Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8




НазваниеКурс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8
страница1/4
Дата публикации13.06.2013
Размер0.52 Mb.
ТипЛекция
exam-ans.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4
МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин




Курс:

История политических и правовых учений




Тема 3. Политико-правовые идеи в России

ХI – начала ХХ вв.

Лекция 8. Политико-правовые учения в России

второй половины ХVII – ХVIII вв.

План лекции:
1. Политическая и правовая мысль России в ХVII в.
2. Политические и правовые учения в России

в период укрепления абсолютизма.

Москва 2003

1. Политическая и правовая мысль в России в ХVII в.
а) Развитие политико-правовой мысли в первой половине ХVII века.

ХVII век стал очередным переходным периодом истории России. "Cмута" начала этого века лишь ускорила начавшийся при Иване III и усиленный опричниной Ивана IV процесс упадка княжеско-боярской аристократии. Значительное число князей и бояр погибло в период "Смутного времени". В результате доминирующая роль в политической жизни русского общества стала переходить к служилому дворянству. Этот процесс ускорился отходом новой царской династии от правила назначения на места в государственном управлении с учетом знатности рода. Сформулированная Иваном IV теория "православного христианского самодержавия" была воспринята новыми царями в качестве официальной политической идеологии. Окончательно же местничество было отменено в 1682 г.

Такие события XVII в., как "Смута", избрание на царский пре­стол Михаила Романова, принятие в состав России Украины, цер­ковный раскол, заставляли по-новому решать идеологические про­блемы: пробле­му сущности царской власти, ее предназначения; проблему соотношения светской и церковной властей — "царства" и "священ­ства", проблему борьбы с ересью; проблему истори­ческой миссии Русского государства, и вопрос о причинах гибели го­сударств в мировой истории; как уберечь государство от крушения.

Для развития русской политической и правовой мысли огромное значение всегда имело осмысление исторического опыта Русского государства. Вместе с тем русские мыслители, начиная еще с эпохи Киевской Руси, не ограничивались этим опытом, но обращали свое внимание и на историю других стран. В XVII в. наблюдается небывалое прежде возрастание интереса русских мыслителей к устройству иностранных государств, особенно Турции, Польши, Англии, Франции. В то же время, события "Смуты" начала XVII в. стимулировали настоящий взрыв патриотических чувств. Поэтому в политической и правовой идеологии России этого века нашло отражение усиление национального начала.

Крушение русской государственности во время "Смуты" превратило жизнь русских людей в сплошное бедствие. В результате в русском общественном сознании появляется понимание православного Русского государства как величайшей святыни, как жизненно необходимого условия существования русского общества, а избрание в феврале 1613 г. нового царя воспринималось русскими как восстановление Русского государства. Большое участие иностранцев в бедствиях, выпавших на долю русских людей во время "Смуты" начала XVII в., породило в рус­ском обществе отношение к Европе как к враждебной силе.

После "Смуты" в русском политическом сознании сформиро­валось представление о Русском государстве как об осажденной кре­пости. Усилению национального начала в русской политико-правовой идеологии способствовало и осознание русским обществом истинных причин "Смуты". Обида на иностранцев, сколь ни велика она была, не помешала русскому обществу увидеть, что главным врагом Русского государ­ства, сокрушившим его, были... сами русские. Иностранцы же лишь воспользовались "Смутой" для достижения своих корыстных целей.

Стремление русских мыслителей понять истинные причины катастрофы, постигшей русскую государственность в начале XVII в., побуждало их обращаться к аналогичным событиям в истории дру­гих государств. Тема гибели государств, вошедшая в проблематику русской ли­тературы еще в эпоху Киевской Руси, получила дальнейшее разви­тие в сочинениях русских писателей второй половины XV—XVI в. в связи с падением в 1453 г. Византии. В XVII в. данная тема стано­вится одной из главных тем русской политической мысли. Проис­ходившие в мировой истории события гибели государств рассмат­риваются теперь русскими мыслителями через призму опыта оте­чественной истории. В чужом же историческом опыте ищутся ими закономерности, проявившиеся во время "Смуты" начала XVII в. в России.

Поэтому не случайно в России появился довольно оригинальный трактат неизвестного автора под названием «Описание винъ или причинъ, которыми к погибели и к разоренью всякие царства приходят, и которыми делами в целостности и в покою содержатся и строятся». Содержание трактата само по себе объясняет, почему он вызвал в России такой большой интерес (и почему автор его остался неизвестным). Главные идеи рассматриваемого произведения сводятся к следующему: 1) каждое государство имеет свои исконные и естественные основы, и как бы ни было превосходно и прочно оно устроено, его все равно ждет гибель; 2) причиной гибели государства всегда являются люди, руководящие государством; 3) гибнут государства по воле и суду Бога; 4) причиной гибели государств является злоба и отсутствие единомыслия у правителей и подданных; 5) для сохранения государства необходимо самим государям и начальникам быть образцом добродетели; 6) до тех пор будет существовать всякое государство, пока в нем будет править добродетель и будут чтиться добрые святые и праведные обычаи и установления; 7) каждому государю и начальнику необходимо знать, что ничего силою и неправдою в государстве не сделаешь на долгое время; 8) основой прочности власти государей и начальников является любовь и уважение к ним их подданных, а страх ведёт лишь к их погибели; 9) для сохранения государства в целости необходима сохранность законов и государственных установлений, а все изменения законодательств должны осуществляться очень осторожно.

Такие выводы из размышлений о причинах гибели государств в полной мере соответствовали характеру русского по­литико-правового сознания XVII в. Большинство русских мыслите­лей главную причину крушения Московского государства усмотре­ли именно в поведении правящей группировки. В то же время характерным было и опасение быстрых и резких нововведений. В сознании обще­ства, пережившего такую катастрофу, которая выпала на долю России, неизбежно должно было во­зобладать консервативное, охранительное настроение.

Не случайно было и стремление подчеркнуть, что царская власть объявляется династийной и богоустановленной. Однако обстоятельства "Смуты" и избрание нового царя на Земском соборе не могли не внести cepьёзных коррективов в политическую теорию царской власти, выработанную в прежние времена. Теперь уже перед идеологами царской власти, установившейся после "Смуты", встала проблема примирения принципа богоизбранности русского царя с фактом избрания его людьми. Данную проблему и призвана была решить "Утвержденная грамота..." 1613 г.

Авторы "Утвержденной грамоты..." провели мысль о том, что избрание Михаила Романова на царский престол Земским собором не есть избрание человеческим хотением. По мнению авторов грамоты, Бог, избрав царем Михаила Романова, внушил свою волю людям Московского государства, т.е. глас Божий стал гласом народа. Земской собор фак­тически избрал на царство не одного человека, а сразу всю динас­тию Романовых, т.е. не только Михаила, но и всех его еще не родившихся потомков. При этом в соответствии с русской политической идеологией царь несет на себе обязанности относитель­но своих подданных не по договору с ними, но в силу самого своего звания русского царя. Вот почему он не должен присягать своим под­данным, как это делали европейские короли.

б) Политические и правовые идеи патриарха Никона.

Патриарх Никон и протопоп Аввакум были главными идеологами двух течений в рамках русской православной церкви — никонианства и старообрядчества, возникших в середине XVII в. и ознаменовавших собой церковный раскол — одно из самых главных событий русской истории этого столетия.

Непосредственной причиной раскола русской церкви на никониан и старообрядцев стала осуществленная патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. реформа церковных обрядов и исправление богослужебных книг. Протопоп Аввакум и его сторонники выступ против данной реформы, т.е. за старые обряды и книги, оттого и были названы "старообрядцы". Конечно, это было проявлением лишь внешней стороны церковного раскола.

Глубинный смысл церковного раскола в России в середине XVII в. заключался в столкновении двух различных воззрений на историческое будущее Русского государства, его предназначение, сущность царской власти в России. Главные идеологи обоих течений — и Никон и Аввакум — выступали за независимость церкви от государственной власти, однако пути достижения этой незави­симости представляли по-разному.

Церковный раскол стал настоящей траге­дией для русского общества. Трагичным в нем было, помимо проче­го, и то, что в войну друг с другом вступили самые активные, са­мые волевые, самые духовно стойкие, одаренные умом и талантом представители русского общества — люди, способные ради своей веры пожертвовать не только мирскими благами, но и даже жизнью своей.

Именно такими людьми были Патриарх Никон и протопоп Аввакум.

^ Никон (в миру Никита Минов) родился в 1605 г. в Нижегород­ском уезде в крестьянской семье. Духовное образование получил в Макарьевском Желтоводском монастыре (Костромская губерния). С 1625 г. служил священником в одной из сельских церквей, затем в одном из московских церковных храмов. В 1630—1634 гг. Никон пребывал в одном из монашеских скитов Северной Руси, после этого 12 лет жил в Кожеозерском монастыре. Здесь он в 1643 г. был руко­положен в игумены. В 1646 г. во время деловой поездки в Москву его представили только что взошедшему на престол царю Алексею Михайловичу. Царь после встречи с Никоном пожелал, чтобы тот служил в Москве. В результате Никон был возведен в сан архиман­дрита Новоспасского монастыря, в котором находилась родовая усы­пальница рода Романовых. В 1648 г. он стал митрополитом Новго­родским, а спустя четыре года был избран на патриарший престол.

К началу 50-х гг. XVII в. в окружении царя Алексея Михайло­вича возникла мысль о необходимости приведения русских церков­ных обрядов и богослужебных книг в соответствие с обрядами и книгами тогдашней греческой церкви. За время, прошедшее с момента принятия русским обществом христианства, византийские церков­ные обряды претерпели изменения, на Руси же они остались неиз­менными. Идею реформы проповедовали и поддерживали многие представители московского духовенства и служилого дворянства. Царь тоже увлекся данной идеей. К тому же времени вызрели все предпосылки для вхождения в состав Русского государства Украины, где право­славная церковь уже приняла новогреческие обряды. Приняты они были и православной церковью в южнославянских странах. Приведение русских церковных обрядов в соответствие с новыми греческими обрядами сближало церковные организации России Украины, содействуя таким образом процессу государственного объединения.

Вместе с тем стремление сблизить русскую церковь с другими православными церковными организациями было реакцией на аг­рессивную экспансионистскую политику западной римско-католической церкви. Идя навстречу греческой церкви, русская отдалялась от церкви западной. Именно такой смысл имели попытки патриарха Филарета, деда царя Алексея Михайловича, согласовать русские церковные обряды и богослужебные книги с греческими.

Наконец, церковная реформа отвечала и стремлению царя Алексея Михайловича быть царем всех православных христиан. Без унификации церковных обрядов реализовать стремление, запрограммированное в официальной идеологии, в концепции "Москва — Третий Рим", было бы затруднительно.

Избранный на пост патриарха Никон должен был стать ору­дием церковной реформы, задуманной при царском дворе и являвшейся по своей сущности политической реформой. И действитель­но, едва вступив на патриарший престол, Никон начинает данную реформу. Смысл затеянного царем мероприятия им понят вполне.

Однако сам Никон придал унификации церковных обрядов русской и греческой церквей еще и свой затаенный от царя смысл. С середины XVI в. русская церковная организация пребывала фактически под полной властью царя, который волен был и ставить угодных себе митрополитов (с 1589 г. патриархов), и смещать не­угодных. Никон увидел в сближении русской церкви со Вселенской православной церковью возможность укрепиться церковной власти в России и стать в конечном итоге в самостоятельное, независимое от власти царской положение. Он понял, что до тех пор, пока пределы власти церкви будут совпадать с границами государства, церковь будет неизбежно пребывать в подчинении государственной власти, поскольку две самостоятельные власти не могут существовать в одних и тех же территориальных рамках.

Таким образом, и патриархом Никоном при проведении церковной реформы преследовались политические цели, противопо­ложные царским. В этом противоречии таилась предпосылка буду­щего разрыва Никона с царем Алексеем Михайловичем. И этот разрыв произошел в конце 50-х гг. XVII в. Результатом его стало демонстративное оставление Никоном патриаршего пре­стола в 1658 г. Церковный собор 1666—1667 гг., подтвердив правиль­ность реформы обрядов, проведенной Никоном, лишил его архиерей­ского сана и священства. Приговором было определено назначить ему мес­топребывание до конца его жизни "в какой-либо древней обители, чтобы он там мог в совершенном безмолвии оплакивать грехи свои". Умер Никон в 1681 г.

Главное сочинение Никона, в котором выражены его полити­ческие и правовые взгляды, было написано им в монастырском уеди­нении после его низвержения с патриаршего престола. Главная тема данного сочинения — соотношение церкви и госу­дарства. Никон исходит прежде всего из того, что "священство" и "царство" представляют собой две самостоятельные власти в обще­стве, каждая из которых исполняет свою функцию.

В соответствии с этим своим воззрением Никон отвергал тео­рию "Москва — Третий Рим", т.е. учение о "православном Ромейском царстве", согласно которому носителем истинного христианского идеала становилось Московское государство. Рус­ский царь в концепции "Москва — Третий Рим" представал в ка­честве единственного хранителя православной христианской церк­ви. Никон справедливо усмотрел здесь возвышение царской власти над церковной.

Из этих различий между церковью и государством Никон де­лает вывод о превосходстве церкви над государством. Он считал, что церковь переста­ет быть церковью, если подпадает под государственную власть. Превосходство церкви над государством коренится, в понима­нии Никона, прежде всего в превосходстве церковных функций над государственными. Государству поручено земное, т.е. низшее, цер­кви — небесное, т.е. высшее. Никон выражает взгляд на священников как на посредников между Богом и людьми, распростра­ненный в западноевропейской теологии. Именно поэтому цари принимают помазание от руки священника, а не священники от царской руки. Рука священника — большая властительница, чем царская голова.

По мнению Никона, "священство" стоит выше "царства" потому еще, что «царство» произошло от «священства», и оттого, что "священство" якобы честнее "царства". Данный вывод он обосновывает, помимо прочего, принятым Московскими царями идеологическим постулатом, согласно которому царская власть дается Богом. Никон декларировал также, что церковная власть лучше светской, поскольку небо лучше земли. При этом он подчеркивал, что имеет в виду не только власть местных князей, но и царскую. По мнению Никона, до тех пор, пока описанное им соотношение церковной и государственной власти поддерживается царями, их царства стоят прочно. Нарушение же этого богоустановленного порядка несет с собой гибель царству. Это нарушение Никон усматривал в политике царя Алексея Михайловича относительно церкви.

В данном утверждении Никон противоречил собственным высказываниям о том, что царству поручено земное, а церкви — небес­ное. Посягая на церковное имущество, царь не выходил за рамки отданного ему во власть земного мира. Очевидно, что к указанной логической ошибке в рассуждениях о соотношении церкви и госу­дарства Никона привело стремление максимально обособить церков­ную власть от государственной.

Никон утверждал практически полную свободу церкви от го­сударства. Он считал, что священники не должны подчиняться цар­ским законам и царскому суду. Если же кто из священников подчи­нится, то в понимании Никона такой человек перестает быть свя­щенником.

Никон резко выступал против Соборного Уложения 1649 г. Он называл его "бесовскими законами" и открыто призывал не подчи­няться нормам Уложения.

Никон, таким образом, декларировал самый настоящий раскол между церковью и государством в России.

Настоящим противником Никона была царская власть, превратившаяся, по его мнению, в орудие антихриста. Внешне, однако, все выглядело так, будто главную борьбу своей жизни Никон вел против старообряд­цев — людей, не принявших его реформы церковных обрядов и не согласившихся с исправлением богослужебных книг.

На самом деле Никон не придавал большого значения самой по себе обрядовой стороне реформы. Он допускал употребление в цер­ковных службах как исправленных, так и старых, неисправленных книг. Никон не объявлял старообрядцев еретиками, данная оценка противников церковной реформы была внушена Церковному Собо­ру прибывшими в Россию греческими священниками.

б) Политические и правовые воззрения протопопа Аввакума

Во многих постулатах старообрядцы, в сущности, сходились с Никоном. Об этом свидетельствуют сочинения главного идеолога старообрядчества протопопа Аввакума.

Родился ^ Аввакум (в миру — Петров) в 1620 г. в Нижегородс­ком уезде (так же, как Никон) в семье сельского священника Петра. С 1644 г. он — дьякон сельской церкви, в 1644 г. поставлен в попы. В 1647 г. во время пребывания в Москве Аввакум знакомится со Сте­фаном Вонифатьевым и входит в его кружок "ревнителей благоче­стия".

С конца 1652 г. Аввакум — протопоп Казанского собора в Мос­кве. Когда началась реформа церковных обрядов, он возглавил оп­позицию ей. В результате в 1653 г. Аввакума заточают в монастырь, а затем высылают вместе с семьей в Сибирь. В Москву он возвра­щается только в 1664 г. Царь надеялся, что льстивые слова в адрес Аввакума, щедрые подарки и посулы смирят его нрав и побудят хотя бы не противиться церковным нововведениям. Однако Аввакум ока­зался стойким борцом и продолжил свои обличения церковной ре­формы. Реакция со стороны официальных властей не замедлила проявиться. В 1666 г. он был с рядом своих сторонников расстрижен, предан церковному проклятию и отправлен в монас­тырское заточение. В 1682 г. после серии написанных им и разос­ланных по России посланий, содержащих ругань по адресу царя и высшего духовенства, Аввакума сожгли в срубе вместе с тремя другими старообрядцами.

Помимо "Жития протопопа Аввакума им самим написанного", политические и правовые взгляды главного идеолога старообрядче­ства выражаются в основном в его письмах к своим сторонникам и челобитных к царю.

Реформу церковных обрядов и движителя ее патриарха Нико­на Аввакум оценивал как ересь. Такая реакция Аввакума на изменение русских церковных об­рядов по образцам, принятым в греческой церкви, была вполне объяс­нимой.

В течение второй половины XV и вплоть до середины XVII в. в русской официальной политической и церковной идеологии настой­чиво проводилась мысль о том, что Византия пала от того, что гре­ки отступили от истинного христианства. И вот теперь оказывалось, что православные христиане в России должны были принять обря­ды этой предавшей православие церкви, в частности, вместо двухперстного крестного знамения, испокон веков бытовавшего на Руси, принять трехперстное, введенное в византийской церкви в XII в.

В течение XVI — первой половины XVII в. официальная поли­тическая и церковная идеология в России учила, что "Москва — Тре­тий Рим", Россия — единственный оплот православия. И вот теперь оказывалось, что русская православная церковь должна была под­чиниться тенденциям, развившимся в церкви греческой, церкви павшего Второго Рима.

Старообрядчество являлось попыткой сохранить национальное достоинство русской церкви и Русского государства. Аввакум поэтому показывает себя в своих сочинениях убеж­денным сторонником концепции "Москва — Третий Рим". Нигде нет такой непорочной православной веры, как в России, считал Аввакум. Нигде нет такого православного государства, как Русское.

Аввакум был, в сущности, идеологом русского националь­ного государства, русской национальной церкви. В его понимании Русское государство и русская церковь должны служить России, русским национальным интересам, а не каким-то вселенским орга­низациям. Россия, наконец, должна жить по собственным законам.

Аввакум считал, что, затеяв церковную реформу, царская власть предала Россию. Отсюда и его обличения этой власти, которые благодаря его писательскому таланту были особенно остры. При таком отношении к царской власти Аввакум, естественно, должен был разделять идеи Никона о самостоятельности церкви, ее полной независимости от государства, о превосходстве "священства" над "царством".

в) Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича

Во второй половине XVII в. в развитии русской госу­дарственности стали преобладать абсолютистские тенден­ции. Русская промышленность и торговля нуждались в протекционизме со стороны сильной верховной власти. Данные тенден­ции получили свое выражение в политических учениях о "просвещенной" абсолютной монархии. Подобные доктрины тесно увязывали в единый узел эко­номические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8 iconКурс: История политических и правовых учений Тема Политические и...
Современные политико-правовые учения Западной Европы а Неолиберализм и консерватизм

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8 iconКурс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые...
Стимулом к её воз­никновению было резкое имущественное расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих,...

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8 iconРабочая программа по предмету «История политических и правовых учении»
Рабочая программа составлена с учетом, времени, отводимого, на изучение курса. Отбор тем и мыслителей произведен таким образом чтобы...

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8 iconЭкзаменационные вопросы по учебному курсу «История политических и...
Предмет и методология истории политических и правовых учений. Сочетание теоретических и исторических аспектов в истории учений о...

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8 iconПрограмма курса Введение Тема предмет истории политических и правовых...
Тема предмет истории политических и правовых учений, ее научная и методологические основы

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8 iconПрограмма по дисциплине «история правовых учений» Тема Предмет, метод...
Первый проректор по учебной работе фгбоу впо «Алтайский государственный университет»

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 05 История политических и правовых учений
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №704 пед/сп от «31»января 2005 г

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8 iconРабочая программа учебной дисциплины история политических и правовых...
Фгос впо по направлению подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Бакалавр»), утвержденный приказом Министерством...

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8 iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) история политических...
Приказ Минобрнауки РФ от 14. 12. 2010 №1763 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного...

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые идеи в России ХI начала ХХ вв. Лекция 8 iconКраткий курс Москва 2002 А. Г. Войтов Москва 2002 Войтов А. Г. История...
Раткий курс предназначен для тех, кто впервые ее познает. Обычно это студенты экономических специальностей. Более конкретно ее дают...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную