Программа государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология»




Скачать 354.84 Kb.
НазваниеПрограмма государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология»
страница1/3
Дата публикации11.06.2013
Размер354.84 Kb.
ТипПрограмма
exam-ans.ru > Психология > Программа
  1   2   3
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

(НГПУ)

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030301.65 - «ПСИХОЛОГИЯ», СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ – ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ


Н.Новгород, 2011

Татарникова Н.С., Кочнева Е.М., Серебрякова Т.А., Минькова Е.С. Программа государственного экзамена по специальности 030301.65 Психология, специализация – Психология управления. Н.Новгород: изд-во НГПУ -2011г.

Программа государственного экзамена по специальности 030301.65 Психология, специализация – Психология управления, утверждена на заседании кафедры психологии 19 сентября 2011г., протокол №1.

ВВЕДЕНИЕ
Настоящая программа предназначена для подготовки студентов выпускных курсов, обучающихся по специальности 030301.65 — «Психология», к сдаче итогового государственного экзамена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для указанной специальности.

Программа содержит вопросы, на которые следует обратить внимание при изучении учебных курсов: «Возрастная психология», «Общая психология», «Психодиагностика», «Экспериментальная психология», «Психология управления», вопросы к междисциплинарному экзамену, а также список рекомендуемой литературы.

В программе отражены «устоявшиеся» на сегодня воззрения на сущность психики, методологические и методические вопросы ее изучения, широко признанные во всем мире теории, законы, концепции, описывающие динамику психической активности. Ориентиром при этом является традиционная для отечественной об­щей психологии идея баланса между взглядами на психику как продукт биологической эволюции, с одной стороны, и как культурно-исторический феномен, с другой. Это определило содержание первого (общепсихологического) раздела программы, которое лежит в основе подготовки профессионального психолога.

Раздел II программы посвящен закономерностям психической динамики в онтогенезе, психологической характеристике основных возрастных этапов жизни человека. Это объясняется тем, что компетентность в вопросах возрастных различий в значительной степени «задает» уровень дифференциально-психологической подготовки выпускников по специальности – «Психология» и во многом определяет их готовность к самостоятельной практической деятельности.

Много внимания в программе (раздел III) уделено вопросам диагностики и измерения в психологии, особенностям стандартизированного шкалирования при изучении психических явлений, тонкостям экспериментальных психологических исследова­ний. Важность этого раздела программы определяется тем, что он проверяет уровень мышления выпускников в русле естественно­научной парадигмы современной психологии. При составлении программы учитывался зарубежный опыт проведения экзаменов на получение сертификата, дающего право заниматься психологической практикой (см.: Контроль компетентности при оценке профессиональной пригодности. Государственный сертификационный регистр Британского психологического общества // Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагности­ке. СПб.: Питер, 1999. С. 460-472).

В разделе IV рассматриваются теоретические основы психологии управления, психологии труда руководителя, психологические основы содержания управленческой деятельности и социальная психология управления. Большое внимание уделено приобретению профессиональных навыков, необходимых специалисту-психологу для работы в сфере управления.

Раздел V посвящен теоретическим и практическим вопросам педагогической психологии. Курс «Педагогическая психология» является одним из центральных в системе психолого-педагогической подготовки. В разделе рассматриваются вопросы о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов. Центральное место отводится психологии обучения и психологии педагогической деятельности.

^ I. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
РАЗДЕЛ I
Тема 1

Определение психологии как науки. Житейская и научная психология. Психическое отражение, его специфика и основные характеристики. Психические явления. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния. Место психологии в системе наук о человеке. Классификация основных направлений психологии как науки и практики.
Тема 2

Психика как свойство высокоорганизованной нервной системы. Понимание психики как субъективного образа объективной действительности. Развитие психики в филогенезе. Основные формы поведения животных и их характеристика. Различие психики животных и человека. Психика и мозг. Рефлекторный принцип в трактовке психических явлений.

Представление о функциональных системах (П. К. Анохин) и функциональных блоках мозга (А. Р. Лурия).
Тема 3

Проблема методов изучения психики. Интроспекция, самонаблюдение, наблюдение. Эксперимент и его основные формы в психологии. Неэкспериментальные (клинические) методы в психологии: беседа, опрос, анализ предметов деятельности. Тесты и их использование в психологии. Активные методы: психологический тренинг, деловая игра, дискуссия.
Тема 4

Сознание как высшая форма отражения человеком действительности. А. Н. Леонтьев о психологической структуре сознания, о значениях и смыслах как составляющих сознания. Личностный смысл как выражение «пристрастности» сознания. Роль речи в функционировании сознания. Сознание как языковая форма отражения человеком окружающей действительности. Понятие бессознательного. Проявление бессознательного начала в психических явлениях. Соотношение между сознательной и бессознатель­ной регуляцией поведения.
Тема 5

Понятие деятельности. Соотношение понятий «активность», «поведение» и «деятельность». Психологическая структура деятельности. Смыслообразующие мотивы как конституирующие при­знаки деятельности. Действия, операции и их соотнесенность с целями деятельности. Внешняя (предметная) и внутренняя (психическая) деятельность. Интериоризация. Экстериоризация.

Тема 6

Понятие личности. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические и интеракционистские. Теория черт личности. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистические теории личности. Теория социального научения, «Я - концепция» и ее структура. Психологическая защита и ее основные формы.
Тема 7

Мотивация личности. Соотношение мотивов, потребностей и целей. Направленность личности как характеристика мотивационного ядра. Понятие и теория каузальной атрибуции. Мотивация достижения успехов и избегания неудач. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Понятие оптиума мотивации и закон Йеркса — Додсона.
Тема 8

Понятие межличностных отношений. Некоторые закономерности межличностного взаимодействия (оценочные стереотипы, рефлексия, идентификация, проекция, эффект ореола, межличностная дистанция и позиционная борьба). Групповой принцип организации общественной жизни людей. Виды групп. Структура группы. Формальное и неформальное лидерство в группе. Влияние группы и поведение индивида (конформизм, внушаемость, «эффекты присутствия»). Психологическая совместимость и групповая сплоченность. Ценностно-ориентационное единство. Методы изучения межличностных отношений в группе.
Тема 9

Темперамент как обобщенная характеристика динамических особенностей поведения и психической деятельности. Представления Гиппократа о четырех типах темперамента, определяемых соотношением основных жидкостей в организме. Представления И. П. Павлова о связи темперамента с врожденными свойствами высшей нервной деятельности (сила, подвижность, уравновешенность). Развитие взглядов И. П. Павлова в школе Теплова — Небылицина. Конституциональные типы темперамента (Э.Кречмер, У.Шелдон). Психологические проявления темперамента (синзитивность, темп, эргичность, активность, эмоциональность, экстраверсия, интроверсия). Роль темперамента в учебной и трудовой деятельности.
Тема 10

Характер и его проявления в поведении. Черта характера и ее психологическая структура. Волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера. Характер и темперамент. Типологические модели характера (Э.Фромм). Социальные типы характера: мазохист — садист, конформист — автомат, разрушитель. Акцентуации характера и нарушение социальной адаптации. Формирование характера.
Тема 11

Понятие о способностях. Соотношение способностей и знаний, умений, навыков (ЗУН). Быстрота, эффективность, субъективная легкость овладения деятельностью как главные признаки способности к данной деятельности (Б. М. Теплов). Способности и задатки. Качественная и количественная характеристика способностей. Тестовый подход к оцениванию способностей. Одаренность и ее составляющие: интеллект, креативность, мотивация. Талантливость и гениальность.
Тема 12

Общее понятие об эмоциях и чувствах. Положительные, отрицательные, ориентировочные эмоции. Амбвивалентность чувств. Побуждающая, сигнальная и регулирующая функции эмоций. Основные виды эмоционального реагирования (чувственный тон ощущений, настроение, аффект, стресс, высшие чувства). Физиологические основы эмоций. Динамика эмоций (теории У. Джемса, К. Ланге, У. Кеннона, П. В. Симонова). Саморегуляция в сфере эмоций.
Тема 13

Воля как психический процесс. Основные признаки волевой деятельности (действие по принципу «так надо» в противовес «так хочется»). Наличие препятствий и борьба мотивов как условия возникновения и осуществления волевого акта. «Свобода воли» и детерминизм поведения. Понятия локуса контроля и качеств экстернальности — интернальности в поведении. Первичные (настойчивость, выдержка, целеустремленность), вторичные (решительность, смелость, самообладание) и третичные (ответственность, обязательность, принципиальность) волевые качества личности и их формирование.
Тема 14

Внимание и его специфика в системе познавательных процессов. Основные функции внимания: поддержание общего тонуса психической активности, обеспечение избирательной направленности внешней и внутренней деятельности. Физиологические основы внимания (механизм доминанты, роль ретикулярной формации, нейроны — детекторы новизны). Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) и их характеристика. Психологические теории внимания (Т. Рибо, П. Я. Гальперин). Основные свойства внимания (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем). Отвлекаемость и рассеянность. Факторы, определяющие устойчивость и интенсивность внимания.
Тема 15

Ощущение и его место в структуре познания. Взгляды Гельмгольца и Мюллера на природу ощущений (субъективный идеализм, филологический идеализм). Анализатор, его строение и функционирование. Основные виды ощущений. Чувствительность и ее измерение (абсолютный и дифференциальный пороги ощущений). Взаимосвязь интенсивности ощущения и силы раздражителя (соотношение Вебера — Фехнера). Основные свойства и закономерности ощущений (адаптация, последствие раздражителей, сенсибилизация, синестезия).
Тема 16

Восприятие и его отличие от ощущений. Основные свойства и особенности восприятия (предметность, целостность, константность). Факторы, определяющие интеграцию ощущений и целостные образы восприятия (взгляды гетшальтпсихологов). Восприятие пространственных свойств объектов (величины, удаленности). Восприятие времени. Избирательность восприятия. Опосредованность восприятия жизненным опытом и потребностями (апперцепция). Иллюзии в восприятии.
Тема 17

Память и ее роль в организации психической деятельности. Основные процессы памяти (запечатление, сохранение, воспроизведение). Узнавание. Активная природа памяти (избирательность в работе памяти). Роль ассоциативных и смысловых связей в мнемической деятельности. Мнемотехника. Психологическая характеристика и физиологические основы основных систем памяти: мгновенной (иконической), кратковременной и долговременной. Различие памяти по виду активности (двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая, механическая). Произвольная и непроизвольная память. Общие закономерности функционирования памяти (ограниченная пропускная способность, тенденция к стиранию либо «утере» следа памяти). Условия эффективного запоминания и воспроизведения. Забывание и его характеристика. Реминисценция. Индивидуальные особенности памяти.
Тема 18

Чувственное и рациональное познание. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности, как процесс выделения существенных связей и отношений. Основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, конкретизация). Проблемные ситуации как «инициаторы» мыслительного процесса. Мышление и решение задач. Представления У. Джемса о мышлении как активной ориентировке в незнакомой ситуации. Продуктивный характер мышления. Конвергентное и дивергентное мышление. Дивергенция как главная составляющая творческого процесса. Показатели креативности мыслительной деятельности. Формы мышления (понятия, суждения, умозаключения). Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Речь и понятийное мышление.
Тема 19

Общее понятие о языке и речи. Социально-психологические функции речи (средство общения, коммуникации и орудие мышления). «Язык» животных и речь человека. Единство речи и высших форм мышления. Механизм порождения и понимания речевого высказывания. Периферические и центральные физиологические механизмы речевой активности. Представления И. П. Павлова о второй сигнальной системе. Центры Брока и Вернике. Виды речи (внешняя, внутренняя, устная, письменная, монологическая, диалогическая).
Тема 20

Понятие о воображении. Воображение и мышление. Основные способы «конструирования» образов воображения (агглютинация, гиперболизация, типизация). Воображение и физиологические процессы в организме. Роль воображения в деятельности человека. Виды воображения (пассивное, активное, воссоздающее, творческое) и их характеристика.


^ РАЗДЕЛ II
Тема 1

Предмет и проблемы возрастной психологии и психологии развития. Методы изучения психики и специальные методические приемы исследования динамики психических изменений в онтогенезе (лонгитюд, поперечные срезы). Близнецовый метод как способ оценки относительной роли наследственности и социальной среды в психическом развитии. Связь возрастной психологии с возрастной физиологией, общей психологией, педагогикой.
Тема 2

Факторы и движущие силы психического развития. Механистические концепции психического развития (биогенетическое понимание развития, отождествление научения и развития, теории конвергенции и биосоциального антагонизма). Культурно-историческая концепция развития Л. С. Выготского. Понятие социальной ситуации развития. Взгляды Л. С. Выготского на формирование высших психических функций. Теоретические взгляды на соотношение обучения и развития. Два показателя психического развития по Л.С. Выготскому (зона актуального и ближайшего развития). Неравномерный характер психического развития. Сензитивные периоды в динамике формирования психических функций. Проблемы дифференциального подхода в обучении и воспитании.
Тема З

Понятие «возраст» в возрастной психологии. Соотношение хронологического, социального и психологического возраста ребенка. Психическое развитие как процесс формирования личности. Структурные компоненты личности и основные «линии» психического развития.

Теории развития ребенка с точки зрения системообразующего фактора. Концепция либидо и этапы психосексуального развития по 3. Фрейду. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Понятие идентичности и краткая характеристика основных этапов развития личности по Э.Эриксону. Роль деятельности в психическом развитии. Концепция ведущей деятельности и теория возрастной периодизации психического развития Д.Б.Эльконина. Теория развития интеллекта по Ж.Пиаже. Основные стадии интеллектуального развития детей по Ж.Пиаже: стадия сенсомоторного интеллекта, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций, стадия формальных операций.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология» iconПрограмма государственного экзамена по психологии (для специальности 030301. 65 Психология)
Программа государственного экзамена по психологии (для специальности 030301 – Психология) / Под общ ред. Матвеевой Н. Э. – Москва,...

Программа государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 030301 – Психология
Программа предназначена для студентов-психологов всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной) Московского университета государственного...

Программа государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология» iconПрограмма дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология» iconУсловное обозначение рабочей программы рп шифр специальности 030301....
Программа дисциплины «Конфликтология» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо для...

Программа государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология» iconРабочая программа учебной дисциплины Правовые основы деятельности...
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности...

Программа государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного об­разовательного стандарта впо по специальности 030301....

Программа государственного экзамена по специальности 030301. 65 «психология» iconПрограмма курса составлена в соответствии с требованиями государственного...
Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта впо по специальности 030301....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
exam-ans.ru
<..на главную