Основы эстетики




НазваниеОсновы эстетики
страница1/14
Дата публикации17.06.2013
Размер1.94 Mb.
ТипЛитература
exam-ans.ru > Культура > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14



М.И. Михайлов

ОСНОВЫ ЭСТЕТИКИ

Нижний Новгород

2011
ББК 87.8

М 69


Михайлов М.И.

Основы эстетики. Учебное пособие. Н. Новгород: ВГИПУ, 2011. с.

ISBN
Рецензенты:

заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского И.К. Кузьмичев;

кандидат философских наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского В.А.Белоусов


В учебном пособии доктора философских наук, доктора филологических наук, профессора М.И. Михайлова освещаются наиболее важные темы по курсу эстетики. Особое внимание уделено анализу основных эстетических категорий.

В процессе изучения эстетических проблем используется обширный литературно-художественный материал.

Пособие рассчитано на студентов вуза и всех, интересующихся проблемами эстетической науки.

ISBN

М.И. Михайлов

ВГИПУ, 2011


СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ. Эстетика как наука 9

^ 1. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ 12

1.1. Сущность эстетической культуры личности 12

1.2.Структура эстетической культуры личности 13

1.3. Значение эстетической культуры личности 18

^ 2. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ 24

2.1. ТРАГИЧЕСКОЕ 24

2.1.1. Истоки и сущность трагического 24

2.1.2. О соотношении драматического, героического, трагического 47

2.2. ПРЕКРАСНОЕ 53

2.2.1. Природа прекрасного 53

2.2.2. Красивое, красота, прекрасное 68

2.3. КОМИЧЕСКОЕ 88

2.4. БЕЗОБРАЗНОЕ 100

3. ИСКУССТВО 110

3.1. Понятие искусства 110

3.2. О содержании и форме в искусстве 121

3.3. Художественный образ 139

3.4. Виды искусства 144

3.5. Основные художественные направления в искусстве 151

^ 4. ХУДОЖНИК: ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО 162

4.1. Что такое творчество 162

4.2. Художник: сущность и структура 162

4.3. Проблема художественно-творческих способностей 167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

ЛИТЕРАТУРА 173


ПРЕДИСЛОВИЕ
В последнее время эстетика стала не в моде. Потребности людей все больше стали носить материальный (экономический), а не духовный характер. И это очень плохо. Н.В. Гоголь был тысячу раз прав, когда утверждал («Выбранные места из переписки с друзьями»): «Без пробуждения человеческой души ничего не поможет, ни экономические, ни социальные изменения». Жан Моне – отец Европейской интеграции, обобщая свой тридцатилетний опыт объединения Европы – сказал: «Если бы я начинал скачала, то начал бы не с экономики, а с культуры». Нелишне здесь вспомнить и академика Н.Н. Моисеева: «…общество стоит сейчас на пороге катастрофы, потребующей перестройки все оснований своего планетарного бытия… Может быть, даже на пороге нового этапа истории вида homo sapiens, поскольку в основу приспособления человека ложится его «душа», если пользоваться терминологией А.А. Ухтомского»1.

Нетрудно понять, что будущее человечества если не в решающей степени, то во многом зависит от того, насколько оно сможет возвыситься, преобразиться духовно, а значит и эстетически, насколько оно окажется способным проникнуться чувством красоты (прекрасного). Как справедливо пишет И.К. Кузьмичев, «…с грандиозными и безмерными по своей сложности новыми проблемами справится только эстетически, художественно образованное, то есть гуманитарное общество»2. Слова Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасет мир» в таком случае – не пустые слова, не «декларация», а великая истина, принадлежащая Гению. И эту истину забывать нельзя.

Соответственно этому необходимо признать, что эстетике должно принадлежать приоритетное место в системе социогуманитарных наук, изучаемых в высшей школе.

Немаловажно сказать о том, что отличает данное учебное пособие от подобного рода работ? Это прежде всего то, что в центре внимания автора находятся важнейшие (фундаментальные) эстетические категории, составляющие «скелет» эстетики как науки: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, низменное, безобразное. Авторский взгляд на природу, т.е. сущность и специфику названных категорий, нестандартен и отличается научной новизной. Это в первую очередь связано с тем, что анализ той или другой эстетической категории дается не изолированно от других категорий (как «вещь в себе»), что, к сожалению, до сих пор распространено в эстетической литературе, а в рамках их систематизации. Во-вторых, авторская характеристика основных эстетических категорий дается не односторонне, а в разных аспектах: гносеологическом, социальном и психологическом.

Следует отметить, что в современной эстетике, особенно зарубежной, все меньше и меньше внимания стали уделять обозначенной проблеме. Названные традиционные категории эстетики, в том числе прекрасное как центральная категория, постепенно уступают место так называемым маргинальным (второстепенным, побочным) понятиям: интенсивность, новизна, ирония, деконструкция, нониерархичность, симулякр, интертекстуальность, мозаичность, ризома, телесность, парадоксальность, нарратология и др.

Отдельные авторы порою вообще отказываются от использования категориального аппарата эстетики и пишут о тех или иных эстетических вопросах в духе эссе. Это невольно приводит к размыванию эстетических понятий, категорий, в том числе к подмене прекрасного низменным, безобразным. Такое положение дел в научном отношении недопустимо. Ведь всякая наука имеет право называться наукой до тех пор, пока она пользуется определенными терминами и представляет собой систему категорий. Без этого нет и не может быть науки как таковой. Немецкий физик В. Гейзенберг не случайно писал: «…нам нужны понятия, при помощи которых мы могли бы ближе подойти к интересующим нас явлениям. Обычно эти понятия берутся из истории науки; они подсказывают нам возможную картину явлений. Но если мы намерены вступить в новую область явлений, эти понятия могут превратиться в набор предрассудков, скорее тормозящих прогресс, чем способствующих ему. Однако и в этом случае мы вынуждены использовать их и не можем преуспеть, отказавшись от понятий, переданных нам традицией».1

Представляет тут значительный интерес и утверждение М. Планка о том, что несостоятельны «попытки применить принцип относительности вне физики, например, в эстетике или даже в этике». Часто произносимая фраза «Все относительно», по его словам, неправильна, не имеет смысла уже внутри самой физики, поскольку относительная величина предполагает существование чего-то абсолютного, т.е. всегда сводится к другим, более глубоко лежащим абсолютным величинам. «Без предпосылки существования абсолютных величин, – писал он, – вообще не может быть определено ни одно понятие, не может быть построена ни одна теория»2.

Можно без преувеличения сказать, что обращение к традиционным фундаментальным категориям не устарело, – другое дело, что наши представления о них нуждаются в определенной смысловой коррекции, в известной степени наполнении новым, более глубоким содержанием.

Вот почему, как нам представляется, основные эстетические категории (и прежде всего прекрасное) должны стать теми абсолютными величинами, в соответствии с которыми (или через призму которых) следует рассматривать и оценивать относительные величины – маргинальные понятия современной неклассической эстетики.

Немаловажно учесть и то, что эстетика как научная дисциплина не должна плестись в хвосте искусства (современного искусства). Более того, она должна идти не просто в ногу с художественной практикой (нередко с нежелательной практикой), но в известном смысле служить основой, опорой для художественной деятельности творца, его эстетических устремлений и целей, а это значит выполнять по отношению к искусству ценностно-нормативную роль. В этой связи нужно во многом согласиться с А.Ю. Большаковой, когда она, анализируя состояние современной литературы, делает вывод: «…предметом собственно художественной литературы всегда была и остается не пресловутая «действительность», а таящийся в ее недрах эстетический идеал, развертывающийся в зависимости от специфики писательского дарования и избранного им ракурса изображения – самыми разными гранями (эстетическими доминантами). От возвышенного и прекрасного до низменного и безобразного. Стоит понять эту истину, и все становится на свои места»1.

Следовательно, сам по себе напрашивается вывод: не только эстетик – подручный художника, шире – создателя эстетических ценностей, но и художник, создатель эстетических ценностей не в меньшей мере – подручный эстетика (как ученого).

К сожалению, эстетика на современном этапе утрачивает свою былую миссию – оценочно-нормативную и «проективно»-методологическую функцию и прежде всего потому, что она из науки постепенно превращается в эссеистику, в служанку разного рода псевдохудожников и дельцов от искусства.

Наряду с вышеобозначенной ключевой темой (проблемой) в учебном пособии рассматриваются такие важные вопросы: что такое эстетика, в чем состоит суть и значение эстетической культуры, какова природа искусства и каков ее основной (эстетический) смысл, каковы особенности тех или иных художественных направлений прошлого и настоящего, что такое художник как субъект творчества и др. Существенно при этом отметить, что по всем этим вопросам (темам) автор старается вести разносторонний разговор с опорой (если не открыто, то имплицитно) на основные эстетические категории (в особенности на прекрасное), определяющие научный статус эстетики как науки и, если угодно, монизм его, автора, позиции. В свою очередь, последнее также является отличительной чертой данного пособия по сравнению с некоторыми другими.

В заключение отметим, что изложенный в данной книге материал представляет собой «Основы эстетики», и соответственно этому автор вовсе не претендует на обширный охват всей проблематики, входящей в предметное поле эстетической науки.

При всем этом хочется надеяться на то, что изложенный здесь материал позволит читателю более серьезно и зрело понять суть науки «эстетика», а также ее место и роль в формировании и развитии духовного богатства человека и общества.


ВВЕДЕНИЕ
^ ЭСТЕТИКА КАК НАУКА

Термин «эстетика» (от греч. Aisthetikos – имеющий отношение к чувственному восприятию) был введен в научный обиход немецким философом Александром Баумгартеном в 1750 г. Однако эстетика как наука уходит своими корнями в далекую древность, в эпоху рабовладельческого общества. Что же изучает эстетика? То есть каков ее предмет? В эстетической литературе нет однозначного ответа на этот вопрос. Не воспроизводя все точки, зрения на предметную область эстетической науки, сосредоточим внимание на наиболее характерных.

1. Эстетика – наука об искусстве, общая теория, философия искусства. Заметим, что данная точка зрения достаточно четко высказана в одном из исследований по эстетике В.П. Шестакова1.

Данное определение предмета эстетики страдает весьма существенным недостатком: оно явно сужает предметную область эстетической науки. Эстетическая мысль уже давно признала порочность такого ограничения предмета эстетики и включает в него более широкую сферу бытия человека, чем искусство.

2. Эстетика – это наука о прекрасном, о свойствах прекрасного в природе, обществе и в искусстве. Вот, например, одно из определений такого рода: «Эстетика – наука о прекрасном в обществе и природе в его конкретно-чувственных формах и его роли в человеческой жизни»2.

Это определение эстетики дается с учетом особой роли категории прекрасного по отношению к другим категориям, имевшей место в истории эстетики. Однако его нельзя считать достаточно убедительным, поскольку прекрасное – это всего лишь одна из основных эстетических категорий. В настоящее время в эстетике полноправное место, наряду с прекрасным, занимают и другие категории: возвышенное, трагическое, комическое и др.

3. Эстетика – наука о природе эстетического (эстетических отношениях, эстетической деятельности, эстетического сознания, эстетического освоения действительности, эстетической культуры общества и пр.).

В этом определении центр тяжести переносится на категорию «эстетическое», именно ей, по мнению сторонников этой точки зрения, принадлежит ведущая, универсальная роль в системе эстетики.

Можем ли мы данное определение эстетики признать убедительным? Не совсем. Ибо оно не выдерживает научной критики по крайней мере потому, что в основе своей – тавтологично, а следовательно, не отвечает требованиям формальной логики. «Сказать, что эстетика – наука об эстетическом, это то же, что назвать этику наукой об этическом, физику – наукой о физическом, а философию – наукой о философском» (В.К. Скатерщиков).

4. Согласно четвертой точке зрения, эстетика – это наука об освоении мира, о творчестве по законам красоты. Эта точка зрения, быть может, не столь широко в нашей литературе распространена, как предыдущие, но тем не менее с ней нетрудно встретиться. Она имеет место в трудах Д.Д. Среднего, А.Л. Калантара, С.С. Гольдентрихта и других авторов.

Данную точку зрения на предметную область эстетики мы считаем наиболее правильной и верной.

Итак, эстетика – это наука, изучающая наиболее общие принципы и закономерности творческой деятельности человека (прежде всего в искусстве) по мере красоты.

В центре предметной области эстетики должна быть эстетическая культура личности и пути ее формирования и развития. Важной проблемой эстетики как науки является изучение, прежде всего основных, эстетических категорий (трагическое, прекрасное, комическое, безобразное), через посредство которых раскрывается природа человеческой жизнедеятельности как возвышенной или, напротив, низменной.

Немаловажно для эстетической науки изучение природы искусства, сущности и своеобразия художественно-творческой деятельности.

Контрольные вопросы:

  1. Кто впервые и в каком веке ввел в научный обиход термин «эстетика»?

  2. Согласны ли Вы с определением эстетики как общей теории искусства? Если нет, то почему?

  3. Устраивает ли Вас определение эстетики как науки о прекрасном? Если нет, то почему?

  4. Почему нельзя признать убедительным определение эстетики как науки об эстетическом?

  5. Каково Ваше отношение к определению эстетики как науки об освоении мира, о творчестве по мере красоты.



^ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧЕНИЕ
СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Обратим внимание прежде всего на смысловое содержание термина «культура». Слово «культура» (лат. cultura) в переводе означает возделывание, обработка, улучшение. Понимание этого термина исторически изменялось. «Культуру» отождествляли с «цивилизацией», «просвещением», «гуманизмом» и др. понятиями1.

В настоящее время в научной литературе насчитывается свыше 200 определений понятия «культура». Что же такое культура? Как можно определить ее сущностный смысл? Наиболее распространенное определение культуры следующее: культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе своей жизнедеятельности. Принято выделять материальную культуру (техника, производственный опыт и др.) и духовную культуру (искусство, философия, мораль и т.д.). Однако не следует возводить китайскую стену между материальной и духовной культурой. Между ними существует определенная взаимозависимость и взаимосвязь. Вместе с тем следует иметь в виду и то, что главное в культуре – духовное содержание. В соответствии с этим культуру можно определить как способ гармонизации (в основе своей духовной) человека с миром, преодоления им своего отчуждения от природы и общества.

В рамках рассматриваемой темы необходимо обратить внимание на соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Хотя культура и цивилизация – не изолированные друг от друга понятия, тем не менее их не следует отождествлять. Дело в том, что если культура в своей сущности – явление духа, духовная связь между людьми, то цивилизация – это явление по преимуществу материального порядка, «сила вещей» (по словам М.Пришвина), и отношения между людьми здесь носят вещный, абстрактный характер. Если на уровне культуры человек раскрывает себя как индивидуально-творческое существо, самобытная личность, то на уровне цивилизации он выступает не иначе, как абстрактно-отчужденный индивид.

Основу культуры как таковой составляет эстетическая культура личности. Что такое эстетическая культура личности?

Эстетическая культура личности – это потребность и способность человека общаться с красотой и творить по законам красоты, что, в свою очередь, базируется на эстетических чувствах, вкусе, идеале человека, его знаниях о прекрасном.

Эстетическая культура личности есть в основе своей бескорыстное, надутилитарное отношение человека к природе, окружающему миру. В то же время это есть способ универсального взаимодействия человека с природой.
^ СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Эстетическая культура личности весьма специфична по своей структуре и может быть представлена в виде таких срезов, как: 1) теоретико-познавательный, 2) ценностно-ориентационный; 3) созидательно-творческий.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы эстетики iconИстория античной эстетики последние века история античной эстетики, том VII
Из философов афинской школы неоплатонизма до Прокла известны Плутарх Афинский, Гиерокл Александрийский, Сириан Александрийский и...

Основы эстетики iconМетодические указания по выполнению задания 14
...

Основы эстетики iconИстория античной эстетики аристотель и поздняя классика история античной эстетики, том IV
При переходе от Платона к Аристотелю мы чувствуем себя как бы покинувшими один мир и перешедшими в совершенно другой мир. Это касается...

Основы эстетики iconИстория античной эстетики, том V, кн. 2
Период античной эстетики, которому посвящена настоящая работа, во многих отношениях является одним из самых значительных достижений...

Основы эстетики iconПонятие «Символизма», предпосылки возникновения
Франции в конце 60 начале 70-х гг. XIX века (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства изобразительном, музыкальном,...

Основы эстетики iconИстория античной эстетики последние века история античной эстетики, том VII
Как и шестой том, настоящий, седьмой том охватывает огромный этап античной мысли, который связан с поздним эллинизмом или, иначе,...

Основы эстетики iconИстория античной эстетики ранняя классика история античной эстетики, том I
Следует подчеркнуть, что простая констатация такого синхронизма не имеет ничего общего с марксистским пониманием греческой классики,...

Основы эстетики iconСократический метод
Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. – Москва, 2000 г

Основы эстетики iconНовикова Т. М. Философия искусства. Эзотерические традиции: Учебное пособие
Рецензент: Е. Г. Яковлев — д-р филос наук, проф., зав кафедрой эстетики философского факультета мгу им. М. В. Ломоносова

Основы эстетики iconЭллинистически-римской эстетики
Поэтому от многого пришлось временно отказаться и многое изложить только кратко или конспективно. Нельзя считать окончательно установленным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную