Программа кандидатского экзамена по специальности




Скачать 254.8 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Дата публикации22.01.2015
Размер254.8 Kb.
ТипПрограмма
exam-ans.ru > Литература > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

______________А.Г. Иванова

«23 » сентября 2011г.
ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.02 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (русский язык, высшее образование)

Оренбург - 2011 г.

Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Автор _________/ Г.М. Кулаева, доктор педагогических наук, профессор

Программа одобрена на заседании кафедры языкознания и методики преподавания русского языка

от «23» июня 2011г., протокол № 10

Согласовано:

Зав. кафедрой _______________________ / Г.М. Кулаева

Начальник УАДиПК____ ______________/ О.М. Мысенко

Введение

Кандидатский экзамен по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, высшее образование) является традиционной формой аттестации специальной и методической подготовки аспирантов и соискателей вуза, их научно-исследовательской деятельности в области частной методики.

Цель кандидатского экзамена заключается в определении уровня овладения аспирантом теоретико-методологических знаний в области обучения русскому языку в школе, способности аспиранта (соискателя) к научно-исследовательской деятельности в области теории и методики обучения русского языка и к научно-педагогической деятельности в высших учебных заведениях.

Программа экзамена предполагает детальное освоение аспирантом (соискателем) теоретико-методологических оснований методики обучения русского языка и формирование на их основе собственного исследовательского подхода.

Кандидатский экзамен по специальности сдается в соответствии с утверждённой программой экзамена.

Экзаменуемый по специальности должен показать:

  • знания программного содержания дисциплины Теория и методика обучения русскому языку,

  • иметь представление о фундаментальных исследованиях в области методики русского языка;

  • ориентироваться в проблематике дискуссий и критических взглядов ведущих ученых по затрагиваемым вопросам,

  • уметь логично, последовательно и сжато излагать материал,

  • демонстрировать навыки владения исследовательским аппаратом применительно к области специализации и сфере деятельности.


Содержание программы

^ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ

ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Теория и методика обучения русскому языку как наука.

Предмет методики, основные научные вопросы, структурные элементы, методическая терминология. Методы исследования в методической науке. Взаимодействие методики с философией, психологией, лингвистикой, педагогикой и методикой литературы.

Общие закономерности обучения русскому языку в условиях реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий.

Современные подходы в обучении русскому языку: аксиологический, культуроведческий, системный, социолингвистический, коммуникативный, функциональный и др.

Основные этапы методики преподавания русского языка как родного: донаучный (XVIII - сер. XIX вв.) и научный этапы развития отечественной методики (XIX- нач. XXвв.), этап советской методики (ХХв.), этап российской методики (конец ХХ – ХХI вв.).

Методика преподавания русского языка XVIII и XIX веках: программы, учебники, действующие в гимназиях, народных и реальных училищах, кадетских корпусах. Методика преподавания русского языка в XX веке: разработка фундаментальных исследований в области обучения русскому языку, создание программ, стабильных учебников, вузовских методик.

Закономерности развития методической науки: тесная взаимосвязь связь лингвистики и методики, мировоззренческий и лингвокультурологический характер русского языка, интеграция русского языка и преподавания литературы, межпредметный характер учебного предмета «русский язык», органическое соединение теории изучения языка и развития речи и др.

Источники развития методической науки: развитие лингвистической науки, педагогики и психологии, изучение опыта учителей-практиков, диагностика уровня сформированности умений учащихся и др.

^ Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений РФ.

Мировоззренческий, культуроведческий и познавательный потенциал русского языка. Специфика учебного предмета русский язык в современной школе. Развивающие и воспитательные возможности предмета «русский язык». Функции учебного предмета «русский язык».

Формы обучения: общеобразовательный и углубленный. Понятие о базовом и профильном уровне. Русский язык в старших классах: возрождение, новые тенденции. Профильное обучение в старших классах. Использование форм вузовского обучения в практике преподавания. Урок-исследование, интегративные формы обучения. Основные направления углубленного изучения русского языка: правописание, стилистика, редактирование, риторика, культура речи, текстоведение и др.

^ Цели обучения в системе языкового филологического образования в школе.

Цели обучения русскому языку в современной школе. Развитие языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенциях. Общепредметные цели обучения русскому языку. Ценностные ориентиры обучения русскому языку в современной школе.

Культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству духовного и эстетического воспитания. Понятие о культуроведческой компетенции учащихся. Основные тенденции реализации культуроведческого подхода на уроках русского языка: 1) работа над формированием представлений учащихся о ментальных свойствах русского языка, использование текста в качестве основной дидактической единицы обучения русскому языку, проведение анализа, внимание к личности ученого и его вкладу в лингвистическую науку, обращение к средствам искусства – живописи, музыке, скульптуре, архитектурным памятникам и др.

^ Языковая личность школьника: ценностные аспекты формирования.

Понятие о языковой личности учащегося. Формирование ценностных представлений учащихся о русском языке как национальном феномене. Воспитание интереса учащихся к изучению русского языка, потребности в овладении русской речью и ее совершенствовании. Формирования лингвистического мировоззрения и национального самосознания учащихся при изучении русского языка. Языковая система как область ценностной языковой ориентации учащихся. Нравственное воспитание на уроках русского языка. Эстетическое воспитание на уроках русского языка: Воспитание языкового эстетического идеала на уроках русского языка как важнейшая задача обучения русскому языку в средней школе.

^ Цели изучения разделов науки о языке. Принципы обучения русскому языку.

Изучение разделов науки о языке. Образовательные и практические цели изучения системы русского языка в средней школе. Понятие о принципах обучения, проблемы разработки методических принципов. Общеметодические и специальные принципы обучения русскому языку. Закономерности овладения русской речью. Принцип оценки выразительности речи. Принцип развития чувства языка. Принцип опоры на языковое чутье. Специальные принципы изучения знаний о языке: принципы изучения фонетических, лексикологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических понятий.
^ СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА

ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Содержание обучения русскому языку и структура школьного курса русского языка в школьном языковом образовании.

Федеральный государственный стандарт образования по русскому языку. Содержание школьного курса русского языка: типы учебного материала (лингвистические понятия, специальные и общедидактические умения по русскому языку, способы деятельности с языковым и речевым материалом). Принципы отбора знаний для школьного курса русского языка. Разработка содержания школьного лингвистического курса в альтернативных программах по русскому языку для 5-9 классов.

Концепция обучения русскому языку в старшей школе.

Теория, методика и практика разработки учебных программ по учебному предмету «русский язык» для учебных заведений разного типа на общеобразовательном, углубленном и профильном уровнях. Программа по русскому языку как документальный носитель содержания образования по русскому языку: авторы, научные редакторы, структура и принципы изложения материала. Технология разработки учебных программ.

Расположение языкового и речевого материала в школьном лингвистическом курсе: линейный, линейно-ступенчатый, концентрический принципы. Программа изучения русского языка по стабильным учебникам под ред. Н.М. Шанского, по параллельному комплексу под ред. В.В. Бабайцевой, по учебно-методическому комплекту под ред. М.М. Разумовской, по учебно-методическому комплексу (авторы С.И. Львова, В.В. Львов).

Программы для общеобразовательных школ и углубленного изучения русского языка в старших классах.

^ Методы и приемы обучения русскому языку и воспитания и самообразования средствами русского языка.

Понятие о методах обучения. История становления проблемы методов обучения, анализ эффективности их использования в практике преподавания в современной школе. Концепции дидактических методов обучения. Классификация методов обучения по русскому языку ученых-методистов Л.П. Федоренко, А.В. Текучева, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, М.Т. Баранова, Т.В. Напольновой. Познавательные (объяснительные и эвристические) методы. Практические методы (упражнения). Система упражнений по русскому языку, их виды.

^ Педагогические технологии и методические системы обучения русскому языку. Технология обучения как модель процесса применения методической системы. Теоретические основы использования новых педагогических технологий в системе обучения русскому языку на разных ступенях образования.

Методическая система развивающего обучения по русскому языку, коммуникативно-когнитивная методическая система, методическая система формирования ценностного взгляда на родной язык; коммуникативные технологии, активные и интерактивные технологии, диалоговые технологии, Дальтон-план как технология, технология проектов и др.

^ Средства обучения: учебник, учебные комплекты и комплексы.

Понятие о средствах обучения по русскому языку. Учебник как основное средство обучения. Структурные элементы школьного учебника: теоретические сведения о языке и речи, аппарат организации работы, аппарат ориентировки, иллюстративный материал. Лингвистическая база учебников по русскому языку (структурно-семантический, функциональный и др. подходы). Учебник как методическая система.

Проблемы теории и практики создания учебно-методических комплексов по русскому языку, перспективы разработки новых учебно-методических комплектов по русскому языку для старших классов.

Пособия, дополняющие учебник по русскому языку. Рабочая тетрадь, хрестоматия, практикум, справочные материалы, школьные словари русского языка, сборники диктантов, контрольных работ, изложений, тестов пособия для подготовки к экзаменам, решебники домашних заданий по русскому языку и т.д. Разработка методических требований к новому поколению учебной литературы по учебному предмету «русский язык»: ориентированность на подготовку к государственному экзамену по русскому языку, развитие самостоятельности учащихся, их познавательных, интеллектуальных и творческих способностей, визуализация материала, актуальность дидактического материала, его текстоориентированность, комплексность заданий и др.
^ Теория и методика использования технических и компьютерных средств в обучении русскому языку.

Дидактический принцип наглядности. Общие сведения об информационных технологиях обучения. Характеристика информационных технологий обучения. Компьютер как средство обучения русскому языку и основа использования новых информационных технологий обучения русскому языку. Анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования информационных и коммуникационных технологий в обучении русскому языку в начальной и средней школах. Проблемы разработки электронных образовательных ресурсов по русскому языку как родному. Теория, методология и практика создания и использования обучающих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств.

Теоретико-методологические основы разработки и применения научно-методического обеспечения систем обучения русскому языку, реализующих коммуникационные и информационные технологии. Компьютерные мультимедийные программы-презентации. Информационно-обучающие программы по русскому языку для школьников. Программы-тренажеры. Тестовые программы. Виртуальные уроки русского языка.

Необходимость использования компьютерных технологий в практике современного учителя.

^ Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса. Проблемы мониторинга оценки качества обучения и воспитания в области русского языка.

Контроль за сформированностью умений и навыков учащихся по русскому языку.

Система оценки достижений по требованиям стандарта. Оценка орфографической и пунктуационной грамотности, уровня коммуникативных умений на основании «Норм оценки…». Требования к знаниям и умениям учащихся в каждом классе.

Понятие о мониторинге оценки качества обучения русскому языку. Оценка личностных достижений учащихся. Диагностика. Портфолио ученика по русскому языку, его типология.

^ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Организация и обеспечение процесса обучения русскому языку: современный урок русского языка как основная форма организации процесса обучения. Технологии построения урока.

Планирование: календарное, ориентировочное, тематическое, поурочное. Факторы развития интереса к предмету русский язык (занимательность, личность учителя, от простого к сложному, юмор на уроках), учет межпредметных связей, перспективность и преемственность в обучении. Урок русского языка как целостная организационно – методическая микросистема в общей системе обучения русскому языку, черты современного урока русского языка. Проблема разработки классификаций уроков русского языка (М.Т. Баранов, Б.Т. Панов, А.Д. Дейкина, Т.А. Острикова и др.).

Структурные компоненты урока русского языка, их функции. Разработка технологии построения урока русского языка, ориентированного на развитие компетентностей школьников. Нетрадиционные формы обучения русскому языку: урок – семинар, урок – практикум, урок – лабораторное занятие, урок – зачет, урок – лекция, урок – игра и т.д.). Технология модульного обучения как альтернатива классно-урочной системе обучения. Сущность модуля. Организация модульного урока. Урок-исследование. Игровые технологии.
^ Организация самодеятельной творческой деятельности учащихся по русскому языку.

Понятие о творческой деятельности учащихся по русскому языку. Сотворчество и творчество учителя и учащихся на уроке русского языка. Творческие мастерские как педагогическая технология. Творческие задания по русскому языку. Сочинение как основной вид творческой работы по русскому языку. Проблема оценивания творческих работ по русскому языку.

Понятие о научном творчестве учащихся. Творческая деятельность учащихся во внеурочных занятиях.

^ Теория и методика дополнительного образования по предмету «русский язык». Внеклассная работа по русскому языку.

Задачи дополнительного образования изучения русского языка в школе. Расширенное изучение русского языка в 7-9, 10-11 классах. Факультативы как одна из форм обучения русскому языку, его углубленного изучения. Виды факультативных занятий. Элективные курсы как курсы по выбору. Моделирование содержания элективных курсов по русскому языку: цели элективных курсов, профессиональная ориентированность элективных курсов, содержание курсов.

Внеурочная работа по русскому языку. Цели и задачи внеурочной работы. Взаимосвязь внеклассной работы с основным курсом русского языка и литературы. Виды внеклассных занятий. Структура занятий. Кружковая работа. Организация олимпиад, предметных конкурсов по русскому языку. Научно-исследовательская работа учащихся. Формы участия учащихся в учебно-исследовательской деятельности. Требования к отбору материала, обеспечивающего интерес и активность школьников в изучении русского языка.

^ РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КАК ОБЛАСТЬ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Развитие речи как научная область теории и методики обучения русскому языку.

Развитие речи как область методической науки. Основные разделы методики развития речи: методика культуры речи и стилистики, методика обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, методика развития связной устной и письменной речи, методика предупреждения речевых ошибок. Задачи методики развития речи. Направления работы по развитию речи в школе: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение видам речевой деятельности: письму, чтению, говорению, чтению.

^ Культура речи и стилистика в средней школе.

Методика культуры речи. Задачи работы по культуре речи в школе. Содержание работы: понятия (норма, литературный язык, нарушения нормы, произносительные нормы и т.д.), речевые умения (умение правильно интонационно произносить вопросительные предложения, правильно употреблять слова в свойственном им значении, правильно заменять прямую речь на косвенную и т.д.). Коммуникативно-речевые упражнения и задачи (анализ нормы, сопоставление нормативного и ошибочного варианта, анализ нарушений норм литературного языка, редактирование, творческий диктант, свободный диктант, составление предложений и текстов и др.)

Цели изучения стилистики в школе. Содержание стилистической работы: стилистические понятия (стиль речи, речевая ситуация, разновидности функциональных стилей, языковые особенности, жанры), стилистические умения (умение определять стиль готового текста, умение создавать текст в заданном стиле, проводить стилистический разбор и др.). Стилистические упражнения (анализ текста, стилистический эксперимент, редактирование, составление предложений и текстов, стилистические этюды, изложения, сочинения со стилистическим заданием).

^ Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Обогащение речи учащихся: обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя речи. Цели обогащения словаря учащихся (количественное увеличение и качественное совершенствование личного словаря учащихся, умение выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения), источники (управляемые и частично – управляемые). Словарная работа, ее виды (словарно – орфографическая, словарно – орфоэпическая, словарно - морфемная и т.д.), единицы словарной работы. Словарно-семантическая (введение слов, их семантизация, введение словариков, работа над синонимическими рядами, словарно – семантические упражнения) и словарно-стилистическая работа (словарная подготовка к изложениям и сочинениям).

Грамматический строй детской речи, ее основные черты и недостатки. Три этапа развития грамматического строя речи учащихся: 5-6 классы, 7-9 классы, 10-11 классы. Речевые упражнения и задачи: конструирование словосочетаний, предложений, упражнения на замену конструкций, свободные диктанты и изложения с дополнительным заданием, составление текстов с дополнительным заданием.

^ Взаимосвязанное обучение речевой деятельности.

Виды речевой деятельности. Чтение и слушание как репродуктивные виды речевой деятельности. Письмо и говорение как продуктивные виды речевой деятельности. Чтение как вид речевой деятельности. Цели обучения чтению в средней школе. Функции чтения: познавательная, регулятивная, ценностно-ориентационная. Виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое). Виды заданий. Слушание как вид речевой деятельности. Глобальное, критическое, детальное восприятие текста, виды работ по развитию умений слушать (запись слов во время чтения, составление плана, составление тезисов, прослушивание магнитофонной записи). Говорение. Письмо.

^ Развитие устной речи учащихся в системе уроков русского языка.

Устная речь как объект изучения и овладения. Направления работы над устными высказываниями учащихся на уроках русского языка. Учебно-научная речь учащихся. Обучение развернутым устным ответам. Устные разборы. О бучение устному речевому этикету. Обучение орфоэпическим нормам. Методика обучения устным высказываниям художественного и публицистического стиля.

^ Развитие письменной речи учащихся. Методика обучения изложению и сочинению.

Изложение, его роль в развитии речи, мышления, памяти, воображения учащихся, этапы работы над изложением. Виды изложений в их связи с исходным текстом: по отношению к объему исходного текста, к содержанию исходного текста, по осложненности языковым заданием, по восприятию исходного текста, по типу текста, по композиционной форме, их отражение в содержании программы по русскому языку в 5 – 9 классах. Изложение и пересказ. Структура урока обучающего изложения: постановка целей урока и речевой задачи, слово об авторе текста, выразительное чтение текста, беседа по содержанию текста, составление плана, языковой анализ, уточнение задач изложения, чтение текста, написание варианта текста. Принципы отбора текстов для изложения: познавательный, коммуникативный, жанрово – композиционный, эстетический и др. Сжатое изложение, приемы компрессии текста. Изложение в ГИА по русскому языку в 9 классе.

Сочинение как самостоятельная письменная творческая работа учащихся, как практический метод (упражнение) в развитии связной речи и средства самореализации личности ученика. Этапы работы над сочинением: подготовка и организация сочинений, проверка и оценка, анализ проверенных работ в классе. Классификация сочинений: по тематике, по типу создаваемых текстов, по речевым жанрам, по стилю, по источнику получения жизненного материала, по объему, по осложненности заданием, их отражение в программах с 5 по 9 классы. Структура урока обучающего сочинения: сообщение цели урока, беседа о теме сочинения, жанре, стиле, анализ материалов рассредоточенной подготовки, составление плана, языковая подготовка, написание черного варианта, создание белового варианта. Роль и место текста – образца в создании учащимися своего текста. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Сочинение по прочитанному тексту. Сочинение в заданиях ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

Оценка изложений и сочинений. Критерии сформированности коммуникативных умений учащихся. Методика работы над речевыми ошибками в обучающих работах и по развитию речи. Редактирование текста. Повторная работа над сочинением и изложением как предупреждение речевых ошибок и недочетов. Приемы редактирования. Критерии оценки сформированности коммуникативных умений в заданиях ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

^ Методика работы над текстом на уроках русского языка.

Текстоориентированное обучение русскому языку на современном этапе. Текст как дидактическая единица на уроках лексики и грамматики, развития речи, правописания. Речеведческие знания о тексте: текст, тема текста, типы речи, стили речи, основная мысль и др. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение, приемы их изучения на уроках русского языка (прием задавания вопроса, прием фотографирования), структурно – линейный принцип изучения типов текста с 5 – 7 классы. Изучение текстов с точки зрения композиционной формы: рассказ, заметка в газету, рецензия, статья, эссе, отзыв и др.

Анализ текста на уроках русского языка. Виды анализа текста. Лингвистический анализ. Текстоведческий анализ. Текстовая и интерпретационная деятельность.
^ ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА
Речевая деятельность учителя.

Виды речевой деятельности. Речевые жанры. Педагогическое говорение. Письмо как продуктивный вид речевой деятельности. Письменные жанры речи учителя. Виды профессионального педагогического слушания. Условия эффективности педагогического слушания. Чтение в профессиональной деятельности учителя.

Коммуникативно-речевая активность учителя. Виды и уровни коммуникативно-речевой активности. Роль интонации в педагогическом общении.

Интонационные стили речи учителя. Индивидуальный стиль речи учителя.

Учитель как коммуникативный лидер. Речевые приемы достижения различных коммуникативных намерений.

^ Ценностные аспекты формирования профессиональной компетентности учителя-словесника и ее оценка.

Понятие о профессиональной компетентности учителя. Педагогическое и методическое мастерство учителя. Учитель русского языка как компетентный носитель языка. Содержательные компоненты самообразования учителя в языке и речи. Технологии в приобретении учителем профессионального роста. Профессионально значимые жанры в речи учителя. Индивидуальный стиль учителя. Методическая рефлексия учителя. Оценочная деятельность учителя-словесника. Вопрос об оценке профессиональных качеств учителя русского языка.

^ Подготовка учителя к организации дополнительного образования учащихся по предмету «русский язык» в условиях информатизации образования.

Особенности планирования своей работы учителем русского языка в сфере дополнительного образования. Обучение разработке тематического планирования новых курсов в системе дополнительного образования. Разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по русскому языку. Методика организации учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеклассной работе и внеурочное время. Сетевые педагогические сообщества учителей-словесников и их роль в совершенствовании информатизации образования.

Разработка средств и систем обработки результатов научно-исследовательского эксперимента.

Рекомендуемая литература

  1. Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку // Рус. яз. в шк. – 2007.- № 2.- С. 25-31.

  2. Алгазина Н.Н., Фомичева Г.А., Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: крат. курс лекций. в 2-х ч. - М., 1997.

  3. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. - М., 2007.

  4. Бабкина М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка //Рус.яз. в шк. - 2004. - № 2. – С. 3.

  5. Баранов М.Т. Современные критерии оценки знаний и умений //Рус.яз. в шк. – 1993. - № 4.

  6. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: учебное пособие. – М., 2000.

  7. Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002.

  8. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов. - М., 2008.

  9. Гагаев П.А. О задачах филологического образования в современной школе // Рус.яз. в шк. – 2010. - № 5. – С. 3-7.

  10. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка. – М., 1996.

  11. Гац И. Ю. Современный кабинет русского языка: учебно-методическое пособие. – М., 2010.

  12. Гац И.Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях. - М., 2007.

  13. Горелов И.Н. Вопросы теории речевой деятельности.- Таллин, 1977.

  14. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учебн.-метод. пособие для учителей /Под ред. А.П. Тряпицыной.- СПб.: КАРО, 2006.

  15. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку //Рус. яз. в шк. – 1993. - № 5. – С. 3.

  16. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М., 1990.

  17. Дейкина А.Д. Русский язык как культурная ценность в традициях и новациях преподавания // Современные подходы к преподаванию русского языка в школе и вузе: методические традиции и новаторство. – Саранск, 2010. - С. 6 – 8.

  18. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М., 1988.

  19. Дейкина А.Д., Ходякова Л.А. Методика преподавания русского языка в развитии отечественного образования //Рус.яз. в шк. – 2011. - № 3. – С. 3-7.

  20. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Истоки методики русского языка (К 90-летию Первого Всероссийского съезда преподавателей русского языка средней школы //Рус.яз. в шк. – 2007. -№1. - С.48.

  21. Дейкина А.Д.Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка: монография. – М.-Оренбург, 2009.

  22. Донская Т.К. Очерки по методике русского языка. - СПб., 1998.

  23. Еремеева А.П. и др. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста /Науч. ред. А.П. Еремеева.- М., 1982.

  24. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. – М., 2008.

  25. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку. Учебное пособие. - М., 1998.

  26. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 классы. - М., 1991.

  27. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: спорные вопросы, спорные ответы //Рус. яз. в шк. – 2008.- №10.- С. 29.

  28. Кудрявцева Т.С. Современные подходы к обучению речи //Рус.яз. в шк. – 1996. - № 3. – С. 3.

  29. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1975.

  30. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1998.

  31. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи учащихся.- М., 1980.

  32. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М., 2009.

  33. Лыжова Л.К. Теория и методика обучения русскому языку. – Воронеж, 2007.

  34. Львов М.Р. Русский язык в школе: история преподавания: курс лекций для студентов педвузов и колледжей. – М., 2007.

  35. Львов М.Р. Основы теории речи: учеб.пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. – М., 2000.

  36. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике преподавания русского языка. – М., 2005.

  37. Львов М.Р. Тенденции развития речи учащихся //Рус.яз. в шк. - 1981. - № 6. – С. 38-44; Рус.яз. в шк - 1982. - № 1. – С. 46-49; Рус.яз. в шк.- 1982. - № 6. – С. 63-70.

  38. Мамушин В.Е. Повторная работа над текстом изложения // Рус.яз. в шк. – 1973. - № 2.

  39. Методика преподавания русского языка в средней школе: учебное пособие для студентов пед. ин-тов. /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.

  40. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. - М., 1980.

  41. Обучение русскому языку в школе: учеб.пособие для студентов педагогических вузов /Е.А. Быстрова и др./ Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.

  42. Основы методики русского языка в 4 – 8 классах /Под ред. А.В. Текучева - М., 1983.

  43. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1980.

  44. Панов Б.Т. Типы и структура уроков по русскому языку. – М., 1986.

  45. Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. - М., 2011.

  46. Риторика: учеб. /З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская 9 и др.); под ред. Н.А. Ипполитовой. – М., 2006.

  47. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Риторика: понятия и упражнения: учеб.пособ. для студ. высш.учеб.завед. – М., 2005.

  48. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. - М., 1998.

  49. Система обучения сочинениям /Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1973; 3 изд. - М., 1978.

  50. Скрябина О.А. О стратегиях выбора при оформлении письменного текста //Рус. яз. в шк. – 2008.- № 3.- С. 3.

  51. Стативка В.И. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности //Рус.яз. в шк. – 2004. - № 5. – С. 3.

  52. Текучев А.В. Очерки по методике обучения русскому языку. - М., 1980.

  53. Теория и практика обучения русскому языку: учеб.пособие для студентов выс.пед.завед. /Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; Под ред. Р.Б. Сабаткоева. - М., 2007.

  54. Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку в 8-летней школе. – М., 1984.

  55. Ушакова Н.М. Проектирование технологий обучения: основные постулаты и правила //Философия образования. - № 2. – 2006. – С. 302-308.

  56. Федоренко Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку.- М., 1973.

  57. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. – М., 2000.

  58. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.

  59. Чижова Т.И. Основы методики обучения стилистике в средней школе. – М., 1987.

  60. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособ. для студент. педагогических вузов. – М., 2007.

  61. Янченко В.Д. Научное наследие в области методики преподавания русского языка последней трети ХХ века – учителям-словесникам: монография. – М., 2011.

Вопросы кандидатского экзамена

по специальности 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, высшее образование)

  1. Теория и методика обучения русскому языку как наука.

  2. Методы исследования в методической науке. Методический эксперимент.

  3. История становления и развития методической науки.

  4. Закономерности развития методической науки.

  5. Русский язык как учебный предмет в разных типах средних учебных заведений РФ.

  6. Развивающие и воспитательные возможности предмета «русский язык». Проблема развития учащихся в процессе изучения русского языка.

  7. Культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству духовного и эстетического воспитания.

  8. Специальные и общепредметные цели обучения в системе языкового филологического образования.

  9. Формирование языковой личности школьника: ценностный подход.

  10. Цели изучения разделов науки о языке.

  11. Общеметодические и специальные принципы обучения русскому языку.

  12. Особенности содержания обучения в школьном филологическом образовании.

  13. Специфика обучения русскому языку в старшей школе.

  14. Структура современного школьного курса русского языка.

  15. Программы по русскому языку для 5-9, 10-11 классов на современном этапе.

  16. Методы и приемы обучения русскому языку и воспитания и самообразования средствами русского языка.

  17. Средства обучения: учебник, учебно-методический комплекс. Методическая система школьного учебника и учебно-методического комплекса.

  18. Теория и практика создания учебно-методических комплексов по русскому языку.

  19. Теория и методика использования технических и компьютерных средств в обучении русскому языку.

  20. Мультимедийные технологии и их роль в создании электронных учебных программ по русскому языку.

  21. Современный урок русского языка как основная форма организации процесса обучения.

  22. Контроль знаний, умений и навыков как компонент учебного процесса.

  23. Развитие речи как научная область теории и методики обучения русскому языку.

  24. Культура речи и стилистика в средней школе.

  25. Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

  26. Взаимосвязанное обучение речевой деятельности.

  27. Развитие устной речи учащихся в системе уроков русского языка.

  28. Методика обучения сочинению.

  29. Методика обучения изложению.

  30. Методика работы над текстом на уроках русского языка.

  31. Мониторинг оценки качества обучения и воспитания в области русского языка.

  32. Формирование профессиональной компетентности учителя-словесника и ее оценка.

  33. Организация самодеятельной творческой деятельности учащихся по русскому языку.

  34. Теория и методика дополнительного образования по предмету русский язык.

  35. Подготовка учителя к организации дополнительного образования учащихся по предмету русский язык в условиях информатизации образования.

  36. Характеристика констатирующего эксперимента в рамках Вашего диссертационного исследования: цель, задачи, организация, диагностический материал, методы проведения эксперимента, основные результаты.

  37. Методы диссертационного исследования: общая характеристика, критерии выбора, особенности использования.

  38. Характеристика структуры и содержания «Введения» Вашей диссертационной работы.

  39. Характеристика решаемой в Вашем диссертационном исследовании проблемы: сущность проблемы, предлагаемые способы решения, подтверждение и практическое значение результатов решения проблемы.

  40. Характеристика формирующего эксперимента Вашего диссертационного исследования: цель, задачи, основное содержание, организация.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00....
Экзамен кандидатского минимума по специальности 13. 00. 08. — «Теория и методика профессионального образования» является одной из...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconУчебно-методическое пособие предназначено для подготовки к сдаче...
Правительства Российской Федерации вместо ранее принимавшегося кандидатского экзамена по философии. Успешная сдача указанного экзамена...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальной дисциплине «Общая...
Общая педагогика, история педагогики и образования: Программа кандидатского экзамена для аспирантов: Направление подготовки 44. 06....

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по философии науки общие...
Высшей аттестационной комиссии в соответствии с замечания­ми и пожеланиями, высказанными при их обсуждении в умо. Програм­мы были...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 02 конституционное...
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая...
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Программа кандидатского экзамена по специальности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 01 Теория...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования">