И содержание задания




Скачать 86.94 Kb.
НазваниеИ содержание задания
Дата публикации03.05.2014
Размер86.94 Kb.
ТипАнализ
exam-ans.ru > Литература > Анализ
2.3.Содержание и организация самостоятельной работы

В процессе изучения дисциплины студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы:

Тема и содержание задания

Тема 1.1. Возникновение художественного образа (6 ч.)

Пластические и музические искусства: литература, изобразительное искусство и музыка. Образ в литературе, живописи и музыке.

Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 1, СПб., 2000. С. 3 – 10.

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Курс лекций. СПб., 1996.С. 12 – 30.

Куликова Е.Ю. Литература и мировая художественная культура. Ч. 1. Новосибирск, 2007. С.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1984. С. 18 – 39.

Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004. С. 11 – 25.

Составление тезисного плана прочитанных трудов.

Тема 1.2. Синтез как сочетание духовных начал (8 ч.)

Проблема синтеза в искусстве. Пластическое искусство как отражение сущностных проблем духовной жизни человека.

Подготовка устного сообщения по отрывку (на выбор студента) из книги:

Неизвестный Э. Кентавр: Об искусстве, литературе и философии. М., 1992.

Тема 1.3. Метаэстетическая направленность текста (4 ч.)

Сравнительная эстетика: проблема взаимоотношения произведений искусства.

Анализ статьи

Сурьо Э. Французская поэзия и живопись // Рапсодия в духе beaux-arts (изящных искусств). М., 2000. С. 12 – 49.

Тема 2.1. Экфрасис как метафора поэзии (12 ч.)

Определение экфрасиса. Структурная модель текста-экфразы. Взаимодействие литературы и искусства в контексте европейской культуры.

1. Конспектирование:

Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003. С. 14 – 19, 46 – 49.

  1. Дать определение понятию «экфрасис» согласно концепции М. Рубинс.

  2. Подготовка реферата на тему «Особенности рождения экфрасиса в литературном произведении».

Тема 2.2. Экфрасис у Гомера и Пушкина (8 ч.)

Экфрасис в античном эпосе, риторике и лирической поэзии. Иерархия искусств с античных времен до Лессинга.

  1. Чтение художественной литературы

Гомер. Илиада. Новосибирск, 2003.

Найти главу, где описывается, как Гефест делает щит Ахилла. Отметить особенности описания щита. Проанализировать отрывок с точки зрения экфрасиса.

2. Чтение стихотворений-экфраз А.С. Пушкина («Мадонна», «Полководцу» и др. - по выбору студента). Анализ в них изобразительных функций.

  1. Конспектирование:

Куликова Е.Ю. Литература и мировая художественная культура. Ч. 1. Новосибирск, 2007. С.

Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003. С. 19 – 42.

Тема 2.3. Экфрасис у поэтов «серебряного века» (14 ч.)

Изобразительные искусства и парнасская традиция в эпоху символизма. Предакмеистическая традиция.

1. Письменный анализ художественных текстов (стихов В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Блока, И.Анненского, М.Волошина, М.Кузмина,), поиски элементов экфрасиса.

  1. Подготовка реферата на материале лирики указанных поэтов и по книгам

Куликова Е.Ю. Литература и мировая художественная культура. Ч. 1. Новосибирск, 2007. С.

Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003. С. 166 – 205.

Тема 2.4. Символизм и музыка (6 ч.)

  1. Чтение художественной литературы – стихов поэтов-символистов (К. Бальмонта, Вяч. Иванова, А. Белого и др. - по выбору студента).

  2. Выделение в текстах поэтов-символистов элементов экфрасиса, анализ семантики изобразительной структуры текста (письменная работа).

  3. Составление тезисного плана:

Куликова Е.Ю. Литература и мировая художественная культура. Ч. 1. Новосибирск, 2007. С.


Тема 2.5. Акмеизм и живопись (12 ч.)

Акмеизм как литературное направление. Акмеистический экфрасис: традиции и инновации. Экфрасис и роль поэтического воображения.

  1. Письменный анализ художественных текстов (лирики Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама, И.Одоевцевой, Г.Иванова).

  2. Составление тезисного плана по книгам

Куликова Е.Ю. Литература и мировая художественная культура. Ч. 1. Новосибирск, 2007. С.

Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003. С. 205 – 287.

Тема 3.1. Живопись, литература и кинематограф (10 ч.)

Проблема интермедиации как взаимодействия нескольких произведений или разных видов искусства. Кинематограф как отражение проблемы синтеза искусств.

  1. Конспектирование:

Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 3, СПб., 2000. С. 308.

Рубинс М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. СПб., 2003. С. 14 – 49.

  1. Просмотр фильмов С.Параджанова, О.Иоселиани, Ж.Кокто. Составление устного отчета об особенностях композиции фильмов.

  2. Чтение и анализ статьи

Жажоян М. Случай Орфея // Жажоян М. Случай Орфея: Стихи, эссе, рецензии, дневники. СПб., 2000. С. 219 – 235.

4. Письменный интертекстуальный анализ фильма Ж.Кокто «Орфей» и статьи М.Жажояна «Случай Орфея»: особенности трактовки древнегреческого мифа.

Всего – 80 ч.


2.4. Рекомендации по организации самостоятельной работы

^ Рекомендации к написанию конспектов

Конспект – особый вид текста, в основе которого лежит аналитико-синтетическая переработка информации первоисточника. Цель этой деятельности – выявление, систематизация и обобщение (с возможной критической оценкой) наиболее ценной для понимания изучаемой темы информации. Конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы исходного текста, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации.

^ Критерием качества конспекта служит возможность воспроизвести по нему материал через относительно большой промежуток времени, а также использовать конспект для цитирования, подтверждения своих или чужих положений в докладе, выступлении, статье, сообщении.
^ Рекомендации к сравнительному анализу подходов различных исследователей к изучаемой проблеме

Данный вид самостоятельной работы предполагает выявление сходства или различия разных исследователей к обозначенной проблеме. Итоговый текст должен включать в себя не только изложение позиций того или иного автора, но и выявление особенностей этих позиций.
^ Рекомендации к написанию тезисного плана

План – это взаимное расположение частей, краткая программа изложения какого-либо текста.

План может быть использован в тех случаях, когда требуется передать содержание трудного исходного текста.

Пункты плана должны быть связаны внутренней логикой (второй пункт должен вытекать из первого, третий – из второго и т.д.).

По способу выражения план может быть:

  • Номинативный.

  • Вопросительный.

  • Цитатный.

  • Тезисный.

Формулировка плана только называет то, о чем нужно сказать при анализе текста. А вот то, что нужно сказать, какие главные мысли и позиции исследователя нужно подчеркнуть, сформулировано кратко и сжато в тезисах.

Тезисы – это сжато сформулированные основные положения, мысли исследователя, которые автор тезисов считает необходимым выделить в анализируемом исследовании по указанной проблеме.

Как и в плане, вторая мысль тезисов должна следовать из первой, третья – из второй и т.д.; т.е. тезисы должны быть связаны внутренней логикой, следовательно, развивать тему или основную мысль главы или параграфа.

Тезисный план объединяет свойства плана и тезисов, т.е. пункты плана могут передавать основную мысль либо словами текста, либо словами составителя тезисов, либо объединять оба способа.
^ Рекомендации к разработке мультимедийной презентации по заданной теме

Мультимедийная презентация выполняется при использовании программы Power Point. Презентация должна отражать основное содержание тех источников, которые включены в список рекомендованной литературы. Для разработки слайд-программы необходимо выбрать основные положения, сформулировать их, структурировать материал, расположить его в том порядке, который отражает логику вопроса, определить наглядный способ представления материала и оформить слайды в соответствии с требованиями программы Power Point.

Вместо выполнения задания по одной из тем (по выбору студента) выполняется реферат, защита которого проходит на последнем занятии.

^ Рекомендации к написанию реферата

Реферат – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально излагающий содержание исходного текста. Основное назначение реферата – быть средством передачи информации.

Реферат должен дать представление о характере освещаемой работы, методике проведения исследования, его результатах. Сокращение исходного текста в реферате производится за счет полного или частичного изъятия системы доказательств, примеров, вторичной и повторяющейся информации. При свертывании исходного текста используются определенные грамматико-синтаксические средства, способствующие передаче максимума информации в тексте минимального объема.

Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта, а также оценки освещаемой им информации и самого исходного текста, поскольку это может повлиять на оценку читателя.

Реферат обладает постоянной структурой, которую необходимо соблюдать в процессе реферирования. В любом реферате выделяют:

  • заголовочную часть – библиографическое описание, фамилия автора, выходные данные исходного текста, указание на его объем в страницах, а при необходимости сведения о языке оригинала;

  • собственно реферативную часть, включающую основную информацию первоисточника. Здесь формулируется основная проблема исходного текста, она поясняется, детализируется, ее раскрытие завершается выводами, вытекающими из результатов проведенных исследований. Именно наличие этой части и делает реферат самостоятельным, особым видом текста со своим целевым назначением;

  • при необходимости – справочный аппарат: сведения о количестве иллюстраций, таблиц, карт и пр. Эта часть обычно используется в реферате по естественным наукам.

Одной из особенностей текстов рефератов являются клише, лексико-синтаксические конструкции, регулярно повторяющиеся в реферативных работах.

Во вводной части реферата используются следующие выражения:

  • Статья (книга, монография и т.п.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме)...;

  • В предлагаемом вниманию читателей исследовании рассматривается...;

  • Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)... трех (двух и т.п.) разделов (глав и т.п.)...;

  • Тема, обсуждаемая в работе (статье, монографии и т.п.), относится к области...

Основная часть может включать следующие конструкции:

  • Во введении указывается (отмечается), что...;

  • В первой главе освещается...

  • Автор отмечает (указывает, делает вывод), что...;

  • Вторая глава посвящена (содержит)...;

  • По мнению автора, ...;

  • В третьей главе... .

  • В заключении употребляются, например, такие выражения:

  • В заключении указывается (отмечается), что... Или: В заключительной части статьи (монографии) рассматривается...

  • Статья предназначена для специалистов в области...; ...представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т. п.

Различают несколько видов рефератов, классификация которых производится по различным признакам:

1. В зависимости от количества реферируемых источников различают монографические (результат переработки одного источника) и обзорные рефераты (написанные на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования).

2. По виду представленной информации и способу ее изложения рефераты делятся на информативные (более полно излагающие информацию первоисточника, указывающие не только на какой-то факт, явление, проблему, но и разбирающие пути ее решения) и индикативные (называющие основные аспекты содержания исходного текста, но не передающие его подробно). Выделяют также аспектные рефераты, ориентированные на определенную категорию читателей, тематическую область или проблему; рефераты пофрагментарные, включающие информацию одного из разделов исходного текста.

3. По отношению к авторству рефераты бывают авторские и без указания на автора (например, машинные).

4. По объему рефераты можно разделить на сжатые (например, в реферативных журналах) и подробные, помогающие наиболее полно осветить изложенную в исходном тексте проблему или показать понимание прочитанной работы автором реферата, как в учебных рефератах.

Объем реферата зависит от целей и задач реферирования и может составлять от 15 до 30% объема реферируемой работы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И содержание задания iconДомашние задания в V – XI классах
Задания для самостоятельного выполнения упражнений школьники получают на уроке. Их содержание должно быть направлено на развитие...

И содержание задания iconТематический план по дисциплине 8 содержание дисциплины 9
Методические указания и контрольные задания для выполнения домашних контрольных работ 16

И содержание задания iconДомашнее задание по истории: содержание и методика организации
Поэтому до сих пор идут дискуссии: задавать на дом или нет? Каковы допустимые объемы и время на выпол­нение домашнего задания? Как...

И содержание задания iconМетодические указания к выполнению домашнего задания по дисциплине...
«Содержание», на котором должны быть приведены наименования всех разделов, подразделов и приложений дз, а также номера листов (страниц),...

И содержание задания iconПрослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном...
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом

И содержание задания icon13 апреля 2010 года Вопросы для обсуждения: а содержание и значение...
Задания к семинарскому занятию по теме «Внебюджетные фонды» (13 апреля 2010 года)

И содержание задания iconПамятка для выпускников
Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают...

И содержание задания iconСодержание
Содержание основных разделов курсовой работы и методические рекомендации по их выполнению 4

И содержание задания iconДом. Задания
Домашние задания по английскому языку на период карантина мбоу, сош, пос. Придорожный с 13. 02. 13. по 19. 02. 13

И содержание задания iconА. Ю. Лазебникова Е. С. Королькова Е. Л. Рутковская
Тематические задания Задания формата егэ контрольные варианты Ответы с комментариями

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную