Доклад Московского бюро по правам человека




НазваниеДоклад Московского бюро по правам человека
страница1/16
Дата публикации12.06.2013
Размер0.94 Mb.
ТипДоклад
exam-ans.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Доклад Московского бюро по правам человека

Коррупция в системе образования России

В.Л. Римский, заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ, эксперт МБПЧ

Содержание

Понимание и особенности российской коррупции 1

Наиболее известные понимания коррупции 2

Юридическое понимание коррупции 2

Экономическое понимание коррупции 3

Понимание коррупции с позиций управления 3

Социологическое понимание коррупции 4

Ограниченность пониманий коррупции 5

Юридические признаки коррупции 5

Признаки институциональной коррупции 8

Бюрократическое государственное управление – один из важнейших факторов широкого распространения коррупции в России 8

Коррупция в дошкольном и общем среднем образовании 9

Коррупция в детских садах 9

Коррупция в средних общеобразовательных школах 10

Коррупция в высшем образовании 11

Лицензирование и аккредитация 11

Поддельные дипломы о высшем образовании и учёных степенях 12

Выгодность взяточничества для преподавателей и студентов 12

Проблемы противодействия взяточничеству в вузах 13

Признаки коррупции в Едином государственном экзамене 16

Бюрократическая логика во внедрении ЕГЭ 16

Результаты внедрения ЕГЭ 18

Законопроект, касающийся совершенствования правового положения бюджетных учреждений 22

Государство перестаёт поддерживать бесплатное для граждан общее среднее образование 22

Недовольство многих граждан планируемыми изменениями в системе образования 25

Результаты исследований Фонда ИНДЕМ о коррупции в образовании 29

Сведения о методике анализа данных 29

Отношение к потенциальным коррупциогенным ситуациям в образовании 29

Оценка некоторых рынков коррупции в системе образования 32

Оценка последствий коррупции в системе образования 35

Выводы и рекомендации 36



^

Понимание и особенности российской коррупции


Коррупция – это довольно сложное и неоднозначно понимаемое понятие. Оно описывает социальное явление, которое развивается во времени, имеет исторический характер и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны. Поэтому от понимания сущности и содержания понятия коррупции, от того, какие действия и в каких условиях квалифицируются как коррупционные, во многом зависит какой уровень коррупции приемлем для того или иного общества, а также какими могут быть методы и средства реального противодействия коррупции.

Суждения и оценки того, какими в российской системе образования могут быть признаки коррупции в действиях должностных лиц и граждан, в принимаемых органами власти решениями и в методах их исполнения, во многом зависит от того как понимается коррупция.
^

Наиболее известные понимания коррупции


Опишем наиболее известные понимания коррупции в нашей стране. Эти описания, как и их названия, во многом являются условными, потому что редко применяются в чистом виде, существенно чаще они используются в тех или иных комбинациях. Кроме того, возможны и другие понимания коррупции, но приводимый ниже перечень показывает практически все значимые для противодействия коррупции варианты её понимания.
^

Юридическое понимание коррупции


Юридическое понимание коррупции доминирует в государственном и муниципальном управлении, деятельности правоохранительных органов и судов в современной России.

Коррупцией в таком понимании, чаще всего, считается преступление, связанное с использованием служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего, такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления сводятся к тем или иным вариантам получения или дачи взяток, а также к подкупу должностных лиц.

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Выгодами имущественного характера могут быть: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п.

Юридическое понимание коррупции, следовательно, включено в нормы Уголовного кодекса РФ, что позволяет осуществлять уголовное преследование коррупционеров. Но эта особенность юридического понимания коррупции приводит и к существенным трудностям в реальном противодействии коррупции, потому что такие действия почти всегда совершаются скрытно, без документальных свидетельств, без свидетелей, в присутствии только самих коррупционеров. Поэтому доказать совершение коррупционного преступления крайне сложно.

В российских условиях такое доказательство затрудняется ещё и тем, что по нормам законодательства взяткой считается только получение денег, ценностей или иного имущества за совершение или отказ от совершения действий, которые входят в служебные полномочия должностных лиц. Следовательно, если деньги, ценности или иное имущество получает посредник, который не имеет должностных полномочий решить ту или иную проблему за взятку и не признаётся в том, что обязан был отдать взятку должностному лицу, действия такого посредника невозможно квалифицировать как взятку. Чаще всего, такие действия посредников квалифицируются как мошенничество, а должностные лица, которые должны были за взятку решить ту или иную проблему взяткодателя, вообще уходят от уголовной ответственности за коррупцию. При этом никакой другой ответственности за коррупцию в нашей стране не предусмотрено.
^

Экономическое понимание коррупции


Экономическое понимание коррупции используется исследователями, а также в некоторых случаях в практике принятия решений экономического блока правительства РФ.

Коррупцией в экономическом понимании, чаще всего, считается деятельность должностных лиц государственного или муниципального управления и частного бизнеса, приносящая финансовые потери и потери других ресурсов для государства, местных сообществ, бизнеса, для развития отраслей и экономики страны в целом, а также в некоторых случаях – для развития социальной сферы.

По уровню финансовых потерь в таком понимании, чаще всего, оценивается опасность совершения тех или иных коррупционных действий, а также общие объёмы потерь государства и общества от коррупции. При таком понимании коррупции противодействие её проявлениям затрудняется тем, что потери для государства и общества могут приносить и другие преступления, а также действия, не являющиеся преступлениями. Следовательно, такое понимание коррупции является весьма расширительным, слабо учитывающим специфику совершения именно коррупционных, а не иных действий должностными лицами.
^

Понимание коррупции с позиций управления


Известно также понимание коррупции с позиций управления. К коррупции в таком понимании чаще всего относится нарушение или разрушение нормального, нормативного, описанного в Конституции РФ, законах и других нормативных документах, государственного или муниципального управления, нередко приводящее к системной неэффективности управления в результате того, что личные или корпоративные интересы начинают доминировать над государственными и общественными.

Такое понимание коррупции показывает важный признак совершения коррупционных действий должностными лицами – их неэффективность для решений заявленных ими проблем, их направленность на решения проблем личных или корпоративных. Но и такое понимание коррупции создаёт определённые трудности в противодействии коррупции, поскольку оценка действий должностных лиц, как эффективных или неэффективных, всегда является субъективной, кроме того, сильно зависящей от того, в какой перспективе – краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной – такая оценка проводится.

При таком понимании коррупции, она не обязательно связывается с совершением преступлений, достаточным признаком коррупции является неэффективность действий должностных лиц для решений государственных или общественных проблем. Поэтому такое понимание коррупции практически не используется при вынесении приговоров судов в современной России. Но, тем не менее, такое понимание коррупции могло бы способствовать реальному противодействию её распространению в нашей стране, если бы, например, становилось одним из оснований увольнения от должностей лиц, совершающих такие действия. Но, к сожалению, такое понимание коррупции практически не используется в практике принятия решений правительством РФ и другими органами власти в нашей стране.
^

Социологическое понимание коррупции


Социологическое понимание коррупции связывает совершение коррупционных действий с социальными институтами1 и с социальной средой2, в которой они совершаются. Во многих случаях коррупционные действия осуществляются под воздействием социальных институтов и социальной среды независимо от их приоритетов и желаний должностных лиц и других участников коррупционных действий. Во многих случаях нормы таких социальных институтов являются не правовыми, а неформальными, не всегда даже соответствующими нормам морали и нравственности.

Коррупцией в социологическом понимании, чаще всего, считается использование неформальных связей и отношений при решении политических, государственных и муниципальных проблем в личных или корпоративных интересах. Коррупционное поведение в таком понимании связано с осознанным, а нередко и неосознаваемым подчинением социальным институтам. Процедуры решений таких проблем нередко связываются с фаворитизмом и клиентелизмом, особенно в области принятия кадровых решений и последующего содействия деятельности получившим таким образом свои назначения должностным лицам.

Наиболее адекватным российским условиям, по-видимому, является признание коррупционными любых действий, нарушающих нормальное, нормативное регулирование и развитие той или иной отрасли, сферы деятельности и страны в целом посредством использования публичных возможностей для реализации личных или корпоративных интересов в ущерб общественным. При этом интересы не обязательно должны быть материальными, они могут быть и нематериальными, когда действия производятся в соответствии с какими-то идеями или по идеологическим мотивам, например.

Нормальным, нормативным регулированием и развитием той или иной сферы деятельности и страны в целом можно считать такое, которое к настоящему периоду зафиксировано в действующих международных документах и соглашениях, планах и программах развития нашей страны, её отдельных отраслей и регионов, в Конституции РФ и принятых на её основе законах и других нормативных документах.

При использовании такого понимания коррупции становится понятным, что к совершению коррупционных действий не всегда приводят корыстные или иные интересы должностных лиц или других индивидов, а воздействие на них социальных институтов и определяемых ими социальных норм. Такая коррупция очень опасна и является массовой, потому что не всегда оценивается самими гражданами и должностными лицами как коррупция: такие действия становятся обыденными, выполняемыми по привычке, а сами социальные институты не всегда замечаются. Поэтому при сохранении индивидуальной ответственности за совершение коррупционных действий, необходимо выявлять такие социальные институты, которые способствуют массовому совершению коррупционных действий, а затем эти институты заменять некоррупционными. Такие стратегии противодействия коррупции могут требовать относительно длительных сроков для реализации, исчисляемых годами и десятилетиями, но и социальные эффекты от таких стратегий противодействия коррупции будут долговременными, обеспечивающими существенное снижение уровня коррупции в нашей стране.

При таком подходе становится понятным, почему столь разные действия можно и нужно объединять единым понятием коррупции, что в свою очередь позволяет найти общие принципы противодействия коррупции. Причём противодействия не только уже известным проявлениями коррупции, но и тем, которые могут в ближайшем или отдалённом будущем возникнуть в результате поиска коррупционерами способов осуществления своих действий. Кроме того, социологическое понимание коррупции обосновывает неадекватность представления о коррупции исключительно как о преступлении.

Несмотря на описанные выше преимущества социологического понимания коррупции, оно практически не используется в практике принятия решений правительством РФ и другими органами власти, а также при вынесении приговоров судов в нашей стране. Важнейшей причиной такого положения является направленность деятельности органов власти в нашей стране на достижение эффектов в краткосрочных периодах, в течение которых эффекты замены социальных институтов на некоррупционные вряд ли смогут проявиться.
^

Ограниченность пониманий коррупции


Каждое из приведённых пониманий коррупции является ограниченным, но каждое содержит те или иные существенные признаки современной коррупции и потому в совокупности довольно полно описывают современную коррупцию.

Практика противодействия коррупции в России, тем не менее, осуществляется на основе того или иного её понимания, а не совокупного, комплексного. Как уже упоминалось, доминирует в системе государственного и муниципального управления, а также под их воздействием в российском обществе юридическое понимание коррупции. Такой подход представляет малозначимыми или даже вполне допустимыми другие, часто более опасные для общества и государства формы коррупции. А некомплексный характер противодействия коррупции определяет его неэффективность в нашей стране.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Московского бюро по правам человека iconДоклад Московского бюро по правам человека
Бюрократическое государственное управление – один из важнейших факторов широкого распространения коррупции в России 8

Доклад Московского бюро по правам человека iconРеспубликой Таджикистан Конвенции о правах ребенка
Альтернативный Доклад о ходе выполнения Республикой Таджикистан Конвенции о правах ребенка был подготовлен оо «Бюро по правам человека...

Доклад Московского бюро по правам человека iconЗакон Липецкой области от 27. 08. 2001г №155-оз «Об Уполномоченном...
России решается по-разному. Неясным остается организационное и властное соотношение таких центральных структур как Комиссии по правам...

Доклад Московского бюро по правам человека iconЕвропейская комиссия по правам человека жалоба No. 25781/94 кипр против турции доклад комиссии

Доклад Московского бюро по правам человека iconДоклад Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2013 год г. Краснодар, 2014
Право на справедливое и законное расследование уголовного преступления

Доклад Московского бюро по правам человека iconЕвропейский суд по правам человека большая палата
По делу "Кононов против Латвии" Европейский Суд по правам человека, заседая Большой Палатой в составе

Доклад Московского бюро по правам человека iconДоклад о деятельности уполномоченного по правам участников образовательного...
Избрана Уполномоченным по правам участников образовательного процесса в 2003 году

Доклад Московского бюро по правам человека iconОтчет о работе спб центра “
Программа «региональный омбудсман и права человека». Развитие института Уполномоченного по правам человека и других государственных...

Доклад Московского бюро по правам человека iconОтветы Национального центра Республики Узбекистан по правам человека...
Ном координационном комитете национальных учреждений по поощрению и защите прав человека (мкк). Просьба также представить информацию...

Доклад Московского бюро по правам человека iconИсследование ситуации в сфере противодействия торговле людьми в санкт-петербурге...
О правам человека в Санкт-Петербурге, Сагитовой М. С., Советника Информационного Бюро Совета Министров Северных Стран в Санкт-Петербурге...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную