Пояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов




НазваниеПояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
страница1/4
Дата публикации22.01.2015
Размер0.68 Mb.
ТипПояснительная записка
exam-ans.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4


  1. ^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089.

2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3.Учебного плана МОБУ СОШ на 2013-2014 учебный год.

4.Программы основного общего образования по русскому языку под редакцией Разумовской М. М. (5-9 классы), 2009 г., учебника М.М. Разумовской « Русский язык 7 класс», «Дрофа», 2009г

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Программа рассчитана на изучение русского языка в 7 классе на базовом уровне в объеме 170 часов (5 часов в неделю)

^ Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

^ Задачи обучения

  • сформировать представление о языке как об общественном явлении, об отражении в современном языке исторических явлений; познакомить с закономерностями развития языка;

  • показать его богатство, выразительность и широкие возможности в передаче информации;

  • обеспечить усвоение основных языковых единиц, их особенностей, сформировать навыки использования словарей и другой справочной и научной литературы в целях совершенствования речевой деятельности;

  • выработать представление о русском языке как сложной системе, взаимосвязанности ее составных частей, об их роли в выполнении речемыслительной функции языка;

  • помочь овладеть умениями использовать языковые ресурсы в соответствии с современными нормами и правилами.

^ Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе продолжается формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

^ Факторы, обуславливающие специфику изучения предмета

Программа ориентирована на общеобразовательный класс основной школы и составлена в соответствии с ориентацией на формирование информационно-коммуникативной компетентности современной личности. Программой предусмотрено использование ее для обучение на дому, т.к. в классе обучается ребенок с проблемами в состоянии здоровья.

Обучающиеся класса имеют низкий уровень сформированности общеучебных навыков. Также не сформирован устойчивый познавательный интерес. Освоение учебного материала соответствует лишь базовому уровню, хотя есть группа учащихся, обладающих низким качеством знаний. Поэтому программа предусматривает использование средств, способствующих развитию названных качеств и позволяющих организовать текущее повторение на каждом этапе обучения.

Образовательные потребности школьников определяются возрастными особенностями, внутрисемейными и общественными социальными условиями. Сформировано отношение к предмету как к одному из основных, необходимых для реализации перспектив.

Мотивация обучения определяется желанием учащихся иметь хорошие оценки, но при минимальных затратах труда. Однако учащиеся быстро включаются в учебную деятельность, если создана ситуация, позволяющая увидеть реальные результаты деятельности.

Возможности материально-технической базы школы позволяют использовать ИКТ в организации обучения по предмету, при этом заметно повышается интерес и активность учащихся.

Программа содержит минимальное количество изменений, обусловленные объективными причинами: временные рамки учебных четвертей, условиями СанПиНа.

^ Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

^ Приемы и методы обучения

При изучении курса используются приемы и методы обучения, способствующие активизации познавательной деятельности: частично-поисковый метод, исследовательские задачи, нетрадиционные формы уроков, средства ИКТ, раздаточный материал, рабочие тетради. Обучение осуществляется по учебнику «Русский язык» 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. Дрофа , 2008.

Текущий и итоговый контроль качества знаний осуществляется через систему контрольных работ по теории, диктантов по проверке орфографических и пунктуационных навыков, тренировочных и контрольных работ по развитию речи, а также средств тестирования. Коммуникативные навыки формируются через систему заданий по использованию разных видами речевой деятельности и основ культуры устной и письменной речи. Контроль овладения базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения осуществляется через письменные работы по развитию речи. Интеллектуальные навыки развиваются через систему заданий, предполагающих различные действия: сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация. Формирование информационных навыков предусматривает умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом. Развитие организационных умение направлено на формулирование цели деятельности, планирование ее, осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции.

^ 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Речевая деятельность

Речь как деятельность.

^ Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности.

Чтение. Овладение разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Аудирование (слушание). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего. Понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов (максимальный объем – до 250 слов), их основной и дополнительной информации, установление смысловых частей текста, определение их связей.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости (изложение подробное, сжатое, выборочное). Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации. Написание сочинений.

^ Текст как продукт речевой деятельности

Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

^ Функционально-смысловые типы речи: рассуждение.

Способы развития темы в тексте. Структура текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

^ Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры публицистического (выступление, статья)

^ Культура речи

Понятие о культуре речи. Нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения – основные составляющие культуры речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

^ СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)
КОМПЕТЕНЦИЙ

Общие сведения о русском языке

Наука о русском языке, ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.

Русский язык как развивающееся явление. ^ Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.

Нормированность (наличие норм) – основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

Словарь как вид справочной литературы. Словари лингвистические и нелингвистические. Основные виды лингвистических словарей: толковые, этимологические, орфографические, орфоэпические, морфемные и словообразовательные, словари синонимов, антонимов, фразеологические словари.

^ Система языка

Фонетика. Орфоэпия/

Характеристика отдельного звука речи и анализ звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.

Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции.

Основные выразительные средства фонетики. Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста.

Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни.

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

^ Морфемика (состав слова) и словообразование

Морфемные словари русского языка.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.

Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.

Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Использование индивидуально-авторских слов в художественных текстах. Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности.

Членение слова на морфемы. Уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. Определение основных способов словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Лексикология

Словарное богатство русского языка.

Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи.

^ Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Грамматика

Морфология .

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий, их образование.

Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи.

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Разряды междометий.

Звукоподражательные слова.

Определение принадлежности слова к определенной части речи по его грамматическим признакам. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения.

Соблюдение основных морфологических норм русского литературного языка.

^ Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

н и нн в словах разных частей речи.

Употребление ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих и ц.

Слитное и дефисное написание слов.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Правописание наречий.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

^ СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Язык и культура

Отражение в языке культуры и истории народа.

Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)

3. УЧЕБНО-
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по литературе 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...

Пояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык»
Нормативно-правовая база. Рабочая программа разработана с учетом и на основании следующих нормативно- правовых документов

Пояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы...
Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г. И. Беленького...

Пояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы...
Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г. И. Беленького...

Пояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»
Рабочая программа разрабатывается с учетом и на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconУчебная программа для основного общего образования пояснительная записка
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов

Пояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по учебному предмету «Анализ лирического произведения»
Рабочая программа по курсу «Анализ лирического произведения. 8 9 классы» (8 класс) составлена на основе следующих нормативно-правовых...

Пояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по курсу «Анализ лирического произведения. 8 9 классы» (9 класс)
«Анализ лирического произведения. 8 9 классы» (9 класс) составлена на основе программы элективного курса «Анализ лирического произведения»....

Пояснительная записка рабочая программа для учащихся 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов iconРабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд»...
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную