Круглый стол «Подготовка к гиа»




Скачать 47.24 Kb.
НазваниеКруглый стол «Подготовка к гиа»
Дата публикации20.01.2014
Размер47.24 Kb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > Литература > Документы
Круглый стол «Подготовка к ГИА»

Подготовила: Рахманова Л.Г.

Для любого школьника экзамен – событие немаловажное и требующее колоссальной подготовки. Многие школьники по ошибке не придают особого значения подготовке к государственной итоговой аттестации или, как мы привыкли говорить, к ГИА. Преподаватели стараются дать максимум знаний каждому ученику, однако, как показывает многолетний опыт, к  подготовке к ГИА по русскому языку  нужно приступить в начале учебного года, чтобы  старшеклассники  имели возможность в комфортном режиме  систематизировать знания и умения, сформировать навык устойчивой грамотности,  без спешки  привести свои знаний в соответствие с требованиями, предъявляемыми на ГИА.

Состоит экзамен из трёх частей. Первая часть – это тесты, ответы на конкретные вопросы, предназначенные, прежде всего, для проверки грамотности. Большая  часть вопросов касается орфографии, фонетики, правописания гласных и согласных, приставок и суффиксов, в основном, двух или одной букв «н» в прилагательных, причастиях и наречиях. Это группа вопросов части А. Если рассматривать экзамен в целом, то это самая простая его  часть. Но если русский язык даётся ребёнку нелегко, то и эта часть будет представлять для него определённую сложность. Формировать знания по данному разделу следует на уроках, нужно давать мини-тесты, карточки с подобными заданиями, особо уделять внимание слабым учащимся, т.к. для них эта часть – основа.

Дальше идут вопросы группы В. Это синтаксис (строение предложений) и пунктуация (знаки препинания). Например, нужно выделить основу предложения, найти обособленные части. Нужно уметь различать простые и сложные предложения, знать виды сложных предложений. Насколько я представляю себе реальное положение дел с русским языком в школах, вышеуказанным заданиям, в основном, всех учат, и в программе это есть. Тем более, что натаскивание на тесты – это и есть основная современная подготовка к экзаменам. Учителя именно этим и занимаются. Критерии оценки частей А и В понятны: правильный или неправильный ответ. Здесь основа – занятия на консультациях, работа на уроках. Единственный недостаток – это то, что часть тем (самых сложных) – дается в конце учебного года.

^ Изложение: что записывать, как сокращат

Теперь о самом проблемном. Это два задания группы С: изложение и сочинение. На мой взгляд, изложение - не такое простое задание, каким оно кажется на первый взгляд. Дело в том, что текст для изложения будет читаться детям два раза с небольшой паузой. Текст в записи звучит гораздо быстрее и воспринимается труднее.

Дальше от детей требуют следующее:

- во-первых, они должны  определить тему этого текста;

- во-вторых, нужно выделить так называемые микротемы, т.е. структурно разбить текст на части;

- в-третьих, выделить основную мысль текста.

Кроме того, дети должны запомнить ключевые слова из текста. Без них изложение будет считаться неполным. В методических указаниях детям рекомендуют вести краткие записи во время обоих прослушиваний текста.

При оценке работы учитывается последовательность изложения. Но если дети сразу делают записи во время прослушивания, они могут упустить какую-нибудь микротему или перепутать порядок событий, что скажется на итоговой отметке. Проведя пробную контрольную работу, я увидела, что сделать это детям без предварительной подготовки сложно. Поэтому работу по последовательности изложения микротем текста планирую провести на консультациях.

Ещё одна проблема: определённый объём изложения в зависимости от исходного текста. Дети должны уметь сжимать текст до определённого размера. Ведь само изложение в ГИА  называется сжатым изложением. Этому нужно специально учить. Данная работа планируется и проводится на консультациях.

Сочинение

Теперь о сочинении. Детям даётся большой текст, который они читают сами. Текст - с сюжетом. Раньше дети могли выбрать из двух вариантов задания, что им делать. Одно задание – это сочинение- рассуждение на лингвистическую тему, а другое – как бы классическое сочинение на морально-этические темы (на основании фразы или абзаца из предложенного текста).

Раньше мы только и делали, что писали сочинения на морально-этические темы. Учили этому и на литературе. Натаскать к этому невозможно: здесь нужна ответственная и творческая работа учителя и развитые умные дети, хорошо владеющие русским языком.

Сейчас такое сочинение отменили. Почему? Предположу, что многие дети не справлялись с этим заданием, сейчас в большинстве школ этому не учат, хотя, в принципе, должны бы.  Дать какой-либо шаблон для написания сочинения, думаю, невозможно.

Но осталось тоже очень трудное задание. Даётся какая-нибудь отдельная цитата на тему русского языка, его богатства и значения. Надо доказать справедливость этой цитаты на основании аргументов из предложенного текста. Замечу, что сама цитата берётся не из этого текста.

В прошлогодних демоверсиях была цитата лингвиста Георгия Степанова:

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»

Эта цитата всем была известна заранее, и детям давали шаблон для написания сочинения. В этом году все цитаты будут разные, но опять на ту же тему: «богатый и могучий русский язык». Поэтому детям, наверное, можно будет дать тот же самый шаблон для написания.

Интересно, что в задании предлагается выбрать стиль для написания работы: научный или публицистический, то есть чтобы что-то выбрать, их надо уметь различать.

По сути эта работа представляет собой лингвистический анализ текста: дети должны понимать и свободно оперировать такими понятиями, как разговорная лексика, неологизмы, научный стиль, разговорный стиль, просторечные слова, слова возвышенного стиля, публицистическая и научная речь, нейтральные слова. Нужно знать различные художественные приёмы, такие как олицетворение, эпитеты, синонимы, сравнительные обороты, фразеологические обороты, антонимы, метафоры, гиперболы, ирония.

Если ребёнок всё это хорошо знает, понимает, умеет находить в тексте и употреблять, то - да, он сможет хорошо написать такую работу. В программе С.И.Львовой предусматриваются такие работы. На уроках планируется серьезная и планомерная работа с текстами различных жанров. Многим вещам учим на литературе.

Критерии оценки этого сочинения-рассуждения сложные. При оценке учитывается умение доказать тезис, ошибки в понимании. Например, рассуждения нужны на хорошем теоретическом уровне: нужно использовать лингвистические термины, которые я приводила выше. Рассуждения на бытовом уровне, без использования терминов, оцениваются гораздо ниже. 

В целом экзамен сложный. Натаскать детей можно только на части А и В. Для хорошего написания части С нужна нормальная длительная подготовка по русскому языку, в течение нескольких лет.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Круглый стол «Подготовка к гиа» iconДмитрия Зимина «Династия»
Открытие фестиваля. Круглый стол «Особенности национального образования. Ответы на самые трудные вопросы»

Круглый стол «Подготовка к гиа» iconДепартамент образования вологодской области администрация города...
Пленарное заседание, секции, дискуссионные площадки, круглый стол, панельная дискуссия

Круглый стол «Подготовка к гиа» iconСтатья размещена в номере “
Нашему корреспонденту удалось организовать круглый стол с крупными специалистами в области патологии щитовидной железы, на котором...

Круглый стол «Подготовка к гиа» iconПодготовка к гиа(9-ые классы)
В рамках школьной программы подготовки учащихся 9 классов к гиа в 3-ей четверти проведены следующие мероприятия

Круглый стол «Подготовка к гиа» iconПодготовка к гиа по русскому языку в 9-м классе
Результаты сдачи гиа девятиклассниками напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального...

Круглый стол «Подготовка к гиа» iconКруглый стол «Индейководство в РФ – модный тренд или перспективное направление»
«Краткий обзор истории развития промышленного индейководства в Российской Федерации. Текущая ситуация в российском индейководстве...

Круглый стол «Подготовка к гиа» iconКруглый стол «Промышленная биотехнология в решении задач апк российской Федерации»
«Биотехнология в современной борьбе с инфекционными болезнями животных – повышение эффективной работы апк»

Круглый стол «Подготовка к гиа» iconД ніпропетровська обласна організація партії регіонів
Дворце студентов Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара состоялся круглый стол на тему «Политическая наука...

Круглый стол «Подготовка к гиа» iconКруглый стол «Атомизм и алфавитный принцип»
«лад» и «рад», безусловно, разные слова, это одно из многих свидетельств того, что «л» и «р» в русском языке – разные фонемы, в отличие...

Круглый стол «Подготовка к гиа» iconДомашнее задание 08. 02 Русский язык р/р § 8 упр. 124,работа с толкованием...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную