Департамент образования города Москвы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
города МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
|
| «Утверждаю»
Проректор по научной работе ГОУ ВПО МГПУ
_____________________Е.Н. Геворкян
«_____» ________________2012 г.
|
Программа кандидатского экзамена
по научной специальности 13.00.08. –
Теория и методика профессионального образования
Москва, 2012
Трудоёмкость в ЗЕТ: 1
Трудоёмкость в часах: 36 часов
Количество часов на самостоятельную работу: 36 часов Пояснительная записка
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13.00.08. — «Теория и методика профессионального образования» является одной из традиционных форм аттестации уровня научно-исследовательской подготовки аспирантов и соискателей педагогических университетов.
На современном этапе развития многоуровневого педагогического образования, поисков путей обеспечения его высокого качества, в том числе качества научно-исследовательских работ аспирантов, значимость целенаправленной профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации существенно возрастает. В связи с этим актуальность разработки программы кандидатского экзамена по специальности не вызывает сомнений. Программа ставит целью обеспечить информационными ориентирами всестороннее, основательное и глубокое освоение аспирантами и соискателями экзаменационного материала по специальности.
Структурно содержание экзамена представлено двумя частями: часть I — «История образования и педагогики»; часть II — «Теория и методика профессионального образования». Такое разделение соответствует сложившейся традиции проведения данного экзамена в педвузах.
Таким образом, экзамен по специальности, куда составной частью входит «История педагогики и образования», решает двуединую задачу проверки уровня профессиональной подготовки аспирантов посредством включения экзаменационного материала по истории педагогики в содержание целостного экзамена «Теория и методика профессионального образования».
Соискатель ученой степени должен показать глубокое знание трудов классиков педагогики, современной отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике, мыслить проблемно, проявлять самостоятельность в выводах, в личном отношении к освоенному материалу.
Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре и соискателей к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть суть современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования.
Содержание разделов программы
Раздел 1. Основы общей педагогики. Проблемы методологии педагогики и педагогических исследований
Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического исследования.
Проблема соотношения обучения и развития в современной педагогике.
Проблема стадиальности развития личности. Гетерохрония развития. Факторы развития личности.
Научные теории в педагогике.
Смена педагогических парадигм в процессе развития педагогического знания.
Компетентностный и системно-деятельностный подход в образовании.
Наиболее распространенные современные отечественные концепции обучения. Наиболее распространенные современные отечественные концепции воспитания.
Эмпирические исследования и измерения. Шкалы измерений: номинальная, порядковая, интервальная и шкала отношений. Статистический анализ. Корреляция и регрессия: коэффициенты корреляции и шкалы измерения.
Требования к измерениям: надежность тестовых показателей, надежность оценок экспертов. Выборка: вероятностная, простая. Объем выборки. Сравнительная характеристика шкал измерений. Измерение корреляции в разных шкалах, толкование корреляции. Регрессивный анализ. Анализ тестов. Ошибки измерений. Надежность в различии показателей. Оценка содержания вопросов тестов.
Литература к разделу
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1969. – 337 с.
Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. груды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М. Педагогика, 1989. – 284 с.
Беляева А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. – СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 1995. – 64 с.
Библер В.С. Школа диалога двух культур: Идеи, опыт, перспективы. – Кемерово: АЛЕФ, 1993. – 566 с.
Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под ред. Н.И. Загузова. – М.: Гардарики, 2004. – 160 с.
Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М.: Мысль, 1985. – 215 с.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 c.
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СПб.: СП61У, 1992. – 154 с.
Гузеев В.В. Аппарат научного исследования и структура кандидатской диссертации // Школьные технологии. – 2004. – № 2. – С. 117-133.
Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. – М.: Рус. Яз, 1991. – 202 с.
Долженко О. В. Очерки по философии образования. – М.: Промо-Медиа, 1995. – 240 с.
Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: ЮНИТИ, 1990. – 168 с.
Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 160 с.
Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент: Методическое пособие. – М.: Педаогичсеское общество России, 2006. – 144 с.
Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие. – М.: Ореол-Лайн, 1998. – 191 с.
Загузов Н.И. Технология подготовки и защиты кандидатской диссертации (научно-методическое пособие). – М.: Исследовательский центр, 1993. – 114 с.
Закон РФ «Об образовании» – 16-е издание. – М.: Ось–89, 2009. – 112 с.
Кантор И.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. – М.: Педагогика, 1980. – 123 с.
Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара: Сам ГПИ, 1994. – 165 с.
Краевский В.В. Методология педагогической науки. – М.: Школьная книга, 2001. – 230 с.
Краевский В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
Кумарин В. Педагогика в пучине схоластики (методологический диагноз). – М.: Идея-Пресс, 2003. – 48 с.
Кузин Ф.Л. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 2-е изд. – М.: Ось-89, 1998. – 208 с.
Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л.: Знание, 1985. – 32 с.
Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенствованию. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
Кывырялг А.А. Методы исследований в профессиональной педагогике. – Таллинн: Валгус, 1980. – 164 с.
Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 384 с.
Маслак А.А. Основы планирования и анализа сравнительного эксперимента в педагогике и психологии. – Курск: КГПУ, 1998. – 167с.
Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.П. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 240 с.
Методология педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – М.: НИИ ОП АПН СССР, 1980. – 165 с.
Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. – Л.: ЛГУ, 1980. – 172 с.
Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова, М.П. Скаткина, Я.С. Турбовского. – М.: Педагогика, 1985. – 236 с.
Наин А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. – Челябинск: Урал ГАФК, 1996. – 144 с.
Никитин А.Р. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. – М.: Дрофа, 1993. – 120 с.
Новиков A.M. Как работать над диссертацией. – 4-е изд. – 4-е изд. – М.: Эгвес, 2003. – 104 с.
Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: АПО РАО, 1998. – 134 с.
Новиков A.M. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002. – 320 с.
Новиков Д.А. Применение методов математической статистики в педагогических исследованиях. – М.: МЗ-Пресс, 2003. – 67 с.
Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1989. – 278 с.
Облицова З.Г. Исследовательская деятельность педагогов как фактор совершенствования профессиональной компетентности. – М.-Архангельск: Юпитер, 2004. – 156 с.
Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической работы. – М.: МГУ, 1990. – 118 с.
Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1989. – 144 с.
Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып.1. – Екатеринбург: СВ-96, 1995. – 224 с.
Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы педагогики. – М.: Наука, 1949. – 222 с.
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М.: Мысль, 1974. – 237 с.
Сиденко А.С., Брусенцова Н.В. Рабочая тетрадь педагога-исследователя (пособие в помощь начинающему исследователю). Часть 1,2. – М.: АПК и ППРО, 2006. – Ч.1. – 68 с. – Ч.2. – 64 с.
Сиденко А.С, Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов. – М.: АПКиПРО, 2002. – 94 с.
Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1986. – 150 с.
Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 2000. – 416 с.
Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М.: Детская литература, 1987. – 367 с.
Субетто А.И. Методология стандартизации непрерывного образования: проблемы и пути их решения. – М.–СПб.: Исследоват. центр проблем кач-ва под-ки спец-ов, 1998. – 70 с.
Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. – М.: Педагогика, 1989. – 152 с.
Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. – М.: Техника, 1987. – 154 с.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э.Фромм. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
Фромм, Э. Иметь или быть?: Пер. с англ. / Общ. ред. и посл. В.И. Добреньков / Э.Фромм. – М.: Просвещение, 1990. – 336 с.
Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М.: Педагогика, 1995. —116 с.
Раздел 2. История педагогики
Место истории педагогики в истории мировых цивилизаций. Зарождение педагогической мысли в условиях древнейших цивилизаций. Педагогическая мысль в эпоху Средневековья и эпохи Возрождения.
Становление педагогической науки в XVII–XVIII веках. Педагогическая мысль в Древней Руси и Московском государстве в Х–XVII веках. Школа и педагогическая мысль в России XVIII в.
Педагогика и образование в XIX веке. Педагогическая мысль и образование в России в первой половине XIX в. Образование в России во второй половине XIX в. Общественно-педагогическая мысль и педагогическая наука в России во второй половине XIX в. Просвещение, педагогика России в конце XIX – начале XX в.
Педагогика и школа в первой половине ХХ века. Развитие школы и педагогики в Советской России в 1917–1920-е гг. Отечественное образование и педагогическая наука в СССР в 1930–1940-е гг.
Педагогика и школа во второй половине ХХ века.
Тенденции развития педагогики как науки в конце ХХ – начале XXI века. Педагогика в СССР и в России во второй половине ХХ – начале XXI века. Гуманистические подходы в отечественной педагогике ХХ века.
Принципы устройства системы образования в XIX веке.
Основные направления инновации педагогического процесса за рубежом в конце ХХ – начале XXI века.
Литература к разделу
Актуальные проблемы педагогики ХХI века: Сб. науч. трудов. – Оренбург: ОГПУ, 2001. – 251 с.
Андреев А.Ю. Гумбольдтовская модель классического немецкого университета // Новая и новейшая история. – 2003. – № 3. – С. 48-60.
Андреев А.Ю. «Национальная модель» университетского образования: возникновение и развитие // Высшее образование в России. – 2005. – № 1. (Часть 1) – С. 156-169; № 2 (Часть 2) . – С. 110-119.
Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX века. – М.: Знак, 2005. – 432 с.
Антология педагогической мысли в России XVIII в. – М.: Педагогика, 1985. – 479 с.
Батышев С.Я. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. – М.: Педагогика, 1981. – 350 с.
Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX в. – М.: РОУнивер. 1994г. – 112 с.
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с. – Т.2. – 399 с.
Богуславский М.В. XX век российского образования. – М.: ПЕР-СЭ, 2002. – 336 с.
Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года (под редакцией В.Г. Кинелева.). – М.: НИИВО, 1995. – 322 с.
Гастев А.К. Как надо работать. – М.: Экономика, 1972. – 472 с.
Гастев А.К. Трудовые установки. – М.: Экономика, 1973. – 343 с.
Дальман С.В. Развитие системы управления народным образованием в России во второй половине XIX века. – СПб.: Нестор-История, 2007. – 296 с.
Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 400 с.
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. – 374 с.
Зарубежный опыт последипломного образования / Науч. ред. О.М. Никандров. – СПб.: СПб.-ИЭИД. – 1992. -138с.
История педагогики и образования: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / Под ред. академика РАО Н.Д. Никандрова. – М.: Гардарики, 2007. – 395 с.
История педагогики и образования: Учеб. пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2004. – 490 с.
История профессионального образования в России / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. – 672 с.
Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – 704 с.
Каптерев П.Ф. История русской педагогии. – СПб.: Алетейя, 2004. – 560 с.
Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. – М.: Высшая школа, 1995. – 328 с.
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М.В.Кларин. – М.: Наука, 1997. – 223 с.
Краткая хрестоматия по истории зарубежной и отечественной педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. И.П. Андриади. – М.: МГПУ, 2007. – 548 с.
Локк Д. – М.: Изд.дом Ш. Амонашвили, 2000. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).
Менделеев Д.И. Народное просвещение и высшее образование // Соч. в 25 тт., т. 23. – Л.–М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1952. – С. 129-147.
Новиков A.M. Английский колледж. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995. – 32 с.
Осовский Е.Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917 – 1940). – М.: Высшая школа, 1980. – 287 с.
Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: В 3-х тт. – М.: МГУП, 2002. – 352 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в./ Отв. ред. М.Ф. Шабаева. – М.: Педагогика, 1973. – 605 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в./ Отв. ред. А.И. Пискунов. – М.: Педагогика, 1976. – 600 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. – М.: Педагогика, 1991. – 448 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917–1941гг. – М.: Педагогика, 1980. – 456 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941–1961 гг. – М.: Педагогика, 1983. – 270 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961–1986 гг. – М.: Педагогика, 1987. – 416 с.
Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э.Д. Днепров. – М.: Педагогика, 1989. – 480 с.
Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1981. – Т.1. – 334с. – Т.2. – 416 с.
Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985. – 496 с.
Пискунов А. И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – начала XX в. – М.: Педагогика, 1976. – 146 с.
Пискунов А. И. Теория и практика трудовой школы в Германии (До Веймарской республики). – М.: Педагогика, 1963. – 232 с.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1998. – Т. 1. – 1993; – Т. 2. – 1998. – 608 с.
Рыжков В. А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. – М.: Высшая школа, 1991. – 159 с.
Руссо Ж-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 1. – 656 с. – Т.2. –336 с.
Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 576 c.
Тебиев Б.К. На рубеже веков. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогического движения в России конца XIX – начала XX века. – М.: Интеллект, 1996. – 256 с.
Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 томах. – М.: Педагогика, 1988-1990.
Раздел 3. Теория обучения
Система основных категорий в дидактике и их взаимосвязь.
Обучение в целостном педагогическом процессе. Функции, закономерности и принципы обучения. Принцип природосообразности, целесообразности, культуросообразности в построении образовательного процесса.
Теоретические основы и современная практика обучения.
Формы, методы и средства обучения.
Возрастная педагогика.
Методологический подход в построении образовательного процесса: отбор, анализ, систематизация, обобщение и распространение педагогического опыта.
Стили учебной деятельности.
Педагогические технологии и методики обучения. Технологический подход к построению образовательного процесса.
Диагностика в современном образовании.
Сравнительная характеристика современных зарубежных образовательных систем.
Концепции дифференциации и индивидуализации обучения. Литература к разделу
Андрианов М.М., Майоров А.М. Подготовка и проведение лекции: Методические рекомендации. – Домодедово, 1998. – 132 с.
Аникеева Н.В. Конструирование педагогических технологий. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1999. – 78 с.
Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2000. – 192 с.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Народное образование, 1995. – 261 с.
Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Курс лекций. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 141 с.
Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки: Методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – 152 с.
Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. – М.: Высшая школа, 1989. – 144 с.
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х тт. – М.: Педагогика, 1979. – Т.1. – 304 с. – Т.2. – 399 с.
Бухарова Г.Д., Старикова Л. Д. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2009. – 335 с.
Валиев И.Г. Колледж – пути развития, проблемы // Специалист. – 1999. – № 6. – С.2-3.
Вербицкая Н.О., Бодряков В.Ю. Учебный процесс: информация, анализ, управление / Отв.ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 1998. – 127 с.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991. – 208 с.
Голубкова О.А., Кефели И.Ф. Использование активных методов обучения в учебном процессе. – СПб.: БГТУ, 1998. – 42 с.
Городинский И.В., Скибицкий Э.Г. Формы организации занятий с использованием учебных компьютерных технологий / Информационные технологии в образовании // Под общ.ред. И.М. Бобко. – Новосибирск, 1995. – Вып.12. – С.12-23.
Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2002. – 224 с.
Давыдов В.В. Развивающее обучение. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
Дидактика в предчувствии III тысячелетия: Материалы пед.чтений памяти И.Я. Лернера. – Владимир: Изд-во ВОИУУ, 2000. – 140 с.
Дидактическая многомерная технология. Теория и практика. – Уфа: БИРО, 1999. – 86 с.
Егоров Ю.Л. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность: Филос.-методолог.аспекты. – М.: РАГС, 1996. – 160 с.
Зверева Н.М. Как активизировать обучение в вузе. – Горький: Пед. о-во РСФСР, 1989. – 71 с.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Академия, 2001. – 192 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – С. 181-224.
Зеер Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 16-21.
Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения. – Казань: Матбугат йорты, 1994. – 324 с.
Игнатьева Г.А. Дидактика развивающего обучения. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. – 136 с.
Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. – М.: Педагогика, 2003. – 256 с.
Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта/ М.В.Кларин. – М.: Наука, 1997. – 223 с.
Косимов С.А. Физиологические основы производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1985. – 188 с.
Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Академия, 2001. – 272 с.
Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – М.: Высшая школа, 1991. – 224 с.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 186 с.
Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
Морева П.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001. – 200 с.
Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. – М.: УРАО, 1998. – 215 с.
Новиков A.M. Профессиональное образование России (Перспективы развития). – М.: ИЦПНПО, 1997. – 254 с.
Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование. – М.: Российский учебный центр Федеральной службы занятости населения России, 1997. – 136 с.
Околелов О.П. Оптимизационные методы дидактики // Педагогика. – 2000. – №3. – С.21-26.
Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. – СПб.-Воронеж: ИОВ РАО, 1995. – 232 с.
Петров А.В. Технология моделирования групповой работы. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 83 с.
Платонова Н.М. Педагогика высшей школы. Технологии обучения. – СПб.: Изд-во С.-Пб-кого университета, 1995. – 82 с.
Профессиональная педагогика: Учебник. / Под ред. С. Я. Батышева, А.М. Новикова. – М.: Просвещение, 1997. – 254 с.
Петров Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. – Н.Новгород: ВИПИ, 1994. – 351 с.
Перспективы развития непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. – М.: Педагогика, 1990. – 224 с.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003. – Т.1. – 607 c. – Т.2. – 479 с.
Савруков Н.Т., Степанов Н.С., Алексеев В.А. Проблемное обучение студентов. Методика проведения практических занятий. – Чебоксары: Перфектум, 1998. – 28 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся. – М.: МПА, 1999. – 48 с.
Ситникова Н.А. Дидактические проблемы использования аудиовизуальных технологий обучения. – М.-Воронеж: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та, 2001. – 64 с.
Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 336 с.
Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 576 с.
Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Начальное профессиональное образование: Социальный портрет учащегося // Педагогика. – 2002. - № 2. – С.21-26.
Ткаченко Е.В., Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образование. Проблемы регионализации и развития. – Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. – 256 с.
Трайнев В.А., Матросова Л.Н., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. – Т.2. Теория и методология учебных деловых игр. – М. Прометей, 2000. – 357 с.
Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. – М.: Изд-во УРАО, 2002. – 592 с.
Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. – 2004. – №4. – С.43-51.
Фокин Ю.Г. Определения основных терминов дидактики высшей школы. – Вып.4. – М.: НИИВО, 1995. – 60 с.
Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб. пособие / Под ред. Г.М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф-пед. ун-та, 1996. – 288 с.
Шиянов Е.Н., Ромаева И.Б. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 336 с.
Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002. – 437 с.
Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. – М.: МГИУ, 2002. – 145 с.
Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Народное образование, 2002. – 400 с.
Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО. 1999. – 440 с.
Раздел 4. Теория воспитания
Воспитание как общественное явление. Понятие цели воспитания. Проблемы и противоречия педагогического целеполагания. Цель и задачи воспитания в современных условиях.
Место теории воспитания в системе научного знания.
Основные этапы развития теории воспитания в контексте становления научно-педагогического знания.
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Воспитание базовой культуры личности.
Теории воспитания. Содержание, формы и методы воспитания в условиях современной образовательной среды. Формы организации воспитательной деятельности.
Воспитание и развитие личности в онтогенезе.
Взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Формирование взаимоотношений учащих и учащихся в современной гуманистической концепции воспитания.
Диагностика и прогнозирование развития в современной теории воспитания и педагогической практике.
Характеристика воспитательных систем. Характеристика современной системы воспитания в России.
Проблемы семейного воспитания.
Социализация человека. Факторы социализации.
Проблема коллектива и личности в педагогике. Литература к разделу
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. университета, 1988. – 240 с.
Андреев А.А., Педагогика высшей школы (прикладная педагогика): Учеб.пособие: В 2 кн. – М.: МЭСИ, 2000. – Ч.2. – 141 с.
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 422 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1983. – 271 с.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М.; Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
Борытко Н.М. Педагог в пространстве современного воспитания. – Волгоград: Перемена, 2001. – 214 с.
Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия. – Волгоград: Перемена, 2000. – 225 с.
Вентцель К.Н. Культура и воспитание. //Свободное воспитание, 1907-08, N7. – С. 62-69.
Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях / сб. науч. тр. Рост. гос. пед. ун-т и др. / Под ред. В.И. Новиковой. – М.: Планета 2000, 2003. – 63 с.
Гастев А.К. Как надо работать. – М.: Экономика, 1972. – 472 с.
Гастев А.К. Трудовые установки. – М.: Экономика, 1973. – 343 с.
Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. - М.: Педагогика, 1989. – 112 с.
Гуманизм и духовность в образовании. – Н.Новгород: НГЛУ, 1999. – 160 с.
Демакова И. Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. – Ижевск: ПМЦ практической психологии образования, 1999. – 44 с.
Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и современность) / Нуч. ред. З.И. Равкин. – М.: ИТО и П РАО, 2001. – 150 с.
Ермаков А.Л., Галатенко Н.А. Основы самостоятельной работы студента. – М.: МГТА, 1996. – 88 с.
Жуков Р.Ф. Как научиться учиться. Практикум по использованию метода активного социально-тестового анализа и контроля (Мастак «Начинающий студент»)). – СПб.: СПбГИЭА, 1994.– 62 с.
Иванкина Л.И., Коваленко А.В. Психология и педагогика высшей школы. Конспект лекций. – Томск: ТПУ, 1999. – 83 с.
Караковский В.А. Воспитательная система: педагогические идеи и опыт формирования. – М.: Педагогика, 1992. – 124 с.
Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.
Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. – М.: Мысль, 1986. – 176 с.
Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. – М.: Флинта: Наука, 2003. – 288 с.
Концепция воспитания студентов вузов Российской Федерации: Метод.пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. – 178 с.
Котряхов Н.В. Деятельностный подход к педагогическому процессу: история и современность. – Киров: ВятГГУ, 2005. – 182 с.
Листенгартен В.С., Годник С.М. Самостоятельная деятельность студентов. – Воронеж: ВГУ, 1996. – 95 с.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995. – 282 с.
Лузина Л.М. Теория воспитания: философско-антропологический подход. – Псков: ПГПИ им. С.М. Кирова, 2000. – 186 с.
Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1996. – 205 с.
Маркова А.Д. и др. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
Матросова Л.Н. Деловая игра в подготовке учителя. – М.: Прометей, 1996. – 134 с.
Мехонцева Д.М. Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности. – Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1998. – 167 с.
Морева Н.А. О развитии познавательной активности студентов // Дошкольное воспитание. – 1994. – №10. – C.34-36.
Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2001. – 304 с.
Мудрик А.В.Социальная педагогика. – М.: Академия, 2007. – 200 с.
Никитин А.Ф. Педагогика прав человека. – М.: Новая школа, 1993. – 120 с.
Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. - М.: Высшая школа, 1986. – 286 с.
Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского. – М.: МГУ, 1986. – 303 с.
Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека.- М.: УРАО, 2002. – 160 с.
Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Прометей, 1993. – 178 с.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 256 с.
Психология воспитания / Под ред. В.А.Петровского. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 152 с.
Самоорганизация студентов первого курса / Отв. Ред. П.Е. Рыженков. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1990. – 120 с.
Самоцкина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Педагогика, 2000. – 178 с.
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. – М.: Народное образование, 2004. – 256 с.
Сибирская М.П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся. – СПб.: ЦИПККО, 1995. – 133 с.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М.: Асиент пресс, 1995. – 271 с.
Смирнов И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. – М.: Граф-Пресс, 2002. – 420 с.
Совершенствование образовательно-воспитательного процесса в школе и вузе: Сб. науч .трудов. – Тверь: ТГУ, 2000. – 128 с.
Спенсер Г. Воспитание: умственное, нравственное и физическое. – М.: УРАО, 2003. – 287 с.
Талызина Н.Ф., Печенюк Н.Г., Хохловский П.Б. Пути разработки профиля специалистов. – Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1987. – 173 с.
Трофимова И.А. Педагогика и психология. Основы самостоятельной работы студентов. – СПб.: СПбГТУ, 2001. – 380 с.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
Штейнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. – Калуга: Духовное познание, 1992. – 112 с.
Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М.: Педагогический поиск, 1997. – 77 с.
Раздел 5. Управление образовательными системами
Понятие управления и менеджмента. Управление образовательными системами как отрасль научного знания.
Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления.
Государственно-общественная система управления образованием.
Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением.
Педагогический коллектив и его роль в повышении эффективности деятельности образовательных учреждений. Управленческое общение.
Правовые основы деятельности образовательных учреждений.
Мониторинг качества образования: цель, задачи, виды и содержание.
Новые информационные технологии в управлении образованием. Литература к разделу
Блейк P.P., Моутон Дж.С. Научные методы управления. – Киев: Наукова думка, 1990. – 247 с.
Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. – М.: Педагогика, 1991. – 268 с.
Вифлеемский А.Б. Экономика образования.: В 2 кн. – М.: Народное образоание, 2003. – 224 с.
Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд. учебн. – М.: Гардарика, 1996. – 310 с.
Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя - практика: Пер. с англ. – М.: Дело Лтд, 1991. – 319 с.
Дерзкова Н.П. Команда: внутренний мониторинг эффективности // Директор школы, 1996. – № 2. – С. 10-13.
Зайцева Л.В. и др. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. – М.: Новая школа, 1997. – 80 с.
Закон РФ «Об образовании» – 16-е издание. – М.: Ось–89, 2009. – 112 с.
Зубов Н. Как руководить педагогами. – М.: АРКТИ, 2003. – 144 с.
Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.
Кальней В.А., Шишов С.Е. Мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 1999. – 86 с.
Ладанов И.Д. Практический менеджмент. – М.: Элник, 1995. – 491 с.
Левицкий М.Л., Шевченко Т.Н. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 416 с.
Лобанова Н.Н., Косарев В.В., Крючатов А.П. Профессиональная компетентность педагога. – Самара; СПб.: СамГПУ, 1997. – 107 с.
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – Спб.: Образование и культура, 1998. – 344 с.
Мескон М., Альберг Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992. – 704 с.
Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. – М.: Педагогика, 1993. – 213 с.
Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. – М.: Магистр, 1995. – 222 с.
Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально – педагогической деятельности: Учеб. пособие. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
Новиков A.M., Олифиренко Т.И. Организация работы методиста с педагогическим коллективом на диагностической основе. – М.: ИРПО, 1995. – 86 с.
Основы менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1997. – 432 с.
Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. – М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. – 272 с.
Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
Рыблова А.М. Управление самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в вузе. – Саратов: СГТУ, 1999. – 52 с.
Сергеева В.П. Управление образовательными системами. М.: 2000, 2004. – 136 с.
Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 288 с.
Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей, 1997. – 200 с.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224 с.
Третьяков П.И., Мартынов Е.Г. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам: Практика педагогического менеджмента / Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001. – 368 с.
Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006. – 448 с.
Управление образовательными системами: Учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2005. – 170 с.
Франева Л.К. Организационные структуры. Методы диагностики. – СПб.: СПБГУЭФ, 1993. – 58 с.
Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования: В 2 ч. – Кострома: КГПУ, 1996. – 216 с.
Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1990. – 208 с.
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин П.Н. Управление образовательными системами: Учеб.пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 320 с.
Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. – М.: Народное образование, 2004. – 432 с.
Якунин В.Я. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. – Л.: ЛГУ, 1988. – 159 с.
|