Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования




Скачать 376.42 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования
страница1/2
Дата публикации26.10.2014
Размер376.42 Kb.
ТипПрограмма
exam-ans.ru > История > Программа
  1   2


Департамент образования города Москвы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

города МОСКВЫ



              1. «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»








              1. «Утверждаю»

Проректор по научной работе ГОУ ВПО МГПУ

_____________________Е.Н. Геворкян

«_____» ________________2012 г.











Программа кандидатского экзамена

по научной специальности 13.00.08. –

Теория и методика профессионального образования

Москва, 2012

Трудоёмкость в ЗЕТ: 1

Трудоёмкость в часах: 36 часов

Количество часов на самостоятельную работу: 36 часов
Пояснительная записка

Экзамен кандидатского минимума по специальности 13.00.08. — «Теория и методика профессионального образования» является одной из традиционных форм аттестации уровня научно-исследовательской подготовки аспирантов и соискателей педагогических университетов.

На современном этапе развития многоуровневого педагогического образования, поисков путей обеспечения его высокого качества, в том числе качества научно-исследовательских работ аспирантов, значимость целенаправленной профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации существенно возрастает. В связи с этим актуальность разработки программы кандидатского экзамена по специальности не вызывает сомнений. Программа ставит целью обеспечить информационными ориентирами всестороннее, основательное и глубокое освоение аспирантами и соискателями экзаменационного материала по специальности.

Структурно содержание экзамена представлено двумя частями: часть I — «История образования и педагогики»; часть II — «Теория и методика профессионального образования». Такое разделение соответствует сложившейся традиции проведения данного экзамена в педвузах.

Таким образом, экзамен по специальности, куда составной частью входит «История педагогики и образования», решает двуединую задачу проверки уровня профессиональной подготовки аспирантов посредством включения экзаменационного материала по истории педагогики в содержание целостного экзамена «Теория и методика профессионального образования».

Соискатель ученой степени должен показать глубокое знание трудов классиков педагогики, современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике, мыслить проблемно, проявлять самостоятельность в выводах, в личном отношении к освоенному материалу.

Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре и соискателей к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть суть современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования.

Содержание разделов программы

Раздел 1. Основы общей педагогики. Проблемы методологии педагогики и педагогических исследований

Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического исследования.

Проблема соотношения обучения и развития в современной педагогике.

Проблема стадиальности развития личности. Гетерохрония развития. Факторы развития личности.

Научные теории в педагогике.

Смена педагогических парадигм в процессе развития педагогического знания.

Компетентностный и системно-деятельностный подход в образовании.

Наиболее распространенные современные отечественные концепции обучения. Наиболее распространенные современные отечественные концепции воспитания.

Эмпирические исследования и измерения. Шкалы измерений: номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений. Статистический анализ. Корреляция и регрессия: коэффициенты корреляции и шкалы измерения.

Требования к измерениям: надежность тестовых показателей, надежность оценок экспертов. Выборка: вероятностная, простая. Объем выборки. Сравнительная характеристика шкал измерений. Измерение корреляции в разных шкалах, толкование корреляции. Регрессивный анализ. Анализ тестов. Ошибки измерений. Надежность в различии показателей. Оценка содержания вопросов тестов.

Литература к разделу

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1969. – 337 с.

  2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. груды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М. Педагогика, 1989. – 284 с.

  3. Беляева А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1995. – 64 с.

  4. Библер В.С. Школа диалога двух культур: Идеи, опыт, перспективы. – Кемерово: АЛЕФ, 1993. – 566 с.

  5. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – М.: Гардарики, 2004. – 160 с.

  6. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М.: Мысль, 1985. – 215 с.

  7. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 c.

  8. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб.: СП61У, 1992. – 154 с.

  9. Гузеев В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 117-133.

  10. Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Рус. Яз, 1991. – 202 с.

  11. Долженко О. В. Очерки по философии образования. – М.: Промо-Медиа, 1995. – 240 с.

  12. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: ЮНИТИ, 1990. – 168 с.

  13. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.

  14. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Методическое пособие. – М.: Педаогичсеское общество России, 2006. – 144 с.

  15. Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие. – М.: Ореол-Лайн, 1998. – 191 с.

  16. Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации (научно-методическое пособие). – М.: Исследовательский центр, 1993. – 114 с.

  17. Закон РФ «Об образовании» – 16-е издание. – М.: Ось–89, 2009. – 112 с.

  18. Кантор И.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. – М.: Педагогика, 1980. – 123 с.

  19. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. – М.: Академия, 2005. – 256 с.

  20. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара: Сам ГПИ, 1994. – 165 с.

  21. Краевский В.В. Методология педагогической науки. – М.: Школьная книга, 2001. – 230 с.

  22. Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.

  23. Кумарин В. Педагогика в пучине схоластики (методологический диагноз). – М.: Идея-Пресс, 2003. – 48 с.

  24. Кузин Ф.Л. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 1998. – 208 с.

  25. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л.: Знание, 1985. – 32 с.

  26. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенствованию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

  27. Кывырялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. – Таллинн: Валгус, 1980. – 164 с.

  28. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 384 с.

  29. Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. – Курск: КГПУ, 1998. – 167с.

  30. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.П. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 240 с.

  31. Методология педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. – 165 с.

  32. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. – Л.: ЛГУ, 1980. – 172 с.

  33. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.П. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 236 с.

  34. Наин А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. – Челябинск: Урал ГАФК, 1996. – 144 с.

  35. Никитин А.Р. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. – М.: Дрофа, 1993. – 120 с.

  36. Новиков A.M. Как работать над диссертацией. – 4-е изд. – 4-е изд. – М.: Эгвес, 2003. – 104 с.

  37. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: АПО РАО, 1998. – 134 с.

  38. Новиков A.M. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002. – 320 с.

  39. Новиков Д.А. Применение методов математической статистики в педагогических исследованиях. – М.: МЗ-Пресс, 2003. – 67 с.

  40. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – 278 с.

  41. Облицова З.Г. Исследовательская деятельность педагогов как фактор совершенствования профессиональной компетентности. – М.-Архангельск: Юпитер, 2004. – 156 с.

  42. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы. – М.: МГУ, 1990. – 118 с.

  43. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1989. – 144 с.

  44. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып.1. – Екатеринбург: СВ-96, 1995. – 224 с.

  45. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы педагогики. – М.: Наука, 1949. – 222 с.

  46. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М.: Мысль, 1974. – 237 с.

  47. Сиденко А.С., Брусенцова Н.В. Рабочая тетрадь педагога-исследователя (пособие в помощь начинающему исследователю). Часть 1,2. – М.: АПК и ППРО, 2006. – Ч.1. – 68 с. – Ч.2. – 64 с.

  48. Сиденко А.С, Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов. – М.: АПКиПРО, 2002. – 94 с.

  49. Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

  50. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1986. – 150 с.

  51. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 416 с.

  52. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: Детская литература, 1987. – 367 с.

  53. Субетто А.И. Методология стандартизации непрерывного образования: проблемы и пути их решения. – М.–СПб.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1998. – 70 с.

  54. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. – М.: Педагогика, 1989. – 152 с.

  55. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. – М.: Техника, 1987. – 154 с.

  56. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э.Фромм. – М.: Республика, 1994. – 447 с.

  57. Фромм, Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. / Общ. ред. и посл. В.И. Добреньков / Э.Фромм. – М.: Просвещение, 1990. – 336 с.

  58. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М.: Педагогика, 1995. —116 с.


Раздел 2. История педагогики

Место истории педагогики в истории мировых цивилизаций. Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций. Педагогическая мысль в эпоху Средневековья и эпохи Возрождения.

Становление педагогической науки в XVII–XVIII веках. Педагогическая мысль в Древней Руси и Московском государстве в Х–XVII веках. Школа и педагогическая мысль в России XVIII в.

Педагогика и образование в XIX веке. Педагогическая мысль и образование в России в первой половине XIX в. Образование в России во второй половине XIX в. Общественно-педагогическая мысль и педагогическая наука в России во второй половине XIX в. Просвещение, педагогика России в конце XIX – начале XX в.

Педагогика и школа в первой половине ХХ века. Развитие школы и педагогики в Советской России в 1917–1920-е гг. Отечественное образование и педагогическая наука в СССР в 1930–1940-е гг.

Педагогика и школа во второй половине ХХ века.

Тенденции развития педагогики как науки в конце ХХ – начале XXI века. Педагогика в СССР и в России во второй половине ХХ – начале XXI века. Гуманистические подходы в отечественной педагогике ХХ века.

Принципы устройства системы образования в XIX веке.

Основные направления инновации педагогического процесса за рубежом в конце ХХ – начале XXI века.

Литература к разделу

  1. Актуальные проблемы педагогики ХХI века: Сб. науч. трудов. – Оренбург: ОГПУ, 2001. – 251 с.

  2. Андреев А.Ю. Гумбольдтовская модель классического немецкого университета // Новая и новейшая история. – 2003. – № 3. – С. 48-60.

  3. Андреев А.Ю. «Национальная модель» университетского образования: возникновение и развитие // Высшее образование в России. – 2005. – № 1. (Часть 1) – С. 156-169; № 2 (Часть 2) . – С. 110-119.

  4. Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века. – М.: Знак, 2005. – 432 с.

  5. Антология педагогической мысли в России XVIII в. – М.: Педагогика, 1985. – 479 с.

  6. Батышев С.Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. – М.: Педагогика, 1981. – 350 с.

  7. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX в. – М.: РОУнивер. 1994г. – 112 с.

  8. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с. – Т.2. – 399 с.

  9. Богуславский М.В. XX век российского образования. – М.: ПЕР-СЭ, 2002. – 336 с.

  10. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года (под редакцией В.Г. Кинелева.). – М.: НИИВО, 1995. – 322 с.

  11. Гастев А.К. Как надо работать. – М.: Экономика, 1972. – 472 с.

  12. Гастев А.К. Трудовые установки. – М.: Экономика, 1973. – 343 с.

  13. Дальман С.В. Развитие системы управления народным образованием в России во второй половине XIX века. – СПб.: Нестор-История, 2007. – 296 с.

  14. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 400 с.

  15. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. – 374 с.

  16. Зарубежный опыт последипломного образования / Науч. ред. О.М. Никандров. – СПб.: СПб.-ИЭИД. – 1992. -138с.

  17. История педагогики и образования: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. академика РАО Н.Д. Никандрова. – М.: Гардарики, 2007. – 395 с.

  18. История педагогики и образования: Учеб. пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2004. – 490 с.

  19. История профессионального образования в России / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – 672 с.

  20. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с.

  21. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с.

  22. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. – М.: Высшая школа, 1995. – 328 с.

  23. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М.В.Кларин. – М.: Наука, 1997. – 223 с.

  24. Краткая хрестоматия по истории зарубежной и отечественной педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. И.П. Андриади. – М.: МГПУ, 2007. – 548 с.

  25. Локк Д. – М.: Изд.дом Ш. Амонашвили, 2000. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).

  26. Менделеев Д.И. Народное просвещение и высшее образование // Соч. в 25 тт., т. 23. – Л.–М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. – С. 129-147.

  27. Новиков A.M. Английский колледж. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995. – 32 с.

  28. Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917 – 1940). – М.: Высшая школа, 1980. – 287 с.

  29. Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: В 3-х тт. – М.: МГУП, 2002. – 352 с.

  30. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в./ Отв. ред. М.Ф. Шабаева. – М.: Педагогика, 1973. – 605 с.

  31. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в./ Отв. ред. А.И. Пискунов. – М.: Педагогика, 1976. – 600 с.

  32. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. – М.: Педагогика, 1991. – 448 с.

  33. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917–1941гг. – М.: Педагогика, 1980. – 456 с.

  34. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941–1961 гг. – М.: Педагогика, 1983. – 270 с.

  35. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961–1986 гг. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.

  36. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989. – 480 с.

  37. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1981. – Т.1. – 334с. – Т.2. – 416 с.

  38. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985. – 496 с.

  39. Пискунов А. И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – начала XX в. – М.: Педагогика, 1976. – 146 с.

  40. Пискунов А. И. Теория и практика трудовой школы в Германии (До Веймарской республики). – М.: Педагогика, 1963. – 232 с.

  41. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1998. – Т. 1. – 1993; – Т. 2. – 1998. – 608 с.

  42. Рыжков В. А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. – М.: Высшая школа, 1991. – 159 с.

  43. Руссо Ж-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 1. – 656 с. – Т.2. –336 с.

  44. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 576 c.

  45. Тебиев Б.К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогического движения в России конца XIX – начала XX века. – М.: Интеллект, 1996. – 256 с.

  46. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 томах. – М.: Педагогика, 1988-1990.


Раздел 3. Теория обучения

Система основных категорий в дидактике и их взаимосвязь.

Обучение в целостном педагогическом процессе. Функции, закономерности и принципы обучения. Принцип природосообразности, целесообразности, культуросообразности в построении образовательного процесса.

Теоретические основы и современная практика обучения.

Формы, методы и средства обучения.

Возрастная педагогика.

Методологический подход в построении образовательного процесса: отбор, анализ, систематизация, обобщение и распространение педагогического опыта.

Стили учебной деятельности.

Педагогические технологии и методики обучения. Технологический подход к построению образовательного процесса.

Диагностика в современном образовании.

Сравнительная характеристика современных зарубежных образовательных систем.

Концепции дифференциации и индивидуализации обучения.
Литература к разделу

  1. Андрианов М.М., Майоров А.М. Подготовка и проведение лекции: Методические рекомендации. – Домодедово, 1998. – 132 с.

  2. Аникеева Н.В. Конструирование педагогических технологий. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1999. – 78 с.

  3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.

  4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2000. – 192 с.

  5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Народное образование, 1995. – 261 с.

  6. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Курс лекций. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 141 с.

  7. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки: Методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 152 с.

  8. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. – М.: Высшая школа, 1989. – 144 с.

  9. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с. – Т.2. – 399 с.

  10. Бухарова Г.Д., Старикова Л. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. – 335 с.

  11. Валиев И.Г. Колледж – пути развития, проблемы // Специалист. – 1999. – № 6. – С.2-3.

  12. Вербицкая Н.О., Бодряков В.Ю. Учебный процесс: информация, анализ, управление / Отв.ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 1998. – 127 с.

  13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 208 с.

  14. Голубкова О.А., Кефели И.Ф. Использование активных методов обучения в учебном процессе. – СПб.: БГТУ, 1998. – 42 с.

  15. Городинский И.В., Скибицкий Э.Г. Формы организации занятий с использованием учебных компьютерных технологий / Информационные технологии в образовании // Под общ.ред. И.М. Бобко. – Новосибирск, 1995. – Вып.12. – С.12-23.

  16. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2002. – 224 с.

  17. Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М.: Академия, 2004. – 288 с.

  18. Дидактика в предчувствии III тысячелетия: Материалы пед.чтений памяти И.Я. Лернера. – Владимир: Изд-во ВОИУУ, 2000. – 140 с.

  19. Дидактическая многомерная технология. Теория и практика. – Уфа: БИРО, 1999. – 86 с.

  20. Егоров Ю.Л. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: Филос.-методолог.аспекты. – М.: РАГС, 1996. – 160 с.

  21. Зверева Н.М. Как активизировать обучение в вузе. – Горький: Пед. о-во РСФСР, 1989. – 71 с.

  22. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Академия, 2001. – 192 с.

  23. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – С. 181-224.

  24. Зеер Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 16-21.

  25. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения. – Казань: Матбугат йорты, 1994. – 324 с.

  26. Игнатьева Г.А. Дидактика развивающего обучения. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. – 136 с.

  27. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. – М.: Педагогика, 2003. – 256 с.

  28. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта/ М.В.Кларин. – М.: Наука, 1997. – 223 с.

  29. Косимов С.А. Физиологические основы производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1985. – 188 с.

  30. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Академия, 2001. – 272 с.

  31. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.

  32. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 186 с.

  33. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Знание, 1980. – 96 с.

  34. Морева П.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001. – 200 с.

  35. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. – М.: УРАО, 1998. – 215 с.

  36. Новиков A.M. Профессиональное образование России (Перспективы развития). – М.: ИЦПНПО, 1997. – 254 с.

  37. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование. – М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости населения России, 1997. – 136 с.

  38. Околелов О.П. Оптимизационные методы дидактики // Педагогика. – 2000. – №3. – С.21-26.

  39. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. – СПб.-Воронеж: ИОВ РАО, 1995. – 232 с.

  40. Петров А.В. Технология моделирования групповой работы. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 83 с.

  41. Платонова Н.М. Педагогика высшей школы. Технологии обучения. – СПб.: Изд-во С.-Пб-кого университета, 1995. – 82 с.

  42. Профессиональная педагогика: Учебник. / Под ред. С. Я. Батышева, А.М. Новикова. – М.: Просвещение, 1997. – 254 с.

  43. Петров Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. – Н.Новгород: ВИПИ, 1994. – 351 с.

  44. Перспективы развития непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. – М.: Педагогика, 1990. – 224 с.

  45. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. – Т.1. – 607 c. – Т.2. – 479 с.

  46. Савруков Н.Т., Степанов Н.С., Алексеев В.А. Проблемное обучение студентов. Методика проведения практических занятий. – Чебоксары: Перфектум, 1998. – 28 с.

  47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  48. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

  49. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся. – М.: МПА, 1999. – 48 с.

  50. Ситникова Н.А. Дидактические проблемы использования аудиовизуальных технологий обучения. – М.-Воронеж: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та, 2001. – 64 с.

  51. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.

  52. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 576 с.

  53. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Начальное профессиональное образование: Социальный портрет учащегося // Педагогика. – 2002. - № 2. – С.21-26.

  54. Ткаченко Е.В., Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. – Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. – 256 с.

  55. Трайнев В.А., Матросова Л.Н., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. – Т.2. Теория и методология учебных деловых игр. – М. Прометей, 2000. – 357 с.

  56. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 592 с.

  57. Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. – 2004. – №4. – С.43-51.

  58. Фокин Ю.Г. Определения основных терминов дидактики высшей школы. – Вып.4. – М.: НИИВО, 1995. – 60 с.

  59. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие / Под ред. Г.М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 1996. – 288 с.

  60. Шиянов Е.Н., Ромаева И.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 336 с.

  61. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 437 с.

  62. Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. – М.: МГИУ, 2002. – 145 с.

  63. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Народное образование, 2002. – 400 с.

  64. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО. 1999. – 440 с.


Раздел 4. Теория воспитания

Воспитание как общественное явление. Понятие цели воспитания. Проблемы и противоречия педагогического целеполагания. Цель и задачи воспитания в современных условиях.

Место теории воспитания в системе научного знания.

Основные этапы развития теории воспитания в контексте становления научно-педагогического знания.

Воспитание в целостном педагогическом процессе.

Воспитание базовой культуры личности.

Теории воспитания. Содержание, формы и методы воспитания в условиях современной образовательной среды. Формы организации воспитательной деятельности.

Воспитание и развитие личности в онтогенезе.

Взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Формирование взаимоотношений учащих и учащихся в современной гуманистической концепции воспитания.

Диагностика и прогнозирование развития в современной теории воспитания и педагогической практике.

Характеристика воспитательных систем. Характеристика современной системы воспитания в России.

Проблемы семейного воспитания.

Социализация человека. Факторы социализации.

Проблема коллектива и личности в педагогике.
Литература к разделу

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. университета, 1988. – 240 с.

  2. Андреев А.А., Педагогика высшей школы (прикладная педагогика): Учеб.пособие: В 2 кн. – М.: МЭСИ, 2000. – Ч.2. – 141 с.

  3. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.

  4. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.

  5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М.; Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.

  6. Борытко Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания. – Волгоград: Перемена, 2001. – 214 с.

  7. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. – Волгоград: Перемена, 2000. – 225 с.

  8. Вентцель К.Н. Культура и воспитание. //Свободное воспитание, 1907-08, N7. – С. 62-69.

  9. Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях / сб. науч. тр. Рост. гос. пед. ун-т и др. / Под ред. В.И. Новиковой. – М.: Планета 2000, 2003. – 63 с.

  10. Гастев А.К. Как надо работать. – М.: Экономика, 1972. – 472 с.

  11. Гастев А.К. Трудовые установки. – М.: Экономика, 1973. – 343 с.

  12. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1989. – 112 с.

  13. Гуманизм и духовность в образовании. – Н.Новгород: НГЛУ, 1999. – 160 с.

  14. Демакова И. Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. – Ижевск: ПМЦ практической психологии образования, 1999. – 44 с.

  15. Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и современность) / Нуч. ред. З.И. Равкин. – М.: ИТО и П РАО, 2001. – 150 с.

  16. Ермаков А.Л., Галатенко Н.А. Основы самостоятельной работы студента. – М.: МГТА, 1996. – 88 с.

  17. Жуков Р.Ф. Как научиться учиться. Практикум по использованию метода активного социально-тестового анализа и контроля (Мастак «Начинающий студент»)). – СПб.: СПбГИЭА, 1994.– 62 с.

  18. Иванкина Л.И., Коваленко А.В. Психология и педагогика высшей школы. Конспект лекций. – Томск: ТПУ, 1999. – 83 с.

  19. Караковский В.А. Воспитательная система: педагогические идеи и опыт формирования. – М.: Педагогика, 1992. – 124 с.

  20. Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.

  21. Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. – М.: Мысль, 1986. – 176 с.

  22. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 288 с.

  23. Концепция воспитания студентов вузов Российской Федерации: Метод.пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. – 178 с.

  24. Котряхов Н.В. Деятельностный подход к педагогическому процессу: история и современность. – Киров: ВятГГУ, 2005. – 182 с.

  25. Листенгартен В.С., Годник С.М. Самостоятельная деятельность студентов. – Воронеж: ВГУ, 1996. – 95 с.

  26. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995. – 282 с.

  27. Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. – 186 с.

  28. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 205 с.

  29. Маркова А.Д. и др. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

  30. Матросова Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя. – М.: Прометей, 1996. – 134 с.

  31. Мехонцева Д.М. Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности. – Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1998. – 167 с.

  32. Морева Н.А. О развитии познавательной активности студентов // Дошкольное воспитание. – 1994. – №10. – C.34-36.

  33. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2001. – 304 с.

  34. Мудрик А.В.Социальная педагогика. – М.: Академия, 2007. – 200 с.

  35. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. – М.: Новая школа, 1993. – 120 с.

  36. Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. - М.: Высшая школа, 1986. – 286 с.

  37. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. – М.: МГУ, 1986. – 303 с.

  38. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека.- М.: УРАО, 2002. – 160 с.

  39. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Прометей, 1993. – 178 с.

  40. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.

  41. Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 152 с.

  42. Самоорганизация студентов первого курса / Отв. Ред. П.Е. Рыженков. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. – 120 с.

  43. Самоцкина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Педагогика, 2000. – 178 с.

  44. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование, 2004. – 256 с.

  45. Сибирская М.П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся. – СПб.: ЦИПККО, 1995. – 133 с.

  46. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Асиент пресс, 1995. – 271 с.

  47. Смирнов И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. – М.: Граф-Пресс, 2002. – 420 с.

  48. Совершенствование образовательно-воспитательного процесса в школе и вузе: Сб. науч .трудов. – Тверь: ТГУ, 2000. – 128 с.

  49. Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. – М.: УРАО, 2003. – 287 с.

  50. Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хохловский П.Б. Пути разработки профиля специалистов. – Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1987. – 173 с.

  51. Трофимова И.А. Педагогика и психология. Основы самостоятельной работы студентов. – СПб.: СПбГТУ, 2001. – 380 с.

  52. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

  53. Штейнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. – Калуга: Духовное познание, 1992. – 112 с.

  54. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогический поиск, 1997. – 77 с.

Раздел 5. Управление образовательными системами

Понятие управления и менеджмента. Управление образовательными системами как отрасль научного знания.

Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления.

Государственно-общественная система управления образованием.

Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением.

Педагогический коллектив и его роль в повышении эффективности деятельности образовательных учреждений. Управленческое общение.

Правовые основы деятельности образовательных учреждений.

Мониторинг качества образования: цель, задачи, виды и содержание.

Новые информационные технологии в управлении образованием.
Литература к разделу

  1. Блейк P.P., Моутон Дж.С. Научные методы управления. – Киев: Наукова думка, 1990. – 247 с.

  2. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. – М.: Педагогика, 1991. – 268 с.

  3. Вифлеемский А.Б. Экономика образования.: В 2 кн. – М.: Народное образоание, 2003. – 224 с.

  4. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. учебн. – М.: Гардарика, 1996. – 310 с.

  5. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика: Пер. с англ. – М.: Дело Лтд, 1991. – 319 с.

  6. Дерзкова Н.П. Команда: внутренний мониторинг эффективности // Директор школы, 1996. – № 2. – С. 10-13.

  7. Зайцева Л.В. и др. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. – М.: Новая школа, 1997. – 80 с.

  8. Закон РФ «Об образовании» – 16-е издание. – М.: Ось–89, 2009. – 112 с.

  9. Зубов Н. Как руководить педагогами. – М.: АРКТИ, 2003. – 144 с.

  10. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.

  11. Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86 с.

  12. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М.: Элник, 1995. – 491 с.

  13. Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 416 с.

  14. Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. – Самара; СПб.: СамГПУ, 1997. – 107 с.

  15. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – Спб.: Образование и культура, 1998. – 344 с.

  16. Мескон М., Альберг Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. – 704 с.

  17. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М.: Педагогика, 1993. – 213 с.

  18. Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. – М.: Магистр, 1995. – 222 с.

  19. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально – педагогической деятельности: Учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

  20. Новиков A.M., Олифиренко Т.И. Организация работы методиста с педагогическим коллективом на диагностической основе. – М.: ИРПО, 1995. – 86 с.

  21. Основы менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 432 с.

  22. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. – 272 с.

  23. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.

  24. Рыблова А.М. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе. – Саратов: СГТУ, 1999. – 52 с.

  25. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. М.: 2000, 2004. – 136 с.

  26. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 288 с.

  27. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей, 1997. – 200 с.

  28. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.

  29. Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практика педагогического менеджмента / Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001. – 368 с.

  30. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006. – 448 с.

  31. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2005. – 170 с.

  32. Франева Л.К. Организационные структуры. Методы диагностики. – СПб.: СПБГУЭФ, 1993. – 58 с.

  33. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования: В 2 ч. – Кострома: КГПУ, 1996. – 216 с.

  34. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1990. – 208 с.

  35. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин П.Н. Управление образовательными системами: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 320 с.

  36. Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. – М.: Народное образование, 2004. – 432 с.

  37. Якунин В.Я. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. – Л.: ЛГУ, 1988. – 159 с.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...

Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 01. 01. 06 «Математическая...
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01 Теория...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01 «Теория...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...

Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования iconПрограмма итогового государственного экзамена
«Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста», «Теория и методика экологического образования...

Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 05. 13. 05 «Элементы...
Автономное муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00. 08. Теория и методика профессионального образования iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 02 конституционное...
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную