Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района




НазваниеКнязькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района
страница1/7
Дата публикации13.06.2013
Размер0.84 Mb.
ТипРеферат
exam-ans.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7

Князькина Валентина Ивановна

МОУ «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района




Введение
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает центральное место. За последние годы произошли значительные изменения, которые можно считать позитивными. Содержание нового стандарта ориентировано в первую очередь на формирование определенной языковой и духовной культуры школьников. Русский язык представлен в нем не только перечнем дидактических единиц, отражающих устройство языка, но и тех дидактических единиц, которые обеспечивают речевую деятельность. Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.

Формированию коммуникативной компетенции учащихся на сегодняшний день посвящено огромное количество исследований (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Капинос В.И., Соловейчик М.С., Никитина Е.И., Баринова Е.А., Сабаткоев Р.Б., Еремеева А.П., Демидова Н.И., Ходякова Л.А., Архипова Е.В., Воителева Т.М. и др.).

Вместе с тем сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь засорена неоправданными заимствованиями, профессионализмами и арготизмами.

Современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально - политическими причинами, но и определенными просчетами в преподавании русского языка. Во - первых, недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета для формирования духовных и нравственных качеств школьника; во-вторых, доминирующей в практике преподавания русского языка остается правописно - орфографическая направленность, не всегда достаточное внимание уделяется развитию речевой культуры учащихся, наконец, используемые в настоящее время методы преподавания русского языка в ОУ не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей.

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью развития речи школьников, формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся в процессе работы по обогащению грамматического строя их речи, развитию коммуникативных умений и навыков в области построения и языкового оформления сочинения.

В настоящее время необходимо серьезно решать проблему соединения речевого развития, разностороннего формирования личности ребенка с изучением языковой системы.

Работа над текстом (текстовая деятельность) при этом становится средством речевого развития учащихся.

Именно поэтому пристальное внимание педагогической общественности привлечено к ЕГЭ по русскому языку, так как задания в КИМах позволяют проверить сформированность у выпускников средней школы всех трех компетенций - языковой, лингвистической и коммуникативной. И если задания с выбором ответа посильны для абсолютного большинства учащихся, то задания открытого типа с кратким ответом ориентированы на проверку лингвистической компетенции учащихся, предполагающей усвоение основных лингвистических понятий и грамматических категорий. По сути, эти задания представляют собой разные варианты анализа текста - смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковый.

Задание третьего типа проверяет сформированность у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов).

Сочинение - рассуждение дает возможность проверить разные стороны речевого развития учащихся:

  • умение и навыки чтения (понимание проблемы и авторской позиции, отражений в исходном тексте);

  • зрелость суждений при интерпретации текста, способность обосновать собственную позицию и конкретно выразить ее; если она не совпадает с авторской;

  • умение создавать на основе предложенного текста собственное высказывание в определенном жанре (типа эссе или рецензии), ясно, композиционно стройно, логично излагать свои мысли; пользоваться словарным богатством, разнообразием грамматических форм и выразительными средствами родного языка;

Становится очевидной значимость этого задания в структуре ЕГЭ, так как третья часть экзаменационной работы не только проверяет реальное состояние практических речевых умений и дает представление о том, как выпускники школы владеют монологической речью, умеют аргументировать свою точку зрения, но и на основании сочинения можно составить представление и об общем развитии ученика, о его нравственной и социальной зрелости, о об его общей культуре. «Ничто так полно не характеризует человека, как его речь. Заговори, чтобы я тебя увидел», - сказал Сократ.

Седьмой год проводится аттестация в форме ЕГЭ по русскому языку в Оренбургской области. В 2008 году участвовали в ЕГЭ 14830 учащихся

Анализ результатов показывает, что средний балл и оценка в области ниже российского показателя, что соответствует: 54,5 (балл областной) 56,3 (российский показатель).

Оценка

Областной показатель

Российский показатель

Оценка

%

Оценка

%

5

8,5

5

8,5

4

33

4

39,3

3

46,1

3

45,8

2

12,2

2

7,4


Если состояние лингвистической, языковой и коммуникативной подготовки на базовом уровне можно признать удовлетворительным, то при оценке подготовки выпускников в целом, с учетом выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности обнаруживается заметное снижение показателей по всем компетенциям.

Анализ показал, что более половины учащихся затрудняются при интерпретации содержания текста, не умеют адекватно воспринимать содержащую в нем информацию, как концептуальную, так и фактологическую, особенно если автором используется ирония или иносказание, доказательство от противного.

Более 60% выпускников испытывают затруднения при создании собственного речевого высказывания на предложенную тему, не умеют ясно и точно, последовательно и логично выражать свои мысли в письменной форме, не могут аргументировать свою точку зрения.

Какие же методы и формы работы являются необходимыми и достаточными для развития коммуникативной компетенции учащихся - вот из острых проблем, стоящая перед учителями-словесниками на современном этапе.

Умение правильно определять тему и идею есть главное условие правильного и полноценного понимания того или иного высказывания.

Анализируя текст, выделяя в нем различные структурные элементы (абзацы, предложения, слова, словоформы), объясняя их смысловую и эмоциональную функцию, мы глубже и полнее понимаем идейное содержание текста.

Анализ результатов экзамена по предмету еще раз убеждает в том, что чтение – понимание - умение интерпретировать текст - это ведущие общеучебные компетенции, умения, необходимые школьнику для успешного усвоения курса русского языка.

В связи с этим необходимо:

  • больше внимания на уроках русского языка уделять текстам различных стилей и типов речи;

  • формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод;

  • необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аполитические и творческие способности учеников - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязаны.

Именно планомерная работа с текстом обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как активное и творческое владение всеми видами речевой деятельности, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования, и кроме того, позволит учащимся ориентироваться в выполнении заданий повышенной трудности в рамках ЕГЭ.

Из этого следует цель:

Разработка методической модели, направленной на обеспечение развития коммуникативной компетенции учащихся на основе работы с текстом.

ЗАДАЧИ

1.Изучить подбор научно-методической литературы по данной проблеме.

2.Разработать методические рекомендации по обеспечению развития коммуникативной компетенции учащихся на основе работы с текстом.

3.Апробировать проект с целью обеспечения развития коммуникативной компетенции учащихся подготовки их к выполнению заданий повышенной трудности в рамках ЕГЭ.

4.Обобщить результаты апробации проекта.
^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Изучен подбор научно-методической литературы по данной проблеме.

2.Разработаны методические рекомендации по обеспечению развития коммуникативной компетенции учащихся на основе работы с текстом.

3.Апробирован проект с целью обеспечения развития коммуникативной компетенции учащихся подготовки их к выполнению заданий повышенной трудности в рамках ЕГЭ.

4.На основе полученных знаний у учащихся должны быть сформированы следующие умения:

  • осознавать тему высказывания и строить высказывание в соответствии с заданной темой;

  • определять основную мысль текста и строить самостоятельное высказывание с учетом определенного замысла и коммуникативного намерения;

  • систематизировать материал для создания соответствующего текста, планировать содержание высказывания;

  • придавать высказыванию соответствующую стилистическую окраску;

  • правильно и осознанно отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания;

  • совершенствовать написанное.


Для формирования коммуникативных умений необходимы также умения логического и лингвистического характера, развивающие мышление и чувство языка. Наиболее важные из этих умений:


  • выделять наиболее существенные признаки предмета и явления;

  • группировать признаки, явления, факты;

  • выделять основную информацию в тексте;

  • делать выводы, обобщать факты;

  • видеть ключевые слова, несущие главную информацию.

^ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА











1.

Подготовительный.

  1. Предварительная диагностика образовательного запроса школы.

  2. Изучение материальной базы школы.

  3. Подбор и изучение научно-методической литературы.

  4. Разработка модели методических рекомендаций по развитию коммуникативной компетенции учащихся в старших классах на уроках русского языка.

  5. Разработка комплекта пакетов по диагностике учащихся.

  6. Разработка критериев оценивания коммуникационной компетенции учащихся.


Август

10 класс

август

Сентябрь
Октябрь


Октябрь
Октябрь



2.

Организационно-деятельный.

Выступление с моделью проекта на методическом совете школы

Ноябрь




Апробация проекта на уроках русского языка

Январь-апрель 10 класс

Октябрь-апрель

11 класс

3.

Аналитический

Обобщение результатов апробации проекта.

Май

11 класс

Июнь

11 класс

Июнь

11 класс




Подведение итогов .





Корректировка проекта по анализу результатов апробации.


^ КРИТЕРИИ ИЗМЕРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ.
1. Удовлетворенность участников педагогического процесса совместной деятельностью.

2.Системность работы.

4. Повышение мотивации учащихся к совершенствованию речевой культуры.

5. Продуктивность (уровень обученности, обучаемости, развитости учащихся учебной мотивации, сформированности общеучебных и практических умений).
^ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА


Организация работы с текстом на уроках русского языка в старших классах как средство развития коммуникативной компетенции

( Методические рекомендации к учебному пособию Власенкова А.И., Рыбчинковой Л.М. «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы».)
Учитывая значение родного языка для формирования личности школьника его общей культуры, одной из основных задач курса русского языка в старших классах является развитие коммуникативной компетенции, которая сводится к пониманию чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Коммуникативная компетенция включает в себя: знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, выразительные средства языка; умения и навыки анализа текста и, наконец, собственно коммуникативные компетенции речевого общения применительно к различным сферам и ситуациям общения, с учетом адресата, стиля.

Для формирования умения грамотно выражать свои мысли, интерпретировать чье-либо устное или письменное высказывания, безусловно, необходима работа с текстом, являющимся образцом, позволяющим «учиться говорить, учиться мыслить и чувствовать у лучших умов русской интеллигенции - первоклассных авторов».

Текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии, литературоведения, истории и других.

Чтобы постичь текст в его целом ученику порой необходимы знания и из области теории литературы, и из истории языка, и из этнографии. Изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство.

Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственные мнения, признавать и исправлять свои ошибки. Наконец, они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи.

В настоящее время место текста в системе коммуникативно - ориентированного обучения русскому языку уже получило теоретическое обоснование. Стал он и обязательной единицей организации учебного материала в новом поколении учебников и учебных пособий.

И долг учителя – словесника - организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом, которая должна формировать мыслящую, грамотную, творческую, подлинно культурно компетентную личность.

Данные «Методические рекомендации…» следуют рассматривать как дополнение к системе методических рекомендаций к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» под редакцией Власенкова А.И., Рыбченкова Л.М. при изучении разделов «Текст и его строение», «Стили речи».

Старшеклассники ряда регионов в среднем звене обучались по учебникам «Русский язык» под редакцией Баранова М.Г. и другие, Бархударова С.Г. и др. Программы, разработанные по данным учебникам, больше основывались на правописно - орфографической направленности.

Практика показывает, что на изучение раздела «Культура речи» отводилось недостаточное количество часов, поэтому узконаправленные, сугубо тренировочные занятия не могли оправдывать себя.

Особенностью работы по русскому языку в старших классах является обобщение всего, чему научились учащиеся ранее, поэтому при изучении тем «Текст и его строение», а также «Стили речи» по учебнику Власенкова А.И. и Рыбченкова Л.М. дети испытывали затруднения в работе с текстом:

  • в нахождении основной мысли текста;

  • определении типа и стиля речи;

  • в нахождении выразительных средств языка, способов и средств связи.

Кроме того учащиеся затруднялись в создании собственного текста.

Предлагаемое на ЕГЭ сочинение – рассуждение - нормативная форма высказывания, которая должна соответствовать всем предъявляемым требованиям.

Отсюда следует закономерное методическое решение: надо научить ученика тем исполнительским схемам, которые позволят ему создать письменное высказывание.

Цель данных « Методических рекомендаций…»:

Практическая помощь учителю по формированию развития коммуникативной компетентности детей, обеспечение подготовки учащихся для выполнения заданий, повышенной трудности в рамках ЕГЭ.

Основные задачи курса русского языка в старших классах по данным «Методическим рекомендациям» сводятся к следующему:

  • закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;

  • обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

  • правильно и осознанно отбирать необходимые языковые средства, для оформления высказывания;

  • совершенствовать написанное;

  • обеспечить подготовку учащихся для выполнения заданий повышенной трудности в рамках ЕГЭ.

Предлагаемые «Методические рекомендации» учитывают новые условия преподавания русского языка в старших классах, поэтому большое место уделяется темам, необходимым для подготовки к выполнению заданий повышенной трудности в рамках ЕГЭ.

Особенностью данных рекомендаций является то, что они акцентируют внимание на темы, являющиеся необходимыми для развития коммуникативной компетенции учащихся.

Так предложенные в «Методических рекомендациях…» темы «Определение темы и основной мысли текста. Роль ключевых слов в тексте», «Способы и средства связи предложений в тексте», « Определение типа речи» являются дополнительным материалом к темам, предусмотренным программой Власенкова, «Язык и речь», «Текст, его строение».

Материалы «Выяснение стиля текста», «Выразительное средство языка», являются дополнением к теме «Функциональные стили речи».

Кроме того в «Методических рекомендациях…» разработаны разделы, не предусмотренные в «Рекомендациях» Власенкова А.И.,- «Создание сочинения-рассуждения в рамках ЕГЭ» и «Редактирование негативного текста».

В качестве дидактических материалов предлагаются учебно-тренировочные упражнения различных стилей, типов речи.

Данные задания помогают воспитывать у учащихся логику построения текста, у ребят формируется ясное понимание мотивированного выбора языковых средств, крепнет умение анализировать текст.

В приложениях даются варианты заданий, которые ученики могут выполнять на уроках.

Данные «Методические рекомендации…» апробированы в течение 3 лет на уроках русского языка в старших классах. Но каждый учитель вправе варьировать способы подачи материала с учетом реальной компетентности учащихся их общего развития, интересов.


Проект включает следующие модули для развития коммуникативной компетенции учащихся.

1. Модуль « Определение темы и главной мысли.

(дополнение к главе «Текст и его строение).

».

2. Модуль «Совершенствование учебного процесса».

3. Модуль «Школьная психолого- педагогическая деятельность»

4. Модуль «Педагогические кадры»

5. Модуль «Материально-техническая база».
Программа проекта реализуется в процессе обучения, внеклассной деятельности.

 
Определение темы и главной мысли.

(дополнение к главе «Текст и его строение).
В данной главе предметом рассмотрения является текст. Следует обратить внимание на признаки текста, способы и средства связи между частями. Целесообразно дать понятие ключевых слов и их роль в тексте.

Рекомендуемые учебно-тренировочные упражнения связаны с определением темы, основной мысли, выявлением средств связи между частями и нахождением ключевых слов-понятий.

Тема- это предмет речи, то, о чем говорится в тексте, вопрос, который требуется раскрыть в высказывании: «Разрешение темы, ответ на проблему, на поставленный вопрос - это и есть идея произведения»- так определяет основную мысль текста Н.Г.Леонтьев

Умение правильно определять тему и идею есть наипервейшее условие правильного и полноценного понимания того или иного высказывания. Анализируя текст, выделяя в нем различные структурные элементы (абзацы, предложения, слова, словоформы), объясняя их смысловую и эмоциональную функцию, мы глубже и полнее понимаем идейное содержание текста.

Определение темы обычно не вызывает затруднения, а вот понять, что хотел сказать автор того или иного текста, удается не каждому, поэтому необходимо перечитать текст несколько раз, вспомнить, что для текста характерна смысловая цельность.

Смысловая цельность текста заключается в единстве предмета речи- темы высказывания. Любой текст содержит информацию. И.Р.Гальперин предлагает различать два вида информации: фактуальную и концептуальную.

Фактуальная - описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета.
14

Концептуальная - это выражение системы взглядов автора основной мысли, идеи произведения.

Эти две разновидности информации – о чем говорится и что говорится- называют темой и главной мыслью.

В некоторых публицистических текстах главная мысль может быть выражено прямо, непосредственно авторским высказыванием или репликой персонажа.

Но чаще всего главная мысль не сформулирована «черным по белому», она лишь вытекает из системы образов, и для того чтобы ее понять, необходимо не просто «вчитаться» в текст; но и проанализировать его.

Известный писатель С.Антонов очень точно раскрыл сущность идеи в художественном произведении: «Ясно, конечно, что отношение к изображенному, идея вещи не есть какой-то довесок, существующий помимо изображения, не есть комментарий, вынесенный за скобки или даже за золоченую раму, в название.

Нет, идея вещи живет внутри изображения. Если художник глубоко взволнован, идея, отношение творца, его авторский комментарий одухотворяют изображение, проникают во все элементы, проявляются в каждом ударе кисти, и эти удары будут индивидуальны, как отпечатки пальцев».

Ключевые слова.

Целостность текста предполагает, что в основе высказывания должно лежать смысловое единство, «семантическая программа», которая может быть передана через ключевые слова и сформулирована в идейно- тематическом (содержательном) плане.

И.Н.Горелов и К.Ф.Седов в учебном пособии «Основы психолингвистики» выделяют некоторые определяющие признаки ключевых слов:

  • Повторяемость в тексте;

  • Способность знака свертывать информацию, выраженную целым текстом;

  • Соотнесение двух содержательных уровней текста: собственно фактологического и концептуального.

Все эти признаки неоднозначны, так как далеко не всегда одновременно присутствуют во всех ключевых словах и не всегда являются вообще обязательными. Кроме того, среди ученых до сих пор нет единого взгляда на категориальные признаки ключевых слов.

В школьной практике ключевыми словами считаем слова, имеющие наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяющие смысловой и эмоциональный фон текста. (т.е. как понятийно- логические, так и оценочные или экспрессивные слова).

Понятийно - логические ключевые слова связаны с названием основных образов, объектов (предметов, явлений, действий) или понятий текста и сжато передают тема- рематические (тема- данное, ремановое в речевой ситуации) движение объективной информации в данном тексте. Такие ключевые слова, как отмечают многие авторы, помогают более точно определить тему текста.

Оценочные, или экспрессивные (субъективные), ключевые слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку- сенсорную (сенсорно- оценочные), эмоциональную (эмоционально- оценочные), рациональную (рационально-оценочные). Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста.

Во многих текстах, особенно художественных, понятийно-логические и экспрессивные функции нередко объединяются в одном слове или словосочетании, поэтому строгое разграничение названных видов ключевых слов далеко не обязательно и не всегда доступно. Однако понимание этих функций и выделение их необходимо для более точного постижения

идейно-тематического зерна текста, его содержательного замысла.

Итак, мы видим, что ключевые слова, рассмотренные в определенной системе, действительно дают ключ к пониманию текста и выражают его целостность. Следовательно, чтобы в достаточной мере постичь идейно- тематическое зерно текста, необходимо научиться точно определять в нем ключевые слова.
16

И наоборот, чтобы создать текст, нужно уметь выбирать соответствующие замыслу ключевые слова.

Н.И.Жинкин еще в 1956 году отмечал: «При понимании читаемого или слышимого текста процесс начинается от слов, воспринимаемых читателем или слушателем; при составлении же собственного текста ход процесса обратный- от предмета изложения к словам».

Значит, только вдумчивая работа со словом умение слышать и понимать сказанное откроют нам всю глубину и сложность авторской мысли.
Учебно-тренировочные упражнения

Упражнение1.
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Я ц..ню книгу. Без книги (не)мыслю н.. жизни н.. работы. Каждая прочита(н,нн)ая кгина непр..сенно дает толч..к для работы раздумий оставляет след в душе. Это одна из форм разговора с умным человеком когда р..ждаются новые мысли, очень важные, пр..ясняющие некоторые вопросы над которыми мучаеш..ся и как писатель и как человек. Потому что чтение для меня (не)обходимо имеет просто практическое значение. Писатель для меня- это собеседник, в споре ли,в согласи.. с которым пр..ясняются собстве(н,нн)ые мысли, занов.. раждаются и углубляются.

(Ф.Абрамов)

  1. О чем говорится в тексте?

  2. Выделите ключевые слова.

  3. Каким чувством наполнены слова в этом тексте.

  4. Какую главную мысль выражает автор.

  5. Напишите текст по клише.


17

«Книга- это волшебница.

Книга преобразила мир»- вот слова известного ученого Морозова. И действительно, сколько пословиц, стихотворений, высказываний посвящено_______________________________________________.

Но странное дело, каждый, кто обращается к этой теме, находит свои___________слова, чтобы высказать ( безграничную, глубокую, верную, горячую) любовь и преданность к________________________________________.
Упражнение 2

  1. «_________________________________________?» - эти вопросы ставит ( на эти вопросы ищет ответ) автор в своем тексте.

  2. В своем тексте автор ставит (в-1; острую, злободневную, важную, актуальную.) проблему-________________________________.

  3. «_________________________________________»- так можно сформулировать главную мысль этого текста.

  4. На первый взгляд, эта бесхитростная история лишена глубокого смысла… Но за этой простотой скрывается искреннее и глубокое чувство автора, благодаря чему рассказ обретает удивительную художественную силу. ( но этот внешне незатейливый рассказ содержит в себе картину огромной обобщающей силы).

  5. ______________! Сколько написано об этом! Но этой, казалось бы, избитой теме автор придает новое звучание.

  6. Автор рассказывает ( показывает нам; раскрывает перед нами; погружает нас) о (в)_________________

  7. _________________________________ - этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте.

  8. Автор не обличает, не критикует, не высмеивает, он терпеливо просит нас беречь то, что нам передали наши отцы.



18

  1. Далеко не сразу понимаешь, что это не просто живописная картина, а страстное воззвание к нашей душе, к нашей совести.

Укажите речевые клише, которые можно использовать для формулирования

А) темы_____________________________________________

Б) главной мысли_____________________________________
Упражнение 3

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Земля на которой мы выр..стаем основа всех начал и всех понятий. (Какое слово является главным в первом предложении? Подчеркните его). Крепко связа(н,нн)ы мы с землей вск..рмившей нас и если по каким(то) причинам связь эта нарушае(т,ть)ся то на душу л..жи(т,ть)ся т..жкий камень ибо нет (н..) чего страшнее чем тоска по Родине. (Объясните смысл метафоры «земля, вскормившая нас». Какие ассоциации рождает она в нашем сознании? С каким образом соотносится родная земля? Какой идейный смысл имеет гиперболический оборот «нет (н..) чего страшнее…?).

Размышляя таким образом (не) вольно задумываеш..ся о том всегда (ли) мы относ..мся сердечно к тому что окружает нас и понимаеш.. что к сож..лению (не) всегда…( Какой новый поворот в развитии темы намечается в этом абзаце? Какую функцию имеет антитеза «всегда»- не всегда»? какое авторское чувство выражает вводное слово?).

Нельзя потребительски думать что пр..дет новое утро и земля будет так(же) прекрас..на. ведь только от нас завис..т сохр..нение ее первозда(н,нн)ой красоты. (Какую мысль автор выражает в последнем абзаце? Подчерните слово (слова), эмоционально и лексически связанные со словом «красота». В чьих руках находится судьба красоты?).
Используя речевые клише, сформулируйте основную тему и главную мысль этого текста.

19

Способы и средства связи предложений в тексте.
Связанность текста - это третий важный признак текста, это категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения его элементов; предложений, абзацев, сверхфразовых единств и т.п.

Итак связанность текста- это результат связи предложений.

В каждом последующем предложении повторяется часть информации из предыдущего и содержится новая.

Повторяющаяся или известная информация называется темой, новая – ремой.

Новая информация развивает и обогащает мысль, повторение обеспечивает связность высказывания.

Связь предложений может быть последовательной, или цепной, когда новая информация (рема) первого предложения становится повторением(темой) второго.
Т1 Р1

Т2 (=Р1) Р2

Т3(=Р2) Р3

Например: Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды надували меня (А.Платонов).

Наряду с последовательным существует параллельное соединение предложений в тексте: относительно известная информация первого предложения проходит через ряд других и объединяет их, являясь сквозной темой, а новая возникает и развивается параллельно ей в этих же предложениях.

Т – Р1

Т - Р2

Т - Р3
^ Я люблю гостей. Я люблю посмеяться.

Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, нюхать бензин.

Я много чего люблю. (В.Драгунский)
При параллельной связи предложения (кроме первого) можно поменять местами, а также одно из предложений можно даже исключить.

Часто при сохранении параллельного соединения предложений отсутствует сквозная тема. Связь текста осуществляется благодаря общей задаче высказывания. В предложениях не выделяется известная и новая информация. Каждое предложение несет новую информацию, они объединяются порядком слов, одинаковыми видовременными глагольными формами и другие. Такое построение текста используется обычно в описания природы:
Снег таял кругом - дружно, но тихо; везде сочилась вода; в рыхлом воздухе бродил беззвучный ветер. Один и тот же ровный, молочный цвет обливал землю и небо; тумана не было - но не было и света.

(И.С.Тургенев).
^ СРЕДСТВА СВЯЗИ

Лингвистическими средствами связанности предложений в тексте могут быть лексические средства:

  • слова одной тематической группы.

Зима…мороз…снежок…сугробы…иней…

  • лексический повтор.

Судьба Пушкина - и отдельная судьба, и судьба народная.

21

  • синонимы (в том числе контекстуальные).

Мимо плыли полянки…

Убегали овраги…

  • антонимы (в том числе контекстуальные).

И ненавидим мы, и любим мы случайно.

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. (М.Лермонтов)

  • описательный оборот.

Над головой раздался стук дятла.

Лесной доктор обследовал больное дерево.

Морфологические средства.

  • союзы, союзные слова, частицы.

Он сказал, что после признаний на суде он так поступать не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признает и постоянных слов писать не может.

  • местоимения:

- личные

- указательные.

^ Такие поэты, как Ахматова просто рождаются. Они приходят в мир с уже неповторимым строем души.

  • наречия.

Сегодня кольцо во многих местах разорвано. До сорок первого года оно было сплошным, с тремя воротами (В.Песков).

  • единство временных форм глагола.

Вдруг наступит мертвая тишина.

Ничто не стукнет, не шелохнется.

Ветер листком не шевельнет.

  • степени сравнения.

Хороша была Танюша.

Краше не было в селе.
22

Синтаксические средства:

  • порядок слов = интонация.

Я никак не мог уснуть. О ней все думал.

  • синтаксический параллелизм.

Но в камине дозвенели угольки.

За окошком догорели огоньки.

парцелляция.

^ У него очень запоминающееся лицо. Худощавое. Волевое. Умное.

  • неполные предложения.

О чем мы говорили? О разном.
Особую группу языковых средств связи частей текста составляют клише. Они используются в частности:

    1. в рассуждении о содержании текста:

  • текст… посвящен рассмотрению вопроса (проблемы, темы)…

  • текст написан на актуальную тему…

  • в тексте поднимается актуальная проблема…

  • в тексте затрагивается вопрос (тема, проблема)…

  • в тексте изложены взгляды автора на…

  • автор решает задачу, затрагивает проблему, говорит о…

  • автору удалось убедить, доказать, убедительно показать…

  • все в повествовании (рассказе, очерке) автора помогает понять (осознать, убедиться, поверить)…

  • особо хочется отметить (сказать, подчеркнуть, выделить)…

  • наконец, можно еще отметить (добавить, подчеркнуть)…;

    1. в анализе, языковых средств:

  • чтобы убедить в своей правоте, автор использует…

  • для текста характерны следующие средства выразительности…

  • в тексте автор использует такие языковые средства выразительности…;

23

    1. при выражении собственной позиции и ее аргументации:

  • мне близки ( не близки) мысли (позиция, идеи, убеждения) автора…

  • я разделяю мнение (позицию, убеждения, мысли, идеи) автора…

  • хочется поспорить с высказыванием (мыслью, идеей автора)…

  • не во всем, как мне кажется, автор прав…

  • не могу во всем согласиться с автором…

  • несмотря на убедительность доводов (слов, мнения) автора, не могу с ним согласиться…

  • позиция (мнение, слова) автора заставляет задуматься…

При работе с клише необходимо особо остановиться на следующем:

  1. данные клише - семантически опустошенные речевые обороты, это связки, помогающие неопытному автору соединить предложения в единое речевое произведение; используя их поначалу, необходимо с приобретением опыта написания подобных текстов по возможности от них избавиться или свести их к минимуму;

  2. речевые клише третьей группы необходимо использовать с вводными конструкциями (по моему мнению, как мне кажется, наверное, к сожалению и др.), которые позволяют смягчить возможное негативное отношение учащегося к мнению, позиции автора, устранить некорректность высказывания ученика по отношению к автору текста.


Учебно-тренировочные упражнения

Упражнение 1

Выберите из предложенных подходящие по смыслу клише и включите их в данный текст на места пропусков.

Клише.^ В тексте затрагивается вопрос; текст написан на актуальную тему; в тексте изложены взгляды автора;

Автор решает задачу; автор затрагивает (поднимает) проблему; автору удалось убедить; автору удалось убедительно доказать.
24

…………о роли красоты в жизни каждого человека и общества в целом. Сухомлинский ………….. в наше время тему. Действительно красота- это радость нашей жизни, глубоко человеческое. …………: человека от других живых существ отличает способность постигать красоту, эта способность сделала человека человеком, поэтому необходимо бережно относиться к красоте, дарующей нам радость жизни.
Упражнение 2

Укажите средства связи между предложениями А и Б.

  1. а) Невзначай узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Б) Дочь повиновалась, и в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова.

а) союз; б) антоним; в) лексический повтор; г)местоимение.

  1. А) Такие поэты, как Ахматова, просто рождаются. Б)Они приходят в мир с уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души.

а) союз; б)лексический повтор; в)синоним; г) личное местоимение.


  1. А) Ни для кого не является секретом, что здоровье закладывается с детства. Б) Стало быть, огромное значение имеет правильное воспитание молодого поколения.

а)вводное слово; б) союз; в) антоним; г) местоимение.

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

Однажды осенью я ехал на лодке по Прорве. Был полдень. Низкое солнце висело на юге. Его косой свет падал на темную воду и отр..жался от нее. Полосы солнечных отблесков от волн поднятых веслами мерно бежали по берегам поднимаясь от воды и потухая в вершинах деревьев.

Полосы света проникали в гущу трав и кустарников и на одно мгновенье берега вспыхивали сотнями красок будто солнечный луч ударял в ро(с,сс)ыпи разноцветной руды. Свет открывал то черные бл..стящие стебли травы с оранжевыми засохшими ягодами то огненные шапки мухоморов ка(будто) забрызга(н,нн)ые мелом то слитки слежавшихся дубовых листьев и красные спинки божьих коровок.

(К.Паустовский).

    1. С помощью каких грамматических средств осуществляется связь между предложениями?

    2. Выпишите слова тематической группы свет. Какова ее роль в тексте?


Упражнение

В данном ниже тексте найдите основную мысль. Объясните, почему текст членится на абзацы (для этого проследите, какая мысль раскрывается в каждом из них). При помощи каких языковых средств осуществляется связь между абзацами?

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, - с придачей некоторого количества новых – будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.

^ И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык.

В нем самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись. (С.Я.Маршак).
Определение типа текста.

Особую важность на этом этапе имеет теоретический материал по определению типов речи, так как учащиеся в среднем звене обучения получили общее представление о повествовании, описании и и рассуждении.

Основная цель: учебно-тренировочные упражнения на определение характерных для разных типов речи композиционных особенностей –совершенствование речевой компетенции учащихся.

Любой текст имеет композицию, то есть построен по определенному плану-схеме:

    1. Мир в покое

    2. Мир в движении

    3. Мир в причинно- следственных связях.

В первом случае высказывание реализуется в форме описания, во втором- повествования, в третьем- рассуждения.

Суть текста- описания заключается в том, что предмет (его часть или явление) нужно охарактеризовать, сообщить о его признаках. Таким образом, описание- это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков, отобранных автором в зависимости от цели высказывания (передать информацию, убедить (разубедить), развлечь и т.д.). Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними.

Развитие мысли происходит за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки. Так строится описание как одушевленного, так и неодушевленного предмета.

С точки зрения объекта описания, выделяют следующие типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно- техническое, описание положения дел, действия и трудовых процессов, местности, описание скульптурного произведения или картины, описание по личным впечатлениям и др.

У Разумовской разновидности описания:

27
предмета

места

Описание состояние среды

состояние человека

В зависимости от функционального стиля различают научное описание- точное, логически последовательное; художественное- субъективное, лирическое, не всегда полное; деловое- точное, сухое.

С лингвистической точки зрения следует отметить различия:

  1. лексическая наполняемость ( в зависимости от жанра);

  2. перечислительная структура изложения информации;

  3. почти полное отсутствие динамики;

  4. обилие прилагательных разных разрядов;

  5. использование глаголов совершенного и несовершенного вида и т.д.



  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconКнязькина Альфия Музагитовна учитель математики моу «Курско Васильевская...
А использование компьютера предоставляет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более динамичным...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района icon«Курско-Васильевская основная общеобразовательная школа» Северного района Оренбургской области
«Внедрение технологии личностно-ориентированного образования в учебно-воспитательный процесс – путь становления и развития личности...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района icon1 2 Сокращённое наименование Учреждения: моу «Секретарская сош»
«Секретарская средняя общеобразовательная школа» Северного района Оренбургской области, далее Учреждение, является муниципальным...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconТворческая работа «Экологическое воспитание младших школьников» Автор...
«Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconРабочая программа моу иж-Бобьинская средняя общеобразовательная школа...
Моу иж-Бобьинская средняя общеобразовательная школа имени Братьев Буби Агрызского муниципального района рт

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconПолное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа» Северного района Оренбургской...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconПубличный отчетный доклад
Моу «Трусовская средняя общеобразовательная школа» Курьинского района Алтайского края

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconРешением педсовета Директор моу «Средняя Протокол общеобразовательная школа №70»
Положение основано на Законе Российской Федерации “Об образовании”, Типовом положении об общеобразовательном учреждении, Уставе муниципального...

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconЗаявка на участие в республиканской акции
Образовательное учреждение: моу билярская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района рт

Князькина Валентина Ивановна моу «Курско-Васильевская средняя общеобразовательная школа» Северного района iconУста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа №19 создана решением коллегии Народного Комиссариата просвещения дасср от 25. 08. 1924 года. Средняя...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную