Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования»




НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования»
страница1/4
Дата публикации26.10.2014
Размер0.53 Mb.
ТипПрограмма
exam-ans.ru > История > Программа
  1   2   3   4


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ПЕАДГОГИЧЕСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Программа кандидатского экзамена для аспирантов

44.06.01 Образование и педагогические науки

2014
^ Печатается по рекомендации отдела

сертификации и методического сопровождения

образовательного процесса СурГПУ

Программа утверждена на заседании кафедры «17» января 2014 г., протокол № 6


^ ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: Программа кандидатского экзамена для аспирантов: Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки / Сост. М.В. Селиверстова. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» предназначена для аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки.

В настоящую программу включены требования к уровню подготовки аспирантов, описаны формы и процедуры экзамена, представлены содержание и структура экзаменационных билетов и критерии оценки.

Программа кандидатского экзамена разработана на основе действующих федеральных государственных требований к образовательным программам послевузовского профессионального образования (аспирантура), типовой программы-минимума кандидатского экзамена для аспирантов по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования, утвержденной 08.10.2007 № 274, и паспорта специальности, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59.

© Сургутский государственный педагогический университет, 2014

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Программа кандидатского экзамена для аспирантов «Общая педагогика, история педагогики и образования» и методические рекомендации составлены в соответствии со следующими документами федерального и вузовского уровня:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. № 696 «Об утверждении перечня кандидатских экзаменов»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2007 г. №274 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 марта 2011 № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)»;

  • СМК СурГПУ НП 67/1-2010 Положение о подготовке аспирантов и соискателей в ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»;

  • СМК СурГПУ НП 74-2010 Положение об экзаменационных, аттестационных и апелляционных комиссиях;

  • СМК СурГПУ ИР 62-2010 Инструкция рабочая «О порядке подготовки и проведения государственного экзамена»;

  • СМК СурГПУ ИМ 07-2010 Инструкция методическая «О порядке разработки и требованиях к структуре, содержанию и оформлению программы государственного экзамена».

Программа-минимум кандидатского экзамена по научной специальности 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.10.2007 г. № 274 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов».

Цель и задачи кандидатского экзамена
Цель: выявить уровень профессиональной компетентности и готовности аспиранта к научно-теоретической, исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области педагогики, истории педагогики и образования.

Задачи:

  • Определить степень сформированности научно-исследовательских компетенций;

  • Оценить уровень владения методами научной дискуссии в области педагогики и истории образования.

  • Оценить способности связывать педагогическую теорию с практикой обучения и воспитания в современных условиях.



^ Требования к уровню подготовки аспирантов
Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть мировоззренческое видение ими насущных педагогических проблем, сущности современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования.

Аспирант должен продемонстрировать в рамках кандидатского экзамена следующие уровни знаний, умений и навыков:

знать:

• концепции, фундаментальные основы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики по проблемам развития, обучения, воспитания и образования личности;

• методы и логику организации научно-педагогических исследований;

• сущность и закономерности процессов обучения и воспитания, их движущие силы, принципы, методы и формы их организации;

• нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность системы образования;

уметь:

• ориентироваться в основных методологических и мировоззренческих проблемах, возникающих в педагогической науке на современном этапе ее развития;

• осуществлять доказательство научных проблем с помощью сравнительно-сопоставительного анализа;

• квалифицированно анализировать основные подходы, теории и концепции педагогической науки, осуществлять отбор содержания, необходимого для научного самоопределения соискателя;

• представлять структуру педагогической науки и уметь описать его основные элементы в контексте собственного научного исследования.

• ставить и решать педагогические задачи, проектировать педагогические ситуации и проектировать возможные варианты их развития;

• выявлять закономерности и тенденции в рассматриваемых вопросах;

• извлекать исторические уроки из педагогических теорий прошлого и уметь прогнозировать будущее;

• связывать педагогическую теорию с практикой обучения и воспитания в современных условиях;

владеть:

• культурой жизненного и профессионального самоопределения;

• деловым профессионально-ориентированным языком;

• методами решения новых, дискуссионных проблем;

• способностью высказывать и аргументировать собственную точку зрения; способами творческого, проблемного мышления;

• методами научных исследований в сфере основной научной подготовки, культурой педагогического мышления.
^ Форма и процедура кандидатского экзамена
Порядок подготовки и проведения кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» определяется в соответствии с Положением об экзаменационных, аттестационных и апелляционных комиссиях, Инструкцией о порядке подготовки и проведения государственного экзамена.

К кандидатскому экзамену допускаются лица, завершившие полный курс обучения по образовательной программе аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки.

Содержание программы кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» составлено с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие педагогические исследования. В программе представлено две части:

    1. Типовой программы (минимум по специальности), разрабатываемой ведущими в соответствующей отрасли высшими учебными заведениями и научными организациями и утверждаемой Минобрнауки РФ;

    2. Дополнительной программы, разработанной кафедрой в соответствии с направлениями научных исследований кафедры.

Программа экзамена предполагает детальное осознание уже существующих теоретико-методологических оснований исследуемой педагогической области и формирование на их основе собственного исследовательского подхода. Это нацеливает аспирантов на необходимость в ходе подготовки к экзамену осуществлять критический, сравнительно-сопоставительный анализ разнообразных по своей концептуальной и методологической направленности научных подходов с целью оптимизации дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

Проведение кандидатского экзамена по образовательной программе аспирантуры данной специальности осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии.

Кандидатский экзамен проводится в устной форме.

Аспиранты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен как в устной форме, так и в письменной форме.

Кандидатский экзамен проводится в отдельной аудитории, количество аспирантов в одной аудитории не должно превышать при сдаче экзамена в устной форме 6 человек.

Для подготовки к ответу аспиранту отводится не более 45 минут, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут. Аспирант представляет план и основные тезисы ответа на предложенные комиссией вопросы на специальных листах, имеющих штамп учебно-методического управления.

При ответе на вопросы экзаменационного билета члены комиссии могут задавать дополнительные вопросы аспиранту только в рамках содержания учебного материала билета. Во время заседания экзаменационной комиссии ведется протокол в соответствии с установленным образцом.

На экзамене аспиранты могут пользоваться:

  • программой кандидатского экзамена;

  • словарями, энциклопедиями, нормативными документами и т.д.;

  • техническими средствами обучения1, информационно-коммуникационными ресурсами и компьютерной техникой.

Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена оформляются протоколом и объявляются всем аспирантам группы в тот же день после завершения сдачи кандидатского экзамена.

^ Особенности проведения кандидатского экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего аспирантам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

аспирантам предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения кандидатского экзамена;

аспирантам с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи кандидатского экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Дополнительно при проведении кандидатского экзамена обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категории лиц с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения на кандидатском экзамене, а также инструкция о порядке проведения кандидатского экзамена оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

аспирантам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

аспирантам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

в) для глухих и слабослышащих:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости аспирантам предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все кандидатские экзамены по желанию аспирантов могут проводиться в письменной форме.
^ Характеристика структуры экзаменационного билета
Экзаменационный билет кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» в своей структуре содержит четыре вопроса, а также собеседование по проблемам, связанным с диссертационным исследованием.

Первая часть билета представлена теоретическими вопросами, изучение которых предусмотрено в процессе освоения программы раздела «Общая педагогика, история педагогики и образования». Вторая часть билета (практическая) предполагает ответ, выстроенный на основе первой главы собственного диссертационного исследования и анализ монографии из перечня приведенного в списке литературы.
^ Критерии оценивания экзаменационного ответа
Общие требования к ответу на экзамене по кандидатскому минимуму
При сдаче кандидатского экзамена по специальной дисциплине аспирант должен показать глубокое знание современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике, умения осуществлять доказательство научных проблем с помощью сравнительно-сопоставительного анализа, выявлять закономерности и тенденции в рассматриваемых вопросах, извлекать исторические уроки из педагогических теорий прошлого и уметь прогнозировать будущее. Наряду с общетеоретическими знаниями по данной специальности аспирант должен показать возможные пути решения новых, нерешенных, дискуссионных проблем, высказывать и аргументировать собственную точку зрения, обнаружить способность к творческому, проблемному мышлению.

Продемонстрировать четкое понимание смысла и границ своего вопроса, точное и ясное знание и формулировку основных категорий педагогики и смежных областей знания (психологии, социологии, экономики, юриспруденции и пр.) в рамках вопроса.

Критерии оценки ответа на теоретический вопрос: аргументированность, понимание проблемы, научная корректность, краткость и ясность в изложении ответа на основной и дополнительные вопросы, а также изложение собственного мнения по проблеме на основе теоретического и практического знания своего вопроса, владение современной информацией, знание монографий, использование последних публикаций по проблеме, материалов научной периодической печати.
^ Критерии оценки ответа соискателя на практические вопросы экзаменационного ответа
По проблеме индивидуального исследования аспирант должен продемонстрировать:

  • знание основных науч­ных школ, практических центров, исследований ведущих ученых, в работах и деятельности которых исследовалась данная научная проблема и внедрялись результаты ис­следования;

  • свободную ориентацию в научной литературе по направлению исследования;

  • умение сравнивать и анализировать различные подходы к раскрываемой проблеме;

  • умение доказательно изложить собственную позицию при рассмотрении вопросов;

  • умение подтвердить теоретическое положение материалами педагогической практики.


Каждый ответ на вопрос, представленный в экзаменационном билете, оценивается по пятибалльной шкале.

Экзаменационной комиссией выставляется общая оценка за экзамен.

^ Таблица 1
Критерии оценки по теоретическим вопросам экзаменационного билета




критерии оценивания

оценка

1.

- основные вопросы раскрыты полно и глубоко, с использованием дополнительного материала;

- материал изложен последовательно и логически;

- педагогические источники охарактеризованы полно;

- отсутствуют ошибки;

- выводы и обобщения достаточно аргументированы.

- изложена проблематика, круг задач и методических подходов в области исследования.

5 «отлично»

2.

- основные вопросы раскрыты недостаточно полно и глубоко;

- в ответах на вопрос допущены незначительные ошибки;

- изложение материала недостаточно систематизировано и последовательно;

- выводы и обобщения аргументированы, но содержат отдельные неточности.

- уверенное знание базовых положений в области педагогики и истории образования в пределах основной образовательной программы;

-логичность и доказательность изложения материала, но допущены отдельные неточности при использовании ключевых терминов, определений и понятий.

4 «хорошо»

3.

- в усвоении программного материала выявлены существенные пробелы;

- основные положения раскрыты поверхностно;

- ответ не основывается на достаточном знании педагогических источников;

- материал недостаточно систематизирован;

- допущены ошибки; отсутствуют необходимые элементы анализа;

- недостаточно аргументированы выводы;

-отсутствует знание специальной терминологии;

-неуверенное знание и понимание основных положений основной образовательной программы.

3 «удовлетворительно»

4.

-не сформулирована проблема или сформулирована неверно;

-обсуждаемая проблема не проанализирована;

-незнание большей части информации в области педагогической науки;

-отсутствует знание специальной терминологии;

- незнание ключевых понятий в области педагогики и истории образования.

2 «неудовлетворительно»



^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconРабочая программа по дисциплине Методика преподавания педагогики...
Цель курса: формировать знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности и ценностных отношений, необходимые для успешного преподавания...

Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...

Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconРейтинг-план по дисциплине «История педагогики и образования»
Направление 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование». Профиль подготовки «Психология и педагогика социальной педагогики»....

Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая...
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01 «Теория...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...

Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 01 Педагогика (Введение в...
...

Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» icon«основы специальной педагогики и специальной психологии»
М. 1-2 Предметное содержание современной специальной педагогики и специальной психологии

Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01 Теория...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconУчебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче...
Правительства Российской Федерации вместо ранее принимавшегося кандидатского экзамена по философии. Успешная сдача указанного экзамена...

Программа кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая педагогика, история педагогики и образования» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по философии науки общие...
Высшей аттестационной комиссии в соответствии с замечания­ми и пожеланиями, высказанными при их обсуждении в умо. Програм­мы были...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную