Диссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)»




Скачать 95.25 Kb.
НазваниеДиссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)»
Дата публикации16.06.2013
Размер95.25 Kb.
ТипДиссертация
exam-ans.ru > Журналистика > Диссертация
Диссертация Кохановой М.Е.

«Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» ( 2008)
Обзор подготовила А. Иночкина
Библиографическое описание:

Коханова М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью»// Дисс. канд. фил. наук – М., 2008.
Специальность 10.01.10 - журналистика

Была выполнена на кафедре экономической журналистики и рекламы факультета журналистики МГУ им. Ломоносова.

Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Горохов В.М.

Защита состоялась 5 декабря 2008 г. на заседании диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике в МГУ им. Ломоносова.

На данный момент, особенности переходного периода, в том числе состояние хозяйственной сферы ограничивают возможности цивилизационного развития России. Практически все сферы общественного развития к настоящему моменту переживают период существенного реформирования и реструктуризации. Особенно это актуально для науки и образования России. Сегодня наука и образование – те сферы, которые государство и бизнес должны поддерживать, прежде всего, для того, чтобы общество вышло на новый виток эволюции, стало осваивать инновационную модель развития.

Коммуникации стали очевидной необходимостью существования и развития всех разновидностей бизнеса. Поэтому одной из основных задач корпораций сегодня становится управление коммуникациями с целю увеличению нематериальных активов, создающих акционерную стоимость. Цель данного исследования – провести анализ коммуникаций в системе PR-деятельности – внутри корпораций и вовне, рассмотреть их в качестве инструментов, которые способствуют формированию репутационного капитала организаций и отрасли в целом (на примере научно-образовательной сферы), а также проанализировать медийные продукты как результат коммуникационной деятельности. Объект исследования – коммуникации в системе PR -деятельности. Предмет исследования – коммуникации как инструменты управления репутационным капиталом в сфере бизнеса, науки и образования.

Научная новизна данной диссертации заключается в том, что впервые была обозначена трансплантация PR-деятельности в научные и образовательные организации, рассмотрена система связей, возникающая между бизнесом, наукой и образованием, решена задача построения целостной концепции PR с позиций системного подхода. Эмерджентные свойства, возникающие в результате трансформирования системы и относящиеся к нематериальным продуктам, раскрывают сущность целей PR-деятельности во внешней и внутренней среде субъектов коммуникации. В системе средств PR-деятельность выявлены важнейшие составляющие для решения поставленных задач – спонсорство и благотворительность, оказывающие прямое влияние на эмерджентные свойства системы PR-деятельности. Понимание этих взаимосвязей имеет принципиальное значение для PR при определении методологических и технологических подходов. Итак, перейдем к основной части данной диссертационной работы.

В современных условиях в сфере науки и образования выстраивается новая структура – «Связи с общественностью», - которая сегодня в России может существовать лишь при поддержке государства и бизнес-сообщества. Автор исследования утверждает, что PR-проекты в научных и образовательных организациях реальны только при условии привлечения государства и бизнеса под флагом благотворительности – в рамках их программ ведения социально ответственного бизнеса. Корпоративная благотворительность рассматривается как неотъемлемая составляющая PR-менеджмента. В системе формирования репутационного капитала компании PR не ограничивается информационными связями и контактами. Конкретные дела в социальной сфере, науке, образовании, культуре – все это также функциональные обязанности Public Relations.

На сегодняшний день корпоративная социальная ответственность является одним из факторов политики корпоративного PR. Политика корпоративной социальной ответственности согласно Business for Social Responsibility – это взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях компании и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности компании на внешнюю среду. Концепция корпоративной социальной ответственности в компаниях разного уровня, различных сфер бизнеса включает различные компоненты. Но самая широкая трактовка включает в это в это понятие:

  • корпоративную этику;

  • корпоративную социальную политику в отношении общества;

  • политику в сфере охраны окружающей среды;

  • принципы и подходы к корпоративному управлению;

  • вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом;

  • политику в отношении персонала.

В данном исследовании корпоративная социальная ответственность рассматривается как концепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют социальную политику в бизнес. В России табачные компании «Филипп Моррис», «Бритиш Американ Тобакко», нефтяные компании «ЛУКОЙЛ», BP-ТНК – наиболее активные участники благотворительных акций и мероприятий. Так, например, среди приоритетных программ благотворительной деятельности компании «ЛУКОЙЛ» являются проекты по поддержанию детских домов и детских образовательных учреждений, медицинских учреждений, программы по сохранению культурного наследия, в области образования, спортивные проекты.

Также в последние годы в России все больше и больше крупных корпораций начинают делать дополнительные инвестиции в образование не только ныне работающих, но и своих потенциальных работников. Так, компания «ЛУКОЙЛ-нефтехим» активно разрабатывает образовательные программы, направленные на формирование будущего работника еще на этапе школьной скамьи, далее продолжается в вузе, а затем на самом предприятии. Речь идет о ранней профориентации, улучшении качества школьной и вузовской подготовки, приобщении будущих специалистов к корпоративным нормам и ценностям еще во время основного образовательного процесса. Как отмечает А.Б. Василенко, руководителя Управления общественных связей НК «ЛУКОЙЛ» «сегодня для крупных компаний социальные и благотворительные программы становятся значимой частью их корпоративных стратегий, поскольку никакая корпорация не может быть изолирована от общества и работать только на благо своих акционеров. Активно участвуя в жизни общества, в создании условий для его процветания, компания тем самым создает условия для собственного долгосрочного и успешного развития». 1

Таким образом, мы видим, что благотворительная деятельность является эффективной формой PR-деятельности научных, образовательных организаций и наукоемких корпораций. В свою очередь, она способствует упрочнению репутации не только отдельных бизнес-структур, которые взяли на себя обязанность финансировать то или иное мероприятие, проект, но и всей страны на международном уровне.

А теперь рассмотрим коммуникационные инструменты, используемые в сфере науки и образования.

Безусловно, в сфере науки и образования скрыт серьезный репутационный потенциал общества и отдельных его структур. С распадом СССР разрушилась система популяризации науки, но не появился в должном качестве и PR как атрибут демократического общества. К сожалению, на данный момент PR-проекты в научных и образовательных организациях России пока не пользуются спросом. Безусловно, последние годы в российских СМИ, и прежде всего, на российском телевидении начал наблюдаться рост интереса к науке как совершенно естественный процесс в период экономической стабилизации. Однако занимать газетные и журнальные полосы, ровно как и осваивать бюджеты электронных медиа в большинстве своем стали случайные люди, далекие от настоящей науки, и тем более от PR. В результате начали появляться продукты, как, например, фильмы, безупречные технически, но псевдонаучные по содержанию которые претендуют на PR-проекты, нанося лишь тем самым вред формирующемуся в стране виду деятельности.

В подтверждении этих слов автор диссертации привод в пример киноленту «Великая тайна воды» (2005, канал «Россия»), которая проникнута актуальным в наши дни гуманистическим пафосом, благодаря которому она заслужила восторженный прием у зрителей. Между тем, вся «научная» основа фильма представляет собой смесь ошибок, мистификации и дезинформации вокруг псевдонаучной темы о так называемой «памяти воды». Вред от такой PR-продукции очевиден: публика, воспринимающая все более эмоционально, нежели рассудочно, оказалась введена в заблуждение, а настоящая наука, по мнению исследователей, «получила нож в спину: ведь всякий ученый, отвергающий мир о «памяти воды», не только идет против общественного мнения, но в его глазах выглядит «бездушным технократом», поднявшим голос против такого красивого и доброго фильма. А подобная псевдонаучная видеопродукция – постоянный ингредиент большинства российских телеканалов, и то уже стало серьезно сказываться на мировоззрении общества»2. Очевидно, что многие скандальные и им подобные эпизоды, которыми изобилуют СМИ, упрощенная трактовка научно-популярной тематики не может устраивать научное сообщество, профессиональную прессу и PR. Более того, это указывает на необходимость каким-то образом изменить эту ситуацию.

Поэтому важность научного и образовательного PR как вида деятельности все больше осознается научным и медиа сообществами, которые активно начинают искать пути выхода из сложившегося положения как дезинформации общества через СМИ, так и в целом непривлекательности науки. По мнению автора исследования, это реально при выполнении следующих условий и мероприятий:

  1. PR должен стать обязательной составляющей научных и образовательных учреждений, что достигается за счет финансирования государства и бизнеса, которые видят в этом составляющую своего репутационного капитала. Необходима прямая финансовая поддержка государством и бизнесом научного и образовательного PR и соответственно всего комплекса мероприятий, способствующих поднятию престижа российской науки и образования, главным образом, на условиях благотворительности.

  2. ^ Создание системы PR в научных и образовательных организациях, включающей в себя такие формы организации как PR-отделы, департаменты, пресс-службы и другие приемлемые подразделения в структуре научных и образовательных учреждений.

  3. ^ PR-направление в научных организациях должно быть профессиональным и научно корректным, что достигается за счет взаимного обучения ученых, PR-специалистов и журналистов, совместного поиска новых форматов и креативных идей, анализа и заимствования зарубежного опыта.

  4. Одной из обязательных функций формирующегося PR-направлениях в данных областях должна стать служба мониторинга СМИ по данной тематике и система жесткого контроля над выпускаемыми информационными продуктами.

  5. О проведении различных PR-акций, мероприятий должна знать широкая аудитория, что достигается за счет поддержки всего информационно-коммуникативного сообщества, включенного в продвижение научных достижений.

  6. Важным для PR-структур может стать опыт социальной рекламы. Сейчас этот механизм используется для социальной рекламы против наркотиков, СПИДа, терроризма и пр. Он должен использоваться и для рекламы науки и образования.

Формы PR-деятельности по этим вопросам приемлемы любые: газеты, журналы, книги, радио- и телепрограммы, пишущие о науке и образовании, рассчитанные на подготовленного и неподготовленного читателя. Но наряду с существующими надо искать и новые формы, свойственные больше сфере связей с общественность. Это научные фестивали, устные выпуски научно-популярных журналов, интерактивные научные музеи, научные кафе, онлайн-интервью ученых, деятелей образования и т.д. характер деятельности таких структур может быть весьма разнообразным: пресс-релизы и пресс-конференции, консультирование журналистов, подготовка и помощь в подготовке научно и образовательно-популярных публикаций, организация конкурсов и олимпиад, стажировки для научных журналистов и многое другое.
В заключении необходимо сказать, что потребность российского общества в смене сырьевой модели на инновационную, как выбранного дальнейшего пути развития, способствует качественному обновлению сферы связей с общественностью, нацеленной на решение стратегической задачи – создания корпоративной репутации объекта общественной деятельности. В связи с этим особую значимость приобретает анализ коммуникаций в системе связей с общественностью, их нацеленность на формирование корпоративной репутации субъектов основного производства, науки и образования РФ.

Сквозь всю диссертационную работу проходит мысль, что PR-коммуникации на сегодняшний день стали необходимы научному и образовательному сообществу. В научных организациях появляется потребность в новом направлении коммуникационной деятельности – PR, При этом, PR-проекты в научных и образовательных организациях реальны только при условии привлечения государства и бизнеса под флагом благотворительности – в рамках из программ ведения социально ответственного бизнеса. Сегодня наука образования – это сферы, которые государство и бизнес просто обязаны поддержать. Чтобы общество вышло на новый виток эволюции, стало осваивать инновационную модель развития. В формировании информационного поля научной среды в целях повышения каждого участника процесса прослеживаются взаимовыгодные интересы государства, бизнеса, науки и образования.

К сожалению, ни один из этих институтов не готов к этому. Именно к этому выводу пришел автор исследования на основе анализа деятельности учебных и образовательных организаций, которые не спешат формировать свой имидж, не заботятся о своей репутации. Поэтому создание структур PR в научно-образовательной сфере с помощью всего общества – это реальный общественных запрос, который реализуется через активные организационные группы – социально ответственные бизнес-организации (активно занимающиеся благотворительной деятельностью), саморегулирующие научные организации, некоммерческие исследовательские центры, сетевые гражданские организации и многое другое. Это, по сути, первый шаг к модернизации нашего общественного устройства, когда начинается самоорганизация в обществе. И начинаться она должна с научного и образовательного сообществ, которые во многом определяют перспективы развития нашей страны.



1 Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. - С.165.

2 Сергеев А. Показуха по науке // Offline.computerra.ru, 25.04.2008. (Компьютерра. – 2007. - №46, 26)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» iconДиссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе...
«Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» (2008)

Диссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» iconДиссертация Невоструевой А. Ф «Институализация пресс-служб в системе...
Невоструева А. Ф. «Институализация пресс-служб в системе связей с общественностью»//Дисс канд соц наук Пермь, 2009

Диссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» iconВ области связей с общественностью институт связей с общественностью
Это издание было первой попыткой выявить универсальные правила, которые помогли бы измерить взаимоотношения в пиар-деятельности

Диссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» iconАгаронян Л. А «Медиаинструментарий связей с общественностью в современной...
Агаронян Л. А «Медиаинструментарий связей с общественностью в современной системе политических коммуникаций»// Дисс канд политич...

Диссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» iconПлешакова Екатерина Александровна «Информационное и pr-сопровождение...
Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук, специальность 23. 00. 02 политические институты, этнополитическая...

Диссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине...

Диссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» iconВведение1
Диссертация посвящена изучению функциональной зависимости дистантного опосредованного устно-речевого дискурса (на материале русского...

Диссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» iconДиссертация Каспарова Э. А
Каспарова Э. А. «Связи с общественностью в деятельности органов внутренних дел России» // Дисс канд фил наук. – Краснодар 2008

Диссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» iconКурсы повышения квалификации
Программа: Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: теория и практика

Диссертация Кохановой М. Е. «Коммуникационные технологии в системе связей с общественностью (на материале научно-образовательной сферы)» iconПриложение №22. 2
Конспект урока «Электронная коммерция в Интернете» Угринович Н. Д, 8 класс раздел «Коммуникационные технологии»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную