Программа вступительного экзамена




Скачать 348.83 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена
страница1/2
Дата публикации18.06.2013
Размер348.83 Kb.
ТипПрограмма
exam-ans.ru > Культура > Программа
  1   2
Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»

Кафедра общей педагогики


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

В МАГИСТРАТУРУ
Направление 050100 – Педагогическое образование,

программа – Менеджмент в образовании

(очная форма обучения)

Нижний Новгород

2012

Программа вступительных испытаний
1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Предмет педагогики. Методология педагогической науки

Становление научной педагогики. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни как объективная предпосылка возникновения и развития педагогической теории. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания (XVII в.) и ее виднейшие представители (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, П.Ф. Каптерев и др.). Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории. Формирование народной педагогики и этнопедагогики.

^ Педагогика как наука. Объект и предмет педагогической науки. Категориальный аппарат педагогики: «образование», «воспитание», «обучение», «самовоспитание», «социализация», «педагогическая деятельность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс».

Функции педагогической науки (общетеоретическая, прогностическая, практическая (преобразовательная) функции). Задачи педагогической науки.

^ Образование как общественное явление и как педагогический процесс. Образование как социокультурный феномен. Образование и общество - это одна целостная система. Основные свойства образования (целенаправленность, историчность, функциональность, динамичность, эффективность, относительная процессуальная автономность). Образование как социальный институт, выполняющий цивилизационную (экономическую, социальную, гуманитарную и культурную) функцию в обществе, и как процесс трансляции социального опыта от предыдущих поколений к последующим, способствующий формированию разносторонних (интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных и физических) качеств и направленности личности.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

^ Взаимосвязь педагогической науки и практики. Единство и различия педагогической науки и практики. Педагогическая наука и практика как единая система. Учитель и педагогическая наука.

^ Связь педагогики с другими науками. Место педагогики в системе научного знания. Формы связи педагогики с другими науками: использование идей, обобщающих выводов других наук; применение общенаучных методов исследования; использование конкретных результате в исследований, полученных другими научными дисциплинами; участие в комплексных, междисциплинарных исследованиях. Педагогика и философия. Педагогика и психология. Значение теории для образования. Специфика педагогической теории и ее интегративная функция.

^ Система педагогических наук. Педагогические дисциплины, их классификация по главным видам образовательной деятельности и по сферам применения (этапам образования, различным контингектам воспитанников и обучающихся).

Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство.

^ Методология и методы педагогических исследований. Научное исследование как особая форма познания. Педагогическое исследование. Понятие «методология педагогической науки». Необходимость методологии. Методологическая культура учителя и педагога - исследователя.

Уровни методологии педагогики: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Философские основания педагогики (экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неопозитивизм и др.). Общенаучный уровень методологии педагогики. Конкретно- методологические принципы (подходы) педагогических исследован^ (личностный подход, системный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы).

Методологические характеристики педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

Значение и место моделирования в педагогике. Логика педагогического исследования, его главные структурные элементы: эмпирическое описание, теоретическая модель, нормативная модель, проект. Типология научных исследований в педагогике: методологические, теоретические, эмпирические (прикладные, опытно-конструкторские разработки).

Эмпирические и теоретические методы педагогических исследований: наблюдение, интервью, анкетирование, рейтинг и самооценка, педагогический консилиум, проведение диагностирующих контрольных работ, эксперимент, моделирование, сравнительно-исторический анализ, монографический метод.

Внедрение педагогической теории в школьную практику: проблемные теоретические семинары (беседы, диспуты, встречи с учеными); теоретические конференции; научно-теоретические семинары; научно-исследовательская деятельность учителей; изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.

^ Общемировые тенденции современного развития педагогической науки и образовательной практики: усиление демократических и гуманистических тенденций в развитии педагогики в современном мире. Творческое содружество педагогов мира в решении актуальных проблем образования. Изучение и обобщение исторического и современного опыта развития школы и педагогики в мире.

Глобализация образования. Формирование глобального (планетарного мышления учащихся. Перспективы глобализации общества.

^ Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторь ее развития

О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности Понятия «личность», «развитие личности», «формирование личности» «социализация личности». Концепции развития личности (биологическая социологическая, биосоциальная). Противоречия - движущая сила развита личности. Внешние и внутренние противоречия, общие (универсальные) 1 индивидуальные противоречия. Основные закономерности развития личности.

^ Личность как объект и субъект воспитания. Цели прогрессивны: мыслителей прошлого о развитии личности (Гельвеций, Гольбах, Дидрс Вольтер, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) Основные факторы развития личности (среда, биологические задатю (наследственность) и воспитание). Научная трактовка проблемы об основны: факторах развития личности. Определяющая роль воспитания в развита* ] формировании личности.

^ Роль активности самой личности, ее творческо-г,реобразующе\ деятельности в собственном развитии. Внешние и внутренние фактор! развития личности. Внешние факторы (макросреда, мезо- и микросредг природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном ] педагогическом смысле). Внутренние факторы (природные склонности ] влечения, а также вся совокупность чувств и переживаний человеке возникающих под воздействием внешних воздействий - среды и воспитания' Развитие и формирование личности - результат взаимодействия внешних ] внутренних факторов.

Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания.

^ Теории развития личности: психоаналитическая (3. Фрейд и ел последователи); теория научения (бихевиоризм) (Б. Скиннер и др.) экзистенциальная (К. Ясперс-и др.); гуманистические (К. Роджерс, А. Масл ' ] др.); антропософия (Р. Штайнер); когнитивная (Ж. Пиаже и др.' ингеракционистские (Дж. Мид, Э. Берн и др.); теологические (Ж. Маритен ] др.); деятельностная (А.А. Ухтомский, Л.С. Выготский и др.) и др.

^ Разработка в педагогике проблемы целей воспитания Формирование всесторонне и гармонично развитой личности ка] основная цель (идеал) современного воспитания

Понятие о цели воспитания. Значение целей воспитания для разработю педагогической теории и методических основ воспитания.

^ Цели воспитания в истории педагогики. Абстрактно-философски] подход к определению целей воспитания в различные периоды развита, общества. Социально-экономическая обусловленность односторонней воспитания в эпоху домашнего производства и зарождение идеи < всестороннем развитии личности. Развитие машинного производства ] возникновение объективных предпосылок, обусловливающих необходимост всестороннего и гармоничного развития личности. Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об Образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» о задачах и содержании воспитания личности учащихся в общеобразовательной школе, начальных и средних профессиональных образовательных учреждениях.

^ Формирование всесторонне и гармонично развитой личности основная цель, то есть идеал современного воспитания. Составные части всестороннего развития личности: умственное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.

Реальные цели воспитания.

Связь решения проблем воспитания всесторонне и гармонично развитой личности в школе с реализацией социально-экономических требований к формированию подрастающих поколений. Основные социально-экономически требования в современных условиях демократизации и гуманизации общества и их определяющее влияние на содержание воспитания всесторонне и гармонично развитой личности (раскрытие и реализация созидательных способностей личности, ее умственно-интеллектуального и творческого потенциала; формирование правильных моральных и идейно-политических убеждений; нравственное воспитание и развитие; гражданское и национальное воспитание; воспитание уважения к мировому порядку, основанному на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира).

Обогащение и совершенствование содержательных частей всестороннего и гармоничного формирования личности по мере развития общества и улучшения учебно-воспитательного процесса в школе.

^ Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя Связь реализации всестороннего и гармоничного развития личности ^ возможностями общества (материальными и духовными, уровнем развития самой школы). Отражение проблемы всестороннего и гармоничного развития личности в учебных планах школы, в учебных пропэаммах и учебниках и других нормативно-методических документах, которыми учителя должны руководствоваться в своей работе. Зависимость развития учащихся, его всесторонность и гармоничность от учителя, его научно-педагогической подготовки и качества проводимой им учебно-воспитательной работы.

Иерархия (соподчиненность) целевых установок учебно-воспитательного процесса: всеобщие, или стратегические цели школьного воспитания; целевые установки воспитания по классам и годам обучения; цели учебно- воспитательной работы по отдельным предметам в каждом классе; цели отдельной темы, урока или внеклассного мероприятия.

Цели воспитания в зарубежной педагогике.

^ Целостный педагогический процесс

Сущность понятия «целостный педагогический процесс». Структура педагогического процесса и его компоненты: целевой (определение целей обучения и воспитания), содержательный (разработка содержания образования); операционно-деятельностный (процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса); оценочно- результативный (проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса).

^ Функции целостного педагогического процесса: воспитывающая, социальная, развивающая, образовательная. Диалектика и движущие силы педагогического процесса; психолого-педагогические основы. Взаимодействие в педагогическом процессе.

^ Закономерности педагогического процесса как выражение его сущности.

Закономерности, обусловленные социальными условиями: зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий.

Закономерности, обусловленные природой человека: определяющая р^ь деятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса: взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь социальной группы и личности в учебно- воспитательном процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе.

^ Принципы целостного педагогического процесса: целенаправленность педагогического процесса; гуманизация и демократизация; культуросообразность, связь с жизнью; природосообразность; сознательность, активность, самодеятельность; творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством; наглядность; коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка; прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения и развития; единство знаний и поведения; положительный эмоциональный фон педагогического процесса.

Самовоспитание и самообразование - высший этап педагогического процесса. Критерии эффективности целостного педагогического процесса.

^ Педагогическая деятельность и ее характеристика. Личностная и профессиональная Я - концепция учителя. Концепция деятельности: Д: концепция. Концепция воспитанника: В - концепция. Технологические законы и правила педагогической деятельности.

Педагогическое мастерство, творчество и новаторство. Педагогическая инноватика. Виды педагогических инноваций. Типы учителей, определяемые по их отношению к новому.

2. ДИДАКТИКА

Процесс обучения, его структура, методологические и теоретические основы

^ Дидактика как теория обучения. Основные категории дидактики. Дидак­тика и частные методики. Анализ основных дидактических концепций (традиционная, педоцентристская, современная дидактическая система). Краткий обзор новых работ по дидактике.

Понятие о процессе обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения.

^ Философские и психологические основы процесса обучения. Материалистическая теория познания как методологическая основа обучения. Движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.

^ Единство образовательной, воспитательной и развивающей функции процесса обучения. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Повышение качества процесса обучения и воспитания - важнейшая задача, поставленная Законом Российской Федерации "Об образовании" и "Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года". Обогащение социальной функции образования на современном этапе общественного развития.

^ Основные компоненты процесса обучения: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации обучения, достигаемые результаты. Назначение и структура деятельности учителя в учебном процессе: планирование, организация, стимулирование, контроль, анализ результатов образования, воспитания, развития учащихся.

Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы. Учение как система познавательных действий, направленных на решение задач обучения.

Основные структурные компоненты учения - мотивы, учебные действия, действия контроля, оценки и анализа результатов.

^ Логика учебного процесса и его структура. Основные звенья процесса обучения. Структура процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение). Потребности и интересы как основа мотивации учения, эмоциональный фактор учения. Развитие познавательной самостоятельности и творческого мышления учащихся в учении. Когнитивные качества ученика. Оргдеятельностные (методологические) качества ученика. Учение и общение. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

^ Системы и виды обучения (сообщающее обучение, проблемное, программированное обучение, развивающее обучение, личностно- ориентированное обучение, обучение с помощью компьютеоов, дистанционное обучение).

^ Закономерности и принципы обучения

Закономерности обучения: обусловленность обучения общественными потребностями; взаимозависимость процессов обучения, образования, воспитания и развития; взаимозависимость обучения и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; единство преподавания и учения; взаимозависимость задач, содержания, методов и форм обучения в целостном процессе обучения. Развитие личности путем присвоения ею социального опыта, общечеловеческой культуры и духовных ценностей как основная закономерность процесса обучения.

^ Характеристика принципов обучения. Исторически преходящий характер принципов обучения. Направленность обучения на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания, общего развития личности и индивидуальности каждого учащегося. Научность обучения. Систематичность и последовательность в обучении. Доступность обучения. Связь обучения с жизнью, с практикой строительства демократического общества. Сознательность и активность учащихся в обучении. Наглядность в обучении. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Обеспечение прочности знаний, умений и навыков.

Взаимосвязь закономерностей и принципов обучения.

^ Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Общее понятие о содержания образования. Культура и образование. Теории отбора содержания образования (дидактический материализм, дидактический формализм, утилитаризм, экземпляризм, функционального материализма, программирования). Принципы построения содержания образования. Системный подход к содержанию образования. Современные концепции и теории содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.С. Леднев, В.В. Краевский, Ч. Куписевич, Р. Стоуне и др.). Гуманизация и гуманитаризация содержания образования в современной школе. Стандартизация образования (В.П. Веспалько, Б.С. Гершунский и др.). Структура общего среднего образования. Обновление содержания образования.

^ Личностно-ориентированное содержание образования. Предметное и метапредметное содержание образования. Деятельностное содержание образования. Содержание, играющая роль образовательной среды.

Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план. Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты учебного плана.

^ Нормативные документы, регламентирующие содержание общего сред­него образования (учебный план, учебная программа, учебная литература, их вариативность). Творческий подход учителя к их использованию в образовательном процессе. Перспективы развития содержание общего образования.

^ Методы, средства и технология обучения

Общее понятие о методах обучения. Назначение и функции методов обу­чения. Двусторонний характер методов обучения в учебном процессе. Метод и прием. Методы и средства обучения. Многообразие методов обучения. Различ­ные подходы к классификации методов обучения в современной дидактике: по источнику "передачи" знаний (словесные, наглядные, практические); по воз­растанию степени самостоятельности учащихся (объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично- поисковый, исследовательский (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); по степени проявления поискового характера деятельности (методы стимулирования и мотивации учения, методы организации и осуществления учебных действий, методы контроля и самоконтроля) (Ю.К. Бабанский); с точки зрения обеспечения продуктивного личностно-ориентированного образования (когнитивные, креативные, оргдеятельностные) (А.В. Хуторской) и др. Сравнительный анализ современных классификаций методов обучения и их характеристика. Пути совершенствования.

^ Дидактические средства и их функции. Классификация дидактических средств по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе. Подразделение дидактических средств по чувственной модальности на визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые), аудиовизуальные (зрительно-слуховые). Перспективы развития учебников и учебных пособий. Применение компьютеров в учебном процессе. Информатизация образования.

^ Выбор методов и средств обучения в зависимости от поставленных учеб­но-воспитательных задач, содержания учебного материала, уровня подготов­ленности класса и его развития как коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, особенностей сильных сторон личности самого педа­гога.

Формирование у учителей умений педагогической техники (выразительность речи, владение голосом, мимикой и пр.).

^ Технологии обучения и их характеристика. Проектирование технологии обучения.

Методы обучения в зарубежной школе и педагогике, их специфика, позитивные аспекты. Концептуальные подходы к технологизации процесса обучения.

^ Системы обучения. Формы организации обучения

Понятие о формах организации обучения, их многообразие и динамика. Системы обучения и их сущность. Особенности наиболее известных в истории педагогики и образования систем обучения (индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская и их характеристика).

Урок - основная форма организации учебного процесса. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» о совершенствовании учебного процесса и повышении его качества. Связь урока с другими формами обучения.

Типология и структура урока. Гибкость и подвижность структуры в зависимости от его цели, содержания и места в учебном процессе. Пути совершенствования урока в современной школе (Г.Д. Кириллова, М.И. Махмутов, А. И. Сохор, Н.М. Яковлев и др.). Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности школьников на уроке и их оптимальное сочетание (И.М. Чередов, В.К. Дьяченко). Связь урока с внеурочными формами организации учебной работы.

^ Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование, анализ урока. Пути повышения эффективности урока и качества образовательного процесса. Особенности построения уроков в различных типах общеобразовательных учреждений: в общеобразовательной школе, лицее, гимназии, малокомплектной сельской школе.

Предметные кружки, мастерские, лаборатории. Олимпиады и конкурсы. Конференции, консультации.

Практикумы и семинары, их место в общей системе учебной работы. Повышение роли в старших классах семинарских занятий, собеседований, практикумов. Приобщение учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний. Формирование у школьников методологической культуры.

Организация факультативных занятий.

Учебные экскурсии, их виды, назначение, методика проведения.

^ Диагностика и оценка обучения. Формы и виды контроля. Специфика контроля и оценки в разных типах школ и учебных заведений (общеобразовательная школа, лицей, гимназия, малокомплектная сельская школа и др.) Самооценка и оценка результатов обучения. Образовательные характеристики учеников. Пути преодоления формализма в оценке результатов труда учеников и учителей.

Домашняя учебная работа. Нормы домашней работы школьников, пути предупреждения перегрузки учащихся домашними заданиями.

Работа учителя по подготовке учащихся к самообразованию.

Взаимосвязь форм обучения в современной школе.

^ Типология и многообразие образовательных учреждений. Авторские

школы

Роль образования в развитии российского общества. Российское образо­вание и тенденции мирового развития. Новые социальные требования к системе российского образования. Основные принципы образовательной политики в России в соответствии с государственными и правительственными документами об образовании: Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовом профессиональном образовании", "Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года", "Федеральная программа развития образования на 2000-2005 годы", "Концепция модернизации Российского образования: на период до 2010 года".

^ Типология и многообразие образовательных учреждений по своим орга­низационно-правовым' срормам. Формы получения образования. Учредитель об­разовательного учреждения.

Образовательные учреждения как педагогические (образовательные) сис­темы.

^ Авторские школы, история возникновения и развития авторских школ. Особенности процесса становления авторских школ. Воспитательные системы авторских школ и их специфика: "Школа диалога культур" (В.С. Библер, С.Ю.Курганова), "Школа развивающего обучения" (В.В.Давыдов), "Школа самоопределения" (Е.А. Тубельский) и др.

^ Инновационные образовательные процессы

Педагогическая инноватика как наука об инновационных образователь­ных процессах. Междисциплинарный характер педагогической инноватики.

Основные категориальные понятия педагогической инноватики: «новация», «инновация», «нововведение», «инновационный процесс», «инновационный результат», «новшество», «инновационная деятельность».

Факторы, обусловливающие необходимость инновационной направлен­ности педагогической деятельности: объективные (социальные, общенаучные, педагогические, потребность образовательной практики) и субъективные фак­торы; их характеристика.

Основные направления инновационных педагогических поисков в мировой и отечественной теории и практике. Классификация нововведений.

^ Структура инновационного процесса; иерархия структур: деятельностная, субъективная, уровневая, содержательная, структура жизненного цикла, управленческая структура; организационная структура. Закономерности протекания инновационного процесса.

^ Критерии внедрения педагогических новшеств в образовательную практику, критерий новизны, оптимальности, результативности, возможность творческого применения в массовом педагогическом опыте.

^ Внедрение новшеств в школьную практику. Учитель в инновационном образовательном процессе. Подготовка будущего учителя к инновационной педагогической деятельности. Методологическая культура учителя как необходимое условие формирования у современного учителя готовности к инновационной педагогической деятельности. Формы повышения профессиональной педагогической культуры учителя. Инновационные дидактические системы.

^ 3. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание как социокультурный и педагогический процесс. Современные концепции воспитания

Социальная сущность воспитания. Системный характер воспитания (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, И.П. Иванов). Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание и процесс организации, деятельности и общения детей (А.В. Мудрик). Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Этнопедагогика (Г.И. Волков).

^ Двусторонний характер процесса воспитания. Школьник как объект и субъект в воспитании. Закономерности и принципы воспитания. Звенья процесса воспитания. Сферы воспитания, их личностная, психолого- педагогическая интеграция. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса. Критерии воспитанности личности ученика (Б.Т. Лихачев). Воспитание, перевоспитание, самовоспитание.

^ Духовное развитие личности. Педагогические проблемы становления ее мировоззрения

Духовное развитие личности школьника как процесс формирования его интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер жизнедеятельности. Религия и духовное развитие ребенка.

^ Формирование целостной картины мира в учебно-воспитательном процессе школы. Научное и художественное познание, их влияние на становление философии воспитания и мировоспитания школьника. Мировоззрение личности как единство рационального и эмоционального. Формирование личностного смысла научных и этических знаний.

Экологический компонент мировоззрения личности. Мировоззрения и отношения личности.

^ Содержание воспитательного процесса

Социально-экономические и политические условия жизни и их влияние на содержание воспитательной работы в школе. Деидеологизация и деполитизация воспитания в школе. Воспитательные возможности целостного педагогического процесса. Нравственное воспитание как фундамент всей системы воспитательной работы.

Половое воспитание. Гражданское воспитание. Экологическое воспитание. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Формирование здорового образа жизни. Трудовое воспитание и стимулирование профессионального самоопределения учащихся.

Влияние возрастных и индивидуальных способностей на характер отбора содержания воспитания в школе. Диалектика связей и возможные противоречия между компонентами содержания воспитательного процесса.

^ Методы воспитания

Методы воспитания как способы взаимодействия воспитателя и воспитанника, личности и группы. Многообразие методов воспитания, принципы их классификации. Методы формирования сознания учащихся: беседа, диспут, конференции, решение нравственно-этических задач, об­суждение книг, спектаклей, кинофильмов и др. Методы формирования опыта положительного поведения и деятельности: педагогическое требование, игра, пример, организация разнообразной деятельности и общения, упражнения, поручения и др.

Методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: соревнования, поощрения, наказания. Педагогическое общение. Личность учителя, его индивидуально-личностное влияние на отдельных учащихся и группы школьников. Педагогические условия выбора и эффективного использования методов воспитания.

^ Коллектив учащихся как объект и субъект воспитательного процесса

Понятие о детском воспитательном коллективе. Сущность, структура и функции детского коллектива. Коллектив как объект и субъект воспитания. Уровни развития коллектива, механизмы его становления (А.С. Макаренко, В А. Сухомлинский, Л.И. Новикова, В. А. Караковский).

^ Психологический климат коллектива, его выявление; лидерство, малые группы в коллективе (А.В.Петровский, А.И.Донцов и др.). Развитие ученического коллектива, его специфика в различные периоды онтогенеза личности. Самоуправление в детском коллективе. Самодеятельные детские организации и неформальные объединения. Проблемы взаимодействия педа­гогического коллектива и различных коллективов и групп учащихся в учебно- воспитательном процессе школы.

^ Воспитательная система школы: концепции и теории

Реализация целостного педагогического процесса в современной школе (П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Ю.К. Бабанский, В.А. Караковский, А.А. Захаренко и др.). Единство и взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы. Авторская школа как образец воспитательной системы современной школы (А.В. Корягин, М.В. Яновцева, Л.Г. Гребенюк, Н.И. Жданова и др.). Воспитательные системы дальнего зарубежья (Р. Штайнер, Я. Корчак, Ф. Адлер, Э. Дюркгейм, Д. Гриббл и др.).

^ Цели воспитательной системы. Личность школьника и воспитательная система школы. Понятие о едином воспитательном коллективе. Внутри коллективные отношения. Взаимодействие со средой. Этапы становления воспитательной системы. Традиции и инновации в функционировании воспитательной системы. Критерии эффективности воспитательной системы. Тенденции и перспективы развития воспитательных систем в различных типах школ, в Тульском регионе. Новые технологии воспитания (И.П.Иванов, Н.Е.Шуркова и др.).

^ Педагогические проблемы взаимодействия школьного и семейного воспитания

Функции семьи и ее воспитательные возможности. Родители как воспитатели. Народная педагогика. Социально-экономические, демографические и психологические проблемы современной семьи и семейного воспитания.

Содержание, формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом процессе: положительный опыт, проблемы, противоречия, тенденции и перспективы. Учитель, родители, дети: отношения, взаимодействие, взаимопонимание. Социальная педагогика.

Государственные учреждения и общественные организации, координирующие взаимодействие школы и семьи.

^ Готовность школьника к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса

Диалектика воспитания и самовоспитания. Самопознание. Возрастные особенности осознания себя школьником как личности и индивидуальности. Методы стимулирования самовоспитания. Личность педагога и самовоспитание школьника.

^ Идеал личности и программа самовоспитания. Возрастные аспекты самовоспитания. Пути и средства самовоспитания. Показатели мотивационной и организационной готовности к самовоспитанию. Самодисциплина как результат самовоспитания.

^ 4. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Управление образовательными системами как отрасль научного знания

Предмет, задачи, функции управления педагогическими системами. Понятия «управление», «педагогический менеджмент», «педагогическая (образовательная) система». Государственно-общественная система управления образованием. Основные подходы к управлению образовательными системами (системный, функциональный, человекоцентристский, ситуационный). Принципы управления пелагическими системами: демократизация и гуманизация; рациональное сочетание централизации и децентрализации; системность и целостность; взаимосвязь единоначалия и самоуправления; научность; компетентность; оптимальность.

^ Структура управленческого решения. Способы принятия решения. Информация в системе управления.

Правовые основы регулирования жизнедеятельности образовательного учреждения. Закон Российской Федерации «Об образовании». Регистрация и лицензирование школы. Аккредитация школы. Устав школы.

^ Психология управления. Личность как объект и субъект управления. Организация и группа как объекты управления.

Управленческий труд в школе и его специфика. Функции управления школой.

^ Методы управления школой: социально-психологические, организационно-педагогические, экономические, психологические.

Органы руководства образованием на различных уровнях, специфика деятельности. Взаимоотношения с различными учебно-воспитательными учреждениями. Основные тенденции в практике обновления управления образованием. Системные, модульные и локальные нововведения в управлении образованием на различных уровнях.

Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

^ Внутришкольное управление

Школа как педагогическая система и объект научного управления. Факторы внешней и внутренней среды школы. Цель как системообразующий фактор. Структурные компоненты школы: управляющая и управляемые системы. Основные режимы жизнедеятельности школы: функционирование и развитие. Управление функционированием школы. Управление развитием школы. Управленческие новшества. Руководство инновационными процессами.

^ Принципы внутришколъного управления: целостный взгляд на человека; уважение и доверие к человеку; сотрудничество; индивидуальный подход и личное стимулирование; обогащение и обновление работы учителя; постоянное повышение квалификации; коллективное принятие решений и делегирование полномочий; автономизация управления.

^ Организационная культура школы и ее типология. Управленческое общение.

Школьное самоуправление, его структура и функции. Распределение управленческих функций. Педагогический совет и совет школы.

Руководитель в системе управления учебно - воспитательными учреждениями. Социально-педагогические и психологические требования к личности. Эталонный образ. Создание имиджа руководителя как составная часть культуры общения в управлении. Функциональные оОязанности руководителя.

^ Стили руководства: авторитарный, демократичный, либеральный. Стили лидерства: сосредоточенный на работе, сосредоточенный на человеке. Организация труда руководителя школы. Управленческая культура руководителя. Основные компоненты управленческой культуры (аксиологический, технологический, личностно-творческий). Эффективность управления школой (целевая, ресурсная, социально-психологическая, функциональная).

^ Содержание управленческой деятельности руководителя школы: анализ и планирование работы школы; стимулирование и формирование мотивационно-целевой направленности деятельности коллектива; организация деятельности коллектива на реализацию управленческого решения; диагностика и контроль; самоконтроль и оценка результатов управленческой деятельности. Программа развития школы. Планирование работы.

^ Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. Формальная и неформальная структуры коллектива. Работа с педагогическими кадрами. Специфика работы с молодыми учителями. Профессиональная адаптация молодого учителя. Система повышения квалификации учительских кадров. Методическая работа в школе. Аттестация педагогических кадров.

^ Подходы к оценке педагогических кадров. Аттестация учителей: методы оценки, организация и проведение оценки педагогических кадров. Типичные ошибки оценки кадров и способы их предотвращения.

^ Психологический климат в педагогическом коллективе и пути его создания. Психология переговорного процесса. Конфликты в управленческой деятельности и их разрешение. Охрана физического и психического здоровья детей и сотрудников школы. Взаимоотношения учителя и руководства школы. Взаимоотношения в педагогическом коллективе. Общительность педагога и

пути ее воспитания.

^ Материально-техническая база школы и ее роль в организации жизнедеятельности детей и педагогического коллектива. Финансовое планирование и бюджетное нормирование расходов на школу. Внебюджетные средства школы. Основы организации и оплаты труда в школе. Отчетность.

^ Оформление школы как воспитательный элемент школьной системы.

{

Анализ и коррекция деятельности школы

Мониторинг качества образования и образовательных услуг. Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.

Организация внутришкольного контроля и педагогической диагностики. Принципы внутришкольного контроля: планомерность, обоснованность, всеобъемность, теоретическая и методическая подготовленность, предупредительный характер.

Объекты внутришкольного контроля: учебный процесс, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, психологическое состояние, обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями.

^ Виды внутришкольного контроля: по охвату объектов контроля - пер­сональный, классно-обобщающий, обзорный, тематический и фронтальный; по исполнителю - коллективный, взаимоконтроль, самоконтроль, админист­ративный плановый и внеплановый; по логической последовательности - те­кущий, предварительный, промежуточный, итоговый; по периодичности - эпизодический, периодический, регулярный. Реализация внешкольного кон­троля.

Демократизация системы контроля за деятельностью школы. Самоаттестация учебных заведений.



5. ЛИТЕРАТУРА

Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1992. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Принят Государственной Думой 19 июля 1996 г. Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 г. - М., 1996.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена по русскому языку
Процедура сдачи вступительного экзамена

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена мгимо(У) мид россии по русскому языку и литературе
Программа вступительного экзамена по русскому языку и литературе рекомендована решением

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 05. 22. 17 «Водные...
Программа вступительного экзамена по специальности 05. 22. 17 Водные пути сообщения

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру 080200 «Менеджмент», магистерская программа
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент» и определяет содержание...

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Программа предназначена для лиц, поступающих в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством»....

Программа вступительного экзамена iconМеждународных отношений (университет) мид россии факультет международных экономических отношений
Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по курсу «Экономическая теория». Вступительный экзамен проводится...

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного испытания по химии для подготовки абитуриентов,...
Вступительное испытание по химии проводиться в форме устного экзамена, вступительного и аттестационного собеседования для лиц, поступающих...

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена на магистерские программы «История,...
Программа вступительного экзамена на магистерские программы «История, теория и философия права», «Правовая информатика» и «Исламское...

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена по специальности
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Программа вступительного экзамена iconПрограмма вступительного экзамена
Предварительно студент должен освоить программу подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет). Квалификация присваивается...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную