Рабочая программа по предмету «Русский язык»




Скачать 77.43 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Русский язык»
Дата публикации16.07.2013
Размер77.43 Kb.
ТипРабочая программа
exam-ans.ru > Литература > Рабочая программа
Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г.), программы для четырехлетней начальной школы образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам и составляют необходимую предпосылку успешности всего последующего обучения.

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с I по IV класс. ^ Общее число часов – 779. В третьем классе на изучение русского языка отводится 170 часов (исходя из 34 рабочих недель по 5 уроков в неделю). Программа предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Цели и задачи ступени НОО по предмету «Русский язык»

Цели и задачи курса:

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательная цель предполагает формирование у уча­щихся представлений о языке как составляющей   целостной на­учной   картины мира, ознакомление учащихся с основными по­ложениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;

  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - раз­витие устной и письменной речи, монологической и диалоги­ческой речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.


Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

    • развитие речи,  мышления,  воображения  школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиями общения;

    • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

    • овладение умениями правильно писать и читать, участво­вать в диалоге, составлять несложные монологические выска­зывания и письменные тексты-описания и повествования не­большого объема;

    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного ин­тереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Материал курса «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • система языка (основы лингвистических знаний):   фоне­тика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфо­логия и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


Языковой материал призван сформировать научное пред­ставление о системе и структуре русского языка с учетом воз­растных особенностей младших школьников, а также способ­ствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит ре­шению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих чле­нов общества.
Основное содержание развивающего обучения русскому языку в 3 классе следующее:

  • Основной закон русского письма;

  • Окончание как значимая часть слова;

  • Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям;

  • Нефонемные написания в падежных окончаниях;

  • Правописание личных окончаний;

  • Система орфограмм и способы их проверки.


Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на основе формирования учебной деятельности. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Третий класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса как типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону письма), способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных и прилагательных, склонение существительных разного типа, спряжения глагола. В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее доступными нормами литературного языка: правильное произношение слов, построение предложений и употребление грамматических форм слов в словосочетаниях, правильное употребление слов с учетом их семантической (смысловой) сочетаемости (правила словоупотребления).

На всех этапах обучения большое внимание уделяется развитию навыков грамотного письма.

Примерное количество слов для словарных диктантов - 10 - 12 слов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов: в конце года – 55 - 65 слов.

Тексты, предназначенные для изложения, увеличиваются по сравнению с диктантами соответственно на 15-20 слов.

Одной из важных задач обучения русскому языку является формирование у обучающихся навыков каллиграфически правильного написания слов.

В 3-ем классе обучение каллиграфии строится с учётом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход является ведущим методическим условием формирования каллиграфического навыка.

Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях письменного образца буквы, её соединений приобретают особую значимость для младших школьников, поскольку невнимание к ошибочному начертанию буквы вызывает у ребёнка уверенность в правильном написании и серьёзно тормозит развитие нужного качества письма. Данное обстоятельство обусловливает необходимость каждодневной работы учителя над совершенствованием каллиграфически правильного письма. С этой целью на каждом уроке русского языка отводится 7-8 минут для того, чтобы обсудить с детьми допущенные ошибки в начертании букв, показать образец каллиграфически правильного написания определённой группы букв и написать 2-3 строчки слогов и слов. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе на каждом уроке русского языка. Кроме коллективных форм, работа по совершенствованию каллиграфических навыков проводится в индивидуальном порядке.

Таким образом, к концу третьего класса учащиеся должны знать:

  • названия падежей;

  • типы орфограмм ( по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе и по отношению к закону письма);

  • способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных («названий предметов») и прилагательных («названий признаков»);

  • основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях ( буквы О, Ё, Ь после шипящих, буква И в окончаниях слов на –ий, -ия, -ие; буква Г в окончании –ого (-его); окончание –ый (-ий) в прилагательных мужского рода);

  • правила правописания орфограмм сильных позиций (буквы И, Ы после Ц; разделительные Ъ и Ь);

  • способы проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени,

-ться- -тся, буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях);
уметь:

  • определять с помощью словаря значения многозначных слов и объяснять связь между ними;

  • склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;

  • проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путем подстановки в высказывание «проверочного» слова с окончанием в сильной позиции;

  • определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях;

  • правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными во 2-3 классах;

  • записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами;

  • списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;

  • выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения не менее 80 слов в минуту);

  • отвечать на вопросы по содержанию художественного или учебного текста после его прочтения «про себя»;

  • составлять простой план повествовательного и описательного текста;

  • письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);

  • самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);

  • составлять развернутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).


На уроках русского языка учащиеся овладевают орфографическим действием не путем заучивания отдельных частных правил, а в процессе исследования. Это способствует развитию психологических механизмов учебной деятельности: формированию устойчивого учебно-познавательного интереса как основного побудительного мотива учения, способности к самостоятельному определению содержания очередной учебной задачи и нахождению способов ее решения, сознательного контроля своих действий и критической оценки их результатов.

Новизна и отличие данной программы заключается в том, что основной формой организации учебного процесса является общеклассная дискуссия.

Освоение содержания данной рабочей программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром, экологией, краеведением и сочетается с внеучебной деятельностью: внеклассные мероприятия, предметные конкурсы и олимпиады.

При организации учебного процесса особое внимание уделено использованию информационно-куммуникационных технологий, использованию активных и интерактивных методов обучения, занимательного материала, деятельностного подхода к обучению. Учитывая разный уровень подготовки школьников, особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятий. Деятельность младших школьников организуется также средствами проблемного обучения, учебного диалога, выполнения тренировочных и творческих заданий, контроля и коррекции.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся по курсу «Русский язык» проводится в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, работы по карточкам, тестирования, самоконтроля по образцу, написания самостоятельных и контрольных работ. На уроках также предполагается самостоятельная работа учащихся на ПК с использованием программно-методического комплекса «Семейный наставник» и различных цифровых образовательных ресурсов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» предназначена для 5-х классов. Рабочая программа составлена на основе примерной...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе примерной образовательной программы по предмету «Русский язык», разработанной коллективом...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по предмету "Русский язык"
«Школа России» для 1–4 классов Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» 2008 г., утвержденной мо РФ. Используется учебник Л....

Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
«Русский язык» для 11 класса составлена на основе авторской программы курса «Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по (предмету) русский язык
Составлена в соответствии в соответствии с программой «Русский язык», под редакцией Н. Ф. Виноградовой 2009

Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа курса «Русский язык»
Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по предмету «Иностранный язык» (немецкий язык) 8 класс
Рабочая программа по немецкому языку в 8 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по предмету «Русский язык» iconРабочая программа по русскому языку 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа составлена в соответствии с программой для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений "Русский язык, 10 -11...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную