Маремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа




НазваниеМаремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа
страница1/29
Дата публикации17.04.2014
Размер5 Mb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29
Маремшаова Ирина Исмаиловна

Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа
(Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук, Махачкала – 2002 г.)

Введение

Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования этнического сознания и самосознания

§ 1. Особенности развития зарубежной теории этнического сознания
§ 2. Национально-психологические проблемы в научной мысли русского зарубежья
§ 3. Исследование этнического сознания и самосознания в отечественной литературе
Примечания


Глава II. Мифоэкологические основы этнического сознания карачаево-балкарцев

§ 1. Идея биологической совместимости в мифоэкологическом сознании карачаево-балкарцев
§ 2. Земля и небо
§ 3. Дерево
§ 4. Человеческий организм как часть природы
Примечание


Глава III. Эволюция этнического сознания через трансформацию общественных институтов

§ 1. Этническое сознание и эволюция политико-правовых воззрений
§ 2. Этническое сознание и исламизация карачаево-балкарского общества
§ 3. Этническое сознание и эволюция общественных институтов
Примечание


Глава IV. Эволюция обычаев жизненного цикла

§ 1. Рождение
§ 2. Свадьба
§ 3. Смерть
Примечание


Глава V. Этническое сознание в катаклизмах XX в.

§ 1. Этносознание карачаево-балкарцев в спектре российских интересов (конец XIX – начало XХ в.)
§ 2. Этническое сознание и депортация
§ 3. Современное состояние этничности
Примечание

Заключение

Библиография

1.1. Литература и источники
1.2. Архивные материалы
1.3. Информаторы

Список сокращений

Введение

 

Среди большого количества проблем современного кавказоведения одно из значимых мест занимают вопросы, связанные с изучением этнического сознания. Социально-политические и социально-экономические перемены в российском обществе обусловили появление "длительного и тяжелого социоэтнокультурного кризиса", кризиса мировоззрения, целей, ориентаций, поведения, жизненных ценностей. Модель картины мира, включающая в качестве непременных компонентов определенную этнологическую гипотезу - концепцию отношения человека к миру в разносторонних ее проявлениях (человек - природа, человек - общество, человек - другой человек, человек - собственное Я), претерпела существенные изменения, имея свои собственные формы для каждого отдельно взятого этноса и в зависимости от принципов этнической иерархизации ценностей. Изменения этнического сознания происходят параллельно с процессом изменения картины мира, с утратой ее адаптивных свойств. В этой связи проблемы этносознания требуют первостепенного решения в современной науке. Сегодня они представляют не только большой интерес, но и не малую сложность. Но одно является абсолютно очевидным, что проследить этапы развития этносознания можно только анализируя весь исторический путь народа, выделяя на нем основные этнокультурные константы, вокруг которых формировалось этническое сознание, и которые являлись его своеобразными маркерами. Однако историческое развитие этнического сознания нельзя представить как непрерывное нарастание однотипных качеств. Это не линейный процесс, а сложное диалектическое развитие по спирали. Наряду с динамичностью событийной истории, история становления этнического сознания развивалась своим путем, не всегда совпадающим с ходом политического развития народа. Основным двигателем эволюции в этой области выступает саморазвитие духовного начала. Современный кризис духовности в России является еще одной причиной пристального внимания к изучению этносознания. Актуализирует эту проблему фактор полиэтничности российского общества. Расколотое на множество этнических идентичностей, массовое сознание постсоветской России утратило общегосударственную идею, отдав предпочтение поиску идеалов не в общегосударственном масштабе, а в собственной этнической среде отдельных народов. В ряде регионов России наблюдается гипертрофирование национальной идеи, ее трансформация в национализм и сепаратизм, рост конфронтационности этнического сознания. В ходе этих процессов возникают межэтнические конфликты, имеют место этническое насилие и вынужденные миграции. Северный Кавказ является регионом, где перечисленные негативные феномены имеют место. Поэтому изучение этнического сознания народов данного региона обладает наибольшей актуальностью. Характерная для второй половины XХ века недооценка этнических факторов развития привела к тому, что наша общественная мысль оказалась не в состоянии дать ответы на возникшие сложные вопросы межэтнических отношений, предвидеть возможные коллизии на этнической почве, скорректировать национальную политику государства в соответствии с требованиями времени, с учетом возрастания этнического фактора в политическом и социальном развитии России.

Динамика межнациональных отношений находится в тесной связи с этническими стереотипами и образами отдельных этносов, которые формируются при активном участии их этносознания. Поэтому весьма своевременным является изучение процессов формирования, функционирования и трансформации такого этно-социо-психологического феномена, каковым выступает этническое сознание.

Исследование различных сторон и аспектов эволюционного развития этноса предполагает обязательное обращение к проблеме указанного феномена.

Понятие этнического сознания объемно и многогранно. Оно находит свое выражение в разнообразных проявлениях жизни этноса, маркируя ее таким образом, чтобы сохранить присущее этносу своеобразие и подчеркнуть наиболее значимые для этноса культурно-этические, нравственные и психологические категории. Критерии оценки этноса должны базироваться именно на этих краеугольных, маркированных сознанием категориях, во всем комплексе его этнообразующих систем. Смена базовых категорий в истории каждого этноса свидетельствует о глубоких и серьезных изменениях в мировоззрении народа и не должна оставаться за пределами исследовательских интересов, особенно в такие трансформационные периоды жизни общества, какой переживает современная Россия.

Нельзя не признать и тот факт, что на протяжении долгого времени научная мысль в области социально-этнических отношений была замкнута в пределах одной лишь марксистско-ленинской парадигмы и находилась в изоляции от зарубежных исследований в этой области. Сегодня теоретическая база значительно расширена, что обеспечивает наибольшую эффективность в решении этнических проблем. Марксистско-ленинская прямолинейность дополняется исследованием глубинных этнических феноменов и процессов. Радикальные изменения в общественном сознании, в поведении как отдельных индивидуумов, так и целых народов стимулируют эти исследования.

Спектр перечисленных проблем обусловил актуальность избранной
нами темы.

Предметом исследования выступает этническое сознание в его эволюционном развитии. Склад этнического сознания входит в состав культуры этноса и выражается через нее. Стойкие черты этнического сознания формируются по средствам обычаев, привычек, жизненных порядков, воспринимаемых от старших поколений и от среды обитания и составляют поле исследования. Если в древности этническая культура формировалась, главным образом, посредствам адаптации к специфическим природным ландшафтам, то с течением времени среда, требующая приспособления становилась все более социальной. По этой причине в поле зрения нашего исследования попали и те социальные маркеры, которые определяли изменение в эволюционном развитии этнического сознания.

Объектом исследования являются этнообразующие системы карачаево-балкарского народа. Этот выбор обусловлен двумя факторами. Во-первых, территория проживания карачаевцев и балкарцев расположена в центре Северного Кавказа, в окружении разновременно вспыхивающих "горячих" точек, поэтому изучение карачаево-балкарского сознания может быть крайне полезно в целях предотвращения столкновений на этнической почве, а также для поддержания и закрепления толерантных возможностей этноса. Во-вторых, карачаево-балкарцы являются представителями немногочисленной группы северокавказских тюрков, дистанцированных в пространстве от основного тюркского массива и живущих в окружении иноэтничных групп, что само по себе представляет научный интерес, т.к. этническое сознание зависит от длительности проживания в конкретной этнической среде, особенностей культурного фонда, исторической памяти и исторического прошлого, уровня социально-экономического развития и степени интенсивности межэтнических контактов.

Цель и задачи исследования продиктованы необходимостью научного осмысления глубинных процессов, происходящих с этносом на протяжении его исторического развития, поиском новых подходов к оценке и анализу происходящих в нем перемен. Выявление причин и реакций этноса на те или иные события связанные с его этническим сознанием. "Изучая различные обычаи и воззрения, мы неизменно убеждаемся в наличии причинности, лежащей в основе явлений человеческой культуры, в действии законов закрепления и распространения, сообразно которым эти явления становятся устойчивыми, характерными элементами общественной жизни". Реконструируя этническое сознание, мы восстанавливаем определенные исторические типы поведения мышления, восприятия и т.д., основываясь на интерпретации памятников духовной и материальной культуры. Это своего рода психологическая палеонтология, которая включает два существенных момента. Первый содержит тщательную "культурологическую инвентаризацию" условий и способов человеческого существования. Второй, предполагает дать психологическое и философское объяснение материала. Этими двумя моментами определяется и структура работы, охватившая как обширный временной пласт, так и широкий культурологический диапазон. Целью настоящего исследования является рассмотрение эволюции этнического сознания карачаево-балкарского народа, посредством замеров ценностных ориентаций на различных стадиях исторического развития данного этноса. Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Выяснение возможных траекторий движения и пределы колебания, а так же вычленение неподвижных участков, которые удерживают всю структуру карачаево-балкарской этничности от распада и определяют ее самобытность.

2. Вычленение основных мифологем, на которых строилось этническое сознание предков карачаево-балкарцев и привести в соотношение тюркский и кавказский элементы, исходя из древнетюркской картины мира, сохраненной орхонскими памятниками. Концепция начала мира излагается в преамбуле эпитафии Кюль-тегина и использована нами как отправной пункт:

"Когда вверху возник свод неба голубой,

а бурая земля раскинулась внизу,

меж ними род людской был утвержден и жил".

3. Определение места и роли общественных институтов, религиозных и потестарно-политический воззрений в структуре этнического сознания карачаево-балкарцев.

4. Рассмотрение обычаев жизненного цикла с учетом этнической маркировки, сравнительно-исторический анализ которых, определяет вектор эволюции этнического сознания.

5. Определение переломных периодов в жизни карачаево-балкарского народа, когда наблюдаются изменения в его сознании, поведении, организации и которые обуславливают современное состояние этничности исследуемого этноса.

Материалы исследования. Содержание диссертации основано на разнообразном круге источников. "Было бы большим заблуждением считать, - писал
М. Блок, - что каждой исторической проблеме соответствует один единственный тип источников, применимый именно в этом случае. Напротив, чем больше исследование устремляется к явлениям глубинным, тем скорее можно ждать света от сходящихся в одном фокусе лучей - от свидетельств самого различного рода". Выдвинутый М. Блоком тезис, как нельзя лучше соотносится с объектом изучения нашей работы, поскольку процесс эволюции этнического сознания можно проследить только при комплексном изучении многочисленных и разнообразных источников. С этой целью был собран полевой этнографический материал, проведен анализ археологических и этнографических данных, собранных учеными, занимающимися различными проблемами истории и культуры Балкарии и Карачая, в которых опосредованно затрагивались проблемы этносознания. В работе использованы опубликованные и рукописные материалы путешественников и исследователей XVI-XIX вв., в которых содержится информация о различных аспектах жизни и нравов карачаево-балкарцев, характеризующих их этническое сознание на определенных исторических этапах. Материалом исследования послужили также документальные материалы, извлеченные автором из различных архивов (Центральный государственный архив КБР - ф. 1, 2, 4, 5, 16, 393; Центр документации по новейшей истории КБР - ф. 1. 2, 16, 1300, 2385; Центральный государственный военно-исторический архив - ф. 1300; Архив института востоковедения АН РФ - ф. 2; Архив музея антропологии и этнографии РАН - ф. 25; Архив института истории материальной культуры РАН РФ - ф. 1, 3, 4, 40; Ар российского этнографического музея - ф. 11; Петербургский филиал архива РАН - ф. 135; Государственный архив краснодарского края - ф. 348; Центр новейшей документации Ростовской области - ф. 1966; Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания - ф. 224).

В работе использованы нормативные акты РСФСР и газетные материалы.

Эмпирической основой является ряд социально-психологических и этносоциологических опросов, проведенных в различные годы как среди городского, так и среди сельского населения Балкарии и Карачая. Среди них:

1. Исследование психологического фона современной этничности карачаево-балкарцев.

2. Исследование статуса этничности в структуре социальной идентичности на основе теста Куна и Макпартленда.

3. Исследование этнических авто- и гетеростереотипов.

4. Выявление значимости внутриэтнического и межэтнического общения.

5. Исследование языкового компонента этнического сознания.

6. Этносоциологический опрос в различных средах карачаево-балкарского общества, ориентированный на брачные предпочтения.

Система социально-психологических показателей в совокупности с этнографическими данными дают возможность самостоятельного мониторинга уровня этничности общества и проектирование дальнейшего пути развития этносознания. Собранный и проанализированный материал дал возможность расширить и углубить представления об истоках поведенческих, духовных и морально-нравственных структур карачаево-балкарского общества.

Методологической и теоретической основой работы стали работы отечественных и зарубежных ученых - этнологов, философов, психологов, социологов, чьи работы составляют мировой фонд рационалистической мысли. В процессе работы использовались отдельные идеи и концепты, проверенные опытом истории. В работе использован общенаучный системный подход и традиционные способы диалектического размышления. Принципы историчности и конкретности и значимость всестороннего охвата предмета рассмотрения. Методология работы строилась на:

1. Проблемно-логическом методе, ориентированном на выявление логики и сущностных характеристик эволюции этнического сознания;

2. Генетическом методе, дающим возможность изучить основы этносознания исследуемого народа;

3. Ретроспективном методе, в основе которого лежит сопоставление современных проявлений этносознания в различных традициях, обычаях и ритуалах с аналогичными, имевшими место в прошлом.

Научная новизна работы заключается в том, что на обширном материале рассматриваются вопросы генезиса, эволюции и современного состояния карачаево-балкарского этнического сознания. Эта первая работа, посвященная тюркоязычному народу Северного Кавказа, в которой дается комплексный, панорамный обзор этнически значимых констант, на которых базируется его этническое сознание. Принципиально новым является анализ современного состояния этничности карачаево-балкарцев, проведенный на основе социально-психологических и этносоциологических исследований. В научный оборот вводятся новые архивные материалы, а известные ранее исторические и этнографические данные рассматриваются в контексте новых теоретических разработок отечественной и зарубежной этнологической мысли.

Теоретическая и практическая значимость.

Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы:

- при дальнейших исследованиях в области изучения этнического сознания различных этнических групп, при анализе этнополитических, этносоциальных и этнопсихологических проблем и процессов;

- при формировании региональной политики, в разработке программ регулирования межэтнических отношений и социально-экономического, политического и духовного развития этноса;

- при разработке проектов по предотвращению эскалации межэтнической напряженности в северокавказском регионе;

- в процессе преподавания этнологии, этнопсихологии, философии, культурологии, социологии;

- при чтении спецкурсов по проблемам истории и культуры народов Северного Кавказа.

 

Примечания

1. Кузеев Р.Г. Демократия. Гражданственность. Этничность. - М., 1999. - С. 13.

2. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания. - СПб., 1994. - С. 69.

3. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // ЭО. - 1993. - № 4. - С. 42.

4. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М., 1989. - С. 26.

5. Цит. по: Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар. - Казань. 2000. - С. 23.

6. Блок М. Апология истории или ремесло историка. - М., 1986. - С. 40.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Маремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа iconЭтический кодекс карачаево-балкарского народа
Гарнитура школьная. Печать офсетная. Уел печ л. 46,44. Уч изд л. 33,05. Тираж 1000 экз. Заказ №172. Гп кбр «Издательство «Эльбрус»....

Маремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа iconАктуальность темы исследования обусловлена тем, что культура отдельного...
Важное место в формировании этнического самосознания в поликультурной системе занимают стереотипы поведения и восприятия, основанные...

Маремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа iconПеги Феникс Дабро Элегантное обретение силы. Эволюция сознания Перевод Lyubov Посвящается
Настойчивые усилия Ли знать и учиться – неоспоримы и вдохновляющи. Однажды он сказал: любой может быть каналом Крайона. Почитая уникальный...

Маремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа iconСтруктура сознания
Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема...

Маремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа iconДжек Палмер, Линда Палмер. Эволюционная психология
Основными темами книги являются: происхождение человека; эволюция человеческого мозга, сознания и языка; брачное, сексуальное, социальное...

Маремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа iconМедведев Ирина Борисовна Медведева 70 основных психологических ловушек...
Александр и Ирина Медведевы — авторы психологических бестселлеров, широко известные в России и за рубежом

Маремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа iconТайсумова Элита Исмаиловна, 24 года, город Грозный Чеченская Республика....
Тайсумова Элита Исмаиловна, 24 года, город Грозный Чеченская Республика. Ул. Трошева 69, кв. Контактные телефоны: +79287834353, +79289456624....

Маремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа iconИсторические этапы развития
Эволюция человечества – есть эволюция социальной коммуникации. В полной мере это относится и к рекламной коммуникации, поэтому анализ...

Маремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа iconИрина Словцова Этим надо воспользоваться Ирина Словцова Этим надо воспользоваться!
Эйфория от первой победы сменяется ежедневными заботами о выполнении заказов, соблюдении сроков поставок, наборе персонала, обновлении...

Маремшаова Ирина Исмаиловна Эволюция этнического сознания карачаево-балкарского народа iconОсновные положения Раздел I форма государственного правления Статья 1
Вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется путем, определяемым Конституцией

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную