Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы




НазваниеПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы
страница1/12
Дата публикации06.02.2014
Размер1.44 Mb.
ТипПояснительная записка
exam-ans.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г.И.Беленького (4-е изд.-е, перераб. – М.: «Мнемозина», 2009.- 110 С.), а также на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального уровня:
Для 4-11 классов, реализующих Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта в редакции 2004 года с изменениями и дополнениями:
  • Ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012 г.);


  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2008 г. N 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»;

  • Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников».

Регионального уровня:

  • Закона Свердловской области «Об образовании» от 16.07.1998 г. № 26-03;

  • Постановления Правительства Свердловской области от 05.09.2008 г. № 935-ПП «О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

  • Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.06.2008 г. № 177 «Об использовании нормативных документов, определяющих содержание учебных планов общеобразовательных учреждений Свердловской области»;

  • Письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 г. № 59 «О внесении изменений в образовательные программы, учебные планы образовательных учреждений Свердловской области».


Муниципального уровня:


      • Письма управления образования Администрации города Нижний Тагил «О продолжительности учебного года и каникул в образовательных учреждениях города Нижний Тагил в 2013-2014 учебном году».


Образовательного учреждения:

      • Лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 12970 от 17.03.2011 г.);

      • Свидетельства о государственной аккредитации, выданного Министерством общего и профессионального образования Свердловской области (регистрационный № 5741 от 10.05.2011 г.);

      • Устава МБОУ СОШ № 36 (новая редакция 2011 года);

  • Программы развития МБОУ СОШ № 36;

  • Основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы)


Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5 – 8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10 – 11 классах (литература второй половины XIX в. – литература XX в. – современная литература).

Школьный курс литературы, с учётом возрастных особенностей учащихся, складывается из нескольких этапов.

^ Курс 5 – 9-го классов, когда литература становится самостоятельным предметом, можно назвать начальным курсом литературы.

В 5 – 6 классах учащиеся входят в мир литературы, достигают определённого уровня начитанности, позволяющего делать теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определённые устные и письменные работы.

Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах, разбирается с учётом его идейно-художественного своеобразия., интересов и возрастных особенностей учащегося. Вместе с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно-тематически (к историко-хронологическому курсу учащиеся этого возраста ещё не готовы), внимание учащихся фиксируется на некоторых важных нравственных и художественных проблемах.

В 5-м классе такими объединяющими центрами являются жанры древнейшей, древней и отчасти новой литературы, устного народного творчества. Выделяются разделы «Человек перед лицом жизненных испытаний», «Поэзия природы», разделы в которых представлены произведения о Великой Отечественной войне, о сверстниках пятиклассников.

В 6-м классе сквозной проблемой курса становится главный предмет изображения в литературе – человек. Соответственно предлагаются разделы – «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека», «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)».

В 7-м классе учащиеся знакомятся с проблемой художественного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателям жизни и о будущем.

Программа для 8-ого класса – в преддверии курса на историко-литературной основе – построена по хронологическому принципу. Учащиеся обобщают свои наблюдения над спецификой литературы (её образностью, отличиями от других видов искусства).

В ^ 9-м классе школьникам предлагается краткий курс литературы в историческом освещении – от «Слова о полку Игореве» до некоторых произведений XX века.

Нацеленность образования на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей определяет место средств обучения в системе преподавания литературы.

С помощью мультимедийных средств, аудио- и видеоматериалов предполагается развитие речемыслительных способностей учащихся, формирование системы языковых и речевых навыков и умений, отработка общеучебных умений.

Главными целями использования материально-технических средств обучения становятся поддержка перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, усиление аналитического компонента учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источниками.

В то же время предполагаются и традиционные средства обучения, апробированные многолетней школьной практикой.

В современной трактовке надпредметной функции любого курса приоритетом для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования является формирование важнейших общеучебных умений, в основе которых задействованы все виды речемыслительной деятельности:

- коммуникативные: способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде, владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- интеллектуальные: выделение характерных причинно-следственных связей, сравнение и сопоставление, умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- информационные: осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), умение обрабатывать информацию разными способами (составлять план, тезисы, конспект), использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных);

- организационные: самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В процессе изучения литературы используются следующие виды уроков

- урок изучения теории,

- комбинированный урок,

- урок творчества,

- урок-читательская конференция,

- урок-презентация,

- урок развития речи и др.

В зависимости от задач урока, содержания учебного материала, материальной обеспеченности урока, степени подготовленности учеников могут использоваться следующие методы и приёмы организации занятий:

1. Методы организации и осуществления образовательной деятельности: методы, обеспечивающие передачу учебной информации учителем и восприятие её учащимися посредством слушания, наблюдения и практической деятельности (словесные, наглядные, практические); методы, осуществляющие характер усвоения учащимися нового учебного материала (либо путём самостоятельных размышлений над проблемными ситуациями, либо путём активного запоминания готовой учебной информации (иллюстративно-объяснительные, репродуктивные, проблемные, эвристические, исследовательские); методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала (индуктивные, дедуктивные, конкретные и абстрактные, синтез и анализ, сравнение, обобщение, классификации и систематизации); методы, характеризующие степень самостоятельности ученика в образовательной деятельности (методы УР под руководством учителя, методы самостоятельной деятельности учащихся).

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: методы стимулирования мотивов, интереса (познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, создание ситуации успеха); методы стимулирования мотивов сознательности, ответственности, долга (убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение, порицание).

3. Методы контроля и самоконтроля в учебной деятельности: устные или письменные, фронтальные, групповые, индивидуальные, итоговые или текущие, с применением технических средств, программированные или непрограммированные.

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с особенностями эпох, знания о которых применяются при анализе художественного времени. Используя репродукции картин известных художников на уроках литературы, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель литературы способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по литературе.

^ Уровень освоения ГОС учащимися по литературе:


Класс

Вид

класса

Уровень освоения ГОС на момент начала реализации РП

(количество уч-ся, % от класса)

Критический

«2»

Допустимый

«3»

Повышенный-оптимальный

«4»

Повышенный-расширенный

«5»



Общеобр.

-

22 (81,5%)

5 (18,5%)

-



Общеобр.

-

10 (34,5%)

14( 48,3%)

5 (17,2%)


Классы 9А и 9Б – общеобразовательные.

^ Организационно-содержательная модель реализации ГОС (КТП)

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений РФ (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме:

- 5 класс: 2 часа в неделю, 68 часа в год, из них 12 % на инвариантную часть (8 часов);

- 6 класс: 2 часа в неделю, 68 часа в год, из них 12 % на инвариантную часть (8 часов);

- 7 класс: 2 часа в неделю, 68 часа в год, из них 12 % на инвариантную часть (8 часов);

- 8 класс: 2 часа в неделю, 68 часа в год, из них 12 % на инвариантную часть (8 часов);

- 9 класс: 3 часа в неделю, 102 часа в год, из них 12 % на инвариантную часть (12 часов).


Учебные темы реализуются еженедельно по 3 урока согласно расписанию.

^ Система условных обозначений, используемая в рабочей программе.

б. – балл (-ов)

в. – вопрос (-ы)

з. - задание

П. - параграф

с. – страница

Ч. - часть

ч. – час (-ов)

^
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ


Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

  • названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

  • названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

  • предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).


Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.




I. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения

«Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проб­лема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?




II. Литература XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

^ М. В. ЛОМОНОСОВ. Сведения о жизни ученого и поэта.

Для чтения и бесед

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

^ Д. И. ФОНВИЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонра­вия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, граждан­ского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

^ А. Н. РАДИЩЕВ. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Г. Р. ДЕРЖАВИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», « Памятник ».

Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэ­зии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

^ Н. М. КАРАМЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого че­ловека». Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.




III. Литература XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века

^ В. А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обоб­щением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик. Для чтения и беседВ. А. Жуковский — автор оригинальных баллад и стихотво­рений. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море».

Для самостоятельного чтения

«Я Музу юную, бывало...».

^ А. С. ГРИБОЕДОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Об­щественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

^ А. С. ПУШКИН. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«К Чаадаеву», «К морю»,«Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический харак­тер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизнен­ной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская стро­фа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в рус­ской литературе. Оценка романа в русской критике.

Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, влас­ти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Уоцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдох­новения. Злая сила зависти.

^ М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Ни­щий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонаци­онное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». История души человека, не нашед­шего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печори­на, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (сме­на рассказчиков, нарушение хронологической последовательнос­ти повествования). Печорин и Онегин.

Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения

«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.

^ Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ авто­ра. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Для самостоятельного чтения

«Портрет», «Нос», «Коляска».

^ А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Свои люди — сочтемся». Тишка — Подхалюзин — Боль- шов — три этапа формирования купца-самодура. Липочка: пре­тензии на образованность и культуру.

Островский — мастер языка. Реализм Островского (« ^>есы жизни»).

Для самостоятельного чтения

«Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка».

^ Н. А. НЕКРАСОВ. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприя­тие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духов­ного сна.

Для чтения и бесед

«Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие пись­ма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения

«Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.

^ Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ как писатель-психолог.

Для чтения и бесед

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной дей­ствительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключи­тельных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения

«Бедные люди».

^ Л. Н. ТОЛСТОЙ как исследователь путей нравственного со­вершенствования человека.

Для чтения и бесед

«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Тол­стого. Способность к духовному росту — основной критерий пи­сателя в оценке людей. «Верьте себе».

Особенности повествования от первого лица.
^ IV. Литература XX века

Литература великих и трагических лет.

    1. А. БЛОК. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да. Так диктует вдох­новенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты — как отзвук забытого гимна...».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской куль­туры.

Для самостоятельного чтения

«Лениво и тяжко плывут облака...», «Осенний день», «Су­сальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате...» и другие стихотворения.


    1. ^ В. МАЯКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содер­жание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.

«Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафори­ческий строй стихотворения.

«Разговор на одесском рейде...» — широта диапазона любой ной лирики поэта.

Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для чтения и бесед

«Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения

«Красавицы», «Я счастлив!».

^ С. А. ЕСЕНИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

Родина и родная природа как источник лирических пережи­ваний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстро­течности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения

«Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой омяв­ший...» и другие стихотворения.

^ М. А. БУЛГАКОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, напри­мер: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки «шариковщины».

Булгаков-сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

^ М. А. ШОЛОХОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» ге­роизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жиз­ни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности ком­позиции рассказа.

Роль пейзажа и портретных зарисовок.

^ А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини расска­за. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достовер­ность очерка, притчевая обобщенность).
Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Катулл. «Нет, ни одна среди женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...»;

А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты);

У. Шекспир. «Гамлет»;

И. Шиллер. «Вильгельм Телль»;

Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник»;

И. Гёте. «Фауст» (фрагменты).
^ ОСНОВНЫЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
СВЕДЕНИЯ


Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Тема детства в русской литературе и литературе других народов России.3
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы...
Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г. И. Беленького...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы iconПояснительная записка настоящая рабочая программа разработана на...
Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. М.: Просвещение 2007г

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка:...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы iconПояснительная записка рабочая программа 2 вида по русскому языку...
«Русский язык. 5-9 классы» автор М. М. Разумовская (Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл, 10-11 кл....

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на...
Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы для общеобразовательных школ Т. Г. Рамзаевой «Русский язык»,...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы iconРабочая программа по музыке 5 класс пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы iconПояснительная записка выбора данного умк или корректировка программы
Пояснительная записка выбора данного умк или корректировка программы: составлен на основе программы для общеобразовательных учреждений...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по русскому...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии на основе программы под редакцией В. П. Канакиной и В....

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы iconРабочая программа по русскому языку 10 класс
«Русская литература XIX века. 10 класс» для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ю. В. Лебедева, программы по литературе...

Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы iconРабочая программа соответствует следующим нормативным документам
М. В. Черкезова //Русская литература: Программы для национальных общеобразовательных учреждений: 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2012)....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную