Г. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний




Скачать 44.19 Kb.
НазваниеГ. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний
Дата публикации29.06.2013
Размер44.19 Kb.
ТипУрок
exam-ans.ru > История > Урок
Мигунова Галина Моисеевна

Учитель истории МОУ «Гимназия №3»

г. Юбилейный Московской области.
Ещё раз об обобщении и систематизации знаний
В процессе обучения старшеклассники сталкиваются с проблемой эффективного усвоения учебного материала, сложность и объёмность которого существенно затрудняют целостное восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и не всегда продуманное структурирование учебного материала во многом обусловили данную проблему. Помогает её разрешить использование опыта учителя истории школы № 44 г. Ульяновска Латышева Юрия Ивановича

Учащимся предлагается тематический, акцентированный конспект (ТАК). Тематический потому, что материал изучаемого раздела разбивается на подтемы, а весь материал, используемый в конспекте, подчиняется раскрытию темы. Акцентированный называется потому, что в него невозможно включить весь материал, а только наиболее важные вопросы темы.

Конспект начинается с формулировки темы, подбора эпиграфа, основного тезиса, Включенный в конспект фактический материал записывается с использованием опорных сигналов

Например, в 10 классах (учебник «История России ХVIII-ХIХ»; авторы Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А.; изд-во «Дрофа») перед изучением темы «Эпоха Петра I» десятиклассники получают домашнее задание по написанию эссе «Век XVII дал Петру материал, без которого он не сумел бы и шагу сделать вперед…» (В. Ключевский).

В начале урока идёт обсуждение домашнего задания, делается вывод о том наследстве, которое досталось Петру от ХVII века. Объяснение нового материала сопровождается составлением опорного конспекта (запись делается на доске учителем и в тетрадях учениками; если есть интерактивная доска, этот процесс составления конспекта делает урок более эффективным и продуктивным). В центре листа записывается тема урока и обрисовывается многоугольником. Выделяется две подтемы:

1. Дореформенное время;

2. Северная война (как основное событие жизни Петра), для победы в которой было проведено большинство реформ.

Предлагается эпиграф и тезис (идея, утверждение, требующее доказательства), которые вписываются в тетрадь (на доске эту запись необходимо сделать заранее). Возможен вариант, когда учащимся заранее даётся задание подумать, какой эпиграф или тезис можно подобрать к уроку. Читается конспект слева направо. Первыми вписываются входящий сигнал—ХVII ?(это и есть ответ на вопрос домашнего задания) и выходящий сигнал-- ??? (какие изменения произошли к концу правления Петра Первого) Затем идёт объяснение нового материала и запись самых важных событий эпохи. Дополнением к конспекту являются записи основных понятий, дат, имён (эта работа идёт на уроке, но дополняется при подготовке домашнего задания) В законченном виде опорный конспект выглядит следующим образом:


Даты

  1. 18 июня 1696

  2. сентябрь1698-февраль 1699

  3. 1699

  4. 1700-1721

  5. 1703

  6. 1705-1706

  7. 1707-1708

  8. 27 сентября 1708

  9. 27 июня 1709

  10. 1711

  11. 1714

  12. 27 июля 1714

  13. 27 июля 1720

  14. 30 августа 1721

  15. 1722

Понятия

  1. Великое посольство

  2. Северный союз

  3. рекрут

  4. Сенат

  5. Синод

  6. Коллегия

  7. Секуляризация

  8. фискал

  9. табель о рангах

  10. подушная подать

  11. ревизия

  12. магистрат

  13. приписные

  14. посессионные

  15. протекционализм

  16. меркантилизм

Имена

Н.К. Нарышкина

Софья

Ф.Я. Лефорт

Ф.А. Голицин

П.Б. Возницын

Карл ХII

Август II

Б.П. Шереметьев

Мазепа

А.Д. Меншиков

Ф.М. Апраксин

Д.М. Голицын

П.И.Ягужинский

Феофан Прокопович

Царевич Алексей

Кондратий Булавин


В 11 классе (учебник «История России ХХ-ХХI в.в.» авторы Левандовский А.А., Щетининов Ю.А; изд-во М.: «Просвещение») при изучении темы «СССР в 1953-1964 г.г.: попытки реформирования общества» опорный конспект включает в себя три подтемы: 1. изменение общественно-политической ситуации, 2. политика внутренняя, 3. политика внешняя.

Вводятся знаки ???, требующие более подробного раскрытия опорного сигнала. И в законченном виде это выглядит так:

^ Забудется и Манеж, и кукуруза…

А люди будут жить в его домах.

Освобожденные им люди…

И зла к нему никто не будет иметь…

Михаил Ромм




Или при изучение раздела «СССР в 1964-1985г.г» выделяется блок «Международное положение и внешняя политика», который входит две подтемы: поворот к разрядке напряжённости и кризисные явления, ??? знаки требуют раскрытия содержания данного опорного сигнала, перечёркнутые сигналы показывают отсутствие в политике этих явлений


^ Поскольку народы мира хотят мира, а лидеры боятся войны, пришло время добиться мира.

Никсон


Даты

Понятия

Имена


При составлении опорного конспекта у учащихся слуховая, зрительная двигательная, логическая память работают одновременно. То есть включаются различные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, моторный), значит, реализовываются возможности учеников с разными типами восприятия, учитывается многообразие темпераментов.

Процесс переноса материала изучаемой темы в конспект уже сам по себе представляет мотивационный интерес с точки зрения овладения знаниями, к тому же ученик приобщается к творчеству учителя, следя за развитием его мысли, сравнивая ее логику со своей собственной и логикой учебника. Эта работа ближе к творческой, чем к репродуктивной, что отвечает направленности образования на развитие индивидуальности школьника.

Все, что вносится в конспект, нужно обязательно осмыслить, понять, наполнить содержанием, остальное привлекается как дополнительный материал в зависимости от способностей ученика. Конспект должен стать опорой для домашней работы с учебником и последующего рассказа на уроке. Но главное остается свобода действий у ученика. Никогда не было и не будет двух одинаковых прочтений одного и того же опорного конспекта – это всегда личностный и творческий процесс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Г. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний icon2011-2012 учебный год Образовательная программа моу «Гимназия №3»...
Статья 14, п. 5 Закона РФ «Об образовании» подтверждает необходимость Образовательной программы

Г. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний iconК Ррешению Совета депутатов
Законом Московской области от 17. 07. 2007 №115/2007-оз "«О погребении и похоронном деле в Московской области"», Уставом городского...

Г. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний iconОб утверждении муниципальной программы «Развитие правовой грамотности...
Уставом города Лыткарино Московской области, с учетом Решения Координационного совета по вопросам повышения правовой культуры населения...

Г. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний iconВ госжилинспекцию Московской области, Прокуратуру Московской области
Московская область, Наро-Фоминский район, городское поселение Апрелевка, дом 11 (корпуса 1, 2) в адрес Правительства, Министерства...

Г. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний iconГ. Юбилейный Московской области. Обучение эффективно только в процессе деятельности…
«История составляет канву «вертикаль» гуманитарного знания… закладывает основу для формирования наук личности, развивает умения и...

Г. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний iconСтанислав Лем Раса хищников «Philosophy» Предисловие
Слово Лема остается весомым и метким, и, не сомневаюсь, мы еще не раз будем возвращаться к этой небольшой книге, как и вообще ко...

Г. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний iconУрок комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения...
Многовековой педагогический опыт позволяет утверждать, что формирование разума идет в направлении от приобретения знаний путем развития...

Г. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний iconГ. Юбилейный Московской области, ул. Лесная 22 Тел. (096)-512-10-70
Лицензия серия ро №014199 регистрационный №65462 от 15 ноября 2010 года. В своей работе руководствуется Уставом гимназии принятым...

Г. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний iconГ. Юбилейный Московской области, ул. Лесная 22 Тел. (096)-512-10-70
Лицензия серия ро №014199 регистрационный №65462 от 15 ноября 2010 года. В своей работе руководствуется Уставом гимназии принятым...

Г. Юбилейный Московской области. Ещё раз об обобщении и систематизации знаний iconПоложение о первенстве московской области по восточному боевому единоборству
Московской области для участия в международных, всероссийских и межрегиональных соревнованиях

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную