Программа учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык»




Скачать 336.23 Kb.
НазваниеПрограмма учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык»
страница1/5
Дата публикации22.01.2015
Размер336.23 Kb.
ТипПрограмма
exam-ans.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5



РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения

учителей Краснопахаревской ООШ

Протокол №___ от «___» _________ 201__ г.

Руководитель МО ____________ Галдика Н.И.

УТВЕРЖДАЮ

Завфилиалом Краснопахаревская ООШ

_________________ Н.В. Разваляева

«___» __________________ 201___ г.



Программа

учебного курса
«Подготовка к ГИА по предмету «Русский язык»
для обучающихся 9-х классов

(34 часа)

Автор:

учитель русского языка

и литературы Краснопахаревской ООШ – филиал муниципального образовательного учреждения «Новонадеждинская СОШ»

Арсёнова Марина

Николаевна

2011 г.

Содержание
Пояснительная записка………………………………………………3

Учебно-тематический план ………………………………………….6

Содержание курса ……………………………………………………9

Аннотированный список литературы ……………………………....11

Приложение 1………………………………………………………....14

Приложение 2 ………………………………………………………...15

^

Пояснительная записка


МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В последние годы сдача государственной итоговой аттестации за курс основной средней школы во всех регионах проходит в новой форме и представляет собой написание сжатого изложения (часть1) и сочинения-рассуждения (часть 3), тестовые задания, содержащие задания с выбором ответа (задания типа «А»), задания с кратким ответом (задания типа «Б»). Новая форма проведения ГИА по русскому языку разрабатывается Федеральным институтом педагогических измерений с 2008 года.

Программа учебного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» направлена на систематизацию знаний и умений по курсу русского языка, а также на тренировку и отработку навыка решения тренировочных вариантов экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации в 9 классах в новой форме. Это позволит учащимся сформировать положительное отношение к ГИА по русскому языку, выявить темы для дополнительного повторения, почувствовать уверенность в своих силах перед сдачей ГИА.

Курс рекомендован учащимся 9-х классов образовательных школ, сдающих ГИА по русскому языку.

^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Целью настоящего курса является систематизация знаний и умений по курсу русского языка, а также отработка навыков решения тестовых заданий итоговой аттестации.

^ Задачи:

Для реализации поставленной цели необ­ходимо решить следующие задачи:

сформировать:

  • положительное отношение к процедуре контроля в формате тестовых заданий;

  • представление о структуре и содержании тестовых материалов по предмету; назна­чении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

сформировать умения:

  • работать с инструкциями, регламентирующими про­цедуру проведения экзамена в целом;

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.


^ КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КУРСА

В структуре изучаемого курса выделяются следующие разделы: «Тренировочные материалы экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку в новой форме», тематические блоки: «Сжатое изложение» и «Сочинение-рассуждение», тренировочные блоки: «Задания типа «А» и «Задания типа «В», «Тренировочные работы».

Изучение тестовых материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена в новой форме, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ГИА по русскому языку.

Содержание раздела «Тематические блоки» включают основные приёмы сжатия текста и структуру сочинения-рассуждения.

Тренировочные блоки включают основные правила русской орфографии, пунктуации и применение их на практике.

Последний раздел посвящен тренингу учащихся по вариантам из методических пособий для подготовки к ГИА. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.

^ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ:

Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Примечание. При составлении программы учебного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.
Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов. На занятиях используются:
• Лекции учителя с различными видами заданий;
• Составление обобщающих таблиц и схем;
• Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• Самостоятельный отбор материала 
• Работа в группах;
• Проведение деловых игр и практикумов;
• Работа с пакетами КИМов;
• Написание изложений и сочинений.

Курс завершается итоговым контрольным тестированием.
^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА:

В результате изучения практического курса «Подготовка к ГИА по предмету «Русский язык» ученик должен:

знать/понимать

  • цели проведения государственной итоговой аттестации в новой форме;

  • особенности проведения ГИА по русскому языку в новой форме;

  • структуру и содержание заданий для подготовки к ГИА по русскому языку;

  • основные правила работы с текстом;

  • основные средства выразительности;

  • основные сведения по стилистике русского языка;

  • орфографические правила; синтаксические и пунктуационные нормы;

уметь

  • эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

  • оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;

  • оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности;

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами;

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста;

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • совершенствования коммуникативных способностей;

  • развития интеллектуальных способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Учебно-тематический план учебного курса


Наименование

разделов и тем

^ Количество часов

Виды деятельности
Формы

занятий

Раздел 1. «Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА по русскому языку»










1.1. Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

1

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Мини-лекция, практикум

1.2. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ГИА.

1

Работа с бланками ответов,

демонстрационным вариантом ГИА.

Мини-лекция, практикум

Раздел 2. «Сжатое изложение»










2.1. Задание С1. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

1

Работа с текстом,

границы микротем исходного текста.

Мини-лекция, практикум

2.2. Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения.

1

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

Мини-лекция, практикум

2.3. Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.

1

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

Мини-лекция, практикум

2.4 Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

1

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

Мини-лекция, практикум

2.5. Задание С1 Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.


1

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

Мини-лекция, практикум

2.6. Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.


1

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста.

Мини-лекция, практикум

2.7. Задание С1. Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста.

1

Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Практикум, изложение

Раздел 3. «Сочинение-рассуждение»










3.1. Задание С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1.

1

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Практикум

3.2. Задание С2.1. Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему.

1

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему.

Практикум

3.3. Задание С2.1. Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.

1

Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.

Практикум

3.4. Задание С2.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания С2.2.

1

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Мини-лекция, практикум

3.5. Задание С2.2. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении.

1

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.

Мини-лекция, практикум

3.6. Задание С2.2. Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

1

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Мини-лекция, практикум

Раздел 4. «Задания типа «А»










4.1. Задание А1. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

4.2. Задание А2. Анализ текста. Лексическое значение слова.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

4.3. Задание А3. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

4.4. Задание А4. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

4.5. Задание А5. Правописание корней. Правописание словарных слов.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

4.6. Задание А6. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

4.7. Задание А 7. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

Раздел 5. «Задания типа «В»










5.1. Задание В1. Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

5.2. Задание В2. Словосочетание.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

5.3. Задание В3. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

5.4. Задание В4. Простое осложненное предложение.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

5.5. Задание В5. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

5.6. Задание В6. Синтаксический анализ сложного предложения.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

5.7. Задание В7. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

5.8. Задание В8. Синтаксический анализ сложного предложения.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

5.9. Задание В9. Сложные предложения с разными видами связи между частями.

1

Работа с тестом, выполнение однотипных заданий, заполнение бланков.

Мини-лекция, практикум

Раздел 6. «Тренировочные работы»










6.1. Репетиционный экзамен по материалам Федерального официального сборника.

2

Выполнение всей работы.

Практикум

6.3. Результаты репетиционного экзамена. Итоги года. Рекомендации для самоподготовки.

1




Анализ

Итого:

34









  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
«Русский язык» для 11 класса составлена на основе авторской программы курса «Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных...

Программа учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Программа учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Программа учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом...

Программа учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по предмету «Русский язык»
Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства...

Программа учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по предмету "Русский язык"
«Школа России» для 1–4 классов Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» 2008 г., утвержденной мо РФ. Используется учебник Л....

Программа учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Н. Г. Гольцовой «Русский язык. Программа курса 10-11 классы». М.: Русское слово, 2012 г. (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин....

Программа учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа курса «Русский язык»
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников...

Программа учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5 класс
«Русский язык» под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...

Программа учебного курса «Подготовка к гиа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по (предмету) русский язык
Составлена в соответствии в соответствии с программой «Русский язык», под редакцией Н. Ф. Виноградовой 2009">