О результатах фронтального контроля




Скачать 80.06 Kb.
НазваниеО результатах фронтального контроля
Дата публикации04.10.2013
Размер80.06 Kb.
ТипДокументы
exam-ans.ru > Математика > Документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Ольховец

Справка

о результатах фронтального контроля
«Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы»

Цель: обратить внимание педагогов на проблему адаптации пятиклассников и те возрастные психологические, психофизические особенности детей, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Проводила: заместитель директора по УВР и информатизации учебно – воспитательного процесса Шумова И.В.

Согласно плану работы школы, в период с 12 по 26 декабря 2012г. проводился фронтальный контроль «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы»
В ходе контроля было посещено 12 уроков в 5 классе: математики, русского языка, литературы, немецкого языка. истории, основ православной культуры, изобразительного искусства, физической культуры, ОБЖ. Проводилось анкетирование учителей – предметников и учащихся по опросникам А.Е.Истоминой: «Чувства в школе» (Чувства в школе., Предметы, которые мне нравятся., Предметы, которые мне не нравятся., Качества учителя).

Проведён сравнительный анализ качества знаний учеников бывшего 4 класса и настоящих пятиклассников, определены причины снижения успеваемости учеников 5 класса. Выявлены признаки успешной адаптации и дезадаптации учащихся, даны рекомендации учителям – предметникам, работающим в классе.

g:\адаптация пятиклассников\img_0091.jpg

На предварительном совещании при завуче с учителями – предметниками были рассмотрены вопросы: «Возрастные особенности младшего подростка», «Какими должны быть пятиклассники?»

В ходе совещания для педагогов были определены следующие критерии возрастных особенностей младшего подростка и их готовности к обучению в средней школе, которые необходимо учитывать при работе с пятиклассника-ми в условиях адаптационного периода:

  • повышенная утомляемость;

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;

  • стремление обзавестись верным другом;

  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;

  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;

  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;

  • отсутствие авторитета возраста;

  • отвращение к необоснованным запретам;

  • восприимчивость к промахам учителей;

  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;

  • отсутствие адаптации к неудачам;

  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;

  • ярко выраженная эмоциональность;

  • требовательность к соответствию слова делу;

Какими должны быть пятиклассники? Пятиклассники должны:

  • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;

  • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обещаться за помощью взрослых;

  • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

  • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

  • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;

  • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;

  • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

Критерии готовности к обучению в средней школе:

сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;

новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);

качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;

  • ребенок легко справляется с программой;

  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

  • Нежелания выполнять домашние задания.

  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

  • Беспокойный сон.

  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.

  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Анализ учебной деятельности пятиклассников выявил следующие показатели увеличения объёма учебного материала и психологической нагрузки:

^ Показатели для сравнения

4 класс

5 класс

1. Количество предметов

10 – 11

предметов

13

предметов

2. Количество часов по учебному плану

26

часов

33

часа

3. Количество учителей

1 – 3

учителя

9

учителей

4. Время, отводимое на приготовление домашнего задания.

1 - 2

часа

2 -2,5

часа


Кроме того, адаптационный период осложнялся тем, что в 5 класс в сентябре 2012года поступили учащиеся из двух филиалов. Таким образом, в одном классе должны были найти общий язык и привыкнуть к новым условиям обучения 3 коллектива учеников, которые ранее обучались разными педагогами, в разных условиях. Количественный состав учеников 5 класса следующий:

Ольховская школа - 15 + 1 ученик из МБОУ СОШ № 3 г. Лебедяни (девочка ранее в 1-2 классах обучалась в Ольховской школе).
Романовский филиал - 5
Новоракитинский филиал - 2
^ Всего: 23 ученика.

Анализ качества знаний в среднем по трём четвёртым классам 2011 – 2012 учебного года в сравнении с итогами I учебной четверти 2012года выявил следующее:

  • 2011 – 2012 учебный год:

4 класс - 63,6%

  • 2012 – 2013 учебный год:

5 класс - 40,9 %

Причины снижения:

1. Поступление ученицы из МБОУ СОШ № 3 , успевающей на «3»

2. Снижение успеваемости у Ереповской М., Первушина А.
Кнутовой А, Груздева Д., Киреева А.

3. С одной «4»: Козырева В. (ОБЖ), с двумя «4»: Лунёва М. (ОБЖ, математика)

4. С одной «3»: Первушин А. (ОБЖ);
5. С двумя «3»: Кнутова А. (ОБЖ, математика), Ереповская М.(русский язык, математика), Киреев А. (математика, ОБЖ)

6. Бывшие хорошисты: Груздев Д. получил три «3»: по немецкому языку, истории, ОБЖ;

В ходе анализа возникающих проблем у пятиклассников в период адаптации, на основании посещения уроков и наблюдения за учебной деятельностью класса, установлено следующее:

  • очень много разных учителей;

  • непривычное расписание;

  • много новых кабинетов;

  • новые дети в классе;

  • новый классный руководитель;

  • возросший темп работы;

  • возросший объем работ в классе и домашнего задания;

  • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;

  • ослабление или отсутствие контроля;

  • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному

темпу, особенностям речи учителей; 

  • несамостоятельность в работе с текстами;

  • низкий уровень развития речи;

  • слабое развитие навыков самостоятельной работы;

  • своеобразие подросткового возраста. 

Проводимое анкетирование учителей – предметников показало, что снижение качества знаний детей в большинстве ответов связано с рассогласованностью требований педагогов начальной школы и среднего звена, различными (порой завышенными в 4 классе) критериями оценивания учащихся.

Проведённое анкетирование учеников (на момент анкетирования их было всего 14 - 18 человек, в связи с болезнью учеников, участием в длительных соревнованиях) показало следующие результаты:

  1. Результаты, полученные по опроснику «Чувства в школе»




  1. Предметы, которые мне нравятся



  1. Предметы, которые мне не нравятся




  1. Качества учителя

На основании вышеизложенного, можно сделать выводы:

1) по количеству предметов, которые нравятся ребятам и определённому детьми основному критерию качеств учителя («у него интересно на уроках») - учиться им нравится, но возникают проблемы по таким предметам как: русский язык, литература и математика – в основном из-за усложнения учебного материала и увеличения объёма работ как на уроке, так и в ходе выполнения домашнего задания.
А вот по предмету ОБЖ (учитель Толстиков В.И.) проблемы связаны с критериями оценивания знаний учащихся педагогом, который не учитывает возрастные особенности учеников 5 класса.

2) в основном дети испытывают радость от обучения(13 человек) и спокойствие (9 человек), но при этом беспокойство и неудовлетворённость собой испытывают 11 учащихся из 13 (на момент опроса), причём одновременно одни и те же ученики испытывают как спокойствие так и беспокойство, тревогу за будущее (объясняется предстоящей аттестацией по итогам II четверти), один ученик испытывает сомнение и страх. Примечательно, что такие чувства как: обида и унижение не испытывают учащиеся данного класса.
Полученные данные необходимо учитывать педагогам и классному руководителю в дальнейшей работе с классом, для снижения уровня тревожности и снижения признаков дезадаптации учеников. Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Заместителю директора по УВР и информатизации учебно – воспитательного процесса Шумовой И.В.

  1. продолжить посещение уроков и наблюдение за процессом адаптации учеников 5 класса в период с декабря 2012г. по январь 2013г.

  2. совместно с классным руководителем Цалиевой М.М. в январе 2013г. провести родительское собрание в классе по итогам фронтального контроля по адаптации учащихся к новым условиям учёбы.

  1. Классному руководителю Цалиевой М.М. провести серию классных часов и других внеклассных мероприятий, направленных на сплочение коллектива.

  2. Учителям-предметникам: Цалиевой М.М., Усковой Е.В., Толстикову В.И., Носовой М.Н., Толстиковой В.В., Озерову В.А., Богословских Т.В., Мишиной Т.В., Гуркиной М.Э. учитывать возрастные особенности пятиклассников в период адаптации к новым условиям учёбы.

  3. Учителю начальных классов Подображных М.Ю. посещать уроки в 5 классе, совместно с учителями-предметниками и классным руководителем разрабатывать пути более успешной адаптации учеников класса к новым условиям обучения.

Заместитель директора по УВР и информатизации
учебно – воспитательного процесса: ___________ / И.В.Шумова

26.11.2012г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О результатах фронтального контроля iconСправка об итогах фронтального контроля по химии от 28. 11. 07
В соответствии с планом с целью контроля за качеством знаний обучающихся по предмету химия был проведен фронтальный контроль

О результатах фронтального контроля iconО результатах контроля качества знаний учащихся по итогам контрольных...
С целью контроля качества образования и подготовки выпускников 9 кл к государственной итоговой аттестации во всех оу района в феврале...

О результатах фронтального контроля iconКонспект фронтального занятия по предупреждению дисграфии у детей...
Закрепление навыка дифференциации звуков[ш] и [ж] и букв ш и ж в словах и предложениях

О результатах фронтального контроля iconО результатах мониторинга эффективности деятельности
Автономной Республики Крым, собственным планом работы в течение февраля-марта 2012 года проведен мониторинг эффективности деятельности...

О результатах фронтального контроля iconMondelēzInternationalсообщает о результатах 3 квартала и подтверждает планы на 2013 год
Системе автоматической котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам, nasdaq- mdlz сообщила о результатах, достигнутых...

О результатах фронтального контроля iconПлан внутришкольного контроля на 2012-2013 учебный год. Вид контроля

О результатах фронтального контроля iconПорядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена
Настоящий Порядок устанавливает общие правила выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена и единые требования...

О результатах фронтального контроля iconПоложение о группе контроля и внутреннего аудита. I. Общие положения
Российской Федерации, Уставом, внутренними документами ОАО «Саратовоблгаз» (далее Общество) и определяет задачи и функции группы...

О результатах фронтального контроля iconУчебно-тематический план «Основы магнитного контроля деталей и узлов вагонов»
...

О результатах фронтального контроля iconЗаседанием Методического совета
Балльно-рейтинговая система контроля знаний студентов (далее брс) способствует проведению внутриколледжного контроля и аудита результатов...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную