iconПлан-конспект урока первое знакомство с вероятностью,простейшие комбинаторные задачи
Цель урока: формирование понятия вероятности и навыков вычисления вероятности событий в стандартных ситуациях

План урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» iconПравила проведения дистанционных уроков учителями Центра Дистанционный...
Учитель инициирует контакт с ребенком в начале урока, объявляет задачи урока и план его проведения, приглашает ребенка к общению...

План урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» iconРешение задач распознавания при большом числе элементов. Алгоритм...
Качественное описание задачи распознавания. Основные задачи построения систем распознавания. Классификация систем распознавания....

План урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» iconПлан. Введение. Основная часть. 1 Историческая справка. Происхождение...
Извлечение корней квадратных из отрицательного числа. Решение квадратных уравнений с отрицательным дискриминантом

План урока 2 Беседа о приёмах работы с пластилином и изготовлении основных образцов: барышня, конь, птица. Постановка художественной задачи вылепить модель по своему эскизу и «выбелить» iconПлан научно-методической работы. План работы научно-методического совета школы
I. Анализ методической и учебно-воспитательной работы за прошедший год и основные задачи на новый учебный год

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную