В. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео




Скачать 138.25 Kb.
НазваниеВ. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео
Дата публикации18.06.2013
Размер138.25 Kb.
ТипУрок
exam-ans.ru > Культура > Урок
«Интеграция основного и дополнительного образований

как фактор полноценного формирования

личности учащегося».

"Ученые в скором времени будут

объединяться не по наукам,

а по проблемам..."

В.И. Вернадский
Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует необходимость повышать эффективность учебной деятельности школьников. Важно продумать такие способы её организации, которые обеспечивали бы высокую познавательную активность учащихся. Репродуктивная деятельность учащихся направлена на заучивание и воспроизведение знаний и умений. В основе творческой познавательной деятельности лежит процесс преобразования усвоенных знаний, оперирование умениями в новой ситуации, поиск ответа на поставленную проблему. Самый высокий уровень творчества учащихся достигается тогда, когда они самостоятельно ставят проблему и находят пути её решения. Задача учителя – научить учащихся учебной деятельности вначале по образцу, а затем применению умений в новой ситуации. При этом следует добиваться постепенного возрастания уровня творчества, перехода от репродуктивной к творческой деятельности, находить их оптимальное соотношение. Вследствие вышеперечисленного перед школой встала задача: необходимо выровнять стартовые возможности детей из разных социальных групп населения и обеспечить доступность основного и дополнительного образования детей, ориентировать работу на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.

Одним из путей развития творчества в процессе обучения в гимназии являются, на наш взгляд, интегрированные уроки. Это эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы, требующей синтеза знаний из разных наук.

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся. Интеграция в образовательном пространстве может выступать как средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач.

В.И. Вернадский, предвидя бурное развитие наук, изучающих взаимосвязи "человек- природа" отмечал, что ученые в скором времени будут объединяться не по наукам, а по проблемам. Интеграция сегодня - важнейший принцип развития современной образовательной системы, тесно взаимосвязанный с принципом дифференциации.

Как показывает практика интегрированные уроки: дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Идея интеграции основного и дополнительного образования детей прозвучала в Концепции модернизации Российского образования: "Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству... "

Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на усвоение образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов.

^ Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:

1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Форма интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности , резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует развитию его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

^ Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с некоторых сторон

- в большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;

- интегрированные уроки позволяют систематизировать знания, формируют в большей степени общенаучные явления и навыки и рациональные навыки учебного труда;

- способствуют росту профессионального мастерства учителя.
В 1990 г. в г. Кизляре была открыта СОШ № 6, а с 1991 г. в школе начало свое существование структурное подразделение дополнительного образования – центр эстетического воспитания, осуществляющий дополнительное образование по 3 направленностям: художественное, музыкальное и хореографическое. В 2002 по итогам аттестации школе № 6 присвоен статус гимназии, где основной задачей стало – обеспечение системной работы по художественно-эстетическому образованию учащихся. В 2003-04 г. Введено углубленное изучение физической культуры на старшей ступени. Учитывая социальные условия детей, которые учатся в нашей гимназии, и их семей, отделение дополнительного образования ставит своей целью "вытащить ребенка с улицы", предоставить возможности каждому ребенку проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать свои интересы и способности в разных сферах деятельности.

Гимназия занимается по базисному учебному плану, где часть предметов дополнительного образования являются школьным компонентом, а основная их часть вынесена во внеурочный блок.

Комплектование гимназических классов происходит в мае месяце, на основе свободного выбора учащимися вида эстетической деятельности. Срок обучения эстетического цикла – 8 лет (со 2 по 9 класс).

Для того чтобы сохранить основные навыки учащихся, в 2003 г. введены в 10-х, 11-х классах спец дисциплины за счет школьного компонента: дизайн, хореография, хор.

В гимназии обучаются – 719 учащихся, на хореографическом отделении - 248, на музыкальном отделении - 154, на художественном отделении – 215. Качество образования обеспечивается тем, что в каждом кабинете для занятий спец. дисциплин приобретены инструменты, для классов хореографии – станки, зеркала, музыкальные центры. Постоянно пополняется и расширяется костюмерный фонд. Кабинеты ИЗО оборудованы мольбертами, принадлежностями ИЗО, натюрмортным фондом.

В гимназии функционирует хорошо оборудованный актовый зал (проектор, муз. аппаратура, рояль).

На основе эстетического блока строится дополнительное образование учащихся гимназии. В учреждении так же функционируют 24 кружковых объединения, в которых задействовано 473 учащихся. Это такие объединения, как «Натуралист »- Бутова Ж.Н., «Рукодельницы» - Баландина С.Г., «Бисероплетение» - Ильченко Э.В, «Фольклор» - Воронцова Е.Ф., «Книжная страна» - Дробжева Е.В., «Олимп» и «Факел» - Ратунда В.Г. и Кутелев В.М., Ансамбли: «Дети гор» - Мусаева Л.Г., «Ручеек» - Череватова Т.В. и др. Данную работу курирует художественный руководитель: Воронцова Е.Ф.

Для полноценного совмещения основного и дополнительного образования гимназия оснащена неплохой материальной базой. В гимназии имеются 9 кабинетов для занятий по спец. инструментам, 1 - кабинет – сольфеджио, 1 – муз. литературы, 1 – хорового пения, 3 кабинета ИЗО, 2- класса хореографии, в здании начальной школы актовый зал и кабинет музыки.

А также имеются: 3– интерактивные доски, 4 – проектора, 62 – компьютера, 5 – музыкальных центров и разнообразное спортивное оборудование.

В гимназии работает профессиональный пед. коллектив, осуществляющий полноценное развитие и воспитание личности (59 – учителей: из них 14 – учителя художественно эстетического отделения).

В 2008-2009 учебном году педагогический коллектив гимназии начал работу над методической темой "Интеграция основного и дополнительного образований как условие формирования целостного образовательного процесса и полноценного развития личности школьника". Итогом такой работы стала успешная реализация базовых учебных программ, в результате чего: повышается качество знаний учащихся 2008 - 41%, 2012 – 44%, ежегодный выпуск золотых и серебряных медалистов 2008 – 1 (серебро), 2012 – 7 человек (золото), победы в олимпиадах, победы в городских, всероссийских и международных конкурсах 2008г – 19 мест, 2012 – 92 места

Педагогический коллектив пришел к выводу по интеграции основного и дополнительного образования, что данное направление работы является актуальным и важным, так как:

- позволяет соединить процессы воспитания, обучения и развития в единое целое, создав систему.

- дает реальную возможность ребенку выбора своего индивидуального пути, через включение в занятия по интересам и в разные типы деятельности.

Взаимопроникновение этих двух сфер образования находятся, на наш взгляд, в прямой зависимости от целей и задач, поставленных педагогическим коллективом.

Сегодня компьютер является неотъемлемой частью в жизни каждого ребенка.

Преподавателями гимназии разработаны уроки, в которых используются различные возможности компьютера. "Уроки - презентации" сопровождают лекцию учителя видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами и схемами. Это позволяет создать учителю на уроке атмосферу погружения в изучаемую тему. Логическое построение материала в слайдах позволяет учащимся легче его усвоить. На этих уроках нет необходимости писать на доске, вывешивать карты, настраивать видеомагнитофон во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью. Такие уроки проводят учителя – Бутова Ж.Н., Сулейманова Г.Г., Осипова Е.М., Магомедова М.А., Хадисова П.Г., Магомедова З.А., Гамзатова Н.А., Алиева Д.Р., Будунова Ч.С., Зайчевская Л.М. Созданные в электронном виде уроки могут быть использованы другими учителями школы, при необходимости легко корректируются. А учащиеся, которые пропустили какой-либо урок, могут ознакомиться с темой урока самостоятельно, изучив урок-презентацию в компьютерном классе или библиотеке.

Интересны уроки, на которых дети самостоятельно ищут, отбирают материал по заданию учителя. На этих уроках используются ресурсы Интернет. Учащиеся на практике реализуют исследовательский метод работы с дополнительными источниками. Так в этом году в 5-6 классах очень часто мы использовали метод проектов на уроках: истории, природоведения, литературы, математики. Учащимися 5 класса созданы замечательные проекты: "Проценты в нашей жизни" – учитель Будунова П.Г., "Сказка о десятичных дробях" – учитель Разакова М.А., "7 чудес света" – учитель Бутова Ж.Н., "Реши уравнения, собери мозаику и узнай название одного из островов нашего города" – учитель Разакова М.А. и др. Данная работа проводится во всех классах. Эти проекты способствуют формированию и развитию у учащихся чувственной сферы, эмоционально-ценностного отношения к миру действительности. Учащиеся выполняют работы на основе приоритета их интересов, дифференцированного подхода.

При изучении творчества А.С. Пушкина, в каждом классе начальной школы был оформлен уголок поэта, прошли выездные занятия кружков краеведения у памятников Пушкина.

Многие ребята, с удовольствием занимаются в спортивных и краеведческих кружках, что позволяет учителям расширить межпредментые знания учащихся, включать в содержание изучаемых тем новые материалы, формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам.

Проводя подобные уроки и занятия, мы убедились, что творчество учащихся активизируется даже в период подготовки урока. Материал усваивается глубже, поскольку установлены связи между процессами и явлениями. Знания приобретают осознанность, гибкость. Развиваются исследовательские навыки, школьники учатся принимать самостоятельные решения, активно участвуя в обсуждении проблемы.

Активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Считается, что проблемный характер обучения формирует у ученика противоречие между знанием и незнанием и вызывает у него потребность в активном восприятии и осмыслении нового учебного материала. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам.

Говоря о преимуществах работы учащихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

  • возможность реализации индивидуализации обучения

  • реализация принципа обратной связи

  • большие возможности наглядного предъявления материала

  • объективная и своевременная оценка действий учащихся

Обработка результатов проведения занятий учителями-предметниками с использованием информационных технологий позволяет сделать следующие выводы:

- систематическое использование компьютерных заданий в самостоятельной работе учащихся способствует получению более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они получают в процессе самостоятельной работы с учебником;

- самостоятельное выполнение разнообразных по виду и дидактической цели компьютерных заданий способствует развитию познавательных и творческих способностей, мышления;

- при правильной организации проведения самостоятельной работы с компьютерными заданиями ускоряется темп формирования познавательных умений и навыков;

- систематическая работа с компьютерными заданиями формирует устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

Главная цель школьной реформы – повышение качества обучения и образования школьников. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в образовании и тем самым повысить его качество.

Исходя из анализа проведенных уроков, мы считаем, что критериями эффективности интегрированных уроков являются:

- активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;

- вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;

- развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;

- формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;

- формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.

Практика показывает, что передача готовых знаний не всегда побуждает человека к стремлению выявлять и анализировать проблемы, определять пути их решения. Задача формирования у учащегося готовности к непрерывному самообразованию требует включения самообразования в учебный процесс как объективно необходимого для ученика занятия. Изменяется характер учебного процесса: сокращается доля готовой информации, получаемой учащимися от преподавателя, и возрастает удельный вес их самостоятельной работы, причем для приобретения новых знаний, а не только для закрепления имеющихся. Меняются и критерии оценки знаний учащихся. Высококачественными признаются ответы, в которых проявляется творческий подход к изучению материала, требующий владения приёмами самостоятельной работы.

В связи с этим педагог должен владеть методами проблемного обучения, быть квалифицированным консультантом для учащихся. Учащиеся на интегрированных уроках являются активными участниками учебного процесса, пытаются сами анализировать информацию при подготовке к уроку и во время его, выявляют проблемы, вырабатывают возможные пути решения поставленных задач. Поскольку на интегрированных уроках групповая форма работы является главной, ученики приобретают навыки конструктивного общения, стремятся проявить индивидуальные способности. Каждый участник группы имеет возможность высказывать свою точку зрения. Ученик – руководитель группы приобретает и развивает навыки организатора деятельности коллектива. В классе развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи.

Анализируя проведённые уроки, мы пришли к выводу, что эффективность обучение зависит от качества общения учителя с учащимися. Очень важен учёт возрастных психологических особенностей детей.

Например, характерными особенностями учеников среднего школьного возраста наряду с повышением уровня самостоятельности в поиске и усвоении знаний являются неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом, специфическая избирательность внимания. Интересные уроки увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но лёгкая возбудимость часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. Поэтому оправдывает себя такая организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. Следовательно, эффективность обучения зависит от организации урока, стимулирующей познавательную деятельность, и повышается в условиях познавательной напряжённости.

Особенностью старшеклассников является стремление проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. При этом учащиеся стараются выработать свою точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Считаем, что учебные программы и методы не дадут должного результата, если не будут ориентированы на возрастные возможности учащихся, на уровень их личностной зрелости. Поэтому при подготовке интегрированных уроков необходимо обеспечить реализацию одного из основополагающих педагогических принципов – учёта возрастных особенностей.

Интегрированные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения – больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия, поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но они не могут стать главной формой работы из-за неизбежно возникающей при этом проблемы недостатка времени на подготовку, перегрузки учащихся и педагогов. Эффективность интегрированных уроков в большой степени зависит от высококачественной предварительной подготовки.

Таким образом, для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:

- правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока;

- высокие профессиональные качества педагогов, обеспечивающие творческое сотрудничество учителей и учащихся при подготовке урока;

- включение самообразования учащихся в учебный процесс;

- использование методов проблемного обучения, активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока;

- продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

- обязательный учет возрастных психологических особенностей обучающихся.

В заключении хочется отметить, что интеграция основного и дополнительного образования позволяет:

  • сочетать разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения, расширять и обогащать содержание учебника;

  • способствовать более глубокому и осознанному освоению изучаемого материала;

  • позволяет формировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, помогает формировать у учащихся исследовательский и познавательный интерес к учебным предметам.

В этих условиях ход на интеграцию основного и дополнительного образования представляется перспективным, поскольку при правильной организации данной работы мы получаем хорошее гимназическое образование, отвечающее современным требованиям.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео iconМетодическое письмо омццоуог. Москвы Система требований и рекомендаций...
...

В. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео iconПамятка родителям первоклассника Существует система требований и...
Существует система требований и рекомендаций по организации обучения первоклассников согласно СанПиН 4 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические...

В. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео iconРабочая программа по литературе составлена на основе федерального...
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании,...

В. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео iconРабочая программа по учебному курсу «Геометрия» 7 класс
Мбоу «сош №7» программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации...

В. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео iconДоклад о деятельности маоу «сош №10» за 2011-12 учебный год и основные...
В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив маоу «Средняя общеобразовательная школа №10» работал над методической темой «Реализация...

В. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео iconОб утверждении положения о промежуточной аттестации обучающихся
В целях эффективной организации образовательного процесса, во исполнение фз – 273 Об

В. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео iconПоложение о планировании и организации учебного процесса 1 назначение и область применения
Гоувпо «Оренбургский государственный институт менеджмента» (далее Институт) в системе высшего профессионального образования

В. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео iconРуководителям
Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от «29» декабря 2010г. №189 в целях упорядочения деятельности общеобразовательных...

В. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео icon1. Дидактические требования к современному уроку
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

В. И. Вернадский Современная система образования меняет приоритеты в целях, содержании, планировании и организации образовательного процесса. Среди многих требований, предъявляемых к современному уроку, существует нео iconОрганизации образовательного процесса в 2012-2013 учебном году, для...
Уважаемые коллеги, направляем вам методические материалы, которые будут включены в инструктивное письмо комитета общего и профессионального...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную