Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования)




Скачать 126.14 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования)
Дата публикации05.02.2014
Размер126.14 Kb.
ТипПрограмма
exam-ans.ru > Право > Программа
Смоленский промышленно-экономический колледж

Программа

вступительных испытаний по русскому языку
(для поступающих на базе основного общего образования)

Смоленск

2010


Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе соответствующей образовательным программам основного общего среднего (полного) общего образования.

Программа отражает обязательное для усвоения содержание обучения русскому языку и состоит из двух разделов. Первый раздел содержит основные теоретические понятия, которыми должен владеть поступающий. Во втором разделе перечислены навыки и умения, требующиеся от поступающего.

Объем знаний и степень владения материалом, описанные в программе соответствуют курсу русского языка основной образовательной школы.

Раздел I. Фонетика.

Звуки речи и буквы. Гласные и согласные звуки. Глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. Ударение. Безударные гласные и их правописание.

^ Лексика. Фразеология,

Понятие лексики. Значение слова. Многозначные и однозначные слова. Омонимы. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы.

Словообразование.

Окончание и основа в слове. Окончание, суффикс, корень, приставка как значимые части слова. Чередование согласных и гласных в корне. Правописание слов с чередующимися гласными. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Буквы з и с на конце приставок. Правописание приставок пре- и при-. Различные способы словообразования. Сложные слова и их правописание.

Морфология,

Имя существительное. Значение имени существительного и его грамматические признаки. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род. Число. Падеж. Типы
склонения. Правописание падежных окончаний существительных Правописание суффиксов.

^ Имя прилагательное. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Полная и краткая форма. Склонение прилагательных Степени сравнения прилагательных. Правописание падежных окончаний. Правописание суффиксов прилагательных.

^ Имя числительное. Значение имени числительного. Числительные количественные и порядковые, их грамматические признаки. Склонение числительных. Правописание числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды местоимений. Грамматические признаки местоимений. Склонение местоимений и их правописание.

Глагол. Значение глагола и его грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Переходные и непереходные глаголы. Виды глаголов. Первое и второе спряжение. Наклонение (изъявительное, условное, повелительное). Времена глагола. Лицо и число (в настоящем и будущем времени), род и число (в прошедшем времени). Правописание личных окончаний. Причастие. Деепричастие. Правописание глагольных форм.

Наречие. Значение наречий, правописание наречий.

Предлог. Понятие о предлоге, его употребление в речи. Различные части речи в роли предлогов. Правописание предлогов.

^ Союз. Понятие о союзе, его употребление в речи. Правописание союзов.

Частицы. Понятие о частицах и их употребление в речи. Правописание частиц.

Междометие. Значение междометий и знаки препинания при междометиях.

Синтаксис.

Простое предложение. Связь слов в предложении: согласование, управление, примыкание. Виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения.
Члены предложения (подлежащее, сказуемое простое и составное, дополнение, определение, обстоятельство) и способы их выражения.

Типы предложений по составу: личные, безличные, неопределенно-личные, назывные, полные и неполные. Однородные члены предложения.

Знаки препинания между однородными членами и при обобщающих словах.

Обособленные второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство) и знаки препинания при них. Приложения, их обособление. Обращения, вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при них.

^ Сложное предложение. Типы сложного предложения.

Сложносочиненные предложения с союзами и знаки препинания в них. Сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами. Общее понятие об основных видах придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Сложно-подчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них. Сложные предложения с сочинением и подчинением. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания пи прямой и косвенной речи.

Раздел II

Основные умения и навыки:

  • по орфоэпии - произношение употребительных слов с учетом
    вариантов произношения;

  • по лексике - разъяснение значений слов общественно-политической
    и морально-этической тематики и их правильное употребление; пользование
    разными видами словарей;

  • по словообразованию - владение приемом разбора слова по составу;

  • по морфологии - распознавание изученных частей речи и их форм;
    соблюдение литературных норм при образовании и употреблении слов;

  • по орфографии - умение применять орфографические правила с
    определением вида орфограммы;

  • по синтаксису - различать изученные виды простых и сложных
    предложений;

  • по пунктуации - умение применять пунктуационные правила;

  • в области связной речи - умение определять тему и основную мысль
    высказывания, владение типами речи, редактирование текста,
    совершенствование структуры и стиля высказывания.



^ Примерный образец вступительных испытаний
Фонетика. Орфоэпия.

  1. В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество звуков и букв?

1) устный, поющая, отвлечь 2) июльский, таять, прелестное

3) прыгаешь, читающие, местность 4) ненавистные, вскользь, объяснивший

  1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) ветер 2) рожь 3) яблочное 4) подъем

  1. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) сеять 2) розовый 3) яблоко 4) твердость

  1. В каком слове согласные звуки твердые?

1) ошибка 2) площадка 3) ходьба 4) робкая

  1. В каком слове согласные звуки мягкие?

1) аннотация 2) лечь 3) грамматика 4) сердце

  1. В каком слове согласные звуки глухие?

1) обновка 2) ножка 3) щупать 4) сигнал

  1. В каком слове согласные звуки звонкие?

1) близкий 2) вьюга 3) гадать 4) связка

  1. В каком слове ударение падает на 1-ый слог?

1) документ 2) портфель 3) свекла 4) дремота

  1. В каком слове ударение падает на 2-ой слог?

1) столяр 2) облегчить 3) современный 4) приобретение
Лексика. Фразеология.

  1. Отметьте лишнее слово в ряду синонимов:

1) навязчивый 2) трусливый 3) боязливый 4) несмелый

  1. Отметьте слово, имеющее омоним:

1) учебник 2) награда 3) газета 4) клуб

  1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?

1) голова пухнет 2) болит сильно голова 3) голова идет кругом 4) дырявая голова

  1. ^ В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?

1) вставлять палки в колеса, перебегать дорогу, портить обедню

2) и стар и млад, от мала до велика, ум за разум заходит

3) ни рыба ни мясо, ни то ни се, ни два ни полтора

4) сложа руки, бить баклуши, гонять лодыря

^ 14. Какой фразеологический оборот имеет значение «не суметь разобраться в чем-то простом»?

1) кожа да кости 2) кривить душой 3) заблудиться в трех соснах 4) раз, два и обчелся
Морфемика.

^ 15. В каком ряду во всех словах выделяется приставка за-?

1) затвердеть, запрошенный, застреленный 2) запинаться, законный, заслушанный

3) зарница, засчитанный, застилать 4) заскочить, запаянный, застревать

^ 16. В каком ряду во всех словах выделяется окончание - е?

1) искренне, здание, чтение 2) мягкие, определение, читающие

3) какие, исчезновение, синие 4) предложение, видение, развитие

^ 17. В каком ряду во всех словах приставка при - имеет одно и то же значение?

1) приклеить, прибить, привязать 2) прикрыть, пригласить, придумать

3) пригородный, пришкольный, приготовить 4) прибежать, прилечь, приморский

^ 18. Отметьте лишнее слово среди однокоренных:

1) горький 2) гористый 3) предгорье 4) пригорок

19. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) страшный 2) прогоняя 3) подлокотник 4) накрепко

^ 20. В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом?

1) истолкователь, прислуживать, подставка 2) испорченный, подучить, перечитать

3) поспорить, застроить, перегореть 4) западный, беззвучный, подземный

^ 21. В каком ряду морфемное строение всех слов соответствует схеме приставка, корень, суффикс, окончание?

1) безветренный, подводный, перелетные 2) грустный, увлечение, подсолнечный

3) спаситель, вредный, слабак 4) благожелатель, железнодорожный, чувственный

Орфография.

^ 22. Отметьте слово, где пишется буква е:

1) в…негрет 2) в…ртуоз 3) вп…чатление 4) п…он

23. Отметьте слово, где пишется буква и:

1) д…агональ 2) п…риметр 3) б…тон 4) сн…гирь

^ 24. Отметьте слово, где пишется буква а:

1) к…рзина 2) возр…жать 3) аф…ризм 4) к…чан

25. Отметьте слово, где пишется буква о:

1) б…калея 2) п…литра 3) м…кулатура 4) об…няние

^ 26. Отметьте слово, где пишется буква е:

1) флаг разв…вается 2) пож…нать плоды 3) подж...гать 4) расст…лающиеся

27. Отметьте слово, где пишется буква о:

1) ск…кать 2) оч…ровательный 3) пром…кательная бумага 4) оз…рение

^ 28. Отметьте слово, где пишется буква е:

1) прим…рение 2) выч…тание 3) бл…стательный 4) раст…реть

29. Отметьте слово, где пишется буква ё:

1) обж…ра 2) окруж…нный 3) медвеж…нок 4) плащ…м

^ 30. Отметьте слово, где пишется буква о:

1) ж…лоб 2) трущ…ба 3) кош…лка 4) пш…нка

31. Буква и пишется во всех словах ряда:

1) ц…ркуль, на ц…почках, конц…, ц…пленок 2) бледнолиц…й, ц…плять, ц…рк, ц…клон

3) ц…новка, ц…тата, акац…я, инъекц…я 4) ц…нзура, ц…стерна, ц…ган, медиц…на

^ 32. Отметьте слово, где пишется ь:

1) нян…чить 2) отреж… 3) невтерпеж… 4) много задач…

33. Отметьте слово, где пишется ъ:

1) бул…он 2) прос…ба 3) с…узить 4) трех…ярусный

^ 34. Отметьте слово, где пишется о:

1) размежёв…вать 2) обслед…вать 3) запазд…вать 4) заклад…вать

35. Отметьте слово, где пишется звонкая согласная:

1) бе…следно 2) …беречь 3) дворня…ка 4) лист кар…она

^ 36. Отметьте слово, где пишется непроизносимая согласная:

1) чудес…ный 2) ше…ствие олимпийцев 3) чу…ствовать 4) гнус…ный

37. Отметьте слово, где пишется нн:

1) равни…ый 2) книга прочита…а 3) дровя…ой 4) вяза…ая кофта

^ 38. Отметьте слово, где пишется е:

1) пр…ятный 2) пр…рода 3) пр…мечание 4) пр…образование

39. Отметьте слово, где пишется и:

1) без…скусственный 2) сверх…нтересный 3) под…грывать 4) из…скать

^ 40. Отметьте слово, где пишется е:

1) вы завис…те 2) вид…мый 3) звук слыш…тся 4) он кол…т

41. Отметьте слово, где пишется я (а - после шипящих) :

1) шепч…щий 2) стро…щийся дом 3) стел…щийся туман 4) развеш…нное бельё

^ 42. Отметьте слово, которое пишется через дефис:

1) (пол) шестого 2) (пол) неба 3) (пол) Курска 4) (полу) сапожки

43. Отметьте слово, которое пишется через дефис:

1) (пусто) головый 2) жить (по) новому 3) (по) красивому городу 4) (радио) техника

^ 44. Отметьте слово, которое пишется слитно:

1) говорить (по) русски 2) иметь (в) виду 3) еле (еле) 4) (на) крепко

45. Буква и пишется в слове:

1) н… лучика 2) н… могу н… сказать 3) н… я один 4) н… раз встречал

^ 46. Отметьте слитное написание не:

1) (не) читая 2) вовсе (не) интересный 3) (не) изученная местность 4) (не) играет

47. В каком примере возможно одно написание:

1) то (же) 2) что (бы) 3) пос (и/е)деть 4) вряд (ли)

^ 48. Отметьте предложение, где слово пишется слитно:

1) (От) того здания до сквера пять метров.

2) Что (бы) мне спеть?

3) Мои спутники то (же) осматривались.

4) Берись за (то), что тебе нравится.

Пунктуация.

Отметьте номера предложений, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

Задание 49.

  1. Русский учёный Дмитрий Менделеев считается создателем таблицы химических элементов.

  2. Медведь крупный неповоротливый зверь готовит к зиме просторную берлогу.

  3. Мы с радостью кинулись к приехавшим своим давним знакомым ещё по институту.

  4. Она молодая учительница решила съездить с ребятами в Мелихово на свой страх и риск.

Задание 50.

  1. Андрей шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным.

  2. Он смутился в первую минуту, но заметив смущение и на лице Пьера приободрился.

  3. Начиная с воскресенья зарядили тоскливые осенние дожди.

  4. Он потерял здоровье мальчишкой выкупавшись в ледяном пруду.

Задание 51.

  1. Власть над землёй вам молодым дана.

  2. Ничего больше не росло на этой выжженной солнцем земле.

  3. По степи густо заросшей травой лошади шли медленно.

  4. По бирюзовому небосклону высокому и прозрачно – нежному поднимался золотистый шар солнца.

Задание 52.

    1. Она казалось ни о чём не хлопотала, не тревожилась.

    2. Скворцы как правило легко переносят неволю.

    3. Слово становится мудрым, когда оно кстати сказано.

    4. Грузовик стоял как раз напротив ворот.

Задание 53.

  1. Лиза Калитина как человек высокой нравственности не могла ответить на чувства Лаврецкого.

  2. Он представил нам Павла как своего близкого друга.

  3. Француз остановился как вкопанный.

  4. Я слышал как вдали звенели девичьи голоса.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.

Задание 54.

  1. В тот же год я поехал в Мещеру _ и с тех пор этот край стал второй моей родиной.

  2. Я проснулся, сел у костра _ и спросонок слушал утренние голоса птиц.

  3. Мы простились ещё раз _ и лошади поскакали.

  4. Она оглянулась _ и в ту же минуту узнала лицо Вронского.

Задание 55.

    1. Это был очень сдержанный _ волевой человек.

    2. В природе _ ни лист, ни соломинка не повторяются.

    3. В кабинете стояли коричневые _ бархатные кресла.

    4. Вблизи ручей шумит _ и скачет, и мчится в влажных берегах.


Задание 56.

  1. Я ещё не знаю _ чем это дело кончится.

  2. Он почувствовал, что _ если теперь он сядет, ему уже больше не подняться.

  3. Я понял, что _ если хочу остаться в живых, то необходимо переждать ещё два дня.

  4. Он хотел посмотреть _ уцелел ли дом, где они жили.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится двоеточие.

Задание 57.

  1. Но знайте _ сделав этот шаг, всего лишитесь вы.

  2. И на лугу, и в овраге _ всюду пестрели цветы.

  3. Он даже испугался _ так было темно, тесно и нечисто.

  4. Передай привет всем _ отцу, матери, братьям и сестрам.

Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.

Задание 58.

  1. Голова без ума _ что фонарь без света.

  2. О себе говорить _ против благоразумия грешить.

  3. Прочесть книгу и понять её _ значит стать на уровень автора.

  4. Грановитая палата _ самая старинная постройка Кремля.

Отметьте номера пропуска, где ставится запятая.

Задание 59.

Даже в городах_1например_2в Москве_3 когда тронется мелководная Москва-

река_4 все её берега_5 и мосты бывают усыпаны народом.

Задание 60.

Мне казалось, что он тяготится своим одиночеством_1и я несколько раз хотел заговорить с ним, но всякий раз_2 когда наши глаза встречались_ 3 он отворачивался_4 и брался за книгу_5 или смотрел в окно.

Отметьте номера предложений, где пропущена запятая.

Задание 61.

  1. Анчар, как грозный часовой стоит один во всей вселенной.

  2. Портреты наших славных предков, некогда с такой любовью собранные родителями висели в голубой гостиной загородного дома.

  3. Ты Волга, русская река, легла врагу преградой.

  4. Перед ними высилась гора, взобравшись на которую можно было увидеть огромное озеро.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе соответствующей образовательным программам основного общего среднего...

Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (на базе начального...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе, соответствующей образовательным программам основного общего и...

Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) iconПрограмма вступительных испытаний по истории (для поступающих на...
Древнейшие поселения на территории Восточно-Европейской равнины. Влияние географического положения и природных условий на занятия...

Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) iconРабочая программа по русскому языку для 8 класса
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса
Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) iconРабочая программа по русскому языку,7 а класс. Мбоу «Камскоустьинская...
Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (2004 г.), Примерной программы основного общего...

Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) iconПрограмма по русскому языку для V класса создана на основе Федерального...
Умк для 5 класса Т. А. Ладыженской и др. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,...

Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку Объем требований по русскому языку
На устном экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих...

Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) iconРабочая программа по русскому языку (базовое изучение)
Примерной программой основного общего образования по русскому языку, составленной на основе Федерального компонента Государственного...

Программа вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих на базе основного общего образования) iconПрограмма к вступительным испытаниям по русскому языку на базе основного общего образования
Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную