Комплексная программа




Скачать 324.34 Kb.
НазваниеКомплексная программа
страница1/3
Дата публикации26.06.2013
Размер324.34 Kb.
ТипПрограмма
exam-ans.ru > Право > Программа
  1   2   3
Министерство образования и науки российской федерации
сыктывкарский лесной институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

лесотехнический университет имени С. М. Кирова» (СЛИ)

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

«Воспитательная работа со студентами Сыктывкарского лесного института

(филиала) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет

имени С. М. Кирова» на 20112015 гг.»

Сыктывкар 2011

  1. Общие положения

Одним из важных направлений развития России на современном этапе является формирование гражданского общества как общества социально активных людей, способных конструктивно взаимодействовать с другими силами общества во имя общих целей, интересов и ценностей. Воспитать активного субъекта гражданского общества легче с возраста, когда формируется собственно личность, поэтому начинать нужно с молодого поколения, которому завтра жить в государстве, формировать его политику и жизнедеятельность. Именно поэтому сегодня приоритетным направлением государственной молодежной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном) является развитие социальной активности молодежи, гражданского самосознания через их участие в деятельности молодежных и студенческих общественных объединений, молодежных парламентов, правительств, иных консультативно-совещательных структур, созданных при органах законодательной и исполнительной власти разного уровня, органах студенческого самоуправления.

Образование – важнейший стратегический ресурс развития общества. В современных условиях главной целью образования становится формирование личности, профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности четко обозначена в Законе Российской Федерации «Об образовании», определяющем образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Воспитание личности в период обучения в вузе - важнейший этап социализации молодежи, связанный с формированием социально-зрелой личности. Этим диктуется необходимость системной постановки воспитательного процесса в вузе, при которой данная сфера деятельности выступает в органическом единстве с учебным процессом и научно-исследовательской подготовкой студентов. Взаимосвязь и взаимозависимость учебной, научной и воспитательной работы определяется целой совокупностью качеств, установок и ценностных ориентаций личности, определяющих профессиональную и социальную компетенцию специалиста. Немаловажным аспектом сопряжения учебных и воспитательных задач в контексте образовательной политики является и проблема социально-психологического комфорта в студенческой среде. Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость не в последнюю очередь зависит от того, как выстраиваются отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавателями, между студенчеством и администрацией вуза. Только совокупное действие таких условий и средств воспитания, как создание благоприятной образовательной среды, влияние личности воспитателя и его деятельности, личностное и социально-ролевое общение, активная творческая деятельность студентов, соотнесенная с особенностями их социально-возрастного периода развития, может дать положительный эффект. Министерство образования и науки РФ разработало стратегию государственной молодежной политики, которая призвана определить цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире.

^ II. Цель и задачи воспитательной работы

Цель воспитательной работы: создание условий для становления жизнеспособной профессионально и социально устойчивой личности студента, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью, способного в новых социально-экономических условиях вносить ощутимый вклад в укрепление могущества России, преобразования российского общества, способного самосовершенствоваться и реализоваться в общении с другими людьми.
^ Цель Программы: реализация Концепции воспитательной работы Сыктывкарского лесного института,

Современная ситуация требует более четкой постановки вопросов организации культурно-воспитательной деятельности в вузах. Это связано с тем, что все основные вызовы времени приобрели общую направленность: успешно организовать свою собственную жизнь, жизнь сообщества и страны в целом может лишь социально созидающая, социально ответственная личность. Поэтому очень важно не только каких специалистов, но и каких людей выпускает современный вуз. Для эффективного решения задачи воспитания современной студенческой молодежи нужно обозначить ее цель и результат. Необходима существенная корректировка содержания и форм воспитания подрастающих поколений посредством образования и в системе образования. Сегодня становится все более очевидным, что ценой вопроса о человеческом капитале как основном национальном, ведущем стратегическом государственном ресурсе становится "социальное качество" подрастающего поколения. Основа гражданственности и патриотизма – это ответственность за себя, за свою семью и за свое Отечество. Инициативы Правительства РФ в области образования направлены сегодня на восстановление тесной связи личности, общества, государства. Знакомство с опытом работы в этом направлении вузов, опыт деятельности Сыктывкарского лесного института позволяют обозначить первоочередные задачи в этом плане.

^ Задачи воспитательной работы:

    1. Актуализация воспитательного потенциала содержания и форм профессиональной подготовки компетентного специалиста;

    2. Совершенствование процесса организации внеучебной деятельности студентов, создание условий для формирования социально-культурной компетентности личности;

    3. Развитие системы студенческого самоуправления, формирование активной жизненной позиции у молодежи, содействие развитию нравственных, профессионально и социально значимых качеств личности.

    4. Приобщение студентов к корпоративной культуре института;


^ III. Основные направления воспитательной деятельности

Исходя из поставленной цели воспитания и вытекающих из нее задач можно выделить следующие направления воспитательной деятельности:

      1. ^ Профессионально-трудовое воспитание сознательное отношение к выбранной профессии, формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной специальности, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики;

Актуализация воспитательного потенциала содержания и форм профессиональной подготовки компетентного специалиста осуществляется через содержание образования, что подразумевает акцентуализацию нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов, разработку специализированных гуманистически ориентированных курсов, а также подчеркивание культурологического и регионального компонентов содержания образования, через включение специфических составляющих в образовательные программы общеобразовательных и специальных дисциплин. Следующая важная задача – привлечение к воспитательному процессу в вузах авторитетных и уважаемых представителей научно-технической, творческой, вузовской интеллигенции, опора на традиции российской интеллигентности как единства образованности, воспитанности и культурности, на нравственный идеал. Воспитание должно опираться на формирование этически ответственного отношения к миру.
Во внеучебной деятельности профессиональное воспитание обеспечивается через научно-исследовательскую работу студентов на кафедрах, в отделениях научно-технических обществ, участие студентов в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня, через организацию студентов СЛИ «КИТ», через деятельность Музея леса и др. Очень важно сегодня создать в вузах систему студенческой социальной практики и практики производительного труда. Для этого необходимо восстановление и развитие студенческого научно-технического творчества, студенческих конструкторских бюро, студенческих трудовых отрядов.

С целью трудового воспитания в порядке оказания помощи городским производственным организациям производится приобщение студентов к регулярному внеаудиторному общественно-полезному труду: участие в субботниках и воскресниках, в посадке зеленых насаждений на улицах города, поддержание чистоты на территории, прилежащей к институту и общежитиям. Однако основной формой трудовой деятельности студентов является учеба. Учеба в институте – это нелегкий труд. Студенту-первокурснику необходимо с первых дней обучения приучать себя к систематической работе над изучаемым материалом, стремиться к получению новых знаний. Непосредственным проявлением связи теории с практикой служит участие студентов в период производственной практики в выполнении конкретных производственных заданий. Важной формой трудового воспитания является участие в выполнении научно-исследовательских работ кафедр, работа в студенческих научных кружках, студенческих конструкторских бюро.
^ 2.Духовно-нравственное воспитание – создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни;

В непростое время перехода нашей страны к рыночной экономике особое значение приобретает нравственное воспитание российского студенчества. Задача нравственного воспитания выработать активную жизненную позицию, сознательное отношение к общественному долгу, правильную оценку тех явлений общественной жизни, которые рассматриваются как выражение интересов людей. Формирование личности – сложный, длительный процесс преобразования высших специальных стимулов во внутренние мотивы индивидуального поведения, творческое освоение человеком общественных требований. Студент должен заниматься самовоспитанием, в свою очередь, задачей вузовского коллектива является воспитание у студентов высших моральных качеств. Необходимо обучение молодежи культуре поведения, культуре жизни. Силами кураторов и преподавателями кафедры гуманитарных дисциплин проводится цикл занятий по студенческой этике и этикету.
^ 3. Гражданско-патриотическое воспитание становление активной гражданской позиции личности, осознание ответственности за благополучие своей страны, региона, института; усвоение норм права и модели правомерного поведения.

Гражданственность это творческая активность, сознательность, свобода и ответственность, солидарность, духовность, самодеятельность Ведущим ориентиром для вузов сегодня должно стать воспитание социально ответственной личности, способной к созидательному труду, созидательной жизнедеятельности, через формирование ответственности личности за свое дело, своих близких, свою семью, местное сообщество, страну. В этом и заключается смысл воспитания гражданственности. В плане внутри вузовской работы – необходимо создание в каждом вузе современной, комфортной и значимой образовательно-культурной среды, основанной на общероссийских и вузовских традициях, студенческой инициативе и соревновательности, собственных традициях и символике образовательного учреждения. Решая эту задачу в Лесном институте, создана символика и атрибутика института, система вузовских конкурсов и праздников, ориентированных на интересный и разнообразный досуг, содержанием которого должен быть рост духовности, нравственности, общей культуры и гражданственности. Ответственность – значит гражданственность, которая задает меру сопричастности человека социуму и формирует чувство патриотизма. В СЛИ это направление реализуется в проведения встреч студентов с интересными людьми, видными деятелями культуры, писателями на кураторских часах; на заседаниях дискуссионно-правового клуба, мастер-классами, проводимыми успешными бизнесменами. Требует поддержки развитие студенческого самоуправления, движение стройотрядов и социального шефства (над школами, домами-интернатами и т. д.).
^ 4. Культурно-эстетическое воспитание содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании произведений искусства.

Эстетическая воспитанность личности включает в себя совокупность специфических чувственных, интеллектуальных и волевых ее качеств, умений и навыков, необходимых для воспитания и оценки действительности.

^ Задача эстетического воспитания – сформировать развитые эстетические чувства. Показателем уровня эстетической воспитанности является умение воспринимать подлинные ценности, находить и отбирать их, т. е. эстетически видеть жизнь, уметь преобразовывать ее по законам красоты. Об эстетической воспитанности можно судить, прежде всего, по поведению в обществе, характеру поступков, результатам деятельности в общении, познании и труде. Эстетическое развитие студенческой молодежи – это, в частности, усвоение теоретических знаний в области эстетики, восприятие эстетической ценности художественной культуры, воспитательное воздействие всех видов деятельности самого студента (художественная самодеятельность, учебный процесс, трудовая, общественная, научная деятельность). До поступления в институт будущие студенты имели неодинаковый уровень эстетического развития, на который оказывало влияние то, в какой семье воспитывался молодой человек, в какой школе учился, в какой местности, сельской или городской, проживал и т. п., поэтому с первых дней пребывания в институте со студентами проводится воспитательная работа, направленная на развитие эстетических качеств. Большое значение имеют творческие встречи с писателями, поэтами, артистической молодежью города. Одной из форм самовыражения студентов является их участие в художественной самодеятельности, где студенты приобщаются к искусству и иногда достигают профессионального мастерства в том или ином жанре, что также способствуют эстетическому развитию студенческой молодежи.
^ 5. Экологическое воспитание понимаемое не в узком природоохранном, а в широком культурно-антропологическом смысле: воспитательная работа должна быть нацелена на осознание студентами того, что экологические бедствия суть не проблемы природы, а проблемы человека, его долга и вины перед природой; Экологическое воспитание реализуется через включение специфических составляющих в образовательные программы общеобразовательных и специальных дисциплин, во внеучебной работе – через деятельность Музея леса, клуба туристов, экологического клуба.
^ 6. Физическое воспитание совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового образа жизни;

^ Целью физического воспитания студентов в вузе является подготовка высококвалифицированных здоровых специалисто. Важной функцией воспитательной работы в институте является вовлечение возможно большего числа студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в регулярные занятия физической культурой, спортом и туризмом, а также привлечение их к активному участию в массово-оздоровительных, физических и спортивных мероприятиях, утвержденных в коллективе вуза. Сегодня больше половины абитуриентов приходят в вуз с отклонениями в здоровье и хроническими заболеваниями. В СЛИ ежегодно организуется летний оздоровительный лагерь на побережье Черного моря, активно работает спортивный студенческий клуб, состоящий из 12 различных секций, медпункт, туристский клуб «Сириус», спортивные комнаты на базе общежитий № 1 и № 2.

Основную цель этого направления работы можно сформулировать следующим образом – формирование Лесного института, как оздоравливающего учебного заведения. В настоящее время неправомерно рассматривать физическую культуру и спорт всего лишь как досуг или средство отвлечения молодежи от вредных привычек. Сфера физической культуры и спорта оказывает многоплановое воздействие на социальные процессы, происходящие в обществе, например она:

  • способна улучшить состояние физического здоровья населения;

  • нормализовать физиологическое состояние организма, снижая факторы агрессивности, тревожности и неудовлетворенности, способствует формированию положительных эмоций;

  • имеет высокую значимость и является авторитетной для подавляющего большинства молодежи;

  • несет позитивное содержание без политической окраски;

  • противостоит распространению вредных привычек;

  • организует здоровый и активный досуг населения;

  • дает возможность индивиду улучшить свое материальное положение и получить общечеловеческое признание;

  • способствует развитию спортивной индустрии – динамичной отрасли экономики.


Таким образом, актуальность данного направления воспитательной работы обуславливается, как высокой социальной значимостью обозначенной проблемы, так и наличием механизмов ее решения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комплексная программа iconКомплексная проверочная работа во 2 классе
Данная комплексная работа проводится среди учащихся начальной школы в новой форме в рамках требований к образовательным результатам...

Комплексная программа iconПрограмма работы школьного летнего оздоровительного лагеря «Звездочка»
Программе «Последний герой» логически предшествовала комплексная программа «Родничок», главными направлениями которой являлись

Комплексная программа iconПрограмма развития ддт на 2009-2014 гг. Разработчики
Комплексная Программа развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества...

Комплексная программа iconПрограмма развития школы на 2011 2016 годы муниципальное общеобразовательное учреждение
...

Комплексная программа iconПрограмма развития школы на 2011 2015 годы муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Целевая комплексная программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тлайлухская средняя общеобразовательная...

Комплексная программа iconКомплексная программа развития электронно-лучевой сварки (элс) в...
Комплексная программа развития электронно-лучевой сварки (элс) в Российской Федерации на 2009 – 2012 годы

Комплексная программа iconРасписание занятий дпоу на 2013-2014 учебный год
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»

Комплексная программа iconПрограммы
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 с углубленным...

Комплексная программа iconПрограмма голосового управления
Описание: о компании. Услуги: проектирование информационных систем управления. Комплексная автоматизация управления

Комплексная программа iconПрограмма развития школы на 2011 2015 годы дубки 2011г. Содержание....
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного Дубкинская средняя общеобразовательная школа

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную