Рабочая программа по предмету "Русский язык"




Скачать 147.92 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету "Русский язык"
Дата публикации21.01.2014
Размер147.92 Kb.
ТипРабочая программа
exam-ans.ru > Литература > Рабочая программа
Рабочая программа по предмету "Русский язык"


  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса 2012–2013 учебного года разработана Бертяковой О. А., учителем начальных классов, на основе требований Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 года, авторской программы образовательной системы «Школа России» для 1–4 классов Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык» 2008 г., утвержденной МО РФ. Используется учебник Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык 4 класс»

^ Программа рассчитана на 4 часа в неделю и составляет 136 часов в год, что соответствует базисному учебному плану.

Изменение количества часов на изучение отдельных тем.

^ Основные темы курса в 4-м классе

Авторская программа

Рабочая программа

Всего

170 ч.

136 ч.

Предложение (синтаксис и пунктуация)

30 ч.

25 ч.

Части речи  (морфология):

120 ч.

101 ч.

а) имя существительное

40 ч.

35 ч.

б) имя прилагательное

25 ч.

23 ч.

в) личные местоимения

7 ч.

7 ч.

г) глагол

45 ч.

33 ч.

д) наречие

3 ч.

3 ч.

Повторение ( обобщение) пройденного

20 ч.

10 ч.

Изменения в Рабочую программу были внесены по темам «Имя существительное», « Имя прилагательное», «Глагол», «Предложение», «Повторение» уменьшено потому, что учитель считает, что именно данные темы легче воспринимаются детьми , чем темы « Наречие», «Личные местоимения», на которые выделяется и так меньшее количество часов.

^ Цель курса – формирование у младших школьников представлений о русском языке как целостной системе, открытие детьми родного языка как предмета изучения, воспитание чувства сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремление к его изучению.

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • усвоение основ первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;– обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

  • эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьников;

  • создание условий для формирования и развития у школьников: 
    – творческих способностей и интереса к выполнению заданий; 
    – умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике; 
    – коммуникативных навыков, способствующих развитию умений работать в парах, группах;
    – общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работая с книгой, со справочной литературой).

^ Роль учебного предмета.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения.
^ Способы развертывания учебного материала – концентрический и линейный, поскольку они дополняют друг друга .

Данная программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей развернутой структуры учебной деятельности и познавательной самостоятельности: умением самостоятельно планировать учебную работу и пользоваться различными справочными материалами, способностью к самооценке и самоконтролю.

 ^ Особенности рабочей программы.

Языковой материал представлен в программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
^ Методическая система достижения целей

Для успешного решения задач курса используются разнообразные приемы и средства обучения, формы и методы организации работы. Учащиеся ведут наблюдения над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность организуется за счет использования словарей различных типов и справочного материала, что обеспечивает привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.

Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах и т.д.), применять на уроках частично-поисковый, проблемный, исследовательский методы, элементы ИКТ-технологий, личностно-ориентированной и здоровьесберегающей технологии.

^ Учебно- тематический план



Наименование раздела

Всего

часов

К-во часов

на обуч. сочинения

К-во часов

на обуч

излож

К-во часов на

тесты.

К-во часов на

Контр работы



Предложение (синтаксис и пунктуация)

25 ч




1

1

1




Части речи  (морфология):


















а) имя существительное


35 ч




2

1

3



б) имя прилагательное

23 ч

1

1

1

1



в) личные местоимения

7 ч







1






г) глагол

33 ч

1

2

1

3



д) наречие

3 ч







1






Повторение ( обобщение) пройденного

10 ч










1




Всего:

136

2

6

6

9


^ Содержание курса русского языка 4 класс

IV КЛАСС (136 ч)

Лексика5

      Многозначные слова. Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, противоположные по значению (антонимы). Прямое и переносное значение слова.
      Слова однокоренные, близкие по значению (словообразовательные синонимы: злость — злоба; ходьба — хождение; старик — старче; близко — близёхонько; тигриные — тигровый; вымазать — измазать; выкупать — искупать; напугать — испугать).
      Слова однокоренные, противоположные по значению (домик — домище; открыть — закрыть; уснуть — проснуться).
      Возможность употребления однокоренных слов в одном предложении (закрыть крышкой; писать письмо; бегать бегом; всякая всячина).
      Тематические группы слов («Весна», «Прогулка» и др.). Слова с оценочной семантикой (соня, шалун, толстяк, добряк, Знайка и Незнайка и др.).

Морфемика (состав слова)

      Особенности состава слова имен существительных, прилагательных, глаголов.
      Суффиксы имен существительных, прилагательных. Суффиксы неопределенной формы глаголов. Глагольные суффиксы как признак спряжения глагола. Формообразующий суффикс -л- в глаголах прошедшего времени.
      Грамматические значения окончаний имен существительных в начальной форме (вод а — сущ. ж. р., I склонения; сен о — сущ. ср. р., II склонения); окончаний имен прилагательных в начальной форме (сильн ая — ж. р., тв. основа; больш ой — м. р., тв. основа и др.); личных окончаний глаголов (беле ет — 3-е л., ед. ч., наст. время и др.).
      Роль приставок в образовании глаголов (ходить — уходить — переходить — заходить) и изменении оттенков их значений (заговорила — отговорила; прибежать — убежать; приходить — уходить и др.).

^ Синтаксис и пунктуация ( 25 ч)

      Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение).
      Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения.
      Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.
      Предложения с одной, двумя и более грамматическими основами. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми.
      Прямая речь (общее знакомство). Знакомство с оформлением диалога.
      Обращение (общее знакомство). Знаки препинания в предложениях с обращением. Особенность интонации предложений с обращением.

Морфология (101 ч)

Имя существительное ( 35 ч)

      Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2 и 3-го склонения.
      Склонения имен существительных 1, 2 и 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.
      Склонение существительных, во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе.
      Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных.
      Существительное как член предложения.
      Употребление имен существительных в речи.

^ Имя прилагательное (23 ч)

      Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам.
      Склонение имен прилагательных.
      Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами.
      Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.
      Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами.
      Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки.
      Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами.
      Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки.
      Прилагательное как член предложения.
      Употребление имен прилагательных в речи.

^ Личные местоимения (7 ч)

      Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное.
      Личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа.
      Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.
      Личные местоимения как члены предложения.
      Употребление личных местоимений в речи.

Глагол (33 ч)

      Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Изменение глагола по временам, лицам и числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов.
      Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы — стеречь, беречь и   др. Различие правописания глаголов на -тся, -ться.
      Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
      Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи.

Наречие (3 ч)

      Общие сведения о наречии. Лексико-грамматические признаки наречия. Наречия, называющие признак, время, место и направление действия.
      Правописание суффиксов -о, -а в наречиях. Наречие как член предложения. Употребление наречий в речи.

^ Повторение (обобщение) пройденного (10 ч)

Чистописание

      Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.
      Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

^ Слова с непроверяемыми написаниями

      Автомобиль, агроном, адрес, адресовать, алфавит, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, землянка, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, класс, колесо, коллектив, коллекция, командир, командовать, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костер, кровать, лагерь, ладонь, лестница, лимон, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, облачко, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, сирень, собака, солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйственный, хозяйство, хорошо, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.

^ Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвертого года обучения.

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- значимые части слова;

- признаки изученных частей речи;

- типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

уметь:

- анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;

- различать произношение и написание слов;

- находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);

- без ошибок списывать несложный текст объемом 70 - 90 слов;

- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;

- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант - текст 75 - 80 слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

- работы со словарями;

- соблюдения орфоэпических норм;

- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.

Средства контроля:

  • Контрольные диктанты и списывания

  • Обучающие изложения и сочинения

  • Тесты

  • Устные и комбинированные опросы

Информация о количестве контрольных работ :

Конт рольные диктанты- 7

Списывание – 2

Тесты – 6

Учебно-методическое обеспечение:

Авторская программа: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык. – М.: Просвещение, 2008.

Учебник: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык, 4 кл., в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2007.

Литература

  1. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык в начальной школе, 4 кл., книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Русский язык. Дидактический материал для 4 кл. – М.: Просвещение, 2008.

  3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, Л.А. Псарева. Поурочные разработки по русскому языку, 4 кл. – М.: ВАКО, 2007.

  4. Т.М. Летнева. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России». Русский язык, 4 кл. – Волгоград: Учитель, 2009.

  5. Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. – М.: Дрофа, 1999.

  6. Е. М. Тихомирова. Тесты по русскому языку для 4 кл. нач. шк. В 2х ч. – М.: Экзамен, 2013

  7. Т. Ю. Родионова. Русский язык 2-4 классы: олимпиадные задания.- Волгоград: Учитель, 2012

  8. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. 3000 примеров по русскому языку. 3-4 классы. - М.: Астерель, 2007

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету \"Русский язык\" iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Рабочая программа по предмету \"Русский язык\" iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Рабочая программа по предмету \"Русский язык\" iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом...

Рабочая программа по предмету \"Русский язык\" iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства...

Рабочая программа по предмету \"Русский язык\" iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
«Русский язык» для 11 класса составлена на основе авторской программы курса «Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных...

Рабочая программа по предмету \"Русский язык\" iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический...

Рабочая программа по предмету \"Русский язык\" iconРабочая программа по (предмету) русский язык
Составлена в соответствии в соответствии с программой «Русский язык», под редакцией Н. Ф. Виноградовой 2009

Рабочая программа по предмету \"Русский язык\" iconРабочая программа курса «Русский язык»
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников...

Рабочая программа по предмету \"Русский язык\" iconРабочая программа по предмету «Иностранный язык» (немецкий язык) 8 класс
Рабочая программа по немецкому языку в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по предмету \"Русский язык\" iconРабочая программа по русскому языку 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа составлена в соответствии с программой для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык, 10 -11...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную