Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя




Скачать 74.74 Kb.
НазваниеВсероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя
Дата публикации12.06.2013
Размер74.74 Kb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > История > Документы
Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

Задания по истории для учителя

9 класс

Задание 1. Как известно, в начале ХХ века в Российской империи сохранялся сословный строй. В нижеприведенных названиях социальных групп российского общества содержатся восемь названий сословий, закрепленных законодательно. Выпишите эти названия.
Разночинцы, интеллигенция, казачество, рабочий класс, буржуазия, мещане, духовенство, дворянство, государственные служащие, купечество, крестьяне, холопы, арендаторы, инородцы, чиновники, мастеровые.

1._________________________________________
2._________________________________________
3._________________________________________
4._________________________________________
5._________________________________________
6._________________________________________
7._________________________________________
8._________________________________________

Ответы (последовательность не играет никакой роли):

1) разночинцы; 2) казачество; 3) мещане; 4) духовенство; 5) дворянство; 6) купечество;

7) крестьяне; 8) инородцы. За каждое правильно указанное сословие – 2 балл. Задание не предусматривает выписывание более 8 позиций. Если же участник каким-либо образом укажет более 8 названий, за каждое неправильное название вычитается 2 балла.
^ Максимальный балл – 16.
Задание 2. Хронология российской и зарубежной истории. В таблице слева приведены события мировой истории, справа – современные им события отечественной истории. Выберите среди событий отечественной истории то, которое ближе всего по времени указанному событию мировой истории (оно может быть как раньше, так и позже). Запишите годы выбранных событий в таблицу.

Падение Византийской империи (захват Константинополя турками-османами)

  1. Падение монголо-татарского ига на Руси;

  2. Присоединение Новгорода к Москве;

  3. Начало княжения Василия II Темного;

  4. Куликовская битва.

Казнь английского короля Карла I в ходе Английской буржуазной революции

  1. Принятие Соборного уложения Алексея Михайловича;

  2. «Соляной бунт»;

  3. начало церковного раскола

  4. избрание на царство Михаила Романова.

Провозглашение независимости Соединенными Штатами Америки

  1. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева;

  2. «Жалованная грамота дворянству»;

  3. окончание Семилетней войны;

  4. взятие Измаила русской армией А.В. Суворова

Венский конгресс по итогам наполеоновских войн

  1. указ о «вольных хлебопашцах»;

  2. восстание декабристов;

  3. постройка первой российской железной дороги;

  4. Бородинская битва.

Провозглашение Германской империи в Новое время

  1. гибель Александра II от рук народовольцев;

  2. реформа городского управления;

  3. окончание Крымской войны;

  4. освобождение русскими войсками Болгарии от османского ига



^ Таблица для ответов

Событие мировой истории

Дата

Событие отечественной истории

Дата

Падение Византийской империи (захват Константинополя турками-османами

1453

Присоединение Новгорода к Москве

1478

Казнь английского короля Карла I в ходе Английской буржуазной революции

1649

Принятие Соборного уложения Алексея Михайловича;

1649

Провозглашение независимости Соединенными Штатами Америки

1776

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева

1773-1775

Венский конгресс по итогам наполеоновских войн

1815 (1814-1815)

Бородинская битва

1812

Провозглашение Германской империи в Новое время

1871

Реформа городского управления

1870


За точную дату всеобщей истории – 2 балла в зависимости от точности. Событие отечественной истории и его дата по 1 баллу. В случае если участник неправильно указал соответствующее событие, но точно указал дату названного им события, проверяющий вправе поставить 1 балл.
^ Максимальный балл –20.
Задание 3. Ученик подготовил письменную работу по истории и попросил старшеклассника проверить ее. Тот указал в работе шесть ошибок (они отмечены и пронумерованы в работе), хотя ученик допустил лишь четыре. Укажите, какие ошибки действительно допущены учеником, а какие – нет. Мотивируйте свое решение в каждом случае.
«Отмена крепостного права в России в 1861 г. позволила крестьянам за деньги обрести личную свободу (1) и выкупить свой земельный надел. Эта же реформа повлекла за собой ряд других важных преобразований в области местного управления, финансов (2), суда и вооруженных сил. Так, в ходе земской реформы 1864 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления, избираться в которое могли представители землевладельцев, крестьян (3) и образованных слоев города (4). Благодаря проведенной в том же году судебной реформе Россия обрела состязательный, гласный суд с участием присяжных заседателей из числа людей, имевших высшее образование (5). В 1874 г. была проведена военная реформа, результатом которой стала всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все сословные категории, кроме потомственного дворянства(6).»
^ Ответы и пояснения

1. Нет, личную свободу крестьяне получали без каких-либо условий и выплат.

2. Да, в ходе финансовых реформ был создан Государственный банк, введена должность государственного контролера, стала публиковаться государственная роспись доходов и расходов (бюджет), отменена подушная подать для городского населения.

3. Да, крестьяне получили право избирать и быть избранными в земские гласные.

4. Нет, городское население получило избирательное право не по факту образования, а в случае владения недвижимостью или уплаты налогов с торговли.

5.Нет, образование (и высшее в частности) не было обязательным условием для участия в суде в качестве присяжного заседателя.

6. Нет. Воинская повинность распространялась и на потомственное дворянство.

По одному баллу за правильный ответ «да» или «нет» в отношении выделенной ошибки. До 2 баллов за каждую верно обозначенную мотивировку, в зависимости от полноты и точности ответа.

^ Максимальный балл – 18.
Задание 4. Краеведческое. В энциклопедическом словаре «пропали» названия битв, связанных с территорией Восточной Пруссии. На основании текстов статей восстановите эти названия с указанием года сражения.


  1. ______________________________________ - 15 июля _______ года во время «Великой войны» польское войско короля Владислава Ягелло и войско Великого князя Литовского Витовта при участии русских смоленских полков разгромило войско Тевтонского ордена под началом магистра Ульриха фон Юнгингена, что остановило агрессию тевтонских рыцарей против славянских и литовских земель.

  2. __________________________________ - 2 (14) июня _________ года 85-тысячная армия Наполеона в столкновении с 55-тысячной русской армией под командованием Л.Ф. Бенигсена нанесла последней поражение, вынудив ее отступить вглубь территории Восточной Пруссии. Потери русской армии составили 5 тыс. человек (по французским данным – 15 тысяч).

  3. __________________________________ - 19 (30) августа __________ года, первое столкновение русской (55 тыс. командующий С.Ф. Апраксин) и прусской (24 тыс., командующий Левальд) армий в ходе Семилетней войны. Победа русской армии была достигнута, несмотря на отсутствие руководства со стороны командующего, благодаря мужеству русских солдат и вступлению в бой бригады генерала П.А. Румянцева. С.Ф. Апраксин не воспользовался плодами победы, отказавшись от похода на Кенигсберг.

  4. ____________________________ - 26 января (7 февраля) _________ года в ходе сражения между армией Наполеона (70 тыс.) и войсками 4-ой антинаполеоновской коалиции (русская армия 70 тыс., прусская – 8 тыс.) обе стороны понесли тяжелые потери (по 26-36 тыс.) и, каждая объявив о своей победе, оставили поле битвы. Активные боевые действия прекратились до мая того же года.

Ответы и критерии оценки:

  1. Грюнвальдская битва, 1410 год;

  2. Фридландское сражение, 1807 год;

  3. Сражение при Гросс-Егерсдорфе, 1757 год;

  4. Сражение при Прейсиш-Эйлау, 1807 год

2 балла за каждое правильное название битвы (при грамматических ошибках в написании географического названия выставляется 1 балл), по 2 балла за каждую точную дату.

^ Максимальный балл за задание – 16.

Задание 5. Творческое. Рассмотрите историческую ситуацию.
В 1718 году в России была введена подушная подать, ставшая основой налогообложения ее населения более чем на полтора столетия. Обязательный ежегодный платеж (74 копейки для крепостных крестьян,

1 руб. 14 коп. для государственных, 1 руб. 20 коп. – для городского непривилегированного населения) взимался со всех мужчин независимо от возраста и физического состояния, за исключением дворян и лиц духовного звания. Подушная подать заменила собой многочисленные сборы на конкретные нужды (рекрутские, корабельные, артиллерийские («пищальные») деньги), налоги с имущества (с печей, бань, винокурен, пасек, птичьих силков) и прочие поборы (например, со свадеб). Община либо помещик самостоятельно осуществляли раскладку платежей среди налогоплательщиков. Холопы, прежде не платившие государству ничего, сравнялись в положении с крепостными крестьянами.
Напишите эссе на тему «Справедливость налогообложения в истории с точек зрения государства и человека» (Вы вправе не ограничиваться рассуждениями лишь о Петровской эпохе), осветив в нем следующие вопросы:


  1. как осуществлялся сбор налогов до введения подушной подати?

  2. чем было вызвано столь пристальное внимание царя-реформатора к налоговой сфере?

  3. оправдано ли было повышение налогов в связи с ситуацией в Северной войне на момент введения подушной подати?

  4. чем обернулось введение подушной подати для крестьян в Петровскую эпоху и в исторической перспективе?


^ Критерии оценки:

Ответы на вопросы (до 4 баллов за каждый в зависимости от полноты):

  1. до введения подушной подати налоги взимались сначала с количества распаханной земли (что было несправедливо в отношении тех, кто жил в основном за счет сельского хозяйства, а не ремесла), затем – со двора, которые могли быть различны по числу жителей и размерам доходов;

  2. Петру Великому были необходимы деньги на ведение войны, строительство военного и торгового флота и подъем промышленности;

  3. В 1718 году война уже подходила к концу, решающие победы на суше и море были одержаны, но царю была необходима система регулярных поступлений налогов на будущее;

  4. На крестьян налог лег тяжким бременем, им требовалось обрабатывать больше земель, чтобы продажей хлеба и других товаров удовлетворить государственные требования; поскольку для крепостных крестьян сборщиков налогов был помещик, государство было заинтересовано в сохранении и укреплении крепостного права.

Оценка эссе:

Грамотность и логичность изложения – до пяти баллов;

Наличие и корректность исторических параллелей с другими эпохами и современностью – до шести баллов;

Гражданская позиция – до трех баллов.

Максимальный балл – 30.
Максимальный балл за работу – 100 (16+20+18+16+30)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя iconВсероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя
Задание Из нижеприведенного списка выберите восемь названий российских гражданских чинов по «Табели о рангах»

Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя icon1 Всероссийская олимпиада школьников (муницип этап) по родным языкам

Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя iconМесто для шифра всероссийская олимпиада школьников по истории 2010/2011 год
Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу

Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя iconВсероссийская олимпиада школьников по истории 2013/2014 учебный год
Впишите пропущенные буквы в исторические понятия (по 0,5 балла за каждое правильное слово; максимум 3 балла)

Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя iconЗадания Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русской литературе
В олимпиаде участвуют учащиеся 7-11 классов всех типов общеобразовательных учреждений республики

Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя iconВсероссийская олимпиада школьников

Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя iconВсероссийская олимпиада школьников по истории 2010/2011 год
Вам наиболее существенными, опираясь на известные вам исторические факты, гипотезы и концепции. Ваша работа будет оцениваться жюри...

Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя iconВсероссийская олимпиада школьников по обж
Землетрясение началось неожиданно, вы находитесь в помещении. Продемонстрируйте ваши действия

Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя iconШкольная олимпиада по истории (10-11 классы)
В олимпиаде школьников по истории, принимают участие 2 группы учащихся: 10-х и 11-х классов. Независимо от класса им предлагается...

Всероссийская олимпиада школьников II (муниципальный) этап Задания по истории для учителя iconУниверситет
Основателем образовательного проекта «Международная Олимпиада по основам наук» (далее Олимпиада) является Автономная некоммерческая...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную